Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВОВ ВАНДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА: РЕЗУЛЬТАТЫ ДОРАБОТКИ'

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВОВ ВАНДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА: РЕЗУЛЬТАТЫ ДОРАБОТКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вандализм / вандальное поведение / мотивы вандального поведения / психодиагностика / психометрическое проектирование / vandalism / vandal behaviour / motives of vandal behavior / psychodiagnostics / psychometric design

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кружкова Ольга Владимировна, Воробьева Ирина Владимировна, Матвеева Алена Игоревна

В статье рассматривается феномен вандального поведения обучающихся и констатируется необходимость детального изучения факторов, которые его обуславливают. В отечественной и зарубежной практике для изучения мотивов вандального поведения существует только одна методика – опросник «Мотивы вандального поведения», разработанный авторским коллективом в 2011 году. В связи с объективными обстоятельствами стимульный материал указанного инструментария необходимо было актуализировать, что и явилось целью настоящей работы. Обновление пунктов опросника было проведено как с точки зрения уточнения формулировок, которые перестали соответствовать возможному опыту вандального поведения современных представителей подросткового и юношеского возраста, так и для учета того фактора, что именно в образовательной среде обучающиеся проводят большую часть времени и, соответственно, реализуют в ней свои вандальные практики. Психометрическая проверка опросника осуществлялась на основе данных, собранных в 2023 году в 8 субъектах РФ, в исследовании приняло участие 354 обучающихся 8–11-х классов, из них 186 юношей, 168 девушек в возрасте от 14 до 18 лет. Проверка сохранности структуры опросника осуществлялась методом корреляционного анализа, оценка надежности шкал производилась через вычисление коэффициента Альфа Кронбаха. Также была проведена проверка валидности методики, определялась критериальная прогностическая валидность и критериальная конкурентная валидность. В результате обновленная методика «Мотивы вандального поведения» показала высокие показатели надежности с сохранением хорошего уровня дискриминативности шкал, а также необходимый уровень критериальной валидности, что свидетельствует о возможности применения этого инструментария для выявления готовности обучающихся к вандальной активности и определения мотивационных оснований подобного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кружкова Ольга Владимировна, Воробьева Ирина Владимировна, Матвеева Алена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR DIAGNOSING THE MOTIVES OF VANDAL BEHAVIOR FOR ADOLESCENT AND YOUNG ADULT STUDENTS: RESULTS OF REFINEMENTS

The article considers the phenomenon of vandal behaviour of students and states the need for a detailed study of the factors that cause it. In domestic and foreign practice to study the motives of vandal behaviour there is only one methodology – the questionnaire “Motives of Vandal Behaviour”, developed by the author's team in 2011. Due to objective circumstances, the stimulus material of this toolkit had to be updated, which was the purpose of this work. The questionnaire items were updated both from the point of view of clarifying the wording, which no longer corresponds to the possible experience of vandal behaviour of modern representatives of adolescence and adolescence, and to take into account the fact that it is in the educational environment that students spend most of their time and, accordingly, implement their vandal practices in it. Psychometric verification of the questionnaire was carried out on the basis of data collected in 2023 in 8 subjects of the Russian Federation, 354 students of 8–11 grades, including 186 boys and 168 girls aged 14 to 18 years took part in the study. The structure of the questionnaire was checked by correlation analysis, and the reliability of the scales was assessed by calculating the Cronbach's Alpha coefficient. The validity of the methodology was also checked, criterion predictive validity and criterion competitive validity were determined. As a result, the updated methodology “Motives of Vandal Behaviour” showed high reliability indicators with preservation of a good level of discriminativity of scales, as well as the necessary level of criterion validity, which indicates the possibility of using this toolkit to identify the readiness of students to vandal activity and to determine the motivational basis of such behaviour.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВОВ ВАНДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА: РЕЗУЛЬТАТЫ ДОРАБОТКИ»

ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. № 1. С. 57-66. УДК 159.9.072

DOI: 10.24147/2410-6364.2024.1.57-66

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВОВ ВАНДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА:

РЕЗУЛЬТАТЫ ДОРАБОТКИ

О. В. Кружкова в, и. В. Воробьева, А. И. Матвеева

Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия)

В статье рассматривается феномен вандального поведения обучающихся и констатируется необходимость детального изучения факторов, которые его обуславливают. В отечественной и зарубежной практике для изучения мотивов вандального поведения существует только одна методика - опросник «Мотивы вандального поведения», разработанный авторским коллективом в 2011 году. В связи с объективными обстоятельствами стимульный материал указанного инструментария необходимо было актуализировать, что и явилось целью настоящей работы. Обновление пунктов опросника было проведено как с точки зрения уточнения формулировок, которые перестали соответствовать возможному опыту вандального поведения современных представителей подросткового и юношеского возраста, так и для учета того фактора, что именно в образовательной среде обучающиеся проводят большую часть времени и, соответственно, реализуют в ней свои вандальные практики. Психометрическая проверка опросника осуществлялась на основе данных, собранных в 2023 году в 8 субъектах РФ, в исследовании приняло участие 354 обучающихся 8-11-х классов, из них 186 юношей, 168 девушек в возрасте от 14 до 18 лет. Проверка сохранности структуры опросника осуществлялась методом корреляционного анализа, оценка надежности шкал производилась через вычисление коэффициента Альфа Кронбаха. Также была проведена проверка валидности методики, определялась критериальная прогностическая валидность и критериальная конкурентная валидность. В результате обновленная методика «Мотивы вандального поведения» показала высокие показатели надежности с сохранением хорошего уровня дискриминативности шкал, а также необходимый уровень критериальной валидности, что свидетельствует о возможности применения этого инструментария для выявления готовности обучающихся к вандальной активности и определения мотивационных оснований подобного поведения.

Ключевые слова: вандализм; вандальное поведение; мотивы вандального поведения; психодиагностика; психометрическое проектирование.

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Научно-методическое обеспечение программы предупреждения и профилактики школьного вандализма».

METHODOLOGY FOR DIAGNOSING THE MOTIVES OF VANDAL BEHAVIOR FOR ADOLESCENT AND YOUNG ADULT STUDENTS: RESULTS OF REFINEMENTS

O. V. Kruzhkova в, I. v. Vorobyeva, A. I. Matveeva

Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia)

The article considers the phenomenon of vandal behaviour of students and states the need for a detailed study of the factors that cause it. In domestic and foreign practice to study the motives of vandal behaviour there is only one methodology - the questionnaire "Motives of Vandal Behaviour", developed by the author's team in 2011. Due to objective circumstances, the stimulus material of this toolkit had to be updated, which was the purpose of this work. The questionnaire items were updated both from the point of view of clarifying the wording, which no longer corresponds to the possible experience of vandal behaviour of modern representatives of adolescence and adolescence, and to take into account the fact that it is in the educational environment that students spend most of their time and, accordingly, implement their vandal practices in it. Psychometric verification of the questionnaire was carried out on the basis of data collected in 2023 in 8 subjects of the Russian Federation, 354 students of 8-11 grades, including 186 boys and 168 girls aged 14 to 18 years took part in the study. The structure of the questionnaire was checked by correlation analysis, and the reliability of the scales was assessed by

© Кружкова О. В., Воробьева И. В., Матвеева А. И., 2024

calculating the Cronbach's Alpha coefficient. The validity of the methodology was also checked, criterion predictive validity and criterion competitive validity were determined. As a result, the updated methodology "Motives of Vandal Behaviour" showed high reliability indicators with preservation of a good level of discriminativity of scales, as well as the necessary level of criterion validity, which indicates the possibility of using this toolkit to identify the readiness of students to vandal activity and to determine the motivational basis of such behaviour.

Keywords: vandalism; vandal behaviour; motives of vandal behavior; psychodiagnostics; psychometric design.

Acknowledgements. the study was carried out within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation on the topic "Scientific and methodological support of the programme of prevention and prophylaxis of school vandalism".

1. Введение

Вандализм как особая форма взаимодействия человека с окружающим его материально-предметным пространством имеет однозначно негативную коннотацию и обозначает несанкционированное разрушение объектов, в том числе и тех, которые обладают очевидной культурной ценностью и охраняются государством. Зачастую под вандальной активностью подразумевается нарушение общественного порядка, которое имеет последствия как для общества, так и для культуры и экономики в целом. Помимо финансовых затрат на ремонт и восстановление разрушенных объектов вандализм имеет и другие, менее очевидные и ненаблюдаемые последствия. Деформация и уничтожение объектов культуры не только нарушает эстетическую привлекательность городской среды и туристических объектов, но и формирует условия для повышения социальной напряженности, общественной тревожности и нарастания чувства «угрозы безопасности» и многое другое [1].

Несмотря на противоречивые данные об этимологии данного понятия [2], вандализм как поведенческая модель зафиксирован не только в научно-исследовательских работах, но и имеет однозначное юридическое толкование [3]. Вместе с тем даже формулировки в норме закона, по мнению специалистов, периодически нуждаются в уточнении. Так, например, О. С. Пашутина указывает, что под вандализмом сегодня целесообразно понимать «уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность» [3, с. 124]. Таким образом, можно констатировать интерес к этой проблеме как со стороны ученых, изучающих феноменологию вандальной активности в условиях со-

временного общества, так и со стороны практиков, занимающихся вопросами предупреждения и коррекции данного вида деструктивного поведения [4].

Характеризуя прикладной аспект рассматриваемой проблемы, необходимо уточнить, что профилактика вандализма, как правило, является актуальной задачей для образовательных организаций. Причинами этого являются высокая распространенность ван-дальных форм поведения среди подростков и юношей [1], а также очевидная доступность образовательной среды для преобразований или разрушений, поскольку обучающиеся проводят в ней достаточно много времени.

Немногочисленные исследования указывают на то, что предикторами школьного вандализма могут выступать: во-первых, индивидуально-психологические особенности конкретной личности, например, склонность обучающегося к косвенной агрессии; во-вторых, специфика системы межличностных взаимоотношений в социальной группе, когда вандализм может приобретать формы конформного поведения подростка; в-третьих, особенности организации образовательного пространства, отсутствие эргономики которого приводит к стремлению его преобразовать и улучшить. Также установлено, что общая склонность к отклоняющемуся поведению характерна для обучающихся с низким уровнем психологического благополучия [5], а такие подростковые реакции, как отрицание авторитетов и протест против установленных норм, включая правила общественного поведения, могут подтолкнуть к выбору вандаль-ных форм поведения [6]. В соответствии с этим важной задачей является своевременная диагностика указанных особенностей, для чего необходим надежный и валидный инструментарий.

2. Обзор литературы

Анализ литературных источников показал, что для изучения склонности к вандаль-ному поведению ученые, как правило, диагностируют индивидуально-личностные детерминанты вандального поведения. Так, ряд авторов отмечают, что вандализм редко проявляется изолировано, а чаще всего сочетается с другими видами девиантного поведения [7]. Подчеркивая сходную природу данных феноменов, исследователи вандальной активности используют различные методики диагностики девиантного поведения и его видов: тест «Склонность к девиантному поведению» (Э. В. Леус), опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел), диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения для учащихся общеобразовательных учреждений и другие сходные по содержанию методики.

Во многих исследованиях подчеркивается агрессивная природа вандального поведения, описываются механизмы детерминации вандализма с агрессивными действиями и общими враждебными реакциями [8]. На основании этого пакеты диагностических методик содержат такие методики, как личностный опросник агрессивности Басса - Перри, методику «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева, опросник исследования уровня агрессивности Басса - Дарки и др. При этом многие авторы отмечают, что в основе вандализма могут лежать защитные механизмы замещения и сублимации, поэтому нередко используются методики, направленные на выявление поведенческих стратегий и особенностей саморегуляции, такие как: опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS), опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой, исследования особенностей самоутверждения в подростковом возрасте (методика Е. А. Киреевой, Т. Д. Дубо-вицкой).

Значительная роль в диагностике ван-дального поведения отводится и факторам осведомленности подростков о вандализме в правовом и гражданском поле. Например, этим задачам отвечает тест правового и гражданского сознания Л. А. Ясюковой. Практически ни одно исследование не обходится без авторской анкеты на определение знаний респондентов о вандализме, его проявлениях,

возможных санкциях за порчу чужого имущества и констатирование актуального ван-дального опыта.

В заключение теоретического обзора отметим, что изучение вандализма на данный момент осуществляется чаще всего путем анализа результатов уже реализованного ван-дального акта, а это позволяет зафиксировать лишь некоторые его психологические детерминанты. Для понимания мотивационных оснований подобных действий в отечественной практике используется единственная методика - опросник «Мотивы вандального поведения», разработанная авторским коллективом в 2011 году и в силу объективных причин нуждающаяся в актуализации стимульно-го материала инструментария, что и явилось целью настоящей работы.

3. Организация исследования

Таким образом, целью работы выступила доработка психодиагностической методики «Мотивы вандального поведения» [9] с оценкой ее психометрических характеристик. Данное исследование было проведено 2023 году в 20 образовательных организациях Москвы, Оренбургской области, Пермского края, Ростовской области, Санкт-Петербурга, Свердловской области, Татарстана, Тюменской области. В исследовании приняло участие 354 обучающихся 8-11-х классов, из них 186 юношей, 168 девушек в возрасте от 14 до 18 лет.

Методика «Мотивы вандального поведения» изначально была разработана для оценки готовности к вандальному поведению среди подростков и молодежи с учетом мотива-ционной основы деструктивных действий [9]. Методика содержит 10 шкал в соответствии с десятью основными мотивами вандального поведения. Перечислим их.

Стяжательный вандализм - вандальные действия совершаются ради приобретения какого-либо объекта, однако не ради существенной наживы.

Агрессивный вандализм - вандальные действия совершаются в ответ на обиду или оскорбление, приобретают форму косвенной реактивной агрессии.

Тактический вандализм - вандальные действия выступают инструментом влияния на другого человека для достижения субъектом иных целей.

Любопытствующий вандализм - ван-дальные действия совершаются по причине

излишней любознательности и «разрушительного экспериментаторства».

Эстетический вандализм - вандальные действия обусловлены удовольствием от процесса и результата их совершения.

Экзистенциальный вандализм - вандальные действия используются субъектом как средство самоутверждения, исследование возможностей своего влияния на других людей, самопрезентации и привлечения внимания к себе.

Протестный вандализм - вандальные действия как протест против общепринятых норм и требований, как ответ на нарушенное субъективное чувство справедливости.

Конформный вандализм - вандальные действия совершаются за компанию под влиянием реального или воображаемого давления группы, в результате подражания референтной группе.

Вандализм, вызванный неудобством среды, - вандальные действия являются результатом изменения характеристик окружающей среды для повышения ее эргономичности или удобства использования субъектом.

Вандализм, вызванный скукой, - ван-дальные действия совершаются по причине бездеятельностной скуки субъекта, выступают своеобразным средством отвлечения и развлечения [9].

Методика содержит 80 утверждений, в которых описаны ситуации вандальных действий с указанием их мотивационной основы. Респонденту предлагается оценить степень допустимости описанных действий с его точки зрения. Инструкция методики специально не отсылает респондента к его индивидуальному опыту для минимизации фактора социальной желательности, а ориентирована на выявление положительного отношения и одобрения вандальных действий респондентом как косвенных показателей внутренней психологической готовности к их совершению по определенным причинам (мотивам), значимым для респондента. Оценка каждого пункта осуществляется по шкале от 1 до 4 баллов, где 1 балл - совершенно неприемлемо, а 4 балла - совершенно приемлемо.

Дополнительно в диагностическом пакете использовались следующие методики:

• опросник уровня агрессивности Басса -Перри [10], диагностирующий три шкалы: гнев; физическая агрессия; враждебность;

• опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолла [11], со-

держащий 9 шкал: ассертивные действия; вступление в социальный контакт; поиск социальной поддержки; осторожные действия; импульсивные действия; избегание; непрямые действия; асоциальные (эгоистичные) действия; агрессивные действия.

Также в качестве самоотчета респондентов просили указать наличие опыта вандальных действий (не было никогда; было однократно или пару раз; совершаю время от времени; делаю достаточно часто; постоянно).

Процедура исследования гарантировала респондентам анонимность и конфиденциальность передаваемых данных.

Методы математико-статистического анализа: частотный анализ, описательные статистики, коэффициент надежности Альфа Крон-баха, коэффициент дискриминативности Фер-гюсона, корреляционный анализа Пирсона.

4. Результаты исследования и их обсуждение

Доработка методики «Мотивы вандального поведения» предполагала с сохранением прежней структуры опросника и имеющегося набора шкал работу по двум направлениям:

1) обновление формулировок ряда пунктов, которые устарели и перестали соответствовать возможному опыту вандального поведения современных представителей подросткового и юношеского возраста, или их замена (например, устаревший пункт «Забрать с собой телефонный справочник из телефонной будки»);

2) корректировка формулировок пунктов с учетом фактора образовательной среды, в которой подростки и юноши проводят большую часть времени и которая наиболее часто подвергается вандальным действиям с их стороны (например, внесение пункта «Рисовать на стенах в школе, потому что Ваши одноклассники так поступают»).

Доработанный вариант методики «Мотивы вандального поведения» (см. Приложение) был оценен с позиции его основных психометрических характеристик.

Проверка сохранности структуры опросника проводилась методом простого анализа. Наличие сильных корреляционных связей при уровне значимости p < 0,001 пунктов шкалы с показателями самой шкалы свидетельствует о достаточно адекватной структуре опросника (табл. 1).

Таблица 1

Оценка корреляций пунктов каждой шкалы с суммарным баллом шкалы

Шкала Коэффициент корреляции (Пирсона) шкалы и входящих в нее пунктов (номер пункта указан в соответствии с его порядком в данной шкале)

1 2 3 4 5 6 7 8

Стяжательный вандализм 0,659 0,737 0,801 0,800 0,601 0,729 0,766 0,778

Агрессивный вандализм 0,730 0,787 0,809 0,800 0,816 0,832 0,777 0,767

Тактический вандализм 0,798 0,810 0,810 0,828 0,647 0,824 0,808 0,802

Любопытствующий вандализм 0,796 0,844 0,807 0,833 0,800 0,859 0,856 0,742

Эстетический вандализм 0,739 0,733 0,661 0,795 0,774 0,749 0,741 0,684

Экзистенциальный вандализм 0,792 0,813 0,800 0,780 0,814 0,786 0,832 0,809

Протестный вандализм 0,754 0,802 0,785 0,821 0,797 0,818 0,765 0,831

Конформный вандализм 0,787 0,813 0,797 0,776 0,844 0,834 0,812 0,788

Вандализм, вызванный неудобством среды 0,711 0,751 0,769 0,788 0,749 0,771 0,712 0,761

Вандализм, вызванный скукой 0,752 0,761 0,806 0,831 0,837 0,821 0,840 0,801

Примечание. В таблице указаны коэффициенты корреляции при высочайшем уровне значимости (р < 0,001).

Надежность шкал опросника - характеристика опросника, отражающая согласованность его пунктов в рамках отдельной шкалы. Оценка надежности шкал производилась через вычисление коэффициента Альфа Крон-баха (табл. 2). В результате все шкалы доработанной методики продемонстрировали хо-

Оценка надежно

роший и отличный показатель надежности [12]. Также обнаруженные корреляционные связи пунктов между собой при р < 0,01 в рамках одной шкалы являются демонстрацией непротиворечивости и согласованности пунктов шкал между собой.

Таблица 2

шкал методики

Шкала Коэффициент Альфа Кронбаха Коэффициент корреляции пунктов между собой Среднее арифметическое по шкале Стандартное отклонение по шкале

Стяжательный вандализм 0,876 от 0,236 до 0,602 11,68 4,62

Агрессивный вандализм 0,913 от 0,459 до 0,683 11,01 4,70

Тактический вандализм 0,912 от 0,377 до 0,702 11,30 4,98

Любопытствующий вандализм 0,928 от 0,485 до 0,721 11,11 5,05

Эстетический вандализм 0,874 от 0,330 до 0,638 12,39 4,82

Экзистенциальный вандализм 0,920 от 0,500 до 0,720 10,94 4,95

Протестный вандализм 0,917 от 0,438 до 0,686 11,29 4,99

Конформный вандализм 0,923 от 0,500 до 0,738 11,00 4,95

Вандализм, вызванный неудобством среды 0,888 от 0,398 до 0,618 11,88 4,83

Вандализм, вызванный скукой 0,922 от 0,437 до 0,730 10,60 4,72

Кроме показателя надежности, для каждой шкалы был вычислен показатель дискри-минативности как способности измерительного инструмента дифференцировать респондентов по уровню выраженности диагностируемого свойства. Показатель дискримина-тивности вычислялся по формуле Фергюсона, где его значения для шкал равны: 0,857 -стяжательный вандализм; 0,712 - агрессивный вандализм; 0,771 - тактический вандализм; 0,707 - любопытствующий вандализм; 0,894 - эстетический вандализм; 0,673 - экзистенциальный вандализм; 0,713 - протестный

вандализм; 0,677 - конформный вандализм; 0,845 - вандализм, вызванный неудобством среды; 0,530 - вандализм, вызванный скукой, что в целом свидетельствует о высокой способности всех шкал к разделению респондентов по выраженности отдельных мотивов вандального поведения.

Валидность методики оценивалась по двум параметрам - критериальная прогностическая валидность и критериальная конкурентная валидность. Критериальная прогностическая валидность была исследована через взаимосвязь шкал методики и самооценки

респондентами их персонального опыта ван-дальных действий (табл. 3). Наличие статистических высокозначимых коэффициентов корреляции между всеми шкалами и самооценкой опыта вандальных действий указывает на присутствие критериальной прогностической валидности. Оценка критериальной конкурентной валидности достаточно затруднена, поскольку на сегодняшний день методика «Мотивы вандального поведения» является уникальной для оценки характеристик вандального поведения. Тем не менее есть возможность оценить взаимосвязи шкал методики с показателями других психодиагно-

Оценка валидно

стических инструментов, выявляющих родственные или первичные для вандального поведения психологические феномены. Для этого была использована диагностика агрессивности (поскольку вандализм зачастую содержит элементы деструкции объектов и среды [13] и может интерпретироваться как садизм по отношению к вещам [14]), а также стратегии совладающего поведения (вандальное поведение часто выполняет инструментальную функцию отреагирования негативных эмоций и реализуется как замещающая деятельность при невозможности прямого ответа [15].

Т а б л и ц а 3

I шкал методики

Методика валидизации Шкалы методики «Мотивы вандального поведения»

СтВ АгВ ТкВ ЛбВ ЭсВ ЭкВ ПрВ КфВ СрВ СкВ

Самоотчет по опыту вандальных действий 0,343 0,373 0,361 0,323 0,351 0,334 0,385 0,394 0,414 0,377

Опросник уровня агрессивности Басса - Перри

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Физическая агрессия 0,296 0,272 0,289 0,221 0,258 0,222 0,224 0,228 0,283 0,206

Враждебность 0,220 0,176 0,201 0,160 0,224 0,182 0,180 0,157 0,235 0,145

Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолла

Поиск социальной поддержки -0,174 -0,231 -0,186 -0,215 -0,157 -0,207 -0,213 -0,211 -0,210 -0,222

Импульсивные действия 0,141

Избегание 0,193 0,158 0,180 0,141 0,171 0,180 0,176 0,192 0,146

Непрямые действия 0,146 0,156

Асоциальные действия 0,174 0,185

Агрессивные действия 0,236 0,161 0,170 0,200 0,161 0,175 0,241

Примечания. В таблице указаны коэффициенты корреляции при высоком уровне значимости (р < 0,01). СтВ - стяжательный вандализм; АгВ - агрессивный вандализм; ТкВ - тактический вандализм; ЛбВ - любопытствующий вандализм; ЭсВ - эстетический вандализм; ЭкВ - экзистенциальный вандализм; ПрВ - протестный вандализм; КфВ - конформный вандализм; СрВ - вандализм, вызванный неудобством среды; СкВ - вандализм, вызванный скукой.

В результате были обнаружены статистически значимые корреляционные взаимосвязи между показателями физической агрессии и враждебности со всеми шкалами опросника «Мотивы вандального поведения», что свидетельствует о наличии взаимной изменчивости показателей агрессивности и вандального поведения, их родственности при отсутствии тождественности. Также присутствуют взаимосвязи отдельных стратегий совладания с показателями вандального поведения. В частности, большинство шкал методики «Мотивы ван-дального поведения» имеют прямую взаимосвязь с агрессивными действиями как копинг-стратегией (что согласуется с результатами по методике Басса - Перри), избеганием (ван-дальные действия предполагают использование косвенной опосредованной агрессии при отсутствии прямого контакта с собственником или управляющим объекта, по отношению к которому применяется вандализм), обратные взаимосвязи с поиском социальной поддержки

(недостаток социальных ресурсов приводит к использованию иных, в том числе асоциальных инструментов и стратегий совладания со сложными ситуациями). Наличие статистически значимых, однако слабых корреляционных связей между шкалами методики «Мотивы вандального поведения» и методиками вали-дизации можно объяснить тем, что феномены агрессивности и отдельные копинг-стратегии являются сопутствующими, обуславливающими вандальное поведение, но не тождественными явлениями.

Таким образом, доработанная методика «Мотивы вандального поведения» показывает хорошие психометрические характеристики. По сравнению с предыдущей версией опросника [9], наблюдаются более высокие показатели надежности при сохранении хорошего уровня дискриминативности шкал, а также присутствуют устойчивые характеристики критериальной валидности методики.

5. Выводы

1. Вандальное поведение - широко распространенный феномен. Наиболее часто акты вандализма реализуются подростками и юношами, в том числе в условиях среды образовательных организаций.

2. Построение эффективной системы профилактики школьного вандализма обучающихся невозможно без понимания причин и особенностей вандального поведения подростков и юношей, его мотивационных основ.

3. На сегодняшний день за исключением методики «Мотивы вандального поведения» не имеется иного специфичного диагностического инструментария, обладающего необходимыми психометрическими характеристиками, обеспечивающими высокое качество диагностики.

4. Доработанная (совершенствование и модернизация формулировок пунктов) методика «Мотивы вандального поведения» продемонстрировала высокие показатели надежности с сохранением хорошего уровня дис-криминативности шкал, а также необходимый уровень критериальной валидности, что свидетельствует о возможности применения данной методики как профессионального диагностического инструмента для выявления готовности к вандальному поведению и его мо-тивационной основы у обучающихся в условиях образовательных организаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева И. В. [и др.]. Вандализм в городской среде: девиация или коммуникация. -Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2018. - 178 с.

2. Карабущенко П. Л. Вандализм как культурно-исторический феномен // Гуманитарные исследования. - 2011. - № 4 (40). - С. 12-21.

3. Пашутина О. С. Вандализм: понятие и виды его проявлений // Общество и право. -2008. - № 2 (20). - С. 144-146.

4. Волкова Е. Н., Митицина Е. А. Обзор психологических исследований вандализма детей и подростков как основа проектирования программ профилактики в образовательной среде // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, № 3. - С. 6.

5. Гурова О. В. Вандальное поведение подростков как правовая и психологическая проблема // Образование и наука. - 2018. -Т. 20, № 10. - С. 76-94. - DOI: 10.17853/ 1994-5639-2018-10-76-94.

6. Tsyganenko K., Petrov I. The problem of vandalism among teenagers and ways to solve it. Sciff // Questions of Students Science. -2021. - № 7 (59). -P. 239-244.

7. Ватова Л. С. Психологические особенности личностей вандалов из среды молодежи и коррекционно-профилактической работы с ними // Психологическая наука и образование. - 2002. - № 4. - С. 27-37.

8. Csemy L., Hrachovinova T., Cap P. Aggressive behaviour of adolescents: prevalence and analysis of the role of family. peer and school-related factors // Ceskoslovenska Psychology. - 2014. - Vol. 58, № 3. - P. 242-253.

9. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Психология вандального поведения. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2015. - 304 с.

10. Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. -2007. - Т. 28. - С. 115.

11. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 343 с.

12. Наследов А. Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 416 с.

13. Hirtenlehner H., Leitgob H., Stiebellehner K., Birklbauer A., Bacher J. Vandalismus und Sachbeschadigungsdelinquenz von Kindern und Jugendlichen // ZJJ. - 2019. - № 2. -Р. 120-132.

14. Pfattheicher S., Keller J., Knezevic G. Destroying things for pleasure: On the relation of sadism and vandalism // Personality and Individual Differences. - 2019. - Т. 140. -P. 52-56.

15. Воробьева И. В., Кружкова О. В., Жданова Н. Е. Вандализм как форма защитного и совладающего поведения подростка // Российский психологический журнал. - 2016. -Т. 13, № 3. - С. 277-292. - DOI: 10.21702/ rpj.2016.3.16.

REFERENCES

1. Vorob'eva I.V. et al.. Vandalism in the urban environment: deviation or communication. Yekaterinburg, Ural State Pedagogical University publ., 2018. 178 p. (In Russian).

2. Karabushchenko P.L. Vandalism as a cultural and historical phenomenon. Gumanitarnye issledovaniya = Humanitarian studies, 2011, no. 4 (40), pp. 12-21. (In Russian).

3. Pashutina O.S. Vandalism: the concept and types of its manifestations. Obshchestvo i pravo = Society and Law, 2008, no. 2 (20), pp. 144-146. (In Russian).

4. Volkova E.N., Mititsina E.A Review of psychological studies of vandalism of children

and adolescents as a basis for designing prevention programmes in the educational environment. Vestnik Mininskogo universiteta = Herald of Mininn University, 2020, Vol. 8, no. 3, p. 6. (In Russian).

5. Gurova O.V. Vandal behaviour of adolescents as a legal and psychological problem. Obrazovanie i nauka = Education and Science, 2018, Vol. 20, no. 10, pp. 76-94. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-10-76-94. (In Russian).

6. Tsyganenko K., Petrov I. The problem of vandalism among teenagers and ways to solve it. Sciff. Questions of Students Science, 2021, no. 7 (59), pp. 239-244.

7. Vatova L.S. Psychological peculiarities of the personalities of youth vandals and correction and prevention work with them. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2002, no. 4, pp. 27-37. (In Russian).

8. Csemy L., Hrachovinova T., Cap P. Aggressive behaviour of adolescents: prevalence and analysis of the role of family. peer and school-related factors. Ceskoslovenska Psychology, 2014, Vol. 58, no. 3, pp. 242-253.

9. Vorob'eva I.V., Kruzhkova O.V. Psychology of vandal behaviour. Ekaterinburg, Ural State Pedagogical University publ., 2015. 304 p. (In Russian).

10. Enikolopov S.N., Tsibul'skii N.P. Psychometric analysis of the Russian version of the aggression diagnostic questionnaire by A. Bass and M. Perry. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological Journal, 2007, Vol. 28, p. 115. (In Russian).

11. Vodop'yanova N.E., Starchenkova E.S. Burnout syndrome. Diagnostics and prevention, Practical manual, 3rd ed., corrected and expanded. Moscow, Yurait publ., 2018. 343 p. (In Russian).

12. Nasledov A.D. IBM SPSS Statistics 20 and AMOS: professional statistical data analysis. St. Petersburg, Piter publ., 2013, p. 416. (In Russian).

13. Hirtenlehner H., Leitgob H., Stiebellehner K., Birklbauer A., Bacher J. Vandalismus und Sachbeschadigungsdelinquenz von Kindern und Jugendlichen. ZJJ, 2019, no. 2, pp. 120-132.

14. Pfattheicher S., Keller J., Knezevic G. Destroying things for pleasure: On the relation of sadism and vandalism. Personality and Individual Differences, 2019, Vol. 140, pp. 52-56.

15. Vorob'eva I.V., Kruzhkova O.V., Zhdanova N.E. Vandalism as a form of protective and coping behaviour of adolescents. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal = Russian Psychological Journal, 2016, Vol. 13, no. 3, pp. 277-292. DOI: 10.21702/rpj.2016.3.16. (In Russian).

Приложение

1. Забрать себе часть декоративных предметов, которыми украшен торговый зал или улица.

2. Нацарапать анонимное ругательство в адрес учителя, который, по Вашему мнению, Вас незаслуженно низко оценил.

3. Испортить дверной замок класса, где должен проводиться урок, чтобы сорвать его проведение.

4. Разбрызгать огнетушитель, чтобы посмотреть, что у него внутри.

5. Разбить окно, потому что Вам очень нравится звук бьющегося стекла.

6. Испортить чужую вещь для того, чтобы привлечь к себе внимание окружающих.

7. Писать на стене фразы, выражающие протест против правил поведения.

8. Мусорить на улице, потому что все так делают.

9. Повредить «доводчик» подъездной двери, чтобы она не закрывалась и можно было свободно входить.

10. Сломать школьную парту, чтобы повеселиться.

11. Сломать автомат с конфетами, чтобы взять побольше сладостей.

12. Перевернуть урну или сломать скамейку по дороге, потому что Вы находитесь в плохом настроении.

13. Разбрызгать в классе перцовый баллончик, чтобы было невозможно проводить урок, который Вам не нравится.

14. Проковырять стену в соседнюю комнату, чтобы подслушивать.

15. Разрисовать стену дома красивыми, на Ваш взгляд, рисунками.

16. Испортить вещь человека так, чтобы он знал, что это сделали именно Вы.

17. Испортить памятник какой-либо известной личности в знак протеста против ее деятельности.

18. Разбить витрину после «подначива-ния» Ваших друзей.

19. Сломать плафон в подъезде, чтобы лампочка ярче светила.

20. Снять дверь с петель в школе, чтобы было веселее.

21. Перевезти скамейку из двора или сквера в «свое» место (например, в свой двор).

22. Исподтишка испортить одежду человека, который Вас обидел или разозлил.

23. Испортить вещи человека в целях его запугивания.

24. Брать в руки предметы в музее, которые запрещено трогать, чтобы рассмотреть их поближе.

25. Заниматься граффити, потому что это красиво.

26. Испортить товар в магазине, чтобы его из-за Вас никто не смог купить.

27. Мусорить специально в знак протеста против всех правил.

28. За компанию разрисовывать и резать сиденья в транспорте.

29. Сломать подлокотник в автобусе, чтобы было удобнее сидеть.

30. Во время прогулки сломать урну для развлечения.

31. Выкопать с клумбы понравившееся растение, чтобы посадить его в горшок у себя на подоконнике.

32. Испортить учебник, потому что обязанность выполнения задания по этому предмету злит Вас.

33. Разобрать школьный компьютер, чтобы сорвать урок.

34. Из любопытства разобрать пожарный гидрант.

35. Разрисовать парту, чтобы она стала красивее.

36. Оставлять свое имя, инициалы, теги на стенах домов, подъездов и в других общественных местах.

37. Писать формулировки негативного характера в местах, которые вызывают у Вас протест.

38. Разрисовывать парту на уроке вместе с соседом.

39. Сесть на спинку скамейки, поставив ноги на ее сидение.

40. От скуки испортить сиденье в автобусе.

41. Перед Новым годом срубить в лесу понравившуюся елку, чтобы поставить ее дома.

42. Разозлившись, разломать дворовые качели, чтобы дети не качались на них.

43. Взломать дверь школьного шкафчика, чтобы забрать свой телефон.

44. Испортить новый телефон соседа в ходе любопытного эксперимента над его прочностью.

45. Изрисовать стены в подъезде, потому что они станут привлекательнее.

46. Бить стекла, красуясь перед своими друзьями.

47. Участвовать в различных акциях протеста, сопровождающихся битьем бутылок или иной разрушительной деятельностью.

48. Вместе с друзьями опрокидывать урны, гуляя по улице.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49. Протаптывать тропинку через газон, потому что так ближе и удобнее ходить.

50. Поджечь чужой дверной звонок, чтобы немного развлечься.

51. Скрутить табличку, например, с надписью «Не входи, убьет» или «Осторожно, злая собака», чтобы повесить ее там, где Вам нравится.

52. От злости пнуть мусорную корзину в общественном месте так, чтобы она перевернулась и из нее все высыпалось.

53. Поменять местами клавиши на клавиатуре учителя, чтобы сорвать урок.

54. Бросить петарду в раковину, чтобы узнать, выдержит ли она.

55. Дорисовать дополнительные детали на афише, рекламном щите, чтобы они стали «прикольнее».

56. Написать свое имя в общественном месте (на памятниках, скульптурах), чтобы оно всем стало известно.

57. Выражать свой протест в виде надписей на стенах.

58. Рисовать на стенах в школе, потому что Ваши одноклассники так поступают.

59. Сделать дыру в заборе, чтобы не обходить его.

60. Поджечь мусорный бак, потому что больше все равно нечем заняться.

61. Разобрать школьный компьютер, чтобы забрать домой запчасти.

62. Исчеркать тетради одноклассника в его отсутствие, потому что он Вас обидел.

63. Сломать край подоконника, чтобы устроить там тайник.

64. Взломать дверь школьного шкафчика, чтобы узнать, что там хранится.

65. Разорвать плакат для того, чтобы получить от этого процесса удовольствие.

66. Испортить памятник, скульптуру из-за спора с друзьями, «на слабо».

67. Оставлять на стенах надписи, содержащие протест против различных групп людей.

68. Писать на парте номер своей группы или класса, потому что и другие тоже так «отмечают» парты

69. Ставить велосипед на газон, потому что возле дома больше нет места.

70. Сломать скамейку во время своих развлечений.

71. Прихватить домой кружку или ложку из кафе.

72. Порвать тетрадь с домашним заданием одноклассника, с которым Вы поругались.

73. Засунуть спички в замочную скважину, чтобы класс не попал на урок.

74. Поливать газировкой школьное растение, чтобы посмотреть, что с ним станет.

75. Нарисовать красивое поздравление другу на стене его дома.

76. Дорисовать картину в музее и поставить свой автограф, что бы все знали, кто ее дорисовал.

Информация о статье

Дата поступления 18 декабря 2023 Дата принятия в печать 15 января 2024

Сведения об авторах

Кружкова Ольга Владимировна - кандидат психологических наук, заведующий лабораторией перспективных социосредовых исследований Уральского государственного педагогического университета (Екатеринбург, Россия). Адрес для корреспонденции: 620091, Россия, Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, 26. E-mail: galiati@yandex.ru. SPIN-код: 7080-7230. ORCID: 0000-0002-2569-8789.

Воробьева Ирина Владимировна - кандидат психологических наук, начальник управления научных исследований Уральскиого государственного педагогического университета (Екатеринбург, Россия). Адрес для корреспонденции: 620091, Россия, Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, 26. E-mail: lorisha@mail.ru. SPIN-код: 8114-7926. ORCID: 0000-0003-0561-3888.

Матвеева Алена Игоревна - научный сотрудник управления научных исследований Уральского государственного педагогического университета (Екатеринбург, Россия). Адрес для корреспонденции: 620091, Россия, Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, 26. E-mail: lyonchik_7777@list.ru. SPIN-код: 1301-3706. ORCID: 0000-0002-9595-3458.

Для цитирования

Кружкова О. В., Воробьева И. В., Матвеева А. И. Методика диагностики мотивов ван-дального поведения для обучающихся подросткового и юношеского возраста: результаты доработки // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2024. - № 1. - С. 5766. - DOI: 10.24147/2410-63 64.2024.1.57-66.

66

77. Рисовать оскорбляющие символы в знак протеста.

78. Рисовать на стенах домов, заборах вместе с ребятами из Вашей компании.

79. Испортить скамейки под окнами, потому что компании, которые на них собираются, сильно шумят или не нравятся Вам.

80. Раскрутить пожарный рукав и включить воду, чтобы развлечь себя.

Article info

Received

December 18, 2023 Accepted January 15, 2024

About the authors

Kruzhkova Olga Vladimirovna - PhD in Psychological Sciences, Head of the Laboratory of Advanced Socio-Environmental Research, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia). Postal address: 26, Kosmonavtov pr-kt, Ekaterinburg, 620091, Russia. E-mail: galiat1@yandex.ru. SPIN-code: 7080-7230. ORCID: 0000-0002-2569-8789.

Vorobyeva Irina Vladimirovna - PhD in Psychological Sciences, Head of the Department of Scientific Research, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia). Postal address: 26, Kosmonavtov pr-kt, Ekaterinburg, 620091, Russia. E-mail: lorisha@mail.ru. SPIN-Kog: 8114-7926. ORCID: 0000-0003-0561-3888.

Matveeva Alena Igorevna - Researcher at the Scientific Research Department, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia). Postal address: 26, Kosmonavtov pr-kt, Ekaterinburg, 620091, Russia. E-mail: lyonchik_7777@list.ru. SPIN-Kog: 1301-3706. ORCID: 0000-0002-9595-3458.

For citations

Kruzhkova O.V., Vorobyeva I.V., Matveeva A.I. Methodology for Diagnosing the Motives of Vandal Behavior for Adolescent and Young Adult Students: Results of Refinements. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2024, no. 1, pp. 57-66. DOI: 10.24147/2410-6364.2024.1.57-66. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.