Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГОВ КАК АСПЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГОВ КАК АСПЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
253
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГА / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА К ДЕТЯМ / САМООЦЕНКА / СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скорынин Андрей Александрович

В статье раскрываются особенности психологического благополучия педагогов школ Пермского края. Установлено, что наиболее важными условиями сохранения и поддержания психологического благополучия является удовлетворенность педагога его отношениями с учащимися, признание ребенка приоритетной ценностью и позитивная самооценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Скорынин Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF TEACHERS AS AN ASPECT OF THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article is concerned with the problem of psychological well-being of schoolteachers in connection with personal qualities and satisfaction of different sides of teaching activity. The study shows that the most important conditions of psychological well-being are good relations between teachers and pupils, recognition of child as value and teacher's positive self-conception.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГОВ КАК АСПЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Вестник Прикамского социального института. 2021. № 2 (89). С. 125-130. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 2 (89). P. 125-130.

Научная статья УДК159.9.072.432

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГОВ КАК АСПЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Андрей Александрович Скорынин

Институт развития образования Пермского края, Пермь, Россия, skorinin@rambler.ru

Аннотация. В статье раскрываются особенности психологического благополучия педагогов школ Пермского края. Установлено, что наиболее важными условиями сохранения и поддержания психологического благополучия является удовлетворенность педагога его отношениями с учащимися, признание ребенка приоритетной ценностью и позитивная самооценка.

Ключевые слова: психологическая безопасность, психологическое благополучие педагога, психоэмоциональное состояние, отношение педагога к детям, самооценка, стиль педагогической деятельности

Для цитирования: Скорынин А. А. Психологическое благополучие педагогов как аспект психологической безопасности образовательной организации // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 2 (89). C. 125-130.

PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF TEACHERS AS AN ASPECT OF THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF EDUCATIONAL

ORGANIZATIONS

Andrey A. Skorynin

Education Development Institute of Region, Perm, Russia, skorinin@rambler.ru

Abstract. The article is concerned with the problem of psychological well-being of schoolteachers in connection with personal qualities and satisfaction of different sides of teaching activity. The study shows that the most important conditions of psychological well-being are good relations between teachers and pupils, recognition of child as value and teacher's positive self-conception.

Keywords: psychological safety, psychological well-being, emotional state of the teacher, relations between teachers and pupils, self-conception, pedagogical style

For citation: Skorynin A. A. Psychological well-being of teachers as an aspect of the problem of psychological safety of educational organizations. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 2 (89). Pp. 125-130. (In Russ.)

События, произошедшие 11 мая 2021 года в Казани (вооруженное нападение на школу), позволяют говорить о том, что проблема безопасности образовательных организаций на сегодня остается одной из наиболее актуальных в сфере образования. Причем речь идет не только о физической безопасности (как защите жизни и здоровья педагогов и учащихся), но и о безопасности психологической.

© Скорынин А. А., 2021

Необходимо отметить, что в целом сама сфера образования в настоящее время переживает непростой период. В 2020 году, в связи с вынужденным переходом школ, колледжей и вузов к реализации обучения с применением дистанционных образовательных технологий, система образования была вынуждена оперативно перестраиваться, что было непросто и зачастую весьма болезненно как для педагогов, так и для учащихся и их родителей. Сегодня можно говорить, что педагоги и учащиеся в целом адаптировались к новым формам работы. Однако общая ситуация с распространением COVID-19 остается нестабильной. Учитывая всё вышесказанное, мониторинг психологического благополучия участников образовательного процесса в настоящее время крайне необходим для обеспечения психологической безопасности образовательных организаций.

Как отмечает И. А. Баева, психологическая безопасность является одним из ключевых свойств образовательной среды, определяет ее комфортность и способствует развитию личности учащегося. Образовательную среду можно считать психологически безопасной, если большинство участников образовательного процесса положительно относятся к своему окружению, удовлетворены характеристиками школьной среды и чувствуют себя защищенными от психологического насилия в межличностном взаимодействии [2, с. 6].

Для обеспечения психологической безопасности образовательной среды, на наш взгляд, особое внимание необходимо уделить психологическому благополучию педагогов. Проблема состоит в том, что практическая деятельность психологов системы образования нацелена преимущественно на диагностическую, консультативную и коррекционную работу с учащимися (студентами), в то время как педагоги остаются в этом плане несколько «обделенными». Между тем в исследованиях достоверно показано, что от психологического благополучия педагога во многом зависит психологическое благополучие и образовательные результаты учащихся.

Теоретический конструкт «психологическое благополучие» стал активно разрабатываться в психологической науке с 60-х годов ХХ века, во многом под влиянием гуманистического подхода. Изучением психологического благополучия и различных его аспектов занимались Н. Брэдберн, Э. Динер, К. Рифф, И. А. Джидарьян, И. В. Дубровина и другие отечественные и зарубежные исследователи. В частности, согласно концепции К. Рифф, в структуру психологического благополучия входят шесть характеристик: самопринятие; позитивные отношения с людьми; автономия (самостоятельность); контроль над окружением; целенаправленность жизни; личностный рост. С точки зрения К. Рифф, всё вышеперечисленное - это те «психологические блага», которыми должен обладать психологически здоровый и благополучный человек [4, с. 18].

Наряду с понятием «психологическое благополучие» сегодня активно используются термины «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие» и др. В частности, Л. В. Карапетян и Г. В. Глотова используют термин «эмоционально-личностное благополучие», под которым понимается целостное экзистенциальное переживание состояния гармонии между внутренним и внешним миром [5, с. 46]. В работах, посвященных психологии здоровья, чаще используется термин «психологическое здоровье» как один из аспектов общего здоровья человека [9, с. 250].

На основании теоретического анализа представлений отечественных и зарубежных авторов можно говорить о том, что структура психологического благополучия личности предполагает наличие следующих компонентов [8, с. 92]:

- эмоциональный (ровное настроение с преобладанием позитивных эмоций);

- социальный (доверительные отношения с окружающими);

- смысловой (осознание человеком целей своей жизни, стремление к личностному росту и саморазвитию).

Организация исследования

Исследование проводилось с целью выявления связи психологического благополучия педагогов с их особенностями личности и отношением к отдельным аспектам профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 30 педагогов общеобразовательных школ Пермского края. Средний возраст участников исследования 46,7 лет, педагогический стаж - от 6 до 40 лет. Все испытуемые имеют высшее педагогическое образование.

Использованы следующие методики:

- анкета для выявления отношения педагога к различным сторонам его профессиональной деятельности;

- методика «Психологический портрет педагога» Г. Резапкиной [7, с. 65];

- методика Д. Голдберга «Общий опросник здоровья» в адаптации А. А. Волочкова и А. Ю. Попова [1, с. 124-126].

Исследование проводилось в дистанционном формате с использованием онлайн-конструктора тестов Online Test Pad. Для статистической обработки данных использовано программное обеспечение Statistica 8.0 (StatSoft).

Проверка нормальности распределения полученных данных с применением критерия Шапиро-Уилка показала, что большинство переменных имеют распределение, отличающееся от нормального. Поэтому для дальнейшей обработки результатов был использован непараметрический метод корреляционного анализа по Ч. Спирмену.

Результаты исследования

В разработанной нами анкете была предусмотрена количественная оценка (по шкале от 1 до 10) удовлетворенности педагога образовательными результатами учащихся, отношениями педагога с учащимися и коллегами, методической и психологической поддержкой образовательного процесса, а также возможностями повышения квалификации.

По результатам анкетирования педагоги в наибольшей степени удовлетворены отношениями со своими учениками (М = 8,4; здесь и далее М - среднее значение показателя), в наименьшей степени - психологической поддержкой образовательного процесса (М = 5,5). Интересными представляются корреляционные связи, выявленные между показателями удовлетворенности педагогов различными аспектами своей профессиональной деятельности и показателями психологического благополучия. Показатель «Благоприятное психоэмоциональное состояние» (по методике Г. В. Резапкиной) положительно коррелирует с удовлетворенностью педагога общением с учащимися (r = 0,461, p < 0,05; здесь и далее: r -коэффициент корреляции, p - уровень значимости), а также с удовлетворенностью отношениями с коллегами (r = 0,536, p < 0,05). Показатель «Неблагоприятное психоэмоциональное состояние», напротив, отрицательно коррелирует с показателем удовлетворенности общением с детьми (r = -0,487, p < 0,05). Наиболее значимая корреляция выявлена между показателями «Удовлетворенность общением с детьми» и «Психологическое благополучие» по Д. Голдбергу (r = 0,55, p < 0,05).

Показатели удовлетворенности педагога другими сторонами своей профессиональной деятельности (образовательные результаты учащихся, повышение квалификации, методическая и психологическая поддержка) значимых корреляций с психологическим благополучием не обнаруживают. Таким образом, можно полагать, что отношения с учащимися для педагога - одно из наиболее значимых условий его благополучия. Также психологическое благополучие педагога необходимо для установления доверительных и конструктивных отношений с учащимися. Более того, как отмечает Я. А. Ветрова, взаимоотношения педагогов и учащихся являются одним из ключевых показателей психологической безопасности образовательной среды школы [3, с. 169].

Отсутствие значимых корреляций между удовлетворенностью педагога психологической поддержкой образовательного процесса и показателями психологического благополучия, а также низкий уровень удовлетворенности педагогов психологической поддержкой, возможно, указывают на ряд организационных проблем и противоречий в работе психологической службы сферы образования. Между тем необходимо отметить, что в настоящее время в мировой психологической практике формируется представление о психологах образовательных учреждений как о посредниках в отношениях между участниками образовательного процесса [6, с. 39].

В ходе исследования также были выявлены значимые корреляционные связи между другими изучаемыми переменными. Так, обнаружена положительная корреляция между параметрами «Педагогический стаж» и «Благоприятное психоэмоциональное состояние» (г = 0,525, р < 0,05) и отрицательная корреляция педагогического стажа с показателем «Неблагоприятное психоэмоциональное состояние» (г = -0,461, р < 0,05). Это позволяет говорить о том, что чем больше стаж педагогической деятельности учителя, тем более стабильно и благоприятно его общее эмоциональное состояние. На наш взгляд, благоприятное эмоциональное состояние педагога в значительной степени определяется его опытом взаимодействия с учащимися. Возможно, влияют также приобретенные педагогом за годы работы навыки контроля собственных эмоций, разрешения конфликтов и т. д.

Значимые положительные корреляции обнаруживаются между показателями «Приоритетные ценности - дети» и «Позитивная самооценка» (г = 0,498, р < 0,05), «Приоритетные ценности - дети» и «Психологическое благополучие» (г = 0,445, р < 0,05). Между показателями «Позитивная самооценка» и «Психологическое благополучие» также выявлена значимая положительная корреляция (г = 0,458, р < 0,05). Тем самым, можно говорить, что самооценка педагога и его психологическое благополучие положительно сказываются на его отношениях с учащимися.

Сосредоточенность педагога на собственных переживаниях отрицательно коррелирует с показателями благополучия (г = -0,458, р < 0,05). Это подтверждает корреляция показателя «Нестабильность самооценки» и сосредоточенности педагога на своих переживаниях (г = 0,428, р < 0,05). Можно полагать, что излишняя рефлексия педагога приводит к «застреванию» на негативных переживаниях, что, в свою очередь, сказывается на самооценке педагога.

Интересной представляется положительная корреляция между предпочтением педагогом либерального стиля педагогической деятельности и неблагоприятным психоэмоциональным состоянием (г = 0,442, р < 0,05). Либеральный стиль (в литературе встречается и другое его название - «попустительский») имеет определенные положительные стороны: предоставление инициативы обучающимся, отсутствие жестких запретов и наказаний и др. Однако за этим чаще всего скрывается безразличное отношение педагога к детям и к своей работе в целом, что может быть признаком нарастающего профессионального выгорания. С этой точки зрения данная корреляционная связь представляется нам вполне закономерной.

Выводы по результатам исследования

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что любовь к детям, доверительное общение с учащимися, основанное на взаимопонимании и партнерстве, являются наиболее важными условиями обеспечения психологического благополучия педагога. В целом признание ребенка как приоритетной ценности тесно связано с психоэмоциональным состоянием и самооценкой педагога. Можно говорить, что доверительные и партнерские отношения педагогов и учащихся вносят значительный вклад в сохранение благоприятного психологического климата в образовательной организации и

обеспечение ее психологической безопасности. Таким образом, усилия психологов системы общего образования должны быть направлены в первую очередь на формирование конструктивных отношений между педагогами и учениками.

Список источников

1. Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества: монография / А. А. Волочков, Н. В. Коптева, А. Ю. Попов, А. Ю. Калугин; Перм. гос. гум.-пед ун-т. Пермь, 2015. 200 с.

2. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / под ред. И. А. Баевой. М.: Нестор-История, 2011. 272 с.

3. Ветрова Я. А., Щеголенкова Е. С. Проблема психологической безопасности образовательной среды муниципальной системы образования [Электронный ресурс] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. № 2 (49). С. 169-178. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-psihologicheskoy-bezopasnosti-obrazovatelnoy-sredy-munitsipalnoy-sistemy-obrazovaniya (дата обращения: 12.05.2021).

4. Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. С. 17-21.

5. Карапетян Л. В., Глотова Г. А. Структурная модель эмоционально-личностного благополучия [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал. 2018. № 2 (30). C. 46-55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturnaya-model-emotsionalno-lichnostnogo-blagopoluchiya (дата обращения: 15.05.2021).

6. К проблеме содержания деятельности психологической службы в различных образовательных организациях [Электронный ресурс] / Л. А. Цветкова, Е. Н. Волкова, Е. Ю. Коржова, А. В. Микляева // Российский психологический журнал. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-soderzhaniya-deyatelnosti-psihologicheskoy-sluzhby-v-razlichnyh-obrazovatelnyh-organizatsiyah (дата обращения: 14.05.2021).

7. Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы: учеб.-метод. пособие. М.: Генезис, 2005.

124 с.

8. Скорынин А. А. К вопросу о структуре психологического благополучия личности // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 2. С. 87-92.

9. Тарабакина Л. В. Эмоциональное здоровье как предмет социально-психологического исследования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 250-252.

References

1. Volochkov A.A., Kopteva N.V.. Aktivnost', tsennostnaya napravlennost' i psikhologicheskoe zdorov'e studenchestva [Student activity, value orientation and psychological health]. Perm', Perm. gos. gum.-ped un-t, 2015, 200 p. (In Russ.).

2. Baeva I.A., Volkova E.N. Psikhologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noi sredy: razvitie lich-nosti [Psychological security of the educational environment: personal development]. Moscow, Nestor-Istoriya, 2011, 272 p. (In Russ.).

3. Vetrova Ya.A., Shchegolenkova E.S. Problema psikhologicheskoi bezopasnosti obrazovatel'noi sredy munitsipal'noi sistemy obrazovaniya [The problem of psychological safety of the educational environment of the municipal education system]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2018, no. 2 (49), pp. 169-178. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-psihologicheskoy-bezopasnosti-obrazovatelnoy-sredy-munitsipalnoy-sistemy-obrazovaniya (accessed: 12.05.2021).

4. Dubrovina I.V. Psikhicheskoe i psikhologicheskoe zdorov'e v kontekste psikhologicheskoi kul'tury lichnosti [Mental and psychological health in the context of the psychological culture of the individual]. Vestnikprakticheskoi psikhologii obrazovaniya. 2009, no. 3, pp. 17-21. (In Russ.).

5. Karapetyan L.V., Glotova G.A. Strukturnaya model' emotsional'no-lichnostnogo blagopoluchiya [Structural model of emotional and personal well-being]. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal. 2018, no. 2 (30), pp. 46-55. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturnaya-model-emotsionalno-lichnostnogo-blagopoluchiya (accessed: 15.05.2021).

6. Tsvetkova L.A., Volkova E.N. K probleme soderzhaniya deyatel'nosti psikhologicheskoi sluzhby v razlichnykh obrazovatel'nykh organizatsiyak [To the problem of the content of the activities of the psychological service in various educational organizations]. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal. 2017, no. 4. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7k-probleme-soderzhaniya-deyatelnosti-psihologicheskoy-sluzhby-v-razlichnyh-obrazovatelnyh-organizatsiyah (accessed: 14.05.2021).

7. Rezapkina G.V. Otbor v profil'nye klassy [Selection to profile classes]. Moscow, Genezis, 2005, 124 p. (In Russ.).

8. Skorynin A.A. K voprosu o strukture psikhologicheskogo blagopoluchiya lichnosti [On the structure of the psychological well-being of the individual]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psikhologiya. 2020, no. 2, pp. 87-92. (In Russ.).

9. Tarabakina L.V. Emotsional'noe zdorov'e kak predmet sotsial'no-psikhologicheskogo issledovaniya [Emotional health as a subject of socio-psychological research]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2015, no. 8, pp. 250-252. (In Russ.).

Информация об авторах А. А. Скорынин - старший научный сотрудник, Институт развития образования Пермского края, Пермь, Россия

Information about the authors A. A. Skorynin - Senior Researcher, Education Development Institute of Region, Perm, Russia

Статья поступила в редакцию 17.05.2021; одобрена после рецензирования 01.06.2021; принята к публикации 01.06.2021.

The article was submitted 17.05.2021; approved after reviewing 01.06.2021; accepted for publication 01.06.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.