ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)
УДК 316.6:159.9
Fomina O.O., postgraduate, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Volgograd, Russia),
E-mail: [email protected]
INTERPERSONAL PREDICTORS OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING. The article presents the results of an empirical study of interpersonal predictors and types of well-being of a personality. The hypothesis that the psychological well-being as a social psychological education is determined by interpersonal relations can be understood through the patterns of interpersonal behavior, used by the person. The results of empirical research have been carried out with the following ratio (N = 130, aged 15 to 68 years, M = 35.5, SD = 13.9) with the use of psycho-diagnostic tools (questionnaires): The scale of psychological well-being C. Riff; questionnaire of interpersonal relations W. Schutz; Diagnosis of interpersonal relationships (a modified version of interpersonal diagnosis of T. Leary); Giessen Personality test; correlation, regression and cluster analysis. The work proposes and analyzes interpersonal predictors of well-being (social approval and activity, emotional relations, etc.). The authors distinguish and describe the types of well-being of a person.
Key words: psychological well-being, predictors of well-being, well-being factors, interpersonal behavior, interpersonal relationships.
О.О. Фомина, аспирант Волгоградского института управления, филиал Российской академии народного хозяйства и
государственной службы, г. Волгоград, Е-mail: [email protected]
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Изложены результаты пилотажного эмпирического исследования межличностных предикторов и типов благополучия личности. Выдвинута гипотеза, что психологическое благополучие как социально-психологическое образование детерминировано особенностями межличностных отношений, может быть понято через реализуемые личностью паттерны межличностного поведения. Представлены результаты эмпирического исследования на разновозрастной выборке (N=130, в возрасте от 15 до 68 лет, M=35,5, SD=13,9), с применением психодиагностического инструментария: опросник «Шкала психологического благополучия К. Рифф» (адаптация Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной); опросник межличностных отношений В. Шутца (под ред. А.А. Рукавишникова); Диагностика межличностных отношений (модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири, адаптация Л.Н. Собчик); Гиссенский личностный опросник (адаптация Е.А. Голынкина, Г.Л. Исурина, Е.В. Кайдановская, Б.Д. Карвасарский); корреляционного, регрессионного и кластерного анализа данных. Предложены и проанализированы межличностные предикторы благополучия. Выделены и описаны типы благополучия личности.
Ключевые слова: психологическое благополучие, предикторы благополучия, факторы благополучия, межличностное поведение, межличностные отношения.
Внимание к феномену благополучия было связано в первую очередь с особой социальной политикой второй половины 20-го века. Западные страны стали уделять значительное внимание вопросам благополучия и процветания граждан, нежели вопросам материального обеспечения, что, несомненно, связано с ростом благосостояния, улучшением качества медицины и образования. С этого времени начинается активизация в изучении благополучия личности. Традиционно отмечают два направления в исследовании благополучия, которые часто ложатся в основание для классификации тех или иных концепций психологии благополучия. Так, гедонистический (hedonic) подход базируется на изучении счастья и определяет благополучие в терминах достижения удовольствия и избегания негативного аффекта. Эвдемонистический (eudaimonic) подход акцентирует внимание на личностных смыслах и самореализации и определяет благополучие с точки зрения степени, полноты реализации личностью своего потенциала, полноценного функционирования.
Мы опираемся на эвдемонистическую традицию в исследовании благополучия, рассматривая личность в рамках социального контекста и отношений, в которых она функционирует
(особенности коммуникаций, обратной связи, установки близких отношений), а также, учитывая не только достигнутый на данный момент уровень удовлетворенности жизнью, но и опыт, ресурсы, приобретенные человеком, и значимые для его дальнейшего развития [1].
Многие исследователи отмечают межличностные отношения как важнейшую основу гармоничного функционирования (М. Аргайл, Л.В. Куликов, РМ. Шамионов, Е.Е. Бочарова, E.L Deci, R.M Ryan и др.). При исследовании соотношения субъективного благополучия и социального поведения авторы обращаются к исследованию ценностных ориентаций и стратегий поведения (Е.Е. Бочарова [2]), социально-психологическими характеристиками личности (Я.И. Павлоцкая, [3]). Статья посвящена пилотажному исследованию внутренних факторов благополучия, связанных с межличностным поведением, описаны межличностные предикторы благополучия, выделены типы благополучия личности.
Исследовательские процедуры
В рамках исследования были использованы следующие методики: Опросник межличностных отношений В. Шутца в адап-
тации А.А. Рукавишникова [4]; Шкала психологического благополучия К. Рифф в адаптации Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной [5]; Гиссенский личностный опросник (адаптация Е.А. Голынки-ной, Г.Л. Исуриной, Е.В. Кайдановской, Б.Д. Карвасарского) [6]; Диагностика межличностных отношений (модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири, адаптация Л.Н. Собчик) [7].
Опросник межличностных отношений В. Шутца позволяет диагностировать различных аспекты межличностных отношений (потребность во включении, контроле, аффекте). Методика «Шкала психологического благополучия К. Рифф» исследует оценку человеком собственного благополучия в рамках шести областей: автономность и компетентность, самопринятие и позитивные отношения, жизненные цели и личностный рост. Диагностика с помощью Гиссенского личностного опросника проводится для изучения межличностного взаимодействия, включает шесть шкал, имеющих два полюса (социальное неодобрение-одобрение, доминантность, недостаточный-избыточный контроль, доминирующее настроение, открытость-замкнутость, социальная активность-слабость). Диагностика межличностных отношений Т. Лири (ДМО) также предназначена для исследования особенностей межличностного поведения личности, описывает 8 типов межличностного поведения.
самопринятие (г=-0,463, при р<0,01), а также с общим уровнем благополучия (г=-0,381, при р<0,01). Зависимость взаимосвязана с компетентностью (г=-0,524, при р<0,01), самопринятием (г=-0,453, при р<0,01) и общим уровнем благополучия (г=-0,403, при р<0,01). Дружелюбность имеет отрицательные корреляционные связи с автономностью (г=-0,546, при р<0,01), самопринятием (г=-0,516, при р<0,01) и общим уровнем благополучия (г=-0,467, при р<0,01). Также стоит отметить отрицательные взаимосвязи замкнутости и позитивных отношений (г=-0,484, при р<0,01).
Опираясь на наиболее значимые корреляционные связи, нами был осуществлен множественный регрессионный анализ (шаговый отбор). В нашем случае коэффициент детерминации равен 0,684, что говорит о наличии тесной линейной взаимосвязи между уровнем благополучия личности и такими показателями межличностного поведения как «Социальное одобрение-неодобрение», «Дружелюбность», «Социальная активность-пассивность», «Подчиняемость», «Авторитарность», «Потребность в аффекте» (требуемая). Коэффициент R-квадрат составляет 0,468, что может свидетельствовать о том, что наша модель описывает 46,8% случаев.
Мы получаем следующее уравнение регрессии: УБ=199,543 + 0,419СО-3,475Д-0,239СП-1,097П +0,958Ав+1,398ПА
Таблица 1
Межличностные предикторы благополучия
Компоненты Нестандартизированный коэффициент регрессии (B) Стандартизированный коэффициент регрессии (Бета) Уровень значимости
Константа уровень благополучия 199,543 0,000
Социальное одобрение-неодобрение (СО) 0,419 ,262 0,001
Дружелюбность (Д) -3,475 -,446 0,000
Социальная активность-пассивность (СП) -0,239 -,161 0,027
Подчиняемость (П) -1,097 -,166 0,023
Авторитарность (Ав) 0,958 ,164 0,032
Потребность в аффекте (ПА) 1,398 ,145 0,043
Статистическая обработка данных проводилась с помощью программного пакета IBM SPPS Statistic 19.0, c применением корреляционного, регрессионного и кластерного анализа.
В исследовании приняли участие 130 человек в возрасте от 15 до 68 лет (M=35,5; SD=13,9) - жители г. Волгограда. Выборку составили студенты средних и высших учебных заведений, работники нефтяной и химической промышленности, государственные служащие, а также пенсионеры.
Основные результаты исследования
Результаты, полученные с помощью методики «Шкала психологического благополучия К. Рифф», показывают, что по уровню психологического благополучия испытуемые распределились следующим образом: испытуемые с высоким показателем психологического благополучия составляют 58% выборки; с пониженным уровнем благополучия - 15% выборки; со средним показателями благополучия - 27% выборки. Большинство респондентов положительно оценивают свою жизнь, строят планы для дальнейшего развития, имеют ресурсы для осуществления поставленных целей.
По результатам корреляционного анализа (коэффициент корреляции Пирсона) были получены следующие взаимосвязи особенностей межличностного поведения и компонентов психологического благополучия. Были обнаружены значимые положительные взаимосвязи социального одобрения с компетентностью (r=0,530, при p<0,01), самопринятием (r=0,375, при p<0,01), личностным ростом (r=0,415, при p<0,01), общим уровнем благополучия (r=0,376, при p<0,01). Авторитарный тип межличностного поведения положительно взаимосвязан с компетентностью (r=0,318, при p<0,01) и самопринятием (r=0,305, при p<0,01). Потребность в близких отношениях связана с позитивными отношениями (r=0,363, при p<0,01).
Также были выявлены и проанализированы значимые отрицательные корреляционные связи. Подчиненность как тип межличностного поведения отрицательно взаимосвязана со следующими компонентами благополучия: компетентность (r=-0,432, при p<0,01), позитивные отношения (r=-0,468, при p<0,0l),
Результаты регрессионного анализа (табл. 1) показывают, что наибольший вклад (отрицательный) в общий уровень благополучия связан с такими особенностями межличностного поведения как «Дружелюбность» и «Подчиняемость». Мы можем предположить, что в социальных взаимодействиях обнаруживается зависимость, подчиняемость, характеризующиеся преобладанием конформных тенденций, что препятствует самостоятельному принятию решений, провоцирует зависимость от других, неуверенность в собственных силах, отрицательно сказывается на уровне автономности и компетентности. Ориентация на оценки и мнения других, затруднения в противостоянии социальному давлению, ожидание одобрения со стороны окружающих могут негативно сказываться на общем уровне благополучия, а также самопринятии. «Социальная слабость», проявляющаяся в отсутствии навыков социального взаимодействия, нежелании проявлять инициативу в установлении и поддержании контактов также имеет отрицательный вклад в благополучие личности.
Наибольший положительный вклад имеет «Потребность в аффекте», что связано, по-нашему мнению с потребностью в близких, эмоциональных контактах, реализуемых респондентами. Таким испытуемым важно находится в доверительных отношениях с окружающими, которые готовы отвечать им взаимностью.
«Авторитарность» и «Социальное одобрение-неодобрение» также имеют вклад (положительный) в обеспечение общего уровня психологического благополучия. Мы можем предположить, что социальное одобрение, проявляющееся в положительной оценке собственной социальной репутации, уверенности, привлекательности; способность добиваться поставленной цели, а главное успешно взаимодействовать с окружением, позволяют человеку позитивно оценивать собственное благополучие, а также быть уверенным в собственной компетентности. «Авторитарность» позволяет за счет проявления лидерских черт, умения отстаивать свое мнение и организовывать групповую деятельность, обеспечивать высокий уровень самопринятия и уверенности в своих силах, компетентности.
Таблица 2
Кластерный анализ: центры кластеров по шкалам
Шкалы Кластер 1 Кластер 2 Кластер 3 Кластер 4
Конечные центры кластеров
Благополучие 140 195 183 210
Позитивные отношения 25 34 30 37
Включение выраженное (1е) 5 5 4 5
Включение требуемое (№) 3 2 3 4
Контроль выраженный (Се) 5 2 4 6
Контроль требуемый (Cw) 4 4 4 3
Аффект выраженный (Ае) 3 3 3 4
Аффект требуемый (Aw) 4 5 4 4
Социальное неодобрение-одобрение 38 29 43 59
Открытость-замкнутость 60 23 60 52
Социальная активность-слабость 52 23 57 45
Авторитарность 7 6 5 9
Подчиненность 8 3 7 4
Дружелюбность 9 5 6 6
Для выявления типов благополучия личности в соотношении с особенностями межличностного поведения (дистанция в отношениях, проявление привязанности, отношение к доминированию-подчинению, социальная ориентация) мы осуществили кластерный анализ данных (иерархический кластерный анализ, кластерный анализ методом к-средних).
С помощью дендрограммы, мы смогли выделить оптимальное число кластеров, равное 4. Далее провели кластерный анализ методом к-средних (табл. 2).
Кластер № 1. Социально закрытый неблагополучный тип.
Благополучие: пониженные показатели благополучия и позитивных отношений.
Дистанция в отношениях: Ае - низкие баллы, индивид осторожен при установлении близких интимных отношений, испытывает страх близких контактов, повышенные баллы по шкале замкнутости
Проявление привязанности: 1е - средние баллы, № - низкие баллы, индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей, скорее не проявлять инициативу во взаимодействии.
Отношение к доминированию-подчинению: Се, Cw - пограничные баллы, индивид индифферентен к вопросам власти и подчинения, также средние баллы по шкалам «Авторитарность», «Подчиненность».
Социальная ориентация - высокие баллы по шкале «Социальная слабость» и шкале «Дружелюбность», средние социальное одобрение.
Кластер № 2. Автономный благополучный тип.
Благополучие: повышенный уровень благополучия, позитивных отношений.
Дистанция в отношениях: Ае - низкие баллы, индивид осторожен при установлении близких интимных отношений, испытывает страх близких контактов, повышенные баллы по шкале открытость
Проявление привязанности: 1е - средние баллы, № - низкие баллы, индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей, скорее не проявлять инициативу во взаимодействии.
Отношение к доминированию-подчинению: Се, Cw - низкие баллы, индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности, однако не приемлет контроль и доминирование над собой, также средние баллы по шкалам «Авторитарность», низкие - «Подчиненность».
Социальная ориентация - высокие баллы по шкале «Социальная активность» и «Социальное неодобрение», шкала «Дружелюбность» - средние баллы.
Кластер № 3. Социально зависимый среднеблагополучи-ный тип.
Благополучие: средний уровень благополучия, позитивных отношений.
Дистанция в отношениях: Ае - низкие баллы, индивид осторожен при установлении близких интимных отношений, испытывает страх близких контактов, повышенные баллы по шкале замкнутость.
Проявление привязанности: 1е - средние баллы, № - низкие баллы, индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей, скорее не проявлять инициативу во взаимодействии.
Отношение к доминированию-подчинению: Се, Cw - пограничные баллы, индивид индифферентен к вопросам власти и доминирования, также низкие баллы по шкалам «Авторитарность», средние - «Подчиненность».
Социальная ориентация - высокие баллы по шкале «Социальная слабость» и «Социальное неодобрение», шкала «Дружелюбность» - высокие баллы.
Кластер № 4. Социально открытый благополучный тип.
Благополучие: высокий уровень благополучия, позитивных отношений.
Дистанция в отношениях: Ае, Aw - пограничные баллы, индивид индивид имеет удовлетворенную потребность в близких контактах, способен раскрываться в доверительных отношениях, повышенные баллы по шкале открытость.
Проявление привязанности: 1е, № - пограничные баллы, индивид имеет удовлетворенную потребность в контактах, одинаково комфортно чувствует себя как в присутствии других, так и в одиночестве.
Отношение к доминированию-подчинению: Cw - высокие баллы; Се - низкие баллы, индивид готов к принятию решений и ответственности, также высокие баллы по шкалам «Авторитарность», низкие - «Подчиненность».
Социальная ориентация - высокие баллы по шкале «Социальное одобрение», шкалы «Социальная активность» и «Дружелюбность» - средние баллы.
Выводы и результаты
Таким образом, нами были выделены основные межличностные предикторы благополучия - дистанция в отношениях, проявление привязанности, отношение к доминированию, социальная ориентация, а также различные типы благополучия. Так социально открытый тип характеризуется ориентацией скорее к людям, комфортно себя чувствует как с окружающими, так и с самим собой. Имеет склонность к лидерскому поведению, готов к принятию решений и ответственности за них. Такие респонденты уверены в положительной оценке окружающих, своей репутации. Социально замкнутый тип характеризуется значительной эмоциональной дистанцированностью от окружающих, относится к другим с недоверием, что может говорить о негативном опыте взаимодействия в прошлом. Вопросы власти не являются для него важными. Такие испытуемые склонны к внешне конформному поведению. Социально автономный тип с осторожностью идет на сближение во взаимодействии, однако склонен доверять