ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гура Т. Е. Психологический театр как средство сопровождения профессионального развития педагогов в системе последипломного образования // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15365. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15365.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15365
УДК 37.015.31
Гура Татьяна Евгеньевна,
кандидат психологических наук, профессор кафедры менеджмента об разования и психологии Запорожского областного института последи пломного педагогического образования, г. Запорожье, Украина gura [email protected]
Психологический театр как средство сопровождения профессионального развития педагогов в системе последипломного образования
Аннотация. В статье раскрываются особенности метода метафоризации в целом и психологического театра в частности как средства психологического сопровождения профессионального развития педагогов в системе последипломного образования; характеризуются специфика и этапы работы психологического театра.
Ключевые слова: профессиональное развитие, психологическое сопровождение, метафора, метафоризация, психологический театр.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Переориентация основных задач последипломного педагогического образования на Украине на обеспечение индивидуальных потребностей специалистов в личностном и профессиональном развитии, на повышение их конкурентоспособности в условиях стремительно развивающихся технологий требует поиска новых форм и методов как курсовой подготовки педагогов, так и их психологического сопровождения в межкурсовой период. Одним из нетрадиционных методов активизации профессионального развития педагогов, их профессиональной самоорганизации и мыследеятельности является метод метафоризации, который все чаще находит свое применение в системе последипломного педагогического образования.
В современной лингвистической науке термин «метафора» используется в нескольких значениях: 1) слово с переносным смыслом; 2) один из тропов, наряду с метонимией, синекдохой, оксюмороном и др.; 3) любое языковое выражение (слово, словосочетание, предложение, часть текста) с переносным смыслом [1].
По способу влияния на адресата метафоры дифференцируются на эпифоры и диафоры. Первые выполняют экспрессивную функцию, апеллируя к воображению, для других главной является суггестивная функция (апелляция к интуиции). В зависимости от когнитивной функции метафоры могут быть вторичными (определяют представление об определенном объекте) и базисными (ключевыми), определяющими способ мышления о мире или о его частях. Как определенный вид тропов метафора изучается в поэтике (стилистике, риторике, эстетике), как источник новых значений -в лексикологии, как особый вид речевого использования - в прагматике, как ассоциативный механизм и объект интерпретации и восприятии языка - в психолингвистике и психологии. Метафора как определенный способ мышления и познания особое значение приобретает в когнитивной психологии.
В психологическом контексте метафора понимается как определение, расширение, перенос одной реальности дискурса или содержания на другое, более яркое, лучше запоминающееся. Метафора - это значительно больше, чем яркий и полезный образ, который приводит к новому пониманию или видению; она нуждается в способности отображения определенной позиции в понимании чего-то и транслировании
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гура Т. Е. Психологический театр как средство сопровождения профессионального развития педагогов в системе последипломного образования // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15365. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15365.htm. - ISSN 2304-120X.
этого понимания за границы обычного контекста в систему базовых образов при сохранении основного значения. Встретив метафору, человек не просто осуществляет действие познания; разворачивается процесс осознания, в котором объединены многоаспектные процессы понимания и интерпретации. Задача особенно усложняется, когда необходимо передать усвоенный материал другому, т. е. возникает потребность объяснения. Объяснение же, как утверждают ученые-лингвисты, - это последовательное изменение структуры ситуации, которая воспроизводится в сознании, и перемещение мыслительного центра ситуации с одного ее элемента к другому. При этом значимость связей между элементами ситуации изменяется. Таким образом, понимание - это взаимодействие с определенным объектом, в результате которого воспроизводится его работающая модель.
В психологическом контексте понимание метафоры описано в работах С. Л. Рубинштейна, который отмечал, что понимание является специфической способностью процесса мышления субъекта: переход от непонимания к пониманию метафор предусматривает особую форму мыслительной деятельности субъекта, ведь в метафоре семантические элементы представлены в таком качестве, в котором они косвенно входят в образовательный контекст. Ситуация требует от читателя преобразования, реконструкции текста в соответствии с другой системой связей другого контекста. Как утверждал С. Л. Рубинштейн, для понимания текста необходимо возвратить все элементы таким образом, чтобы они выступили в качестве определенного контекста [2].
Процесс действия субъекта с метафорой состоит из того, что он: 1) соотносит полученную информацию, осмысленное содержание с конструктами своего сознания, размещает новое знание в сформированной когнитивной системе; 2) интерпретируя метафору, осуществляет производство собственного личного отношения к воспринятым смыслам; 3) воссоздавая смысловое содержание для другого, объясняет ее, причем объяснение происходит по двум типам: объяснение понятного (передача смыслов первичного текста) и объяснение своей интерпретации - изложение собственной точки зрения на метафору.
Применение метафор как средства психологического влияния имеет продолжительную практику. Так, положение З. Фрейда о метафоричности языка психических образов, К. Юнга и Э. Берна о роли сказочных метафор в жизни человека и использование психотерапевтических технологий с метафорами стали основанием для понимания метафоризации как особого метода психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии. В практике когнитивного консультирования и терапии одной из техник изменения глубинных учреждений является создание метафор: с помощью психотерапевтических метафор терапевт представляет информацию, адресованную клиенту, в символической форме. Метафоры помогают клиенту по-новому осмыслить обычные ситуации и таким образом дистанцироваться от глубинных учреждений. Как утверждает Д. Гордон, метафоры являются основным диагностическим материалом в терапевтическом процессе, которые помогают обнаружить психологу проблемное пространство клиента, определить его модель мира.
Метафорическая деятельность субъекта включает и операции логического порядка, и операции, характерные для воображения и образной символизации. Особенности метафоры состоят в том, что внутренне она обнаруживает такие объединения вещей, которые кажутся парадоксальными и сверхдальними в обычном категориальном пространстве. Такие объединения, как утверждал М. Мамардашвили, поднимаются сознанием из глубин нашей духовной жизни, из сферы, где все первично просто, беспрерывно, одновременно и взаимосвязано [3]. С помощью метафоры охватываются сознательная и несознательная прослойки мышления. По мнению М. Мамардашвили, у
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гура Т. Е. Психологический театр как средство сопровождения профессионального развития педагогов в системе последипломного образования // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15365. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15365.htm. - ISSN 2304-120X.
нее есть определенная аномалия, поскольку для выявления неизвестного мы используем приемы архаического мышления, которое переживается нами как интеллектуальный риск, интеллектуальный вызов, когнитивный диссонанс [4].
Как отмечал Х. Ортега-и-Гассет, метафора «продолжает руку» интеллекту, ее роль в логике подобна роли удочки или винтовки. Она обеспечивает доступ к тому, что только мерещится на рубежах. Без метафоры на нашем ментальном горизонте появилась бы целинная зона, которая формально подпадает под юрисдикцию нашего мышления, но фактически неосвоена и необработана [5].
Психологические свойства метафоры:
во-первых, она имеет «свойство преломления» в восприятии мира: разрешает видеть не только измененные формы и размеры, но и новое содержание в обычных вещах, направлена на овладение неочевидными смыслами;
во-вторых, метафора является носителем тех смысловых содержаний, которые сознательно и частично бессознательно вложены их творцом, эти смыслы усваиваются слушателем, затем появляется единое семантическое пространство между слушателем и рассказчиком.
В современной психологической практике метод метафоризации активно используется для развития познавательных психических процессов у детей и подростков, обеспечения целостного психологического развития личности. Тем не менее он почти не используется как в профессиональной подготовке специалистов, так и в процессе их последипломного образования. Хотя именно педагог, который, с одной стороны, постоянно обеспечивает реализацию учебной деятельности ребенка, а с другой - в своих методах, согласно квалификационным характеристикам, обязан использовать метафорический материал, часто сам является неготовым к пониманию метафор, к работе с ними.
Применение метафор в последипломном педагогическом образовании определяется такими ее особенностями.
Во-первых, метафоры создают основу мышления, именно они могут быть эффективными средствами его развития. Метафорический процесс обеспечивает развитие таких мыслительных операций, как сравнение, сопоставление, нахождение общего, отождествление, абстрагирование и др.; он актуализирует механизмы рефлексии, идентификации, создает основу для возникновения когнитивного диссонанса как фактора развития мыследеятельности. Отсутствие опыта решения таких задач, как понимание, интерпретация и объяснение психологических метафор, отсутствие алгоритмических способов стимулируют развитие продуктивного, латерального мышления. Таким образом, метафора является одним из основных инструментов активизации профессионального мышления педагогов, развития их профессиональной рефлексии, профилактики возникновения когнитивных свойств профессиональных деструкций учителей (стереотипности мыслительной деятельности, познавательной закрытости, ригидности, несамостоятельности, некритичности, догматичности и т. д.).
Во-вторых, метафора является средством связи различных областей знания. Как отмечал Ю. Лотман, дискретной и точно определенной семантической единице одного текста в другом соответствует определенное смысловое пространство с размытыми границами и постоянными переходами в сферу другого смысла. Именно метафоры позволяют создавать смысловые переходы из разных областей научного знания. Это свойство метафор позволяет обеспечивать развитие надпарадигмальности, системности, полиметодологичности профессиональных знаний педагогов.
В-третьих, метафора является эффективным инструментом развития самосознания. Неоднозначность символа дает возможность преодолевать четкую закрепленность системы значений, которая служит причиной развития терпимости личности
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гура Т. Е. Психологический театр как средство сопровождения профессионального развития педагогов в системе последипломного образования // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15365. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15365.htm. - ISSN 2304-120X.
к разногласиям, стремлению к самоизменению. Метафоризация обеспечивает открытие личностью новых смыслов собственной жизни благодаря использованию близких и интуитивно понятных образов. В этом контексте метод метафоризации является средством актуализации потребности педагога в постоянном саморазвитии, самопринятии, гармонизации Я-личностного и Я-профессионального.
В-четвертых, метафора смягчает восприятие сложной, психотравмирующей информации, поскольку ее неопределенный смысл не провоцирует защитных реакций: протеста, возражения и др. Таким образом, метафоризация обеспечивает успешное прохождение учителем профессиональных кризисов, профилактику профессионального выгорания, профессионального эгоцентризма. Особенно эффективным данный метод станет в работе с молодыми педагогами как инструмент профилактики их профессиональной дезадаптации [6].
В-пятых, метафоры пробуждают творческие ресурсы воображения, расширяют индивидуальный или коллективный творческий процесс, создавая продуктивную символическую прогрессию. Язык метафор обеспечивает раскрытие творческих потенциалов субъектов в процессе их общей деятельности. Использование метафор в процессе курсовой подготовки содействует формированию позитивного социально-психологического климата в группе педагогов, активизирует коллективную мыследеятельность, обеспечивает профессиональную идентификацию и тем самым создает условия для психологической поддержки, принятия, соучастия.
В-шестых, метафоры сближают образы мира субъектов образовательного процесса: педагога и ученика, возникает возможность не только понимания (в когнитивном аспекте), но и проникновения в систему сложновербализированных смыслов, которая объединяется с принятием, сопереживанием, открытием.
В-седьмых, метод метафоризации может быть использован как в индивидуальной, так и в групповой форме, что расширяет возможности его применения в системе последипломного образования.
Особой комплексной формой метафоризации, обеспечивающей профессиональное развитие педагогов, по нашему мнению, является психологический театр. Его основой выступают следующие положения психодрамы Я. Морено [7]:
- драматический процесс имеет значительное корректирующее воздействие прежде всего не на зрителя (это только вторичный катарсис), а на актера, который проигрывает драму и одновременно высвобождается от нее, развивается и совершенствуется;
- само драматическое действие является коллективной импровизацией на заданную тему;
- важный этап работы - групповое обсуждение как сюжета драмы, так и поведения участников, что помогает ее осмыслению.
В отличие от классической технологии психодраматического процесса, в психологическом театре осуществляется постановка не проблемной ситуации одного героя по его теме, а участники получают тему (или выбирают ее самостоятельно). Именно согласно этой теме они должны создать психологическую сказку, то есть осветить в ее содержании проблему психологической и/или практической психологии с помощью научного категориального аппарата. В результате этого кроме таких эффектов, как развитие творческих способностей участников благодаря направленному фантазированию; выражение и высвобождение их внутренних переживаний, выработка более глубокого и адекватного самопонимания; преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального отреагирования, защитных позиций и др., которые являются положительными результатами психодраматического про-
4
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Гура Т. Е. Психологический театр как средство сопровождения профессионального развития педагогов в системе последипломного образования // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15365. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15365.htm. - ISSN 2304-120X.
цесса, психологический театр основывается и на положениях метода группового создания и проигрывания психоистории, сказки. Он, в свою очередь, способствует, с одной стороны, развитию групповой сплоченности, становлению положительного социально-психологического климата в группе, ее самоорганизации и т. д., С другой -обеспечивает развитие профессионального самосознания, профессионального мышления педагогов (всех содержательных составляющих мышления, а также субъектных характеристик: системности, децентричности, критичности и рефлексивности), расширение их понятийного аппарата, переосмысление полученных профессиональных знаний, вербализацию жизненного и профессионального опыта.
Работа психологического театра предусматривает прохождение стадий, имеющих циклический характер:
1) организационной, на которой проводится общая установка на работу (озвучивается тема психологической сказки, или предоставляется возможность выбрать ее самостоятельно, описываются требования к ней), осуществляется распределение педагогов по группам (от 7 до 15 человек), создается проект презентации сказки;
2) основной, состоявшей из двух фаз:
- создание текста сказки (или в стихотворной форме, или в прозе), распределение ролей (согласно различным методикам: доминирующих качеств, «от противного», «парадоксального выполнения», личной мотивированности) и постановка сказки;
- презентации сказки, которая происходит как самостоятельное профессиональное мероприятие;
3) заключительной стадии, предусматривающей деролинг участников действия (выход из роли благодаря короткой дискуссии, выражения чувств, получения обратной связи) и рефлексивный анализ процесса создания сказки, ее постановки и презентации [8].
В Запорожском областном институте последипломного педагогического образования метод метафоризации в форме психологического театра первоначально был реализован на курсах повышения квалификации педагогических работников различных категорий, после чего стал одной из форм работы творческих групп педагогов в межкурсовой период. Результаты осуществленной комплексной диагностики, включающей выявление: мотивации педагогов к курсовой подготовке, последипломному образованию, саморазвитию и сознательной профилактике негативных следствий педагогической деятельности; рефлексивности, критичности, системности мыслительной деятельности; профессиональной направленности, в том числе установок на общение с учениками; особенностей Я-концепции учителей, позволяют говорить об эффективности метода метафоризации, его перспективности и целесообразности. Несмотря на значительную трудоемкость, сложность и высокие требования данного метода к профессиональной компетентности психологов, обеспечивающих его реализацию, он имеет потенциальную возможность стать одним из наиболее используемых инновационных методов психологического сопровождения профессионального развития педагогов в системе последипломного образования.
Ссылки на источники
1. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. - М.: Сов. энцикл., 1983. - 840 с.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 720 с.
3. Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути // Пруст М. В поисках утраченного времени. - СПб.: Питер, 1997. - 572 с.
4. Там же.
5. Практическое мышление и опыт: ситуативность и инструментальность обобщений: сб. ст. / под ред. проф. Ю. К. Корнилова. - Ярославль: ЯрГУ, 2000. - 192 с.
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гура Т. Е. Психологический театр как средство сопровождения профессионального развития педагогов в системе последипломного образования // Концепт. - 2015. - № 10 (октябрь). - ART 15365. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15365.htm. - ISSN 2304-120X.
6. Шевченко О. А. Эмпирическое исследование профессионального развития молодых учителей в системе постдипломного педагогического образования // Концепт. - 2014. - № 07 (июль). - URL: http://e-koncept.ru/2013/14176.htm.
7. Морено Дж. Театр спонтанности: пер. с англ. - Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1993. - 125 с.
8. Гура Т. 6. Розвиток професшного мислення майбутшх психолопв: теоретико-методолопчний аспект: монографiя. - Запорiжжя: КПУ, 2012. - 304 с.
Tatiana Gura,
Candidate of Psychologic Sciences, Professor at the chair of Education Management and Psychology, Za-porizhzhia Regional Institute of Postgraduate Pedagogical Education, Zaporizhzhia, Ukraine gura [email protected]
Psychological theater as a way to support the professional development of teachers in the postgraduate educational system
Abstract. The paper describes the features of metaphor method in general and psychological theater, as a mean of psychological support of professional development of teachers in the postgraduate educational system, in particular. The author characterizes the specificity of work and stages of psychological theater.
Keywords: professional development, psychological support, metaphor, metaphor method, psychological theater. References
1. Il'ichev, L. F., Fedoseev, P. N., Kovalev, S. M. & Panov, V. G. (eds.) (1983) Filosofskij jenciklopedicheskij slovar', Sov. jencikl., Moscow, 840 p. (in Russian).
2. Rubinshtejn, S. L. (2007) Osnovy obshhej psihologii, Piter, St. Petersburg, 720 p. (in Russian).
3. Mamardashvili, M. K. (1997) “Psihologicheskaja topologija puti”, in Prust, M. V poiskah utrachennogo vremeni, Piter, St. Petersburg, 572 p. (in Russian).
4. Ibid.
5. Kornilov, Ju. K. (ed.) (2000) Prakticheskoe myshlenie i opyt: situativnost'i instrumental'nost'obobshhenij: sb. st., JarGU, Jaroslavl', 192 p. (in Russian).
6. Shevchenko, O. A. (2014) “Jempiricheskoe issledovanie professional'nogo razvitija molodyh uchitelej v sisteme postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovanija”, Koncept, № 07 (ijul'). Available at: http://e-koncept.ru/2013/14176.htm (in Russian).
7. Moreno, Dzh. (1993) Teatr spontannosti: per. s angl., Fond mental'nogo zdorovja, Krasnojarsk, 125 p.
8. Gura, T. 6. (2012) Rozvitok profesijnogo mislennja majbutnih psihologiv: teoretiko-metodologichnij aspekt: monografija, KPU, Zaporizhzhja, 304 p. (in Ukrainian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 09.10.15 Получена положительная рецензия 12.10.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 12.10.15 Опубликована 31.10.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Гура Т. Е., 2015
ISSN 2304-120Х
www.e-koncept.ru
6