Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
171
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОДИАГНОСТИКА / ОДАРЕННОСТЬ / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / РЕБЕНОК С ОДАРЕННОСТЬЮ / ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ОБОГАЩЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ / ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHIC DIAGNOSTICS / GIFTEDNESS / CONTEMPORARY ART / A GIFTED CHILD / PSYCHOLOGY OF CREATIVITY / SENIOR PRESCHOOL AGE / DEVELOPMENT OF CHILDREN IN ENRICHED EDUCATIONAL ENVIRONMENT / AGE PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванов Дмитрий Викторович

Обратившись к материалам научной дискуссии о выявлении одаренности у детей, автор статьи констатирует кризис современной методологии исследования одаренности, считая возможным его преодоление на пути интеграции возрастной психологии с психологией творчества, понимаемого как поиск новых смыслов и возможностей с помощью создания неповторимых, разнообразных, непредсказуемо структурированных объектов, то есть ризомоподобного творчества. В процессе такого творческой деятельности ребенок находит средства самовыражения непосредственно в потоке жизни, «переплавляя» в материал для творчества все доступное зрению, осязанию, слуху, обонянию, вкусовым ощущениям. Он предвосхищает своими экспериментами-произведениями научные открытия, учится познавать мир, соединяя несоединимое. Основываясь на данных нейрофизиологии, автор статьи показывает, что для выявления одаренности детей 6-7-летний возраст - самый благоприятный, так как природные дарования в этом возрасте проявляются ярко и спонтанно, и что наиболее благоприятные условия для «одаренного поведения» детей создаются образовательной средой, обогащенной художественным материалом из коллекций современного искусства и структурированной как «плодотворный беспорядок». Опираясь на итоги собственного исследования 2018 года по использованию диагностической методики «Искусство+», автор статьи указывает на зависимость проявления детьми одаренности от вовлечения их в художественно-творческий процесс педагогами, заинтересованными в изучении одаренности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА»

Современное искусство как образовательный ресурс

^ntemporary Art as an Educational Resource

УДК 159.9:7

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

PSYCHOLOGICAL PERSPECTIVE OF REVEALING CHILDREN'S GIFTEDNESS BY MEANS OF CONTEMPORARY ART

© 2020

Д.В. Иванов D.V. Ivanov

Обратившись к материалам научной дискуссии о выявлении одаренности у детей, автор статьи констатирует кризис современной методологии исследования одаренности, считая возможным его преодоление на пути интеграции возрастной психологии с психологией творчества, понимаемого как поиск новых смыслов и возможностей с помощью создания неповторимых, разнообразных, непредсказуемо структурированных объектов, то есть ризомоподобного творчества. В процессе такого творческой деятельности ребенок находит средства самовыражения непосредственно в потоке жизни, «переплавляя» в материал для творчества все доступное зрению, осязанию, слуху, обонянию, вкусовым ощущениям. Он предвосхищает своими экспериментами-произведениями научные открытия, учится познавать мир, соединяя несоединимое. Основываясь на данных нейрофизиологии, автор статьи показывает, что для выявления одаренности детей 6-7-летний возраст - самый благоприятный, так как природные дарования в этом возрасте проявляются ярко и спонтанно, и что наиболее благоприятные условия для «одаренного поведения» детей создаются образовательной средой, обогащенной художественным материалом из коллекций современного искусства и структурированной как «плодотворный беспорядок». Опираясь на итоги собственного исследования 2018 года по использованию диагностической методики «Искусство+», автор статьи указывает на зависимость проявления детьми одаренности от вовлечения их в художественно -творческий процесс педагогами, заинтересованными в изучении одаренности детей.

Ключевые слова: психодиагностика; одаренность; современное искусство; ребенок с одаренностью; психология творчества; старший дошкольный возраст; развитие детей в обогащенной образовательной среде; возрастная психология.

Taking into consideration academic discussions on identifying gifted children, the author states the crisis in modern research methodology in terms of giftedness, though he believes in possibility to overcome this and witness the integration of developmental psychology with the psychology of creativity that is the search for new meanings and ways of creating unique, diverse, elaborately structured objects, i.e. rhizoma-like creativity. This activity implies that a child finds the means of self-expression in the very flow of life, transforming everything visible and touchable, that can be heard, smelt and tasted, into the material for the creative process. This way a child anticipates scientific discoveries through their experiments and discoveries, learns to study the world by integrating incongruous things. Based on the data from neurophysiology, the article shows that the age of 6-7 is the most favorable for identifying the gifted, since natural talents at this age are manifested vividly and spontaneously, and that the most favorable conditions for "gifted behavior" of children are created thanks to educational environment enriched with works of contemporary art collections in non-structured way for the sake of fruitfulness. Using the results of his own research in 2018 on the diagnostic methods "Arts+" appliance, the author focuses on the impact the involvement in the artistic and creative process has on children's talents revelation that is carried out by educators interested in studying the phenomenon of gifted children.

Keywords: psychic diagnostics; giftedness; contemporary art; a gifted child; psychology of creativity; senior preschool age; development of children in enriched educational environment; age psychology.

Сегодня обострилось противоречие между актуальностью изучения одаренности и недостаточной разработанностью подходов к ее выявлению, соответствующих уровню современной методологии психологии в целом. Современное знание о данном феномене находится в кризисном состоянии, который выражен, среди прочего, в потере ориентиров поиска «клеточки» одаренности, в дефиците средств ранней диагностики одаренности, способов обнаружения взаимосвязей между видами одаренности [1]. Чтобы преодолеть кризис, необходимо рассматривать проблему одаренности в новых ракурсах, расширив сферу взаимодействия психологии с другими областями знания, прежде всего - с искусствоведением, уделяющим большое внимание вопросам отражения в произведениях представлений авторов об окружающей действительности. Данная постановка вопроса предполагает обновление диагностического инструментария выявления и оценивания одаренности с использованием средств современного искусства: художественных методов и технологий для воплощения эстетических идей, концентрирующих гуманитарные ценности вокруг смысловой доминанты, которая зависит от сегодняшней исторической и социокультурной ситуации, и конкретных информационных результатов (упорядоченной в художественной форме информации о тех или иных объектах современного мира), а также формирование нового знания на основе практической художественно-творческой деятельности (искусство как опыт, поиск новых смыслов и возможностей), осмысления современных произведений. До сих пор в деле изучения «одаренного поведения» и арт-продуктов акцент на особенности современного искусства практически не ставился. Дж. Рензулли рассматривает «одаренное поведение» обобщенно, подразумевая проявления себя ребенком в музыке, изобразительном искусстве, театре, освоении технологий и математики [2]. Арт-продукт ребенка в изобразительном и музыкальном творчестве с точки зрения его

сходства с результатами творчества взрослых авторов рассматривали Э. Виннер и Дж. Мартино [3].

Выявляя одаренность детей 6-7 лет, педагоги, родители, психологи должны учитывать, что именно этот возраст наиболее благоприятен для раскрытия природных дарований, которые в этом возрасте проявляются ярко и спонтанно. С другой стороны, особенности творческого процесса, общие для творчества ребенка и взрослого автора, становятся в современном искусствоведении отдельным предметом исследования.

Проведенное исследование направлено на установление основополагающего для построения методологии выявления одаренности детей 6-7 лет соответствия между особенностями процесса детского творчества и творчества представителей современного искусства, ориентированных на инновационный (свободный) способ творческой самореализации (ризомоподобное творчество).

Материалами исследования, позволившими обобщить представления о детской одаренности, актуальные для современной образовательной системы и современной науки, послужили «Проект постановления Правительства РФ о реестре одаренных детей», публикации специалистов в области психологии (Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская, Д.К. Кирнарская, А.А. Мелик-Пашаев, М.А. Холодная) по обсуждению данного Проекта [4], а также исследования по возрастной нейрофизиологии (Т.А. Цехмистренко) [5]. Автором был учтен и собственный опыт по выявлению одаренности с использованием знания о современном искусстве.

Мы предложили определение одаренности как целостного, разносторонне направленного ресурса психики, который реализуется в благоприятных условиях как высокая, по сравнению с нормой, успешность деятельности [6, с. 18]. Под художественно-творческим процессом понимается постепенное разворачивание художественного образа, отражающего понимание автором мира и отно-

шение к нему, с использованием средств, доступных эстетическому восприятию зрителей/слушателей [7, с. 8]. Мы выдвинули также предположение о том, что целесообразность использования материалов и средств современного искусства в выявлении одаренности у детей 6-7 лет обусловлена сходством процесса творчества ребенка и взрослого автора, создающих художественную ризому.

В 2015 году на Федеральном портале нормативных правовых актов был доступен для обсуждения «Проект постановления Правительства РФ о реестре одаренных детей» [4]. Основная идея постановления - создать федеральный реестр детей с одаренностью, в том числе на основании их психологического обследования, в целях совершенствования системы выявления талантов. Проект предусматривал утверждение порядка и критериев выявления одаренных детей, мониторинга их дальнейшего развития, а также формирование федерального реестра одаренных детей.

К критериям были отнесены:

- наличие у ребенка документов победителя или призера конкурсных мероприятий, документов, удостоверяющих исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, публикаций в научных изданиях;

- высокие результаты психологических и/или психолого-педагогических обследований.

Ряд известных российских психологов выступил с критикой проекта.

Так, Д.Б. Богоявленская и М.Е. Богоявленская [8] обратили внимание на имеющиеся в тексте проекта противоречия и несоответствия:

- критерии и методы выявления одаренных детей не соответствует принципам развивающего образования и системно-дея-тельностного подхода в системе образования, которые лежат в основе «Закона об образовании» РФ [9] и являются фундаментом ФГОС [10], «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» [11];

- создание реестра одаренных детей противоречит «Закону о персональных данных» [12];

- не обозначены высокие социальные риски, включая риски для развития личности детей с признаками одаренности;

- не учтены высокая погрешность критерия конкурсных мероприятий как инструмента выявления одаренности, их изолированность и отсутствие учета в них особенностей возрастных периодов;

- отсутствуют системность, дифференциация, преемственность методов выявления одаренных детей;

- в списке мероприятий по выявлению одаренных детей нет мероприятий внеконкурсного характера (конференции, симпозиумы, выставки и др.), которые являются наименее субъективным и травмирующим инструментом выявления и сопровождения детей с признаками одаренности;

- высокие результаты психологических и/или психолого-педагогических обследований детей не могут являться критерием отбора детей для включения их в реестр одаренных. Данные обследования являются внутренним инструментом мониторинга развития ребенка и входят в систему сопровождения;

- не учитывается факт отсутствия валидных психодиагностических и психолого-педагогических методик, пригодных для широкого применения в образовательных учреждениях с целью определения детей с потенциалом одаренности. В ходе анализа мировой практики по выявлению одаренности путем выполнения разного уровня заданий (тесты на интеллект, творческие задания открытого типа, тесты дивергентного мышления, предметные задания повышенного (олим-пиадного) уровня и т.п.) и конкурсных мероприятий накоплен большой фактологический материал о высокой диагностической погрешности этих методов при выявлении одаренности и даже об их безусловной несостоятельности в плане прогноза развития и сохранения высоких способностей и достижений у детей.

Точка зрения М.А. Холодной по основным пунктам совпадает с критикой «Проекта» Д.Б. Богоявленской и М.Е. Богоявленской [13]. Главное, на что обращает внимание М.А. Холодная:

- несоответствие документа современным научным представлениям о природе детской одаренности;

- отсутствие актуального диагностического инструментария одаренности;

- не учитываются социальные риски, связанные с расслоением подрастающего поколения на «одаренных и неодаренных», возможной коррупционности при формировании реестра одаренных детей;

- отсутствие четких указаний на мониторинг дальнейшего развития ребенка, включенного в реестр одаренных;

- риск неравномерного распределения качественных и индивидуализированных образовательных услуг.

А.А. Мелик-Пашаев в целом согласен с рекомендациями авторов Проекта, касающихся поддержки и развития одаренности, но основную его направленность на выявление одаренности и «селекцию» детей считает разрушительной по своим возможным последствиям. В своих возражениях ученый обращает внимание на следующее:

- неубедительность принятия в качестве критериев одаренности результатов конкурсов;

- социальная опасность разделения детей на одаренных и не одаренных;

- возможность «бюрократического пиршества» оценочных комиссий;

- снятие с образовательной системы ответственности за развитие возможностей всех детей, сведение на нет творческой составляющей общего и общедоступного (дополнительного) образования;

- отсутствие внимания к области художественной (литературной, музыкальной, сценической и др.) одаренности, что содействует «душевному одичанию, проявления которого становятся все очевиднее на всех уровнях нашей общественной жизни» [14].

Не содержит принципиальных отличий от вышеизложенных мнений позиция

Д.К. Кирнарской [15]. Позитивно оценены инициатива помощи одаренным детям, стремление сохранить и развить их выдающиеся способности, преемственность данной инициативы с предшествующими федеральными документами. Конкретно в содержании Проекта ученый критикует:

- отсутствие объективных психологических критериев детской одаренности, положений о прогнозировании будущих успехов одаренного ребенка во взрослом возрасте;

- социальная «взрывоопасность» усиления общественного неравенства по критерию способностей;

- возможность усиления коррупционной составляющей при создании реестра одаренных детей.

В целом материал полемики делает очевидными две вещи: 1) государство проявляет внимание к проблеме выявления и поддержки одаренных детей в рамках общих установок на развитие молодого поколения; 2) государственная политика и научное знание пока значительно расходятся в представлениях о том, как обеспечить такую поддержку. Одна из причин этого несоответствия - неразработанность научной методологии выявления и сопровождения одаренности, в особенности такой методологии, которая могла бы быть доступной для педагогов, непосредственно работающих с детьми, и корректно вписывалась в содержание занятий.

Заметим, что в критике Проекта постановления Правительства РФ «О выявлении одаренных детей» не были упомянуты следующие существенные стороны проблемы:

- отсутствие единой, общепринятой терминологии в области изучения одаренности. Так, в качестве рядоположенных в исследованиях используются понятия «одаренные дети», «дети с признаками одаренности», «дети с потенциалом одаренности». Неразделенность понятий в науке ведет к нечеткости понятийного аппарата официального документа;

- риск высокой субъективности педагогов при оценке одаренности детей, искажающей картину проявления данного качества;

- сложность, трудоемкость и, как следствие, высокая стоимость существующих методов выявления одаренности, а также неестественность условий диагностики, препятствующая раскрытию природных возможностей ребенка.

Реализация Проекта по истечении четырех лет с момента его опубликования мало продвинулась. Обсуждение в научных кругах происходит, но, как отметила лидер отечественной науки в области психологии одаренности Д.Б. Богоявленская, удалось лишь констатировать методологический кризис в поиске «клеточки одаренности» [1].

Примером востребованности данных «высокой» науки при разработке методологического инструментария может стать определение возраста 6-7 лет как наиболее сензитивного для выявления одаренности ребенка. На определение одаренности детей этого возраста направлена диагностическая методика «Искусство+» [16].

Нейрофизиолог Т.А. Цехмистренко и ее соавторы приводят данные, свидетельствующие в пользу уникальности морфо-функционального развития человека от 6 до 7 лет. Это значимые приросты толщины коры головного мозга; изменение ряда биомеханических характеристик, указывающих на развитие двигательных функций; усложнение центральных механизмов управления мелкими движениями пальцев с участием дорсальной премоторной коры; совершенствование механизмов стерео-гноза и формирования ручных двигательных навыков, в том числе координация движений рук с визуальным контролем. В целом до 7 лет развитие мозга происходит асинхронно и гетеродинамически, с высокой индивидуальной вариабельностью. Шестилетний возраст - рубеж в развитии префронтальной и двигательной коры. Важным следствием этого является уменьшение уровня детерминации после-

дующего морфофункционального развития. В 6 лет кора лобной доли находится на стадии внутрисистемной гетерохронии, что обеспечивает в дальнейшем ее переход в качественно новое состояние [5]. В связи с функционированием нейронных сетей формируются такие особенности поведения ребенка в процессе творчества, как целенаправленность, мультимодальность, познание посредством распознавания образов, отсутствие напряженности, естественность, успешность зрительного поиска привлекательных объектов, активация ребенка при прослушивании простых вокальных сигналов, возникновение мелодичности связной речи и пения, добавление к речевой артикуляции соответствующей мимики, жестикуляции и других движений, позволяющих полнее выразить смысл сказанного, решение сложных соматосенсорных задач, включая микро- и макрогеометрический анализ положения тела в пространстве, в ситуации выбора / плодотворного беспорядка [17].

На наш взгляд, для выявления взаимосвязи между поведением ребенка, указывающим на его одаренность, его результатом (арт-продуктом) и морфологическими особенностями его мозга целесообразно предложить творческие задания, со свойственной современному искусству экономичностью объединяющие разные объекты, материалы и виды деятельности [18 ; 19].

Первый этап работы в данном направлении был реализован как проект «Раннее выявление одаренности в условиях художественно-творческого процесса», осуществленный при поддержке РФФИ (2018 год). Специально для данного проекта была разработана диагностическая методика «Искус-ство+» на основе использования художественно-творческой деятельности детей 6-7 лет как механизма, обнаруживающего одаренность в различных сферах, преимущественно в дуовекторных парах: музыка -математика, изобразительное искусство -спорт (движение), музыка - изучение язы-

ков и языковое творчество. Результаты исследования подтвердили эффективность методики [6].

При разработке диагностической методики «Искусство+» мы опирались на представление о современном искусстве как искусстве, основанном на ризоматическом подходе к созданию произведений [20], и считали, что маленький автор осуществляет деятельность, конгруэнтную деятельности взрослого автора. В том и другом случае происходит соединение несоединимого, используются ассоциации при подборе художественных и нехудожественных элементов целого, отражающие этапы мышления, поиска нового знания о мире средствами искусства. В этом направлении ведет своего ученика педагог, работающий по методике «Искус-ство+». Так, может быть создана трехмерная книга-ризома, инсталляции, арт-композиции на музыкальной основе. Ребенок свободен в выборе материала и технологических приемов. Поэтому его одаренность получает многочисленные возможности для проявления, спектр которых значительно шире, чем при использовании традиционных диагностических методик.

Основными преимуществами современного искусства в обучении и воспитании являются:

- создание художественных образов с использованием новых средств выразительности, взятых непосредственно из жизни или из виртуального пространства, что расширяет возможности для удовлетворения творческих потребностей детей и взрослых;

- преобразование в материал для творчества всего, что доступно зрению, осязанию, слуху, обонянию, вкусовым ощущениям автора в процессе создания эстетически упорядоченных объектов, актуальных для воспринимающего их человека своей жизненностью и наличием резонанса между их состоянием и внутренним состоянием автора;

- предвосхищение научных открытий и общественных изменений в инновационных художественных образах, что позволяет подготовить к освоению быстро меняющегося знания;

- сохранение культурных ценностей в новых, понятных человеку XXI века, формах и контекстах;

- смыслообразование и материализация смыслов как механизм развития культуры.

Понимая одаренность как созданный самой природой ресурс развития человека от его рождения до взрослого возраста, мы видим необходимость изучения данного феномена через доступное непосредственному восприятию «одаренное поведение» с опорой на современные идеи возрастной нейро-морфологии. Проявления художественно-творческой одаренности в деятельности ребенка 6-7-летнего возраста, конгруэнтной творчеству взрослых инновационно мыслящих авторов, могут заметить внимательные родители и оценить педагоги, вооруженные специальной методикой.

* * *

1. Богоявленская Д.Б. Теоретико-методологические основания раскрытия природы одаренности // Психология творчества и одаренности : материалы всерос. науч.-практ. конференции, г. Москва, 20-21 апреля 2018 г. : сборник статей / отв. ред. Д.Б. Богоявленская. М. : МПГУ, 2018. С.21-26.

2. Renzulli J.S., Gaesser A.H. Un sistema multicriterial para la identificación del alumnado de alto rendimiento y de alta capacidad creativo-productiva // REVISTA DE EDUCACION. 2015. № 368. P. 96131. DOI: 10.4438/1988-592X-RE-2015-368-290.

3. Winner E., Martino G. Giftednessin the visual arts and music // Heller K., Monks F. and Pas-sow A.H. (Eds.) International Handbook of Research and Development of Giftedness and Talent. New York : Pergamon, 1993. P. 253-281.

4. Проект постановления Правительства РФ о реестре одаренных детей // Психологическая газета. URL: https://psy.su/feed/4898/ (дата обращения: 10.11.2019).

5. Строение и развитие коры большого мозга / Т.А. Цехмистренко [и др.]. М. : Спутник+, 2019.

538 с.

6. Раннее выявление одаренности в условиях художественно-творческого процесса : монография / Л.Ю. Калинина [и др.] ; отв. ред. Л.Ю. Калинина, Д.В. Иванов. Самара : Артель, 2018. 160 с.

7. Калинина Л.Ю., Иванов Д.В. Технология раннего выявления одаренности средствами современного искусства : учебно-методическое пособие / под ред. Н.Г. Кочетовой. Самара : Артель, 2019. 180 с.

8. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Предложения по Проекту постановления Правительства РФ «О выявлении одаренных детей» // Психологическая газета. URL: https://psy.su/ feed/4899/ (дата обращения: 10.11.2019).

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.11.2019).

10. Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/ (дата обращения: 10.11.2019).

11. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsij a-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyj avlenij a-i-razvitij a-molodykh/ (дата обращения: 10.11.2019).

12. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 10.11.2019).

13. Холодная М.А. Предложения по Проекту постановления Правительства РФ «О выявлении одаренных детей» // Психологическая газета. URL: https://psy.su/feed/4900/ (дата обращения: 10.11.2019).

14. Мелик-Пашаев А.А. Предложения по Проекту постановления Правительства РФ «О выявлении одаренных детей» // Психологическая газета. URL: https://psy.su/feed/4901/ (дата обращения: 10.11.2019).

15. Кирнарская Д.К. Предложения по Проекту постановления Правительства РФ «О выявлении одаренных детей» // Психологическая газета. URL: https://psy.su/feed/4902/ (дата обращения: 10.11.2019).

16. Калинина Л.Ю., Иванов Д.В. Методика выявления «дуовекторной» одаренности у детей 6-7 лет в условиях художественно-творческого процесса // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7, № 4(25). С. 326-335.

17. Калинина Л.Ю. Одаренное поведение ребенка 6-7 лет в контексте его морфофункциональ-ного развития // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. С. 35-45.

18. Шехтер Т.Е. Произведение искусства как художественная ценность : дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1982. 170 с.

19. Арт-галерея «Виктория». URL: http://www.gallery-victoria.ru/about (дата обращения: 10.11.2019).

20. Делёз Ж., Гваттари Ф. Ризома // Философия постмодерна : сборник переводов и рефератов. Минск : Беларусь, 1996. С. 10-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.