Научная статья на тему 'Психологическое благополучие в контексте системы отношений личности'

Психологическое благополучие в контексте системы отношений личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4169
947
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ОТНОШЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ В КОНТРОЛЕ / ДОМИНИРУЮЩЕЕ СОСТОЯНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / ATTITUDES / INTERPERSONAL RELATIONS / PARENT-CHILD RELATIONSHIP / SOCIAL ORIENTATION / NEED FOR CONTROL / DOMINANT STATE / IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлоцкая Яна Игоревна

Статья освещает проблему изучения особенностей психологического благополучия. Проведен сравнительный анализ системы отношений личности на низком, среднем и высоком уровнях психологического благополучия. Приводятся данные, свидетельствующие о характере взаимовлияния компонентов психологического благополучия (автономии, жизненных целей, самопринятия, личностного роста, компетентности и позитивных отношений, согласно концепции К. Рифф) и стратегии межличностного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL WELL-BEING IN THE CONTEXT OF THE RELATIONSHIP SYSTEM

The article deals with the problem of studying of peculiarities of psychological well-being. A comparative analysis of the relationship systems at low, medium and high levels of psychological well-being is carried out. The author considers data showing the interaction of the psychological well-being components (autonomy, life goals, self-acceptance, personal growth, competence and positive relationships, according to the conception of C. Riff) and strategies of interpersonal behavior.

Текст научной работы на тему «Психологическое благополучие в контексте системы отношений личности»

УДК 159.9.07

Павлоцкая Яна Игоревна

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ

Pavlotskaya Yana Igorevna

PSYCHOLOGICAL WELL-BEING IN THE CONTEXT OF THE RELATIONSHIP SYSTEM

Аннотация:

Статья освещает проблему изучения особенностей психологического благополучия. Проведен сравнительный анализ системы отношений личности на низком, среднем и высоком уровнях психологического благополучия. Приводятся данные, свидетельствующие о характере взаимовлияния компонентов психологического благополучия (автономии, жизненных целей, самопринятия, личностного роста, компетентности и позитивных отношений, согласно концепции К. Рифф) и стратегии межличностного поведения.

Ключевые слова:

психологическое благополучие, отношение, межличностные отношения, детско-родительские отношения, социальная ориентация, потребность в контроле, доминирующее состояние, личность.

Summary:

The article deals with the problem of studying of peculiarities of psychological well-being. A comparative analysis of the relationship systems at low, medium and high levels of psychological well-being is carried out. The author considers data showing the interaction of the psychological well-being components (autonomy, life goals, self-acceptance, personal growth, competence and positive relationships, according to the conception of C. Riff) and strategies of interpersonal behavior.

Keywords:

psychological well-being, attitudes, interpersonal relations, parent-child relationship, social orientation, need for control, dominant state, identity.

В процессе изучения современной научной литературы по различным направлениям психологии, социологии, экономики и права нельзя не отметить тенденцию многих авторов обращаться к вопросам благополучия человека. Поиски причин удовлетворенности жизнью или, наоборот, субъективного ощущения несчастья обращают исследователей к выделению тех или иных зависимостей от объективных, субъективных, социальных и иных показателей. При этом некоторые из основных выводов уже стали широко известными и даже приобрели характер популярных, как, например, отсутствие прямой и однозначной связи между ощущением счастья и уровнем дохода человека [1] и, как следствие, понимание психологами приоритета значимости субъективного восприятия процесса собственной жизни. И теперь все более системно учеными решается вопрос зависимости собственно ощущения психологического благополучия от различных личностных факторов.

Под психологическим благополучием мы, вслед за К. Рифф, понимаем интегральный показатель степени направленности основных компонентов позитивного функционирования человека, а также степень реализованности этой направленности, которая выражается в переживании счастья и удовлетворенности [2]. Основным для такого подхода стало понимание полноценной экзистенциально исполненной жизни человека в рамках гуманистического подхода (А. Маслоу, В. Франкл, Э. Фромм). Разработкой собственно понятия «психологическое благополучие» занимались Н. Брэдбурн, Э. Динер, А.С. Вотерман, А. Райан, Э. Диси. Среди отечественных исследователей, обращавшихся к данному вопросу, можно назвать таких авторов, как А.В. Воронина, Л.В. Куликов, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленков, Р.М. Шамионов и другие.

Выделенные К. Рифф компоненты психологического благополучия, а именно автономия (самостоятельность в решениях, ответственность за них), самопринятие (позитивное отношение к себе и своей жизни), позитивные отношения с окружающими (отношения, основанные на доброжелательности, доверии и эмпатии), компетентность (способность адекватно реагировать на вызовы повседневной жизни), цели в жизни (осознание индивидуальных ценностей и смыслов), личностный рост (чувство самореализации и развития), стали фундаментом для понимания взаимосвязи уровня психологического благополучия и других критериев личности.

Так, для нас особенный интерес представляет, как оно [психологическое благополучие] разворачивается в многоплановой системе отношений. В.Н. Мясищев отношения ставит в центр своей концепции и определяет личность как «ансамбль отношений», иными словами, как совокупность всех ее существующих отношений к объектам и фактам окружающего мира. Эта система отношений вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания [3]. Как отмечают А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, «категории отношения присущи такие признаки, как заданная субъектом

направленность психического акта, избирательность, установка на оценку (позитивную, негативную, выражающую безразличие), предрасположенность и готовность к определенному образу действия и т. д.» [4]. Г.М. Андреева же подчеркивает важность разделения понимания отношений в психологическом и философско-социологическом смысле. В последнем случае подразумеваются прежде всего общественные отношения (экономические, социальные, политические), участником которых в той или иной степени является каждый человек. И, так или иначе, он обязательно вступает в отношения межличностные [5].

В отечественных исследованиях системы отношений личности не так много внимания уделено установлению причин формирования всей многоплановой системы отношений. Является ли она подвижной и изменчивой в течение всей жизни, или ее жесткие основы закладываются в детстве - еще предстоит определить более детально. Вместе с тем, опираясь на данные психоаналитически ориентированных ученых (А. Фрейд, Д. Боулби, Д.В. Винникот), мы видим, сколь значим опыт ранних детско-родительских отношений в определении дальнейшей направленности личности - ее социальной ориентации, установок в общении и взаимодействии с людьми, миром, собой. Иными словами, если психологическое благополучие и его компоненты находятся в определенной связи с системой отношений личности, а эта система опирается на опыт отношений в детстве - то не является ли это продвижением на пути к установлению так называемых «факторов счастья»?

Для определения возможных взаимозависимостей между психологическим благополучием и спецификой системы отношений личности мы организовали исследование, в котором приняли участие 360 человек в возрасте 17-25 лет. В процессе исследования были использованы следующие методики:

1. Методика «Шкала психологического благополучия» - русскоязычный вариант опросника The scales of psychological well-being, предложенный К. Рифф, адаптированный Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной [6].

2. Опросник межличностных отношений В. Шутца (автор русскоязычной версии - А.А. Рукавишников).

3. Методика определения доминирующего состояния личности Л.В. Куликова для наиболее полного описания уровня и качества психологического благополучия.

4. Тест «Незаконченные предложения» Дж.М. Сакса и С. Леви.

5. Рисуночный тест Э. Вартегга.

По общему уровню психологического благополучия испытуемые распределились следующим образом: первую группу составили те, у кого показатели психологического благополучия были низкими (16 %). Вторая группа - испытуемые со средним уровнем психологического благополучия (55 %). В третью группу вошли испытуемые с высоким показателем психологического благополучия (29 %).

Было выявлено, что в зависимости от уровня психологического благополучия каждый тип личности наделяется различными характеристиками, проявляемыми в системе отношений.

Так, испытуемым, у которых уровень психологического благополучия высокий, свойственно позитивное, принимающее и доброжелательное отношение к матери и отцу, основанное на раннем детском опыте общения. Здесь мы видим значимость здоровых в психологическом смысле отношений с родителями для дальнейшего субъективного ощущения ценности собственной личности и возможности активно реализовывать себя в социуме, влиять на существующие условия. Личность характеризуется конструктивным отношением к себе, верой в собственные силы и спокойным допущением возможных ошибок, а мир воспринимается как условно «правильная система», ему доверяют, полагаются на его законы. Другие люди воспринимаются прежде всего как добропорядочные, понимающие, толерантные. Отношение к проблемам и трудностям у испытуемых с высоким уровнем благополучия характеризуется стойкостью и ощущением собственных возможностей к изменению ситуации. При этом психологически благополучную личность также отличают позитивное, принимающее восприятие своего прошлого и оптимистический настрой на будущее. Умеренный уровень страха выступает скорее как следствие переживания неопределенности, нежели как невротическая установка, чувства вины и сожаления не носят болезненный характер - возникая, они рефлексируются и могут привести к качественным изменениям отношений. Психологически благополучной личности не свойственно подавление чувства злости и обиды, она обладает достаточными ресурсами для разрешения возникающих конфликтов и осознания собственных переживаний. Для нее значимо наличие позитивных отношений с другими людьми и включенность в различные социальные группы. Те, у кого уровень психологического благополучия высокий, не нуждаются в постоянном контроле за окружающей средой и управлении другими, доверяя как себе, так и социуму. Такая личность активна, но при этом ощу-

щает внутреннее спокойствие, готовность действовать и своевременно реагировать на жизненные обстоятельства. Ей свойственна относительная устойчивость эмоциональных состояний и в целом - удовлетворенность ходом жизни и собой. Сама жизнь воспринимается такой личностью как источник возможностей и перспектив.

Иную картину мы видим у представителей группы с низким уровнем психологического благополучия. Базовые отношения к родителям, в особенности к матери, носят негативный характер. В них прослеживаются чувства обиды и злости, сожаления. Те же самые чувства сопровождают отношение к собственному прошлому, детству и прогнозам на будущее. Будущее кажется неопределенным, пугающим. Другие люди вызывают чувство отторжения, желание уйти от контакта, характерны однозначные оценки и суждения о личности другого. Отношение к себе характеризуется неприятием, порой осуждением и вместе с этим низким уровнем рефлексии собственной деятельности. При этом (на материале проективных методик Э. Вартегга и Дж.М. Сакса) прослеживаются две стратегии: либо целостная система отношений личности воспринимается как сильно дифференцируемая: человек не склонен связывать между собой различные отношения, находить в них взаимосвязи, причины и следствия - они предстают как самостоятельные единицы, не образуя при этом собственно системы. И вторая стратегия - наоборот, нахождение для всей системы отношений единой причины и приписывание всей объективной и субъективной реальности одной характеристики, сопровождающееся чувством тревоги, обиды и одиночества. Можем говорить о том, что более высокий уровень психологического благополучия сопровождается более зрелым и рефлексивным описанием собственной системы отношений, что позволяет личности становиться самостоятельной и развиваться.

Мир для людей с низким уровнем психологического благополучия предстает угрожающим и малопонятным, не поддающимся объяснению. Ожидание неудач и тревога по поводу неопределенности решения тех или иных жизненных задач создают определенную «закрытость» личности от конструктивных способов выхода из трудных жизненных ситуаций. Отсутствуют эмоциональные и психологические ресурсы.

Средний уровень благополучия предполагает позитивное отношение как к своей личности, так и доверительное, открытое отношение к миру, его упорядоченности и законам. Конструктивное отношение к проблемам, видение в них скорее возможности, нежели угрозы, сопровождается стремлением к самоопределению и приоритету внутренних стандартов. Характерно конструктивное отношение к собственному прошлому и будущему. Отношение к родителям скорее доброе, принимающее. Существуют позитивные ожидания от будущего, простраивание личных планов, опирающееся как на собственный потенциал, так и на определенную степень доверия к миру, что позволяет успешно овладевать различными видами деятельности, осуществлять требуемые улучшения, саморазвиваться. Индивид включен в межличностные отношения, принадлежит к различным социальным группам и реализует различные социальные роли. Личностный рост ощущается и реализуется сквозь призму близких, доверительных отношений с другими. Более того, все большее познание себя и реализация своего потенциала зависят от степени контактности и открытости окружающему миру, эмпатичности и эмоциональности, от способности управлять своими эмоциями.

По результатам корреляционного анализа, мы увидели, что позитивные отношения как один из факторов психологического благополучия, подразумевающие способность устанавливать и поддерживать доверительные, близкие и конструктивные отношения с другими людьми, взаимосвязаны с добрым и понимающим отношением к собственным матери и отцу. Вместе с тем они сопровождаются чувством ответственности, пониманием собственной значимости и роли, сквозь их призму становится очевидным и благоприятное отношение к окружающему миру, оценка своего прошлого как полезного, насыщенного и конструктивного.

Интересным результатом, по нашему мнению, стало обнаружение отрицательной взаимосвязи всех компонентов психологического благополучия с уровнем контроля в общении. Можно заключить, что психологическое благополучие позволяет человеку чувствовать себя более свободно в отношениях с окружающими, доверять как другим людям, так и самому себе, и в то же время уменьшение значения власти и силы по отношению к другому, доли личной ответственности за ситуацию и потребности постоянного управления средой сопровождается оптимистическим взглядом на жизнь, верой в свои возможности, ощущением сил, готовности к действию, уверенностью в себе, удовлетворенностью ходом жизни и положительным образом себя.

Таким образом, мы видим, как определенная система отношений личности к себе, миру и окружающим становится одним из важнейших факторов психологического благополучия. Степень реализованности его компонентов находится во взаимосвязи с установками и межличностными отношениями, одновременно как способствующими индивидному развитию, так и тормозящими его. Понимая это, мы можем устанавливать определенные закономерности, опирающиеся

на опыт отношений в детстве и сформированное в связи с этим мировосприятие, характеризующее психологически благополучного человека.

Ссылки:

1. Diener E., Suh E. Measuring quality of life : Economic, social, and subjective indicators // Social Indicators Research. 2013. V. 40. № 1-2. P. 189-216.

2. Riff C.D., Keyes C., Lee M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. № 4. Р. 719-727.

3. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. М., 2011.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2009.

6. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011.

Т. 32. № 2. С. 82-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.