Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
284
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHOLOGICAL SUPPORT / VIOLATION OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM / HELP / FAMILY COPING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шелудько Ольга Сергеевна

Анализируется значимость психологического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Семейное совладание рассматривается как адаптационный механизм, используемый семьей в трудной жизненной ситуации. Показан психотерапевтический потенциал семьи, воспитывающей ребенка с двигательной патологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шелудько Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PERSONS WITH DISORDERS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM

The author analyzes the significance of psychological support in families raising a child with disorders of the musculoskeletal system. Family coping is seen as adaptive mechanism used by the family in a difficult situation. Shown therapeutic potential for families raising children with motor disorders.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ _ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Шелудько Ольга Сергеевна

Саратовский государственный медицинский университет

им. В.И. Разумовского, г. Саратов

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PERSONS WITH DISORDERS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM Sheludko Olga Sergeevna, Saratov state medical University named after V. I. Razumovsky, Saratov

АННОТАЦИЯ

Анализируется значимость психологического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Семейное совладание рассматривается как адаптационный механизм, используемый семьей в трудной жизненной ситуации. Показан психотерапевтический потенциал семьи, воспитывающей ребенка с двигательной патологией.

ABSTRACT

The author analyzes the significance of psychological support in families raising a child with disorders of the musculoskeletal system. Family coping is seen as adaptive mechanism used by the family in a difficult situation. Shown therapeutic potential for families raising children with motor disorders.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, нарушение опорно-двигательного аппарата, помощь, семейное совладание

Keywords: psychological support, the violation of the musculoskeletal system, help,family coping

Одной из наиболее обсуждаемых в научной и публицистической литературе является тема интеграции лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общество в контексте повышения их социальной активности.

Успешность практик социальной интеграции лиц с нарушениями опорно-двигательной системы зависит от целого ряда факторов, способствующих/препятствующих консолидации медицинского, психологического и социального сопровождения этой группы. Трудно переоценить необходимость применения на практике единой системы мер, направленных на коррекцию имеющихся физических недостатков и на активизацию индивидуальных компенсаторных возможностей. Сопровождение, организуемое по этим направлениям, представляет систему профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий принятия субъектом оптимального решения для развития личности, успешного обучения и социализации [4].

В основе психологического сопровождения лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата положен системно-ориентированный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом тех или инноваций. В качестве выбора выступает множественность вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем развития [3].

Содержание психологического сопровождения определяется особенностями психического развития лиц, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, при этом особая роль отводится психологической помощи ребенку в условиях двигательной депривации.

Эффективность психологической помощи зависит от качественной психологической диагностики развития моторных, мнемических, интеллектуальных функций, особенностей мотивационно-потребностной сферы и индивидуально-личностных характеристик [1]. К проведению психологического обследования выделяют следующие требования: соответствие за-

даний возрасту ребенка, уровню его сенсомоторного и интеллектуального развития; использование игровой формы выполнения заданий; учет физических возможностей ребенка и состояния моторики в момент деятельности ребенка; учет оценки функциональной приспособленности ребенка к своему двигательному дефекту; диффузность симптоматики; оценка сенсорно-перцептивных функций [3].

Психологическое сопровождение лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата включает не только диагностическую и коррекционную программы поддержки, но и консультационные услуги для родителей^].

Работа с семьей важная составная часть социальной и психологической помощи ребенку в условиях двигательной депривации. К сожалению, социальная составляющая помощи семьям обычно ограничивается незначительной финансовой поддержкой. Однако, эффективность работы, направленной на успешность практик социальной интеграции ребенка, имеющего поражения опорно-двигательного аппарата, зависит от наличия психологической поддержки самой семье, включая не только родителей, но и близкое окружение. В этой помощи семья нуждается постоянно, независимо от возраста больного, так как ситуация в семье непрерывно усложняется по мере взросления ребенка. Психологический климат в семье, где растет ребенок с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, определяет важность психотерапевтической и психокоррекционной работы с семьей.

Психолог образовательного учреждения располагает уникальными возможностями для коррекционной работы с ребенком и его семьей, он может в течение нескольких лет наблюдать тончайшие изменения в психологическом статусе ребенка. Эти изменения определяются не только работой психолога, но и семейной ситуацией, отношением членов семьи к ребенку. Родители и другие родственники могут стать союзниками профессионалов (врачей, педагогов, психологов),

а могут сознательно или бессознательно препятствовать реабилитационному процессу. [8].

Естественно предположить, что болезнь как типичная трудная ситуация будет оказывать определенное влияние на функционирование семьи и на её выбор адаптационных стратегий с учетом особенностей и сложностей нарушений, вызванных болезнью.

В последнее время в контексте трудных жизненных ситуаций, связанных со здоровьем ее членов, семья все чаще рассматривается и как источник проблем, и как ресурс их разрешения.

Если анализировать адаптационные механизмы, которые использует семья в решении проблем, связанных с трудной жизненной ситуацией в рамках системного подхода, то семья это саморегулирующаяся социальная система, а ее адаптивность это способность к изменению. Регулирование системы происходит через поддержание динамического равновесия и выживания, а также изменение целевой направленности системы[9].

С позиции гуманистической теории семьи семейные отношения — это особые отношения близости, чему способствуют откровенность и искренность в отношении себя, принятие другого человека, признание его безусловной ценности как отдельной личности, эм-патия[6].

Семейное совладание - процесс взаимного влияния и взаимозависимости.

Включенные в близкие отношения люди в процессе преодоления обретают не только возможность разрешить трудности, но и подтверждение их близости [2].

Социальные функции, которые традиционно выполняет семья, можно рассматривать с точки зрения психотерапевтического потенциала. Это условия для раскрытия личностного саморазвития, а именно, взаимное доверие, открытость, эмпатия, поддержка, принятие. В зависимости от прочности такого потенциала, человек может поступить более решительно или, наоборот, избегать столкновения с реальностью[5].

На специфику семейного совладания большое влияние имеют личностные особенности родителей, преимущественно матери. Данный факт убедительно показан в работах В.А. Вишневского и В.В. Ткачевой, описавших различные типы реагирования на факт установленного у ребенка заболевания (паранояль-ные тенденции, депрессия, реакция отказа, адекватное реагирование и т.д.).

Основная масса семей испытывает сложности преодоления в течение многих лет. Для таких семей характерны: постоянные жалобы на ситуацию, саботаж реабилитационных мероприятий, гиперопека больного ребенка, наличие замкнутых систем «мать—ребенок», соматические жалобы со стороны членов семьи, социальная депривация, сознательное ограничение социальных контактов. Когда у ребенка имеет место выраженная двигательная патология и деформации лица: враждебность по отношению к ребенку-инвалиду, избегание его.

Показателями преодоления трудной ситуации являются такие признаки, как уменьшение чувства печали, усиление интереса к окружающему миру, появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. При этом пути преодоления могут быть разными — от нахождения высшего смысла в проис-

шедшем до стремления получить максимальные материальные выгоды в виде льгот, пособий и пр. Однако, подавляющее большинство родителей живет в условиях постоянного психологического стресса, поскольку по мере взросления ребенка появляются новые проблемы, которые необходимо решать. Родители часто испытывают чувство неполноценности, усугубляемое неблагоприятным отношением окружающих к ним и ребенку. Даже если семьи не распадаются, в них нередко возникают проблемы межличностных отношений, конфликты по поводу воспитания ребенка, разделения обязанностей по уходу за ним. В результате, неблагоприятный психологический статус родителей приводит к не адекватной оценке возможностей ребенка, неправильному его воспитанию.

Важно помочь проанализировать, какой способ реагирования на ситуацию предпочитается в семье и насколько он эффективен, помочь семье выработать правильное отношение к реакции окружающих на внешние проявления двигательного и речевого дефекта у ребенка, организовать консультативную и коррек-ционную помощь семье в кризисные периоды, связанные с определенными возрастными этапами развития ребенка.

Таким образом, сопровождение лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата направленно на удовлетворение сопроводительных задач семьи и ребенка. Оно способствует повышению и расширению качества жизни ребенка, повышению социальной активности и развитию самостоятельности. Посредством психологического сопровождения возможно формирование и укрепление социальной позиции ребенка, формирование системы ценностных установок и ориентаций, создание условий для унификации жизненного пространства и в конечном итоге успешная социальная интеграция.

В результате психологического сопровождения дети, с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют условия для формирования адекватной самооценки и уровня притязаний, для укрепления физического и психического здоровья, имеют возможность следовать индивидуальному образовательному маршруту и реализовать собственные возможности.

Список литературы

1. Битянова М.Р. Особенности диагностики в процессе сопровождения./М.Р. Битиянова // Школьный психолог - 2001 - № 31.-С. 27-30.

2. Куфтяк Е.В. Психология семейного совладания. Автореферат доктора психол. наук. М., 2011. 45 с.

3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии./И.И. Мамайчук.- СПб.: Речь, 2008.- 224с.

4. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (27 июня 2003 № 28-51-513/16).

5. Орлова М.М. Субъектно-социальный подход к исследованию здоровья. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014. 220 с.

6. Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы./ Пер. с англ. В. Гаврилова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 288 с. С. 44.

7. Ульенкова У.В. Организация и содержания спе-

циальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/У.В. Ульенкова, О.В.Лебедева.- 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 176с.

8. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-дви-гательного

аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 368 с.

9. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия СПб., 2006. 333с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.