Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение как направление деятельности психологической службы в системе профильного обучения'

Психологическое сопровождение как направление деятельности психологической службы в системе профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5625
548
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОНЯТИЕ "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ" / МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / THE CONCEPT "PSYCHOLOGICAL MAINTENANCE" / PSYCHOLOGIST MAINTENANCE OF PERSON'S DEVELOPMENT IN CORE EDUCATION / MAINTENANCE / THE MODEL OF PSYCHOLOGICAL AGENCY ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобзарева Инна Ивановна

В статье автор раскрывает содержание понятия «психологическое сопровождение», цель, задачи, содержание деятельности психолога по сопровождению субъектов образовательного процесса в условиях профильного обучения. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author clarifies the concept "psychological maintenance", the goal, tasks and the content of psychologist activity at maintenance of persons in core education conditions.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение как направление деятельности психологической службы в системе профильного обучения»

ПЕМОШШ ИНУК!

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

И. И. Кобзарева

THE PSYCHOLOGICAL MAINTENANCE AS THE GUIDELINES FOR THE PSYCHOLOGICAL AGENCY ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF CORE EDUCATION

Cobzareva I. I.

In the article the author clarifies the concept "psychological maintenance", the goal, tasks and the content oi psychologist activity at maintenance oipersons in core education conditions.

Key words: maintenance, the concept "psychological maintenance", the model oi psychological agency activity, psychologist maintenance oi person's development in core education.

В статье автор раскрывает содержание понятия «психологическое сопровождение», цель, задачи, содержание деятельности психолога по сопровождению субъектов образовательного процесса в условиях профильного обучения.

Ключевые слова: сопровождение, понятие «психологическое сопровождение», модель деятельности психологической службы, психологическое сопровождение развития субъектов профильного обучения.

УДК 37.015.3

Изменения, произошедшие в России за последние двадцать лет практически во всех сферах жизнедеятельности человека, не могли не отразиться и на образовании. Широкомасштабная реформа общего образования кардинально изменила его. В этот период разрабатывается «Концепция общего среднего образования» (1988 г.), а за ней «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» (2000 г.), «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002 г.). Это дало мощный толчок для дальнейшего научного рассмотрения и изучения педагогами, психологами проблемы внедрения профильного обучения в современные российские школы.

Исследованием психологической стороны профильного обучения занимаются отечественные ученые сравнительно недавно и связано это, скорее всего, с недостаточным развитием такой отрасли психологической науки, как практическая психология образования. Среди ученых, занимающихся психологическими проблемами профильного обучения, можно назвать таких, как: Борисова Е. М., Гинзбург М. Р., Жарко А. С., Зайцева Л. А., Климов Е. П., Логинова Г. П., Мороз Е. И., Пряжников Н. С., Шунайло-ва А. А., Цветкова Н. А., Чистякова С. Н., и др.

Однако введение профильного обучения в массовую педагогическую практику породило ряд противоречий:

1) между профессиональным самоопределением, характерным для юношеского

ШИ. И.Кобзарева

Психологическое сопровождение как направление деятельности психологической службы.

возраста и ранней взрослости, и необходимостью его осуществления в подростковом возрасте;

2) между требованием общества (в лице родителей и учителей) включиться в процесс профессионализации, совершенствоваться в одном направлении и в то же время обладать универсальными знаниями, широким кругозором;

3) между избранным профилем обучения и направленностью личности, способностями, которые ребенок в себе ещё не до конца осознал;

4) между требованием общества к педагогу осуществлять образовательный процесс в соответствии с новым содержанием, общего образования и подготовленностью педагогов в технологическом, психологическом планах и т. д.

Данные противоречия требуют разрешения и могут быть разрешены в процессе деятельности психологической службы по сопровождению субъектов образовательного процесса.

В России сегодня выделяется несколько основных моделей деятельности психологической службы образования. Так, В. Э. Па-хальян обозначает данные модели следующим образом: служба поддержки образования (В. В. Рубцов, Е. Е. Кутейникова, Е. Ю. Чугрюмова и др.), служба психологического сопровождения (Э. М. Александровская, Г. Бардиер, М. Р. Битянова. Т. В. Азарова, Е. А. Казакова, Е. И. Козырева, Т. И. Чиркова и др.), служба содействия (И. В. Дубровина, Е. И. Рогов и др.), служба обеспечения учебно-воспитательного процесса в школе (Л. М. Фридман) и служба психологического здоровья (Т. Н. Клюева, В. Э. Пахальян, О. Хухлаева и др.).

Согласно М. Р. Битяновой (3, 4), в основании различных моделей школьной психологической деятельности лежат следующие идеи:

• первая - ориентирована на работу с учителями. Её суть представлена научнометодическим руководством учебно-

воспитательным процессом в школе. Однако такой подход лишает психолога самостоятельности и выхолащивает саму идею

школьной психологической практики как особой самостоятельной формы деятельности в рамках процесса обучения и воспитания школьников, искажает принципы взаимоотношений между педагогами и психологами.

• вторая - заключается в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социальнопсихологической природы, выявлении и профилактике этих трудностей. В данном случае выпадают из поля внимания психолога благополучные в психологическом отношении школьники.

• третья - в сопровождении ребенка в процессе всего школьного обучения. Идея интересна тем, что она позволяет органично вплести школьную психологическую деятельность в учебно-воспитательную педагогическую систему, сделать ее самостоятельной (со своими целями и ценностями), но не инородной частью этой системы. При этом становится возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном - на личности ребенка.

Среди выделенных моделей в современной психологической науке и практики в настоящее время особую известность приобретает именно идея сопровождения.

Определим лексическое значение слова «сопровождение».

Сопровождение - это то, что сопровождает какое-либо явление или действие. Быть в сопровождении - это значит быть вместе с кем-то. Слово «сопровождать» имеет следующие значения: «следовать рядом, вместе с кем-нибудь, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь»; «сопутствовать чему-нибудь»; «сопроводить или

дополнить чем-нибудь» (7).

Термин «сопровождение» впервые был использован в сочетании со словом «развитие» в книге Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Че-редниковой (1993) «Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей» (1).

Несмотря на то что этот термин в настоящее время широко известен и активно используется, он еще не обрел устойчивого терминологического статуса в психологиче-

ской науке. В научной литературе существует целый ряд подходов к пониманию сущности сопровождения, отдельных его граней.

Остановимся более подробно на содержании понятия «психологическое сопровождение» (см. таблицу 1). Его изучением занимались Александровская Э. М., Битяно-

ва М. Р., Дружинин А. Е., Демидова Т. П., Казакова Е. И., Калинина Н. В., Козырева Е. А., Коновалова Н. Л., Куликова З. А., Климова И. В., Койчуева Ф. Х., Медведев В. П., Махмутова Р. К., Овчарова Р. В., Слюсарев Ю. В., Снегирева Л. А., Черненко Л. И., Чиркова Т. И. и др.

Таблица 1

Содержание понятия «психологическое сопровождение»

№ Авторы Содержание понятий

1 Э. М. Алекандров-ская Особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем или в их предупреждении в условиях образовательного процесса.

2 М. Р. Битянова Система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

3 Е. А. Козырева Система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическое и психическое развитие ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.

4 Т. И. Чиркова Позиция психолога по отношению к субъектам взаимодействия и основные принципы его работы: осторожное, обоснованное, продуманное, четко рассчитанное, предсказуемое по результатам, измеряемое вмешательство в психическое развитие ребенка и педагогический процесс взрослых; вмешательство, предполагающее постепенную передачу функций управления на саморегуляцию, самоконтроль самих субъектов взаимодействия с психологом.

5 Ю. В. Слюсарев, Н. Л. Коновалова Недирективная форма оказания здоровым людям психологической помощи, направленная «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека.

6 Н. А. Коноваленко, Е. В. Шилова Метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

7 Е. Л. Берладина, Н. В. Калинина, Е. Н. Шиянов Один из видов профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

8 A. А. Деркач, Н. А. Довгалевская, B. А. Якунин, Н. В. Тарабарина Своеобразная технология развития индивидуально-личностных качеств школьников.

ШИ. И.Кобзарева

Психологическое сопровождение как направление деятельности психологической службы.

Таким образом, в научной литературе единого подхода к понятию «психологическое сопровождение» пока не разработано. Оно рассматривается как метод, форма, технология, вид профессиональной деятельности психологов. В качестве основных смысловых единиц используются такие понятия, как взаимодействие, сотрудничество, создание условий, помощь, деятельностная направленность, работа с объектом. Главное, в чем схожи мнения психологов, цель «психологического сопровождения» состоит единство деятельности всех участников образовательного процесса по созданию условий, способствующих активизации собственных ресурсов развития и запуску механизмов саморазвития личности при решении различных жизненных ситуаций.

Теория и практика психологического сопровождения базируется на идеях усиления субъектности партнеров по общению, помощи личности в самостоятельном творческом развитии. Под субъектом общепринято понимать, прежде всего, личность, способную не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, создавать новые. Идеи субъектности, степеней свободы и творчества, возможностей конструктивных преобразований личности в актах взаимодействия развиваются в современной отечественной психологической науке в работах К. А. Абульхановой-Славской, А. Г. Асмо-лова, А. В. Брушлинского, Б. С. Братуся, А. К. Леонтьева, А. Б. Орлова, А. В. Петровского, В. А. Петровского, В. И. Слободчико-ва и др.

Существование феномена «усиления» одним человеком существования другого отмечал С. Л. Рубинштейн. Человеческие отношения он определял по содержанию как этические, в которых необходим переход от маски, роли к человеку во всей полноте его человеческого бытия. Воспитание, педагогическое воздействие С. Л. Рубинштейн понимал, в первую очередь, как совершение поступков, которые независимо от их целей сами были бы этическими условиями жизни другого человека. Человеческие отношения осознавались им как межсубъектные, т. е.

отношения между разными полифоническими и сотворчески сопричастными субъектами (8).

Итак, в основу психологического сопровождения развития личности учащихся положены идеи усиления субъектности партнеров по общению, направленные на создание психологических условий для успешного обучения и оказании помощи в самостоятельном творческом развитии в ситуациях школьного взаимодействия.

Психологическое сопровождение предполагает следование за естественным развитием ребенка на конкретном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза и опирается на реальные личностные достижения ребенка. Таким образом, сопровождение следует логике развития ребенка, а не искусственно задает ему цели и задачи развития. В качестве основного аксиологического принципа идеи и модели психологического сопровождения выступает безусловное признание ценности внутреннего мира каждого учащегося, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.

При этом акцентируется внимание на том, что взрослый может сыграть важную роль в становлении и развитии уникального мира ребенка, однако взрослый не вправе превращаться во внешний психологический источник развития, поскольку внутренний мир ребенка автономен и независим (5).

Таким образом, психологическое сопровождение заключается в создании условий для организации сотрудничества учащихся, направленного на самопознание, поиск путей самоуправления их внутренним миром и системой отношений. При этом ничто не может быть изменено во внутреннем мире ребенка помимо его воли и желания. Сопровождение учащегося позволяет сфокусировать внимание психолога на главном - личности ребенка.

Под психологическим сопровождением развития субъектов профильного обучения мы понимаем единство деятельности всех участников образовательного процесса по развитию и оказанию помощи, направленной на активизацию собственных ресурсов развития, запуску механизмов саморазвития

личности при решении различных жизненных ситуаций в предпрофессиональном становлении личности учащихся, на систему отношений, на усиление субъектности партнеров по общению в ситуациях школьного взаимодействия.

Основной целью психологического сопровождения развития личности учащихся профильных классов является обеспечение оптимального взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Психологическое сопровождение представляется одним из направлений деятельности психолога по созданию особым образом организованной развивающей среды.

Ведущее место в процессе психологического сопровождения отводится психологу. Как указывает Г. А. Берулава (2), с позиций личностно ориентированной образовательной парадигмы основной задачей практического психолога является психологическое сопровождение развития личности, целью которого является создание необходимых психологических условий для ее наиболее эффективного становления. Специфика его роли заключается в создании оптимальных условий для развития ребенка в соответствии с тем путем, который он сам выбрал с учетом требований педагогов и родителей.

Реализуя идеи психологического сопровождения учащихся, психолог в своей профессиональной деятельности в условиях профильного обучения должен осуществлять следующее:

1) систематический мониторинг психо-лого-педагогического статуса учащегося в детском коллективе и динамику его развития в процессе обучения в школе;

2) создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения, которые предполагают разработку индивидуальных и групповых программ психологического развития на основании данных психодиагностики;

3) создание специальные социальнопсихологические условия для оказания помощи учащимся, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

Исходя из общих принципов и правил работы практического психолога в образо-

вании (6) и принципов гуманизации образовательного процесса (9), мы определили принципы, которые могут лечь в основу психологического сопровождения развития личности учащихся:

• принцип честности и искренности предполагает, что в работе с детьми психолог должен быть до конца правдивым и открытым, т. к. фальшь и притворство ребенок распознает быстро;

• принцип безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности не допускает презрительного, неуважительного отношения к личности учащихся и бесцеремонного вмешательства в его внутренний мир;

• принцип взаимоответственности с

опорой на принцип «не навреди» регламентирует правила отношения психолога с испытуемым;

• принцип компетентности требует

от психолога решения тех вопросов, в которых он профессионально осведомлен;

• принцип практической целесооб-

разности задает адекватность целей теоретического обоснования и выбора методического инструментария;

• принцип конфиденциальности оз-

начает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит разглашению вне согласованных условий;

• принцип осведомленного согласия требует, чтобы психолог, заказчик и испытуемый были извещены об этических принципах и правилах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие;

• принцип беспристрастности не допускает предвзятого отношения к испытуемому;

• принцип вариативности - это владение сочетанием многообразных теоретических подходов и психотехнологий в соответствии с индивидуальными особенностями учеников;

• принцип непрерывного личностного и профессионального развития обеспечивает внутренние и внешние условия его

ШИ. И.Кобзарева

Психологическое сопровождение как направление деятельности психологической службы.

осуществления, ориентированного на развитие личности.

Данные принципы сопровождения развития личности учащихся психолог может использовать как в работе с детьми, обучающимися в профильных, так и непрофильных классах общеобразовательной школы. Однако для профильного обучения принцип непрерывного личностного и профессионального развития является ведущим, а все остальные подчинены ему.

В рамках предлагаемой М. Р. Битяновой (3) парадигмы психологического сопровождения окружающие ученика взрослые оказывают ему разнообразную поддержку в соответствии со своей социальной, профессиональной или личностной позицией. В связи с тем что педагог в существенной степени задает параметры образовательного пространства, его роль имеет большое значение при ориентации школьника на те или иные пути интеллектуального и этического развития. Родителю в данной системе отводится роль носителя и транслятора определенных микрокультурных ценностей, при этом его воздействие имеет не столько формирующий, сколько регулирующий характер.

Профильный этап обучения основывается на способностях учащихся самостоятельно и целенаправленно заниматься самообразованием, самоизменением, а также базируется на процессе активного личностного и профессионального самоопределения. На данном этапе психологического сопровождения психологом решаются следующие задачи:

• оказать содействие в самоизуче-нии профессионального потенциала личности учащегося;

• поддерживать благоприятный климат в ученической и педагогической среде;

• оказывать содействие в решении вопросов индивидуального развития старшеклассников.

Деятельность психолога по сопровождению учащихся в условиях профильного обучения создает условия для выбора и принятия направления дальнейшего обучения и повышения психологической готовности

учащихся к личностному и профессиональному самоопределению.

Решение психологом задач данного этапа обучения в современной школе достигаются диагностическими методами и методиками, технологиями консультаций, коррекционно-развивающими занятиями с учащимися, встречами на родительских собраниях, семинарами и выступлениями на педсовете, методических объединениях педагогов, стендовыми формами, видеоматериалом и экскурсиями на рабочие места по профилю обучения, тематическими беседами с учащимися и др.

Для успешного сопровождения развития личности школьника психологи работают не только с учащимися, но и педагогами, родителями, которые так же являются субъектами образовательного процесса.

В деятельности психолога по психологическому сопровождению педагогов, реализующих профильное обучение школьников, решаются такие задачи, как (10, с. 26):

• изучение осведомленности о сущности и организации профильного обучения (анкетирование, беседа);

• выявление психологической культуры педагогов-предметников (анкета «Учитель - ученик», наблюдение);

• установление мотивов педагогической деятельности (опрос по мотивам педагогической деятельности, наблюдение);

• изучение педагогической компетентности учителей-предметников (методика по оценке готовности личности к педагогической деятельности, наблюдение);

• определение желания обучать по какому-либо профилю (анкетирование, беседа).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психолог, реализуя задачу сопровождения родителей учащихся, обучающихся в профильных классах, решает следующие проблемы (10, с. 27):

• самоудовлетворенность родителями результатом профильного обучения (анкетирование, беседа);

• перспективы профобразования ребёнка (анкетирование, беседа);

• трудности, с которыми встретились родители и их ребенок в процессе профильного обучения (анкетирование, беседа).

Данная работа психолога дает материал для анализа и профилактики недостатков организации условий профильного обучения, связанных с домашней подготовкой детей, участием в этом родителей, а также для коррекции полученного психологопедагогического опыта.

Таким образом, психологическое сопровождение - направление деятельности психологической службы, обеспечивающее единство деятельностей всех участников образовательного процесса по созданию условий для развития и оказания учащимся помощи, направленной на активизацию соб-

ственных ресурсов развития, запуску механизмов саморазвития личности при решении различных жизненных ситуаций, на систему отношений, на усиление субъектности партнеров по общению в ситуациях школьного взаимодействия. Психологическое сопровождение учащихся рассматривается как сопровождение по его жизненному пути, которое подразумевает движение вместе с ним, рядом с ним, а иногда - впереди. В условиях профильного обучения психологическое сопровождение позволяет психологу помочь учащимся в решении ряд проблем, связанных с их дальнейшим профессиональным становлением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бардиер Г., Ромазан Н., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. -СПб., 1996.

2. Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: учеб. пос. - М.: Высшая школа, 2003. - 64 с.

3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.

4. Битянова М. Р. Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения // Директор школы. - 1997. - № 3. - С. 4-12.

5. Боголюбов Л. И. Профильное обучение в 12летней школе [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2001. - Режим доступа: http://www. eidos. ru/journal/.

6. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для студ. вузов и практ. раб. - М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001. - 448 с.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - 20-е изд. - М.: Рус. язык, 1988. - 748 с.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. - 720 с.

9. Шиянов Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. -М.; Ставрополь: СГПИ, 1991. - 205 с.

10. Яшкова А. Н., Каргин М. И., Винокурова Г. А. Психологическое сопровождение профильного обучения: методическое пособие / Мор-дов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2006. - 112 с.

Об авторе

Кобзарева Инна Ивановна, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат психологических наук, доцент старший научный сотрудник. Сфера научных интересов -педагогическая психология, практическая психология образования, психология высшей школы, обеспечение профильного обучения учащихся в современной школе. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.