Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)
2021. Volume 11. Issue 12
ID: 2021-12-1151-A-19411 Краткое сообщение
Гильдебрант А.В., Каминский Я.И.
Психологическое объяснение отношения населения к вакцинации от коронавируса: контент-анализ
медиасреды TikTok
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Научный руководитель: д.с.н. Андриянова Е.А.
Резюме
В работе затрагивается актуальная для общества тема - доверие населения к вакцине от COVID-19. Целью работы является изучение влияния медиасреды «ШТок» на формирование доверия к вакцинации от коронавируса. На основе результатов контент-анализа было выявлено, что в видеороликах прослеживается четкая негативная, эмоционально окрашенная коннотация по отношению к вакцине от COVID-19.
Ключевые слова: доверие, коронавирус, вакцина, ШТок
Актуальность
Любые медиапространства конструируют социальное отношение к существующим явлениям и нормам в обществе, формируя общественное сознание. Одним из таких медиапространств является платформа «ШТок».
Приложение «ШТок» позволяет пользователям создавать 15-секундные ролики с использованием различных фильтров. Видеороликом человек может поделиться с другими пользователями приложения или же переслать на другую платформу. Ролики обладают большой степенью реплицируемости, сценарием может стать любое актуальное событие - это является основными сигнификаторами для популярности ролика [3]. Авторы роликов испытывают потребность в самопрезентации, что мотивирует их создавать подобные видеоролики.
Вакцинация населения от коронавируса является одной из главных социальных задач в 2020-2021 годах, вопрос проведения которой ставит перед собой и решает каждый человек. Пандемия COVID-19 вызывает ряд сложных психологических проблем среди населения в виде социального напряжения, одиночества из-за карантина и в целом ухудшение психологического благополучия, что объясняет важность вакцинирования.
Цель исследования: изучить влияние медиасреды на формирование доверия к вакцинации от коронавируса.
Задачи:
1. Проанализировать основные понятия исследования;
2. Провести метод контент-анализа на предмет доверия населения к вакцинации от COVID-19, используя видеоматериалы, публикуемые в медиасреде «ШТок»;
3. Представить и обобщить результаты контент-анализа.
Материал и методы
Объектом нашего исследования является содержание медиасреды «ШТок». Предмет исследования - доверие населения к вакцинации от коронавируса.
В качестве исследовательского метода использовался контент-анализ платформы «ШТок».
Результаты и обсуждение
П.Н. Шихирев дает одно из самых подробных определений доверия в современной науке: доверие - это «оптимистическое ожидание человека, группы или фирмы, находящихся в условиях уязвимости и зависимости от другого человека, другой группы или фирмы в ситуациях совместной деятельности или экономического обмена с целью способствовать, в конечном счете, взаимовыгодному сотрудничеству сторон. При недостатке эффективных договорных, юридических или общественных средств, обеспечивающих соблюдение обязательств, доверие опирается на добровольно принятое обязательство тех, кому доверяют защищать права и интересы сторон, участвующих во взаимодействии» [2].
Л.Г. Почебут утверждает, что «доверие, являясь базовой категорией человеческих отношений, сохраняет свою значимость, хотя жизнь и собственный опыт вынуждают нас быть осторожными» [1]. Она выделяет несколько компонентов в структуре доверия: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Самым важным является эмоциональный компонент доверия, возникающий как следствие симпатии к объекту. Таким образом, человек доверяет тому, кто или что ему симпатизирует. Обман доверия люди воспринимают как обиду, также эмоционально реагируя по отношению к объекту, к которому они некогда испытывали симпатию.
Когнитивный компонент доверия возникает, когда необходимо оценить степень надежности к объекту. Обычно данный компонент доверия упоминается во взаимосвязи с такими психологическими понятиями, как безопасность, толерантность, риск. Для возникновения чувства доверия человек анализирует с помощью когнитивных структур, на рациональном уровне.
Третий компонент, поведенческий, проявляется при вербальных и невербальных выражениях (мимика, интонация).
Согласно контент-анализу на предмет доверия населения к вакцине от COVID-19, в большинстве видеоматериалов под хэштегами #covid19 и #спутниМ авторы воздействуют на эмоциональный компонент зрителя. Это сделано с той целью, что видео станет более популярным, так как именно реакция зрителей и огласка позволяют автору ролика набрать больше просмотров.
Большая часть видеоряда имеет негативную эмоциональную окраску по отношению к вакцинации, в частности - к вакцине «Спутник V», так как задача роликов в «ШТок» - это популяризация контента любыми способами. Действия авторов не имеют
www.medconfer.com
© Bulletin of Medical Internet Conferences, 202l
Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2021. Том 11. № 12
цели урегулировать социальные отношения, у них нет побуждения к стабилизации в социуме, что может оказывать на общественное отношение отрицательное влияние.
В видеороликах часто задействована коннотация «побочные эффекты», в контексте роликов она является негативной. Данное словосочетание воспринимается зрителем как нечто неизведанное и опасное для самого человека. Воздействуя на эмоциональную сферу зрителя, авторы роликов формируют определенную позицию к вакцинированию. Человек может чувствовать страх и тревогу относительно вируса COVID-19 и одновременно с этим испытывать сомнения относительно вакцины после просмотров подобного видеоматериала.
Заключение
Можно сделать вывод о том, что в видеороликах прослеживается четкая негативная, эмоционально окрашенная коннотация по отношению к вакцине от COVID-19, «подрывая» доверие населения к вакцинации, с целью увеличения популярности ролика.
Литература
1. Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис Социальная психология - 2010. - С. 212-215.
2. П.Н. Шихирев Природа социального капитала: социально-психологический подход // Общественные науки и современность. - 2003. - № 2. -С. 17-32.
3. Ю.В. Куликова Образ современного учителя в видеомемах платформы tiktok // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков - 2020. - С. 322-327.
4. tiktokprotiv Мою маму убила прививка от коронавируса [Электронный ресурс]. - URL: https://vm.tiktok.com/ZSJ2dr3gr (дата обращение 24.03.2021).
5. overthink.girl О вакцине Спутник V [Электронный ресурс]. - URL: https://vm.tiktok.com/ZSJ2d1x4a (дата обращения 24.03.2021).
6. lili_1777 Спутник V [Электронный ресурс]. - URL: https://vm.tiktok.com/ZSJ2drbfH (дата обращение 24.03.2021).
7. pavel_mitschkov Вакцинация Спутник V [Электронный ресурс]. - URL: https://vm.tiktok.com/ZSJ2d9JVR (дата обращения 24.03.2021).
8. mom_taya_ Вакцинация осложнения [Электронный ресурс]. - URL: https://vm.tiktok.com/ZSJ2d1ywE (дата обращение 24.03.2021).
9. ne.plachh (Е. Зиновьева) Спутник V вакцина [Электронный ресурс]. - URL: https://vm.tiktok.com/ZSJ2eKXEA (дата обращения 24.03.2021).
10. 8__leo_8 Мое состояние после вакцинации от COVID-19 [Электронный ресурс]. - URL: https://vm.tiktok.com/ZSJ2ewSgS (дата обращение
24.03.2021).
© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2021
www.medconfer.com