Научная статья на тему 'Психологический пол личности в контексте гендерных исследований'

Психологический пол личности в контексте гендерных исследований Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
2575
573
Поделиться
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ ЛИЧНОСТИ / ПОЛОВОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ / SEX (GENDER) ROLE

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Лопухова Ольга Геннадьевна

Понятие психологического пола личности, рассматриваемое в отечественной психологии как многоуровневое системное образование, соотносится с зарубежными гендерными теориями личности; анализируется значение концепта психологического пола личности в современных гендерных исследованиях.

GENDER SYSTEM OF A PERSONALITY IN THE CONTEXT OF GENDER RESEARCH ACTIVITIES

The present study evaluates the concept "the gender system of a personality" in the contemporary gender research. We also compare the meaning of the term in Russian psychology with the meaning of the gender concept existing in other countries. "Gender" is understood as a multi-meaning term. In Russian psychology "the gender system of a personality" is described as an intricate system including a sense of sex, ones gender identity, an internalized sex (gender) role.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Психологический пол личности в контексте гендерных исследований»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №4(26)

УДК 159.922.1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

© О.Г.Лопухова

Понятие психологического пола личности, рассматриваемое в отечественной психологии как многоуровневое системное образование, соотносится с зарубежными гендерными теориями личности; анализируется значение концепта психологического пола личности в современных гендерных исследованиях.

Ключевые слова: гендер, психологический пол личности, половое самосознание, гендерная идентичность, гендерная роль.

Деление окружающего мира на категории "мужского" и "женского" испокон веков представлено во всех культурах: в мировоззренческой и религиозной символике, в разделении по признаку пола трудовой деятельности и социальных ролей. Оно отражено в сознании каждого человека, проявляясь в идеальных образах мужественности и женственности, направляющих процессы идентификации в развитии личности. Однако лишь во второй половине ХХ века данный феномен, получив обозначение "гендер", стал актуальным объектом исследований в самых разных научных областях, в том числе и в психологии.

В отечественной психологии в 70-90-е годы ХХ века обусловленность развития личности половой принадлежностью и половой ролью исследовали А.Г.Асмолов, А.И.Белкин, Д.Н.Исаев, И.С.Кон, В.Е.Каган, И.И.Лунин, Т.И.Юферева и др. [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]. В их исследованиях различных аспектов становления личности отмечалось, что органическое развитие само по себе еще не делает человека мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле и должно для этого дополниться "психологическим полом", который "проявляется в разных особенностях социального поведения, связанных с половым диморфизмом" [1: 249]. Однако разработка проблем психологического пола личности в отечественной психологии была представлена единичными исследованиями, не развившимися в концептуальное направление по разработке данного феномена.

В начале 90-х годов в отечественные гуманитарные науки пришел термин "гендер" как калька с англоязычного термина "gender", в связи с чем в последующие два десятилетия исследования гендерных проблем в России приобрели устойчивую популярность. В то же время введение нового термина в психологии личности привело к определенным проблемам, связанным с соот-

несением уже существовавшей и новой, "гендерной", терминологии. Большинство отечественных исследователей в этой ситуации встали на позицию простой замены применяемых ранее по отношению к социальным и личностным проявлениям терминов "половое" и "полоролевое" более модным термином "гендерное".

Вместе с тем можно наблюдать попытки перенесения и переосмысления зарубежной гендерной терминологии в русле отечественных методологических подходов в психологии личности. В результате, на наш взгляд, происходит вытеснение и утрата методологически продуктивных конструктов в понимании системных механизмов личностного развития, каковым является понятие "психологический пол личности", не имеющее точного аналога в зарубежной гендерной психологии. В связи с обозначенной ситуацией представляется немаловажным проанализировать и обобщить представления о сущности, механизмах и функциях отдельных составляющих психологического пола в развитии личности, соотнести понимание психологического пола личности с зарубежными теориями гендерных конструктов личности и определить его позиции в системе современных гендерных исследований.

Классиками гендерной психологии (С.Бем, М.Киммел, К.Уест и Д.Зимерман и мн. др.) "гендер" рассматривается как одно из базовых измерений социальной структуры общества, которое вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему, отражаясь на характере развития личности [9; 10; 11; 12]. Таким образом, "gender" может трактоваться как очень широко, обозначая разделение по признаку пола и культурных символов, социальных институтов, рынка труда, идентификационных моделей личности, так и узко, подчеркивая разницу между социальным и биологическим полом личности. В этом смысле психологический пол,

если его определять как характеристику "... личности и поведения человека с точки зрения мас-кулинности-фемининности - совокупности признаков, отличающих мужчин и женщин, филогенетически заданных свойств психики, формирующихся под влиянием социальных факторов" [13], является одним из компонентов более широкого понятия "гендер".

Однако на наш взгляд, существенной особенностью отечественных исследований являлась тенденция рассматривать психологический пол в свете системного подхода, подразумевая при этом взаимодействие биологических и социальных влияний на его развитие. В традициях отечественной психологии пол развивающейся личности рассматривают как ".сложную многоуровневую структуру, включающую генетический пол, гонадный пол, гормональный пол, морфологический (соматический) пол, гражданский пол, пол воспитания и психологический пол" [13]. В данном комплексе компонентов, разноуровневых составляющих пола, которые формируются на разных стадиях индивидуального развития и детерминированы иерархической системой механизмов [14], психологический пол представляет одну из составляющих. Он сам представляет собой сложную, иерархически организованную систему компонентов, взаимосвязанную как с составляющими системы пола, так и с системной организацией личности. В этой связи А.Г.Асмолов выражает мнение, что для эффективного изучения психологический пол личности как сложного качества необходимо выработать единый подход к пониманию условий его формирования, который бы учитывал всю систему факторов - как биологических, так и социальных - их взаимовлияния в многоплановом процессе становления личности [1].

Понимание психологического пола личности отличается от понимания гендерной личности в теории гендерной схематизации С. Бем. Его также нельзя свести напрямую к пониманию маскулинности и фемининности как двух взаимодополняющих или независимых структур личности в концепциях андрогинии.

Согласно теории гендерной схемы, "гендерная личность" формируется как результат усвоения гендерной поляризации в культуре, так называемых "гендерных линз", и, ". как только эти линзы усвоены, они предрасполагают ребенка, а позднее взрослого, формировать свою идентичность в соответствии с линзами" [10: 195]. Гендерная личность - это результат преобразования "культурного в естественное", "гендерного в природное", которое ".происходит благодаря неосознаваемому переносу линз культуры в пси-

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

хику личности, в ее сознание" [10: 196]. При том, что ". гендерная личность - это нечто большее, чем индивидуальная совокупность фемининных или маскулинных черт; это одновременно и способ воспринимать реальность, которая снова и снова воспроизводит эти черты на протяжении всего цикла существования "я" конструкции" [10: 214], источником ее образования выступают исключительно социальные, культурные конструкты.

В свою очередь, психологический пол понимается как система иерархически организованных элементов (образований), детерминированных в разной степени биологическими, социально-культурными и психологическими (личностными) факторами. Абстрактное выделение этих разноуровневых элементов основывается на выявленных случаях нарушений психологического пола разной этиологии и глубины. При этом четко проявляется закономерность, что специфические нарушения более высоких иерархических уровней психологического пола предполагают нормальное развитие предыдущих уровней.

Возникновение полового самосознания можно выделить как первое и базовое образование в онтогенезе психологического пола личности. Понятие полового самосознания (аутоидентификации) сформировалось в практике работы с транссексуализмом как обозначение ощущения индивидом своей принадлежности к мужскому или женскому полу [15]. В норме половое самосознание человека соответствует его биологическому полу (генетическому, гормональному и морфологическому) и органично сливается с формирующейся половой идентичностью и ин-териоризацией половой роли [4]. Случаи нарушений (инверсий) полового самосознания позволяют раскрыть его роль в формировании психологического пола личности. Эти нарушения проявляются различными вариантами транссексуализма как стойкого осознания своей принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильный (соответствующий морфологическому) пол воспитания и даже вопреки всем усилиям родителей. В качестве причины инверсии полового самосознания указывается органическое нарушение дифференцировки структур мозга, в первую очередь, гипоталамуса, под воздействием гормональных влияний [16]. Несоответствие "для-себя-бытия" и "бытия-для-других" (А.В.Петровский) в этих случаях проявляется, по литературным данным, уже в три года, активизируясь затем в период пубертатного созревания, и драматическим образом нарушает гармоничное формирование личности [2; 3; 4].

Понятие полового самосознания на определенном этапе развития личности аналогично употребляемому в отечественной литературе понятию "первичная половая идентичность" [4; 7], а также понятию "ядерная половая идентичность", используемому за рубежом [17; 18]. Ядерная половая идентичность, по В. Мертенсу, это первичные, осознанные и неосознанные представления относительно своего биологического пола: "Они развиваются, основываясь на комплексном взаимодействии биологических и психических влияний, с рождения . и к концу второго года жизни устанавливаются как (относительно) бесконфликтное знание" [17: 24].

Первичная половая идентичность понимается как представление о своей половой принадлежности, возникающее к полутора годам и образующее наиболее ранний и устойчивый, стержневой элемент "Я". Это знание своей половой принадлежности еще не включает рефлексии и сознательного осмысления, стабильных понятий о половой принадлежности и ее константности [4]. Однако понимание полового самосознания отличается тем, что оно не снимается как первичная половая идентичность в ходе развития психологического пола более развитой половой идентичностью и не остается неизменным в дальнейшем развитии личности "ядром" как ядерная половая идентичность. Половое самосознание понимается как базовый, в большой степени модальный, т.е. основанный на ощущениях компонент психологического пола, но эволюционирующий в ходе развития личности как часть образа себя. На начальном периоде в большой степени половое самосознание основано на самоощущениях как "аффективная часть образа себя" [19: 5], но по мере становления личности формируется когнитивная часть образа себя (знания о себе) и половое самосознание приобретает признаки амодальности [2; 3].

На основании исследований формирования личности при смене пола А.И.Белкин выделяет две формы самосознания пола - константное и концептуальное. Константное самосознание пола осуществляет контроль за половым поведением взрослого, который в детские годы осуществляется другими лицами (родителями, учителями и т.д.). Концептуальное самосознание пола проявляется в связи с затруднением в отождествлении своего "Я" с другими представителями пола; невозможность в силу биологических особенностей индивида использовать поведенческие и эмоциональные стереотипы, принятые в данной среде; непризнание субъекта в его поле другими индивидами и т.п. [3].

Появление и развитие полового самосознания личности можно связать с возникновением субъ-ектности в развитии личности, которая, по мысли Л.С.Выготского, является специфичной "точкой встречи" идеальной и реальной форм поведения. При этом идеальная форма, проявляющаяся в конце развития, уже существует и непосредственно взаимодействует с реальной формой развития [20].

Таким образом, половое самосознание выполняет регуляторную функцию, обеспечивает "индивидуальную реализацию идеального образа", которая, по словам Э.В.Ильенкова, "...предполагает способность сознательно сопоставлять идеальный образ с реальной действительностью, еще не идеализированной" [21: 184].

В структуру психологического пола включают также половую идентичность и половую роль [13], однако концептуальное определение и соотнесение этих образований неоднозначно. Проблема половой идентичности как результата процесса идентификации ребенка с родителем своего пола впервые была затронута З. Фрейдом и рассматривалась в качестве основной функции в процессе развития личности. В результате возникает качество, которое сейчас называют гендерной идентичностью, а также важнейшее личностное образование - сверх-Я или Я-идеал. В дальнейшем место родителей переходит ". к учителям и авторитетам . Социальные чувства покоятся на идентификации с другими людьми на основе одинакового Я-идеала" [22: 478].

Далее представления о феномене идентификации развивались в русле психоаналитических воззрений как последователями, так и оппонентами З.Фрейда. Так, К.Хорни, полемизируя с учением З.Фрейда, пересмотрела его позиции относительно сути некоторых механизмов идентификации, показав определяющую роль культуры, тех ценностей и представлений, которые бытуют в конкретном обществе в конкретный исторический период. К. Хорни подчеркивала, что именно общество дает личности знание о значимости, ценности и содержании объектов идентификации, определяя направление этого процесса и возможных противоречий на его пути [23].

Позднее феномен идентичности перестал быть прерогативой психоаналитических учений, стал анализироваться с позиций интеракциони-сткого и когнитивисткого подходов в связи с изучением механизмов развития личности в социуме. Согласно теории Г.Теджфела и Дж.Тер-нера, социальная идентичность вместе с личностной идентичностью (осознаваемыми индивидуальными особенностями) образует единую когнитивную систему - "Я-концепцию", выпол-

няющую роль регуляции поведения в соответствующих условиях. Центральным механизмом развития идентичности здесь выступает соотнесение норм группы с собственной системой ценностей. Социальная идентичность выступает как категория индивидуальная, но связанная с социальной ролью, позицией или статусом и в классическом определении Г.Тэджфела рассматривается как та часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знаний индивида о собственном групповом членстве вместе с ценностными и эмоциональными проявлениями этого членства [24].

Опираясь на работы Г.Тэджфела, а также на идеи конструктивистского подхода, Н.Л.Иванова определяет социальную идентичность как динамическую, прижизненно формирующуюся в ходе взаимодействия и активного построения социальной реальности, систему социальных конструктов субъекта, которая оказывает влияние на его ценностно-смысловую сферу и поведение [25]. Поскольку каждый индивид одновременно является членом различных социальных общностей, выделяются различные виды социальной идентичности, отражающие разные направления социальной отнесенности (профессиональная, гражданская, этническая, политическая, религиозная и другие), где гендерная идентичность выступает одним из рядоположенных образований.

В исследованиях изменения психологического пола при транссексуализме А.И.Белкиным было установлено, что для процесса половой идентификации характерно:

1) отождествление (уподобление) своего "я" чужому, принятому за "образец" или "эталон", в первую очередь, заимствование манеры поведения и личностных черт;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2) привязанность к объекту, с которым индивид себя идентифицирует, "вживание" в его образ и готовность к эмоциональному сопереживанию;

3) сравнительная легкость осуществления идентификации за счет использования готовых поведенческих и эмоциональных стереотипов, исключающих критическую оценку "образа";

4) необходимость признания принадлежности индивида к данному полу другими личностями, поскольку отсутствие этого затрудняет или даже делает невозможной половую идентификацию.

При этом А.И.Белкин отмечает, что в норме идентификация протекает естественно, как само собой разумеющееся явление, и не требует активности сознания [3: 777-778].

В то же время в отечественной психологии идентификация рассматривается в качестве центрального механизма структурирования само-

сознания (В.С.Мухина), а идентичность понимается как сложный феномен, тесно связанный с процессами самоопределения, самоактуализации, персонализации.

Рассматривая гендерную идентичность как элемент общей структуры Я-концепции в рамках бытийного подхода, Л.Н.Ожигова определяет ее как результат ". сложного взаимодействия орга-низмических, социальных и психологических (собственно личностных) факторов, при котором по мере становления и реализации гендерной идентичности усиливается регулирующая и смыслообразующая роль самой личности" [26: 38]. Динамический аспект гендерной идентичности, по мнению Л.Н. Ожиговой, определяется тем, что достижение личностью внутренней согласованности, ее самоактуализация и внешнее подтверждение гендерной идентичности выступают в качестве смысловых механизмов, обеспечивающих преобразование внешних гендерных норм, образцов и ролей в индивидуализированный опыт личности и реализацию гендерной идентичности личности [26: 38]. В данном случае гендерная идентичность понимается очень широко, по сути вбирая в себя все составляющие психологического пола, рассматриваемые при этом целостно.

Такая позиция созвучна с представлениями ряда зарубежных психологов о сущностных особенностях гендерных образований личности. Например, Л.Овесли и Е.Персон (Ь.Оуе81у, Б.Рег-80п) предпочитали объединять половую роль с половой идентичностью и говорить о полоролевой идентичности параллельно с ядерной идентичностью - первичными осознанными и неосознанными представлениями о своем поле [27]. На современном этапе развития психоаналитического подхода В.Мертенс (^Мейе^) ин-тернализованную половую роль также включает в понятие половой идентичности наряду с ядерной половой идентичностью. Половая идентичность в его понимании - "...осознанные представления и неосознанные фантазии индивидуальной комбинации мужественности и женственности, как они осуществляются заложенными биологическими, психологическими, социальными и культурными факторами" [17: 23].

В то же время в отечественной и зарубежной психологии распространены позиции разведения понятий половой (гендерной) идентичности и половой (гендерной) роли как разноуровневых образований в структуре личности. Понятие половой роли впервые в психологию ввел Дж.Мони (1.Мопеу) в 1955 году в результате психологических исследований явления транссексуальности в рамках психоанализа, пытаясь разделить био-

логический и психологический пол [28]. Позднее он пересмотрел понятие половой роли, разводя его с понятием половой идентичности [18].

А.Е.Швартц (А.Е.Schwartz) в результате своих исследований также показал, что в определенные критические фазы развития личности возможны расхождения половой идентичности с половой ролью [29], что, на наш взгляд, доказывает необходимость разделения соответствующих понятий.

Описанные в психоаналитических и клинических исследованиях нарушения половой (гендерной) идентичности как невротические внут-риличностные конфликты (комплекс маскулинности у женщин и комплекс фемининности у мужчин) [23], а также рассматриваемый в клинической психологии "конфликт половой идентичности" [4] можно отнести к идентификационному уровню в развитии психологического пола личности. Они отличаются по механизмам и форме проявления от внутриличностных гендерных конфликтов, связанных с вопросами самореализации личности, при недостаточной степени осознанности, отрефлексированности противоречий в ориентациях на противоположные по своей сути гендерные ролевые модели, при спутанности целевых и оценочных оснований на ценностно-смысловом уровне психологического пола личности [30].

В связи с этим в структуре психологического пола личности разделяются, как разноуровневые образования, половая (или гендерная) идентичность, как интериоризованные личностью социально-культурные особенности своей половой принадлежности (внешнего облика, манер поведения, способов действий, психологических и нравственных качеств) и интериоризованная личностью система гендерных ролей.

По сути, половые (или гендерные) роли, являясь изначально внешними по отношению к личности, культуральными образованиями, не могут одновременно пониматься и как внутренние, личностные структуры. Их трансформация в структуры личности предполагает не только осознание, но и уточнение, переосмысление, включение их в систему индивидуальных смыслов [31]. При этом проявляется свойственное личности, как субъекту, стремление к неадаптивной активности, к самореализации, в частности к расширению границ заданных обществом гендерных норм, что является проявлением ее высшего, ценностно-смыслового уровня. В этой связи применительно к психологическому полу, говоря об образовании ценностно-смыслового уровня, правильнее будет говорить не о "половой роли", а о "системе социополовых ориентаций"

(термин И.С.Кона [7]) или "гендерной направленности личности" как интериоризованной системе гендерных ролей и норм, в свете которой субъект различает критерии "мужского" и "женского", оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Указанные выше элементы психологического пола образуются на разных этапах онтогенеза личности и в процессе своего дальнейшего формирования во взаимодействии определяют ее гармоничное развитие. Психологический пол личности в целом определяет образ мира субъекта, структурируя "...частные формы регуляции индивидуальной деятельности - образ ситуации, Я-концепцию, образ партнеров по действию, систему индивидуальных ценностей, представление о возможностях действия..." [32: 89-90]. В случае отклонений в развитии любого из элементов психологического пола (инверсии полового самосознания, невротических, мотивационных, ценностных и ролевых гендерных конфликтов личности) нарушается ее целостность, снижаются адаптивные способности субъекта, создаются предпосылки для нарушения психического благополучия.

В современных гендерных исследованиях обращение к концепту психологического пола позволяет осмыслять влияние на развитие личности как половых (биологических), так и гендерных (социальных) факторов в их сложном взаимодействии. В системе психологического пола можно сопоставить разные уровни личностных структур в их соподчиненности. Феномены, изучаемые в отдельных зарубежных гендерных теориях личности, как правило, соотносятся с образованиями психологического пола личности определенного уровня. Это позволяет их сопоставлять, следовательно, получить более полное представление о механизмах и закономерностях развития гендерных образований личности как в норме, так и при различных нарушениях.

1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990. - 367с.

2. Белкин А.И. Формирование личности при смене пола // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1982. - С.197-205

3. Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола) // Соотношение биологического и социального в человеке / под ред. В.М.Банщикова и Б.Ф.Ломова.

- М.: Книж. фабрика №1, 1975. - С.777-790.

4. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей: (руководство для врачей). - Л.: Медицина, 1986. - 336 с.

5. Каган В.Е. Половые аспекты индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности. -Л.: Изд-во Ленинград. гос. ун-та, 1984. - Вып.11. -С.109-112.

6. Лунин И.И. Культурно-исторические аспекты пола // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. - Л.: ЛПМИ, 1985. - С.91-96.

7. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

8. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке / под ред. В.М.Бан-щикова, Б.Ф. Ломова. - М.: Книж. фабрика №1, 1975. - С.763-776.

9. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера (Doing Gender) / пер. Е.А.Здравомысловой // Гендерные тетради. - СПб.: Изд-во С.-Петербург. фил. Ин-та социологии РАН, 1997. - Вып.1. - С.94-124.

10. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / пер. с англ. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2004. - 336 с.

11. Киммел М. Гендерное общество / пер. с англ. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2006. - 464 с.

12. Pearson J.C., West R.L., Turner L.H. Gender and communication (third edition). - Wm. C.Brown Communications, Inc. (USA), 1995. - 292 p.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

13. Пол // Психологический словарь / под ред.

В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - С.266.

14. Кон И.С. Введение в сексологию: учеб. пособ. для вузов. - М.: Олимп, ИНФРА-М, 1999. - 285 с.

15. Общая сексопатология / под ред. Г.С.Васильчен-ко. - М.: Медицина, 1977. - 488 с.

16. Девиации психосексуального развития // Сексопатология: справочник / Г. С. Васильченко,

Т.Е.Агаркова, С.Т.Агарков и др. / под ред. Г.С.Васильченко. - М.: Медицина, 1990. - С.405-436.

17. Mertens W. Entwicklung der Psychosexualitat und der Geschlechtsidentitat / Wolfgang Mertens. -Stuttgart; Berlin; Koln: Kohlhammer (Psychoanalyti-sche Entwicklungspsychologie) Bd.1. Geburt bis 4. Lebensjahr. - 2., uberart. Aufl. - 1994. - 181 p.

18. Money J. Gender role, gender identity, core identity: usage and definitions of terms // Journal of American Acad. of Psychoanalyze. - 1973. - Vol.1. - Р.397-402.

19. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии. -1996. - №4. - С.5-13.

20. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). - М.: Тривола, 1994. - 168 с.

21. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1984. - 320 с.

22. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности / пер. с нем. - Мн.: ООО "Попурри", 1997. - 480 с.

23. Хорни К. Женская психология. - СПб.: ВосточноЕвропейский ин-т психоанализа, 1993. - 224 с.

24. См.: TajfelH. Human groups and social categories. -Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1981. - 369 р.; Иванова Н.Л. Социальная идентичность и проблемы образования. - Ярославль: ЯГПУ, 2001. -228 с.

25. Иванова Н.Л. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях // Вопросы психологии. - 2004. - №4. - С.65-75.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

26. Ожигова Л.Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации: автореф. дис. ... д-ра психол. наук, Краснодар, 2006. - 45 с.

27. См.: Person E., Ovesey L. Psychoanalytic theories of gender identity // Journal Am. Acad. Psychoanal. -1973. - Vol.11. - Р.203-226; Ovesey L., Person E. Gender identity and sexual psychopathology in men: A psychoanalytic analysis of homosexuality, transsexualism, and transvestism // Journal Am. Acad. Psychoanal. - 1973. - Vol.1. - Р.53-72.

28. Money J., Hampson J.G., Hampson J.L. An examination of some basic sexual concepts: The evidence of human hermafroditism // Bull. John Hopkins Hosp. -1955. - Vol.97. - Р.301-310.

29. Schwartz A.E. Some notes on the development of female gender role identity // Psychoanalysis and Women. Contemporary Reappraisals / еd. by J.L.Alpert, N.J.Hillsdale. - The Analytic Press, 1986.

- Р.57-79.

30. Лопухова О.Г. Внутриличностный гендерный ролевой конфликт: системный подход к проблеме // Современные исследования социальных проблем.

- 2010. - №4(04). - С.113-119.

31. См.: Говорун Т.В. Формирование полового самосознания как условие повышения личностной культуры // Психологическая наука: проблемы и перспективы. - Киев, 1990. - Ч.1: Личность и ее становление. - С.44-45; Весна Е.Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и смысловых установок // Мир психологии. - 2001.

- №2. - С.154-165.

32. Патяева Е.Ю. К анализу сложных форм опосредования индивидуальной деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. / под ред. В.В.Давыдова, Д.А.Леонтьева. - М.: АПН СССР, 1990. -

С.83-96.

GENDER SYSTEM OF A PERSONALITY IN THE CONTEXT OF GENDER RESEARCH ACTIVITIES

O.G.Lopukhova

The present study evaluates the concept "the gender system of a personality" in the contemporary gender research. We also compare the meaning of the term in Russian psychology with the meaning of the gender concept existing in other countries. "Gender" is understood as a multi-meaning term. In Russian psychology "the gender system of a personality" is described as an intricate system including a sense of sex, one’s gender identity, an internalized sex (gender) role.

Key words: gender, gender system of personality, sense of sex, sexual identity, sex (gender) role.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Лопухова Ольга Геннадьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии Института педагогики и психологии Казанского (Приволжского) федерального университета.

E-mail: olopuhova@rambler.ru

Поступила в редакцию 28.10.2011