Zubova Yu.K., Ivanov M.A.
Psychological counseling and coaching as types National Psychological Journal. 2024, 19(3)
of socio-psychological assistance
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ / METHODOLOGY AND RESEARCH METHODS IN PSYCHOLOGY
Научная статья / Research Article https://doi.org/10.11621/npj.2024.0307 УДК/UDC 159.98; 159.99
Психологическое консультирование и коучинг как виды социально-психологической помощи
Ю.К. Зубова М.А. Иванов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация н [email protected]
Резюме
Актуальность. В последние десятилетия в стране бурно развивается практическая психология. На рынке предлагают самые разнообразные психологические услуги, при этом особенно актуальной становится проблема психологической безопасности, различения научно обоснованных практик от пагубного влияния. Данная статья посвящена научному обоснованию консультирования и коучинга как видов социально-психологической помощи.
Цель. Проанализировать и соотнести теоретические основы и практику психологического консультирования и коучинга. Изучить истоки этих направлений практики и выявить предмет, цели и особенности технологий социально-психологического консультирования и социально-психологического коучинга.
Результаты. Социально-психологическое консультирование и коучинг определяются как профессиональная деятельность, направленная на помощь клиенту в решении его личностных, межличностных, групповых и организационных проблем с опорой на его личностные и социальные ресурсы. Целью социально-психологического консультирования является повышение эффективности взаимодействия клиента с собой, со своим окружением и организациями. Целью социально-психологического коучинга является создание эффективных способов разрешения субъективно значимых ситуаций социального взаимодействия, которые ведут к позитивным изменениям в жизни клиента и в нем самом. Социально-психологического консультирование и коучинг позволяют помочь клиенту за счет развития его социально-психологической компетентности. Выводы. Социально-психологическое консультирование и социально-психологический коучинг имеют свой предмет, теоретическую и методологическую базу и представляют собой виды психологической практики. Развиваясь и заимствуя методы и сферы применения друг у друга, консультирование и коучинг все более сближаются, иногда до полного размывания различий. На рынке психологических услуг консультирование и коучинг существуют как отдельные профессии и для клиентов выступают как разные услуги.
Ключевые слова: практическая социальная психология, консультирование, коучинг, психологическое консультирование, социально-психологическое консультирование, социально-психологический коучинг
Для цитирования: Зубова, Ю.К., Иванов, М.А. (2024). Психологическое консультирование и коучинг как виды социально-психологической помощи. Национальный психологический журнал, 19(3), 91-103. https://doi. org/10.11621/npj.2024.0307
© Зубова, Ю.К., Иванов, М.А., 2024
Psychological Counseling and Coaching as Types of Socio-Psychological Assistance
Yuliya K. Zubova Mikhail A. Ivanov
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation H [email protected]
Abstract
Background. In recent decades, practical psychology has been rapidly developing in the country. The market offers a wide variety of psychological services, while the problem of psychological security, distinguishing scientifically based practices from harmful influences, becomes especially relevant. This article is devoted to the scientific justification of counseling and coaching as types of socio-psychological assistance.
Objective. The goal is to analyze and correlate the theoretical foundations and practice of psychological counseling and coaching. The article is aimed at studying the origins of these areas of practice and identifying the subject matter, goals and features of technologies of socio-psychological counseling and socio-psychological coaching.
Results. Socio-psychological counseling and coaching are defined as professional activities aimed at helping a client solve his personal, interpersonal, group and organizational problems based on personal and social resources. The purpose of socio-psychological counseling is to increase the effectiveness of the client's interaction with oneself, with the environment and organizations. The purpose of socio-psychological coaching is to create effective ways to resolve subjectively significant situations of social interaction that lead to positive changes in the client's life and personality. Socio-psychological counseling and coaching allow one to help the client by developing socio-psychological competence. Conclusions. Socio-psychological counseling and socio-psychological coaching have their own subject, theoretical and methodological basis and represent types of psychological practice. Developing and borrowing methods and fields of application from each other, consulting and coaching are increasingly converging, sometimes to the point of blurring the differences completely. In the market of psychological services, counseling and coaching exist as separate professions and act as different services for clients.
Keywords: practical social psychology, counseling, coaching, psychological counseling, socio-psychological counseling, socio-psychological coaching
For citation: Zubova, Yu.K., Ivanov, M.A. (2024). Psychological counseling and coaching as types of socio-psychological assistance. National Psychological Journal, 19(3), 91-103. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0307
Введение
В 2000-е годы появилось много публикаций, посвященных практической психологии (Жуков, 2015; Журавлев, Ушаков, 2012; Мазилов, 2015; Юревич, 2012). И, если ранее акцент делался на анализе ее специфики, отличий практической психологии от академической, то авторы последних публикаций обращают внимание на то, что, хотя сама по себе практическая психология не наука: имеет другие цели, пользуется иной методологией — она, ее изучение открывает новые перспективы и возможности для развития академической психологии (Кузовкин, 2012). Появляются новые направления исследований: консультативная психология и психология коучинга (Архангельская, 2010; Антонова, Наумцева, 2022). Работающие в этих направлениях психологи пытаются с помощью научной методологии изучать практику. Нам кажется, что приход научного подхода на смену саморефлексии практиков, господствовавшей в осмыслении психологической практики, открывает новые перспективы
и для науки, и для практики. Данная статья является продолжением традиции социально-психологического анализа практической психологии, заложенной в работах Г.М. Андреевой, Л.А. Петровской и Ю.М. Жукова (Андреева, 2024; Петровская, 2007; Жуков, 2015).
Дисциплинарна ли психологическая практика?
Психологическая практика по определению направлена на решение практических задач, которые ставит ей современное общество. Сегодня таких задач становится все больше. Современное общество крайне психологизировано. Всюду, где присутствует человек, во всех сферах общественной жизни: от управления и образования до медицины, законотворчества и судебной практики — присутствует психологический аспект, возникают психологические проблемы и задачи. Общество через массмедиа обращается к психологам, требуя профессиональной экспертизы и практического вмешательства. Но для решения задач, связанных с различными видами деятельности,
© Zubova, Yu.K., Ivanov, M.A., 2024
необходимо понимание содержания этой деятельности, что требует знаний и специальной подготовки. То есть современный психолог-практик призван решать не просто междисциплинарные проблемы, но полидисциплинарные. Обладать достаточными знаниями не только в социальной, клинической, возрастной, индустриальной и т.п. психологиях, но и в медицине, управлении, экономике, политике, юриспруденции. Реально ли это? Целесообразно ли это?
Возникает вопрос о новой специализации психологов-практиков, отличающейся от традиционной по школам и направлениям психотерапии, в рамках которых проводится обучение.
Нам кажется, что одним из возможных критериев выделения таких новых специализаций могли бы быть тип решаемых психологом-практиком проблем и вид деятельности, общественной практики, в рамках которой и работает психолог.
Направления социально-психологической практики
Ю.М. Жуков выделял три направления и три группы методов практической социальной психологии: экспертизу, тренинг и консультирование (Жуков, 2004). Экспертиза предполагает диагностику, в тренинге используются методы активного обучения, а в консультировании используются как собственно консультативные методы, так и методы экспертизы и тренинга. То есть консультирование является направлением, интегрирующим все направления и методы практической социальной психологии. Данная статья посвящена анализу и осмыслению консультирования и коучинга, который некоторые авторы рассматривают как один из методов или форм консультирования, или направление внутри консультирования, а другие считают самостоятельным направлением практики (Антонова, 2024).
Консультирование как направление практики развивается не только социальными психологами. Существуют клиническое консультирование, психолого-педагогическое консультирование и т.п. Можно говорить о том, что каждое направление академической психологии, в настоящее время представленное в практике консультирования, имеет собственную методологию и историю. В настоящей статье мы попытаемся выделить и сформулировать специфику именно социально-психологического консультирования и коучинга.
История психологического консультирования
Изучая историю психологического консультирования, авторы используют разные подходы и приходят к разным выводам об истоках данного направления практики (Глэддинг, 2002; Mcleod, 2013; Erford, 2014; Бохан и др., 2017). Некоторые исследователи
находят истоки консультирования в античности, другие, наоборот, рассматривают консультирование как новое направление и подчеркивают, что впервые термин психологическое консультирование (œunseling) появляется в работе К. Роджерса (Роджерс, 2016). Американские авторы рассматривают в качестве источников консультирования психотерапию и психолого-педагогическую практику (Guidence), которая бурно развивалась в США, начиная с 20-х годов ХХ века (Mcleod, 2013; Erford, 2014). Существенно при этом, что первая профессиональная ассоциация психологических консультантов возникает в США лишь в 50-е годы.
Рассматривая психологическое консультирование, многие авторы обращают внимание на отличие этого направления от психотерапии (Кочюнас, 2022). При этом в качестве таких различий подчеркивают, что консультирование ориентировано на клинически здоровых людей, кратковременно (10-15 сессий), показано при запросе на решение конкретных проблем, предполагает внимание не к прошлому, а к настоящему и будущему клиентов (Кочюнас, 2022).
Ученые подчеркивают, что консультирование опирается на теории личности (Кочюнас, 2022), и, таким образом, практик должен иметь психологическое образование, а одним из критериев различения видов консультирования является именно теоретическая ориентация консультанта (Кочюнас, 2022).
Как всегда, трудности вызывает определение психологического консультирования: их в литературе можно встретить несколько десятков. При этом в одних определениях подчеркивается использование при консультировании специфических методов и процедур (American Psychological Association, 1990), в других особые отношения, возникающие между консультантом и клиентом (Burks, Steffire, 1979). Но общим для всех из определений является понимание, что консультирование является помогающей профессией, направленной на решение личностных, межличностных, семейных и связанных с карьерой проблем клиента или группы клиентов.
История коучинга
История становления коучинга как метода помогающей практики видится исследователями многомерно. К источникам коучинга причисляются многие области знания, такие как философия, лингвистика, социология, психология (в том числе спортивная, организационная, социальная, клиническая), а также движение за развитие человеческого потенциала, отдельные модели лидерства, техники фасилитации, методы работы спортивных тренеров и т.д. (Brock, 2012). Значимыми для становления профессионального коучинга явились работы Т. Голви в области спортивной психологии (Gallwey, 1997), идеи которых были адаптированы к организационному контексту его учениками Дж. Уитмором, Т. Леонардом
и другими (Уитмор, 2022; Leonard, 1998). В 1995 г. Т. Леонард организовал первую международную коучинговую ассоциацию (International Coaching Federation). В 2000-х гг. появилось новое направление в психологии — психология коучинга (Coaching Psychology), определяемая как отрасль академической и прикладной психологии, которая фокусируется на повышении производительности, стимуляции развития и благополучия людей (Grant, Palmer, 2013). В качестве теоретических основ психологии коучинга выступают гуманистическая психология А. Маслоу (Маслоу, 2019) и К. Роджерса (Роджерс, 2016), позитивная психология М. Селигмана (Селигман, 2006), а также когнитивно-бихевиоральный подход А. Бека (Бек, Фримен, 2002) и А. Эллиса (Эллис, 1999). С начала XXI века количество исследований в области психологии коучинга значительно возросло; наиболее часто работы посвящены общему изучению коучин-говых вмешательств, испытанию отдельных моделей коучинга, а также выделению значимых факторов построения конструктивных коучинговых отношений (Lai, Palmer, 2019).
Современными авторами предлагаются десятки различных определений коучинга, различающиеся между собой акцентами. Коучинг видится исследователям как процесс партнерства между коучем и коучи, как искусство способствовать изменениям клиента, как технология и философия помогающей деятельности, как системное сопровождение клиента в процессе достижения им своих целей, как организация деятельности клиента по изучению и мобилизации его ресурсов, а также как совокупность компетенций коуча, способствующих изменениям (Ковпак, Ёжиков, 2021).
Существующие сегодня школы коучинга соотносятся с направлениями психотерапевтической работы и опираются на разные модели личности. Так, выделяют психодинамический и нарративный коу-чинг, гештальт-коучинг, сфокусированный на решении и когнитивно-бихевиоральный коучинг, и т.д. (Bachkirova, Clutterbuck, Cox, 2023). При этом коу-чинговая практика отличается от психотерапевтической длительностью взаимодействия (6-10 сессий), а также режимом работы помогающего специалиста, направленном не на коррекцию дисфункции, а на позитивные изменения (Ковпак, Ёжиков, 2021).
Таким образом, коучинг является молодой практикой, все еще переживающей период «профессионального младенчества» (Улановский, 2012, стр. 60). В настоящее время отсутствует общепринятое определение коучинга, а средства воздействия носят эклектичный характер, будучи заимствованными из различных направлений психотерапии и других областей практической работы (Улановский, 2012). Дальнейшее его развитие невозможно без методологического осмысления и научного обоснования. Этот тезис находит отражение в развитии научно-обоснованного (evidence-based) подхода к практике коучинга (Антонова, Наумцева, 2022), опирающегося на
доказательный подход в медицине Д. Сакетта (Sackett 1997; Straus et al., 2018). Подход предполагает интеграцию научных доказательств с профессиональным опытом коуча и уникальными особенностями личности и обстоятельствами клиента (Stober et al., 2006; Steglitz et al., 2015; Lai, Palmer, 2019), что позволяет наилучшим образом содействовать достижению его целей.
Истоки социально-психологического консультирования
Обращаясь к истории социально-психологического консультирования, следует обратить внимание на то, что, если в русском языке мы используем традиционно один термин «консультирование», то в английском применяются два: counseling и consulting. Собственно, именно термин counseling переводится как психологическое консультирование, а для термина consulting русского аналога найдено не было, поэтому в литературе его просто переводят как консалтинг. Консалтинг в качестве направления возникает уже в конце XIX века (Лапыгин, 2004; Соснина, 2013), а термин «консультант» еще раньше: в конце XVIII — начале XIX века так называли инженеров во Франции, работавших на государственных предприятиях, но оказывавших услуги, помощь частным предпринимателям. То есть консалтинг — это консультирование руководителей организаций по самым разным вопросам, связанным с эффективностью их деятельности. Современный консалтинг включает такие направления практики, как: HR-консультирование, организационное развитие, стратегическое управление и т.п. Социально-психологическое консультирование предполагает работу как в сфере собственно психологического консультирования, так и в области консалтинга. Психологическое консультирование и консалтинг имеют разную историю и развивались долгое время независимо, но известный социальный психолог Э. Шейн первым обратил и подчеркнул единство и взаимосвязь этих двух направлений практики (Шейн, 2008). Основоположниками такого консультирования могут быть названы К. Роджерс (Роджерс, 2016), К. Левин (Левин, 2023), У Бион (Гринберг и др., 2007), с одной стороны, и Ф. Тейлор (Тейлор, 1991) и А. Файоль (Файоль, 2024), с другой.
Истоки социально-психологического коучинга
Момент возникновения социально-психологического коучинга можно соотнести с уже упомянутой адаптацией Дж. Уитмором идей Т. Голви к организационному контексту. Дж. Уитмор развивал направление коучинг-менеджмента: коучинг был представлен как способ управления, основанный на сотрудничестве с подчиненным в процессе достижения общей цели (Уитмор, 2022; Антонова, 2024). В начале
1980-х гг. Уитмор с партнерами создал консалтинговое агентство, специализирующееся на коучинге в организациях. С этого момента коучинговая практика нашла широкое применение для решения задач бизнеса и повышения его эффективности.
Коучинг, вопреки распространенному мнению, предполагает работу не только с постановкой целей и достижением результата. Обращаясь к объектам внимания коуча, авторы выделяют следующие: личность (психика и смыслы), научение (знания и навыки), эффективность (результаты и цели) (Bates, 2002; Bates, Chen, 2004; Bachkirova, Cox, 2004; Brockbank, McGill, 2012; Bachkirova, Baker, 2018).
На наш взгляд, заявленный список может быть дополнен областью взаимоотношений личности и социальной среды. Необходимость учета социального контекста обусловлена тем фактом, что любое действие человека совершается в обществе, часто при взаимодействии с другими. Социальный контекст выделяется как отдельная сфера внимания в некоторых моделях коучинговых сессий (Edgerton, Palmer, 2022). И несмотря на то, что непосредственно вопросы взаимоотношений становятся основным запросом в коучинге реже, чем в психологическом консультировании, эта тема всегда проявляется в процессе обсуждения достижения цели (Антонова и др., 2023) и требует особого подхода специалиста. Вопросы, рассматриваемые в формате коучингового взаимодействия, неизменно включают в себя сферу межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Коучинг, направленный на изменение отношений с социальной средой, находит свое применение как при персональной работе с клиентами, так и в организационном формате.
Предмет и цели социально-психологического консультироваания
Одной из важнейших проблем психотерапии и психологического консультирования является влияние окружения, социума на клиента. Изменение клиента сталкивается с противодействием его окружения, стремящегося сохранить сложившийся статус-кво. Этот эффект описывается, например, в работах по системной семейной психотерапии (Варга, 2001). Но в семейной системной терапии делается попытка решить эту проблему за счет работы с окружением, с семьей, с целью его изменения. При индивидуальном консультировании такая возможность отсутствует. При этом клиент находится во взаимодействии со многими значимыми для него людьми, группами и организациями. Его личностные изменения приводят к изменениям этих отношений, а это может и часто сопровождается сопротивлением социальной среды, конфликтами, усилением группового давления. Во всех этих случаях центральной задачей психолога становится помощь в социализации, в поиске решений социальных задач клиента. Именно в
решении конкретных социальных задач Г.М. Андреева, основатель московской школы социальной психологии, видела главную цель социальной психологии как науки (Андреева, 2024). Эта же цель оказывается главной для социально-психологического консультирования. Полем работы социально-психологического консультанта всегда оказывается взаимодействие. То есть работа ведется не с изолированной личностью в кабинете психолога, а с человеком, включенным или стремящимся включиться во взаимодействие с другими людьми, группами, организациями, обществом, и желающим занять некое место в этом взаимодействии, позволяющем реализовать его потребности, цели, его миссию.
Таким образом, социальный психолог в консультировании постоянно реализует системный подход, работая даже с индивидуальным клиентом, диагностирует его в контексте его отношений с собой, с другими, с социумом, в котором он живет. Такой системный анализ ситуации клиента неминуемо приводит к необходимости рассмотрения содержания деятельности клиента, совместных деятельностей, в которых он участвует или желает вступить. На индивидуальном уровне такой подход приводит к необходимости диагностировать и обсуждать не только принятую в социальной психологии «Я»-концепцию клиента (Бернс, 1986; Белинская, 2018), но и образ мира клиента (Серкин, 2006), и социальные установки (Андреева, 2024), и выбираемые им стратегии копинга (Белинская, 2023), и в целом стратегии его поведения (Базаров, Шевченко, 2010).
При таком подходе консультирование определяется как профессиональная деятельность, направленная на помощь клиенту в решении его личностных, межличностных, групповых и организационных проблем с опорой на его личностные и социальные ресурсы. Или, коротко говоря, социально-психологическое консультирование позволяет помочь клиенту за счет развития его социально-психологической компетентности.
Предмет и цели социально-психологического коучинга
Одной из областей применения коучинговых интервенций является сфера изменения взаимоотношений личности и социальной среды. Для решения этих задач может быть выделен особый вид коучин-га — социально психологический коучинг.
Социально-психологический коучинг можно рассматривать как совместную целенаправленную рефлексию коуча и клиента, результатом которой является изменение субъективного благополучия клиента во взаимоотношениях с социальной средой.
В процессе такого коучинга проводится совместное исследование ситуаций социального взаимодействия, происходит осознание и изменение социальных установок в сфере межличностного общения,
разрабатываются и тестируются новые способы овладения собственным поведением и поддерживается внутренняя мотивация к ним, что в совокупности приводит к профессиональному и личностному развитию клиента. Целью социально-психологического коучинга можно назвать создание эффективных способов разрешения субъективно значимых ситуаций социального взаимодействия, которые ведут к позитивным изменениям в жизни клиента и в нем самом.
В качестве основных принципов, реализующихся в процессе социально-психологического коучинга, могут быть обозначены как собственно принципы коучинговой работы, так и, с определенными оговорками, часть принципов, реализующихся в процессе социально-психологического тренинга:
1) принцип партнерства коуча и клиента, предполагающий равенство их позиций в общении, двустороннюю ориентацию на партнерские отношения, доверие и раппорт. Важно отметить, что такое качество отношений между коучем и клиентом является значимым предиктором эффективности коучингового процесса (De Haan, 2021);
2) принцип активности клиента, предполагающий самостоятельную выработку клиентом эффективных моделей межличностного общения и вариантов действий (Быков, 2005; Антонова, 2024);
3) принцип диалогичности, или субъект-субъект-ности (Петровская, 1982), который на поведенческом уровне проявляется в безоценочности высказываний и уважительном отношении к картине мира клиента;
4) принцип творческой позиции коуча (в сфере реализации интервенций) (Антонова, 2024) и клиента (в сфере выработки решений);
6) принцип конфиденциальности, когда информация о происходящем в рамках коучингового взаимодействия не выносится за его пределы, что служит основанием для психологической безопасности и самораскрытия клиента (Вачков, 2007).
В качестве специальных инструментов социально-психологического коучинга могут выступать, например, изменение позиции восприятия и анализ ситуации взаимодействия глазами партнера (Антонова, 2023), модели коучинга разрешения конфликтов (Brinkert, 2002; Winslade, Pangborn, 2015; Hardy, 2021), техники когнитивно-поведенческого коучинга, направленные на работу с убеждениями в области социальных отношений и др.
Таким образом, по типу решаемых задач может быть выделен особый вид коучинга, обозначаемый как социально-психологический коучинг. Этот вариант коучинговой работы находит место как в сфере межличностной, так и в области деловой коммуникации.
Индивидуальное социально-психологическое консультирование
Индивидуальное консультирование, его различные школы и виды в первую очередь различаются по те-
ориям личности, на основе которых базируется тот или иной подход к помогающей практике. Понятно, что и специфика социально-психологического консультирования основывается на особенностях принятого в этой области знания: представления о личности, процессе ее формирования и развития, социализации (Андреева, 2024). Важное значение при этом приобретает понимание роли социального и культурного влияния на личность, как непосредственного, так и представляемого, интериоризирован-ного. Особое внимание обращается на «внутреннего оппонента» (Ярошевский, 1983), референтные группы (Мертон, 2016) и внутренние диалоги клиента (Евчен-ко, 2012), под влиянием которых клиент формирует свои установки, переживания и модели поведения. Большое влияние на социально-психологическое консультирование оказали также работы интерак-ционистского направления, развивавшие ролевой подход к пониманию и исследованию личности (Андреева и др., 2009).
Большинство проблем, с которыми клиенты обращаются к консультантам, связаны с взаимодействием: взаимодействием с собой и с другими. Люди нередко теряют контакт со своими чувствами, мыслями, их поведение становится реактивным. Таким образом, цель индивидуального и группового социально-психологического консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку развивать эффективное взаимодействие с самим собой, другими и социальной средой в целом, и за счет этого решать свои личностные и межличностные проблемы и быть успешным в реализации своих целей.
Технология социально-психологического консультирования описана в ряде публикаций социальных психологов (Жуков, 2004; Алешина, 1999).
Мы используем несколько иную модификацию такой технологии, включающую следующие этапы:
1. Вступление в контакт
На этом первом этапе работы консультант впервые выслушивает жалобы клиента и стремится установить с ним доверительные отношения.
2. Диагностика
Активное слушание и наблюдение за поведением и состоянием клиента должно позволить консультанту понять не только установки клиента и его проблемы, но получить представление о его образе мира, ресурсах и ограничениях.
3. Заключение контракта
Проведенная диагностика должна позволить консультанту сформулировать запрос клиента, совместно с клиентом прийти к пониманию конечного результата и программы консультирования, договориться о распределении ответственности и порядке работы (Иванов, 2006).
4. Помощь в решении проблем в соответствии с запросом
Социально-психологическое консультирование всегда предполагает изменение: установок клиента, его отношений с собой и другими. А решение
проблем клиента предполагает совместную с клиентом разработку программы таких изменений.
На этом этапе реализуется согласованная программа консультирования. Проблемы клиента переводятся в задачи. Может проводиться «репетиция», разыгрывание необходимых диалогов клиента с его значимыми другими, руководителями, коллегами, с самим собой, если требуется.
5. Планирование
Реализация сформулированных задач, выполнение которых должно привести к решению проблем клиента, привязывается к месту и времени. Обсуждается подробный план действий клиента. Обязательно обсуждается возможность неуспеха и поведение клиента в том случае, если его действия не приводят к желаемому результату.
6. Сопровождение реализации
Клиент должен иметь возможность получить поддержку консультанта в процессе выполнения задач. Поэтому после каждого шага реализации плана действий обсуждаются его результаты, извлекаются уроки, корректируются последующие действия.
7. Рефлексия и выход из контакта
Последняя сессия социально-психологического консультирования посвящена анализу совместной работы, формулированию рекомендаций клиенту на будущее, если требуется, и завершению консультативного контакта.
Организационное социально-психологическое консультирование
Социальные психологи рассматривают организацию как социотехническую систему. Поэтому при консультировании, в диагностике и при оказании воздействия учитываются особенности совместной деятельности, бизнес-модель и структура управления, а не только особенности персонала и организационной культуры.
Целью социально-психологического консультирования организации является развитие ее потенциала за счет минимизация рисков и максимального использования ресурсов и возможностей.
Основной моделью такого консультирования является процессная работа (Шейн, 2008), предполагающая, что все этапы консультирования проводятся совместно с клиентом. Это касается и диагностики, и принятия решений о необходимых изменениях, и реализации программы изменений.
При этом клиентом консультирования может быть лишь лицо, обладающее в организации полномочиями на проведение таких изменений.
Процессное консультирование часто противопоставляется экспертной модели. Но консультант, работающий в организации, не может быть эффективным, если он не эксперт. Другое дело, сфера экспертизы и признание экспертности клиента. Консультант должен быть компетентным партнером клиента в диало-
ге. А для этого он должен иметь собственный взгляд на организацию, отличный от видения клиента. Для клиента его организация — это его творение, он зависим от своей организации, имеет множество финансовых и моральных обязательств, он пристрастен. Консультант, в отличие от клиента, независим и должен сохранять беспристрастность. С того момента, как консультант теряет беспристрастность, он теряет свою эффективность. С этим, в частности, связаны трудности работы внутренних консультантов. Они включены в иерархию и межличностные отношения с сотрудниками организации, и при полной лояльности организации легко могут потерять внешний беспристрастный взгляд на нее.
Организационное социально-психологическое консультирование связано с большим количеством этических дилемм для консультанта. Получая полное доверие клиента в процессе работы, консультант получает большой объем конфиденциальной информации, имеющий ценность на рынке, на порядок превышающую размер его гонорара. Наконец, привыкнув к компетентности консультанта, клиенты часто обращаются к нему с запросами, выходящими за пределы его профессиональных знаний. Поэтому консультант обязан особое внимание уделять этической составляющей его работы, понимая, что в данной профессии соблюдение этических норм, честность, открытость, конфиденциальность и осознанность являются необходимыми компетенциями.
Индивидуальный и диадический социально-психологический коучинг
Индивидуальная коучинговая практика реализуется сегодня в разных вариациях, таких, как коучинг жизненных целей (life-coaching), бизнес-коучинг, карьерный коучинг, коучинг первых лиц (executive coaching), и др. Проблематика взаимоотношений личности и социальной среды занимают значимое место в каждом из направлений. Так, коучинг руководителей поднимает вопросы развития управленческой и коммуникативной компетентности, коучинг жизненных целей затрагивает сферы взаимодействия с окружением и семейных отношений, карьерный коучинг предполагает тему поиска социальных ресурсов для достижения карьерных целей и т.д. В целом построение субъективно благополучной, целостной и счастливой жизни внутри социальной группы неминуемо требует учета специфики взаимодействия с этой группой и ее членами, что подтверждает актуальность социально-психологического подхода к коучинговой практике.
В последние годы получило развитие такое направление практической работы, как коучинг семей и пар, или коучинг отношений (Суслова, 2019). Этот формат применяется для работы с отношениями на разных этапах их существования, от момента создания пары до кризисных стадий развития. По аналогии с
семейным консультированием, специалист проводит встречи как индивидуально с каждым участником пары, так и с диадой. Среди задач, решаемых в коу-чинге отношений, на первый план выходит именно социально-психологическая проблематика. Работа посвящена оптимизации восприятия партнерами друг друга и пары в целом, разрешению конфликтных ситуаций, совместному формированию долгосрочного видения отношений, распределению ролей и созданию договоренностей.
Групповой и командный социально-психологический коучинг
Групповой коучинг, согласно типологии Л.И. Уман-ского, представляет собой вариант совместно-индивидуальной деятельности, в то время как командный коучинг является совместно-взамодействующим типом деятельности (Журавлев, 2022). Другими словами, в групповом коучинге каждый участник направлен на достижение собственной индивидуальной цели, а в командном коучинге у участников присутствует общая цель. Для реализации командного ко-учинга необходимо соблюдение критериев «команд-ности» (Клаттербак, 2008).
Наряду с тем, что в групповом коучинге часто поднимаются вопросы, связанные с социальным окружением участников, именно командный коучинг в большей степени затрагивает социально-психологические аспекты. В рамках обсуждения вариантов достижения совместной цели значимое место занимают вопросы взаимодействия между участниками, темы групповых ценностей, доверия между членами группы, влияния и управления, ролевого взаимодействия, разрешения конфликтов, групповой динамики, культуры команды и др. (Hawkins, 2021). Нередко участники «жалуются» на «безответственность и отсутствие инициативы» коллег, на то, что «каждый больше занят своими вопросами, чем работой на общую задачу», на сложности в межличностной коммуникации («хотим общаться нормально»), на необходимость «тратить время на споры о том, кто и что должен делать, вместо того, чтобы быстро найти решение». Таким образом, особенности взаимодейст-
вия между участниками могут служить как ресурсом, так и препятствием для достижения совместных целей (Антонова, 2023), и потому являются значимым объектом коучингового вмешательства.
Заключение
В данной статье мы рассмотрели социально-психологическое консультирование и коучинг как направления, опирающиеся на научные традиции. Сфера применения этих способов практической работы расширяется, направления развиваются, заимствуют подходы и методы друг у друга, что приводит к их сближению. С точки зрения консультирования коучинг, наряду с модерацией, фасилитацией и медиацией, может быть рассмотрен как один из методов или подходов социально-психологического консультирования. Но в условиях рынка эти практики могут быть представлены как отдельные профессии, действующие при этом в одном направлении. Более того, коучинг как относительно новый вид практики постепенно становится модным и даже более востребованным клиентами. Консультирование и коучинг развиваются непосредственно в практической деятельности, и, с одной стороны, требуют фундаментального теоретического осмысления, с другой стороны, открывают новые возможности для развития академической психологии.
Социально-психологический подход, заложенный К. Левином и У. Бионом (Левин, 2023; Гринберг и др., 2007), апеллирует к научным достижениям в области психологии и предполагает опору на фундаментальные исследования, что подтверждает значимость научной базы для практики. Однако, как отмечает Ф.Е. Василюк, ссылаясь на идеи Л.С. Выготского (Ку-зовкин, 2012), важна не только опора на науку, но и тесная взаимосвязь между наукой и практикой.
Социально-психологическое консультирование и коучинг, опираясь на заложенные традиции, успешно реализуют эту взаимосвязь, используя практику как базу для научных исследований и, в свою очередь, науку как базу для практики. Это выгодно отличает их от многих других направлений, где подобная связь, к сожалению, часто утеряна.
Список литературы
Алешина, Ю.Е. (1999). Консультативная беседа. В кн.: Введение в практическую социальную психологию. Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. 3-е изд. (С. 230-247). Москва: Изд-во «Смысл».
Андреева, Г.М. (2024). Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. 5-е изд. Москва: Изд-во «Аспект Пресс».
Андреева, Г.М., Богомолова, Н.Н., Петровская, Л.А. (2009). Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: учебное пособие для вузов. Москва: Изд-во «Аспект Пресс».
Антонова, Н.В. (2024). Консультирование и коучинг персонала в организации: учебник и практикум для вузов. Под ред. Н.В. Антоновой, Н.Л. Ивановой. Москва: Изд-во «Юрайт».
Антонова, Н.В., Казинцева, Л.В., Сизова, Н.А. (2023). Коучинг в бизнесе: учебное пособие для вузов. Москва: Изд-во «Юрайт».
Антонова, Н.В., Наумцева, Е.А. (2022). Проблема эффективности коучинга: исследования в рамках психологии коучинга (coaching psychology). Современная зарубежная психология, 11(1), 94-103. https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110109
Архангельская, В.В. (2010). Консультативная психология: на пути к научной специальности. Консультативная психология и психотерапия, 18(1), 158-179.
Базаров, Т.Ю., Шевченко, Ю.С. (2010). Кооперативные стратегии поведения в конкурентной среде. Национальный психологический журнал, (1), 80-85.
Бек, А., Фримен, А. (2002). Когнитивная психотерапия расстройств личности. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Белинская, Е.П. (2023). Личностные и социально-психологические ресурсы совладания юношества с трудными жизненными ситуациями в современном цифровом обществе. Вестник РГГУ Серия: Психология. Педагогика. Образование, (4), 16-31. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2023-4-16-31
Белинская, Е.П. (2018). Современные исследования идентичности: от структурной определенности к процессуальности и незавершенности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 8(1), 6-15. https://doi.org/10.21638/11701/ spbu16.2018.101
Бернс, Р. (1986). Развитие Я-концепции и воспитание. Москва: Изд-во «Прогресс».
Бохан Т.Г., Стоянова, И.Я., Ульянич, А.Л., Шабаловская, М.В., Скавинская, Е.Н., Кузин, А.Ю., Терехина, О.В., Боженкова, К.А. (2017). Психологическое консультирование: учебно-методическое. Ч. 1: Методологические и методические основы психологического консультирования. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета.
Быков, А.К. (2005). Методы активного социально-психологического обучения: учебное пособие. Москва: Изд-во «Творческий Центр Сфера».
Варга, А.Я. (2001). Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. Санкт-Петербург: Изд-во «Речь».
Вачков, И.В. (2007). Психология тренинговой работы. Москва: Изд-во «Эксмо».
Глэддинг, С. (2002). Психологическое консультирование. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Гринберг, Л.Е., Сор, Д.А., Табак, Д.Е. (2007). Введение в работы Биона. Москва: Изд-во «Когито-Центр».
Евченко, Н.А. (2012). Подходы к определению понятия «внутренний диалог» в психологической литературе. Вестник Самарского государственного университета, 2(1), 156-159.
Жуков, Ю.М., Петровская, Л.А., Соловьева, О.В. (ред.). (1999). Введение в практическую социальную психологию. 3-е изд. Москва: Изд-во «Смысл».
Жуков, Ю.М. (2004). Методы практической социальной психологии. Диагностика, консультирование, тренинг: учебное пособие. Москва: Изд-во «Аспект Пресс».
Жуков, Ю.М. (2015). Научная теория и наукоемкая практика. Организационная психология, 5(4), 29-38.
Журавлев, А.Л. (2022). Психология совместной деятельности. Москва: Изд-во «Литрес».
Журавлев, А.Л., Ушаков, Д.В. (2012). Теоретико-экспериментальная и практическая психологии: две разные парадигмы? В кн.: Парадигмы в психологии: науковедческий анализ. Под ред. А.В. Юревича, Т.В. Корниловой, А.Л. Журавлева. (С. 158-177). Москва: Изд-во Института психологии РАН.
Иванов, М.А. (2006). Социально-психологическое консультирование. В кн.: Социальная психология: Практикум: Учеб. пособие для студентов вузов. Под ред. Т.В. Фоломеевой. (С. 449-478). Москва: Изд-во «Аспект Пресс».
Клаттербак, Д. (2008). Командный коучинг на рабочем месте: технология создания самообучающейся организации. Москва: Изд-во «Эксмо».
Ковпак, Д.В., Ежиков, А.Ю. (2021). Системный когнитивно-поведенческий коучинг: понятие и основы методологии. Сб. науч. ст. 7-го Междунар. съезда Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии СВТБОЯиМ (21 мая, 2021 г.). (С. 117-148). Санкт-Петербург: Изд-во «СИНЭЛ».
Кочюнас, Р. (2022). Психологическое консультирование: учебное пособие для вузов. Москва: Изд-во «Академический Проект».
Кузовкин, В.В. (2012). Психотехнический подход: история становления, тенденции развития, критическое осмысление (к 20-летию выхода в печать статьи Ф.Е. Василюка «От психологической практики к психотехнической теории»). Психология и психотехника, (12), 79-89.
Лапыгин, Ю.Н. (2004). Основы управленческого консультирования. 3-е изд. Москва: Изд-во «КноРус».
Левин, К. (2023). Теория поля в социальных науках. Москва: Изд-во «Академический проект».
Мазилов, В.А. (2015). Психология академическая и практическая: Актуальное сосуществование и перспективы. Психологический журнал, 36(3), 81-90.
Маслоу, А. (2019). Мотивация и личность. 3-е изд. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Мертон, Р.К. (2016). Продолжение анализа теории референтных групп и социальной структуры. В кн.: Референтная группа и социальная структура. Под ред. С.А. Белановского. (С. 106-256). Москва: Изд-во Института молодежи.
Петровская, Л.А. (2007). Общение-компетентность-тренинг: избранные труды. Под ред. О.В. Соловьева. Москва: Изд-во «Смысл».
Петровская, Л.А. (1982). Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. Москва: Изд-во Московского ун-та.
Роджерс, К. (2016). Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы к психологической практике. Москва: Изд-во «ИОИ».
Селигман, М. (2006). Новая позитивная психология. Москва: Изд-во «София».
Серкин, В.П. (2006). Пять определений понятия и схема функционирования образа мира. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (1), 11-19.
Соснина, Т.В. (2013). История возникновения и развития консалтинга. Управление образованием: теория и практика, 2(10), 129-143.
Суслова, Н.А. (2019). Коучинговый подход в позитивном родительстве. В кн.: Сборник докладов 14-й Межвузовской конф. молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии. Под ред. Т.Н. Сахаровой. (С. 123-127). Москва: Изд-во МПГУ
Тейлор, Ф.У (1991). Принципы научного менеджмента. Москва: Изд-во «Контроллинг».
Уитмор, Дж. (2022). Коучинг: Основные принципы и практики коучинга и лидерства. Москва: Изд-во «Альпина Паблишер».
Улановский, А.М. (2012). Коучинг с оглядкой на науку: практики позитивной жизни. Психология. Журнал высшей школы экономики, 9(4), 59-80.
Файоль, А. (2024). Общее и промышленное управление. Москва: Изд-во «Субъект».
Шейн, Э. (2008). Процесс консалтинга. Построение взаимовыгодных отношений «клиент-консультант». Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Эллис, А. (1999). Психотренинг по методу Альберта Эллиса. Санкт-Петербург: «Питер Ком».
Юревич, А.В. (2012). Исследовательская и практическая психология: еще раз о схизисе. Психологический журнал, 33(1), 90-104.
Ярошевский, М.Г. (1983). Оппонентный круг и научное открытие. Вопросы философии, (10), 49-61.
American Psychological Association. (1990). Ethical Principles of Psychologists. American Psychologist, (45), 390-395.
Bachkirova, T., Baker, S. (2018). Revisiting the issue of boundaries between coaching and counselling. In: S. Palmer, A. Whybrow, (eds.). Handbook of Coaching Psychology: A Guide for Practitioners. (pp. 487-499). Abingdon: Routeledge Publ.
Bachkirova, T., Clutterbuck, D., Cox, E. (2023). The Complete Handbook of Coaching. London: SAGE Publ.
Bachkirova, T., Cox, E. (2005). A Bridge Over Troubled Water. Counselling at Work, 48(1), 2-9.
Bates, R.A. (2002). Human resource development objectives. New York: United Nations Educational, Scientific, and Cultural Organization Publ.
Bates, R.A., Chen, H.-C. (2004). Human Resource Development Value Orientations. Human Resource Development International, (7), 351-371.
Brinkert, R. (2002). Conflict Coaching. Conflict Management in Higher Education Report, 2(2). URL: https://www.creducation. net/resources/cmher_vol_2_2_brinkert.pdf (accessed: 11.07.2024).
Brock, V.G. (2012). Sourcebook of Coaching History. Scotts Valley: CreateSpace Independent Publishing Platform Publ.
Brockbank, A., McGill, I. (2012). Facilitating reflective learning: Coaching, mentoring and supervision. London: Kogan Page Publishers.
Burks, H., Stefflre, B. (1979). A summing up. Theories of counseling (3rd ed.). (pp. 317-335). New York: McGraw-Hill Publ.
De Haan, E. (2021). What works in executive coaching: Understanding outcomes through quantitative research and practice-based evidence. Abingdon: Routledge Publ.
Edgerton, N., Palmer, S. (2022). SPACE: A psychological model for use within cognitive behavioral coaching, therapy and stress management. In: D. Tee, J. Passmore, (eds.). Coaching Practiced. (pp. 1-18). Hoboken: Wiley Publ.
Erford, B.T. (2014). Orientation to the counseling profession: Advocacy, ethics, and essential professional foundations (2nd ed.). New York: Pearson Publ.
Gallwey, W.T. (1997). The Inner Game of Tennis. New York: Random House Publ.
Grant, A.M., Palmer, S. (2013). Coaching Psychology. In: S.J. Lopez, (ed.). The Encyclopedia of Positive Psychology. (pp. 182-190). Oxford: Blackwell Publishing.
Hardy, S. (2021). Conflict coaching fundamentals: Working with conflict stories. Abingdon: Routledge Publ.
Hawkins, P. (2021). Leadership team coaching: Developing collective transformational leadership. London: Kogan Page Publishers.
Lai, L.-Y., Palmer, S. (2019). Psychology in Executive Coaching: an Integrated Literature Review. Journal of Work-Applied Management, 11(2), 143-164.
Leonard, T.J. (1998). The portable coach: 28 sure fire strategies for business and personal success. New York: Simon and Schuster Publ.
Mcleod, J. (2013). An Introduction to Counselling (5th ed.). New York: Open University Press.
Sackett, D.L. (1997). Evidence-Based Medicine. Seminars in Perinatology, 21(1), 3-5.
Steglitz, J., Warnick, J.L., Hoffman, S.A., Johnston, W., Spring, B. (2015). Evidence-Based Practice. International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences, (8), 332-338.
Stober, D.R., Wildflower, L., Drake, D. (2006). Evidence-Based Practice: A Potential Approach for Effective Coaching. International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring, 4(1), 1-8.
Straus, S.E., Glasziou, P., Richardson, W.S., Haynes, R.B. (2018). Evidence-Based Medicine: How to Practice and Teach EBM. Amsterdam: Elsevier Health Sciences Publ.
Winslade, J., Pangborn, A. (2015). Narrative Conflict Coaching. Narrative and Conflict: Explorations in Theory and Practice, 2(1), 90-118.
References
Aleshina, Yu.E. (1999). Consultative conversation. In: Y.M. Zhukov, L.A. Petrovskaya, O.V. Solovyova, (eds.). Introduction to practical social psychology (3rd ed.). (рр. 230-247). Moscow: Smysl Publ. (In Russ.)
American Psychological Association. (1990). Ethical principles of Psychologists. American Psychologist, (45), 390-395.
Andreeva, G.M. (2024). Social psychology: A textbook for universities (5th ed.). Moscow: Aspekt Press. (In Russ.)
Andreeva, G.M., Bogomolova, N.N., Petrovskaya, L.A. (2009). Foreign social psychology of the XX century: Theoretical approaches: A textbook for universities. Moscow: Aspekt Press Publ. (In Russ.)
Antonova, N.V. (2024). Consulting and coaching of personnel in the organization: A textbook and workshop for universities. In: N.V. Antonova, N.L. Ivanova, (eds.). Moscow: Yurait Publ. (In Russ.)
Antonova, N.V., Kazintseva, L.V., Sizova, N.A. (2023). Coaching in business: A textbook for universities. Moscow: Yurait Publ. (In Russ.)
Antonova, N.V., Naumtseva, E.A. (2022). The Problem of Coaching Effectiveness: Research within the Framework of Coaching Psychology. Sovremennaya Zarubezhnaya Psikhologiya = Modern Foreign Psychology, 11(1), 94-103. (In Russ.). https://doi. org/10.17759/jmfp.2022110109
Arkhangel'skaya, V.V. (2010). Counseling Psychology: on the Way to a Scientific Specialty. Konsul'tativnaya Psikhologiya i Psikho-terapiya = Counseling Psychology and Psychotherapy, 18(1), 158-179. (In Russ.)
Bachkirova, T., Baker, S. (2018). Revisiting the issue of boundaries between coaching and counselling. In: S. Palmer, A. Whybrow, (eds.). Handbook of Coaching Psychology: A Guide for Practitioners. (pp. 487-499). Abingdon: Routeledge Publ.
Bachkirova, T., Clutterbuck, D., Cox, E. (2023). The Complete Handbook of Coaching. London: SAGE Publ.
Bachkirova, T., Cox, E. (2005). A Bridge Over Troubled Water. Counselling at Work, 48(1), 2-9.
Bates, R.A. (2002). Human resource development objectives. New York: United Nations Educational, Scientific, and Cultural Organization Publ.
Bates, R.A., Chen, H.-C. (2004). Human Resource Development Value Orientations. Human Resource Development International, (7), 351-371.
Bazarov, T.Yu., Shevchenko, Yu.S. (2010). Cooperative Strategies of Behavior in a Competitive Environment. National Psychological Journal, (1), 80-85. (In Russ.)
Bek, A., Frimen, A. (2002). Cognitive psychotherapy of personality disorders. St. Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
Belinskaya, E.P. (2018). Modern Identity Studies: from Structural Certainty to Processality and Incompleteness. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. Psikhologiya = Bulletin of St. Petersburg University. Psychology, 8(1), 6-15. (In Russ.). https://doi. org/10.21638/11701/spbu16.2018.101
Belinskaya, E.P. (2023). Personal and Socio-Psychological Resources for Coping Young People with Difficult Life Situations in a Modern Digital Society. Vestnik RGGU. Seriya: Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovanie = Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series: Psychology. Pedagogy. Education, (4), 16-31. (In Russ.). https://doi.org/10.28995/2073-6398-2023-4-16-31
Bokhan, T.G., Stoyanova, I.Ya., Ul'yanich, A.L., Shabalovskaya, M.V., Skavinskaya, E.N., Kuzin, A.Yu., Terekhina, O.V., Bozhen-kova, K.A. (2017). Psychological counseling: an educational and methodical manual. Part 1: Methodological and methodical foundations of psychological counseling. Tomsk: Tomsk State University Publ. (In Russ.)
Brinkert, R. (2002). Conflict Coaching. Conflict Management in Higher Education Report, 2(2). URL: https://www.creducation. net/resources/cmher_vol_2_2_brinkert.pdf (accessed: 11.07.2024).
Brock, V.G. (2012). Sourcebook of Coaching History. Scotts Valley: CreateSpace Independent Publishing Platform.
Brockbank, A., McGill, I. (2012). Facilitating reflective learning: Coaching, mentoring and supervision. London: Kogan Page Publishers.
Burks, H., Stefflre, B. (1979). A summing up. Theories of counseling (3rd ed.). (pp. 317-335). New York: McGraw-Hill Publ.
Burns, R. (1986). Self-concept development and education. Moscow: Progress Publ. (In Russ.)
Bykov, A.K. (2005). Methods of active socio-psychological education: A textbook. Moscow: Tvorcheskii Tsentr Sfera Publ. (In Russ.)
Clutterbuck, D. (2008). Team coaching in the workplace: technology for creating a self-learning organization. Moscow: Eksmo Publ. (In Russ.)
De Haan, E. (2021). What works in executive coaching: Understanding outcomes through quantitative research and practice-based evidence. Abington: Routledge Publ.
Edgerton, N., Palmer, S. (2022). SPACE: A psychological model for use within cognitive behavioral coaching, therapy and stress management. In: D. Tee, J. Passmore, (eds.). Coaching Practiced. (pp. 1-18). Hoboken: Wiley Publ.
Ellis, A. (1999). Psychotraining according to the Albert Ellis method. St. Petersburg: Piter Kom Publ. (In Russ.)
Erford, B.T. (2014). Orientation to the counseling profession: Advocacy, ethics, and essential professional foundations (2nd ed.). New York: Pearson Publ.
Evchenko, N.A. (2012). Approaches to the Definition of the Concept of "Internal Dialogue" in Psychological Literature. Vestnik Samarskogo Gosudarstvennogo Universiteta = Bulletin of Samara State University, 2(1), 156-159. (In Russ.)
Fayol, H. (2024). General and industrial management. Moscow: Sub'ekt Publ. (In Russ.)
Gallwey, W.T. (1997). The Inner Game of Tennis. New York: Random House Publ.
Gladding, S. (2002). Psychological counseling. St. Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
Grant, A.M., Palmer, S. (2013). Coaching Psychology. In: S.J. Lopez, (ed.). The Encyclopedia of Positive Psychology. (pp. 182-190). Oxford: Blackwell Publishing.
Grinberg, L.E., Sor, D.A., Tabak, D.E. (2007). Introduction to Bion's works. Moscow: Kogito-Tsentr Publ. (In Russ.)
Hardy, S. (2021). Conflict coaching fundamentals: Working with conflict stories. Abington: Routledge Publ.
Hawkins, P. (2021). Leadership team coaching: Developing collective transformational leadership. London: Kogan Page Publishers.
Ivanov, M.A. (2006). Socio-psychological counseling. In: T.V. Folomeeva, (ed.). Social Psychology: Practical course: A textbook for university students (pp. 449-478). Moscow: Aspekt Press Publ. (In Russ.)
Kochyunas, R. (2022). Psychological counseling: A textbook for universities. Moscow: Akademicheskii Proekt Publ. (In Russ.)
Kovpak, D.V, Ezhikov, A.Yu. (2021). Systemic cognitive behavioral coaching: the concept and fundamentals of methodology. In: Collection of Scientific Articles of Seventh International Congress of the Association of Cognitive Behavioral Psychotherapy CITFORUM (May 21, 2021). (pp. 117-148). St. Petersburg: SINEL Publ. (In Russ.)
Kuzovkin, V.V. (2012). Psychotechnical Approach: The History of Formation, Development Trends, Critical Reflection (on the 20th Anniversary of the Publication of F.E. Vasilyuk's Article "From Psychological Practice to Psychotechnical Theory"). Psikhologiya i Psikhotekhnika = Psychology and Psychotechnics, (12), 79-89. (In Russ.)
Lai, L.-Y., Palmer, S. (2019). Psychology in Executive Coaching: an Integrated Literature Review. Journal of Work-Applied Management, 11(2), 143-164.
Lapygin, Yu.N. (2004). Fundamentals of management consulting (3rd ed.). Moscow: KnoRus Publ. (In Russ.)
Leonard, T.J. (1998). The portable coach: 28 sure fire strategies for business and personal success. New York: Simon and Schuster Publ.
Levin, K. (2023). Field theory in the social sciences. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russ.)
Maslow, A. (2019). Motivation and personality (3rd ed.). St. Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
Mazilov, V.A. (2015). Academic and Practical Psychology: Actual Coexistence and Prospects. Psikhologicheskii Zhurnal = Psychological Journal, 36(3), 81-90. (In Russ.)
Mcleod, J. (2013). An Introduction to Counselling (5th ed.). New York: Open University Press.
Merton, R.K. (2016). Continuation of the analysis of the theory of reference groups and social structure. In: S.A. Belanovskii, (ed.). Reference group and social structure. (pp. 106-256). Moscow: Institute of Youth Publ. (In Russ.)
Petrovskaya, L.A. (1982). Theoretical and methodological problems of socio-psychological training. Moscow: Moscow Univ. Press. (In Russ.)
Petrovskaya, L.A. (2007). Communication-competence-training: selected works. In: O.V. Solov'eva, (ed.). Moscow: Smysl Publ. (In Russ.)
Rogers, C. (2016). Counseling and psychotherapy. The latest approaches to psychological practice. Moscow: IOI Publ. (In Russ.) Sackett, D.L. (1997). Evidence-Based Medicine. Seminars in Perinatology, 21(1), 3-5.
Schein, E. (2008). The consulting process. Building a mutually beneficial client-consultant relationship. St. Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
Seligman, M. (2006). A new positive psychology. Moscow: Sofiya Publ. (In Russ.)
Serkin, V.P. (2006). Five Definitions of the Concept and the Scheme of Functioning of the Image of the World. Moscow University Psychology Bulletin, (1), 11-19. (In Russ.)
Sosnina, T.V. (2013). The History of the Emergence and Development of Consulting. Upravlenie Obrazovaniem: Teoriya i Praktika = Education Management: Theory and Practice, 2(10), 129-143. (In Russ.)
Steglitz, J., Warnick, J.L., Hoffman, S.A., Johnston, W., Spring, B. (2015). Evidence-Based Practice. International Encyclopedia of The Social and Behavioral Sciences, (8), 332-338.
Stober, D.R., Wildflower, L., Drake, D. (2006). Evidence-Based Practice: A Potential Approach for Effective Coaching. International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring, 4(1), 1-8.
Straus, S.E., Glasziou, P., Richardson, W.S., Haynes, R.B. (2018). Evidence-Based Medicine: How to Practice and Teach EBM. Amsterdam: Elsevier Health Sciences Publ.
Suslova, N.A. (2019). Coaching approach in Positive Parenting. In the Collection of Reports of the Fourteenth Interuniver-sity Conference of Young Scientists on the results of research in the field of pedagogy, psychology, sociocultural anthropology. In: T.N. Sakharova, (ed.). (pp. 123-127). (In Russ.) Taylor, F.W. (1991). Principles of scientific management. Moscow: Kontrolling Publ. (In Russ.)
Ulanovskii, A.M. (2012). Coaching with an Eye to Science: Positive Life Practices. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei Shkoly Eko-nomiki = Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 9(4), 59-80. (In Russ.) Vachkov, I.V. (2007). Psychology of training work. Moscow: Eksmo Publ. (In Russ.)
Varga, A.Ya. (2001). Systemic family psychotherapy. A short lecture course. St. Petersburg: Rech' Publ. (In Russ.) Whitmore, J. (2022). Coaching: Basic principles and practices of coaching and leadership. Moscow: Al'pina Publisher. (In Russ.) Winslade, J., Pangborn, A. (2015). Narrative Conflict Coaching. Narrative and Conflict: Explorations in Theory and Practice, 2(1), 90-118.
Yaroshevskii, M.G. (1983). The Opposing Circle and Scientific Discovery. Voprosy Filosofii = Questions of Philosophy, (10), 49-61. (In Russ.)
Yurevich, A.V. (2012). Research and Practical Psychology: Once Again about Schism. Psikhologicheskii Zhurnal = Psychological Journal, 33(1), 90-104. (In Russ.)
Zhukov, Yu.M. (2004). Methods of practical social psychology. Diagnosis, counseling, training: A textbook. Moscow: Aspekt Press. (In Russ.)
Zhukov, Yu.M. (2015). Scientific Theory and High-tech Practice. Organizatsionnaya Psikhologiya = Organizational Psychology, 5(4), 29-38. (In Russ.)
Zhukov, Yu.M., Petrovskaya, L.A., Solovyova O.V. (eds.). (1999). Introduction to practical social psychology (3rd ed.). Moscow: Smysl Publ. (In Russ.) Zhuravlev, A.L. (2022). Psychology of joint activity. Moscow: Litres Publ. (In Russ.)
Zhuravlev, A.L., Ushakov, D.V. (2012). Theoretical-experimental and practical psychology: two different paradigms? In: A.V. Yurevich, T.V Kornilova, A.L. Zhuravlev, (eds.). Paradigms in psychology: a scientific analysis. (pp. 158-177). Moscow: Institute of Psychology of RAS Publ. (In Russ.)
Zubova Yu.K., Ivanov M.A.
Psychological counseling and coaching as types National Psychological Journal. 2024, 19(3)
of socio-psychological assistance
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Юлия Константиновна Зубова, сотрудник кафедры социальной психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0009-0003-9537-4522
Yuliya K. Zubova, Researcher the Department of Social Psychology, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, yulia. [email protected], https://orcid.org/0009-0003-9537-4522
Михаил Аркадьевич Иванов, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры социальной психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5926-5236
Mikhail A. Ivanov, Cand. Sci. (Psychology), Senior Researcher at the Department of Social Psychology, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5926-5236
Поступила: 20.05.2024; получена после доработки: 24.06.2024; принята в печать: 29.07.2024. Received: 20.05.2024; revised: 24.06.2024; accepted: 29.07.2024.