ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №4(26)
УДК 159.922.1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
© О.Г.Лопухова
Понятие психологического пола личности, рассматриваемое в отечественной психологии как многоуровневое системное образование, соотносится с зарубежными гендерными теориями личности; анализируется значение концепта психологического пола личности в современных гендерных исследованиях.
Ключевые слова: гендер, психологический пол личности, половое самосознание, гендерная идентичность, гендерная роль.
Деление окружающего мира на категории "мужского" и "женского" испокон веков представлено во всех культурах: в мировоззренческой и религиозной символике, в разделении по признаку пола трудовой деятельности и социальных ролей. Оно отражено в сознании каждого человека, проявляясь в идеальных образах мужественности и женственности, направляющих процессы идентификации в развитии личности. Однако лишь во второй половине ХХ века данный феномен, получив обозначение "гендер", стал актуальным объектом исследований в самых разных научных областях, в том числе и в психологии.
В отечественной психологии в 70-90-е годы ХХ века обусловленность развития личности половой принадлежностью и половой ролью исследовали А.Г.Асмолов, А.И.Белкин, Д.Н.Исаев, И.С.Кон, В.Е.Каган, И.И.Лунин, Т.И.Юферева и др. [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]. В их исследованиях различных аспектов становления личности отмечалось, что органическое развитие само по себе еще не делает человека мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле и должно для этого дополниться "психологическим полом", который "проявляется в разных особенностях социального поведения, связанных с половым диморфизмом" [1: 249]. Однако разработка проблем психологического пола личности в отечественной психологии была представлена единичными исследованиями, не развившимися в концептуальное направление по разработке данного феномена.
В начале 90-х годов в отечественные гуманитарные науки пришел термин "гендер" как калька с англоязычного термина "gender", в связи с чем в последующие два десятилетия исследования гендерных проблем в России приобрели устойчивую популярность. В то же время введение нового термина в психологии личности привело к определенным проблемам, связанным с соот-
несением уже существовавшей и новой, "гендерной", терминологии. Большинство отечественных исследователей в этой ситуации встали на позицию простой замены применяемых ранее по отношению к социальным и личностным проявлениям терминов "половое" и "полоролевое" более модным термином "гендерное".
Вместе с тем можно наблюдать попытки перенесения и переосмысления зарубежной гендерной терминологии в русле отечественных методологических подходов в психологии личности. В результате, на наш взгляд, происходит вытеснение и утрата методологически продуктивных конструктов в понимании системных механизмов личностного развития, каковым является понятие "психологический пол личности", не имеющее точного аналога в зарубежной гендерной психологии. В связи с обозначенной ситуацией представляется немаловажным проанализировать и обобщить представления о сущности, механизмах и функциях отдельных составляющих психологического пола в развитии личности, соотнести понимание психологического пола личности с зарубежными теориями гендерных конструктов личности и определить его позиции в системе современных гендерных исследований.
Классиками гендерной психологии (С.Бем, М.Киммел, К.Уест и Д.Зимерман и мн. др.) "гендер" рассматривается как одно из базовых измерений социальной структуры общества, которое вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему, отражаясь на характере развития личности [9; 10; 11; 12]. Таким образом, "gender" может трактоваться как очень широко, обозначая разделение по признаку пола и культурных символов, социальных институтов, рынка труда, идентификационных моделей личности, так и узко, подчеркивая разницу между социальным и биологическим полом личности. В этом смысле психологический пол,
если его определять как характеристику "... личности и поведения человека с точки зрения мас-кулинности-фемининности - совокупности признаков, отличающих мужчин и женщин, филогенетически заданных свойств психики, формирующихся под влиянием социальных факторов" [13], является одним из компонентов более широкого понятия "гендер".
Однако на наш взгляд, существенной особенностью отечественных исследований являлась тенденция рассматривать психологический пол в свете системного подхода, подразумевая при этом взаимодействие биологических и социальных влияний на его развитие. В традициях отечественной психологии пол развивающейся личности рассматривают как ".сложную многоуровневую структуру, включающую генетический пол, гонадный пол, гормональный пол, морфологический (соматический) пол, гражданский пол, пол воспитания и психологический пол" [13]. В данном комплексе компонентов, разноуровневых составляющих пола, которые формируются на разных стадиях индивидуального развития и детерминированы иерархической системой механизмов [14], психологический пол представляет одну из составляющих. Он сам представляет собой сложную, иерархически организованную систему компонентов, взаимосвязанную как с составляющими системы пола, так и с системной организацией личности. В этой связи А.Г.Асмолов выражает мнение, что для эффективного изучения психологический пол личности как сложного качества необходимо выработать единый подход к пониманию условий его формирования, который бы учитывал всю систему факторов - как биологических, так и социальных - их взаимовлияния в многоплановом процессе становления личности [1].
Понимание психологического пола личности отличается от понимания гендерной личности в теории гендерной схематизации С. Бем. Его также нельзя свести напрямую к пониманию маскулинности и фемининности как двух взаимодополняющих или независимых структур личности в концепциях андрогинии.
Согласно теории гендерной схемы, "гендерная личность" формируется как результат усвоения гендерной поляризации в культуре, так называемых "гендерных линз", и, ". как только эти линзы усвоены, они предрасполагают ребенка, а позднее взрослого, формировать свою идентичность в соответствии с линзами" [10: 195]. Гендерная личность - это результат преобразования "культурного в естественное", "гендерного в природное", которое ".происходит благодаря неосознаваемому переносу линз культуры в пси-
хику личности, в ее сознание" [10: 196]. При том, что ". гендерная личность - это нечто большее, чем индивидуальная совокупность фемининных или маскулинных черт; это одновременно и способ воспринимать реальность, которая снова и снова воспроизводит эти черты на протяжении всего цикла существования "я" конструкции" [10: 214], источником ее образования выступают исключительно социальные, культурные конструкты.
В свою очередь, психологический пол понимается как система иерархически организованных элементов (образований), детерминированных в разной степени биологическими, социально-культурными и психологическими (личностными) факторами. Абстрактное выделение этих разноуровневых элементов основывается на выявленных случаях нарушений психологического пола разной этиологии и глубины. При этом четко проявляется закономерность, что специфические нарушения более высоких иерархических уровней психологического пола предполагают нормальное развитие предыдущих уровней.
Возникновение полового самосознания можно выделить как первое и базовое образование в онтогенезе психологического пола личности. Понятие полового самосознания (аутоидентификации) сформировалось в практике работы с транссексуализмом как обозначение ощущения индивидом своей принадлежности к мужскому или женскому полу [15]. В норме половое самосознание человека соответствует его биологическому полу (генетическому, гормональному и морфологическому) и органично сливается с формирующейся половой идентичностью и ин-териоризацией половой роли [4]. Случаи нарушений (инверсий) полового самосознания позволяют раскрыть его роль в формировании психологического пола личности. Эти нарушения проявляются различными вариантами транссексуализма как стойкого осознания своей принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильный (соответствующий морфологическому) пол воспитания и даже вопреки всем усилиям родителей. В качестве причины инверсии полового самосознания указывается органическое нарушение дифференцировки структур мозга, в первую очередь, гипоталамуса, под воздействием гормональных влияний [16]. Несоответствие "для-себя-бытия" и "бытия-для-других" (А.В.Петровский) в этих случаях проявляется, по литературным данным, уже в три года, активизируясь затем в период пубертатного созревания, и драматическим образом нарушает гармоничное формирование личности [2; 3; 4].
Понятие полового самосознания на определенном этапе развития личности аналогично употребляемому в отечественной литературе понятию "первичная половая идентичность" [4; 7], а также понятию "ядерная половая идентичность", используемому за рубежом [17; 18]. Ядерная половая идентичность, по В. Мертенсу, это первичные, осознанные и неосознанные представления относительно своего биологического пола: "Они развиваются, основываясь на комплексном взаимодействии биологических и психических влияний, с рождения . и к концу второго года жизни устанавливаются как (относительно) бесконфликтное знание" [17: 24].
Первичная половая идентичность понимается как представление о своей половой принадлежности, возникающее к полутора годам и образующее наиболее ранний и устойчивый, стержневой элемент "Я". Это знание своей половой принадлежности еще не включает рефлексии и сознательного осмысления, стабильных понятий о половой принадлежности и ее константности [4]. Однако понимание полового самосознания отличается тем, что оно не снимается как первичная половая идентичность в ходе развития психологического пола более развитой половой идентичностью и не остается неизменным в дальнейшем развитии личности "ядром" как ядерная половая идентичность. Половое самосознание понимается как базовый, в большой степени модальный, т.е. основанный на ощущениях компонент психологического пола, но эволюционирующий в ходе развития личности как часть образа себя. На начальном периоде в большой степени половое самосознание основано на самоощущениях как "аффективная часть образа себя" [19: 5], но по мере становления личности формируется когнитивная часть образа себя (знания о себе) и половое самосознание приобретает признаки амодальности [2; 3].
На основании исследований формирования личности при смене пола А.И.Белкин выделяет две формы самосознания пола - константное и концептуальное. Константное самосознание пола осуществляет контроль за половым поведением взрослого, который в детские годы осуществляется другими лицами (родителями, учителями и т.д.). Концептуальное самосознание пола проявляется в связи с затруднением в отождествлении своего "Я" с другими представителями пола; невозможность в силу биологических особенностей индивида использовать поведенческие и эмоциональные стереотипы, принятые в данной среде; непризнание субъекта в его поле другими индивидами и т.п. [3].
Появление и развитие полового самосознания личности можно связать с возникновением субъ-ектности в развитии личности, которая, по мысли Л.С.Выготского, является специфичной "точкой встречи" идеальной и реальной форм поведения. При этом идеальная форма, проявляющаяся в конце развития, уже существует и непосредственно взаимодействует с реальной формой развития [20].
Таким образом, половое самосознание выполняет регуляторную функцию, обеспечивает "индивидуальную реализацию идеального образа", которая, по словам Э.В.Ильенкова, "...предполагает способность сознательно сопоставлять идеальный образ с реальной действительностью, еще не идеализированной" [21: 184].
В структуру психологического пола включают также половую идентичность и половую роль [13], однако концептуальное определение и соотнесение этих образований неоднозначно. Проблема половой идентичности как результата процесса идентификации ребенка с родителем своего пола впервые была затронута З. Фрейдом и рассматривалась в качестве основной функции в процессе развития личности. В результате возникает качество, которое сейчас называют гендерной идентичностью, а также важнейшее личностное образование - сверх-Я или Я-идеал. В дальнейшем место родителей переходит ". к учителям и авторитетам . Социальные чувства покоятся на идентификации с другими людьми на основе одинакового Я-идеала" [22: 478].
Далее представления о феномене идентификации развивались в русле психоаналитических воззрений как последователями, так и оппонентами З.Фрейда. Так, К.Хорни, полемизируя с учением З.Фрейда, пересмотрела его позиции относительно сути некоторых механизмов идентификации, показав определяющую роль культуры, тех ценностей и представлений, которые бытуют в конкретном обществе в конкретный исторический период. К. Хорни подчеркивала, что именно общество дает личности знание о значимости, ценности и содержании объектов идентификации, определяя направление этого процесса и возможных противоречий на его пути [23].
Позднее феномен идентичности перестал быть прерогативой психоаналитических учений, стал анализироваться с позиций интеракциони-сткого и когнитивисткого подходов в связи с изучением механизмов развития личности в социуме. Согласно теории Г.Теджфела и Дж.Тер-нера, социальная идентичность вместе с личностной идентичностью (осознаваемыми индивидуальными особенностями) образует единую когнитивную систему - "Я-концепцию", выпол-
няющую роль регуляции поведения в соответствующих условиях. Центральным механизмом развития идентичности здесь выступает соотнесение норм группы с собственной системой ценностей. Социальная идентичность выступает как категория индивидуальная, но связанная с социальной ролью, позицией или статусом и в классическом определении Г.Тэджфела рассматривается как та часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знаний индивида о собственном групповом членстве вместе с ценностными и эмоциональными проявлениями этого членства [24].
Опираясь на работы Г.Тэджфела, а также на идеи конструктивистского подхода, Н.Л.Иванова определяет социальную идентичность как динамическую, прижизненно формирующуюся в ходе взаимодействия и активного построения социальной реальности, систему социальных конструктов субъекта, которая оказывает влияние на его ценностно-смысловую сферу и поведение [25]. Поскольку каждый индивид одновременно является членом различных социальных общностей, выделяются различные виды социальной идентичности, отражающие разные направления социальной отнесенности (профессиональная, гражданская, этническая, политическая, религиозная и другие), где гендерная идентичность выступает одним из рядоположенных образований.
В исследованиях изменения психологического пола при транссексуализме А.И.Белкиным было установлено, что для процесса половой идентификации характерно:
1) отождествление (уподобление) своего "я" чужому, принятому за "образец" или "эталон", в первую очередь, заимствование манеры поведения и личностных черт;
2) привязанность к объекту, с которым индивид себя идентифицирует, "вживание" в его образ и готовность к эмоциональному сопереживанию;
3) сравнительная легкость осуществления идентификации за счет использования готовых поведенческих и эмоциональных стереотипов, исключающих критическую оценку "образа";
4) необходимость признания принадлежности индивида к данному полу другими личностями, поскольку отсутствие этого затрудняет или даже делает невозможной половую идентификацию.
При этом А.И.Белкин отмечает, что в норме идентификация протекает естественно, как само собой разумеющееся явление, и не требует активности сознания [3: 777-778].
В то же время в отечественной психологии идентификация рассматривается в качестве центрального механизма структурирования само-
сознания (В.С.Мухина), а идентичность понимается как сложный феномен, тесно связанный с процессами самоопределения, самоактуализации, персонализации.
Рассматривая гендерную идентичность как элемент общей структуры Я-концепции в рамках бытийного подхода, Л.Н.Ожигова определяет ее как результат ". сложного взаимодействия орга-низмических, социальных и психологических (собственно личностных) факторов, при котором по мере становления и реализации гендерной идентичности усиливается регулирующая и смыслообразующая роль самой личности" [26: 38]. Динамический аспект гендерной идентичности, по мнению Л.Н. Ожиговой, определяется тем, что достижение личностью внутренней согласованности, ее самоактуализация и внешнее подтверждение гендерной идентичности выступают в качестве смысловых механизмов, обеспечивающих преобразование внешних гендерных норм, образцов и ролей в индивидуализированный опыт личности и реализацию гендерной идентичности личности [26: 38]. В данном случае гендерная идентичность понимается очень широко, по сути вбирая в себя все составляющие психологического пола, рассматриваемые при этом целостно.
Такая позиция созвучна с представлениями ряда зарубежных психологов о сущностных особенностях гендерных образований личности. Например, Л.Овесли и Е.Персон (Ь.Оуе81у, Б.Рег-80п) предпочитали объединять половую роль с половой идентичностью и говорить о полоролевой идентичности параллельно с ядерной идентичностью - первичными осознанными и неосознанными представлениями о своем поле [27]. На современном этапе развития психоаналитического подхода В.Мертенс (^Мейе^) ин-тернализованную половую роль также включает в понятие половой идентичности наряду с ядерной половой идентичностью. Половая идентичность в его понимании - "...осознанные представления и неосознанные фантазии индивидуальной комбинации мужественности и женственности, как они осуществляются заложенными биологическими, психологическими, социальными и культурными факторами" [17: 23].
В то же время в отечественной и зарубежной психологии распространены позиции разведения понятий половой (гендерной) идентичности и половой (гендерной) роли как разноуровневых образований в структуре личности. Понятие половой роли впервые в психологию ввел Дж.Мони (1.Мопеу) в 1955 году в результате психологических исследований явления транссексуальности в рамках психоанализа, пытаясь разделить био-
логический и психологический пол [28]. Позднее он пересмотрел понятие половой роли, разводя его с понятием половой идентичности [18].
А.Е.Швартц (А.Е.Schwartz) в результате своих исследований также показал, что в определенные критические фазы развития личности возможны расхождения половой идентичности с половой ролью [29], что, на наш взгляд, доказывает необходимость разделения соответствующих понятий.
Описанные в психоаналитических и клинических исследованиях нарушения половой (гендерной) идентичности как невротические внут-риличностные конфликты (комплекс маскулинности у женщин и комплекс фемининности у мужчин) [23], а также рассматриваемый в клинической психологии "конфликт половой идентичности" [4] можно отнести к идентификационному уровню в развитии психологического пола личности. Они отличаются по механизмам и форме проявления от внутриличностных гендерных конфликтов, связанных с вопросами самореализации личности, при недостаточной степени осознанности, отрефлексированности противоречий в ориентациях на противоположные по своей сути гендерные ролевые модели, при спутанности целевых и оценочных оснований на ценностно-смысловом уровне психологического пола личности [30].
В связи с этим в структуре психологического пола личности разделяются, как разноуровневые образования, половая (или гендерная) идентичность, как интериоризованные личностью социально-культурные особенности своей половой принадлежности (внешнего облика, манер поведения, способов действий, психологических и нравственных качеств) и интериоризованная личностью система гендерных ролей.
По сути, половые (или гендерные) роли, являясь изначально внешними по отношению к личности, культуральными образованиями, не могут одновременно пониматься и как внутренние, личностные структуры. Их трансформация в структуры личности предполагает не только осознание, но и уточнение, переосмысление, включение их в систему индивидуальных смыслов [31]. При этом проявляется свойственное личности, как субъекту, стремление к неадаптивной активности, к самореализации, в частности к расширению границ заданных обществом гендерных норм, что является проявлением ее высшего, ценностно-смыслового уровня. В этой связи применительно к психологическому полу, говоря об образовании ценностно-смыслового уровня, правильнее будет говорить не о "половой роли", а о "системе социополовых ориентаций"
(термин И.С.Кона [7]) или "гендерной направленности личности" как интериоризованной системе гендерных ролей и норм, в свете которой субъект различает критерии "мужского" и "женского", оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус.
Указанные выше элементы психологического пола образуются на разных этапах онтогенеза личности и в процессе своего дальнейшего формирования во взаимодействии определяют ее гармоничное развитие. Психологический пол личности в целом определяет образ мира субъекта, структурируя "...частные формы регуляции индивидуальной деятельности - образ ситуации, Я-концепцию, образ партнеров по действию, систему индивидуальных ценностей, представление о возможностях действия..." [32: 89-90]. В случае отклонений в развитии любого из элементов психологического пола (инверсии полового самосознания, невротических, мотивационных, ценностных и ролевых гендерных конфликтов личности) нарушается ее целостность, снижаются адаптивные способности субъекта, создаются предпосылки для нарушения психического благополучия.
В современных гендерных исследованиях обращение к концепту психологического пола позволяет осмыслять влияние на развитие личности как половых (биологических), так и гендерных (социальных) факторов в их сложном взаимодействии. В системе психологического пола можно сопоставить разные уровни личностных структур в их соподчиненности. Феномены, изучаемые в отдельных зарубежных гендерных теориях личности, как правило, соотносятся с образованиями психологического пола личности определенного уровня. Это позволяет их сопоставлять, следовательно, получить более полное представление о механизмах и закономерностях развития гендерных образований личности как в норме, так и при различных нарушениях.
1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990. - 367с.
2. Белкин А.И. Формирование личности при смене пола // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1982. - С.197-205
3. Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола) // Соотношение биологического и социального в человеке / под ред. В.М.Банщикова и Б.Ф.Ломова.
- М.: Книж. фабрика №1, 1975. - С.777-790.
4. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей: (руководство для врачей). - Л.: Медицина, 1986. - 336 с.
5. Каган В.Е. Половые аспекты индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности. -Л.: Изд-во Ленинград. гос. ун-та, 1984. - Вып.11. -С.109-112.
6. Лунин И.И. Культурно-исторические аспекты пола // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. - Л.: ЛПМИ, 1985. - С.91-96.
7. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
8. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке / под ред. В.М.Бан-щикова, Б.Ф. Ломова. - М.: Книж. фабрика №1, 1975. - С.763-776.
9. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера (Doing Gender) / пер. Е.А.Здравомысловой // Гендерные тетради. - СПб.: Изд-во С.-Петербург. фил. Ин-та социологии РАН, 1997. - Вып.1. - С.94-124.
10. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / пер. с англ. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2004. - 336 с.
11. Киммел М. Гендерное общество / пер. с англ. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2006. - 464 с.
12. Pearson J.C., West R.L., Turner L.H. Gender and communication (third edition). - Wm. C.Brown Communications, Inc. (USA), 1995. - 292 p.
13. Пол // Психологический словарь / под ред.
В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - С.266.
14. Кон И.С. Введение в сексологию: учеб. пособ. для вузов. - М.: Олимп, ИНФРА-М, 1999. - 285 с.
15. Общая сексопатология / под ред. Г.С.Васильчен-ко. - М.: Медицина, 1977. - 488 с.
16. Девиации психосексуального развития // Сексопатология: справочник / Г. С. Васильченко,
Т.Е.Агаркова, С.Т.Агарков и др. / под ред. Г.С.Васильченко. - М.: Медицина, 1990. - С.405-436.
17. Mertens W. Entwicklung der Psychosexualitat und der Geschlechtsidentitat / Wolfgang Mertens. -Stuttgart; Berlin; Koln: Kohlhammer (Psychoanalyti-sche Entwicklungspsychologie) Bd.1. Geburt bis 4. Lebensjahr. - 2., uberart. Aufl. - 1994. - 181 p.
18. Money J. Gender role, gender identity, core identity: usage and definitions of terms // Journal of American Acad. of Psychoanalyze. - 1973. - Vol.1. - Р.397-402.
19. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии. -1996. - №4. - С.5-13.
20. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). - М.: Тривола, 1994. - 168 с.
21. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1984. - 320 с.
22. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности / пер. с нем. - Мн.: ООО "Попурри", 1997. - 480 с.
23. Хорни К. Женская психология. - СПб.: ВосточноЕвропейский ин-т психоанализа, 1993. - 224 с.
24. См.: TajfelH. Human groups and social categories. -Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1981. - 369 р.; Иванова Н.Л. Социальная идентичность и проблемы образования. - Ярославль: ЯГПУ, 2001. -228 с.
25. Иванова Н.Л. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях // Вопросы психологии. - 2004. - №4. - С.65-75.
26. Ожигова Л.Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации: автореф. дис. ... д-ра психол. наук, Краснодар, 2006. - 45 с.
27. См.: Person E., Ovesey L. Psychoanalytic theories of gender identity // Journal Am. Acad. Psychoanal. -1973. - Vol.11. - Р.203-226; Ovesey L., Person E. Gender identity and sexual psychopathology in men: A psychoanalytic analysis of homosexuality, transsexualism, and transvestism // Journal Am. Acad. Psychoanal. - 1973. - Vol.1. - Р.53-72.
28. Money J., Hampson J.G., Hampson J.L. An examination of some basic sexual concepts: The evidence of human hermafroditism // Bull. John Hopkins Hosp. -1955. - Vol.97. - Р.301-310.
29. Schwartz A.E. Some notes on the development of female gender role identity // Psychoanalysis and Women. Contemporary Reappraisals / еd. by J.L.Alpert, N.J.Hillsdale. - The Analytic Press, 1986.
- Р.57-79.
30. Лопухова О.Г. Внутриличностный гендерный ролевой конфликт: системный подход к проблеме // Современные исследования социальных проблем.
- 2010. - №4(04). - С.113-119.
31. См.: Говорун Т.В. Формирование полового самосознания как условие повышения личностной культуры // Психологическая наука: проблемы и перспективы. - Киев, 1990. - Ч.1: Личность и ее становление. - С.44-45; Весна Е.Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и смысловых установок // Мир психологии. - 2001.
- №2. - С.154-165.
32. Патяева Е.Ю. К анализу сложных форм опосредования индивидуальной деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. / под ред. В.В.Давыдова, Д.А.Леонтьева. - М.: АПН СССР, 1990. -
С.83-96.
GENDER SYSTEM OF A PERSONALITY IN THE CONTEXT OF GENDER RESEARCH ACTIVITIES
O.G.Lopukhova
The present study evaluates the concept "the gender system of a personality" in the contemporary gender research. We also compare the meaning of the term in Russian psychology with the meaning of the gender concept existing in other countries. "Gender" is understood as a multi-meaning term. In Russian psychology "the gender system of a personality" is described as an intricate system including a sense of sex, one’s gender identity, an internalized sex (gender) role.
Key words: gender, gender system of personality, sense of sex, sexual identity, sex (gender) role.
Лопухова Ольга Геннадьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии Института педагогики и психологии Казанского (Приволжского) федерального университета.
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 28.10.2011