Бухгалтер работает в условиях постоянно возникающих конфликтов. От него требуется вежливость и предупредительность. Основная задача бухгалтера в том, чтобы в случае необоснованности претензий отказать, а не обидеть просителя. Отказать так, чтобы проситель еще остался доволен. Отметим, что любую просьбу или приказ можно выполнить так, что проситель или сотрудник возненавидит бухгалтерию. В свою очередь у бухгалтера зачастую формируется мнение, что, все сослуживцы заняты только тем, как усложнить ему жизнь.
Бухгалтеру сегодня требуется знание учета, гражданского, трудового, налогового права. Убежденность в том, что нормативные документы по самым важным вопросам отсутствуют или противоречат друг другу, а каждый новый нормативный акт создан, чтобы испортить бухгалтеру жизнь, для многих стала основой мировоззрения. В результате появляется страх новизны, ошибочно принимаемый за консерватизм, чувство беспомощного одиночества во враждебном мире.
На психологию бухгалтера ложатся противоречивые нормативные документы. Вся деятельность бухгалтера регламентирована ими. Такие документы изданы разными ведомствами и в разное время, а жизнь развивается гораздо быстрее, чем законодательство, поэтому пробелы в данной системе неизбежны. Нельзя считать, что любые новшества существуют, чтобы ухудшить жизнь и усложнить работу. Очень часто бухгалтер, открывая очередной номер газеты или журнала, заранее настраивается на подвох в новых нормативных документах.
Профессия бухгалтера имеет множество граней, связана с радостями побед и горечами конфликтов, поэтому, выбирая данную специальность, необходимо ответственно подойти к изучению собственных психологических особенностей, чтобы годы обучения не были напрасно потрачены.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ © Гордиенко Н.Н.*, Жолобко Л.М.*
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
Статья посвящена актуальной проблеме изучения системы отношений студентов, осваивающих гуманитарные и технические специаль-
♦ Ассистент кафедры Психологии и психофизиологии ребёнка, кандидат психологических наук
¥ Студентка кафедры Раннего обучения иностранным языкам
ности. Представлены результаты экспериментального исследования уровня развития общего и невербального интеллекта, инстинктов, психологических защит, доминирующих потребностей и специфики выраженности отношений студентов.
В настоящее время недостаточно изучены психологические аспекты подготовки инженеров в технических вузах. В основном последние исследования проводились лишь в 1990-х годах, причём касались они вопросов экономической, управленческой и педагогической подготовки инженеров, развития творческого мышления.
Профессиограммы некоторых инженерных специальностей были составлены также в 1990-х годах. К настоящему времени известны лишь единичные работы по выявлению и описанию профессионально значимых качеств специалистов технического профиля. В нашей работе мы проводили исследование с участием студентов наиболее сложных и перспективных инженерных специальностей, мало изученных ввиду различных причин.
Педагогические, психологические специальности исследованы более подробно, однако в настоящее время существует нехватка работ по выявлению профессионально значимых качеств в аспекте работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Комплексное экспериментальное исследование студентов различных специальностей, включающее два методических подхода (стандартный, с использованием психологических методик и авторский вариант психофизиологических инструментально-компьютерных методов), позволяет выявить особенности и психофизиологические признаки системы отношений студентов технических и гуманитарных специальностей.
В системе отношений мы выделили: специфические программы отношений к различным сторонам действительности (инстинкты), потребности и эго-защитные механизмы; специфические психофизиологические характеристики (особенности темперамента; латентные периоды ассоциативных ответов - в мс; параметры по методике «Психомоторный дифференциал»). Объектом исследования являются студенты 18-25 лет с первого по шестой курс очной формы обучения, осваивающие гуманитарные и технические специальности:
1. Студенты Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, Института детства (дошкольного и начального отделений). В состав данной группы вошли 70 человек.
2. Студенты Балтийского государственного технического университета «Военмех» им.Д.Ф. Устинова, факультета авиа- и ракетостроения, дневного отделения.
3. Студенты Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, факультета сетей свя-
зи, систем коммутации и вычислительной техники; факультета информационных систем и технологий, дневного отделения. В состав общей группы студентов технического профиля вошли 50 человек. В соответствии целью исследования подобрана группа методов.
Для психофизиологического исследования системы отношений использовались:
1. Методика «Психомоторный дифференциал» (авторская разработка Л.В. Томанова [3], В.Г. Каменской; программное обеспечение А.Г. Пятигорского) использовалась для исследования мотивационно-эмоциональных компонентов психического отношения студентов.
Теоретической основой метода является учение И.М. Сеченова, обосновавшего рефлекторную природу произвольных движений человека и раскрывшего роль мышечной чувствительности в управлении движениями в пространстве и времени; концепция В.Н. Мясищева; данные исследований в области социальной психологии. Методика осуществляет инструментальное тестирование характерных черт эмоционального реагирования с помощью жестовой реакции руки на внешние стимулы. Движение руки происходит в поступательно-возвратном варианте, вдоль саггиталь-ной плоскости тела без контроля зрения. Регистрируется непосредственная реакция, закодированная в форме электрического сигнала. Для осуществления движения испытуемый держался за рукоятку рычага, прикреплённого к штативу и имел возможность осуществлять движения правой рукой.
Прибор присоединяется к компьютеру, в психодиагностический комплекс входит также телевизор. Жестовая реакция фиксируется датчиком угла поворота, переводящим движение руки в электрический сигнал. Экспериментатор находился перед монитором компьютера и в компьютерной программе выбирал стимульный материал, появлявшийся перед испытуемым на телевизионном экране. Тестируемому на экране телевизора по отдельности предъявлялись различные стимулы, к которым предлагалось выразить своё отношение жестовым дистанцированием. Таким образом, испытуемый, желая выразить положительное отношение к стимулу на телевизионном экране, приближал рычаг к себе в той степени, в какой симпатизировал предъявленному объекту и фиксировал своё решение нажатием специальной кнопки на рукоятке. При выражении отрицательного отношения, испытуемый мог в разной степени отвести рычаг от себя, в зависимости от неприятия стимула и зафиксировать принятое решение нажатием кнопки. Созданная компьютерная программа позволяет изображениям на экране телевизора визуально приближаться к испытуемому или удаляться от него в зависимости от степени приятия (неприятия) данного стимула.
2. Методика ассоциативного эксперимента (авторская разработка Л.В. Томанова, Н.Н. Гордиенко; программное обеспечение Н.Н. Гордиен-
ко) для изучения системы потребностей студентов. В основу содержания ассоциативного эксперимента положена концепция иерархии потребностей в мотивации человека, предложенная А. Маслоу [4].
Методика представляет собой 98 слов-стимулов, распределённых внутри семи групп потребностей. Разработана компьютерная программа, фиксирующая латентный период ассоциативного ответа на каждое слово-стимул, которое одновременно подавалось испытуемому в наушники и на телевизионный экран. В ответ на стимул участнику тестирования, располагавшемуся перед экраном телевизора, предлагалось произнести в микрофон первую пришедшую в голову ассоциацию. Латентные периоды ассоциативного ответа (в мс) сохранялись в компьютерной базе данных
Для психологического исследования использовались: 1. Опросник структуры темперамента В.М. Русалова с целью изучения предметнодеятельностного и коммуникативного аспектов темперамента студентов.
2. Серия тестов В.И. Гарбузова (вопросник и 4 проективных субтеста) для изучения доминирующих инстинктов студентов. Серия тестов предъявлялась в стандартном варианте и в программе «Психомоторного дифференциала». 3. Опросник Плутчика-Келлермана-Конте: индекс жизненного стиля (life stile index) в адаптации В.Г. Каменской, исследующий системы психологических защит студентов. Предъявлялся в стандартном варианте и в программе «Психомоторного дифференциала».
Группа дополнительных методов: 1. Тест «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена, направленный на изучение уровня развития общего и невербального интеллекта студентов. 2. Тест М. Люшера для исследования психоэмоционального состояния студентов на момент психологического обследования. Предъявлялся в стандартном варианте в начале и в конце тестирования, и в программе «Психомоторного дифференциала» (3 раза).
3. Опросник САН, предложенный В.А. Доскиным с соавторами; применялся для изучения самочувствия, активности и настроения студентов в формате «Психомоторного дифференциала».
Уровень развития общего и невербального интеллекта у студентов технических специальностей достоверно выше (127,04 ± 17,33), чем у студентов гуманитарного профиля (118,38 ± 21,99). В группе студентов технического профиля достоверно ниже процент учащихся с низкими и средними показателями по методике Равена, но увеличивается число студентов с высокими и очень высокими итоговыми баллами.
Важными для профессиональной деятельности являются особенности темперамента. В нашем исследовании получены данные о высоких значениях показателей предметного темпа, социальной пластичности студентов, осваивающих технические специальности. Мы выявили, что студенты гуманитарного профиля отличаются более высоким процентом повышенных значений предметной пластичности, социального темпа, социальной эмоциональной чувствительности.
На современном этапе эмпирических исследований известно достаточно небольшое количество работ, посвящённых изучению генетических программ поведения (инстинктов, влечений) людей [1]. Особенно это касается исследования данного аспекта у студентов, осваивающих различные специальности. В то же время своевременное выявление генетических предрасположенностей, склонностей к определённой профессии может оказать существенную помощь в организации профориентационной, консультативной работы с учащимися.
Нами получены значимые отличия в системе инстинктов студентов различных специальностей. Так, студенты гуманитарного профиля обучения характеризуются доминированием альтруистического (37,1 ± 1,76 %) и генофильного (28,6 ± 1,83 %) инстинктов, а студенты технических вузов - преобладанием альтруистического (32 ± 1,65 %), дигнитофильного (22 ±
1.82 %) и исследовательского (20 ± 1,76 %) .Следует отметить, что специфические для каждой группы инстинкты являются ведущими у студентов всех курсов обучения.
Исследование психологических защит личности в отечественной психологии началось сравнительно недавно. Существуют работы по выявлению доминирующих эго-защитных механизмов у студентов различных специальностей; на разных этапах онтогенеза. Однако иерархия психологических защит студентов выбранных нами инженерных специальностей изучена практически не была. Существует необходимость расширения знания по данному вопросу и в отношении студентов гуманитарного профиля обучения. По результатам диссертационного исследования, выявлено, что студенты гуманитарных специальностей отличаются наличием регрессии (41,5 ± 19,6 %) в тройке ведущих эго-защитных механизмов; студенты технического профиля - доминированием проекции (57,8 ±
26.82 %) и интеллектуализации (49 ± 16,97 %) на всех курсах обучения.
Исследование мотивационно-потребностной сферы в настоящее время
в основном проводится с помощью различных тестов, опросников, анкет, проективных техник, в т.ч. и с применением метода свободного ассоциативного эксперимента. Однако существует лишь небольшая часть работ, посвящённых изучению времени ассоциативных ответов в связи с установлением степени значимости для человека определённых стимулов [2].
Исследование латентных периодов ассоциативных ответов на различные слова-стимулы у студентов гуманитарных и технических специальностей позволило выявить особенности различных выборок, существующие проблемы студенческой группы в целом. В нашей работе у студентов гуманитарных специальностей ведущими оказываются: мотивация самоуважения, безопасности и защиты, принадлежности и любви. В результате исследования мы выявили доминирование у студентов технического профиля физиологических потребностей, потребности в принадлежности и любви, в познании.
Выделенные нами параметры изучения специфики выраженности отношения у студентов позволили установить существенные различия между двумя группами. По данным нашего исследования, студенты инженерных специальностей отличаются от студентов гуманитарного профиля наличием достоверно менее длительного времени принятия решения о выражении отношения и осуществления движения в сторону выбранного полюса отношения после принятия решения; менее широким диапазоном показателей амплитуды движения руки при выражении отношения к различным стимулам, низкой степенью выраженности амплитуды в большинстве случаев; достоверно меньшим количеством переходов от одного знака отношения к противоположному в процессе принятия решения; достоверно большей устойчивостью отношения к различным стимулам.
Полученные в экспериментальном исследовании результаты могут быть использованы как в теоретических, так и в прикладных исследованиях; при составлении профессиограмм различных специальностей; при проведении профориентационной и консультативной работы со студентами, преподавателями.
Список литературы:
1. Гарбузов В.И. Инстинкты и судьба человека. - М.: АСТ; СПб.: Аст-рель-СПб., 2006.
2. Костандов Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного.-СПб.: Питер, 2004.
3. Томанов Л. В. Психологическое и психофизиологическое исследование эмоционально-мотивационных характеристик больных неврозами и шизофренией:: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. - Л., 1990.
4.Maslow A.H. Religions, values and peak experiences. - New York: Viking Press, 1964.
ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА К ПРЕОДОЛЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В АСПЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ © Петушкова О.Г/
Магнитогорский государственный университет, г. Магнитогорск
В статье обсуждается проблема профессионального воспитания в системе высшего профессионального образования. Рассмотрены воз-
♦ Профессор кафедры Психологии развития личности, кандидат педагогических наук, доцент