Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В ПЕРИОД ЗРЕЛОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В ПЕРИОД ЗРЕЛОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жизнестойкость / психологическое благополучие / реализация потенциала личности / вовлеченность / контроль / принятие риска / resilience / psychological well-being / realization of individual potential / engagement / control / risk-taking

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маннанова Елена Анатольевна, Грошева Светлана Васильевна

В данной статье представлен теоретический обзор психологического содержания жизнестойкости личности в период зрелости. Рассмотрены различные аспекты жизнестойкости, такие как вовлеченность, контроль и принятие риска, и их связь с психологическим благополучием и реализацией потенциала личности. Указаны проблемы, требующие решения, и заявлена главная идея работы, которая представляет собой новый взгляд на понимание жизнестойкости в период зрелости. Основой методологии является теоретический анализ литературы. Результаты обзора литературы позволяют выделить значимые компоненты жизнестойкости вовлеченность, контроль и принятие риска. Личности с высоким уровнем жизнестойкости имеют больше шансов на достижение психологического благополучия и реализацию своего потенциала. Развитие жизнестойкости оказывает практическое значение для улучшения психологического благополучия и повышения адаптивных возможностей личности.Психологическое содержание жизнестойкости в период зрелости включает в себя способность справляться с трудностями, вовлеченность в жизнь, контроль над результатами и принятие риска. Оно имеет значение для успешной адаптации личности и реализации ее потенциала. Данное исследование предоставляет новые факты, выводы и закономерности, которые расширяют существующие представления о психологическом содержании жизнестойкости в период зрелости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маннанова Елена Анатольевна, Грошева Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents a theoretical overview of the psychological content of the resilience of the individual in the period of maturity. Various aspects of resilience, such as involvement, control and risk-taking, and their relationship with psychological well-being and the realization of the potential of the individual are considered. The problems requiring solutions are indicated, and the main idea of the work is stated, which is a new look at the understanding of resilience in the period of maturity. The basis of the methodology is a theoretical analysis of the literature. The results of the literature review allow us to identify significant components of resilience involvement, control and risk acceptance. Individuals with a high level of resilience have a better chance of achieving psychological well-being and realizing their potential. The development of resilience is of practical importance for improving psychological well-being and increasing the adaptive capabilities of the individual. The psychological content of resilience in adulthood includes the ability to cope with difficulties, involvement in life, control over results and risk taking. It is important for the successful adaptation of the personality and the realization of its potential. This study provides new facts, conclusions and patterns that expand existing ideas about the psychological content of resilience in the period of maturity.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В ПЕРИОД ЗРЕЛОСТИ»

полезные навыки: умение подстраиваться под меняющуюся ситуацию, разделять дела по степени важности, снижать уровень тревожности, проводя анализ прошлых ошибок, принятие их, умение отдыхать, наработка образцов ответственного поведения в различных ситуациях; уход от выученной беспомощности; повышение уверенности в себе.

Литература:

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Балыхин, М.Г. Подготовка бакалавров-магистров в системе непрерывного профессионального образования как социально-историческая и педагогическая проблема / М.Г. Балыхин // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. -2012. -№2. - С. 256-260

3. Батракова, И.С Исследование преемственности образовательных программ подготовки магистров и аспирантов в университете (на материале констатирующего этапа эксперимента) / И.С Батракова, И.В. Гладкая, A.B. Тряпицын // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2014. - № 1.- С. 50-56

4. Белышева, А.Н. Особенности ценностно-смысловой сферы субъективно-одиноких студентов / А.Н. Белышева, О.В. Наймушина// Нижегородский психологический альманах. - 2022. - № 2. - URL: psykaf417.esrae.ru/36-377 (дата обращения: 03.08.2023)

5. Волкова, Б.Н. Внутренняя мотивация деятельности современной молодежи как условие высоких достижений в сфере программирования: к вопросу определения понятия / Б.Н. Волкова, О.М. Исаева, А.Н. Морева // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10 -№2. -URT:https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1355/891

6. Килина, A.B. Изучение познавательной мотивации студентов методом исследовательского кейса / A.B. Килина // Человек и образование. - 2020. - №4 (65). - С. 116-120

7. Куимова, H.H. Профессиональное самоопределение подростков / H.H. Куимова, О.В. Желудкевич // Нижегородский психологический альманах. - 2022. - № 1. - URL: psykaf417.esrae.ru/ru/35-354 (дата обращения: 03.08.2023)

8. Психологические корреляты субъективного благополучия в российской выборке. Современные исследования российского общества. Коллективная монография / И.Г. Малкина-Пых [и др.]; - Хельсинки: Вниграфия, 2014. - С. 185-199

9. Овчарова, Т.Н. Профессиональное саморазвитие человека как эволюция его субъектного потенциала / Т.Н. Овчарова, А.О. Овчаров // Вестник Нижегородского университет им. H.H. Лобачевского. Серия: Социальные науки - 2018. - №1(49) -С. 43-45

10. Опфер, Б.А. Трансформация российской магистратуры / Б.А. Опфер // Высшее образование в России. - 2021. -Т.ЗО. -№1.-С. 36-48

11. Оралова, И.А. Особенности вторичного профессионального самоопределения / H.A. Оралова // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум - 2019». - URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018013520/comments (дата обращения: 15.10.2022)

12. Смирнов, Д.В. Профессиональный психологический отбор как цель, процесс и результат / Д.В. Смирнов, С.Н. Сорокоумова // Вестник Мининского университета. - 2022. - №3 (40). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/professionalnyy-psihologicheskiy-otbor-kak-tsel-protsess-i-rezultat (дата обращения: 24.07.2023)

13. Экзистенциальная психология, /под ред. Ролло Мэя [и др.]; перевод с англ. М. Занадворова [и др]. - Москва: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 619 с.

Психология

УДК 159.922.6

кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Маннанова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Грошева Светлана Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В ПЕРИОД ЗРЕЛОСТИ

Аннотация.В данной статье представлен теоретический обзор психологического содержания жизнестойкости личности в период зрелости. Рассмотрены различные аспекты жизнестойкости, такие как вовлеченность, контроль и принятие риска, и их связь с психологическим благополучием и реализацией потенциала личности. Указаны проблемы, требующие решения, и заявлена главная идея работы, которая представляет собой новый взгляд на понимание жизнестойкости в период зрелости. Основой методологии является теоретический анализ литературы. Результаты обзора литературы позволяют выделить значимые компоненты жизнестойкости - вовлеченность, контроль и принятие риска. Личности с высоким уровнем жизнестойкости имеют больше шансов на достижение психологического благополучия и реализацию своего потенциала. Развитие жизнестойкости оказывает практическое значение для улучшения психологического благополучия и повышения адаптивных возможностей личности.Психологическое содержание жизнестойкости в период зрелости включает в себя способность справляться с трудностями, вовлеченность в жизнь, контроль над результатами и принятие риска. Оно имеет значение для успешной адаптации личности и реализации ее потенциала. Данное исследование предоставляет новые факты, выводы и закономерности, которые расширяют существующие представления о психологическом содержании жизнестойкости в период зрелости.

Ключевые слова: жизнестойкость, психологическое благополучие, реализация потенциала личности, вовлеченность, контроль, принятие риска.

Annotation. This article presents a theoretical overview of the psychological content of the resilience of the individual in the period of maturity. Various aspects of resilience, such as involvement, control and risk-taking, and their relationship with psychological well-being and the realization of the potential of the individual are considered. The problems requiring solutions are indicated, and the main idea of the work is stated, which is a new look at the understanding of resilience in the period of maturity. The basis of the methodology is a theoretical analysis of the literature. The results of the literature review allow us to identify significant components of resilience - involvement, control and risk acceptance. Individuals with a high level of resilience have a better chance of achieving psychological well-being and realizing their potential. The development of resilience is of practical importance for improving psychological well-being and increasing the adaptive capabilities of the individual. The psychological content of resilience in adulthood includes the ability to cope with difficulties, involvement in life, control over results and risk

taking. It is important for the successful adaptation of the personality and the realization of its potential. This study provides new facts, conclusions and patterns that expand existing ideas about the psychological content of resilience in the period of maturity.

Key words: resilience, psychological well-being, realization of individual potential, engagement, control, risk-taking.

Введение. В современном обществе актуальной является проблема психологического благополучия и реализации потенциала личности в период зрелости. Жизнестойкость, как психологическое качество способствует успешной адаптации личности к жизненным трудностям и представляет собой комплексное свойство, включающее в себя вовлеченность, контроль и принятие риска.

В настоящей статье представляется теоретический обзор литературы по психологическому содержанию жизнестойкости личности в период зрелости. Целью данной работы является раскрытие теоретической и практической значимости жизнестойкости, выявление несоответствий и проблем, которые требуют решения, и предоставление новых фактов, выводов и закономерностей, связанных с психологическим содержанием жизнестойкости в период зрелости.

В период зрелости психологическое осмысление жизнестойкости становится особенно актуальным как для научных исследований, так и для практической деятельности. Освоение идеи жизнестойкости дает толчок к созданию методик, направленных на формирование адаптивных способностей и улучшение психологического благополучия. Это знание пригодится специалистам в психотерапии, образовании и других сферах, где в центре внимания находятся саморазвитие и адаптация личности [15, С. 621].

Изложение основного материала статьи. Жизнестойкость - это психологическое качество, которое позволяет личности успешно справляться со стрессом и сохранять внутренний баланс и гармонию [11, С. 15]. За последние десятилетия данное понятие привлекло внимание исследователей, и было разработано несколько теорий и концепций, которые помогают объяснить его сущность и компоненты.

Одной из ранних теорий, связанных с жизнестойкостью, является концепция "hardiness" (выносливость), введенная американскими психологами С. Мадди и С. Кобейс в 80-х годах XX века [10, С. 214]. Их исследования подчеркивают важность "hardiness" как интегративного качества, которое помогает личности выдерживать стрессовые ситуации и преобразовывать негативные впечатления в новые возможности [23, С. 18]. Концепция "hardiness" состоит из трех компонентов: вовлеченности, контроля и принятия риска. Вовлеченность предполагает, что человек убежден в том, что участие в происходящих событиях позволяет найти что-то ценное и интересное в жизни. Контроль отражает убеждение человека в том, что он способен влиять на результаты и справиться с ситуацией.

Другая концепция, связанная с жизнестойкостью, была предложена российским психологом Д.А. Леонтьевым [9, С. 63]. Он перевел понятие "hardiness" на русский язык как жизнестойкость и определил ее как черту личности, характеризующуюся способностью преодолевать самого себя и открытостью к новому. Леонтьев связывал жизнестойкость с понятием "жизнетворчество" и выделял два основных компонента: убежденность в собственной способности справиться с ситуацией и готовность к действию.

В работах Л.А. Александровой, российского психолога, жизнестойкость рассматривается как интегральная способность, способствующая успешной адаптации личности [1, С. 88]. Она выделяет два блока компонентов жизнестойкости: общие способности и специальные способности. Общие способности включают базовые личностные установки, интеллект, самосознание, смысл и ответственность. Специальные способности включают навыки взаимодействия с людьми и преодоления сложных ситуаций. Александрова подчеркивает особенность этих компонентов в формировании жизнестойкости и ее роли в адаптации личности [14, С. 471].

Помимо этих концепций, жизнестойкость связывается с экзистенциальной психологией, которая подчеркивает необходимость выбора и принятия решений для личностного развития. Люди с высокой жизнестойкостью стремятся к выбору будущего, несмотря на тревогу, связанную с неопределенностью [16, С. 1975]. Они видят изменения как возможность для личностного роста и развития.

Многие исследования подтверждают связь жизнестойкости с различными психологическими и социальными показателями. Исследования С. Ханг, например, показали, что люди с высокой жизнестойкостью имеют большую вероятность оставаться здоровыми и воспринимать изменения как положительные [3, С. 17]. Исследования Е.И. Рассказовой показали, что жизнестойкость способствует поддержанию общей витальности и активной деятельности человека [8, С. 256].

В работе Шарли и др. зарубежных авторов отмечается влияние различных факторов на психическое и физическое здоровье, таких как высокий уровень напряженности, черты характера типа А, низкий уровень социальной поддержки, неэффективные копинг-стратегии и низкий уровень когнитивного компонента жизнестойкости [22, С. 48]. Эти факторы связаны с более низким уровнем физического и психологического здоровья.

Исследование Л.И. Иванкиной, Е.И. Клемашевой, Е.Р. Кашпаровой и Е.А. Аникиной уточняет связь каждого компонента жизнестойкости [17, С. 954]. Они обнаружили, что включенность повышает умственное здоровье, уменьшает оценку угрозы и использование эмоциональных копинг-стратегий, и стимулирует переоценку событий.

В отечественной психологии выделяются несколько подходов к пониманию жизнестойкости. Как упоминалось выше, Д.А. Леонтьев рассматривает жизнестойкость как интегративную характеристику личности, отвечающую за преодоление жизненных трудностей [7, С. 59]. Л.А. Александрова предлагает рассматривать жизнестойкость как способность к совладанию с трудностями и трансформации неблагоприятных обстоятельств развития [1, С. 87]. C.B. Книжникова рассматривает жизнестойкость в профилактике суицидального поведения и определяет ее как интегральную личностную характеристику, основанную на оптимальной смысловой регуляции и развитии различных психологических качеств [6, С. 68].

В работах отечественных психологов можно выделить три основных подхода к пониманию жизнестойкости: как ресурс потенциала личности, как интегральное психологическое свойство личности и как способность к социально-психологической адаптации. Но, единого подхода к описанию данного феномена пока нет [19, С. 607].

Некоторые исследователи, такие как М.А. Одинцова, описывают личность с жизнестойким стилем преодоления, отличающуюся высоким уровнем активности, позитивным восприятием мира и адекватным мировоззрением [13,С. 296].

Но, например, Д.А. Леонтьев и Е.И. Рассказова, которые проводили исследования по разработке и апробации русскоязычной версии теста жизнестойкости С. Мадди [24, С. 481]. Они выявили связь жизнестойкости с различными копинг-стратегиями переживания стресса и депрессивностью. Результаты исследования показали отрицательную связь между жизнестойкостью и копинг-стратегиями, такими как избегание и поиск социальной поддержки, и положительную связь с копинг-стратегиями планирования и позитивной переоценки. Д.А. Леонтьев и Е.И. Рассказова заключили, что каждый компонент жизнестойкости вносит свой вклад в позитивную переоценку негативных событий и вместе обеспечивают выбор жизнестойкой копинг-стратегии.

В ряде исследований, проведённых учеными Д.А. Леонтьевым, Е.И. Рассказовой, Е.Ю. Мандриковой, Е.Н. Осиной и А.В. Плотниковой, была экспериментально подтверждена значимость жизнестойкости как фактора, склоняющего человека к выбору новых, неожиданных и нечетких ситуаций вместо стандартных и рутинных решений [4, С. 5].

Исследование Анчуковой Н.И. и Демидова А.В. [2, С. 71] подробно анализирует связь между жизнестойкостью и психологическим благополучием, и реализацией личностного потенциала. Жизнестойкость характеризуется как многогранное свойство личности, отражающее уровень устойчивости индивида к различным жизненным препятствиям. Включает элементы вовлеченности, контроля над ситуацией и способности к рискованным решениям.

Согласно проведенным исследованиям, наблюдается прямая корреляция между жизнестойкостью, психологическим состоянием благополучия и реализацией индивидуального потенциала. Особи, обладающие высокой степенью жизнестойкости, демонстрируют увеличенную вероятность достижения благополучия на психологическом уровне и успешной реализации своего потенциала. Их высокая адаптивность, способность к преодолению жизненных трудностей и оптимистический настрой обуславливают такие результаты [21, С. 21].

Психологическое благосостояние и реализация индивидуальных возможностей зависят как от внутренних ресурсов индивида, в частности, силы воли, эмоционального равновесия, саморегуляции, так и от внешних условий — социокультурной среды, уровня образования, доступности инструментов для развития [18,С. 465].

Одной из основных проблем в изучении жизнестойкости является определение конкретных факторов и механизмов, лежащих в основе её формирования и развития. Существующие данные недостаточно ясно указывают на оптимальные стратегии для её укрепления и адаптации в различных жизненных ситуациях, что подчеркивает необходимость дополнительных научных исследований в данной области [12, С. 8].

Исследовательская литература подтверждает корреляцию между жизнестойкостью и психологическим благополучием, и реализацией личностного потенциала. Однако детальное понимание механизмов, посредством которых эта устойчивость воздействует на психологическое состояние и развитие индивида, еще предстоит раскрыть.

Выводы. После детального анализа специализированной литературы становится ясно, что жизнестойкость представляет собой психологическое качество, необходимое для эффективной адаптации личности, особенно в зрелые периоды её жизни [19, С. 117]. Этот аспект детально рассматривается в работах таких ученых, как С. Мадди и С. Кобейс (концепция "hardiness"), Д.А. Леонтьева и Л.А. Александровой. Все они предпринимали попытки донести до нас понимание сущности и основных составляющих жизнестойкости.

Три фундаментальные составляющие жизнестойкости включают вовлеченность, контроль и готовность принимать риски. Обнаружено, что личности, обладающие высоким уровнем этого качества, с большей вероятностью демонстрируют психологическое благополучие, реализуют свой внутренний потенциал, и сохраняют оптимистичное мировоззрение, даже сталкиваясь с серьезными жизненными трудностями.

Основываясь на глубоком теоретическом разборе, можно сформулировать следующие ключевые положения:

1. Жизнестойкость определяется как психологическое качество, обеспечивающее способность к преодолению стрессовых ситуаций, преодолению различных жизненных препятствий и достижению психологической гармонии.

2. Основные атрибуты жизнестойкости - это вовлеченность, чувство контроля и готовность к риску - реализовывают индивидуальный потенциал и успешное преодоление трудностей.

3. Работа над развитием жизнестойкости может оказаться весьма перспективной для усиления психологического благосостояния и адаптивных способностей личности.

4. В будущем исследования по жизнестойкости должны акцентировать внимание на детальном изучении механизмов её формирования и определении наиболее эффективных методик доя её укрепления и поддержания на должном уровне.

При глубоком рассмотрении психологических аспектов жизнестойкости личности в период её зрелости можно выявить ряд вопросов, интенсивно влияющих на психическое благополучие и реализацию внутреннего потенциала.

Во-первых, в зрелом возрасте способность успешно преодолевать жизненные препятствия проявляется в умении находить эффективные методы решения сложившихся проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и стойко переживать стрессовые ситуации. Жизнестойкая личность видит в сложностях не непреодолимую стену, а вызов, стимулирующий личностный рост.

Во-вторых, жизнестойкость также проявляется в активном участии в жизненных процессах и уверенности в том, что каждое действие, каждая поставленная цель приносит личному опыту смысловую насыщенность. Личность, обладающая высокой жизнестойкостью, обнаруживает стойкий интерес к разнообразным сферам жизни, будь то профессиональная деятельность, межличностные отношения или самосовершенствование.

В-третьих, человек с развитой жизнестойкостью убежден в своей способности активно воздействовать на ситуацию, не допуская доминирования внешних обстоятельств или своих внутренних страхов над собой. Такая личность берет на себя ответственность за принятые решения и их последствия.

Жизнестойкая личность не избегает новых испытаний из-за страха неудачи, а напротив, она видит в каждой новой ситуации потенциал для своего развития, даже если это связано с определенным риском. Это позволяет такой личности бесстрашно расширять свой жизненный опыт, обогащаясь новыми знаниями и умениями.

В период зрелости личности психологическая структура жизнестойкости тесно коррелирует с индикаторами психологического благополучия. Исследования подтверждают, что индивиды, демонстрирующие высокий уровень жизнестойкости, обладают более развитой способностью к адекватной самооценке, формированию положительного внутреннего эмоционального фона и установлению качественных межличностных связей.

Так, на практике личности с высокой степенью жизнестойкости чаще проявляют успешную адаптацию, сохраняя стабильное психоэмоциональное состояние и высокую удовлетворенность жизнью. Эти особенности прямо связаны с глубоким чувством самоуважения и реализацией собственных достижений, что, в свою очередь, формирует основу психологического благополучия.

Помимо этого, жизнестойкость активно способствует эффективной реализации личностного потенциала. Такие люди чаще обладают решимостью в достижении своих целей, проявляют независимость в принятии решений и демонстрируют готовность к самосовершенствованию. Их стремление к постоянному развитию и применение собственных компетенций в разных жизненных ситуациях способствуют успешной самореализации и достижению желаемых результатов в разнообразных областях деятельности.

Проведенное теоретическое исследование, позволило заключить, что психологическая устойчивость личности является сложным и многомерным феноменом, раскрывающимся в морально-нравственной, социально-психологической и системно-деятельностной перспективе [5, С. 12].

Анализ научной литературы по данной теме подчеркивает практическую релевантность изучения психологической сущности жизнестойкости в контексте зрелой личности. Эти данные могут быть успешно интегрированы в психологическое

консультирование, психотерапевтическую практику и образовательные процессы, способствуя формированию гармоничной и успешной личности.

Исследование понятия жизнестойкости обладает особым потенциалом в плане создания высокоэффективных программ и методик. Основная их задача - стимулирование развития адаптационных компетенций у человека и укрепление его психологического комфорта и устойчивости к внешним воздействиям.

Литература:

1. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л.А. Александрова // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. Вып. 2 / под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Ясницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004,- С. 82-90

2. Анчукова, Н.И. Личностная зрелость и жизнестойкость: эмпирические типы соотношения феноменов / Н.И. Анчукова, А.В. Демидов // НАУ- 2022. - №76. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/lichnostnaya-zrelost-i-zhiznestoykost-empiricheskie-tipy-sootnosheniya-fenomenov (дата обращения: 17.07.2023)

3. Долженко, Я.А. Некоторые аспекты изучения проблемы жизнестойкости / Я.А. Долженко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы международной научной конференции. - Уфа, 2011. - С. 15-18

4. Евтушенко, Е.А. Жизнестойкость личности как психологический феномен / Е.А. Евтушенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - № 1 (58). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznestoykost-lichnosti-kak-psihologicheskiy-fenomen (дата обращения: 10.07.2023)

5. Кисляков П.А. Показатели психологической устойчивости личности к социокультурным угрозам и негативному информационному воздействию / П.А. Кисляков, А.-Л.С. Меерсон, П.А. Егорова // Вестник Мининского университета. -

2020.-Т. 8, No 2. - С. 11-15

6. Книжникова, С.В. Структурно-функциональное описание жизнестойкости в аспекте суицидальной превенции / С.В. Книжникова // Материалы IV Всероссийской НПК «Феноменология и профилактика девиантного поведения». -Краснодар, 2010. - С. 67-70

7. Леонтьев, Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Д.А. Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. -Москва: Смысл, 2002. - С. 56-65

8. Леонтьев, Д.А. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала / Д.А. Леонтьев, Е.И Рассказова // Личностный потенциал: структура и диагностика. - Москва: Смысл, 2011. - 680 с.

9. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - Москва: Издательство Смысл, 2006. - 63 с.

10. Наливайко, Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди / Т.В. Наливайко // Вестник интегративной психологии: журнал для психологов. - Ярославль, 2006. - № 4,- С.211-216

11. Никитина, Е.В. Феномен жизнестойкости: концепция, современные взгляды и исследования / Е.В. Никитина // Academy. -2017.-№ 4(19). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-zhiznestoykosti-kontseptsiya-sovremennye-vzglyady-i-issledovaniya (дата обращения: 13.07.2023)

12. Новикова, Н.А. Стресси жизнестойкость / Н.А. Новикова // Психологические проблемы смысла жизни и акме. -

2021. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/stress-i-zhiznestoykost (дата обращения: 17.07.2023)

13. Одинцова, М.А. Психология жизнестойкости / М.А. Одинцова. - Москва: Флинта: Наука, 2015. - 296 с.

14. Cole, M.S. Emotion as Mediators of the Relations between Perceived Supervisor Support and Psychological Hardiness on Employee Cynicism / M.S. Cole, H. Bruch, B. Vogel // Journal of Organizational Behavior. - 2006. - T. 27, № 4. - C. 463-84. -URL: http://www.jstor.org/stable/4093912 (датаобращения: 17.07.2023)

15. Denissen, J.J.A.Transactions between life events and personality traits across the adult lifespan / J.J.A. Denissen, M. Luhmann, J.M. Chung, W.Bleidorn // Journal of Personality and Social Psychology. - №116(4). - C. 612-633. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30047764/ (дата обращения: 17.07.2023)

16. Eriksson, P.L. Identity development in early adulthood. Developmental Psychology / P.L. Eriksson, M. Wangqvist, J. Carlsson, A.Frisen. - №56(10). - C. 1968-1983. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32700946/ (дата обращения: 17.07.2023)

17. Ivankina, L.I. Modeling and empirical verification of dependences of the influence of socio-economic situation of elderly persons on the level of resilience / L.I. Ivankina, E.I. Klemasheva, E.R. Kashapova, E.A. Anikina 11 AdvGerontol. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/35152614/ (дата обращения: 17.07.2023)

18. Joshi, M.S. Cognitive Resilience in Brain Health and Dementia / M.S. Joshi, J.E. Galvin 11 Research Journal of Alzheimer's disease. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36093713/(датаобращения: 17.07.2023)

19. Kahneman, D. High income improves evaluation of life but not emotional well-being / D. Kahneman, A. Deaton 11 Proceedings of the National Academy of Sciences. - 2010. - T. 107, № 38.

20. Kusz, H. Preserving Engagement, Nurturing Resilience / H. Kusz, A. Ahmad / /ClinGeriatr Med. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33010897/ (дата обращения: 17.07.2023)

21. Lee, К. Consideration of the Psychological and Mental Health of the Elderly during COVID-19: A Theoretical Review / K. Lee, G.C. Jeong, J. Yim 11 Int J Environ Res Public Health. - URL:https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33153074/ (дата обращения: 17.07.2023)

22. Seong, H. Resilience in relation to older adults with multimorbidity: A scoping review / H. Seong, H. Lashley, K. Bowers, S. Holmes, R.H. Fortinsky, S. Zhu, K.N. Corazzini 11 GeriatrNurs. - URL:https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36155314/ (дата обращения: 17.07.2023)

23. Sharpley,Ch.F. The direct and relative efficacy of cognitive hardiness, a behavior pattern, coping behavior and social support as predictors of stress and ill-health / Ch.F. Sharpley, J.K. Dua, R. Reynolds, A. Acosta 11 Scandinavian Journal of Behavior Therapy. -2018.-№ l.-C. 15-29

24. Tay, P.K.C. Psychological Resilience as an Emergent Characteristic for Weil-Being: A Pragmatic View / P.K.C. Tay, K.K. Lim// Gerontology. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32784301/ (датаобращения: 17.07.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.