психологов комплектующих органов, центров психологической диагностики является, если можно так сказать, “слабая информационная связь”, что приводит к затрачиванию материальных ресурсов и времени самими кандидатами на службу, сотрудниками, проходящими аттестацию, и психологическими службами. Этих затрат можно было бы избежать, как и избежать дублирования работы психологами разных подразделений.
Создание централизированного банка данных в масштабах хотя бы региона могло бы решить эту проблему. В межрегиональной психологической лаборатории УИН Минюста России по Ярославской области уже разработана и успешно применяется на практике многофункциональная среда разработки психодиагностических баз данных и экспертных систем “Psichometrik Expert”. Система оснащена возможностями, которые способны удовлетворить не только практических психологов, но и специалистов кадровых аппаратов, учебные отделы и отделы воспитательной работы, исследователей, проводящих научную работу. Система отличается удобством в использовании, наглядностью, производительностью, функциональностью и гибкостью.
Одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед психологическими службами учебных заведений МВД России, -обеспечение высокого профессионального уровня практических психологов. Поэтому следующим главным вопросом, требующим понимания и решения, является обеспечение высокого уровня квалификации психологов-специалистов, осуществляющих профессиональный психологический отбор и сопровождающих учебно-воспитательный процесс.
В системе государственного образования специалистов по этим направлениям не готовят. Поэтому их подготовка и осуществлялась на базе научных, образовательных и практических учреждений системы МВД России. Однако, как показывают опыт и статистика укомплектованности психологических служб, собственными силами МВД этот вопрос не в состоянии решить. Гражданские вузы, готовящие психологов различных специализаций (юридическая, клиническая, консультирование, менеджер по подбору персонала и др.) постоянно обращаются с предложениями прохождения их студентами преддипломной практики (это 6 месяцев) в психологических службах системы МВД и даже готовы оплачивать такой вид взаимодействия. Почему правовым образом нельзя урегулировать этот вопрос? Используя такие ресурсы, МВД только выиграет: психологические и практические подразделения смогут получить значительную помощь в работе по психологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов. Опыт, хотя и небольшой, уже имеется - после прохождения такой практики Московская средняя специальная школа милиции МВД России уже получила квалифицированного специалиста.
Несомненно, психолога должны постоянно повышать свой профессиональный уровень, не останавливаясь на достигнутом. Но как? Ведь не каждый психолог владеет всеми психологическими методами и приемами практического консультирования, психотехнологии общения, практической конфликтологией, коррекционными методиками и др.
На “местах” эту проблему можно было бы решать через краткосрочные семинары, путем обучения квалифицированными специалистами.
Но достижение высокого или среднего уровней такой компетенции требует обязательной специализации психолога в том или ином направлении практической психологии. И поэтому в функциональных обязанностях каждого из психологов, помимо вопросов взаимозаменяемости, целесообразно предусматривать основную специализацию (психодиагностика, консультирование, психопрофилактика, психокоррекция и др.) для эффективного использования в рамках сопровождения учебной и служебной деятельности.
Не изобретать, а перенимать проверенную на практике программу “психологического патронажа психологов”, основ-
ной целью которой являются обеспечение качественной работы психологической службы, осуществление контроля за деятельностью психологов, а также сохранение психического здоровья психологов, поддержание их рабочей формы.
Ведь профессиональная деформация сотрудников ОВД, проявляющаяся в нравственно-профессиональной сфере, не обойдет стороной и психологов, если своевременно не проводить профилактическую работу в этом направлении. В итоге она может привести к профессиональной бесполезности не только сотрудника, но и психологической службы.
Психологический патронаж должен включать и проведение семинаров, и методическую помощь, и супервизию (работа с трудными случаями из практики), и личную, и поддерживающую психотерапию. Такой подход сможет обеспечить высокий профессиональный рост психологов и их переход на новый качественный уровень. Министерство внутренних дел - структура с военной организацией службы, строгой регламентацией всех сторон жизни и деятельности, и недостаток внимания к этой проблеме может привести к тому, что не получив новые кадры, мы можем начать терять старые.
На сегодняшний день большинство психологических служб обеспечены кабинетами, комнатами психологической разгрузки, вычислительной техникой, полиграфами, но не хотелось бы в ближайшем времени затрагивать проблему потребительского отношения со стороны некоторых психологов или психологических служб. Ведь некоторые психологические подразделения, не имеющие этого “полного арсенала” работают ничем не хуже за счет активной позиции психологов, и наоборот.
Несмотря на большую работу по совершенствованию всех направлений деятельности психологической службы в системе МВД, ее значение и возможности в решении проблем подготовки кадров далеко не исчерпаны. И до настоящего времени существующее определенное недоверие и откровенное скептическое отношение со стороны значительной части субъектов правоохранительной деятельности к психологам-практикам, а также к информации, поступающей от них, напрямую зависит и от нас, психологов, работающих в системе МВД, нашего профессионального уровня, профессионализма, желания и умения работать. Деятельность психологической службы будет эффективной только тогда, когда реализуется целостная система психологического обеспечения и сопровождения личного состава: от моментов профориентационной работы и приема в органы внутренних дел до выхода сотрудника на пенсию.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОВДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ, РАССЛЕДУЮЩИХ СЕРИЙНЫЕ СЕКСУАЛЬНЫЕ УБИЙСТВА
Канд. психол. наук О.И. Бродченко, вед. научный сотрудник, О.А. Логунова, ст. научный сотрудник ВНИИ МВД России, г. Москва
Современное состояние борьбы с преступностью, повсеместный рост тяжких, особо тяжких преступлений, повышение профессионализма и организованности криминальных элементов, другие негативные тенденции преступности предъявляют повышенные требования к деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел. обусловливают актуальность проблемы поиска адекватных методов и
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)
99
способов раскрытия преступлений, в том числе основанных на достижениях психологической науки.
В настоящее время интенсивно развивается оперативнорозыскная психология, которая изучает психологические механизмы, явления и закономерности как оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в целом, так и отдельно личностей людей, выступающих в качестве субъектов ОРД и противостоящих им криминальных элементов (4; 7,192-193).
Оперативно-розыскная психология синтезирует и адаптирует к специфике ОРД многочисленные знания, накопленные в различных отраслях и психологической, и юридической наук, чтобы затем применять их в практической деятельности оперативных работников. Систематизация психологических знаний, умений и навыков, необходимых для использования в практике ОРД, является основой для формулирования принципов психологического сопровождения деятельности по раскрытию отдельных видов преступлений.
Одно из наиболее сложных и трудоемких направлений деятельности органов внутренних дел связано с раскрытием тяжких преступлений с признаками серийности, в частности, серийных сексуальных убийств. Рассматриваемые преступления относятся к категории неочевидных и ограничивают возможность использования традиционных методов расследования и розыска. Это обусловлено рядом причин, в частности: отсутствием традиционных следов на месте происшествия, видимой связи между преступником и жертвой, явных мотивов совершения преступления; затрудненностью оперативно-розыскной деятельности в связи с широким кругом подозреваемых и большим объемом поисковых и специальных мероприятий, проводимых в целях розыска преступника; незнанием оперативными сотрудниками специфики сексуальных серийных преступлений.
Кроме того, необычность способа совершения преступления, выбора орудий и средств реализации преступного замысла, сложность мотивов поведения и внутренней логики преступника не укладывается в привычные объяснительные схемы, используемые при расследовании других видов преступления.
Изучение криминалистических характеристик серийных сексуальных убийств невозможно без учета некоторых психиатрических и сексопатологических особенностей лиц, их совершивших. Результаты сексолого-психолого-психиатрических экспертиз обвиняемых в серийных сексуальных преступлениях лиц указывают На то, что мощными криминоґенньїми факторами, обусловливающими данный вид преступлений, являются аномалии психики: органические поражения головного мозга, психопатии, шизофрения, олигофрения, алкоголизм и алкогольные психозы, эпилепсия, акцентуации личности и расстройства сексуальных влечений - парафилии: фетишизм, трансвестизм, педофилия, эксгибиционизм, вуайеризм, сексуальные садизм и мазохизм, некрофилия, копрофилия, урофилия и др. (1, 50-100).
Однако, несмотря на это, обследование сексуальных преступников в рамках экспертизы показало, что 75% из них являются вменяемыми (т.е. способными в реальной жизни контролировать свои действия и не выделяться из социального окружения). Их криминальное поведение подчиняется определенным закономерностям, знание которых необходимо практическим сотрудникам для разработки наиболее эффективных розыскных версий при выявлении преступника.
На сегодняшний день накоплен большой объем знаний, полученных в ряде отечественных и зарубежных исследований специалистов - психиатров, психологов, криминалистов, криминологов - касающихся как научно-методических, так и прикладных аспектов в области раскрытия и расследования серийных сексуальных преступлений. Так, разработаны понятие и признаки серийных сексуальных убийств, подробно описаны теоретические основы и методика составления психолого-криминалистического портрета предполагаемого серийного сексуального преступника, определены основные
пространственные (географические) закономерности его криминального поведения, на основе изучения феноменологии данного вида преступления разработаны некоторые классификации (типизации) серийных сексуальных убийц, которые имеют большое практическое значение, так как позволяют установить взаимосвязь между криминалистическими признаками данного вида преступлений и имеющими розыскное значение личностными особенностями преступников (2; 3; 5; 8; 9).
Таким образом, с одной стороны, серийные сексуальные преступления, будучи криминальным явлением, служат объектом практических и научных интересов оперативно-следственных работников и криминалистов. С другой стороны, личности серийных сексуальных преступников - предмет изучения психологов и психиатров. Следовательно, для успешного раскрытия серийных сексуальных убийств необходима интеграция имеющихся знаний в данной области как общего характера, так и полученных в рамках научных исследований разнопрофильных специалистов.
В последнее десятилетие благодаря организующей роли Управления криминалистики Генеральной прокуратуры РФ и совместным усилиям ВНИИ и Г-УУР СКМ МВД России, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре России, ГНЦССП им В.П. Сербского был сделан ряд значительных шагов по научному и организационному обеспечению раскрытия серийных сексуальных преступлений, в частности, введен учет и систематизация данных по серийным сексуальным преступлениям, регулярно проводится обучение сотрудников правоохранительных органов методам раскрытия и расследования данного вида преступлений, привлекаются специалисты названных учреждений для оказания практической и методической помощи практическим работникам по конкретным уголовным делам.
Однако, несмотря на то, что в настоящее время в системе МВД России вопросу изучения личности серийного сексуального преступника и разработке новых методов анализа криминального поведения уделяется достаточно много внимания, в том числе ГУУР МВД России указывает на необходимость привлечения к анализу материалов по совершаемым преступлениям и выработке психологической модели подозреваемого психологов, психиатров и других специалистов. К сожалению, в системе органов внутренних дел не создана четкая система психологического сопровождения раскрытия серийных сексуальных убийств.
В целях выявления основных требований к психологическому сопровождению раскрытия указанного выше вида преступлений, нами было проведено анкетирование имеющих опыт в раскрытии серийных сексуальных убийств сотрудников оперативных подразделений системы МВД России.
Анализ практики выявления и организации раскрытия серийных убийств показал, что:
- объединение уголовных дел в единое производство в
большинстве случаев происходило после десятого эпизода и более; і
- в качестве причин несвоевременного объединения уголовных дел 90% опрошенных указали значительную удаленность мест совершения преступлений друг от друга (но в пределах одного региона), 60% - совершение преступлений с большими временными интервалами, около 20% - низкое качество анализа материалов уголовных дел и ДОУ на первоначальных этапах следствия по отдельным эпизодам серии;
- в качестве оснований, по которым было произведено объединение уголовных дел в единое производство, почти 90% опрошенных назвали аналогичный способ сексуальных действий и совершения убийства, около 80% - аналогичный выбор жертв по типу потерпевшей, свыше 70% - один и тот же регион совершения преступлений, 40% - аналогичный способ сокрытия трупов;
- сведения о возможном совершении преступлений одним и тем же лицом получены, по мнению 90% опрошенных,
100
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, Ns 1(23)
путем изучения уголовных дел об аналогичных преступлениях, около 70% - путем изучения отказных материалов и материалов розыскных дел о без вести пропавших гражданах при обстоятельствах, указывающих на то, что они стали жертвой преступлений на сексуальной почве.
Изучение потребности оперативных сотрудников в психологических знаниях и навыках, необходимых для решения оперативно-служебных задач при раскрытии серийных сексуальных преступлений, позволило сделать заключение, что наиболее востребованными со стороны практических работников являются (в порядке убывания значимости) знания:
- особенностей до- и посткриминального поведения лиц, совершивших серийные сексуальные преступления, и зависимостей между их криминальным поведением и поведением в до- и постпреступные периоды; выявлять круг лиц, подозреваемых в причастности к совершению преступления по особенностям их поведения (образ жизни, порочные наклонности, болезненное состояние и иное);
- основных психологических признаков серийности преступления и обоснование в результате анализа оперативной обстановки наличия или отсутствия данных признаков;
- о способах психологического анализа ситуации преступления и владения приемами психологической интерпретации криминалистических признаков преступлений, входящих в серию, в целях построения психологического портрета предполагаемого преступника и выявления его розыскных признаков;
- приоритетов в выявлении круга подозреваемых с учетом криминально-психологических особенностей преступника;
- о психологических закономерностях эффективного проведения опроса различных категорий лиц, располагающих информацией о преступлении и выбор оптимальных для получения значимой оперативной информации тактик и форм опроса;
- об эффективных тактиках опроса подозреваемых в совершении серийного сексуального преступления и выбор данной тактики с учетом индивидуально-психологических особенностей подозреваемого;
-о видах противодействия, оказываемого преступником при раскрытии преступления, выявлении противодействия и использовании методов его преодоления.
Проводимое в процессе анкетирования изучение проблем профессиональной психологической подготовки оперативных сотрудников выявило, что:
- абсолютно все опрошенные отметили необходимость применения психологических знаний, умений, навыков при решении задач по раскрытию данного вида преступлений;
-около 50% опрошенных подтвердили недостаточность собственной психологической подготовки для решения подобных задач;
- свыше 90% опрошенных в качестве основной указали психологическую подготовку, полученную ими в ведомственном учебном заведении; из них 56%-дополнительно самостоятельно изучали психологию, используя специальную литературу, а 44% - обращались за консультацией к специалисту -психологу;
-наиболее эффективным способом внедрения психологических знаний и навыков в практику раскрытия серийных сексуальных убийств, по мнению всех опрошенных, является создание отлаженного механизма по привлечению специалис-тов-психологов к решению оперативно-служебных задач; 60% отметили необходимость проведения специальных занятий с практическими работниками в системе служебной подготовки по данному направлению; около 30% указали на потребность в дополнительной специальной методической литературе для практических работников по применению методов прикладной психологии;
- наиболее продуктивным способом привлечения специ-алнста-пснхолога к работе по рассматриваемой категории преступлений, по мнению подавляющего большинства опро-
шенных (свыше 90%), является постоянная форма сотрудничества психолога с практическими работниками по конкретным преступлениям на всех этапах раскрытия и расследования (начиная с участия в осмотре места происшествия и завершая консультированием по проведению следственных действий, в том числе допроса); около 60% отметили возможность участия психолога на определенных этапах раскрытия преступления при выполнении отдельных задач (например, при составлении психологического портрета преступника); на актуальность разовых консультаций психолога указали лишь 20%;
- в настоящее же время, при возникновении психологических проблем в своей работе свыше 40% опрошенных решают их, опираясь исключительно на свой опыт, действуя интуитивно; около 50% прибегают к помощи коллег; и только менее 10% - с помощью профессионального психолога.
Таким образом, результаты анкетирования практических работников профильных подразделений системы МВД России, а также опыт практического участия в раскрытии серийных убийств на сексуальной почве позволили сформулировать основные принципы психологического сопровождения деятельности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел, решающих задачи по выявлению лиц, совершающих серийные сексуальные убийства.
1. Руководители органов и подразделений внутренних дел, которые занимаются раскрытием убийств с сексуальной и садистской мотивацией, должны иметь представление о психологической (или психиатрической) подоплеке такого рода преступлений, связанных с этим особенностях их раскрытия и расследования, а также о научных разработках в области изучения данного вида преступлений. Следует подвергать тщательному анализу обстоятельства совершения самого первого убийства, сопряженного с сексуальным насилием, и адекватно на него реагировать в плане незамедлительного подключения к розыску преступника значительных сил и средств. Это даст возможность избежать совершения в регионе последующих аналогичных убийств и своевременно пресечь преступные действия серийного убийцы.
2. Одним из условий повышения эффективности деятельности по раскрытию данного вида преступлений является психологическая компетентность оперативных сотрудников. Под психологической компетентностью следует понимать осведомленность оперативного работника в области теоретических и прикладных психологических знаний и его владение соответствующими умениями и навыками.
3. При возникновении профессиональных затруднений в раскрытии и расследовании серийных сексуальных убийств, для разрешения которых необходимы специальные психологические знания и навыки, выходящие за пределы компетентности оперативных сотрудников, они должны иметь возможность получать необходимую консультацию или привлекать к решению определенных практических задач специалиста-психолога (психиатра).
Исходя из перечисленных выше принципов, можно сформулировать основные направления психологического сопровождения деятельности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел, решающих задачи по выявлению лиц, совершающих серийные сексуальные убийства.
1. Организация для руководителей оперативных подразделений различного уровня системы психологического просвещения, в рамках которого необходимо рассматривать вопросы теории и практики раскрытия серийных сексуальных убийств посредством использования достижений отечественной и зарубежной прикладной психологической науки, привлечения специалистов-психологов (психиатров) к подготовке мероприятий но предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию данного вида преступлений.
2. Формирование в рамках профессионально-психологической подготовки психологической компетентности оперативных сотрудников как совокупности знаний и практических навыков, необходимых при решении оперативно-служебных
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)
101
задач на различных этапах раскрытия и расследования серийных сексуальных убийств.
3. Своевременное методическое обеспечение оперативных подразделений органов внутренних дел новыми научноприкладными разработками в области раскрытия и расследования серийных сексуальных преступлений.
4. Создание системы привлечения к сотрудничеству с оперативными подразделениями органов внутренних дел специалистов - психологов, психиатров, сексопатологов для решения ряда оперативно-служебных задач в рамках раскрытия и расследования серийных сексуальных преступлений.
Реализация данных принципов существенным образом упростилась бы при наличии в оперативных подразделениях органов внутренних дел штатных квалифицированных психологов, которые смогли бы осуществлять функцию психологического сопровождения профессиональной деятельности оперативных сотрудников. С точки зрения организации деятельности таких психологов в процессе расследования, наиболее перспективным представляется их включение в состав следственно-оперативной или аналитической группы, работающей по конкретному серийному сексуальному преступлению. В рамках деятельности такой группы работа психолога может быть достаточно продуктивной в следующих направлениях:
- определение и обоснование психологических признаков серийности в ряде преступлений;
- моделирование события преступления на основе психологического анализа криминалистических признаков преступления, построение психологического портрета преступника и определение его наиболее вероятных розыскных признаков;
- разработка психологических рекомендаций при планировании оперативно-тактических комбинаций по выявлению преступника;
- определение наиболее перспективных направлений розыска преступника;
- организация и координация консультативной помощи специалистов (судебных психиатров, медиков и др.);
- установление психологического контакта с задержанным и разработка психологических рекомендаций к проведению следственных действий с его участием (в первую очередь - по тактике проведения допроса) (6).
К сожалению, в настоящее время в структуре большинства оперативных подразделений психологи отсутствуют.
Выходом в данной ситуации могло бы стать более активное включение в сферу психологического сопровождения оперативно-розыскной деятельности штатных психологов МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Тем более что в соответствии с Положением о порядке организации психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 26 июня 2000 г. № 690 и Типовой должностной инструкцией старшего психолога органа внутренних дел, введенной в действие ГУК МВД России в 1996 г., выполнение психологами.таких функций предусмотрено.
На сегодняшний день реализация функций психологического сопровождения деятельности сотрудников оперативных подразделений штатными психологами затруднена в силу объективных причин, заключающихся в недостаточной их численности, сменяемости кадров, уровне научно-методического обеспечения работы практических психологов органов внутренних дел и разработанности тактики применения специальных знаний в решении конкретных практических задач оперативного характера; недостаточности нормативной базы, регламентирующей деятельность психологов органов внутренних дел; несовершенстве системы профессиональной подготовки ведомственных психологов.
Таким образом, речь о полноценном психологическом сопровождении деятельности оперативных сотрудников можно вести только при оптимальном участии в нем ведомственных психологов. Психолог оперативных подразделений органов внутренних дел может стать важным связующим звеном, позволяющим ликвидировать разрыв между потребностями практики и научными разработками в области оперативнорозыскной психологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонин Ю.М., Ткаченко А.А, Шостакович Б. В. Криминальная сексология. - М., 1999.
2. Бегунова Л.А. Проблемы разработки и использования психолого-криминалистического портрета подозреваемого при раскрытии изнасилований и убийств, сопряженных с действиями сексуального характера: Дис... канд. юрид. наук. - М.: ВНИИ МВД России, 2002.
3. Бродченко О.И., Логунова О.А. Психолого-криминалистическое обеспечение раскрытия серийных сексуальных преступлений: Методическое пособие. - М.: ВНИИ МВД России, 2004.
4. Ковалев О. Г. Теоретические проблемы психологического обеспечения оперативно-розыскной деятельности аппаратов криминальной милиции // Оперативно-розыскное и криминалистическое обеспечение деятельности органов предварительного расследования: Мат-лы науч.-практ. конф. (23-24 июня 1998 г.). -Калининград: Калининградский юридический институт МВД РФ.
5. Лаговский А.Ю., Скрынников А.И., Тележникова В.Н., Бегунова Л.А. Составление психологического портрета преступника: Учебно-методическое пособие. - М., 2000.
6. Миронов Д.В. Психологическое обеспечение раскрытия серийных убийств: Автореф. дис... канд. психол. наук. - М.: Академия управления МВД России, 2001.
7. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяйнова, В.С. Овчинского, ПК. Синилова, А.Ю. Шумилова. - М.: Инфра-М, 2004. ,
8. Ситковская О.Д., Конышева Л.П. Участие психолога в расследовании серийных убийств. - М., 2000.
9. Тележникова В.Н. Криминолого-психологическая характеристика лиц, виновных в многоэпизодных убийствах и изнасилованиях: Дис... канд. юрид. наук. - М.: ВНИИ МВД России, 1999.
102
Пснхопедагогнка в правоохранительных органах, 2005, №1(23)