УДК 159.9 ББК Ч 420.44
ГСНТИ 15.81.21
Код ВАК 19.00.07
Заусенко Ирина Викторовна,
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620146, г. Екатеринбург, проезд Решетникова, д. 16, кв. 65; e-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ШКОЛЬНИКОВ И ПЕДАГОГОВ В ПЕРИОД ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: личность педагога; психологическое благополучие; реформа образования; образовательный стандарт; личностный рост; личностная зрелость.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются пути психологического сопровождения педагогов и школьников с целью достижения психологического благополучия в период проведения реформ в системе образования. Характеризуется роль саморазвития и личностной зрелости учителя в достижении школьниками личностных результатов при освоении основной образовательной программы.
Zausenko Irina Viktorovna,
Candidate of Psychology, Senior lecturer of the Chair of General Psychology, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
PSYCHOLOGICAL WELLBEING OF PUPILS AND TEACHERS DURING THE PERIOD OF INTRODUCTION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD
KEY WORDS: identity of a teacher; psychological wellbeing; education reform; educational standard; personal growth; personal maturity.
ABSTRACT. Ways of psychological support of teachers and pupils for the purpose of achievement of psychological wellbeing during carrying out reforms in the education system are considered. The role of selfdevelopment and personal maturity of a teacher is characterized in achievement by pupils of personal results in educational program.
Р
еформы образования необходимы современному информационному обществу. В динамично меняющемся мире сумма научных знаний, актуальных вчера, сегодня стремительно устаревает. На первый план выходит не столько сама информация, которая становится всё доступнее, сколько способы работы с ней, которые человек осваивает. Более опосредованными становятся межличностные отношения, и девальвируются ценности, которые ребёнок может освоить только в живом общении со взрослыми и сверстниками. В этих условиях необходимо введение новых образовательных стандартов, акцентирующих внимание на личностных характеристиках и достижениях. Не менее важно, чтобы стандарты образования способствовали психологическому благополучию личности. В контексте заявленной темы нас особенно интересуют личностные результаты освоения основной образовательной программы, описанные в Федеральном государственном образовательном стандарте. Описание личностных результатов позволяет нам размышлять о том, насколько благополучно эти характеристики позволяют человеку чувствовать себя.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования включают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности (3).
Описание личностных результатов основного общего образования включает готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме (4).
Психологическое благополучие личности понимается нами как направленность личности на позитивное функционирование (5). На наш взгляд, позитивное функционирование личности обеспечивается совокупностью личностных характеристик, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Существуют различия в психологическом бла-
© Заусенко И. В., 2013
гополучии личности взрослого и ребёнка. Степень психологического благополучия личности взрослого определяет его активность, направленная на изменение себя и качества собственной жизни, способность к рефлексии своего психологического состояния, осмысленность жизни и принятие ответственности за неё. Психологическое благополучие ребёнка определяется той средой, где он растёт и развивается, которая во многом зависит от взрослых, определяющих психологические и материальные условия жизни, в большей степени от родителей и педагогов (1). В связи с этим возникает вопрос: насколько взрослые, которые ежедневно взаимодействуют с ребёнком, умеют позаботиться о своём благополучии и научить этому ребёнка, способны ли они создать ему среду, где он будет чувствовать себя благополучно?
Создание для учащихся развивающей, творческой, безопасной среды - ориентир современной реформы образования. Ключевой фигурой этого процесса становится психологически благополучный педагог, способный создать условия, в которых ученикам не страшно ошибаться и дискутировать, где освоение новых знаний и умений является не столько целью, сколько средством саморазвития всех участников образовательного пространства.
В отечественной педагогической психологии наблюдается последовательный переход от исследования профессиональной деятельности педагога (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова) к изучению его личности (А. Б. Орлов, Л. М. Митина, А. А. Реан). На современном этапе появился новый ракурс анализа: выявление личностных детерминант различных аспектов функционирования педагога: психического выгорания
(Т. В. Редина, А. А. Рукавишников), стиля педагогического общения (И. П. Шкурато-ва), развития профессионализма (М. Н. Миронова, О. А. Шляпникова). Эти исследования раскрывают внутренние условия функционирования личности педагога в континууме от негативного (саморазрушающего) до позитивного (саморазвивающего). При этом выполнено достаточно много исследований негативных аспектов функционирования педагога: профессиональных деформаций, психического выгорания, деструктивного проживания кризисов (М. В. Борисова, О. Н. Гнездилова, В. В. Дикова, Э. Ф. Зе-ер, А. Р. Каримова, Н. А. Корнеева, А. Н. Ко-новальчук, Н. В. Мальцева, Н. Б. Москвина,
О. А. Семиздралова, Э. Э. Сыманюк, В. Н. Феофанов, Т. В. Форманюк). Однако пока не стали самостоятельным предметом изучения личностные детерминанты психологического благополучия педагога, которое рассмат-
ривается исследователями как результат направленности личности на позитивное функционирование (П. П. Фесенко, Т. Д. Ше-веленкова). Такой подход требует изучения не только личностных характеристик, позволяющих педагогу длительно и эффективно функционировать в профессии, но и выявления внутриличностных условий для осознанного выбора позитивного функционирования и достижения психологического благополучия.
Таким образом, обнаруживается ряд противоречий:
- противоречие между потребностью современной системы образования в педагогах, способных к личностному саморазвитию, самовосстановлению и достижению психологического благополучия, и отсутствием научно-обоснованной практики психологического сопровождения педагогов.
- противоречие между актуальной необходимостью создания среды, развивающей личность ученика, и недостатком исследования позитивных личностных ресурсов педагога, который это обеспечивает;
- противоречие между специфическими особенностями педагогической профессии, способствующей личностной деформации, и отсутствием исследований личностных качеств, обусловливающих направленность педагога на позитивное функционирование и достижение психологического благополучия (2).
В проведённом нами исследовании выделены личностные качества педагога, характеризующие его стремление к саморазвитию и внутреннюю интегрированность, которые выполняют функцию личностных детерминант психологического благополучия педагога. Нами выделены такие качества, как самоценность, низкая самооценка, открытость, саморуководство, доверие к собственной интуиции, психоэнергетический потенциал педагога, - все эти качества мотивируют педагога на личностное самосовершенствование. Одновременно мы выделили качества личности педагога, стабилизирующие его психологическое благополучие: самоуважение, уверенность в себе, жизнестойкость, позитивное отраженное самоотношение, потребность «служить», карьерная устойчивость, личностная позиция «Взрослый», низкая внутренняя конфликтность и самообвинение (2).
В государственном образовательном стандарте есть описание личностных результатов учащихся, но откуда же возьмутся эти личностные качества, пережитые и присвоенные ценности, а не только усвоенные на вербальном уровне? Каков основной способ достижения такого уровня развития личности, какая описана в стандарте?
Основной способ, на наш взгляд, -грамотное построение отношений учителя и ученика. Учитель давно перестал быть источником информации, однако он является живым носителем национальной культуры, которая может быть освоена ребёнком в живом общении с педагогом. Для этого необходим учитель, имеющий или стремящийся иметь все те качества, которые мы хотим, чтобы появились у наших детей, готовый трудиться в этом направлении.
Сам по себе процесс освоения нового не будет способствовать личностному развитию, а тем более благополучию, если он не является средством достижения собственной личностной цели ребёнка. И в начальной школе дети лучше учатся, чем в последующие годы, потому что им приятно и нравиться быть учениками, т. е. быть в новом социальном статусе, следствием которого является выполнение домашних заданий и решение других учебных задач. Важно также, чтобы и педагог на протяжении длительной профессиональной карьеры умел находить новые цели и смыслы в своей деятельности и мог помочь детям научиться этому.
Профессиональная деятельность учителя связана с необходимостью заботиться о другом, о его росте и развитии, соответственно, отличается высокой эмоциональной включенностью и многочисленными межличностными контактами. Повышенные требования, заорганизованность, неоправданно большое количество документации отнимают зачастую у учителя больше душевных сил, чем непосредственная работа с учениками. Нередко отчётность по введению Федерального государственного образовательного стандарта отнимает больше времени и сил, чем непосредственное взаимодействие с ребёнком, которое и определяет психологическое благополучие ученика в школе. А кто поможет учителю позаботиться о своём душевном комфорте?
Подлинная забота об ученике предполагает бережное внимательное отношение к его душевным потребностям. Это возможно, только если собственные насущные психологические потребности учителя удовлетворены, а если баланс нарушается, то педагог как зрелая личность умеет оценить ситуацию и найти специалиста, психолога-консультанта, психотерапевта, который поможет восстановить душевное равновесие. Признак личностной зрелости - способность адекватно оценить своё психологическое состояние и при необходимости позаботиться о своём душевном равновесии, гармонии. Педагог, умеющий удовлетворить свои личностные психологические потребности, способен сосредоточиться на проблемах, душевных запросах своих уче-
ников и помогать им в том, чтобы двигаться в сторону реализации запросов. Мы провели эмпирическое исследование, которое показало, что мотивацией к профессиональной деятельности учителя преимущественно является потребность быть полезным другим людям - «Служение» (2). Потребность в служении опирается на реализацию общечеловеческих ценностей «сеять разумное, доброе, вечное...». Однако зачастую на практике «служение» превращается в неосознанную реализацию себя в ученике, стремление воплотить собственные личностные дефициты в его жизни. Активно делать для ребёнка то, в чем нуждается сам педагог, именно в этом проявляется смещение фокуса неосознанного внимания с себя на ученика. На уровне осознания это выглядит как благородно-жертвенная позиция «светить другим, сгорая самому», что позволяет поднять самооценку и добавить красок в позитивный образ себя. В психологической реальности взаимоотношений -это может выглядеть как «Я лучше знаю, что тебе для счастья нужно, поэтому ты должен делать то, что я скажу!». В результате педагог не получает для себя то, что необходимо ему самому, а то, что он делает для ученика, бывает совсем не нужно ребенку. В результате тот, о ком «заботятся», не получает опыта самопонимания и не учится заботиться о себе.
Психологически благополучный, лич-ностно зрелый педагог умеет заботиться сам о своём душевном комфорте, что включает осознанное обращение педагога к психологу или психотерапевту в случае необходимости. Понимание того, что психологическое здоровье учителя сегодня обеспечивает психологически здоровое общество завтра, заставляет говорить о необходимости предпринимать шаги по организации условий, в которых педагогу легче было бы воспользоваться профессиональными услугами пси-хологов-консультантов и психотерапевтов.
Решить подобного рода проблемы можно через предоставление консультативной и психотерапевтической помощи педагогам, но для этого должны быть решены следующие задачи и соблюдены правила организации психологического сопровождения личностного роста педагога:
- систематическое исследование психологических потребностей и запросов педагогов для организации оптимальных условий их реализации;
- включение внештатных психологов-консультантов и психотерапевтов в психологическую службу образования, к которым учителя могут обращаться по мере необходимости, с уверенностью в сохранении конфиденциальности;
- спектр программ группового и индивидуального сопровождения (программы психогигиены, релаксации, сплочения, эффективной коммуникации, балинтовские группы, группы личностного роста и так далее), которые педагоги могут выбирать по личному желанию в соответствии со своими потребностями;
- оплату услуг за личную психотерапию из личного бюджета учителя со скидкой, чтобы сумма, которую он платит сам, отражала его мотивацию, была значима для педагога, но не разрушительна для его бюджета.
Важно помочь учителю, стремящемуся к более комфортному, продуктивному, счастливому существованию в профессии, переориентироваться в первую очередь на заботу о себе, тогда он сможет, реализуя такую модель поведения в жизни, обучить этому и своих учеников: «Я сам умею о себе заботиться, тебе не нужно это делать для меня и за меня, сейчас пока ты взрослеешь, я сумею позаботиться о себе и о тебе там, где ты пока ещё не умеешь, и предоставлю тебе возможность делать это самому там, где тебе это по силам. Заботясь о тебе, я буду внима-
телен к твоим потребностям. Я готов нести ответственность за те требования, которые я предъявляю тебе на том основании, что я взрослый, а ты пока нет. Однако я содействую твоему личностному росту, развитию и предоставляю тебе возможность всё больше и больше заботиться о себе самостоятельно, расти развиваться, взрослеть».
Чтобы пройти путь от одной внутренней позиции к другой, более зрелой, необходимо желание самого учителя и личностный опыт подобного отношения к себе со стороны другого значимого лица, которым может стать психолог-консультант, психотерапевт. Таким образом, следующим этапом в профессиональной карьере педагога может стать уже не восполнение личностных дефицитов, а творческая самореализация в профессии. Подлинно созидающей образовательной средой может быть только та школа, где учителя развиваются лично-стно, и тогда они могут создавать адекватные условия для личностного развития своих учеников и достижения психологического благополучия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы : автореф. дис.. канд. психол. Наук. Томск, 2002.
2. Заусенко И. В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2012.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http//standart.edu.ra/catalog.aspx?CatalogId=2588
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http//standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
5. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П., Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. 2005. №3.
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова.