Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ К ВАКЦИНАЦИИ ОТ КОРОНАВИРУСА: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ МЕДИАСРЕДЫ "TIKTOK"'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ К ВАКЦИНАЦИИ ОТ КОРОНАВИРУСА: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ МЕДИАСРЕДЫ "TIKTOK" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / КОРОНАВИРУС / ВАКЦИНА / TIKTOK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гильдебрант А.В., Каминский Я.И.

В работе затрагивается актуальная для общества тема - доверие населения к вакцине от COVID-19. Целью работы является изучение влияния медиасреды «TikTok» на формирование доверия к вакцинации от коронавируса. На основе результатов контент-анализа было выявлено, что в видеороликах прослеживается четкая негативная, эмоционально окрашенная коннотация по отношению к вакцине от COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гильдебрант А.В., Каминский Я.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ К ВАКЦИНАЦИИ ОТ КОРОНАВИРУСА: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ МЕДИАСРЕДЫ "TIKTOK"»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2021. Volume 11. Issue 12

ID: 2021-12-1151-A-19411 Краткое сообщение

Гильдебрант А.В., Каминский Я.И.

Психологическое объяснение отношения населения к вакцинации от коронавируса: контент-анализ

медиасреды TikTok

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель: д.с.н. Андриянова Е.А.

Резюме

В работе затрагивается актуальная для общества тема - доверие населения к вакцине от COVID-19. Целью работы является изучение влияния медиасреды «ШТок» на формирование доверия к вакцинации от коронавируса. На основе результатов контент-анализа было выявлено, что в видеороликах прослеживается четкая негативная, эмоционально окрашенная коннотация по отношению к вакцине от COVID-19.

Ключевые слова: доверие, коронавирус, вакцина, ШТок

Актуальность

Любые медиапространства конструируют социальное отношение к существующим явлениям и нормам в обществе, формируя общественное сознание. Одним из таких медиапространств является платформа «ШТок».

Приложение «ШТок» позволяет пользователям создавать 15-секундные ролики с использованием различных фильтров. Видеороликом человек может поделиться с другими пользователями приложения или же переслать на другую платформу. Ролики обладают большой степенью реплицируемости, сценарием может стать любое актуальное событие - это является основными сигнификаторами для популярности ролика [3]. Авторы роликов испытывают потребность в самопрезентации, что мотивирует их создавать подобные видеоролики.

Вакцинация населения от коронавируса является одной из главных социальных задач в 2020-2021 годах, вопрос проведения которой ставит перед собой и решает каждый человек. Пандемия COVID-19 вызывает ряд сложных психологических проблем среди населения в виде социального напряжения, одиночества из-за карантина и в целом ухудшение психологического благополучия, что объясняет важность вакцинирования.

Цель исследования: изучить влияние медиасреды на формирование доверия к вакцинации от коронавируса.

Задачи:

1. Проанализировать основные понятия исследования;

2. Провести метод контент-анализа на предмет доверия населения к вакцинации от COVID-19, используя видеоматериалы, публикуемые в медиасреде «ШТок»;

3. Представить и обобщить результаты контент-анализа.

Материал и методы

Объектом нашего исследования является содержание медиасреды «ШТок». Предмет исследования - доверие населения к вакцинации от коронавируса.

В качестве исследовательского метода использовался контент-анализ платформы «ШТок».

Результаты и обсуждение

П.Н. Шихирев дает одно из самых подробных определений доверия в современной науке: доверие - это «оптимистическое ожидание человека, группы или фирмы, находящихся в условиях уязвимости и зависимости от другого человека, другой группы или фирмы в ситуациях совместной деятельности или экономического обмена с целью способствовать, в конечном счете, взаимовыгодному сотрудничеству сторон. При недостатке эффективных договорных, юридических или общественных средств, обеспечивающих соблюдение обязательств, доверие опирается на добровольно принятое обязательство тех, кому доверяют защищать права и интересы сторон, участвующих во взаимодействии» [2].

Л.Г. Почебут утверждает, что «доверие, являясь базовой категорией человеческих отношений, сохраняет свою значимость, хотя жизнь и собственный опыт вынуждают нас быть осторожными» [1]. Она выделяет несколько компонентов в структуре доверия: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Самым важным является эмоциональный компонент доверия, возникающий как следствие симпатии к объекту. Таким образом, человек доверяет тому, кто или что ему симпатизирует. Обман доверия люди воспринимают как обиду, также эмоционально реагируя по отношению к объекту, к которому они некогда испытывали симпатию.

Когнитивный компонент доверия возникает, когда необходимо оценить степень надежности к объекту. Обычно данный компонент доверия упоминается во взаимосвязи с такими психологическими понятиями, как безопасность, толерантность, риск. Для возникновения чувства доверия человек анализирует с помощью когнитивных структур, на рациональном уровне.

Третий компонент, поведенческий, проявляется при вербальных и невербальных выражениях (мимика, интонация).

Согласно контент-анализу на предмет доверия населения к вакцине от COVID-19, в большинстве видеоматериалов под хэштегами #covid19 и #спутниМ авторы воздействуют на эмоциональный компонент зрителя. Это сделано с той целью, что видео станет более популярным, так как именно реакция зрителей и огласка позволяют автору ролика набрать больше просмотров.

Большая часть видеоряда имеет негативную эмоциональную окраску по отношению к вакцинации, в частности - к вакцине «Спутник V», так как задача роликов в «ШТок» - это популяризация контента любыми способами. Действия авторов не имеют

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 202l

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2021. Том 11. № 12

цели урегулировать социальные отношения, у них нет побуждения к стабилизации в социуме, что может оказывать на общественное отношение отрицательное влияние.

В видеороликах часто задействована коннотация «побочные эффекты», в контексте роликов она является негативной. Данное словосочетание воспринимается зрителем как нечто неизведанное и опасное для самого человека. Воздействуя на эмоциональную сферу зрителя, авторы роликов формируют определенную позицию к вакцинированию. Человек может чувствовать страх и тревогу относительно вируса COVID-19 и одновременно с этим испытывать сомнения относительно вакцины после просмотров подобного видеоматериала.

Заключение

Можно сделать вывод о том, что в видеороликах прослеживается четкая негативная, эмоционально окрашенная коннотация по отношению к вакцине от COVID-19, «подрывая» доверие населения к вакцинации, с целью увеличения популярности ролика.

Литература

1. Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис Социальная психология - 2010. - С. 212-215.

2. П.Н. Шихирев Природа социального капитала: социально-психологический подход // Общественные науки и современность. - 2003. - № 2. -С. 17-32.

3. Ю.В. Куликова Образ современного учителя в видеомемах платформы tiktok // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков - 2020. - С. 322-327.

4. tiktokprotiv Мою маму убила прививка от коронавируса [Электронный ресурс]. - URL: https://vm.tiktok.com/ZSJ2dr3gr (дата обращение 24.03.2021).

5. overthink.girl О вакцине Спутник V [Электронный ресурс]. - URL: https://vm.tiktok.com/ZSJ2d1x4a (дата обращения 24.03.2021).

6. lili_1777 Спутник V [Электронный ресурс]. - URL: https://vm.tiktok.com/ZSJ2drbfH (дата обращение 24.03.2021).

7. pavel_mitschkov Вакцинация Спутник V [Электронный ресурс]. - URL: https://vm.tiktok.com/ZSJ2d9JVR (дата обращения 24.03.2021).

8. mom_taya_ Вакцинация осложнения [Электронный ресурс]. - URL: https://vm.tiktok.com/ZSJ2d1ywE (дата обращение 24.03.2021).

9. ne.plachh (Е. Зиновьева) Спутник V вакцина [Электронный ресурс]. - URL: https://vm.tiktok.com/ZSJ2eKXEA (дата обращения 24.03.2021).

10. 8__leo_8 Мое состояние после вакцинации от COVID-19 [Электронный ресурс]. - URL: https://vm.tiktok.com/ZSJ2ewSgS (дата обращение

24.03.2021).

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2021

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.