Научная статья на тему 'Гендерные дифференцировки сенсомоторных реакций в определении профпригодности у студентов разных профилей обучения'

Гендерные дифференцировки сенсомоторных реакций в определении профпригодности у студентов разных профилей обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
269
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / СЕНСОМОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ / ВРЕМЯ ЛАТЕНТНОЙ РЕАКЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ (ИЛ) / PSYCHOLOPHISIOLOGICAL FUNCTIONS / SENSITIVE-MOTOR REACHIONS / TIME OF HIDDEN REACHION / INTELLECTUAL LABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ходак H. A., Рычкова Л. С.

Обследовано 150 студентов Южно-Уральского государственного университета (филиал г. Сатки) в возрасте от 18 до 22 лет. Для оценки функциональных характеристик ЦНС применена компьютерная программа для психоневрологического тестирования «НС-Тест 2003» (Д.А. Марокко, Т.В. Поповой, Ю.И. Корюкалов, 2007). Для определения прогноза успешности в профессиональном обучении и в целом, профпригодности использовалась методика «Интеллектуальная лабильность» (Е.А. Козловой). Проведен математический и статистический анализ показателей интеллектуальной лабильности и сенсомоторных реакций у студентов технического и гуманитарного профилей обучения с учетом тендерных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ходак H. A., Рычкова Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender differentiation of sensomotor reactions in definition of students professional suitability of different educational profiles

150 students of the Southern Ural State University (the department in Satka) at the age of 18-22 years old were subjected to the opinion polling. The computer programme for the psychological and neurological testing to evaluate the functional description of the CNS (central nervous system) NS Test 2003 was applied (D.A. Marokko, T.V. Popova, Yu.U. Koricov, 2007). The method of the intellectual nimble mind by E.A. Kozlova are used for the determination of the forecast of the progress in professional studies and the professional suitability. The mathematical and statistical analyses of the results in intellectual nimble mind and sensitive motor reaction of the students of the humanitarian and technical speciality were conducted. The sexual peculiarity was taken into consideration too.

Текст научной работы на тему «Гендерные дифференцировки сенсомоторных реакций в определении профпригодности у студентов разных профилей обучения»

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

УДК 612.6

ГЕНДЕРНЫЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВКИ СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОФПРИГОДНОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

Н.А. Ходак, Л.С. Рычкова ЮУрГУ, г. Челябинск

Обследовано 150 студентов Южно-Уральского государственного университета (филиал г. Сатки) в возрасте от 18 до 22 лет. Для оценки функциональных характеристик ЦНС применена компьютерная программа для психоневрологического тестирования «НС-Тест 2003» (Д.А. Марокко, Т.В. Поповой, Ю.И. Корюкалов, 2007). Для определения прогноза успешности в профессиональном обучении и в целом, профпригодности использовалась методика «Интеллектуальная лабильность» (Б.А. Козловой). Проведен математический и статистический анализ показателей интеллектуальной лабильности и сенсо-моторных реакций у студентов технического и гуманитарного профилей обучения с учетом гендерных особенностей.

Ключевые слова: психофизиологические функции, сенсомоторные реакции, время латентной реакции, интеллектуальная лабильность (ИЛ).

В науке на стыке XX-XXI столетия возникло новое направление - гендерология, изучающая взаимосвязь биологических, психофизиологических, поведенческих, социальных характеристик, прочно связанных с определенной половой принадлежностью. Внедрение гендерного подхода к оценке психофизиологических функций в последние годы стало привлекать внимание не только специалистов-психологов, но и философов, педагогов, социологов, биологов, физиологов, специа-листов-клиницистов. Это можно рассматривать как естественный процесс, поскольку начало нового тысячелетия знаменуется более тесной связью психологии и физиологии. Большинство научных экспериментальных исследований связаны с особенностями гендерных различий психофизиологических функций [3,4].

Теоретико-методологической основой изучения психомоторных качеств является системный подход к психической организации человека, рассмотренный в трудах Б.Ф. Ломова, В.П. Кузьмина, П.К. Анохина [2]; представление психомоторики как объективных индикаторов психических свойств и состояний в соответствии с концепциями интегральной индивидуальности B.C. Мерлина [11], Б.Г. Ананьева [1]; психофизиологический подход Е.П. Ильина [5, 6, 7] к изучению сенсомоторной сферы, состоящей из двигательных умений и качеств человека.

В настоящее время в научной литературе име-

ется ряд исследований, в которых время сенсомоторной реакции является одним из наиболее простых, доступных и достаточно точных психофизиологических показателей [3, 4], широко используемых в анализе индивидуальных различий [8, 9]. Однако, несмотря на многообразие исследований, недостаточно изучена проблема взаимосвязи гендерных и психомоторных качеств и их влияние на общую успеваемость студентов высшего профессионального образования. В ходе теоретического анализа научных исследований возникает вопрос, какие конкретные показатели сенсомоторных реакций достаточно точно определяют уровень профессиональной пригодности студентов технических и гуманитарных специальностей с учетом их гендерных особенностей.

В современных условиях общество предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке специалистов всех профилей обучения, следовательно, одной из главных задач системы образования может выступать глубокое изучение индивидуальных физиологических показателей с применением объективных психофизиологических методов исследования, обеспечивающих высокую надежность получаемых результатов.

Исследования такого рода немногочисленны и зачастую противоречивы, что придает изучению психомоторных качеств личности студентов особую актуальность и значимость. В связи с этим было предпринято настоящее исследование, це-

лью которого является изучение взаимосвязи гендерных особенностей и сенсомоторных реакций при определении профессиональной пригодности студентов разных профилей обучения.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие студенты Южно-Уральского государственного университета (филиал г. Сатка): гуманитарный факультет «Экономики и управления» - 80 человек, из них 30 юношей и 50 девушек; технический «Архитектурно-строительный» факультет -70 человек, из них 40 юношей и 30 девушек; всего 150 человек в возрасте от 18 до 22 лет.

1. Для оценки функционального состояния ЦНС использовалась компьютерная программа «НС-Тест 2003» (Марокко Д А., Попова Т.В., Ко-рюкалов Ю.И., 2007), предназначенная для комплексного контроля статусных и функциональных характеристик центральной нервной системы. Программа включала в себя следующие методики: ТЕСТ 1. Простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР): позволяла оценить зрительное и центральное утомление, качество сенсомоторного воздействия и подвижность нервной системы. Испытуемому через случайные промежутки времени предъявлялись световой сигнал на дисплее в виде круга красного, зеленого или желтого цвета и предлагалось максимально быстро отреагировать на появление сигнала нажатием кнопки. Интервал времени между началом предъявления сигнала и ответом был временем простой зрительно-моторной реакции; ТЕСТ 2. Реакция выбора (РВ): испытуемому в случайном порядке предъявлялся световой сигнал как основной, на который требовалось реагировать нажатием кнопки, так и сигнал помехи (нейтральный стимул), на который не следовало реагировать. Фиксировалось время реакции и наличие ошибки; ТЕСТ 3. Реакция различения (РР) : испытуемому предъявлялись два основных сигнала разного цвета, и на один сигнал требовалось реагировать нажатием одной кнопки, а на другой - второй кнопки; ТЕСТ 4. Оценка внимания: испытуемому предъявлялся сигнал на фоне статистической помехи, позволяющий делать выводы об уравновешенности процессов торможения и возбуждения в нервной системе (ПЗМРСП); ТЕСТ 5. Помехоустойчивость: испытуемому предъявлялся сигнал на фоне динамической помехи. Результаты теста свидетельствовали о концентрации возбуждения в нервной системе (ПЗМРДП); ТЕСТ 6. Таблицы Шульте-Платонова: применялся для интегральной оценки свойств внимания и способности к восприятию значимой информации. На дисплее выводилась таблица с 25 числами, расположенными в случайном порядке. Испытуемому предлагалось осуществить при помощи мыши ПК выбор чисел из таблицы в порядке возрастания от 1 до 25. Фиксировалось время выбора текущей цифры. Результаты тестирования выдавались в виде обычного текстового документа (блокнота), который можно было просмотреть, сохранить или распечатать [10].

2. Методика «Интеллектуальная лабильность» (Е.А. Козловой) использовалась с целью точного прогноза успешности в профессиональном обучении и в целом профессиональной пригодности. Методика требовала от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. Испытуемые должны были в ограниченный отрезок времени (несколько секунд) выполнять несложные задания, которые зачитывал экспериментатор. Исследование проводилось в группе с использованием секундомера. Каждому испытуемому выдавался специальный бланк. Экспериментатор перед проведением теста внимательно знакомил с заданиями и во время процедуры обследования четко произносил номер квадрата, в котором необходимо было выполнять задания, так как номера заданий и квадратов на бланке не совпадали. Затем у каждого испытуемого подсчитывалось количество ошибок за все время работы, и определялся соответствующий уровень интеллектуальной лабильности.

В статье представленные психофизиологические методики предназначены для определения индивидуально-типологических показателей высшей нервной деятельности, а также оценки функционального состояния человека. Эти методы свободны от методических погрешностей, присущих субъективно-оценочным подходам к измерению психофизиологических параметров человека. Они отличаются доступностью в применении специалистом любого профиля и обеспечивают достаточно высокую достоверность результатов.

Обработка данных включала математический расчет относительных и средних величин, определение степени достоверности полученных результатов по ^критерию Стъюдента. Различия между группами считались достоверными при р < 0,01; р < 0,05.

Результаты и их обсуждение. В настоящее время множество научных исследований доказали существование различий в скорости показателей реакций между юношами и девушками 18-22 лет. У юношей, как правило, показатели реакции отмечались несколько выше.

Результаты исследования также выявили различия по длительности времени простых и сложных реакций среди юношей и девушек технического и гуманитарного профилей обучения, что представлено в табл. 1.

Латентный период времени ПЗМР у юношей технической специальности был значительно короче 285,40 ± 11,40 м/с, чем ВР 335,12 ± 12,02 м/с у девушек той же специальности (1 = 3,35; р < 0,01). У юношей гуманитарного профиля обучения напротив ВР ПЗМР оказалось значительно длиннее 315,3 ± 13,02 м/с в сравнении с ВР 286,90 ± 8,80 у девушек (р < 0,01). Следовательно, в группе технического профиля обучения быстрота протекания простых сенсомоторных реакций наблюдалась у юношей 285,40 ± 11,40, а в гуманитарной специальности у девушек 286,90 ± 8,80. Аналогичные результаты были получены в работе И.Г. Викторо-

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

Таблица 1

Временные характеристики сенсомоторных реакций у юношей и девушек разных специальностей (М ± т), м/с

Показатель нейромоторного теста Техническая специальность Гуманитарная специальность

Юноши (п = 30) Девушки (п = 20) Юноши (п = 30) Девушки (п = 20)

ПЗМР 285,4* ±11,4 335,12**± 12,02 315,3 ± 13,02 286,9**± 8,8

РВ 368,1 ± 13,5 389,5 ± 14,2 378,6 ± 14,1 387,2 ± 18,1

РР 441,0* ±15,02 471,5**± 15,4 427,4 ± 15,4 416,3**+ 15,2

ЗМРСП 428,2**± 15,4 571,7**+ 21,0 376,9**+ 15,1 317,4**± 12,05

ЗМРДП 463,7 ± 14,5 492,0**± 15,41 474,5**± 11,2 415,6**± 14,2

Распределение внимания 1943,4**± 31,2 2452,6**± 43,0 2468,4**± 41,2 1761,5**± 31,2

** -р<0,01.

вой [3], в которой установлено, что юноши технической специальности также отличались высокой скоростью обработки сенсорных стимулов, имеющих различную динамическую организацию.

Высокая скорость ПЗМР 286,90 ± 8,80 наблюдалась у девушек гуманитарного профиля обучения против 335,12 ± 12,02 у девушек технической специальности при достоверности различий г = 3,4; р < 0,01, а также время сложных сенсомоторных реакций, связанных с различением 416,30 ± 15,20, против 471,50 ± 15,40 при значимости различий X = 2,75; р < 0,01. При выполнении заданий на различение зрительного сигнала латентный период времени реакции увеличивался и у девушек, и у юношей всех специальностей.

В режиме статистической помехи время латентной реакции было достоверно короче у девушек гуманитарной специальности 317,40 ±12,05 против 571,70 ± 20,80 ВР девушек технического профиля обучения, при достоверных различиях 1 = 2,65; р < 0,01; динамической помехи 415,60 ± 14,20 против 492,00 ± 15,41 при X = 2,97; р < 0,01.

Полученные высокие показатели по простым и сложным реакциям у девушек гуманитарного профиля обучения могли свидетельствовать о направленности их на бухгалтерскую специальность, чем отчасти можно объяснить высокую скорость сенсомоторных реакций и распределения внимания. Более низкая скорость простых и сложных реакций могли быть следствием профессиональной ориентации девушек строительной специальности на проективно-документационную деятельность, которая менее зависит от высокой скорости дифференцировки зрительных сигналов, быстроты протекания сенсомоторных реакций, помехоустойчивости и вместе с тем не требует высокого уровня сосредоточенности и распределения внимания.

В среднем скорость простых и сложных сенсомоторных реакций у юношей технической спе-

циальности была значительно выше, особенно при выполнении сложных тестов, связанных с выбором РВ: 368,10 ± 13,50 против 378,60 ± 14,20, с реакцией на движущийся объект ЗМРДП: 463,70 ± 13,50 против 474,50 ± 11,20 у юношей гуманитарного профиля обучения. Юноши технической специальности отличались и достаточно высокими показателями распределения и концентрации внимания 1943,40 ± 31,20 в сравнении с более низкими показателями средних значений 2468,40 ± 41,20 представителей гуманитарной специальности при степени значимости этих различий I = 2,75; р > 0,01, что вероятно могло быть следствием наступления утомления и снижения общего уровня функционального состояния.

Высокая скорость ПЗМР, РВ, РР, ЗМРДП особенно наблюдалась у юношей энергетического факультета, так как при управлении техническими объектами специалист должен обладать высоким уровнем сформированное™ сенсомоторных и в целом всех психофизиологических качеств, требующих точности и быстроты в управлении сложными системами. Вместе с тем можно предположить, что по показателям сенсомоторных реакций юноши данного факультета в большей степени соответствовали выбранной специальности.

Данные показателей интеллектуальной лабильности (ИЛ), представленные в табл. 2, выявили различия в уровне профессиональной пригодности юношей и девушек разных специальностей.

В среднем показатели ИЛ юношей технической специальности отличались более высоким уровнем 2,80 ± 0,20 в сравнении со всей выборкой испытуемых и минимальным количеством ошибок в течение всего теста, а также достоверно значимыми различиями I = 2,86, р > 0,01 по показателям среднего уровня ИЛ 6,00 ± 0,20 против 7,20 ± 0,30 юношей гуманитарной специальности. В среднем более низкие показатели интеллектуальной ла-

Таблица 2

Средние значения (М±т) показателей интеллектуальной лабильности у девушек и юношей разных специальностей

Уровень интеллектуальной лабильности Техническая специальность Гуманитарная специальность

Юноши (п = 30) Девушки (п = 20) Юноши (п = 30) Девушки (п = 20)

Высокий 2,8 ± 0,2 3,5 ±0,3 3,0 ±0,3 3,0 ± 0,4

Средний 6,0**± 0,2 6,5 ± 0,4 1,2*"± 0,3 6,3 ±0,4

Низкий 9,1*± 0,2 10,5*± 0,3 10,8*± 0,5 10,4 ± 0,7

* - достоверность различий при р > 0,05; ** - достоверность различий по показателям при р > 0,01.

12

10

8

6

4

2

0

ж—ці

■■Н П

11

ІІіІІВІІіі? ІІ11ІІІ —,—и—,—

X

Технический Технический Гуманитарный Гуманитарный профиль, юноши профиль, девушки профиль, юноши профиль, девушки

Общая интеллектуальная лабильность

бильности наблюдались у юношей гуманитарного профиля обучения 10,80 ± 0,50, что свидетельствовало о совершении максимального числа ошибок на протяжении всей работы в сравнении с юношами технической специальности 9,10 ± 0,20 при значимости различий I = 2,81, р > 0,05. Также проявлялся высокий уровень работоспособности, концентрации внимания и подвижности нервных процессов и в целом высокая способность к профессиональному обучению, в котором согласно полученным данным юноши гуманитарной специальности испытывают достаточные трудности.

Полученные средние значения по уровням ИЛ не позволили обнаружить достоверно значимые различия среди девушек технического и гуманитарного профилей обучения. Девушки технического профиля обучения достоверно отличались от юношей этой специальности более низким уровнем ИЛ 10,50 ± 0,30 против 9,10 ± 0,20 при значимости различий I = 2,75, р > 0,05.

Девушки и юноши разных специальностей различались не только по уровням интеллектуальной лабильности, но и средним значениям общей ИЛ.

Согласно рисунку средние значения общей интеллектуальной лабильности (ОИЛ) были достоверно высокими у юношей технической специальности 5,90 ± 1,10 в сравнении с наиболее низкими значениями этого показателя 10,60 ± 1,10

(р > 0,05) у представителей гуманитарного профиля обучения. Данные показатели могли свидетельствовать о силе нервной системы, высокой работоспособности, стабильности, уравновешенности, активированное™ нервных процессов и в целом функционирования ЦНС.

Более высокие показатели 4,20 ± 0,50 ОИЛ наблюдались у девушек гуманитарной специальности, что могло свидетельствовать об успешности обучения и переобучения по причине достаточно высокой интеллектуальной подвижности, скорости реакций, психомоторных качеств и способности к сосредоточению и восприятию значимой информации.

Выводы

1. Латентный период времени ПЗМР увеличивался в зависимости от степени усложнения диф-ференцировочных реакций во всей выборке испытуемых.

2. У юношей технической специальности латентный период времени ПЗМР, РВ сенсомоторных реакций был значительно короче в сравнении с представителями гуманитарной специальности, средние значения ВР РР, ЗМРСП свидетельствовали о более высокой скорости сложных дифференцировочных реакций. Различия принято считать достоверными.

3. Высокая скорость ПЗМР, РВ, РР в режиме статистической и динамической помех наблюдалась у студенток гуманитарного профиля обуче-

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

ния, при более низких достоверных показателях скорости сложных сенсомоторных реакций, в режиме помехоустойчивости, оценки, выбора, различения - у девушек технической специальности.

4. Девушки гуманитарной специальности достоверно отличались в среднем более высокими показателями распределения и степени сосредоточения внимания по сравнению с представительницами технического профиля обучения.

5. В среднем показатели ИЛ юношей технической специальности достоверно отличались более высоким уровнем в сравнении со всей выборкой испытуемых и средним уровнем в отличие от юношей гуманитарной специальности.

6. Средние значения общей интеллектуальной лабильности были достоверно высокими у юношей технической специальности в сравнении с юношами гуманитарного профиля обучения.

7. В целом более высокие показатели ОИЛ наблюдались у девушек гуманитарной специальности в отличие от девушек технического профиля обучения при отсутствии достоверности этих различий.

Таким образом, применение психофизиологического отбора с учетом гендерного аспекта позволяет выявить, интерпретировать, прогнозировать успешность овладения конкретной специальностью.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. О системе возрастной психологии/Б.Г. Ананьев//Вопросы психологии. -1957. -№ 5.-С. 156.

2. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем/П.К. Анохин. — М.: Медицина, 1975.-402 с.

3. Викторова, И.Г. Личностные и индивидные особенности студентов, осваивающих различные образовательные программы: дис. ... канд. психол. наук / И.Г. Викторова. - СПб., 2003. — 169 с.

4. Зайцев, А.В. Половозрастная динамика ЗМР. Компонентный анализ времени реакции: дис. ... канд. биол. наук / А.В. Зайцев. - Екатеринбург, 2000.-161 с.

5. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2002. - 544 с.

6. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология: Возможности человека и свойства нервной системы / Е.П. Ильин. - Челябинск, 1999. -321 с.

7. Ильин, Е.П. Изучение физиологической природы свойства силы нервной системы по возбуждению / Е.П. Ильин // Вопросы психологии. -1979. -№2. -С. 78.

8. Небылицын, В Д. Время реакции и сила нервной системы /ВД. Небылицын. - М., 1960. — 93 с.

9. Макаренко, Н.В. Латентный период сенсомоторных реакций у лиц с различной функциональной подвижностью нервной системы / Н.В. Макаренко // Журнал ВНД. - 1984. - Т. 34, Вып. 6. -С. 1041-1047.

10. Марокко, Д.А. Компьютерная программа для психоневрологического тестирования (NS-mecm 2003) / ДА. Марокко, Т.В. Попова, Ю.И. Корюка-лов. - Челябинск, 2007.

11. Мерлин, B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности /B.C. Мерлин. -М., 1981. - С. 87-105.

Поступила в редакцию 11 января 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.