Научная статья на тему 'Психологический портрет террориста'

Психологический портрет террориста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2440
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологический портрет террориста»

Пспхопогпя п&авона&згилаюшего повержен п я

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ТЕРРОРИСТА

Канд. пед. наук, доцент С.П. Дресвянин

Нижневартовский экономико-правовой институт

В одной из резолюций, принятых ООН, дается неутешительный прогноз на начало XXI в. - экологические катастрофы и терроризм. Терроризм - это угроза применения насилия, индивидуальные акты насилия или кампания насилия, возбуждающие чувство страха. Всего же существует около 100 определений террора и терроризма. Это новый вид войны, для которой характерны жестокие формы насилия - убийства, взрывы, отравления, захваты заложников. Террор отрицает основное право человека - право на жизнь, тем более что жертвами зачастую становятся случайные люди. Достаточно вспомнить г ибель студентов в Ессентуках, захват заложников в "Норд-Осте" и т.д.

Кто же становится террористом? Психология выделяет тип людей, сознательно или подсознательно руководствующихся в жизни поиском острых ощущений, которые помогают им поддерживать определенный энергетический уровень. Участие советской, а потом российской армии в горячих точках выявило огромное количество людей, называемых "людьми кризиса", которых научили профессионально убивать. Экс-премьер-министр Израиля Голда Мейер однажды сказала: "Я ненавижу терроризм за то. что он превращает в убийц тех, кто с ним борется".

Один из киллеров, бывший морской пехотинец, при отборе кандидатов обращает внимание на наличие боевого опыта, отменную физическую подготовку, определенный склад ума и одинаковые взгляды на жизнь. Особое внимание уделяется цвету глаз, так как считается, что люди с черными и карими глазами обладают пороками, а идеальные убийцы имеют серЫе, голубые и синие глаза. Такие люди воспринимают жестокость и убийство как средство самозащиты.

Вступление в террористическую группу сопряжено с полным самоотречением и разрывом связей с родными и близкими. Вступлению предшествует обязательное испытание кандидата в кровавом деле, чтобы отрезать путь назад. Выход из группы невозможен и карается смертью, угроза которой простирается над его родственниками. Вот что говорит о своей кровавой профессии один из террористов в работе "Власть и саботаж" А. Негри: "Всякий раз, когда я надеваю на голову капюшон с прорезями для глаз, я ощущаю лихорадочное возбуждение, как если бы я ожидал встречи с любовницей. Возможный риск меня не тревожит: всякий акт разрушения и саботажа отзывается во мне, как голос классовой общности". Наркотиком для террориста являются действие и опасность, он должен вытравить из себя все человеческие чувства и добиться своего, внушая ужас тем, кто отказывается ему повиноваться. Его подстегивают постоянная опасность и необходимость тщательно обдумывать каждый шаг, чтобы выжить.

Для того чтобы стать в США хорошим полицейским, нужно иметь 46 необходимых качеств и свойств личности из 1500 имеющихся. Какими же качествами должен обладать террорист, никто не знает, ибо терроризм очень многолик. Но, тем не менее, вырисовывается следующий портрет:

1. Высокая дисциплинированность.

2. Жесткая конспирация (использование конспиративных квартир, изменение внешности, поддельные документы).

3. Обладает женской способностью быстро проникать в характеры и побуждения людей.

4. Не нападает дважды в один и тот же отрезок времени. Если попытка не удалась - уходит, чтобы нанести удар позже в другом месте, в другое время.

5. Сделав неверный шаг, постарается убедить всех в том, что сделал это намеренно.

6. Повторение одних и тех же действий является для террориста не скучным занятием, а процессом совершенствования. Профессионал - это тот. кто делает свое дело отлично, плохо делать не может.

7. Нигде и никогда не теряет бдительности, умеет поставить себя на место противника.

8. Способен подавить в себе жалость к жертве.

9. Никогда и никому не доверяет.

10. Холодный аналитический ум, смелость в сочетании с расчетливостью, ибо после проведения акции придется рассчитывать на свою изобретательность.

11. Готов к любой неожиданности и применяет насилие, подобно хирургу:

- тогда, когда это нужно:

-там, где нужно;

- ровно столько, сколько нужно.

12. Надежность партнеров оценивает по двум меркам:

- насколько он от партнера зависит;

- имеется ли на него компромат.

Друзей у него нет. есть только партнеры и враги.

13. Террорист может пользоваться самыми обыденными вещами, которые продаются в аптеке. Например, сделать взрывчатку или зажигательную смесь. Может отказаться от ненужного оружия.

14. Обладает твердым взглядом и зловещим спокойствием, которые у него появляются от осознания собственного могущества и неуязвимости.

15. Он не побежит от опасности, зная, что смерть - это естественный конец жизни, и ему важно, КАК умереть, а не КОГДА-

16. Продает свои услуги тем, кто в состоянии их оплатить. Умеет всюду находить недовольных или обиженных людей.

17. Знает методы проведения операций, тактику и средства к достижению цели у своих врагов.

18. Никогда не повторяется, каждый раз меняет документы, подходы, экипировку, чтобы смешаться с толпой.

19. Проводит хронометраж времени на акцию, использует при отходе подвалы и чердаки, транспорт.

20. При проведении акции не испытывает упреков совести и внутренних конфликтов, чувства ненависти к жертвам также нет. >ц

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2004, №2 (22)

75

Поскольку оружием террориста являются неожиданность и инициатива, то оружием правоохранительных органов должны стать организованность и система, ибо успех на 90% зависит от агентурного проникновения в террористические организации. Охотник за террористами должен обладать способностью понимать образ мыслей другого человека и предугадать его следующий ход.

О КРИМИНОЛОГИЧЕСКОМ СОДЕРЖАНИИ БЫТОВОГО НАСИЛИЯ

Адъюнкт К. В. Филиппенко

Омская академия МВД России

Противоречия в быту (в том числе и насильственные) -это фактически конфликт, столкновение сторон, мнений и одна из стадий развития противоречий в системе отношений людей. Такой конфликт формируется в конкретной ситуации, характеризующей социальную проблему (8). Силовое, насильственное разрешение бытовых противоречий является критической стадией решения противоречий. Разрешая различного рода противоречия, люди воспринимают и оценивают событие и друг друга в конкретной жизненной ситуации. Под восприятием понимается целостное отражение предметов. ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств (17). Значимым признаком в процессе восприятия является целостное отражение. Оно предполагает изучение предмета, ситуации, человека во всех его связях, отношениях и опосре-дованиях. Целостное отражение предполагает выделение в ситуации признаков причинной зависимости явлений, отношений. мнений, суждений, взглядов, установок, ценностей. Психолог и философ, впервые разработавший теорию деятельности в философии, психологии и педагогике, С.Л. Рубинштейн. писал о познании развития, что "выявление все новых свойств вещей происходит через включение их в новые связи. Вещи, явления при этом выступают перед субъектом каждый раз в новом качестве, раскрываются перед ним с новой стороны" (19, 235). Представленная позиция кардинально важна в криминологии при изучении восприятия людьми конкретной жизненной ситуации и себя - в ней. Целостное отражение дает возможность участникам ситуации насилия адекватно понимать происходящее. Под пониманием в науке признается: 1 Способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат. 2. Вызванные внешними или внутренними воздействиями специфические состояния сознания, фиксируемые субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия. Без понимания невозможно продолжение общения, координации действий и какие-либо другие осмысленные действия и воздействия (17).

Выделенные особенности понимания в психологическом смысле непосредственно отражаются в конкретной жизненной криминологической ситуации бытового насилия. Оттого, как участники насильственной ситуации понимают происходящее. зависит концепция их действий, формирование различного рода побуждений, целей, степень активности. Ведя речь о понимании криминогенных ситуаций участниками, нельзя не отметить роль общественного сознания. Из нескольких видов сознания (группового, нормативного, обыденного), здесь нас интересуют обыденное и групповое. Групповое сознание предполагает доминирование в определенной группе людей стойких ценностей: установок, требований, отношений, одобрений, обычаев, традиций, стереотипов дей-

ствий. Личность, входящая в состав конкретной группы, перенимает групповые ценности и руководствуется ими в своей жизни, в том числе и в быту, поэтому роль группового сознания участников бытового насилия весьма значительна. Это связано с тем, в какой степени социальные групповые нормы более актуальны, чем нормы индивидуально-бытовые. Сознание обыденное совпадает со спонтанными, непрофессиональными, базирующимися исключительно на непосредственном опыте практической деятельности людей и овладения ими способами освоения мира (8).

Основанное на непосредственном практическом опыте, где методом проб и ошибок было сформировано отношение к различным сферам человеческой деятельности, где в качестве смысла бытия выбраны критерии повседневной жизни, такое сознание считается обыденным. Существующее мнение в философии, социологии, социальной психологии, криминологии -понимание более "низкого" уровня обыденного сознания по сравнению с общественным - нуждается в дополнительном изучении. Сознание бытового насильника, как правило, идентифицируется с непониманием им высоких целей и ценностей общественного бытия, т.е. считают, что проблема сознания бытового насильника решена.

В специальной криминологической литературе накоплен большой материал о личности преступников, в том числе и насильников, и бытовых насильников. Сознание бытового насильника считается как бы "усеченным", "упрощенным". Но упрощение - это один из путей к заблуждению как в научной, так и в практической деятельности. Под упрощением в русском языке понимается: "1. Сделать более простым, уменьшить сложность чего-либо. 2. Лишив глубины и сложности, сделать чересчур простым, примитивным, представить в обедненном, искаженном виде" (22). Искусственное упрощение в науке - это путь, ведущий к методологическому заблуждению. Такое заблуждение наблюдается в искусственном переносе явления бытового насилия из сферы общественной в сферу сугубо бытовую. Такой перенос, приведший к упрощению понимания бытового насилия, затруднил познание его истинных закономерностей.

Социальный портрет бытового насильника: низкий культурный и образовательный уровень, обесценивание значения семьи, безразличное отношение к детям, социальная отчужденность, неприязненные отношения, злоупотребление спиртными напитками, наличие психических аномалий различного характера (у преобладающего большинства насильников) (5,66-67) - практически досконально изучен и стал классическим. Но такой портрет бытового насильника - результат упрощенного подхода к анализу явления бытового насилия. Личность-сущность социальная (14,3). Она содержит в себе отдельные свойства различных общественных отношений. Эти установки и отношения личности реализуются ею независимо от места нахождения: либо в быту, либо в большом официальном социуме. Тем более что перечисленные структурные компоненты социального портрета бытового насильника лишь результат социальных отношений, реализованных в быту. Значит социальные отношения личности служат предметом изучения явления бытового насилия.

В качестве иллюстрации к социальному портрету бытового насильника по поводу пьянства и алкоголизма можно привести мнение исследователя нравов России B.C. Поликарпова. Он отметил, что у русского народа так называемой пьяной традиции никогда не существовало; пьянство пришло в наше отечество со стороны. Недаром еще в конце XVII столетия на Руси был учрежден специальный "орден за пьянство" - тяжелая чугунная плита с железным ошейником, с выпивохой обращались весьма круто (16, 296). Или другой пример упрощенного понимания бытового насилия. О причинах самоубийства (как насилия над собой) пишет французский писатель и философ А. Камю. Он считал, что "причин для самоубийства много, и самые очевидные из них, как правило, не самые действенные" (7,25).

76

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2004, №2(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.