УДК 159.9
Е. С. Плотникова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ КЛУБ
КАК ФОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНТАМ,
ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
В статье рассматривается исследование эффективности психологического студенческого клуба как формы психологической помощи студентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Для доказательства эффективности данной формы помощи сравнивались три группы студентов от 17 до 22 лет. Студенты первой группы посещали индивидуальные консультации педагога-психолога и встречи психологического клуба, студенты второй группы посещали только индивидуальные консультации, и студенты третьей группы не посещали ни индивидуальные консультации, ни встречи психологического клуба. Психодиагностическими методами выступали Опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса и Методика Ч. Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности. Для выявления достоверности различий между группами вычислялись критерий хи-квадрат и t-критерий Стьюдента. В результате проведённого исследования было доказано, что посещение психологического студенческого клуба совместно с индивидуальными консультациями является эффективной формой помощи студентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. У студентов данной группы выявлена положительная динамика снижения напряжённости копинг-стратегий, снижение ситуативной и личностной тревожности. У студентов, посещающих только индивидуальные консультации (среднесрочное консультирование), значимые изменения произошли в снижении ситуативной тревожности и снижении напряжённости только двух копинг-стратегий. В контрольной группе студентов, не посещающих ни индивидуальные консультации, ни встречи психологического клуба, значимых изменений в исследуемых параметрах выявлено не было.
Ключевые слова: психологический клуб, психология студента, трудная жизненная ситуация, психологическая помощь, личностная тревожность, ситуативная тревожность, копинг-стратегии.
DOI: 10.24412/2227-1384-2021 -243-131-140
В настоящее время учебные заведения высшего и среднего являются системой, призванной создавать условия для становления и развития личности как субъекта труда, познания и общения. В каждом учебном заведении организованы службы психологической помощи студентам, целью которых является психологическое сопровождение социальной адаптации субъектов образовательного процесса. Для реализации этой цели применяются различные формы и методы работы, наиболее популярными среди которых являются индивидуальные и групповые формы организации психологической помощи.
Плотникова Елена Сергеевна — старший преподаватель кафедры психологии (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: [email protected].
© Плотникова Е. С., 2021
131
Групповые формы психологической помощи по сравнению с индивидуальными имеют преимущества, среди которых — возможность консультирования сразу труппы студентов за короткое время. Ещё один аргумент в пользу групповой психологической — это то, что большинство психологических проблем, с которыми сталкиваются студенты, имеют межличностную природу, и групповое консультирование обеспечивает возможность проработать эти межличностные проблемы в социальном окружении. В процессе групповой работы участники получают возможность узнать, что другие тоже имеют проблемы, и перенимают опыт их решения (И. В. Пятибратова, М. К. Худышева) [8].
Одним из способов организации групповых форм психологической помощи в образовательных учреждениях является создание психологических студенческих клубов. Анализ современных научных публикаций по организации студенческих клубов (Н. А. Антоненко, Л. С. Браун, И. В. Климова, Ю. В Саркисян) позволяет определить их понимание, которое заключается в объединении людей по интересам в определённом месте [1], [2], для членов которого характерны инициативность, самодеятельность, общественные мнение и общественное сознание [3], [9].
В более узком значении мы определяем психологический студенческий клуб как открытую группу встреч студентов, объединённых интересом к общей теме или психологической проблеме. При этом систематичность посещения данной группы не является требованием или целью. Напротив, важным в организации такого клуба мы считаем добровольность участия и информированность, то есть студенты образовательного учреждения должны быть информированы о наличии психологического клуба, времени, местах и темах встреч, но посещать собрания могут по желанию, по интересу к обсуждаемой теме.
Тематика встреч психологического клуба ориентирована на студенческую аудиторию, и план встреч обсуждается заранее со студентами. Наиболее интересными для студентов темами оказались проблемы отношений с окружающими, с родителями, проблемы принятия негативного детского опыта и темы любви, ревности и измены. Объявления о встречах клуба размещается заранее на доступном для всех студентов ресурсе с указанием тематики встречи.
Студентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и обратившимся за индивидуальной психологической помощью, педагоги-психологи Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема рекомендуют посещать собрания психологического клуба. В группе студенты могут обсудить свои проблемы или принять участие в обсуждении проблем и ситуаций других участников. В такой работе наблюдается очень быстрая динамика в осознании стратегии разрешения собственных жизненных трудностей. Так, в период студенчества трудные жизненные ситуации могут либо предоставлять новые возможности для личностного развития, либо движение в сторону регресса.
132
С одной стороны, они могут способствовать росту и развитию личности, с другой — препятствовать нормальному адекватному развитию.
Копинг-стратегия поведения — актуальный ответ личности на воспринимаемую угрозу в трудной жизненной ситуации. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определённых обстоятельствах (М. А. Одинцова) [7]. При воздействии на личность трудных жизненных ситуаций могут возникать пассивно-сострадательные копинг-стратегии, которые связаны с нежеланием принимать самостоятельные решения и формированием позиции жертвы (А. А. Даниленко) [5]. В ситуации группового обсуждения проблем участников психологического клуба каждый из них осознаёт, что его проблема не уникальна. При этом, включаясь в процесс поиска выхода из трудной ситуации других участников, студенты начинают проявлять активность, что сопровождается мобилизацией, приливом энергии, повышением уверенности в себе. Более того, сталкиваясь с чужой тяжёлой стрессовой ситуацией и помогая найти из неё выход, участники психологического студенческого клуба преодолевают собственные тревоги и страхи (Т. М. Маслова, А. В. Покацкая) [6].
С целью изучения эффективности психологического студенческого клуба как формы психологической помощи студентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, было проведено эмпирическое исследование в три этапа: первичная психодиагностика; формирующий этап, включающий посещение психологического клуба и / или индивидуальных групповых консультаций; повторная психодиагностика.
Психодиагностическими методами на выявление личностной и ситуативной тревожности выступали опросник «Копинг-стратегии» Р. Ла-заруса и методика Ч. Д. Спилбергера.
Экспериментальная и контрольные группы были сформированы из студентов Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема. При формировании данных групп применялась стратегия приближённого моделирования. Выборочная совокупность была репрезентативна генеральной совокупности по основным характеристикам (возрасту, уровню образования, ведущему виду деятельности), что обеспечивало внешнюю валидность эксперимента.
Экспериментальную группу (ЭГ) составили 30 студентов от 17 до 22 лет, обратившихся за помощью к педагогу-психологу университета и посещающих не менее трёх консультаций и встречи психологического клуба.
Первую контрольную группу (КГ1) составили 29 студентов от 17 до 22 лет, обратившихся за помощью к педагогу-психологу университета и посещающих не менее трёх консультаций, но отказавшихся посещать психологический студенческий клуб.
Вторую контрольную группу (КГ2) составили 30 студентов от 17 до 22 лет, которые не обращались за помощью к педагогу-психологу и не посещали психологический студенческий клуб.
133
В качестве независимых переменных проводимого эксперимента являлись содержательные компоненты программы психологического студенческого клуба, способствующие гармонизации копинг-стратегий и снижению ситуативной и личностной тревожности. В качестве зависимой переменной выступали копинг-стратегии студентов и показатели личностной и ситуативной тревожности. Оценка изменений выраженности копинг-стратегий и в уровне личностной и ситуативной тревожности после посещения студентами 5 — 6 встреч клуба позволяла говорить о внутренней валидности проведённого эксперимента.
Для выявления гомогенности экспериментальной и контрольной групп до начала проведения формирующего эксперимента вычислялись значения хи-квадрат, разница результатов первичного тестирования позволяла определить меру эквивалентности этих групп в отношении измеряемых переменных.
В таблице 1 представлены результаты статистического анализа различий копинг-стратегий, ситуативной и личностной тревожности экспериментальной и контрольных групп на этапе первичной диагностики. Число степеней свободы V = 58, = 76,778 для Р < 0,05 и = 85,850 для Р < 0,01. То есть значения критерия достоверности различий больше 85,850 (см. второй столбец) указывают на значимость различий между экспериментальными группами.
Таблица 1
Результаты анализа различий копинг-стратегий, ситуативной и личностной тревожности экспериментальной и контрольных групп на этапе первичной диагностики
Исследуемые Значения Среднее Среднее Среднее
параметры критерия значение значение значение
достоверности показателей ЭГ показателей показателей
различий до посещения КГ1 КГ2
(х2 ) консультаций до посещения до проведения
и психологического клуба(%) консультаций (%) эксперимента (%)
Копинг-стратегии
Конфронтационный копинг 55,540 50,9 51,3 48,2
Дистанцирование 46,982 53,7 54,0 50,8
Самоконтроль 48,012 50,1 51,3 51,0
Поиск социальной поддержки 38,998 58,2 57,3 56,1
Принятие ответственности 67,848 40,2 40,9 43,1
Бегство — избегание 37,701 72,1 70,6 70,7
Планирование решения проблемы 67,230 67,25 65,2 64,3
Положительная переоценка 50,320 43,1 45,0 44,2
134
Исследуемые параметры Значения критерия достоверности различий (х2 ) Среднее значение показателей ЭГ до посещения консультаций и психологического клуба(%) Среднее значение показателей КГ1 до посещения консультаций (%) Среднее значение показателей КГ2 до проведения эксперимента (%)
Тревожность
Ситуативная тревожность 56,709 67,12 65,80 64,65
Личностная тревожность 55,225 70,1 66,4 69,6
Из представленных в таблице 1 данных видно, что при первоначальной диагностике достоверных различий между исследуемыми параметрами в контрольных и экспериментальной группах выявлено не было.
На рисунке 1 представлены изменения среднеарифметических показателей копинг-стратегий, личностной и ситуативной тревожности в экспериментальной группе до и после посещений индивидуальных консультаций и психологического клуба.
Рис. 1. Среднеарифметические показатели копинг-стратегий, личностной и ситуативной тревожности в экспериментальной группе до и после посещений индивидуальных консультаций и психологического клуба
Первоначальные показатели таких копинг-стратегий, как: кон-фронтанионный копинг, дистанцирование, принятие ответственности, планирование решения проблемы и положительная переоценка, были
135
выражены и носили высокую напряжённость как в экспериментальной (рис. 1), так и в контрольных группах (таблица 1). Как видно из рисунка 1, в результате посещения индивидуальных консультаций и встреч психологического клуба по всем исследуемым показателям у студентов выявлена положительная динамика, то есть снижены напряжённость копинг-стратегий, личностная и ситуативная тревожность.
Именно совместное использование групповой и индивидуальной психологической помощи позволяет добиться позитивных изменений в сфере негативных эмоциональных проявлений и восприятия трудной жизненной ситуации. У студентов, предпочитающих индивидуальную форму психологической помощи, также выявлены положительные изменения, заключающиеся в снижении напряжённости некоторых ко-пинг-стратегий и уровня ситуативной тревожности (рис. 2).
so
70 60 50 40 30 20 10 о
Ы КГ1 до посещения консультаций и психо логического клуба (% ) _i КГ1 после посещения консультации и психологического клуба (%)
Рис. 2. Среднеарифметические показатели копинг-стратегий, личностной и ситуативной тревожности в контрольной группе 1 до и после посещений индивидуальных консультаций
В контрольной группе 2 произошедшие изменения исследуемых показателей за время проведения эксперимента имеют слабую динамику (рис. 3) без явно положительного и отрицательного характера.
Анализ изменений в уровне развития исследуемых параметров у студентов экспериментальной и контрольных групп, произошедших между первичной и итоговой диагностикой, отражал психологический результат реализации психологической помощи.
136
80 70
Ы КГ2, результаты первичной диагностики ( °о ) и КГ2; результаты повторной диагностики ( % )
Рис. 3. Среднеарифметические показатели копинг-стратегий, личностной и ситуативной тревожности в контрольной группе 2 до и после проведения эксперимента
Данные изменения представлены в таблице 2 (t-критерий Стьюден-та для связных выборок). Число степеней свободы К = 58. Ткр = 2,00 для P < 0,05 и ^р = 2,66 для P < 0,01. То есть значения критерия достоверности различий больше 2,66 (они выделены цветом) указывают на значимость различий между экспериментальными группами.
Таблица 2
Результаты анализа различий копинг-стратегий, ситуативной и личностной тревожности экспериментальной и контрольной групп на этапе итоговой диагностики
Исследуемые параметры
Значения критерия достоверности различий (^критерия Стьюдента) на этапе итоговой диагностики
ЭГ («до и после»)
КГ1 («до и после») | КГ2 («до и после»)
Копинг-стратегии
Конфронтационный
3,89
1,15
2,34
Дистанцирование
2,06
2,98
2,61
Самоконтроль
2,35
1,87
1,53
Поиск социальной поддержки_
5,33
1,67
1,92
Принятие ответственности
6,54
2,05
1,54
Бегство — избегание
3,75
3,61
1,52
Планирование решения проблемы
2,79
3,67
1,39
137
Исследуемые параметры Значения критерия достоверности различий (^критерия Стьюдента) на этапе итоговой диагностики
ЭГ («до и после») КГ1 («до и после») КГ2 («до и после»)
Положительная переоценка 3,01 1,99 1,42
Тревожность
Ситуативная тревожность
6,43 2,86 2,02
Личностная тревожность 6,12 1,14 1,95
Таким образом, из представленных в таблице 2 данных видно, что в контрольной группе 2 достоверных различий между исследуемыми параметрами до и после проведения исследования выявлено не было, в то время как в экспериментальной группе такие изменения выявлены по большинству исследуемых параметров. В группе студентов, посещающих только индивидуальные консультации, положительная динамика, подтверждённая статистическим анализом результатов, выявлена только в снижении напряжённости таких копинг-стратегий, как: дистанцирование, бегство — избегание, планирование решения проблемы, а также ситуативная тревожность.
В результате реализации консультативной и групповой психологической помощи на собраниях психологического клуба были выявлены статистически значимые различия в следующих исследуемых показателях:
- конфронтационный копинг;
- поиск социальной поддержки;
- принятие ответственности;
- бегство — избегание;
- планирование решения проблемы;
- положительная переоценка;
- ситуативная тревожность;
- личностная тревожность.
Полученные данные свидетельствуют о том, что совместное использование в психологической практике индивидуальных и групповых форм работы более эффективно в работе с тревожностью и преодолением трудных жизненных ситуаций.
Список литературы
1. Антоненко Н. А., Климова И. В. Психологический клуб как пространство для развития профессиональной компетентности преподавателей Аэрокосмического колледжа / / Педагогика и психология: проблемы развития мышления: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Красноярск, 25 апреля 2018 г. Красноярск: СибГУ им. М Ф. Решетнева, 2018. С. 235 —240.
2. Антоненко Н. А. Рекомендации по организации психологического клуба для преподавателей и студентов / / Решетневские чтения. Материалы XXIII
138
Международной научно-практической конференции, посвященной памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М. Ф. Решетнева, Красноярск, 11—15 ноября 2019 г. В двух частях. Ч. 2. Красноярск: СибГУ им. М. Ф. Решетнева, 2019. С. 645 — 646.
3. Браун Л. С. Психологический клуб как альтернативная форма психолого-педагогического сопровождения подростков, проявляющих признаки саморазрушающего поведения / / Современные проблемы и направления развития системы подготовки кадров: сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 31 октября 2016 г. СПб.: Профессиональная наука, 2016. С. 301 — 311.
4. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд. СПб.: Питер, 2002. 736 с.
5. Даниленко А. А. Механизмы психологической защиты и копинг-стратегии как процессы интрапсихической адаптации / / Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 154—156.
6. Маслова Т. М., Покацкая А. В. Тревожность личности как фактор развития стрессоустойчивости / / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 2 (27). Т. 8. С. 352—354.
7. Одинцова М. А. Психология жизнестойкости. 2-е изд. М.: Флинта, 2015. 201 с.
8. Пятибратова И. В., Худышева М. К Индивидуальное и групповое консультирование в работе психологической службы МГТУ им. Н. Э. Баумана / / Живая психология. 2014. № 4 (4). Т. 4. С. 101 —108.
9. Саркисян Ю. В. Психологический клуб в вузе как способ формирования проактивной личности студента / / Вестник Нижегородского института управления. 2016. № 3 (40). С. 35—38.
•Je -Je -Je
Plotnikova Elena S.
PSYCHOLOGICAL STUDENT CLUB AS A FORM OF PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO STUDENTS IN HARD LIFE SITUATION
(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)
The article examines the study of the effectiveness of the psychological student club as a form of psychological assistance to students who find themselves in difficult life situation. To prove the effectiveness of this form of assistance, three groups of students from 17 to 22 years old were compared. Students of the first group attended individual consultations of a psychologist and meetings of a psychological club, students of the second group attended only individual consultations, and students of the third group did not attend either individual consultations or meetings of a psychological club. Psychodiagnostic methods were the Coping Strategy Questionnaire by R. Lazarus and C. D. Spielberger's Methodology for identifying personal and situational anxiety. To identify the significance of differences between the groups, the chi-square test and the Student's t-test were calculated. As a result of the study, it was proved that visiting a psychological student club together with individual counseling is an effective form of assistance to students who find themselves in difficult life situation. The students of this group showed a positive dynamic of reducing the tension of coping strategies, a decrease in situational and personal anxiety. Whereas among students who attended only individual consultations (medium-term counseling), significant changes occurred in reducing situational anxiety and reducing tension in only two coping strategies. In the control group of students who did not attend either individual consultations or meetings of a psychological club, no significant changes were found in the studied parameters.
Keywords: psychological club, student psychology, difficult life situation, psychological assistance, personal anxiety, situational anxiety, coping strategies.
DOI: 10.24412/2227-1384-2021 -243-131-140
139
References
1. Antonenko N. A., Klimova I. V. Psychological club as a space for the development of professional competence of teachers of the Aerospace College [Psikhologicheskiy klub kak prostranstvo dlya razvitiya professional'noy kompetentnosti prepodavateley Aerokosmicheskogo kolledzha], Pedagogika i psikhologiya: problemy razvitiya myshleniya. (Pedagogy and psychology: problems of thinking development), materials of the III All-Russian scientific and practical conference with international participation, Krasnoyarsk, April 25, 2018, Krasnoyarsk, 2018, pp. 235 —240.
2. Antonenko N. A. Recommendations for organizing a psychological club for teachers and students [Rekomendatsii po organizatsii psikhologicheskogo kluba dlya prepodavateley i studentov], Reshetnevskiye chteniya (Reshetnevskie readings), Materials of the XXIII International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of the General Designer of Rocket and Space Systems Academician M. F. Reshetnev, Krasnoyarsk, November 11 — 15, 2019, In two parts. Part 2. Krasnoyarsk, 2019, pp. 645 — 646.
3. Braun L. S. Psychological club as an alternative form of psychological and pedagogical support of adolescents showing signs of self-destructive behavior [Psikhologicheskiy klub kak al'ternativnaya forma psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya podrostkov, proyavlyayushchikh priznaki samorazrushayushchego povedeniya], Sovremennyye problemy i napravleniya razvitiya sistemy podgotovki kadrov (Modern problems and directions of development of the training system), a collection of scientific papers based on the materials of the I international scientific-practical conference, St. Petersburg, 31 October 2016, St. Petersburg, Professional Science Publ., 2016, pp. 301 —311.
4. Gledding S. Psikhologicheskoye konsul'tirovaniye (Psychological counseling), 4th ed., St. Petersburg, Peter Publ., 2002. 736 p.
5. Danilenko A.A. Mechanisms of psychological defense and coping strategies as processes of intrapsychic adaptation [Mekhanizmy psikhologicheskoy zashchity i koping-strategii kak protsessy intrapsikhicheskoy adaptatsii], Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal, 2005, no. 21, pp. 154—156.
6. Maslova T.M., Pokatskaya A.V. Personality anxiety as a factor in the development of stress resistance [Trevozhnost' lichnosti kak faktor razvitiya stressoustoychivosti], Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya, 2019, no. 2 (27), vol. 8, pp. 352 — 354.
7. Odintsova M. A. Psikhologiya zhiznestoykosti (Psychology of resilience), 2nd ed., Moscow, Flinta Publ., 2015. 201 p.
8. Pyatibratova I. V., Khudysheva M. K. Individual and group counseling in the work of the psychological service of MSTU im. N. E. Bauman [Individual'noye i gruppovoye konsul'tirovaniye v rabote psikhologicheskoy sluzhby MGTU im. N. E. Baumana], Zhivaya psikhologiya, 2014, no. 4 (4), vol. 4, pp. 101—108.
9. Sarkisyan YU. V. Psychological club in a university as a way of forming a proactive personality of a student [Psikhologicheskiy klub v vuze kak sposob formirovaniya proaktivnoy lichnosti studenta], Vestnik Nizhegorodskogo instituta upravleniya, 2016, no. 3 (40), pp. 35 — 38.
•Jc -Jc -Jc
140