Научная статья на тему 'Профилактика вандального поведения обучающихся в образовательной среде'

Профилактика вандального поведения обучающихся в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вандализм / вандальное поведение / виды вандального поведения / профилактика / методы профилактики / тренинг / vandalism / vandal behaviour / types of vandal behaviour / prevention / prevention methods / training

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ирина Владимировна Воробьева, Алена Игоревна Матвеева, Екатерина Олеговна Мазурчук

Введение. В рамках данного исследования были рассмотрены понятия «вандализм» и «вандальное поведение», а также определены психологические характеристики личности, детерминирующие вандальные действия у подростков. Авторы подчеркивают разрушительные последствия данных действий, однако их мотивы и содержание могут существенно отличаться. Особое внимание уделяется проблеме распространения вандального поведения в молодежной среде (среде обучающихся). Результаты теоретического анализа показывают, что в современной практике прослеживается дефицит программ профилактики вандального поведения, что и является, по мнению авторов, проблемой исследования. Методы. В исследовании приняли участие 354 обучающихся школ из 8 субъектов Российской Федерации. Сбор эмпирических данных осуществлялся дистанционно, с помощью четырех стандартизированных диагностических методик. Полученные данные были обработаны с помощью методов математико-статистического анализа данных (частотный анализ, описательная статистика, сравнительный анализ, регрессионный анализ). Результаты. В результате было выявлено, что акты школьного вандализма свидетельствуют не только о дефицитах самой образовательной среды, но и могут сигнализировать о наличии психологических проблем у отдельных обучающихся. Так, профилактическая работа в образовательных организациях должна включать предупреждение вандальной активности и учитывать типичные механизмы, такие как агрессивные стратегии поведения и отсутствие личных целей в жизни, которые влияют на подобное поведение подростков. Основываясь на полученных эмпирических данных, авторы определили основные направления предупреждения и профилактики вандального поведения в образовательной среде, уточнили и обосновали конкретные формы профилактической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ирина Владимировна Воробьева, Алена Игоревна Матвеева, Екатерина Олеговна Мазурчук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of vandal behaviour of students in the educational environment

Introduction. Within the research, the concepts of “vandalism” and “vandal behavior” were considered, and the psychological characteristics of personality determining vandal actions among adolescents were identified. The authors emphasise the destructive consequences of these actions, but their motives and content may differ significantly. Special attention is paid to the problems of the spread of vandal behaviour in the youth environment (the environment of students). The results of theoretical analysis show that in modern practice there is a shortage of vandalism prevention programmes, which is considered as the issue of the research. Methods. The research involved 354 schoolchildren from 8 federal subjects of the Russian Federation. The empirical data were collected remotely, using four standardised diagnostic techniques. The obtained data were processed using the methods of mathematical and statistical data analysis (frequency analysis, descriptive statistics, comparative analysis, regression analysis). Results. The findings revealed that acts of school vandalism indicate not only shortcomings of the educational environment itself, but can also be a signal of a number of psychological problems among particular students. Thus, preventive work in educational organisations should include prevention of vandalism and take into account typical mechanisms that influence such behaviour among adolescents, such as aggressive behavioural strategies and lack of personal goals in life. Based on the empirical data obtained, the authors identified the main directions of vandalism prevention in the educational environment, clarified and substantiated specific forms of preventive work.

Текст научной работы на тему «Профилактика вандального поведения обучающихся в образовательной среде»

Юридическая психология и психология безопасности

Научная статья

УДК 159.9.07

doi: 10.35750/2071-8284-2024-1-250-259

Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Научно-методическое обеспечение программы предупреждения и профилактики школьного вандализма»

Ирина Владимировна Воробьева

кандидат психологических наук, доцент https://orcid.org/0000-0003-0561-3888, [email protected]

Алена Игоревна Матвеева

https://orcid.org/0000-0002-9595-3458, [email protected]

Екатерина Олеговна Мазурчук

кандидат психологических наук https://orcid.org/0000-0002-7380-6246, [email protected]

Уральский государственный педагогический университет Российская Федерация, 620091, Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26

Профилактика вандального поведения обучающихся в образовательной среде

Аннотация: Введение. В рамках данного исследования были рассмотрены понятия «вандализм» и «вандальное поведение», а также определены психологические характеристики личности, детерминирующие вандальные действия у подростков. Авторы подчеркивают разрушительные последствия данных действий, однако их мотивы и содержание могут существенно отличаться. Особое внимание уделяется проблеме распространения вандального поведения в молодежной среде (среде обучающихся). Результаты теоретического анализа показывают, что в современной практике прослеживается дефицит программ профилактики вандального поведения, что и является, по мнению авторов, проблемой исследования. Методы. В исследовании приняли участие 354 обучающихся школ из 8 субъектов Российской Федерации. Сбор эмпирических данных осуществлялся дистанционно, с помощью четырех стандартизированных диагностических методик. Полученные данные были обработаны с помощью методов математико-статистического анализа данных

© Воробьева И. В., Матвеева А. И., Мазурчук Е. О., 2024

(частотный анализ, описательная статистика, сравнительный анализ, регрессионный анализ). Результаты. В результате было выявлено, что акты школьного вандализма свидетельствуют не только о дефицитах самой образовательной среды, но и могут сигнализировать о наличии психологических проблем у отдельных обучающихся. Так, профилактическая работа в образовательных организациях должна включать предупреждение вандальной активности и учитывать типичные механизмы, такие как агрессивные стратегии поведения и отсутствие личных целей в жизни, которые влияют на подобное поведение подростков. Основываясь на полученных эмпирических данных, авторы определили основные направления предупреждения и профилактики вандального поведения в образовательной среде, уточнили и обосновали конкретные формы профилактической работы.

Ключевые слова: вандализм, вандальное поведение, виды вандального поведения, профилактика, методы профилактики, тренинг

Для цитирования: Воробьева И. В., Матвеева А. И., Мазурчук Е. О. Профилактика вандального поведения обучающихся в образовательной среде // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2024. - № 1 (101). - С. 250-259; doi: 10.35750/2071-8284-20241-250-259.

The research was carried out within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation for "Scientific and methodological support of the prevention programme for school vandalism"

Irina V. Vorobyeva

Cand. Sci. (Psy.), Docent https://orcid.org/0000-0003-0561-3888, [email protected]

Alena I. Matveeva

https://orcid.org/0000-0002-9595-3458, [email protected]

Ekaterina O. Mazurchuk

Cand. Sci. (Psy.) https://orcid.org/0000-0002-7380-6246, [email protected]

Ural State Pedagogical University 26, Cosmonautov Ave., Ekaterinburg, 620091, Russian Federation

Prevention of vandal behaviour of students in the educational environment

Abstract: Introduction. Within the research, the concepts of "vandalism" and "vandal behavior" were considered, and the psychological characteristics of personality determining vandal actions among adolescents were identified. The authors emphasise the destructive consequences of these actions, but their motives and content may differ significantly. Special attention is paid to the problems of the spread of vandal behaviour in the youth environment (the environment of students). The results of theoretical analysis show that in modern practice there is a shortage of vandalism prevention programmes, which is considered as the issue of the research. Methods. The research involved 354 schoolchildren from 8 federal subjects of the Russian Federation. The empirical data were collected remotely, using four standardised diagnostic techniques. The obtained data were processed using the methods of mathematical and statistical data analysis (frequency analysis, descriptive statistics, comparative analysis, regression analysis). Results. The findings revealed that acts of school vandalism indicate not only shortcomings of the educational environment itself, but can also be a signal of a number of psychological problems among particular students. Thus, preventive work in educational organisations should include prevention of vandalism and take into account typical mechanisms that influence such behaviour among adolescents, such as aggressive behavioural strategies and lack of personal goals in life. Based on the empirical data obtained, the

authors identified the main directions of vandalism prevention in the educational environment, clarified and substantiated specific forms of preventive work.

Keywords: vandalism, vandal behaviour, types of vandal behaviour, prevention, prevention methods, training

For citation: Vorobyeva I. V., Matveeva A. I., Mazurchuk E. O. Prevention of vandal behaviour of students in the educational environment // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2024. - № 1 (101). - P. 250-259; doi: 10.35750/2071-8284-2024-1250-259.

Введение

Сегодня в обыденном сознании отношение к вандализму существенно трансформируется (Е. Н. Волкова, И. В. Воробьева, О. В. Кружкова, Е. А. Митищина, Д. В. Руденкин). Под вандализмом понимают широкий круг действий, которые включают в себя не только серьезные деструктивные, уголовно наказуемые проступки (повреждение памятников и культурных объектов и т. п.), но и мелкие действия разрушительного характера, часто встречающиеся в образовательной среде (рисунки и надписи на школьной мебели, порча учебников и т. п.). Школьная среда, являясь частым объектом преобразований со стороны подростков, может служить как индикатором социальных настроений и психологических состояний обучающихся, так и сигнализировать о различных дефицитах (функциональных, эстетических и др.) самого образовательного пространства [9]. Из этого следует, что важна не только социально-юридическая, но и психологическая интерпретация такого поведения у подростков, так как именно такие действия с объектами школьного пространства часто являются предпосылками для появления более деструктивных форм поведения, направленных уже не только на неодушевленные объекты, но и на окружающих людей -агрессивное поведение, делинквентное поведение и т. п. [11; 14].

Учитывая несомненную актуальность проблемы вандального поведения в образовательной среде, для определения основ профилактической работы в первую очередь целесообразно обратиться к детальному рассмотрению понятий «вандализм» и «вандальное поведение» в современных исследованиях и определить, с какими психологическими предикторами авторы соотносят данный феномен. На бытовом уровне под вандализмом понимают совокупность осознанных действий и поступков, которые направлены на повреждение объектов, имеющих общественную значимость [10].

В психологических концепциях вандализм описывается через определенные личностные деструкции, имеющие явный негативный окрас:

- деформация социализации личности [8];

- поведение, не соответствующее нормам, направленное на уничтожение материальных и духовных ценностей без каких-либо явных на то оснований [4; 18];

- стратегия совладающего поведения или реакция, направленная на защиту [5].

Вандальное поведение в психологии чаще всего трактуется как форма деструктивного

поведения, протестная реакция, возникающая из-за ослабления внутренних функций социального контроля [5]. Исследователи отмечают, что активному распространению вандализма в молодежной среде способствует высокая частота случаев безнаказанности за вандальное поведение и широкое освещение и популяризация вандальных действий (их процесса и результата) в интернете [4; 18].

В исследованиях, направленных на изучение проблемы предупреждения вандально-го поведения, профилактику рассматривают в контексте устранения, сглаживания, снятия причин, условий и факторов, которые способствуют возникновению разрушающей активности. Стоит отметить, что чаще всего, по мнению исследователей, разрабатывающих программы профилактики, такое поведение у обучающихся имеет средовую обусловленность [13; 20; 25]. Зачастую оно связано с ближайшим социальным окружением, которое запускает естественные механизмы научения. Существенное значение при проявлении вандально-го поведения у обучающихся имеют и взаимоотношения с педагогами, нарушающие представления обучающихся о справедливости [21; 22; 27]. Важно, что эмпирически доказано и обратное влияние взаимоотношений с педагогами. Среда школы и ее параметры (локальные правила в школе, школьная тревожность, примеры вандального поведения и т. п.), по

мнению авторов, являются примером средовой обусловленности вандального поведения [19; 20; 24]. К настоящему времени появилось немало исследований, описывающих феномен вандализма и вандального поведения, их виды, личностные и социальные особенности людей, демонстрирующих подобное поведение. Но при этом имеется ограниченное количество работ, направленных на разработку, теоретическое обоснование и апробацию конкретных практик предупреждения вандального поведения в обществе в целом и в образовательных организациях в частности. Существуют отдельные программы или адресные рекомендации по организации профилактической работы, но отсутствуют критерии эффективности, обобщенные требования к ним или четко зафиксированные теоретические положения, которые должны лежать в основе этих программ. Соответственно, несомненной видится актуальность подобной профилактической работы для всех субъектов образования: обучающихся, родителей, педагогов, педагогов-психологов и других заинтересованных лиц. Таким образом, целью настоящего исследования стало определение основных направлений и эффективных форм профилактики вандального поведения подростков в образовательной среде на основе выявления психологических предикторов данной поведенческой модели. Для достижения поставленной цели были сформулированы несколько исследовательских вопросов:

1. Какими психологическими характеристиками обусловлено вандальное поведение подростков?

2. Какие основные направления и конкретные формы профилактики вандального поведения будут максимально эффективны для современных подростков?

Методы

В исследовании приняли участие 354 обучающихся образовательных организаций общего образования (школ) с 5 по 11 класс и проживающих в восьми субъектах Российской Федерации: Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Республика Крым. Средний возраст респондентов - 15,68 лет (ô = 2,45), из них: 47,5 % мальчиков, 52,5 % девочек. Сбор эмпирических данных осуществлялся дистанционно, с помощью четырех стандартизированных диагностических методик, оформленных в сервисе «Яндекс.Формы»:

1. Личностный опросник «Мотивы вандального поведения» [7], содержащий 10 основных шкал, отражающих мотивы вандальных действий, но в рамках данного исследования был использован только интегральный показатель - «готовность к вандальному поведению».

2. Методика «Шкала психологического благополучия Рифф» (в адаптации Т. Д. Шеве-ленковой и Т. П. Фесенко), направленная на измерение выраженности основных составляющих психологического благополучия [17].

3. Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) (в адаптации Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой1), предназначенный для выявления предпочитаемых стратегий преодоления затруднительных (стрессогенных) ситуаций.

4. Опросник уровня агрессивности Басса - Перри (в адаптации С. Н. Ениколопова, Н. П. Цибульского) [12], направленный на диагностику агрессивности.

Полученные данные были обработаны с помощью методов математико-статистическо-го анализа данных. Для подсчетов использовалась статистическая программа SPSS: частотный анализ, описательная статистика, сравнительный анализ, регрессионный анализ (множественная линейная регрессия с последовательным исключением переменных).

Результаты

Для ответа на первый исследовательский вопрос, то есть для определения специфики детерминации мотивов вандального поведения подростков конкретными психологическими факторами, была проведена множественная линейная регрессия. В результате построена одна регрессионная модель (F = 22,368, p = 0,000), где зависимой переменной выступила общая готовность к вандальному поведению, а независимыми - все показатели использованных в исследовании методик, включая дополнительные шкалы (табл. 1). Стоит отметить, что получившаяся модель имеет общую объясненную дисперсию, R = 28 %.

1 Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2023. - 299 с.

Таблица 1

Регрессионная модель

Параметры предикторов

Наименование предиктора Стандартизированный коэффициент регрессии, 8 Уровень значимости бета, p

Агрессивные действия (Стратегии преодоления стрессовых ситуаций, SACS) 0,176 0,002

Физическая агрессия (Опросник уровня агрессивности Басса - Перри) 0,172 0,001

Гнев (Опросник уровня агрессивности Басса - Перри) -0,178 0,006

Враждебность (Опросник уровня агрессивности Басса - Перри) 0,126 0,029

Личностный рост (Шкала психологического благополучия Рифф, бланк версии Шевеленковой -Фесенко) -0,169 0,048

Человек как открытая система (Шкала психологического благополучия Рифф, бланк версии Шевеленковой - Фесенко) -0,230 0,008

Таким образом выявлено, что на общую готовность к вандальному поведению оказывают влияние шесть предикторов. Прямая связь была обнаружена между готовностью к вандализму и агрессивными действиями (SACS), физической агрессией и враждебностью (Опросник уровня агрессивности Басса - Перри), обратная связь - с гневом (Опросник уровня агрессивности Басса - Перри), личностным ростом и таким показателем как «человек как открытая система» (Шкала психологического благополучия Рифф).

Таким образом, если говорить о психологическом портрете подростка с высоким уровнем готовности к вандальному поведению, то это человек, в первую очередь имеющий асоциальную стратегию преодоления напряженных (стрессовых) ситуаций, проявляющуюся в агрессии (в том числе физической) и враждебности - в общем недоброжелательном отношении, готовности или желании причинить зло. При этом обратная зависимость готовности к вандальному поведению от уровня показателя «гнев» может свидетельствовать об обдуманности и осознанности асоциальных действий, а не об импульсивном влиянии кратковременных ярких отрицательных эмоций. Кроме этого, готовность к вандальному поведению обусловлена такими факторами психологического благополучия, как «личностный рост» и «человек как открытая система» (обратная зависимость), то есть подростки с целостным, реалистичным взглядом на жизнь, имеющие жизненные цели и ориентиры, демонстрируют меньший уровень готовности к вандальным действиям, а отсутствие самореализации, понимания необходимости собственного развития, интереса к жизни в совокупности с бесцельностью и бесперспективностью своего существования, наоборот - формирует у подрастающего поколения готовность к совершению деструктивных действий. Указанные закономерности подтверждаются и в зарубежных научных источниках [3; 20; 26].

Полученные результаты регрессионного анализа были использованы для ответа на второй исследовательский вопрос, поскольку для определения действительно эффективных направлений предупреждения деструктивной активности обучающихся важно разрабатывать адресные меры, опирающиеся на причинно-следственные связи, обусловливающие их вандальное поведение.

Обсуждение

Необходимо отметить, что при разработке программ профилактики важно учитывать особенности проявления вандализма: он проявляется не изолированно, а в сочетании с различными видами девиантного и агрессивного поведения, и обусловливается дефици-

тами таких личностных ресурсов, как целостное восприятие себя и мира, общее понимание причинно-следственных связей и систем, желание к развитию и самореализации. Вышеперечисленное дает возможность резюмировать, что профилактика вандального поведения должна включать в себя четыре основных направления:

1. Информационно-просветительское направление, решающее задачи по своевременному предупреждению высокой готовности к вандальной активности обучающихся и обеспечивающее первичную профилактику, которая позволит предотвратить закрепление вандальных практик и появление более тяжелых форм деструктивного поведения.

2. Психолого-педагогическое направление, предполагающее работу с личностными особенностями обучающихся группы риска, а именно трансформацию асоциальных и деструктивных механизмов регуляции, тревожности и агрессивности, формирование и развитие личностных ресурсов: стрессоустойчивости, жизненных ценностей и целей. И уже на базе этого - выработку новых паттернов поведения в социальных отношениях (не просто отказ от разрушающего поведения, появление и закрепление новых социально приемлемых форм поведения).

3. Воспитательное направление, включающее в себя ориентир на разработку и реализацию школьниками социальных проектов, позволяющих вовлечь обучающихся в конструирование и преобразование образовательной среды. В рамках данного направления могут быть реализованы элементы трудового воспитания, формирования гражданской идентичности, художественно-эстетического развития, правовой и финансовой грамотности.

4. Организационно-пространственное направление, затрагивающее оптимизацию образовательной среды как с предметной (эргономичность, удобство, эстетическая составляющая), так и социальной (отношения со сверстниками, педагогами и др.) точки зрения. В рамках данного направления отдельно стоит подчеркнуть важность формирования идентификации подростков с образовательной средой и уже как следствие - принятие локальных правил и норм поведения в образовательной организации.

Отметим, что сегодня для профилактики девиантного поведения в целом активно используется целый комплекс самых разнообразных методов: вербальные формы (лекции, групповые дискуссии, размышления), игровые (ролевые и деловые игры, проигрывание тактик эффективного поведения в стрессовых ситуациях и др.), арт-терапевтические (изобразительное творчество, лепка, музыкотерапия и т. д.), а также телесные и медитативные формы работы, направленные на снятие напряжения и релаксацию.

Отдельно практикующие психологи рассматривают такой метод или организационную форму профилактики, как тренинг. Такое обособленное положение объясняется рядом его преимуществ.

Во-первых, высокую эффективность тренинга при профилактике вандального поведения обусловливает возможность создания комфортного психологического климата в группе, что обеспечивает большую интенсивность межличностных связей участников тренин-говой группы.

Во-вторых, интенсивное взаимодействие участников дает возможность визуализировать и проанализировать собственный витагенный опыт, что выступает ключевой детер-минантой профилактики разрушающего поведения.

В-третьих, тренинг обеспечивает преднамеренные изменения за счет сочетания учебной и игровой деятельности, проходящей в условиях моделирования различных ситуаций. Кроме того, тренинг гарантирует изменение социальных установок, ценностей, умений и опыта, а также расширение знаний в различных областях [15].

Помимо тренинга, могут быть использованы и иные формы работы с обучающимися: социальное проектирование, игровые практики и др. Отличительной особенностью таких форм является их комплексность, то есть возможность включения элементов из различных технологий, что повышает эффективность профилактики, и сокращает временные затраты на нее. С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что профилактика вандального поведения обучающихся должна быть ориентирована на преднамеренные изменения субъекта в целом и отдельных характеристик его личности в частности.

Заключение

Можно констатировать, что вандальное поведение обучающихся, несмотря на его кажущуюся некриминогенность, заслуживает более пристального внимания специалистов. Школьный вандализм, с одной стороны, сигнализирует о наличии дефицитов в организации образовательной среды, причем преимущественно в ее социально-психологическом компоненте, а с другой - является индикатором психологического неблагополучия отдель-

ных обучающихся, для которых вандальные практики могут стать основой для закрепления делинквентных форм поведения. Соответственно, предупреждение вандальной активности обучающихся должно органично встраиваться в общую логику профилактической работы, проводимой в образовательных организациях. Вместе с тем мероприятия по снижению готовности обучающихся к совершению несанкционированного преобразования или разрушению объектов школьной среды должны опираться на наиболее типичные механизмы, обусловливающие подобную активность подростков. Так установлено, что модель деструктивного взаимодействия с образовательной средой характерна для школьников, отличающихся агрессивными стратегиями поведения, имеющими преднамеренный характер. Кроме того, готовность к вандальной активности демонстрируют обучающиеся, не обладающие устойчивой ориентацией на собственное развитие и личностный рост, а также не имеющие отчетливых целей в жизни. Соответственно, деятельность по предупреждению вандализма в образовательной среде должна выстраиваться в рамках нескольких ключевых направлений:

- первичная профилактика, решающая задачи по информированию обучающихся и их родителей;

- адресная психолого-педагогическая работа с группой риска;

- социально-проектная деятельность, обеспечивающая вовлечение школьников в формирование образовательной среды;

- оптимизация школьного пространства, минимизирующая риски по его преобразованию / разрушению.

Список литературы

1. Беляева Ю. В. Коррекционно-развивающая работа: теоретические аспекты // Наука и современность. - 2014. - № 32-1. - С. 83-87.

2. Беребин М. А., Мясищева В. Н. Концепция отношений и теория психической адаптации личности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2008. -№ 33 (133). - С. 18-26.

3. Ватова Л. С. Психологические особенности личностей вандалов из среды молодежи и коррекционно-профилактической работы с ними // Психологическая наука и образование. - 2002. - № 4. - С. 27-37.

4. Ватова Л. С. Социально-психологические основания молодежного вандализма и его профилактика. - Москва : НИИ шк. технологий : Народное образование, 2006. - 295 с.

5. Волкова Е. Н., Митицина Е. А. Обзор психологических исследований вандализма детей и подростков как основа проектирования программ профилактики в образовательной среде // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - № 3. - URL : https://www.minm-vestnik.ru/jour/article/view/1126 (дата обращения: 12.11.2023).

6. Волкова Л. А. Вандализм и граффити как одна из форм проявления девиации среди молодежи // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2009. - № 6-1. - С. 120-124.

7. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Возможности диагностики мотивов вандального поведения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2011. - Вып. 15. - № 42 (259). - С. 35-40.

8. Воробьева И. В., Кружкова О. В., Руденкин Д. В. Вандализм молодежи как особенность и риск современной социализации // Педагогическое образование в России. - 2017. -№ 11. - С. 30-36.

9. Воробьева И. В., Матвеева А. И. Современная образовательная среда: анализ рисков вандального поведения подростков / Современный учитель - взгляд в будущее : международный научно-образовательный форум. - Екатеринбург : [б. и.], 2023. - Ч. 1. - C. 102-106.

10. Гурова О. В. Вандальное поведение подростков как правовая и психологическая проблема // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - № 10. - С. 76-94; doi: 10.17853/1994-56392018-10-76-94.

11. Девятовская И. В., Блинова О. А. Школьный вандализм: анализ опыта России и Германии // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 6. - С. 178-184; doi: 10.26170/2079-8717_2021_06_21.

12. Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. -2017. - Т. 28. - № 1. - С. 115-124.

13. Зотова М. В. Профилактика семейной дезадаптации как аспект социальной работы / Актуальные вопросы социально-психологических исследований: сборник научных и учебно-методических статей. - Москва : Перо, 2015. - С. 42-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Кочламазашвили Л. Г., Фурманов И. А. Мотивация вандального поведения юношей и девушек с различной склонностью к отклоняющемуся поведению // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. - Минск : РИВШ, 2017. - № 17-3. - С. 166-174.

15. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - Москва : Изд-во МГУ, 1982. - 168 с.

16. Рейн Н. А. Социально-психологический тренинг как форма активного обучения // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2014. - № 2. - С. 47-53.

17. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. - 2015. - № 3. -С. 95-129.

18. Bazrafshan M.-R., Abdi A., Masmouei В., Kavi E. The Relation of Social Happiness and Adjustment with Vandalistic Behaviour of the Children and Young Adults in the Families under Supervision of Welfare Office // Journal of Clinical and Diagnostic Research. - 2018. - Vol. 12. -№ 8. - P. 5-9; doi: 10.7860/JCDR/2018/35184.11916.

19. Bradshaw C. P., Milam A. J., Furr-Holden C. D. M. The School assessment for environmental typology (safety): an observational measure of the school environment // American Journal of Community Psychology. - 2015. - Vol. 56. - №. 3-4. - Р. 280-292; doi: 10.1007/s10464-015-9743-x.

20. Csemy L., Hrachovinova T., Cap P. Aggressive behaviour of adolescents: prevalence and analysis of the role of family, peer and school-related factors // Ceskoslovenska Psychology. -2014. - № 58 (3). - P. 242-253.

21. Ervasti J., Kivimaki M., Puusniekka R., Luopa P., Pentti J., Suominen S., Vahtera J., Virtanen M. Association of pupil vandalism, bullying and truancy with teachers' absence due to illness: a multilevel analysis // Journal of School Psychology. - 2012. - № 50 (3). - P. 347-361; doi: 10.1016/j. jsp.2011.11.006.

22. Horowitz T., Tobaly D. School vandalism: individual and social context // Adolescence. -2003. - № 38 (149). - P. 131-139.

23. Johnson K. D. School vandalism and break-ins. Problem-oriented guides for police. Problem-Specific Guides Series № 35. Washington: US Department of Justice, 2005. - 80 p.

24. Moyo G., Khewu N. P. D., Bayaga A. Disciplinary practices in schools and principles of alternatives to corporal punishment strategies // South African Journal of Education. - 2014. -№ 34 (1); doi: 10.15700/201412120952. - URL : http://www.sajournalofeducation.co.za (дата обращения: 14.11.2023).

25. Nijhof K. S., Scholte R. H. J., Overbeek G., Engels R. C. M. E. Friends and adolescents delinquency. The moderating role of social status and reciprocity of friendships // Criminal Justice and Behavior. - 2010. - № 37 (3). - P. 289-305; doi: 10.1177/0093854809355776.

26. Van Lier P. A. C., Vitaro F., Barker E. D., Koot H. M., Tremblay R. E. Developmental links between trajectories of physical violence, vandalism, theft, and alcohol-drug use from childhood to adolescence // Journal of Abnormal Child Psychology. - 2009. - № 37(4). - P. 481-492; doi: 10.1007/s10802-008-9289-6.

27. Vilalta C. J., Fondevila G. School vandalism in Mexico // Journal of School Violence. -2017. - № 17 (7). - P. 1-13; doi: 10.1080/15388220.2017.1355809.

References

1. Belyayeva Yu. V. Korrektsionno-razvivayushchaya rabota: teoreticheskiye aspekty // Nauka i sovremennost'. - 2014. - № 32-1. - S. 83-87.

2. Berebin M. A., Myasishcheva V. N. Kontseptsiya otnosheniy i teoriya psikhicheskoy adaptatsii lichnosti // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. - 2008. - № 33 (133). -S. 18-26.

3. Vatova L. S. Psikhologicheskiye osobennosti lichnostey vandalov iz sredy molodezhi i korrektsionno-profilakticheskoy raboty s nimi // Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye. -2002. - № 4. - S. 27-37.

4. Vatova L. S. Sotsial'no-psikhologicheskiye osnovaniya molodezhnogo vandalizma i yego profilaktika. - Moskva : NII shk. tekhnologiy : Narodnoye obrazovaniye, 2006. - 295 s.

5. Volkova E. N., Miticina E. A. Obzor psihologicheskih issledovanij vandalizma detej i podrostkov kak osnova proektirovaniya programm profilaktiki v obrazovatel'noj srede // Vestnik

Mininskogo universiteta. - 2020. - T. 8. - №3. - URL : https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/ view/1126 (data obrashcheniya: 12.11.2023).

6. Volkova L. A. Vandalizm i graffiti kak odna iz form proyavleniya deviacii sredi molodezhi // Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2009. № 6-1. - S. 120-124.

7. Vorob'yeva I. V., Kruzhkova O. V. Vozmozhnosti diagnostiki motivov vandal'nogo povedeniya // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya. -2011. - Vyp. 15. - № 42 (259). - S. 35-40.

8. Vorob'eva I.V., Kruzhkova O.V., Rudenkin D.V. Vandalizm molodezhi kak osobennost' i risk sovremennoj socializacii // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 11. - S. 30-36.

9. Vorob'eva I. V., Matveeva A. I. Sovremennaya obrazovatel'naya sreda: analiz riskov vandal'nogo povedeniya podrostkov // Sovremennyj uchitel' - vzglyad v budushchee : Mezhdunarodnyj nauchno-obrazovatel'nyj forum. Chast' 1 / Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. -Ekaterinburg : [b. i.], 2023. - Ch. 1. - C. 102-106.

10. Gurova O. V. Vandal'noe povedenie podrostkov kak pravovaya i psihologicheskaya problema // Obrazovanie i nauka. - 2018. - T. 20. - № 10. - S. 76-94; doi: https://doi. org/10.17853/1994-5639-2018-10-76-94.

11. Devyatovskaya I. V. Shkol'nyj vandalizm: analiz opyta Rossii i Germanii // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2021. - № 6. - S. 178-184; doi: 10.26170/2079-8717_2021_06_21.

12. Yenikolopov S. N., Tsibul'skiy N. P. Psikhometricheskiy analiz russkoyazychnoy versii oprosnika diagnostiki agressii A. Bassa i M. Perri // Psikhologicheskiy zhurnal. - 2017. - T. 28. -№ 1. - S. 115-124.

13. Zotova M. V. Profilaktika semeynoy dezadaptatsii kak aspekt sotsial'noy raboty / Aktual'nyye voprosy sotsial'no-psikhologicheskikh issledovaniy: sbornik nauchnykh i uchebno-metodicheskikh statey. - Moskva: Pero, 2015. - S. 42-53.

14. Kochlamazashvili L. G., Furmanov I. A. Motivatsiya vandal'nogo povedeniya yunoshey i devushek s razlichnoy sklonnost'yu k otklonyayushchemusya povedeniyu // Nauchnyye trudy Respublikanskogo instituta vysshey shkoly. Istoricheskiye i psikhologo-pedagogicheskiye nauki. -Minsk : RIVSH, 2017. - № 17-3. - S. 166-174.

15. Petrovskaya L. A. Teoreticheskiye i metodicheskiye problemy sotsial'no-psikhologicheskogo treninga. - Moskva : Izd-vo MGU, 1982. - 168 s.

16. Reyn N. A. Sotsial'no-psikhologicheskiy trening kak forma aktivnogo obucheniya // Vestnik sotsial'no-gumanitarnogo obrazovaniya i nauki. - 2014. - № 2. - S. 47-53.

17. Shevelenkova T. D., Fesenko P. P. Psikhologicheskoye blagopoluchiye lichnosti (obzor kontseptsiy i metodika issledovaniya) // Psikhologicheskaya diagnostika. - 2015. - № 3. - S. 95-129.

18. Bazrafshan M.-R., Abdi A., Masmouei В., Kavi E. The Relation of Social Happiness and Adjustment with Vandalistic Behaviour of the Children and Young Adults in the Families under Supervision of Welfare Office // Journal of Clinical and Diagnostic Research. - 2018. - Vol. 12. -№ 8. - P. 5-9; doi: 10.7860/JCDR/2018/35184.11916.

19. Bradshaw C. P., Milam A. J., Furr-Holden C. D. M. The School assessment for environmental typology (safety): an observational measure of the school environment // American Journal of Community Psychology. - 2015. - Vol. 56. - №. 3-4. - Р. 280-292; doi: 10.1007/s10464-015-9743-x.

20. Csemy L., Hrachovinova T., Cap P. Aggressive behaviour of adolescents: prevalence and analysis of the role of family, peer and school-related factors // Ceskoslovenska Psychology. -2014. - № 58 (3). - P. 242-253.

21. Ervasti J., Kivimaki M., Puusniekka R., Luopa P., Pentti J., Suominen S., Vahtera J., Virtanen M. Association of pupil vandalism, bullying and truancy with teachers' absence due to illness: a multilevel analysis // Journal of School Psychology. - 2012. - № 50 (3). - P. 347-361; doi: 10.1016/j.jsp.2011.11.006.

22. Horowitz T., Tobaly D. School vandalism: individual and social context // Adolescence. -2003. - № 38 (149). - P. 131-139.

23. Johnson K. D. School vandalism and break-ins. Problem-oriented guides for police. Problem-Specific Guides Series № 35. Washington: US Department of Justice, 2005. - 80 p.

24. Moyo G., Khewu N. P. D., Bayaga A. Disciplinary practices in schools and principles of alternatives to corporal punishment strategies // South African Journal of Education. - 2014. -№34 (1); doi: 10.15700/201412120952. - URL : http://www.sajournalofeducation.co.za (дата обращения: 14.11.2023).

25. Nijhof K. S., Scholte R. H. J., Overbeek G., Engels R. C. M. E. Friends and adolescents delinquency. The moderating role of social status and reciprocity of friendships // Criminal Justice and Behavior. - 2010. - № 37 (3). - P. 289-305; doi: 10.1177/0093854809355776.

26. Van Lier P. A. C., Vitaro F., Barker E. D., Koot H. M., Tremblay R. E. Developmental links between trajectories of physical violence, vandalism, theft, and alcohol-drug use from childhood to adolescence // Journal of Abnormal Child Psychology. - 2009. - № 37(4). - P. 481-492; doi: 10.1007/s10802-008-9289-6.

27. Vilalta C. J., Fondevila G. School vandalism in Mexico // Journal of School Violence. -2017. - № 17 (7). - P. 1-13; doi: 10.1080/15388220.2017.1355809.

Статья поступила в редакцию 12.01.2024; одобрена после рецензирования 14.02.2024; принята к публикации 16.03.2024.

The article was submitted January 12, 2024; approved after reviewing February 14, 2024; accepted for publication March 16, 2024.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи.

The authors have made an equal contribution to the writing of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.