ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2023. № 1. С. 27-34. УДК: 159.99
DOI: 10.24147/2410-6364.2023.1.27-34
МЕТАФОРА КАК СРЕДСТВО ПОИСКА РЕСУРСОВ И ПУТЕЙ РАЗРЕШЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ В КОММУНИКАЦИИ
Н. В. Грушко, Л. А. Динкелакер, Д. Е. Козлова
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
Статья посвящена описанию практического кейса, использованного авторами, который представляет собой комплекс конкретных технологий коучинга, направленных на преодоление возникающих в коммуникации ограничений. В работе представлены конкретные примеры и технология применения арт-терапевтических практик в консультировании. Мы опираемся на понимание коучинга как сотрудничества коуча и клиента в процессе постановки и достижения целей клиента. Предложенный комплекс технологий относится к арт-коучингу. Арт-коучинг - коучинг, совмещенный с искусством, который выступает как гармоничное сочетание технологий коучинга с техниками и методами, представленными в арт-терапии. Арт-коучинг позволяет исследовать себя при помощи арт-объектов, созданных в творческом процессе.
В качестве основных методик были использованы терапевтическая метафора посредством киндер-сюрприз-терапии и изотерапии, а именно рисование на спилах деревьев, беседа. Работа с метафорой обладает большим потенциалом в решении задач активизации личностных ресурсов, управлении эмоциями, что является одним из важных аспектов коммуникативного процесса. Применение метафоры активизирует эмоционально-образные процессы человека, апеллирует к его эмоциональному интеллекту. Она усиливает процесс принятия решения, включая в него эмоциональную составляющую. Основной целью применения арт-терапевтических методик в разработке практики выступает выявление проблемных зон, которые проявляются в ситуации общения, а также ресурсов, помогающих преодолеть возникающие трудности. Помимо описания самой технологии психологического воздействия авторами представлены описания коуч-сессий с применением разработанной консультативной схемы. Данная коуч-схема имеет широкий спектр применения - в рамках частной психологической практики, обучения и сопровождения персонала организаций, предполагающих непосредственное взаимодействие с клиентами, для повышения коммуникативной компетентности, в образовательных программах.
Ключевые слова: терапевтическая метафора; арт-коучинг; творческий коучинг; коммуникация; киндер-сюрприз-терапия; изотерапия.
METAPHOR AS A MEANS OF FINDING RESOURCES AND WAYS TO RESOLVE RESTRICTIONS IN COMMUNICATION
N. V. Grushko, L. A. Dinkelaker, D. E. Kozlova
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
The article is devoted to the description of the practical case used by the authors, which is a set of specific coaching technologies aimed at overcoming the limitations arising in communication, the paper presents specific examples and technology of the application of art therapy practices in counseling. We rely on the understanding of coaching as a cooperation between the coach and the client in the process of setting and achieving the client's goals. The proposed set of technologies relates to art coaching. Art coaching is coaching combined with art, which acts as a harmonious combination of coaching technologies with techniques and methods presented in art therapy. Art coaching allows you to explore yourself with the help of art objects created in the creative process.
The main techniques used were therapeutic metaphor through kinder surprise therapy and isotherapy, namely drawing on tree saws, conversation. Working with metaphor has great potential insolving the tasks of activating personal resources, managing emotions, which is one of the important aspects of the communicative process. The use of metaphor activates the emotional-figurative processes of a person, appeals to his emotional intelligence. It enhances the decision-making process by including
© Грушко Н. В., Динкелакер Л. А., Козлова Д. Е., 2023
an emotional component in it. The main purpose of using art-therapeutic techniques in the development of practice is to identify problem areas that manifest themselves in a communication situation, as well as resources that help overcome emerging difficulties. In addition to the description of the psychological impact technology itself, the authors present descriptions of coaching sessions using the developed advisory scheme. This coaching scheme has a wide range of applications - within the framework of private psychological practice, training and support of the organization's personnel, involving direct interaction with clients, to improve communicative competence, in educational programs.
Keywords: therapeutic metaphor; art coaching; creative coaching; communication; kinder surprise therapy; isotherapy.
1. Введение
В настоящее время существует множество моделей и подходов к коучингу. Предложенный нами кейс по содержанию и приемам использования методик ближе всего к творческому коучингу или арт-коучингу, сохраняющему основные принципы коучинга как метода.
Творческий коучинг и арт-коучинг - два термина, которые используются в консультативной теории и практике часто как синонимы. Творческий коучинг направлен на раскрытие творческого потенциала с целью повышения эффективности деятельности человека и преодоления барьеров на пути к цели благодаря нахождению скрытого творческого ресурса, это своеобразный выход из творческого застоя, определение направления развития, реализация творческой цели.
Арт-коучинг - коучинг, совмещенный с искусством, который выступает как гармоничное сочетание технологий коучинга с техниками и методами, представленными в арт-терапии. Такое объединение позволяет человеку разобраться в себе, находясь в творческом процессе, соединив наше сознание и подсознание, использует на максимум наши творческие ресурсы и открывает путь к нашим природным способностям [1; 2].
Таким образом, и в первом, и во втором случае объединяющим моментом является интеграция рациональных и иррациональных практик: разум и логика, характерные для классического коучинга, и иррационализм, характерный для искусства, что и позволяет человеку осознать и использовать свои творческие способности и возможности.
Анализируя теоретические источники, посвященные проблеме коучинга, участвуя в конференции Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по проблемам развития психологии бизнеса и коучинга в частности [3], мы обратили внимание на важные аргументы в пользу применения арт-терапевтических практик. В
данной статье мы представим практику, состоящую из системы методов, которая позволяет решать вопросы поиска ресурсов и путей разрешения ограничений в коммуникации.
2. Обзор литературы
Многие психологи-практики активно используют различные направления коучинга. В ходе коучинга клиент анализирует свою жизнь, возникающие трудности, а также выстраивает план действий на разрешение имеющихся ограничений. Е. Н. Дубиненкова обращает внимание на то, что коучинг связан с позитивной стороной жизни, «благодаря активной работе над понимаем своих возможностей, готовности делать конкретные шаги клиент берет ответственность за шаги и за свою жизнь, делает личный выбор среди множества возможных (привычных, переставших действовать или чужих, неподходящих). Принятие своего выбора приводит к тому, что клиент вне коуч-сессии контролирует свои действия, выполняет свои решения, внедряет новые привычки в жизнь. Он становится реальным автором своей уникальной жизни» [4, с. 23]. Коучинг позволяет человеку принять ответственность за свою жизнь, причем в данном случае ответственность является подлинной, той, которую субъект готов реализовывать. Такая подлинная ответственность играет важную роль в построении «собственной биографии», определяет ее авторство и аутентичность [5].
В данной статье мы опираемся на понимание коучинга как сотрудничества коуча и клиента в процессе постановки и достижения целей клиента и учитываем основные принципы коучинга: 1) принцип системности; 2) принцип творчества и отсутствия догматизма; 3) принцип ответственности клиента; 4) принцип разграничения личных и профессиональных отношений; 5) принцип сотрудничества; 6) принцип развития; 7) принцип расширения сознания; 8) принцип позитивности и ориентации на настоящее и будущее [6].
Наиболее глубоким по раскрытию трудностей клиентов является арт-коучинг, который позволяет исследовать себя при помощи арт-объектов, созданных в творческом процессе. Отличие арт-коучинга - это масштабное использование метафор, образов и инструментов искусства. Интеграция традиционных приемов с искусством, безусловно, успешно работает на расширение ролевого диапазона клиента и группы, развитие уникальности. Творчество является необходимым атрибутом нашей жизни, в последнее время практически ежедневно нам приходится сталкиваться с задачами, требующими нетривиального решения. И это не простой выбор.
Использование терапевтической метафоры как способа психологического воздействия на личность клиента сегодня бурно обсуждается в научных кругах, ведь правильно построенная и рассказанная метафора, вызывая свободные ассоциации и касаясь личной жизни клиента, имеет глубокий и стойкий эффект. Работа с метафорой обладает большим потенциалом в решении задач активизации личностных ресурсов, управлении эмоциями, что является одним из важных аспектов коммуникативного процесса [7]. Применение метафоры активизирует эмоционально-образные процессы человека, апеллирует к его эмоциональному интеллекту. Она усиливает процесс принятия решения, включая в него эмоциональную составляющую [4; 8].
Одной из трактовок понятия «коммуникация» выступает определение коммуникации как смыслового аспекта социального взаимодействия. Коммуникативные действия человека обладают ориентировкой на смысловое восприятие другими людьми личности и поведения отправителя какого-либо сообщения. Эффективность коммуникации, в первую очередь, связана с тем, насколько участники взаимодействия понимают друг друга [9], следовательно, осознают смысл передаваемых сообщений. С социально-психологической точки зрения важнейшим показателем эффективности является удовлетворенность от самого коммуникативного процесса, что сопровождается отсутствием напряженности, скованности. Это субъективное ощущение удовлетворенности связано с чувством полноценности и стабильности межличностных отношений. Результат процесса коммуникации в значительной степени определяется личностными характеристиками. К личност-
ным факторам относят: самосознание личности, которое проявляется во внимании к своим мыслям, чувствам, представление о собственной личности и своих возможностях; самоконтроль, а именно самонаблюдение и самоанализ в ситуации общения; локус контроля; гибкость и адаптивность в общении [10]. При данном толковании коммуникации значимым является понимание личности самой себя, своих целей, потребностей. Работа с метафорой в арт-коучинге позволяет решить указанные задачи.
Основной целью применения арт-тера-певтических методик в разработке практики выступает выявление проблемных зон, которые проявляются в ситуации общения, а также ресурсов, помогающих преодолеть возникающие трудности.
3. Организация исследования
В рамках данной работы использовались такие методы, как киндер-сюрприз-терапия, изотерапия (авторский метод Н. В. Грушко «Рисование на спиле дерева») и беседа. Применение киндер-сюрприз-терапии в практическом консультировании чаще всего мы встречаем в сессиях, связанных с запросами, относящимися к работе с онкобольными, реабилитации пациентов с ОВЗ. В настоящее время данный метод выходит за рамки клинической практики. Уникальность данного метода работы с игрушками обусловлена возможностью взаимодействия с большим количеством разнообразных персонажей, обладающих разными характерологическими качествами. Маленькая игрушка позволяет стимулировать механизм возрастной регрессии, найти источник эмоционально-психологической проблемы и проработать ее. Самовыражение посредством игрушки позволяет клиенту отстраниться от значимой ситуации, тем самым осознать ее и освоить во внутреннем пространстве метафоры [11].
Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Рисунок выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств. Одним из положительных аффектов изотерапии является возможность выразить и пережить внутренние конфликты экологичным способом. Такой способ самовыражения также приводит к снижению тревоги и напряжения, формированию более оптимистического взгляда на
значимые ситуации, создающие трудности для личности [12]. В данной работе мы предложим методику рисования необходимого ресурса в коммуникационном процессе на срезе дерева. Дерево в данном случае выступает как мощный архетипический символ, ассоциирующийся с основными циклами жизнедеятельности человека.
Выборку данного исследования составили студенты, обучающиеся в магистратуре, а также специалисты, проходящие профессиональную переподготовку «Управление персоналом». Всего приняли участие 23 человека, из которых 17 - представители женского пола, 6 - мужского. В данной статье мы подробно опишем 3 случая использования данной системы методов.
Технология проведения данной практики состоит из трех этапов:
1. Проведение киндер-сюрприз-терапии -из предложенного ассортимента игрушек «киндер-сюрприз» необходимо взять слепым или целенаправленным выбором предмет. Выбранная игрушка олицетворяет одну из личностных характеристик, которая выступает ограничением в коммуникативном процессе.
После того, как участник практики выбрал необходимую игрушку, психолог задает ему ряд вопросов, раскрывающих значение данной игрушки для личности, ее особенностей. Перечень задаваемых вопросов:
- Как бы вы назвали игрушку? Какое бы вы дали ей имя?
- Опишите ее, какая она? Как сейчас она себя чувствует? Что делает этого персонажа таким, какой он есть?
- Как она взаимодействует с внешним миром? Какая она в общении с другими персонажами?
- Если бы про этого персонажа написали историю или сказку, то какая она была?
- Исходя из вашей истории и описания персонажа, как вы считаете, что ему мешает в общении с другими людьми? Где у него могут быть ограничения? Какие ресурсы и возможности? Что из сказанного вами может быть похоже на вас?
2. Проведение изотерапии. Необходимо выбрать из разных по размеру, материалу и текстуре спилов дерева тот, который бы нравился внешне и который было бы приятно держать в руках. С помощью красок нужно создать образ, который соответствует ресурс-
ному состоянию: это может быть как целостная картинка, мандала, так и просто цветной образ, цветные мазки краской и т. д.
После оформленного рисунка предполагается обсуждение полученного результата. Важным моментом является соединение образа из киндер-сюрприз-терапии и полученной метафоры на втором этапе. Перечень вопросов, которые обсуждаются на данном этапе:
- Как называется данная метафора?
- Что чувствуете, глядя на образ, который получился в итоге?
- Что может измениться, когда такое состояние будет проявляться в вашем поведении?
- Где эта метафора «живет» в вашем теле?
- Должна ли быть метафора перед глазами ежедневно или будет находиться в специально для нее отведенном месте?
- Куда можно взять / где можно использовать данную метафору?
- Когда и в какое время вам будет комфортно обратиться к метафоре?
- Как данная метафора может пригодиться вашему персонажу? Как она может проявляться при разрешении обнаруженных у персонажа ограничений в коммуникации?
- Каким образом данная метафора может проявиться в вашей коммуникации?
3. Заключение - предполагает рефлексию, в процессе которой важно понять, что включает в себя обнаруженное ресурсное состояние. Каким образом участникам практики возможно использование данного состояния. Перечень вопросов для анализа на заключительном этапе:
- Что сделаете в ближайшую неделю, чтобы реализовать ресурсную метафору?
- Что сделаете в ближайшие три дня, чтобы реализовать ресурсную метафору?
- Что сделаете завтра, чтобы реализовать ресурсную метафору?
- В какое время суток комфортнее будет обратиться к метафоре за ресурсом?
- Какие три действия можно сделать, чтобы приблизиться к ресурсному состоянию, которое описывает метафора, в достаточно короткое время?
- Какие имиджевые характеристики необходимы, чтобы поддерживать это состояние?
- Что поможет вовремя обратиться к ресурсу?
Результатом данной практики являются оформленные в письменном виде действия, которые человек будет реализовывать в ближайшее время. Также анализируются имиджевые характеристики, позволяющие ощутить ресурсное состояние.
Описание пер
4. Результаты и их обсуждение
В данном разделе мы, с разрешения участников практики, опишем три проведенных коуч-сессии в сокращенном варианте с указанием ключевых мыслей (табл. 1-3).
Таблица 1
й коуч-сессии
Этап Ход обсуждения Образы
Киндер-сюрприз-терапия Имя персонажа - ежик-торопыга, он умен, при этом вечно торопится и ничего не успевает; не может делегировать и договариваться об ответственности с другими; в общении он приспосабливается под других. Ограничения в коммуникации: соглашается на все просьбы, не имея возможности спланировать свою деятельность эффективно. Ресурсы в коммуникации: может научиться планировать, организовывать свою деятельность с учетом имеющегося времени и ресурсов, может обрести навыки ассертивности ||
Изотерапия Название метафоры - внутреннее согласие, ответ «Да» на свои цели. Метафора олицетворяет баланс, внутреннюю целостность, она влияет на поведение и делает его более системным, открытым. Связь метафоры и персонажа: внутреннее согласие даст ежику возможность не торопиться, а сначала проанализировать свою деятельность, позволит не брать на себя задачи, которые невозможно выполнить одновременно; метафора в поведении ежика может проявиться как создание списка задач, долгосрочное планирование, понимание и формулирование его личных целей п
Заключение Действия в ближайшие три дня: разговор с коллегами, обозначение своих условий совместной работы, «возвращение» чужих профессиональных обязанностей; разговор с мужем о необходимости личного пространства и личного времени. Действия в ближайшую неделю: расписать план действий на месяц, распределить все ближайшие значимые события, определить «окна» свободного времени. «К метафоре согласия я готова обращаться каждый день в начале рабочего дня, рисунок я заберу на работу, он дает мне ощущение спокойствия и уверенности» Персонаж + метафора = мои действия
Описание второй коуч-сессии Таблица 2
Этап Ход обсуждения Образы
Киндер-сюрприз-терапия Имя персонажа - вредная девчонка, она агрессивна, не доверяет другим людям, закрыта от других; груженый ослик -испытывает усталость, всегда молчит и готовится к нападению со стороны. Ограничения в коммуникации: заведомый агрессивный настрой, отсутствие желания идти на контакт и договариваться (внутреннее проявление), молчание и приспособление (внешнее). Ресурсы в коммуникации: возможность обретения навыков переговоров, приобретение умения устанавливать контакт и обозначать свои личные границы, позитивный настрой на партнера по общению
Окончание табл. 2
Этап Ход обсуждения Образы
Изотерапия Название метафоры - перламутровое умиротворение. Метафора олицетворяет раскрытие своих возможностей, ощущение баланса своих желаний и возможностей. Связь метафоры и персонажа: ощущение умиротворения позволит девчонке обращаться за помощью и заранее договариваться о выгодных условиях сотрудничества на работе; ослик с ощущением умиротворения сможет вовремя поднимать голову, обращать внимание партнеров на значимые для него аспекты в коммуникации
Заключение Действия в ближайшие три дня: разговор с руководителем о распределении обязанностей и просьба о помощи в выполнении текущей работы. Действия в ближайшую неделю: организация встреч с близкими людьми. «Я думаю, что буду выделять каждый четверг для того, чтобы примерить на себя девчонку и ослика. Метафору я буду вспоминать в эти дни, чтобы ощущать это приятное состояние умиротворения. Метафору заберу домой» Персонаж + метафора = мои действия
Таблица 3
Описание третьей коуч-сессии
Этап Ход обсуждения Образы
Киндер-сюрприз-терапия Имя персонажа - собака-бояка, она постоянно оглядывается и смотрит по сторонам, чтобы понять, как ее оценивают окружающие; много старается не говорить. Ограничения в коммуникации: страх ошибки, страх внешней негативной оценки. Ресурсы в коммуникации: персонаж готов к общению, готов создавать новые отношения с другими людьми; возможность научиться позитивно оценивать окружающих, мир как новые возможности для развития и достижения своих целей |
Изотерапия Название метафоры - яркое свечение. Метафора олицетворяет раскрытие своих возможностей, открытость к окружающему миру, спонтанность, отсутствие контроля. Связь метафоры и персонажа: ощущение спонтанности, открытости к окружающему миру даст собаке возможность не бояться оценки, почувствовать уверенность в себе; также эта метафора внушает собаке доверие, что мир не такой страшный и стоит доверять своей интуиции, меньше зацикливаться на своих несовершенствах ш
Заключение Действия в ближайшие три дня: разговор со своим мужем и сыном, обсуждение их желаний, снижение контроля жизни своего сына. Действия в ближайшую неделю: предложение своего проекта руководителю, подготовка презентации проекта и показ ее на общем совещании; участие в проектных группах, в которые ранее был страх вступать; дать возможность мужу и сыну выбрать то, как мы проведем выходные; отдохнуть и провести время в театре Персонаж + метафора = мои действия
Обращаясь к данным примерам, можно заметить, как с помощью игрушки раскрываются личные ограничения в коммуникации и как человек способен обнаружить решение каких-либо трудностей самостоятельно, но при поддержке специалиста. Вопросы в данной практике играют ключевую роль - важно правильно выстраивать беседу с участником
практики для того, чтобы выводы были более значимыми и применимыми в жизни.
5. Заключение
В завершении мы считаем важным перечислить преимущества творческого коучинга. Понимая, что результаты зависят как от первоначально поставленного клиентом запроса, так и мастерства специалиста, коучинг с при-
менением метафор, созданных в процессе киндер-сюрприз-терапии, изотерапии, задействует в широком спектре:
1. Осознание своего актуального состояния и истинных целей. Так или иначе со временем цели, возможности и ценности человека меняются, но не всегда можно проанализировать такие изменения и отрефлексиро-вать по этому поводу.
2. Расширение границ самомотивации. По пути к запланированному всегда будут появляться препятствия, иначе никак. Для их преодоления нужны дополнительные силы, спокойствие и понимание.
3. Избавление от ограничивающих барьеров. В каждом из нас есть весомый потенциал. Однако мы часто из-за различных событий в жизни приобретаем убеждения, которые препятствуют использованию способностей по максимуму.
Данная практика имеет широкий спектр применения - в рамках частной психологической практики, обучения и сопровождения персонала организации, предполагающих непосредственное взаимодействие с клиентами, для повышения коммуникативной компетентности, в образовательных программах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Kramer E. Art as therapy. Collected Papers. -New York : Jessica Kingsley Publishers, 2001. - 272 p.
2. Liebmann M. Art therapy for Groups: a handbook of themes, games and exercises. -Cambridge : Brookline Books, 1986. - 240 p.
3. Антонова H. В., Казинцева Л. В., Сизова H. А. Коучинг в бизнесе : учеб. пособие для вузов. - М. : Юрайт, 2023. - 202 с. - URL: https://urait.ru/bcode/519795 (дата обращения: 09.03.2023).
4. Дубиненкова E. H. Коучинг : учебно-метод. пособие. - Ярославль : ЯрГУ, 2018. - 40 с.
5. Слободчиков В. И., Исаев E. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособие. -М. : ПСТГУ, 2013. - 242 с.
6. Консультирование и коучинг персонала в организации : учеб. и практикум для вузов I Н. В. Антонова и др. - М. : Юрайт, 2023. -370 с. - URL: https://urait.ru/bcode/5110 65 (дата обращения: 09.03.2023).
7. Gordon D. Therapeutic Metaphors: Helping Others Through the Looking Glass. - Cupertino : Meta Publications, 1978. - 261 p.
8. Грушко H. В., Карловская H. H. Использование метафоры в краткосрочной групповой
психокоррекции // Психотерапия. - 2009. -№ 5. - С. 32-35.
9. Гончарук Е. Ю. К вопросу об исследованиях эффективности речевой коммуникации (терминологический аспект) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -№ 7 (18): в 2 ч. - Тамбов, 2012. - Ч. II. -C. 60-63.
10. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садо-хин А. П. Основы межкультурной коммуникации : учеб. для вузов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.
11. Смирнова Е. О., Соколова М. В. Исследования феномена игрушки в современной западной науке // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 3. - С. 38-48.
12. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. - СПб. : Питер, 2002. - 366 с.
REFERENCES
1. Kramer Е. Art as therapy. Collected Papers. New York, Jessica Kingsley Publishers, 2001. 272 p.
2. Liebmann M. Art therapy for Groups: a handbook of themes, games and exercises. Cambridge, Brookline Books, 1986. 240 p.
3. Antonova N.V., Kazintseva L.V., Sizova N.A. Coaching in business, a textbook for universities. Moscow, Yurait Publ., 2023. 202 p. Available at: https://urait.ru/bcode/519795 (accessed: March 9, 2023). (In Russian).
4. Dubinenkova E.N. Coaching, educational and methodical manual. Yaroslavl', YarGU Publ., 2018. 40 p. (In Russian).
5. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psychology of human development. The development of subjective reality in ontogenesis, study guide. Moscow, PSTGU Publ., 2013. 242 p. (In Russian).
6. Antonova N.V., Ivanova N.L., Klimova A.V. Consulting and coaching of personnel in the organization, textbook and workshop for universities. Moscow, Yurait Publ., 2023. 370 p. Available at: https://urait.ru/bcode/511065 (accessed: March 9, 2023). (In Russian).
7. Gordon D. Therapeutic Metaphors: Helping Others Through the Looking Glass. Cupertino, Meta Publications, 1978. 261 p.
8. Grushko N.V., Karlovskaya N.N. The use of metaphor in short-term group psychocorrection. Psikhoterapiya, 2009, no. 5, pp. 32-35. (In Russian).
9. Goncharuk E.Yu. On the issue of research on the effectiveness of speech communication (terminological aspect). Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, no. 7 (18), in 2 volumes. Tambov, 2012, Vol II, pp. 60-63. (In Russian).
10. Grushevitskaya T.G., Popkov V.D., Sadokhin A.P. Fundamentals of intercultural
communication, textbook for universities. Moscow, YuNITI-DANA Publ., 2003. 352 p. (In Russian).
11. Smirnova E.O., Sokolova M.V. Studies of the toy phenomenon in modern Western science.
Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2008, no. 3, pp. 38-48. (In Russian). 12. Kopytin A.I. Theory and practice of art therapy. St. Petersburg: Piter Publ., 2002. 366 p. (In Russian).
Информация о статье Дата поступления 10 марта 2023 Дата принятия в печать 3 апреля 2023
Сведения об авторах
Грушко Наталья Викторовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, проспект Мира, 55а E-mail: natvic2000@mail.ru (корреспондирующий автор)
Динкелакер Лиана Алексеевна - ассистент кафедры общей и социальной психологии Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, проспект Мира, 55а E-mail: liana.mikheevaa@yandex.ru
Козлова Дарья Евгеньевна - ассистент кафедры общей и социальной психологии Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, проспект Мира, 55а E-mail: darija_99@mail.ru
Для цитирования
Грушко Н. В., Динкелакер Л. А., Козлова Д. Е. Метафора как средство поиска ресурсов и путей разрешения ограничений в коммуникации // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2023. - № 1. - С. 27-34. -DOI: 10.24147/2410-6364.2023.1.27-34.
Article info
Received March 10, 2023 Accepted April 3, 2023
About authors
Grushko Natalya Viktorovna - PhD in
Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of General and Social Psychology
Dostoevsky Omsk State University
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077,
Russia
E-mail: natvic2000@mail.ru (corresponding author)
Dinkelaker Liana Alekseevna - Assistant Lecturer at the Department of General and Social Psychology
Dostoevsky Omsk State University
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077,
Russia
E-mail: liana.mikheevaa@yandex.ru
Kozlova Darya Evgenievna - Assistant Lecturer at the Department of General and Social Psychology
Dostoevsky Omsk State University
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077,
Russia
E-mail: darija_99@mail.ru For citations
Grushko N.V., Dinkelaker L.A., Kozlova D.E. Metaphor as a Means of Finding Resources and Ways to Resolve Restrictions in Communication.
Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2023, no. 1, pp. 27-34. DOI: 10.24147/2410-6364.2023.1.27-34. (In Russian).