Научная статья на тему 'Психологический портрет современного подростка, склонного к аддикциям'

Психологический портрет современного подростка, склонного к аддикциям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
548
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / ПОДРОСТКИ / ТЕСТИРОВАНИЕ / DRUG ADDICTION / TEENAGERS / TESTING
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сатаева Т.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологический портрет современного подростка, склонного к аддикциям»

УДК 616

Сатаева Т.П.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА, СКЛОННОГО К АДДИКЦИЯМ10

Крымский государственный медицинский университет им.С.И.Георгиевского, Симферополь, Россия, tanzcool@online.ua

По неофициальным данным, сейчас в СНГ более 15 миллионов наркоманов -каждый 12 россиянин является наркоманом. Их количество постоянно увеличивается, а средний возраст зависимых молодеет. Эта проблема угрожает не только нашему настоящему, но и будущему, т.к. она поражает, прежде всего, молодых людей и подростков. Новый подход в решении этой проблемы - это перенос акцента с проблемы наркомании к проблемам подростка, употребляющего наркотики, к проблемам его личности, его межличностных взаимоотношений не только со сверстниками, но и в семье. Действительно, существуют предпосылки, влияющие на возможность аддиктивного поведения - биологические, социальные, психологические, духовные. Но как они конкретизируются в отношениях молодого человека с миром, как сказываются на его мировоззрении? Что же происходит в его взаимоотношениях с родителями, друзьями, любимыми? Как он относится к прошлому, будущему, любви, сексу, к самому себе? И что же отличает юношей и девушек, склонных к аддиктивным формам поведения. Таким образом, считаем вопрос изучения личности человека, начавшего употреблять ПАВ, его мировоззренческих особеностей, открытым [1].

В качестве метода изучения мировоззренческих особенностей юношей и девушек, склонных к аддикциям, использовалась проективная методика «Незаконченные предложения Сакса и Леви». Проективный характер методики в значительной степени снимает искажения, связанные с социальной желательностью ответов. Материал методики представляет собой бланк, на

10 Sataieva T.P., PSYCHOLOGICAL TRAITS OF MODERN TEENAGER WHO CAN DEVELOP DRUG ADDICTION. Crimea State Medical University SI St. George, Simferopol, Russia, tanzcool@online.ua

котором напечатаны 40 неоконченных предложений.

Для исследования склонности испытуемых к аддиктивному поведению в дополнении к пунктам методики мы включили в текст опросного листа следующий вопрос: «Имели ли вы опыт употребления ПАВ?». При этом экспериментатор устно разъясняла испытуемым, что имеется в виду под ПАВ в данном случае - все вещества, изменяющие сознания, за исключением табака и алкоголя. 55 испытуемым предлагалось два варианта ответа: «да» или «нет». С целью получения искренних ответов тестирование проводилось анонимно.

Юноши и девушки, имеющие склонность к аддиктивному поведению, более пессимистично воспринимают свое будущее по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению, - уровень значимости 0,001. Значимые различия по отношению к отцу на уровне 0,001. Различия по отношению к матери - на уровне 0,01. Отрицательное отношение к отцу и матери у юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению, связано, прежде всего, с отсутствием эмоционального контакта, доверия, с недостатком внимания, в признании конфликтности отношений. Значимы различия по отношению к браку - уровень значимости 0,001. Юноши и девушки, склонные к аддиктивному поведению, имеют более положительное отношение к браку по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению. У них чаще наблюдается стремление к браку, а также идеализация его.

Таким образом, юноши и девушки, имеющие склонность к аддиктивному поведению, более пессимистично воспринимают свое будущее и значительно чаще не удовлетворены своими отношениями с матерью, отцом, по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению.

Исходя из этого, существует множество причин, которые могут привести человека к употреблению психоактивных веществ. Это и гиперопека, и бесконтрольность; депрессия, социальная нестабильность, наследственность, желание принадлежать к определенной группе людей, протест, неумение решать проблемы, возникшие в период взросления. Поэтому избавление подростка от физической зависимости от наркотика - это только первый шаг при лечении наркомании. Дело в том, что помимо физических болей, у зависимого человека остается искаженный опыт о культуре человеческих взаимоотношений, социальных норм, необходимых для эффективного

взаимодействия с людьми, ролей, видов деятельности, опыта общения. Для эффективной реабилитации необходимо научить человека жить без психоактивного вещества, найти способы самореализации, приобрести опыт решения проблем. Главной целью ликвидации наркотической зависимости -обеспечить безопасную и поддерживающую обстановку, в которой человек, злоупотребляющий психоактивными веществами, имеет возможность начать процесс выздоровления от наркотической зависимости.

Литература:

1. Березин С.В, Лисецкий К.С, Мотынга И.А. Психология ранней наркомании, Самара, 1997.

Ключевые слова: наркомания, подростки, тестирование.

Keywords: drug addiction, teenagers, testing

УДК 615.214-057. 875

Смирнова О.А., Шукшин В.И.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СТУДЕНТАМИ ВУЗА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СКРИНИНГ-ЭКСПРЕСС-ТЕСТА11

ФГБОУ ВПО МГУ им. Н.П. Огарева, Саранск, Россия, oa-smirnova@mail.ru

Молодежная наркомания, как утверждает статистика, стала настоящей эпидемией в стране. Данные Министерства внутренних дел России свидетельствуют, что 70% употребляющих наркотики - это подростки и молодежь [2].

15 мая 2013 года был принят закон, вводящий с 5 декабря 2013 года добровольное тестирование на наркотики для учащихся школ и ВУЗов, которое будет проводиться в два этапа. На первом этапе — с помощью социально-психологического тестирования, на втором — с помощью профилактических медицинских осмотров, включающих анализ биологических жидкостей.

11 Smirnova O.A., Shukshin V.I., THE USE OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES BY STUDENTS ON THE RESULTS SCREEN-EXPRESS - TEST. Mordovia State University named after N.P. Ogareva, Saransk, Russia,

oa-smirnova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.