Научная статья на тему 'Психологический тренинг как форма преодоления психологических барьеров студентов'

Психологический тренинг как форма преодоления психологических барьеров студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
662
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHOLOGICAL BARRIER / OVERCOMING BARRIERS / PSYCHOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Манина Валерия Алексеевна

В статье рассматриваются понятие и сущность психологического тренинга; цель, задачи, принципы и возможное содержание программы тренинга в составе модели психологической поддержки студентов в преодолении барьеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A METHOD OF OVERCOMING STUDENTS’ PSYCHOLOGICAL BARRIERS

The article highlights the idea of psychological training, its purpose, objectives, principles and possible content of the training program as part of psychological support in the process of overcoming students’ barriers.

Текст научной работы на тему «Психологический тренинг как форма преодоления психологических барьеров студентов»

УДК 159.9:37.015.3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ФОРМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ СТУДЕНТОВ

PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A METHOD OF OVERCOMING STUDENTS' PSYCHOLOGICAL BARRIERS

© В.А. Манина Оренбургский государственный аграрный университет (Россия, Оренбург)

© V.A. Manina Orenburg State Agrarian University (Russia, Orenburg)

В статье рассматриваются понятие и сущность психологического тренинга; цель, задачи, принципы и возможное содержание программы тренинга в составе модели психологической поддержки студентов в преодолении барьеров.

The article highlights the idea of psychological training, its purpose, objectives, principles and possible content of the training program as part of psychological support in the process of overcoming students' barriers.

Ключевые слова: психологический барьер; преодоление барьеров; психологический тренинг.

Keywords: psychological barrier; overcoming barriers; psychological training.

Одной из форм групповой работы является психологический тренинг. В настоящее время нет общепризнанного мнения о соотношении понятий «психокоррекция» и «психологический тренинг», поскольку чрезвычайно трудно определить, где проходит граница между психотерапией, психокоррекцией, обучением и собственно личностным развитием. аиболее часто разнообразные формы групповой работы обозначаются понятием «тренинговые группы» - специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего (психолога) включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания) [2, с. 10].

Данная форма работы дает возможность за короткий срок решить конкретные проблемы, приобрести недостающие навыки и умения, избавиться от личных проблем, разобраться в себе и отношениях с окружающими.

елью психологического тренинга является развитие совокупности психологических характеристик личности и группы, повышающих эффективность решения ими жизненных задач [4, с. 112].

Психологический тренинг может быть направлен на выполнение нескольких задач.

1. Мотивирование и формирование позитивных отношений к новой деятельности. Субъективное отношение существует в разных формах. Отношение может возникать лишь к значимому объекту, в эмоциональной сфере оно переживается как чувство, желание, при понимании объекта проявляется как смысл, в аспекте направленности личности - как ценность, при регуляции поведения - как установка (на неосознаваемом уровне) или как атти-тьюд (на осознаваемом), а при самоопределении по отношению к социальному окружению - как диспозиция. Если говорить проще, то названная задача связана с необходимостью сформировать у участников тренинга желание освоить новую деятельность, увидеть в ней смысл для себя, осознать ее ценность.

2. Формирование системы представлений. Следует обратить внимание, что речь идет именно о формировании системы представлений, а не системы понятий. Тренинг - это не урок, здесь нет задачи глубокого усвоения знаний. Важно учесть разницу между знаниями и представлениями: представления - это только такая усвоенная информация о мире, которая используется человеком для понимания мира и на основе которой он выстраивает свое поведение в мире.

3. Формирование умений. Под умениями понимается способность человека управлять применением имеющихся у него представлений, отношений и навыков в со-

В.А. Манина

ответствии с условиями конкретной ситуации. Умения могут быть трех основных типов: технологические, стратегические и дис-позиционные. Если технологические умения - это способность использовать знания и навыки в определенной ситуации, стратегические - использовать из имеющихся в подструктуре представлений наиболее адекватную в данной ситуации стратегию деятельности, то диспозиционные - это способность занимать определенную диспозицию по отношению к ситуации на основе имеющейся системы субъективных отношений [3, с. 4].

Среди основных принципов психологического тренинга можно выделить:

- наглядность - к каждому тренингу должны быть подготовлены учебные методические материалы, тщательно проработанные и хорошо продуманные;

- доступность - материал должен излагаться простым и легким языком; именно на том уровне понимания, на котором находится тренинговая группа; минимум сложных терминов;

- практичность - максимальных результатов после тренинга можно достичь только тогда, когда человек четко и ясно представляет последовательность действий, которые необходимо совершить для получения необходимого эффекта; в некоторых случаях возможно предоставить пошаговые алгоритмы таких действий; теоретические знания тоже полезны, но они бессмысленны без реализации в практической деятельности;

- актуальность - тематика тренинга, обсуждаемые с группой примеры, упражнения и методики должны подходить для решения тех жизненных вопросов, которые есть у слушателей;

- ответственность - группа разделяет ответственность за результаты обучения с тренером: пятьдесят процентов на ведущем - мотивировать, рассказать, показать, научить, повторить; пятьдесят процентов на слушателях - внедрить знания в свою жизнь, тренироваться и закреплять необходимые навыки [1, с. 29].

В рамках модели психологической поддержки студентов вуза в преодолении психологических барьеров тренинговые мероприятия будут направлены на развитие таких качеств, как саморегуляция и психологическая устойчивость. При развитии навыков саморегуляции у студентов, имеющих низкий уровень способности к саморегуляции, тренинговые мероприятия направлены на развитие навыков владения собой в любой жизненной ситуации; способности владения собой в любой ситуации; способности мгновенной мобилизации сил и ресурсов своего организма. В качестве посттренингового сопровождения возможно проведение консультаций, темой которых является индивидуальное обучение базовым навыкам саморегуляции, владения собой, необходимых для преодоления психологических барьеров.

Тренинговые занятия для студентов, имеющих низкий уровень психологической устойчивости, направлены на развитие устойчивости к стрессу, способности в любой момент войти в ресурсное состояние и сохранять его. В ходе тренинговых занятий отрабатываются приемы быстрого снятия напряжения, формирования и использования состояния, в котором студент действует наиболее эффективно, умения снимать эмоциональное напряжение, подавлять чувство неуверенности, сконцентрировать внимание и мобилизовать все силы, когда это необходимо.

Литература

1. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб. : Социально-психологический центр, 1996.

2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М. : Ось-89, 1999.

3. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М. : Эксмо, 2007.

4. Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе. Кн. 1. Теория и методология. М. : РУДН, 2004.

Сведения об авторе

Валерия Алексеевна Манина, преподаватель кафедры социологии и социальной работы Оренбургского государственного аграрного университета. E-mail: valeriamanina@gmail.com.

Почтовый адрес: 460014, г. Оренбург, ул. Челюскинцев, 18. Телефон: 8(3532) 77-52-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.