Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДИКТОР ШКОЛЬНОГО ВАНДАЛИЗМА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДИКТОР ШКОЛЬНОГО ВАНДАЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьный вандализм / подростки / вандальное поведение / психологическое неблагополучие / вандализм образовательной среды / мотивы вандальной активности / school vandalism / teenagers / vandal behavior / psychological distress / vandalism of the edu-cational environment / motives for vandalism

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воробьева Ирина Владимировна, Матвеева Алена Игоревна

Школьный вандализм, традиционно рассматриваемый как мелкий проступок, мо-жет служить предпосылкой для развития более серьезных форм деструктивного поведения у обу-чающихся. В данном контексте терпимое отношение к вандализму, обусловленное ограниченными рамками ущерба и возможностью контроля со стороны администрации, может как влиять на фор-мирование девиантных моделей поведения, так и рассматриваться как индикатор неблагополучия. Именно психологическое благополучие играет ключевую роль, оказывая влияние на восприятие окружающего пространства и формирование устойчивых механизмов саморегуляции учащихся. Настоящее исследование направлено на более глубокое понимание взаимосвязи между школьным вандализмом (его мотивами) и психологическим благополучием обучающихся. Материалы были получены в ходе интернет-опроса 354 учащихся 5–11 классов из 8 субъектов Российской Федерации. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью двух стандартизированных методик («Шка-ла психологического благополучия Рифф» в адаптации Т. Д. Шевеленковой и Т. П. Фесенко, опрос-ник «Мотивы вандального поведения») и авторской анкеты. Полученные данные были обработаны с помощью методов математико-статистического анализа данных (частотный анализ, описательная статистика, сравнительный анализ, регрессионный анализ). В результате проведенного исследова-ния выявлено, что мотивация подростков к вандальному поведению в значительной степени обу-словлена желанием управлять окружающей средой, подстраивать ее под свои нужды и потребности. Исследование психологического благополучия подростков выявило дефициты в сферах целепола-гания и самооценки своих навыков по управлению окружающей средой («я ни на что не влияю»), а также затруднения в формировании намерений и целенаправленности. Выявленные закономерно-сти свидетельствуют о тесной взаимосвязи между состоянием психологического благополучия под-ростков и их мотивационной готовностью к совершению вандальных актов, что подчеркивает важ-ность учета этих факторов при разработке мер по предотвращению школьного вандализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Воробьева Ирина Владимировна, Матвеева Алена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL MALADJUSTMENT OF ADOLESCENTS AS A PREDICTOR OF SCHOOL VANDALISM

School vandalism, traditionally seen as minor mischief, can serve as a precursor to the develop-ment of more serious forms of destructive behavior among students. In this context, a tolerant attitude to-wards vandalism, justified by the limited scope of damage and the possibility of control by the administra-tion, can influence the formation of deviant behavior patterns and be considered an indicator of malad-justment. Psychological well-being plays a crucial role, influencing the perception of the surrounding envi-ronment and the formation of students’ sustainable self-regulation mechanisms. This study aims to deepen the understanding of the relationship between school vandalism (its motives) and the psychological well-being of students. Data were collected through an online survey of 354 students from grades 5–11 in 8 regions of the Russian Federation. Empirical data were obtained using two standardized methods (“Riff Psychological Well-being Scale” adapted by T. D. Shevelenkova and T. P. Fesenko, a questionnaire on “Motives of Vandal Behavior”) and a custom survey. The collected data were processed using mathematical and statistical analysis methods (frequency analysis, descriptive statistics, comparative analysis, regression analysis). The research revealed that adolescents’ motivation for vandal behavior is significantly influenced by the desire to control the surrounding environment, adapt it to their needs and preferences. The investigation of adolescents’ psychological well-being identified deficits in goal-setting and self-assessment of their envi-ronmental management skills (“I have no influence on anything”), as well as difficulties in forming inten-tions and purposefulness. The identified patterns indicate a close interconnection between the state of psy-chological well-being of adolescents and their motivational readiness to commit vandal acts, emphasizing the importance of considering these factors in developing measures to prevent school vandalism.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДИКТОР ШКОЛЬНОГО ВАНДАЛИЗМА»

УДК 37.013.42

ББК Ч466.46 ГРНТИ 15.31.31 Код ВАК 5.3.1

Воробьева Ирина Владимировна,

SPIN-код: 8114-7926

кандидат психологических наук, доцент, начальник управления научных исследований, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: lorisha@mail.ru

Матвеева Алена Игоревна,

SPIN-код: 1301-3706

научный сотрудник управления научных исследований, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: lyonchik_7777@list.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДИКТОР ШКОЛЬНОГО ВАНДАЛИЗМА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: школьный вандализм; подростки; вандальное поведение; психологическое неблагополучие; вандализм образовательной среды; мотивы вандальной активности

АННОТАЦИЯ. Школьный вандализм, традиционно рассматриваемый как мелкий проступок, может служить предпосылкой для развития более серьезных форм деструктивного поведения у обучающихся. В данном контексте терпимое отношение к вандализму, обусловленное ограниченными рамками ущерба и возможностью контроля со стороны администрации, может как влиять на формирование девиантных моделей поведения, так и рассматриваться как индикатор неблагополучия. Именно психологическое благополучие играет ключевую роль, оказывая влияние на восприятие окружающего пространства и формирование устойчивых механизмов саморегуляции учащихся. Настоящее исследование направлено на более глубокое понимание взаимосвязи между школьным вандализмом (его мотивами) и психологическим благополучием обучающихся. Материалы были получены в ходе интернет-опроса 354 учащихся 5-11 классов из 8 субъектов Российской Федерации. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью двух стандартизированных методик («Шкала психологического благополучия Рифф» в адаптации Т. Д. Шевеленковой и Т. П. Фесенко, опросник «Мотивы вандального поведения») и авторской анкеты. Полученные данные были обработаны с помощью методов математико-статистического анализа данных (частотный анализ, описательная статистика, сравнительный анализ, регрессионный анализ). В результате проведенного исследования выявлено, что мотивация подростков к вандальному поведению в значительной степени обусловлена желанием управлять окружающей средой, подстраивать ее под свои нужды и потребности. Исследование психологического благополучия подростков выявило дефициты в сферах целепола-гания и самооценки своих навыков по управлению окружающей средой («я ни на что не влияю»), а также затруднения в формировании намерений и целенаправленности. Выявленные закономерности свидетельствуют о тесной взаимосвязи между состоянием психологического благополучия подростков и их мотивационной готовностью к совершению вандальных актов, что подчеркивает важность учета этих факторов при разработке мер по предотвращению школьного вандализма.

БЛАГОДАРНОСТИ : исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ «Научно-методическое обеспечение программы предупреждения и профилактики школьного вандализма».

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Воробьева, И. В. Психологическое неблагополучие подростков как предиктор школьного вандализма / И. В. Воробьева, А. И. Матвеева. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2023. - № 6. - С. 256-264.

Vorobyeva Irina Vladimirovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of Scientific Research Department, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Matveeva Alena Igorevna,

Researcher of Scientific Research Department, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

PSYCHOLOGICAL MALADJUSTMENT OF ADOLESCENTS AS A PREDICTOR OF SCHOOL VANDALISM

KEYWORDS: school vandalism; teenagers; vandal behavior; psychological distress; vandalism of the educational environment; motives for vandalism

ABSTRACT. School vandalism, traditionally seen as minor mischief, can serve as a precursor to the development of more serious forms of destructive behavior among students. In this context, a tolerant attitude towards vandalism, justified by the limited scope of damage and the possibility of control by the administration, can influence the formation of deviant behavior patterns and be considered an indicator of maladjustment. Psychological well-being plays a crucial role, influencing the perception of the surrounding environment and the formation of students' sustainable self-regulation mechanisms.

This study aims to deepen the understanding of the relationship between school vandalism (its motives) and the psychological well-being of students. Data were collected through an online survey of 354 students from grades 5-11 in 8 regions of the Russian Federation. Empirical data were obtained using two standardized methods ("Riff Psychological Well-being Scale" adapted by T. D. Shevelenkova and T. P. Fesenko, a questionnaire on

© Воробьева И. В., Матвеева А. И., 2023

"Motives of Vandal Behavior") and a custom survey. The collected data were processed using mathematical and statistical analysis methods (frequency analysis, descriptive statistics, comparative analysis, regression analysis).

The research revealed that adolescents' motivation for vandal behavior is significantly influenced by the desire to control the surrounding environment, adapt it to their needs and preferences. The investigation of adolescents' psychological well-being identified deficits in goal-setting and self-assessment of their environmental management skills ("I have no influence on anything"), as well as difficulties in forming intentions and purposefulness. The identified patterns indicate a close interconnection between the state of psychological well-being of adolescents and their motivational readiness to commit vandal acts, emphasizing the importance of considering these factors in developing measures to prevent school vandalism.

ACKNOWLEDGMENTS: the study was carried out within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation "Scientific and methodological support for the program for the prevention and prevention of school vandalism".

FOR CITATION: Vorobyeva, I. V., Matveeva, A. I. (2023). Psychological Maladjustment of Adolescents as a Predictor of School Vandalism. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 256-264.

Введение. Школьный вандализм традиционно не рассматривается в качестве серьезной проблемы образовательной среды и зачастую относится к мелким проступкам конкретных обучающихся, неаккуратности или даже случайному стечению обстоятельств. Однако именно такие действия с объектами школьного пространства часто являются предпосылками для появления более деструктивных форм поведения, направленных уже не только на неодушевленные объекты, но и на окружающих людей - агрессивное поведение, де-линквентное поведение и т. п. [1; 5; 7]. Кроме того, у обучающихся может происходить своеобразное закрепление девиантной поведенческой модели, поскольку реакция социума на нее достаточно толерантна [5; 14].

С одной стороны, такое терпимое отношение к вандальной активности подростков по отношению к пространству школы вполне обосновано, поскольку причиняемый ущерб, как правило, невелик, а среда образовательных организаций хорошо контролируется и подобные действия своевременно пресекаются. С другой стороны, распространение этой формы взаимодействия учащихся с окружающим их пространством может являться своеобразным маркером неблагополучия или дефицитарности [14; 11], причем как среды образовательного учреждения (как с точки зрения социального отклика, так и с точки зрения эстетики и эргономич-ности), так и переживаний субъектов, которые в ней находятся. При этом последствия оценки обучающимися собственного состояния как неблагополучного в условиях образовательной среды могут выходить за рамки школьного вандализма и затрагивать вопросы аутосохранного и социально безопасного поведения, что акцентирует внимание специалистов на этой проблеме.

Рассматривая феномен психологического благополучия, Д. А. Леонтьев указывает на то, что он является индикатором сформированности и оптимальности личностных механизмов саморегуляции жиз-

недеятельности, а субъективное ощущение неблагополучия (низкий уровень психологического благополучия) делает индивида уязвимым в ситуации дефицита ресурсов и мешает в полной мере воспользоваться благоприятными условиями [9]. А. В. Воронина под психологическим благополучием понимает «системное качество человека, обретаемое им в процессе жизнедеятельности на основе психофизиологической сохранности функций, которое проявляется у субъекта в переживании содержательной наполненности и ценности жизни в целом как средства достижения внутренних, социально ориентированных целей и является условием реализации его потенциальных возможностей и способностей» [3, с. 144].

Исследованием факторов, определяющих именно школьное благополучие, занимались Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, М. В. Лун-кина. Они рассматривали его как «позитивное восприятие учебы, школы и своего академического потенциала» и выделяли внешние, или педагогические, детерминанты (отношения с учителем, система обучения, климат в классе) и психологические, или мотивационные, факторы [4]. К. Н. Поливанова включает в благополучие школьника несколько компонентов: психологический (представления о собственной жизни, о своем будущем, включенность в школьную жизнь и др.), когнитивный (знания и навыки, обеспечивающие эффективное участие в современной жизни), социальный (качество социальных связей), физический (здоровье, физическая активность, здоровые пищевые привычки) и материальный (материальные возможности семьи обеспечить нужды подростка и возможности системы образования поддержать обучение и развитие) [10]. При этом И. В. Дубровина уточняет, что создание благоприятных психолого-педагогических и культурно-социальных условий в среде образовательных организаций будет способствовать укреплению позитивного психологического благополучия детей, обучающихся в обще-

образовательных учреждениях [6].

Таким образом, наблюдаемая вандаль-ная активность обучающихся в стенах школы, действительно, может выступать своеобразным индикатором их психологического благополучия или его отсутствия. Важно подтвердить и детализировать эту закономерность, что и стало целью настоящего исследования.

Цель - изучение мотивационных основ школьного вандализма и определение закономерностей его обусловленности факторами актуального психологического благополучия подростков. Для достижения поставленной цели было сформулировано несколько исследовательских вопросов:

1. Какие действия современные подростки относят к вандальным и как субъективно оценивают свой «вандальный опыт», каковы мотивационные основы школьного вандализма?

2. Каковы уровни выраженности основных факторов психологического благополучия подростков?

3. Какими факторами психологического благополучия обусловлены конкретные мотивы вандального поведения подростков?

Методы исследования. В исследовании приняли участие 354 обучающихся образовательных организаций общего образования (школы) с 5 по 11 класс, проживающих в 8 субъектах Российской Федерации -Свердловская область, Челябинская область, Тюменская область, Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область и Республика Крым. Средний возраст респондентов - 15,68 лет (б = 2,45), из них 47,5% мальчиков, 52,5% девочек. Сбор эмпирических данных осуществлялся дистанционно, с помощью пакета диагностических методик (две стандартизированные методики и авторская анкета), оформленных в сервисе Яндекс.Формы.

Методика «Шкала психологического благополучия Рифф» (в адаптации Т. Д. Ше-веленковой и Т. П. Фесенко) направлена на измерение субъективного самоощущения целостности и осмысленности индивидом своего бытия, состоит из 6 основных шкал

(«позитивное отношение», «автономия», «управление средой», «личностный рост», «цели в жизни», «самопринятие»), 3 дополнительных шкал («баланс аффекта», «осмысленность жизни» и «человек как открытая система») и интегрального показателя «психологическое благополучие» [11].

Методика диагностики мотивов ван-дального поведения подростков и юношей - личностный опросник «Мотивы ван-дального поведения» [2], состоящий из 10 основных шкал (по 8 вопросов в каждой) и интегрального показателя «готовность к вандальному поведению». Шкалы опросника отражают основные виды вандализма (классификация на основании причин): стяжательный, агрессивный, тактический, любопытствующий, эстетический, экзистенциальный, протестующий, конформный, вызванный неудобством окружающей среды и вызванный скукой.

И заключительный блок диагностического пакета - авторская анкета, отражающая субъективную оценку вандального опыта респондентов (как часто совершаются вандальные действия и какими мотивами руководствуются современные подростки).

Полученные данные были обработаны с помощью методов математико-статистического анализа данных, для подсчетов использовалась статистическая программа SPSS: частотный анализ, описательная статистика, сравнительный анализ, регрессионный анализ (множественная линейная регрессия с последовательным исключением предикторов).

Результаты исследования и их обсуждение. Для ответа на первый исследовательский вопрос были изучены результаты опроса «Мотивы вандального поведения», а также авторская анкета, отражающая субъективное отношение респондентов. Данные авторской анкеты были обработаны методом частотного анализа, результат опроса респондентов - что они считают вандализмом и как часто совершают ван-дальные действия - представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица1

Данные частотного анализа ответов на вопрос «Что вы считаете вандализмом?» (в порядке убывания)

Действие Частота (кол-во) %

Разбивать окна, деформировать стены и другие конструкции в заброшенных (нежилых) зданиях 294 83,1

Деформировать объекты городской среды (отламывать, отколупывать элементы декора - камни, плитку, кирпичи и др.) 284 80,2

Рисовать на заборе, стене, гараже и др. 282 79,7

Выцарапывать, выжигать, вырезать на деревьях, объектах городской среды надписи и изображения 278 78,5

Поджигать тополиный пух, урны, контейнеры для мусора 274 77,4

Продолжение таблицы 1

Действие Частота (кол-во) %

Загрязнять объекты городской среды (марать лавочки, качели, детские площадки, холл/подъезд дома, лифт) 258 72,9

Украшать памятники - надевать предметы одежды, дорисовывать объекты и др. 257 72,6

Плевать, мусорить в подъездах 239 67,5

Выбрасывать мусор в неположенных местах (дороги, тротуары и др.) 234 66,1

Прикрепить жвачку к стулу, столу, скамейке и др. 220 62,1

Срывать цветы и другие растения с клумб 208 58,8

Перемещать объекты городской среды (лавочки, урны и др.) в более подходящее место 200 56,5

Использовать объекты городской среды не по назначению (залазить на лавочку с ногами, сидеть на детских качелях и каруселях и др.) 190 53,7

Не убирать продукты жизнедеятельности за животными (прогулка с собакой) 160 45,2

Прокладывать прямые пути через газоны, заборы, сады и др. 150 42,4

Ставить велосипеды, самокаты на газон или детскую площадку 118 33,3

Клеить объявления на столбах, деревьях, остановках и др. 95 26,8

2%

2%

I Не было никогда Было однократно или пару раз | Совершаю время от времени Делаю достаточно часто I Постоянно

Рис. 1. Субъективная оценка частоты совершения вандальных действий

современными подростками

При обработке данных, полученных в результате проведения опроса «Мотивы вандального поведения», были определены

Таблица 2

Средние значения показателей опросника «Мотивы вандального поведения»

средние значения по каждому из 10 видов вандализма (основанных на мотивах ван-дального поведения) (табл. 2).

Вид вандализма (в зависимости от мотива) Среднее значение Стандартное отклонение

Эстетический вандализм 12,3898 4,81623

Вандализм, вызванный неудобством окружающей среды 11,8842 4,82740

Стяжательный вандализм 11,6808 4,61582

Тактический вандализм 11,2938 4,98310

Протестующий вандализм 11,2853 4,98786

Любопытствующий вандализм 11,1045 5,05301

Агрессивный вандализм 11,0056 4,73071

Конформный вандализм 10,9972 4,94760

Экзистенциальный вандализм 10,9350 4,94545

Вандализм, вызванный скукой 10,5960 4,71729

Так, в результате обработки полученных данных было выявлено, что наиболее характерными для подростков являются такие виды вандализма, как: эстетический вандализм; вандализм, вызванный неудобством окружающей среды и стяжательный вандализм. Эстетический вандализм, являясь од-

ним из самых распространенных видов вандализма [8], в особенности среди подростков, подразумевает под собой получение сенсорного удовольствия от преобразования окружающей среды - нанесение надписей, рисунков на стены и поверхности мебели. Учитывая, что второй по популярности мо-

тив вандального поведения - это вандализм, вызванный неудобством окружающей среды, стоит отметить, что подростки руководствуются собственным стремлением сделать пространство вокруг себя более эстетически привлекательным и удобным, но в соответствии со своими личными, субъективными представлениями о красоте и эр-гономичности. И на третьем месте по степени представленности в подростковой выборке стяжательные мотивы - это совершение актов вандализма для собственного обогащения или получения выгоды.

Что касается субъективного отношения самих респондентов, то только 4% опрошенных признались, что занимаются ван-дальными действиями постоянно и достаточно часто, 7% - совершают вандальные действия время от времени, 37% - однократно либо очень редко, а 37% респондентов сообщают, что никогда не занимались вандализмом. При этом большинство опрошенных отнесли к вандализму только

очевидно негативные действия из всех предложенных - разбивать окна, деформировать стены и конструкции (83,1%), отламывать, отколупывать элементы декора (80,2%), рисовать на заборах и стенах зданий (79,7%), выжигать и выцарапывать на объектах городской среды надписи и изображения (79,7%) и др. Наименее частотными стали такие ответы, как прокладывание маршрутов в непредусмотренных для этого местах (через газоны, заборы и др. - 42,4%), не убирать продукты жизнедеятельности за животными (56,5%), а также срывать цветы с клумб (58,8%).

Оценка психологического благополучия респондентов была проведена посредством методики «Шкала психологического благополучия Рифф». Распределение процентного соотношения уровней выраженности основных показателей методики, а также общего балла - интегративной шкалы «психологическое благополучие» -представлено на рисунке 2.

3,4

61,0

35,6

16,4

62,1

21,5

3,7

63,3

33,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12,7

52,5

34,7

5,9

54,8

39,3

5,6

66,9

27,4

6,5

52,3

41,2

л Я

л

«

<D g

*

О «

о С

« «

s 0

§ s 0 <D

« я CP

<D о 0

а о я H 0 H « < OJ s я <D п « &

н о о

а

«

3 Я H о о я

F

я

s я

со

S *

s «

<D

л

OJ

S H

s a я

0

1 и

n n a

Ю «

s 3

Ю

О

■ Низкий уровень ■ Средний уровень ■ Высокий уровень

Рис. 2. Гистограмма процентного соотношения уровней выраженности показателей методики «Шкала психологического благополучия Рифф»

Таким образом, было выявлено, что менее всего в выборке представлен высокий уровень психологического благополучия (6,5%), а чуть менее половины (41,2%) опрошенных имеют низкий уровень психологического благополучия. Что касается основных шкал методики: наиболее высокие показатели были выявлены по шкале «автономия» (относительно других шкал: 16,4% - высокий уровень, 21,5% - низкий уровень). Высокий балл по данной шкале характеризует респондентов как самостоятельных и независимых, способных противостоять попыткам общества заставить ду-

мать и действовать определенным образом и самостоятельно регулировать собственное поведение. Больше всего респондентов с низким уровнем было выявлено по шкале «цели в жизни», такие подростки лишены смысла в жизни или имеют мало текущих целей и намерений, не видят цели и смысла в своей прошлой жизни, часто не видят перспектив будущего. Наименьшее количество (3,7%) респондентов с высоким уровнем было выявлено по шкале «управление средой» (при этом достаточно большое количество человек с низким уровнем -33,1%). Люди с высоким уровнем выражен-

ности данного показателя способны самостоятельно управлять своим окружением, контролировать свою внешнюю деятельность, а также создавать необходимые условия для удовлетворения собственных потребностей и нужд. При недостаточной выраженности данного показателя респонденты испытывают сложности в организации повседневной деятельности, чувствуют себя неспособными изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства, как правило, лишены чувства контроля над происходящим вокруг.

В рамках заключительного, третьего,

исследовательского вопроса для определения специфики детерминации мотивов вандального поведения подростков конкретными факторами психологического благополучия была проведена множественная линейная регрессия. В результате были построены 11 моделей, где зависимыми переменными выступили отдельные мотивы вандальной деятельности (включая инте-гративный показатель «готовность к ван-дальной деятельности»), а независимыми -все факторы психологического благополучия (включая дополнительные шкалы, а также интегративный показатель) (табл. 3).

Таблица 3

Регрессионные модели мотивов вандализма и факторов психологического благополучия

Параметры модели Параметры предикторов

Б-критерий, Б Уровень значимости модели, р Общая объясненная дисперсия, И Наименование предиктора Стандартизированный коэффициент регрессии, бета Уровень значимости бета, р

Модель 1. Зависимая переменная — стяжательный вандализм (1)

35,285 0,000 17% Личностный рост -0,217 0,004

Цели в жизни -0,218 0,004

Модель 2. Зависимая переменная — агрессивный вандализм (2)

55,092 0,000 24% Цели в жизни -0,210 <0,001

Человек как открытая система -0,320 <0,001

Модель 3. Зависимая переменная — тактический вандализм (3)

39,300 0,000 18% Цели в жизни -0,198 0,003

Человек как открытая система -0,266 <0,001

Модель 4. Зависимая пе ременная — любопытствующий вандализм (4)

40,297 0,000 19% Цели в жизни -0,128 0,05

Человек как открытая система -0,334 <0,001

Модель 5. Зависимая переменная — эстетический вандализм (5)

22,849 0,000 12% Управление средой -0,0213 0,001

Человек как открытая система -0,166 0,008

Модель 6. Зависимая переменная — экзистенциальный вандализм (6)

47,723 0,000 21% Цели в жизни -0,210 0,001

Человек как открытая система -0,292 <0,001

Модель 7. Зависимая переменная — протестующий вандализм (7)

32,231 0,000 22% Позитивные отношения -0,167 0,025

Цели в жизни -0,163 0,02

Человек как открытая система -0,190 0,012

Модель 8. Зависимая переменная — конформный вандализм (8)

49,766 0,000 22% Цели в жизни -0,222 0,001

Человек как открытая система -0,289 <0,001

Модель 9. Зависимая переменная — вандализм, вызванный неудобством окружающей среды (9)

21,365 0,000 16% Автономия 0,206 0,004

Самопринятие 0,225 0,020

Психологическое благополучие -0,692 <0,001

Модель 10. Зависимая пе ременная — вандализм, вызванный скукой (10)

50,579 0,000 22% Цели в жизни -0,156 0,016

Человек как открытая система -0,352 <0,001

Модель 11. Зависимая переменная — общая склонность к вандальному поведению (10)

46,218 0,000 21% Цели в жизни -0,216 0,001

Человек как открытая система -0,280 <0,001

Интерпретируя полученные регрессионные модели, в первую очередь стоит отметить, что все выделенные авторами виды вандальной активности детерминируются теми или иными факторами психологиче-

ского благополучия. Так, было выявлено, что общая склонность к вандальному поведению обусловлена такими факторами психологического благополучия, как «цели в жизни» и «человек как открытая система»

(обратная зависимость), т. е. подростки с целостным, реалистичным взглядом на жизнь, имеющие жизненные цели и ориентиры, проявляют меньший уровень готовности к вандальным действиям. Обладая общей жизненной целеустремленностью и реалистичным, целостным восприятием окружающей действительности, дети склонны более ответственно относиться к чужой и общественной собственности. Исходя из полученных моделей, эти же показатели благополучия («цели в жизни» и «человек как открытая система») объясняют и агрессивный, и тактический, и любопытствующий, и экзистенциальный, и конформный, а также вандализм, вызванный скукой. Подростки с низким уровнем сформированности данных показателей воспринимают настоящее и прошлое как бессмысленное, не имеют жизненных ориентиров на будущее, часто испытывают скуку и не в полной мере могут осознавать последствия и результат своих действий (фрагментарность восприятия).

Вандальные действия, продиктованные жаждой получения материальной выгоды (стяжательный вандализм), исходя из полученной модели 1, определяются не только отсутствием целей в жизни, но и уровнем показателя «личностный рост» (обратная зависимость). Отсутствие самореализации, необходимости собственного развития, интереса к жизни в совокупности с бесцельностью и бесперспективностью своего существования формируют у подрастающего поколения готовность к совершению вандаль-ных действий с целью обогащения и получения материальной выгоды и наоборот -подростки с сознательными перспективами личностного роста и развития не рассматривают легкие способы наживы, демонстрируя низкий уровень мотивации к стяжательному виду вандализма.

По результатам анализа модели 5 было выявлено, что эстетический вандализм имеет обратную связь с такими показателями, как «человек как открытая система» и «управление средой». Подростки с низким уровнем контроля внешней деятельности, не обладающие компетенциями и внутренней готовностью управлять внешним окружением, статистически проявляют большую готовность к эстетическому вандализму -ощущая острую невозможность что-либо менять вокруг себя и таким образом удовлетворять свои потребности, такие дети часто ярко проявляют себя в порче стен и поверхностей мебели.

Регрессионная модель, в основе которой лежит зависимая переменная - протестующий вандализм, в свою очередь, кроме показателей «человек как открытая система» и «цели в жизни», также включает по-

казатель «положительное отношение» (обратная зависимость). Можно сказать, что дети, имеющие удовлетворительные доверительные отношения с окружающими, близких друзей, способных к принятию и одобрению, менее склонны к протестному типу вандальной активности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И наконец, вандализм, вызванный неудобством окружающей среды, по результатам анализа определяется общим уровнем психологического благополучия (обратная зависимость) и такими показателями, как «автономия» и «самопринятие» (прямая зависимость). Таким образом, подросток, осознавая себя самостоятельным и независимым, способным оценивать и самостоятельно удовлетворять свои потребности и нужды, но при этом ощущая свое неблагополучие, легко способен изменять окружающую действительность под свои нужды, проявляя высокую готовность к вандализму, вызванному неудобством окружающей среды.

Выводы. В заключение важно отметить, что большинство обучающихся подросткового возраста имеют сформированные мотивы вандального поведения, отличаются адекватными представлениями относительно оценки подобных действий, однако не считают, что сами совершают ван-дальные акты, указывая на единичные ситуации из своего опыта. Интересно, что акцентами в мотивационной готовности к несанкционированному преобразованию среды становятся стремление подростков сделать пространство вокруг себя привлекательным и удобным, и только на третьем месте располагаются мотивы, связанные с личным обогащением от данного вида деструктивной активности.

Диагностика психологического благополучия обучающихся обнаружила, что наиболее дефицитарными факторами являются сфера целеполагания и оценка своих возможностей по управлению средой, конкретными ситуациями и использованию возможностей. Подростки испытывают некоторые затруднения в отношении формирования представлений о своих намерениях, ожидаемом результате, целях и смысле жизни. При этом одними из выраженных показателей являются автономия или независимость подростка от чужого мнения, стремление самостоятельно принимать решения, не ориентируясь на позиции окружающих. Данное противоречие вполне объяснимо с точки зрения возрастных особенностей изучаемых респондентов и характерных для подростков поведенческих реакций.

Обобщая полученные результаты, необходимо констатировать, что психологическое благополучие подростков обуславливает их мотивационную готовность к со-

вершению вандальных актов, в том числе и по отношению к среде образовательной организации. Практически все обнаруженные закономерности имеют обратную зависимость и указывают на то, что переживание подростком состояния неблагополучия детерминирует его высокую мотивационную готовность к совершению вандальных актов. Единственным исключением стал мотив вандализма, связанный с неудобством окружающей среды - в этом случае его высокие значения обнаруживаются при нали-

чии у подростков выраженной автономии и самопринятия, при общей низкой оценке своего психологического благополучия. Таким образом, выявленные связи могут быть учтены при разработке мер по предупреждению и профилактике школьного вандализма, поскольку описывают именно те предикторы данного вида деструктивного поведения, которые наиболее сильно влияют на формирование мотивационной готовности обучающихся к нему.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова, Е. Н. Обзор психологических исследований вандализма детей и подростков как основа проектирования программ профилактики в образовательной среде / Е. Н. Волкова, Е. А. Митицина. -Текст : непосредственный // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, № 3 (32). - С. 6. - DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-3-6.

2. Воробьева, И. В. Возможности диагностики мотивов вандального поведения / И. В. Воробьева, О. В. Кружкова. - Текст : непосредственный // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2011. - № 42 (259). - С. 35-40.

3. Воронина, А. В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа / А. В. Воронина. - Текст : непосредственный // Сибирский психологический журнал. - 2005. - № 21. - С. 142-147.

4. Гордеева, Т. О. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, М. В. Лункина. - Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. - 2019. - Т. 24, № 3. - С. 32-42. - DOI: 10.17759/pse.2019240303.

5. Девятовская, И. В. Школьный вандализм: анализ опыта России и Германии / И. В. Девятовская, О. А. Блинова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 6. -С. 178-184. - DOI: 10.26170/2079-8717_2021_06_21.

6. Дубровина, И. В. Феномен «психологическое благополучие» в контексте социальной ситуации развития / И. В. Дубровина. - Текст : непосредственный // Вестник практической психологии образования. - 2020. - Т. 17, № S3. - С. 9-21.

7. Кочламазашвили, Л. Г. Мотивация вандального поведения юношей и девушек с различной склонностью к отклоняющемуся поведению / Л. Г. Кочламазашвили, И. А. Фурманов. - Текст : непосредственный // Научные труды Республиканского института высшей школы. - 2017. - № 17 (3). - С. 166-174.

8. Кружкова, О. В. Графический вандализм в школах: семантика и особенности расположения / О. В. Кружкова, И. В. Воробьева, О. В. Гурова. - Текст : непосредственный // Психология когнитивных процессов. - 2017. - № 6. - С. 153-157.

9. Леонтьев, Д. А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля / Д. А. Леонтьев. - Текст : непосредственный // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2020. - № 1 (155). - С. 14-37. - DOI: 10.14515/monitoring.2020.1.02.

10. Поливанова, К. Н. Новый образовательный дискурс: благополучие школьников / К. Н. Поливанова. - Текст : непосредственный // Культурно-историческая психология. - 2020. - Т. 16, № 4. - С. 26-34. -DOI: 10.17759/chp.2020160403.

11. Шевеленкова, Т. Д. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) / Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко. - Текст : непосредственный // Психологическая диагностика. - 2015. - № 3. - С. 95-129.

12. Bazrafshan, M.-R. The relation of social happiness and adjustment with vandalistic behavior of the children and young adults in the families under supervision of welfare office / M.-R. Bazrafshan, A. Abdi, В. Masmouei. - Text : immediate // Journal of Clinical and Diagnostic Research. - 2018. - Vol. 12, no. 8. -P. LC5-LC9. - DOI: 10.7860/JCDR/2018/35184.11916.

13. Goldstein, A. The psychology of vandalism / A. Goldstein. - New York : Plenum Press, 1996. - 296 p. -Text : immediate.

14. Hanimoglu, E. Deviant Behavior in School Setting / E. Hanimoglu. - Text : immediate // Journal of Education and Training Studies. - 2018. - Vol. 6, no. 10. - P. 133-141. - DOI: 10.11114/jets.v6i10.3418.

15. Howard, J. L. Factors in school vandalism / J. L. Howard. - Text : immediate / / Journal of Research and Development in Education. - 1978. - No. 11 (2).

REFERENCES

1. Volkova, E. N., Mititsina, E. A. (2020). Obzor psikhologicheskikh issledovanii vandalizma detei i po-drostkov kak osnova proektirovaniya programm profilaktiki v obrazovatel'noi srede [A Review of Psychological Studies of Vandalism of Children and Adolescents as a Basis for Designing Prevention Programs in an Educational Environment]. In VestnikMininskogo universiteta. Vol. 8. No. 3 (32), p. 6. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-3-6.

2. Vorobyeva, I. V., Kruzhkova, O. V. (2011). Vozmozhnosti diagnostiki motivov vandal'nogo povedeniya [The Possibilities of Diagnosing the Motives of Vandal Behavior]. In Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriya: Psikhologiya. No. 42 (259), pp. 35-40.

3. Voronina, A. V. (2005). Problema psikhicheskogo zdorov'ya i blagopoluchiya cheloveka: obzor kontseptsii i opyt strukturno-urovnevogo analiza [The Problem of Mental Health and Human Well-being: A Re-

view of Concepts and Experience of Structural and Level Analysis]. In Sibirskii psikhologicheskii zhurnal. No. 21, pp. 142-147.

4. Gordeeva, T. O., Sychev, O. A., Lunkina, M. V. (2019). Shkol'noe blagopoluchie mladshikh shkol'nikov: motivatsionnye i obrazovatel'nye prediktory [School Well-being of Primary School Children: Motivational and Educational Predictors]. In Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. Vol. 24. No. 3, pp. 32-42. DOI: 10.17759/pse.2019240303.

5. Devyatovskaya, I. V., Blinova, O. A. (2021). Shkol'nyi vandalizm: analiz opyta Rossii i Germanii [School Vandalism: An Analysis of the Experience of Russia and Germany]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 6, pp. 178-184. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_06_21.

6. Dubrovina, I. V. (2020). Fenomen «psikhologicheskoe blagopoluchie» v kontekste sotsial'noi situatsii razvitiya [The Phenomenon of "Psychological Well-being" in the Context of the Social Situation of Development]. In Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. Vol. 17. No. S3, pp. 9-21.

7. Kochlamazashvili, L. G., Furmanov, I. A. (2017). Motivatsiya vandal'nogo povedeniya yunoshei i de-vushek s razlichnoi sklonnost'yu k otklonyayushchemusya povedeniyu [Motivation of Vandal Behavior of Boys and Girls with Different Tendencies to Deviant Behavior]. In Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshei shkoly. No. 17 (3), pp. 166-174.

8. Kruzhkova, O. V., Vorobyeva, I. V., Gurova, O. V. (2017). Graficheskii vandalizm v shkolakh: semantika i osobennosti raspolozheniya [Graphic Vandalism in Schools: Semantics and Location Features]. In Psikhologiya kognitivnykh protsessov. No. 6, pp. 153-157.

9. Leontyev, D. A. (2020). Schast'e i sub"ektivnoe blagopoluchie: k konstruirovaniyu ponyatiinogo polya [Happiness and Subjective Well-being: Towards the Construction of a Conceptual Field]. In Monitoring ob-shchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. No. 1 (155), pp. 14-37. DOI: 10.14515/ monitoring.2020.1.02.

10. Polivanova, K. N. (2020). Novyi obrazovatel'nyi diskurs: blagopoluchie shkol'nikov [A New Educational Discourse: The Well-being of Schoolchildren]. In Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. Vol. 16. No. 4, pp. 2634. DOI: 10.17759/chp.2020160403.

11. Shevelenkova, T. D., Fesenko, P. P. (2015). Psikhologicheskoe blagopoluchie lichnosti (obzor kontseptsii i metodika issledovaniya) [Psychological Well-being of the Individual (Review of Concepts and Research Methodology)]. In Psikhologicheskaya diagnostika. No. 3, pp. 95-129.

12. Bazrafshan, M.-R., Abdi, A., Masmouei, V. (2018). The Relation of Social Happiness and Adjustment with Vandalistic Behavior of the Children and Young Adults in the Families under Supervision of Welfare Office. In Journal of Clinical and Diagnostic Research. Vol. 12. No. 8, pp. LC5-LC9. DOI: 10.7860/JCDR/2018/ 35184.11916.

13. Goldstein, A. (1996). The Psychology of Vandalism. New York, Plenum Press. 296 p.

14. Hanimoglu, E. (2018). Deviant Behavior in School Setting. In Journal of Education and Training Studies. Vol. 6. No. 10, pp. 133-141. DOI: 10.11114/jets.v6i10.3418.

15. Howard, J. L. (1978). Factors in School Vandalism. In Journal of Research and Development in Education. No. 11 (2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.