Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

146
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Цифровая наука
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / TRM / CRM / АВИАДИСПЕТЧЕР / АВИАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степаненко Виктория Андреевна

Авиационная специальность - одна из немногих, для успешного овладения которой необходимы определенные черты характера, например, высокая требовательность к себе, уверенность и инициативность. В статье рассматривается как в методах отбора и подготовки авиационного персонала используются психологические идеи, а также новые подходы к уменьшению влияния человеческого фактора на безопасность полетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степаненко Виктория Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL METHOD FOR SOLVING THE PROBLEM OF THE INFLUENCE OF THE HUMAN FACTOR IN CIVIL AVIATION

Aviation specialty is one of the few that requires certain character traits, for example, confidence and initiative. The articlediscusses how psychological ideas are used in the methods of choosing and training aviation personnel, and the new methods to reducing the influence of the human factor on flight safety

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

УДК 159.9

Степаненко Виктория Андреевна Stepanenko Victoria Andreevna

Студент Student

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

St. Petersburg State University of Civil Aviation

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ГРАЖДАНСКОЙ

АВИАЦИИ

PSYCHOLOGICAL METHOD FOR SOLVING THE PROBLEM OF THE INFLUENCE OF THE HUMAN FACTOR IN CIVIL AVIATION

Аннотация: Авиационная специальность - одна из немногих, для успешного овладения которой необходимы определенные черты характера, например, высокая требовательность к себе, уверенность и инициативность. В статье рассматривается как в методах отбора и подготовки авиационного персонала используются психологические идеи, а также новые подходы к уменьшению влияния человеческого фактора на безопасность полетов.

Abstract: Aviation specialty is one of the few that requires certain character traits, for example, confidence and initiative. The articlediscusses how psychological ideas are used in the methods of choosing and training aviation personnel, and the new methods to reducing the influence of the human factor on flight safety.

Ключевые слова: человеческий фактор, TRM, CRM, авиадиспетчер, авиационная психология.

Key words: human factor, TRM, CRM, air traffic controller, aviation psychology.

Количество воздушных перевозок с каждым годом растет, вместе с тем растет и безопасность полетов, вследствие усовершенствования авиационной техники и систем. В настоящее

время, по данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), большинство авиационных происшествий происходят не в результате технической неисправности, а по причине сбоев в работоспособности человека. Другими словами, сила научного прогресса привела к тому, что самолеты стали падать вследствие так называемого «человеческого фактора». Следовательно, авиационные профессии требуют успешного овладения не только целого ряда специальных знаний, умений и навыков, но и наличия у человека определенных черт характера, например, требовательности к себе, решительности, самокритичности и умения работать в команде. В данном исследовании рассмотрены некоторые особенности воспитания необходимых качеств у авиационного персонала, в частности у авиадиспетчеров и пилотов, путем использования специальных психологических приемов, подготовки авиационного персонала к употреблению некоторых психологических знаний в профессиональной деятельности, а также проанализированы особенности использования психологических концепций в процессе профессионального отбора персонала.

Каждое совершающее полет воздушное судно находится под пристальным контролем авиадиспетчера. На диспетчере управления воздушным движением (УВД) лежит огромная ответственность, так как безопасность сотен, а иногда и тысяч, пассажиров находится в прямой зависимости от его профессионализма. Поэтому к такому специалисту предъявляются особые требования к объему кратковременной и долговременной памяти, пространственному мышлению, продуктивности, критичности и логичности, а также способности предвидения событий в различных условиях. Выявление способностей человека, скорости его реакции, решительности и других качеств необходимых диспетчеру УВД производится на этапе

поступления в учебное заведение, в ходе прохождения тестов профотбора. Кроме заданий на счет, реакцию и мышление будущие специалисты должны ответить на вопросы психологического теста СМИЛ (стандартизированного многофакторного метода исследования личности), который помогает обнаружить проблемы человека и его личностные особенности. Следует отметить, что будущие пилоты, также как авиадиспетчеры обязаны проходить тестирование. Несмотря на то, что СМИЛ является стандартом психологического тестирования с высоким уровнем достоверности и надежными методами защиты от чрезмерно положительных ответов, часто у кандидатов, которые натренировались проходить этот тест, отмечается наличие качеств, которые для них не характерны. Это, в свою очередь, является серьезной проблемой, требующей особого внимания.

Неотъемлемой частью обучения авиационных специалистов, таких как диспетчер и пилот, служит тренажерная подготовка. Наиболее важным в тренажере является внутренняя психологическая адекватность той реальной деятельности, для которой этот тренажер создается. При разработке тренажеров исходят из необходимости обеспечить практическую подготовку в условиях, максимально приближенных к реальным, чтобы обучающийся мог адекватно оценить свои возможности и повысить уровень собственной надежности. Тем не менее, в настоящее время тренажеры имеют ряд практически не устранимых недостатков. Самым главным из них является их низкая воспитательная роль. Обучающийся отлично понимает, что в тренажере ему или воздушным судам, находящимся под его управлением, ничего не угрожает, следовательно, не может быть проанализирована реакция человека на действительную опасность.

Тем не менее, в целях увеличения безопасности полетов космическое агентство NASA с 1979 года начало многоэтапные исследования с использованием комплексных тренажерных испытаний, включающих возникновение особых ситуаций и технических проблем в полете, которые усложнялись отвлекающими внимание факторами. В ходе исследований, даже несмотря на то, что пилотам не грозила реальная опасность, были отмечены недостатки в принятии решений, ведении радиообмена и взаимодействии членов экипажа. Было отмечено, что значительное влияние на безопасность оказывает стиль руководства, характерный командиру. Некоторые пилоты были самовластны и деспотичны, что затрудняло общение между членами экипажа. Другие командиры были более пассивны, позволяя событиям развиваться своим чередом. Результатом исследований стало подтверждение того, что решающим фактором в обеспечении безопасности полетов является организация работы в кабине, следовательно, необходимо обучение летного состава в данном направлении. В качестве специальной профессиональной подготовки стали проводиться занятия с летным экипажем в виде тренинга CRM или Crew Resource Management (управление ресурсами экипажа). На этих занятиях разыгрываются разные ситуации, подразумевающие командное решение задач. Вся тренировка записывается на видео, после чего участники могут посмотреть на себя со стороны и совместно с инструктором оценить свое участие в команде. Таким образом, CRM предоставляет возможность отдельным лицам анализировать свое поведение и принимать собственные решения относительно того, каким образом улучшить слаженность работы экипажа в кабине, что, в свою очередь во многом увеличивает безопасность полета.

В связи с успехом в уменьшении влияния человеческого фактора, достигнутым с помощью CRM, подобную систему необходимо было разработать для сферы организации воздушного движения. В середине 1990-х годов Европейская организация по безопасности воздушной навигации (EUROCONTROL) начала разработку рекомендаций по внедрению системы управления ресурсами команды (Team Resource Management - TRM). Основная цель TRM, также как и CRM, заключалась в разграничении ролей и установлении эффективных процедур перекрестной проверки внутри команды.

На примере TRM рассмотрим, что из себя представляют современные программы обучения авиационного персонала в целях уменьшения влияния человеческого фактора. Итак, программа TRM состоит из этапов введения, фактического проведения обучения и обзора программы. Исследования, проведенные во время разработки TRM, показали, что существует некоторая последовательность того, как диспетчеры УВД решают возникающие проблемы. Эта естественная последовательность отражена во втором этапе программы, который в свою очередь, состоит из 6 модулей, а именно: работа в команде; роли в команде; коммуникация; ситуационная осведомленность; принятие решений; стресс.

Модуль 1 - Командная работа. Вначале авиадиспетчерам необходимо изучить, что означает командная работа в контексте управления воздушным движением, и чем недавно сформированные группы отличаются от давно существующих команд.

Модуль 2 - Роли в команде. Как только диспетчер поймет, как формируются и работают команды, для него крайне важно распознать роли, которые играют участники сферы УВД.

Модуль 3 - Коммуникация. Когда обучающийся ознакомлен с ролями в среде УВД, ему необходимо узнать как осуществляется общение внутри команды и за ее пределами. Часто недопонимания между авиадиспетчерами является причиной ошибок в авиации.

Модуль 4 - Ситуационная осведомленность. Ситуационная осведомленность - это динамическая задача. Она представляет собой процесс, связанный с оценкой поступающей в данный момент информации. Ниже изображена схема (см. рис.1), показывающая, как формируется «мысленная картина» авиадиспетчера. Обучающемуся необходимо понять, как оборудование и коммуникация с коллегами влияет на его ситуационную осведомленность.

Рисунок 1 - Ситуационная осведомленность

Модуль 5 - Принятие решений. Изучив работу в команде, роли, общение и ситуационную осведомленность, диспетчер на этом этапе готов изучить особенности принятия решений. В этом модуле решаются проблемы ошибок суждений.

Модуль 6 - Стресс. На этом этапе обучения рассматриваются последствия стресса и приобретаются навыки борьбы со стрессом.

Хотелось бы отметить, что TRM не является механизмом для устранения ошибок. Ошибка — это неизбежный результат естественных ограничений человеческих возможностей. TRM — это лишь эффективный инструмент, который используется для управления человеческими ошибками, начиная с изучения собственной личности обучающегося, самокритики и выводов о том, как менять свою модель поведения в жизненных ситуациях. Система управления ресурсами команды улучшает совместную работу авиадиспетчеров и повышает осведомленность и понимание межличностных отношений.

В целом, подготовка специалистов гражданской авиации пока гарантирует безопасность воздушных перевозок, однако существует ряд проблем, которые необходимо устранить. Так, при прохождении психологического теста в процессе профотбора, кандидаты могут заранее узнать положительные ответы, и, следовательно, точность результатов во много раз уменьшится. Решением данной проблемы служит регулярное обновление Федеральным агентством воздушного транспорта («Росавиацией») тестов профотбора.

С другой стороны, действующим диспетчерам и пилотам необходимо постоянно познавать себя, свои недостатки, и, посредством понимания некоторых принципов, учиться совершенствовать свое поведение. Изучение этих принципов производится на тренингах CRM и TRM. Российские авиакомпании

уже начали внедрять систему CRM в процесс обучения летного состава, чего нельзя сказать о системе TRM. Процесс внедрения TRM должен инициироваться на самых высоких уровнях государственного предприятия. Коммуникация между руководством и оперативным персоналом имеет жизненно важное значение для достижения целей программы. Важно, чтобы TRM рассматривался не как дополнение к существующему обучению, а скорее как неотъемлемая часть структуры обучения внутри организации. Также, совместное проведение диспетчерами и пилотами своих CRM и TRM во многом увеличит эффективность занятий, что, в свою очередь, ведет к уменьшению влияния человеческого фактора и, как следствие, к увеличению безопасности полетов.

Библиографический список:

1. Doc 9683-AN/950 - Руководство по обучению в области человеческого фактора - издание первое — 1998.

2. Авиационная психология для авиадспетчеров: учеб. Пособие / сост. Д.А. Евстигнеев, В.А. Карнаухов. - Ульяновск: УВАУ ГА, 2005. - 137 с.

3. Алякринский Б. С. Основы авиационной психологии / Б. С. Алякринский. - М. : Изд-во «Воздушный транспорт», 1985. - 315 с.

4. Team Resource Management (TRM) [Электронный ресурс] -сост. 2016 г. -режим доступа: http://aviationknowledge.wikidot.com/aviation:team-resource-management

5. TRM in ATC [Электронный ресурс] - режим доступа: https://canso.org/event/regional-focus-team-resource-management-trm-in-atc/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.