Научная статья на тему 'Психологический образ детства у родителей современных школьнико'

Психологический образ детства у родителей современных школьнико Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
316
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЗАДАЧИ ДЕТСТВА / СЕМЕЙНЫЕ УСТАНОВКИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андреева Алла Дамировна

Введение: психологический образ детства рассматривается как совокупность социальных представлений родителей о ценности детского периода жизни, целях и смысле образования, желательном будущем ребенка, социальных и культурных ресурсах семьи. Выдвинуто предположение, что субъективный образ детства определяет выбор родителями образовательной траектории ребенка и актуализируется в ситуации ее выбора. Представлены результаты трехлетнего эмпирического изучения структуры и содержания социальных представлений об основных компонентах детства у родителей, чьим детям предстоит переход на новую ступень образования: поступление в школу, переход в среднюю школу и окончание основной школы. Материалы и методы: исследование проведено в контексте структурного подхода Ж.-К. Абрика, разрабатывавшегося в русле концепции С. Московичи. В качестве основного методического приема использован метод прототипического анализа свободных ассоциаций П. Вержеса. Результаты исследования: установлено, что сложившийся у родителей психологический образ детства является устойчивым в той его части, которая опирается на стереотипы и культурные традиции общества, а также на их собственный жизненный опыт. Более подвижная, изменчивая часть образа детства отражает те изменения родительских представлений, которые связаны с возрастными потребностями детей и целевыми установками самих родителей. Обсуждение и заключения: подтвердилась гипотеза о том, что родители, чьи дети обучаются в школах, отличающихся по уровню сложности реализуемых в них образовательных программ, имеют разные представление о ценностях и задачах детского периода жизни ребенка. На основании полученных материалов реконструированы описательные модели образа детства, характерные для родителей, выбравших для своих детей школы с разными требованиями к их интеллектуальному и психологическому развитию: обычные массовые школы либо образовательные учреждения с высокими рейтинговыми позициями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Андреева Алла Дамировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL IMAGE OF CHILDHOOD CHARACTERISTIC OF MODERN SCHOOLCHILDREN’S PARENTS

Introduction: psychological image of childhood is considered as a set of parents’ social representations about the value of childhood as a period of life, the purpose and the point of education, the future they want for their children, social and cultural resources of the family. We have assumed that the subjective image of childhood determines the educational trajectory parents choose for their child and becomes relevant in a situation of choice. We present the results of a three-year-long empirical research on structure and content of social representations about the main components of childhood characteristic of the parents whose children move up to a new stage of education: enter primary school, move to secondary school and graduate from secondary school. Materials and research methods: the research was carried out in the framework of the structural approach by J.-C. Abric, developed in line with the conception by S. Moscovici. As the main methodological technique, we used the method of prototypical analysis of free associations by P. Verges. The results of the research: it has been found out that parents’ psychological image of childhood is stable in the part which is based on the stereotypes and cultural traditions of the society, as well as on their own life experience. Another part of the childhood image, that is more mobile and variable, reflects the changes associated with the age-related needs of the children as well as the parents’ goals. Discussion and conclusion: we have confirmed the hypothesis that parents whose children go to schools that implement educational programs of different complexity have different representations about the values and goals of childhood as a life period. Based on the data received, we have reconstructed descriptive models of childhood image that are characteristic of parents who choose schools with different requirements for children’s intellectual and psychological development: ordinary secondary schools or educational institutions having high rating positions.

Текст научной работы на тему «Психологический образ детства у родителей современных школьнико»

Педагогическая психология Статья/Article

УДК 159.9

DOI: 10.26795/2307-1281 -2019-7-4-11

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ДЕТСТВА У РОДИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ1

А. Д. Андреева1

1ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Российская Федерация АННОТАЦИЯ

Введение: психологический образ детства рассматривается как совокупность социальных представлений родителей о ценности детского периода жизни, целях и смысле образования, желательном будущем ребенка, социальных и культурных ресурсах семьи. Выдвинуто предположение, что субъективный образ детства определяет выбор родителями образовательной траектории ребенка и актуализируется в ситуации ее выбора. Представлены результаты трехлетнего эмпирического изучения структуры и содержания социальных представлений об основных компонентах детства у родителей, чьим детям предстоит переход на новую ступень образования: поступление в школу, переход в среднюю школу и окончание основной школы.

Материалы и методы: исследование проведено в контексте структурного подхода Ж.-К. Абрика, разрабатывавшегося в русле концепции С. Московичи. В качестве основного методического приема использован метод прототипического анализа свободных ассоциаций П. Вержеса.

Результаты исследования: установлено, что сложившийся у родителей психологический образ детства является устойчивым в той его части, которая опирается на стереотипы и культурные традиции общества, а также на их собственный жизненный опыт. Более подвижная, изменчивая часть образа детства отражает те изменения родительских представлений, которые связаны с возрастными потребностями детей и целевыми установками самих родителей.

Обсуждение и заключения: подтвердилась гипотеза о том, что родители, чьи дети обучаются в школах, отличающихся по уровню сложности реализуемых в них образовательных программ, имеют разные представление о ценностях и задачах детского периода жизни ребенка. На основании полученных материалов реконструированы описательные модели образа детства, характерные для родителей, выбравших для своих детей школы с разными требованиями к их интеллектуальному и психологическому развитию: обычные массовые школы либо образовательные учреждения с высокими рейтинговыми позициями.

Ключевые слова: психологический образ, социальные представления, задачи детства, семейные установки, качество образования.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 17-06-00036 «Образ детства у современных родителей как фактор выбора формы обучения ребенка»

Для цитирования: Андреева А.Д. Психологический образ детства у родителей современных школьников // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4. С.11.

PSYCHOLOGICAL IMAGE OF CHILDHOOD CHARACTERISTIC OF MODERN

SCHOOLCHILDREN'S PARENTS1

A. D. Andreeva1

FGBNU "PsychologicalInstitute of Russian Academy of Education", Moscow, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction: psychological image of childhood is considered as a set of parents' social representations about the value of childhood as a period of life, the purpose and the point of education, the future they want for their children, social and cultural resources of the family. We have assumed that the subjective image of childhood determines the educational trajectory parents choose for their child and becomes relevant in a situation of choice. We present the results of a three-year-long empirical research on structure and content of social representations about the main components of childhood characteristic of the parents whose children move up to a new stage of education: enter primary school, move to secondary school and graduate from secondary school. Materials and research methods: the research was carried out in the framework of the structural approach by J.-C. Abric, developed in line with the conception by S. Moscovici. As the main methodological technique, we used the method of prototypical analysis of free associations by P. Verges.

The results of the research: it has been found out that parents' psychological image of childhood is stable in the part which is based on the stereotypes and cultural traditions of the society, as well as on their own life experience. Another part of the childhood image, that is more mobile and variable, reflects the changes associated with the age-related needs of the children as well as the parents' goals.

Discussion and conclusion: we have confirmed the hypothesis that parents whose children go to schools that implement educational programs of different complexity have different representations about the values and goals of childhood as a life period. Based on the data received, we have reconstructed descriptive models of childhood image that are characteristic of parents who choose schools with different requirements for children's intellectual and psychological development: ordinary secondary schools or educational institutions having high rating positions.

Keywords: psychological image, social representations, goals of childhood, family attitudes, quality of education.

For citation: Andreeva A.D. Psychological image of childhood characteristic of modern schoolchildren's parents // Vestnik of Minin University. 2019. Vol. 7, no. 4. P.11.

1 The research was supported by the Russian Federal Property Fund. Project No. 17-06-00036 "Modern parents' image of childhood as a factor in choosing educational strategy for a child"

Введение

Транзитивный характер происходящих в современном российском обществе перемен стал одной из основных причин разрушения относительного единообразия общей картины мира, складывавшейся в сознании людей на протяжении практически всего XX века. Изменились не только социально-экономические условия жизни в стране, но и те модели ее построения и проживания, которые задавались и ограничивались прежними требованиями социума. Темпы и направления развития современного общества предоставляют множество возможностей для самореализации человека, но вместе с тем не позволяют создать устойчивый и целостный образ собственного будущего. В этих условиях перед родителями встает трудная задача поиска тех моделей и способов воспитания детей, которые в наибольшей степени будут отвечать их пониманию ценности детского периода жизни современного человека.

Поступление ребенка в школу ставит его родителей в ситуацию первого осознанного выбора той социальной среды, которая в наибольшей степени отвечает их представлениям об актуальных способностях и потребностях ребенка, а также определяет перспективы его когнитивного, культурного и социального развития. Выбор образовательной среды ребенка выступает социальным индикатором родительских представлений о ценности детского периода жизни, современном ребенке, родительской позиции, целях и смысле образования, желательном будущем ребенка, социальных и культурных ресурсах семьи, образующих содержание субъективного психологического образа детства [1; 5]. Психологический образ -сложная система социальных представлений человека, опирающихся на культурные традиции, институциональные и личные ценности, требования социума, субъективный жизненный опыт. Эта система опосредует поведение людей, выступает регулятором их мотивационно-потребностной сферы [3; 4; 10].

Мы предположили, что субъективный образ детства в значительной степени определяет выбор родителями образовательной траектории ребенка. Большинство семей решают эту задачу на этапе перехода от одной ступени образования к другой: от дошкольного звена к школьному, от начальной школы - к средней и по завершении основного общего среднего образования, то есть после 9 класса. В соответствии с этим предположением была выдвинута гипотеза о том, что родители учащихся из школ, отличающихся по уровню сложности реализуемых в них образовательных программ, имеют разные представления о ценностях и задачах детского периода жизни ребенка.

Для проверки данной гипотезы нами в 2017-19 гг. было проведено эмпирическое изучение структуры и содержания социальных представлений об основных компонентах детства у родителей, чьим детям предстоит переход на новую ступень образования: поступление в школу (1 класс), переход в среднюю школу (5 класс) и окончание основной школы (9 класс). Полученные материалы позволили нам реконструировать описательные модели образа детства, характерные для родителей, выбравших для своих детей школы с разными требованиями к их интеллектуальному и психологическому развитию: обычные массовые школы либо образовательные учреждения с высокими рейтинговыми позициями.

При изучении социальных представлений родителей мы опирались на традиционный в подобных исследованиях структурный подход Ж.-К. Абрика [13], разрабатывавшийся в русле концепции С. Московичи [12]. Согласно данному подходу, наиболее полное понимание значения и места того или иного социального представления в системе мировоззрения группы дает анализ не только содержания, но и структуры этого

представления. В качестве основных структурных элементов социального представления Ж.-К. Абрик выделяет устойчивое к внешним воздействиям ядро, более изменчивые и чувствительные к индивидуальному опыту зоны потенциальных изменений и легко меняющуюся в зависимости от конкретных обстоятельств периферию. Ядро отражает и сохраняет ценности, нормы, традиции, историю социальной группы, а окружающие его зоны принимают на себя весь поток изменчивой информации, тем самым не только защищая относительно устойчивую картину мира и душевное равновесие человека, но и внося в нее необходимые коррективы [6; 8; 9; 11] .

Данный метод изучения социальных представлений широко используется в современных психологических исследованиях. Существенное значение для нашей работы имеют данные о том, что ядро социального представления не является абсолютно неизменным: его элементы могут быть более либо менее активными в зависимости от значимости ситуации для субъекта, а также от того, насколько оно укоренилось в сознании членов группы [8; 9; 15; 16]. С. Московичи призывал исследователей обратить внимание на менее изученные ценностные аспекты социальных представлений [7; 12].

Развивая концепцию социальных представлений, W. Doise [14] выделяет три основных принципа их анализа. По его мнению, следует исходить из понимания того, что разные члены группы не только разделяют общую точку зрения на какой-либо предмет или проблему, но и различаются по силе своей приверженности каким-либо отдельным аспектам этого представления, и эти различия тоже закрепляются в коллективных убеждениях людей.

Материалы и методы исследования

В качестве основного эмпирического приема мы использовали метод свободных ассоциаций. Обработка и анализ полученных материалов проводились в соответствии с требованиями метода прототипического анализа П. Вержеса [17]. Респондентам было предложено написать по пять ассоциаций к понятиям, образующим смысловое поле проблемы психологического образа детства как основы формирования образовательной среды ребенка. В этот перечень мы включили такие категории, как «детство», «родители», «игра», «учеба», «педагог», «одноклассники».

Параметрами ассоциативных понятий, на основании которых они относились к ядру либо к периферии социального представления, были частота встречаемости ассоциации в данной выборке и порядок появления ассоциации в ответах респондентов. Ограничение ассоциативного ряда пятью позициями определило диапазон рангов каждого понятия в интервале от 1 до 5. Пересечение точек медианы частоты встречаемости и среднего ранга появления ассоциаций образует систему координат, включающую четыре зоны. К I зоне -ядру социального представления - относились ассоциации с высокой частотой встречаемости и низким средним рангом (1,7 - 2,9) относительно центральной точки пересечения осей. Две зоны относятся к областям потенциальных изменений, причем в зону II вошли ассоциации с теми же рангами, что и в первую, но с низкой частотой встречаемости, а в зону III - понятия с высокой частотой встречаемости и высокими рангами (от 3 до 4,5). Попадание ассоциации в зону II трактуется как выражение позиции меньшинства респондентов, для которых она особенно значима, а ассоциации, вошедшие в зону III, отражают содержание массового сознания, формируемого коммуникативной средой. Ассоциации с низкой частотой встречаемости и высоким средним рангом (от 3,5 до 4,5)

образуют собственно периферическую, наиболее изменчивую зону социальных представлений (зона IV).

В исследовании приняли участие родители будущих первоклассников, пятиклассников и выпускников девятых классов московских школ, придерживающихся различных образовательных идеологий. В одну группу вошли так называемые «массовые школы», работающие в рамках образовательного стандарта, не превышающего нормативы учебной нагрузки, не проводящие предварительного отбора учащихся. Эти школы, находящиеся в густонаселенных окраинных районах, ставшие сегодня структурными подразделениями крупных образовательных центров, по-прежнему рассматриваются родителями как «школа рядом с домом». В нашем исследовании приняли участие родители (306 человек) бывшей школы №799 (ныне структурное подразделение школы №1502) и школы №717 (336 место в рейтинге московских школ за 2018 год). Во вторую группу вошли школы, реализующие программы обучения повышенной сложности, предъявляющие высокие требования к уровню психологического и интеллектуального развития учащихся (школа-интернат «Интеллектуал», школа №1502 при МЭИ, всего 209 человек). Для удобства изложения и анализа материалов исследования мы будем придерживаться ставших традиционными кратких определений: «массовая школа» и «рейтинговая школа».

Результаты исследования

От родителей массовых школ всего было получено 6977 ассоциации по всем 6 позициям, то есть каждый респондент указал в среднем по 3,8 ассоциации к одному понятию. От родителей рейтинговых школ получено 5141 ассоциации, по 4,1 ассоциации к одному понятию в среднем. При обработке данных близкие по смыслу и синонимичные словосочетания и понятия относились нами к одной ассоциации. Для дальнейшего анализа учитывались лишь те ассоциации, на которые указали больше 5 респондентов.

В статье будут представлены сводные таблицы данных о содержании, структуре и динамике социальных представлений, входящих в смысловое поле проблемы детства, выявленные у родителей учащихся первых, пятых и девятых классов, выбравших для своих детей ту или иную образовательную траекторию.

Рассмотрим сначала данные о содержании, структуре и динамике социального представления «детство», полученные от родителей будущих первоклассников, пятиклассников и выпускников девятых классов массовой (таблица 1) и рейтинговой (таблица 1-а) школы.

Частота встречаемости ассоциации / Association frequency Средний ранг ассоциации / Middle rank of association

1,7-2,9 3-4,5

высокая / high I 1 класс/grade: счастье/happiness, радость/joy, игры/games, игрушки/ toys, прогулки/ walks, веселье/fun 5 класс/grade: счастье/happiness, беззаботность/carefree, веселье/fun 9 класс/grade: счастье/happiness, семья/family, беззаботность/carefree, игры/games, тепло/warmth III 1 класс/grade: беззаботность/carefree, друзья/friends, родители/parents 5 класс/grade: друзья/friends, двор/ yard, учеба/study, игры/games, развлечения/entertainment, семья/family 9 класс/grade: летний отдых с семьей/summer vacation with family

низкая / low II Ткласс/gmde: любознательность/curiosity, наивность/naivety, сладости/ sweets, скука/boredom 5 класс/grade: каникулы/vacation, дача/summer house, игрушки/toys, гаждеты/gadgets 9 класс/grade: школа/school IV 1 класс/grade: детский сад/kindergarten, бабушка/grandmother, школа/school, подарки/gifts, любовь/love, книги/books 5 класс/grade: школа/school, сладости/sweets 9 класс/grade: двор/yard, друзья/friends, развлечения/entertainment, болезни/illness

Мы видим, что для родителей учащихся массовой школы на протяжении практически всего школьного детства ядром этого социального представления остается традиционный эмоционально насыщенный стереотип так называемого «счастливого детства», заполненного играми, прогулками, весельем и радостью наивного познания мира. Однако с вступлением детей в младший подростковый возраст зоны потенциальных изменений (II и III) начинают расширяться: в них включаются элементы, отражающие возрастные характеристики развития и социализации ребенка (школа, учеба, книги, друзья, двор, гаджеты). Достижение же детьми возраста ранней юности (15-16 лет) отражается в сознании родителей как период завершения детства, и содержание данного социального представления вновь «сворачивается» до стереотипных ассоциаций со счастьем и беззаботностью. Получение образования уже не выступает для родителей девятиклассников как задача детского периода жизни, школа оказывается важной лишь для небольшого числа респондентов.

Частота встречаемости ассоциации / Association frequency Средний ранг ассоциации / Middle rank of association

1,7-2,9 3-4,5

высокая / high I 1 класс/grade: счастье/happiness, беззаботность/carefree, радость/j oy, познание/knowledge, прогулки/walks 5 класс/grade: детский сад и школа/kindergarten and school, природа/nature, семья/family, двор/yard 9 класс/grade: счастье/happiness, радость/joy, двор/yard, игры/games III Ï класс/grade: семья/family, книги/books 5 класс/grade: время возможностей/time of opportunity, беззаботность/carefree 9 класс/grade: солнце/sun, семья/family, школа/school

низкая / low II ÏK^aœ/grade: лето/summer, труд/work, игра/game 5 класс/grade: друзья/friends, радость/joy 9 класс/grade:----- IV 1 класс/grade: любовь/love, будущее/future, друзья/friends 5 класс/grade: спорт/sport 9клaсс/grade: праздники/holidays, беззаботность/carefree, слабость/weakness, открытия/discoveries, друзья/friends

Представление о детстве родителей учащихся рейтинговых школ тоже достаточно стереотипно, однако в него, начиная со старшего дошкольного возраста детей, включаются как атрибуты «счастья», так и элементы взрослости: труд, книги и даже далекое пока будущее. У родителей будущих пятиклассников изменения затрагивают не только периферические зоны рассматриваемого социального представления, но и его ядро. Наиболее важными для них становятся те социальные институты, которые связаны с ответственностью за образование ребенка - семья и школа, повышается значимость временной перспективы детства, которая приблизилась к ядру и рассматривается как время возможностей. Тем не менее приоритетность образования не мешает родителям учитывать ведущие потребности возрастного развития младших подростков, поэтому понятия «друзья» и «двор» как пространство личных социальных контактов детей также оказываются в числе актуальных элементов детства. Представление о детстве у родителей девятиклассников рейтинговых школ в целом совпадает с представлением родителей массовых школ: детство вновь начинает ассоциироваться со счастьем и весельем, а школа, хотя и сохраняет свою значимость для многих респондентов, утрачивает свои лидирующие позиции в качестве элемента детства.

Рассмотрим теперь данные о содержании, структуре и динамике социального представления «родители», полученные от родителей будущих первоклассников, пятиклассников и выпускников девятых классов массовой (таблица 2) и рейтинговой (таблица 2-а) школы.

Частота встречаемости ассоциации / Association frequency Средний ранг ассоциации / Middle rank of association

1,7-2,9 3-4,5

высокая/ high I 1 класс/grade: мама/mom, забота/care, ответственность/responsibility, доброта/kindness, любовь/love 5 класс/grade: родители/parents, любовь/love, доброта/kindness, забота/care, помощь/help, труд/work 9 класс/grade: мама и папа/mom and dad, любовь/love III 1 класс/grade: поддержка/support, доверие/trust, воспитание/parenting, обучение/education, семья/family 5 класс/grade: семья/family, счастье/happiness, совместный досуг/ joint leisure 9 класс/grade: защита/protection, забота/care, семья/family, воспитание/parenting, обучение/education

низкая / low II lK^aœ/grade: папа/dad, счастье/happiness, уважение/respect, защита/protection 5 класс/grade: надежность/reliability, контроль/control 9 класс/grade: авторитет/authority, доверие/trust, ответственность/responsibility IV 1 класс/grade: бабушка/grandmother, совместный отдых/ joint vacations, дом/home, уют/comfort, наказания/punishment Зкласс/grade: ответственность/responsibility, понимание/understanding, воспитание/parenting, обучение/education 9 класс/grade: контроль/control, дружба/ friendship

Для данной выборки респондентов родительская любовь, доброта и забота устойчиво являются смысловым центром образа родительства, а все важные социальные функции семьи, связанные с защитой, поддержкой, воспитанием детей оказались в зонах потенциальных изменений. Контроль и наказания как виды родительских санкций проходят по периферии социального представления, а функция ответственности «мигрирует» от ядерной зоны для родителей первоклассников к периферической для родителей пятиклассников и девятиклассников. Такая динамика образа родительства идет в разрез с установкой государства на усиление ответственности семьи за образование и воспитание детей и свидетельствует о сохранении у населения патерналистских ожиданий в социальной сфере.

Частота встречаемости ассоциации / Association frequency Средний ранг ассоциации / Middle rank of association

1,7-2,9 3-4,5

высокая / high I 1 класс/grade: любовь/love, защита/ protection, поддержка/support, семья/family 5 класс/grade: поддержка/support, мама и папа/mom and dad, все время заняты/busy all the time 9 класс/grade: семья/family поддержка/ support III 1 класс/grade: воспигание/parenting, обучение/education 5 класс/grade: любовь/love, совместный досуг/joint leisure, конфликты/ conflicts, развод/divorce 9 класс/grade: забота/care, контроль/control, любовь/love

низкая / low II 1класс/grade: тепло/warmth, уют/comfort, счастье/happiness, авторитет/authority 5 класс/grade: воспитание /parenting 9 класс/grade: друзья/friends, ответственность/responsibility IV 1 класс/grade: строгость/severity, ответственность/responsibility, прогулки/walks 5 класс/grade: семья/family, дом/home, авторитет/authority 9 класс/grade: впечатления impressions, семья/ family, дом/ home

Для респондентов, чьи дети учатся в рейтинговых школах, образ родительства оказывается эмоционально менее насыщенным, более холодным и функциональным, а его ядром устойчиво является семейная поддержка. Ориентация на качественное образование стала сегодня одним из ведущих мотивов родительской активности, мобилизующим семейные ресурсы на создание наилучших условий для развития ребенка. Однако мы видим, что собственная ответственность за воспитание и обучение детей отмечается многими родителями первоклассников, незначительным числом родителей пятиклассников и совершено не осознается родителями выпускников девятых классов. Кроме того, у родителей пятиклассников данное социальное преставление начинает ассоциироваться еще и с высокой собственной занятостью и семейными проблемами. По-видимому, родители подростков уже не считают образование ребенка семейной прерогативой, а само родительство ассоциируется не столько с удовольствием, сколько с напряжением, заботой и контролем. Таким образом, очевидно, что и высокомотивированные родители готовы нести ответственность за образование своих детей преимущественно лишь до окончания начальной школы, однако выбор ими школы с высокими учебными требованиями свидетельствует о сохранении ценностного отношения к школьному образованию.

Обратимся к анализу данных о содержании, структуре и динамике социального представления «игра», выявленных у родителей будущих первоклассников, пятиклассников и выпускников девятых классов массовой (таблица 3) и рейтинговой (таблица 3-а) школы.

Частота встречаемости ассоциации / Association frequency Средний ранг ассоциации / Middle rank of association

1,7-2,9 3-4,5

высокая / high I 1 класс/ grade: веселье/ fun, радость/ joy, подвижные игры/outdoor games, спортивные игры/sports games 5 класс/grade: веселье/fun, компьютерные игры/computer games 9 класс/grade: азарт/excitement, интерес/interest, спорт и подвижные игры/sports and outdoor games III 1 класс/grade: развитие/development, познание/cognition, игрушки/toys, друзья/friends 5 класс/ grade: спорт и подвижные игры/sports and outdoor games, настольные игры/desktop games, развитие/development 9 класс/grade: веселье/fun, дружба/ friendship

низкая / low II 1класс/grade: азарт/excitement, компьютерные игры/computer games 5 класс/grade: увлечение/hobby, двор/yard 9 класс/ grade: компьютерные игры/computer games , отдых/relaxation IV 1 класс/ grade: настольные игры/ desktop games, интерес/interest, отдых/relaxation 5 класс/grade: дружба/friendship, преодоление/overcoming, ролевые игры/role-playing games 9 класс/grade: ролевые игры/role-playing, настольные игры/desktop games

У большинства родителей массовой школы игра устойчиво ассоциируется с активностью, весельем, азартом, общением с друзьями, поэтому приоритет отдается подвижным и спортивным играм. Вместе с тем можно заметить определенную динамику родительских предпочтений, связанную с возрастными потребностями детей. Так, для родителей будущих первоклассников значима развивающая функция игры, которую они связывают не только с игрушками, но и с настольными и компьютерными играми. Для родителей пятиклассников значение компьютерных игр возрастает, они входят уже в ядерную часть социального представления и выступают не столько как средство развития, сколько как источник удовольствия. Кроме того, в соответствии с возрастными потребностями младших подростков, в родительских ассоциация появляется «двор» как место личных социальных контактов, а дружба перестает ассоциироваться с игрой, которая, в свою очередь, становится скорее соперничеством, нежели союзничеством и кооперацией. Для родителей девятиклассников игра становится формой отдыха и удовольствия, которое может доставить как футбольный матч, так и компьютерная игра, а также менее популярные, но более избирательные увлечения ролевыми и настольными играми.

Частота встречаемости ассоциации / Association frequency Средний ранг ассоциации / Middle rank of association

1,7-2,9 3-4,5

высокая / high I 1 класс/ grade: логические игры/logical games, подвижные игры/outdoor games, веселье/fun, радость/joy 5 класс/ grade: спорт и подвижные игры/sports and outdoor games, настольные игры/desktop games 9 класс/grade: веселье/fun, настольные игры/desktop games, спорт и подвижные игры/sports and outdoor games III 1 класс/ grade: настольные игры/ desktop games, спорт и подвижные игры/sports and outdoor games, развитие/development, познание/cognition 5 класс/grade: игры с правилами/games with rules, активные развлечения/active entertainment 9 класс/grade: ролевые игры/role-playing games, компания/company

низкая / low II 1 класс/grade: ролевые игры/role-playing games, азарт/excitement 5 класс/grade: компьютерные игры/computer games, друзья/friends, развивающие игры/ educational games 9класс/ grade: компьютерные игры/computer games IV 1 класс/grade: друзья/friends, компьютерные игры/computer games 5 класс/grade: полезные игры/useful games, ролевые игры/role-playing games 9 класс/grade: азарт/excitement, свобода/freedom, друзья/friends

Родители, выбирающие для своих детей школу с высокими образовательными требованиями, рассматривают детскую игру не только как веселье, активность и удовольствие, но и как важный источник и средство интеллектуального развития. Логические, развивающие, познавательные, настольные игры указываются родителями столь же часто, что и подвижные. Игровые предпочтения родителей первоклассников и пятиклассников практически идентичны, а общение с друзьями, наряду с компьютерными играми, оказалось на периферии их представления об игре, что свидетельствует о невысокой ценности для них этих элементов детской жизни. Более того, представление об игре родителей будущих пятиклассников рейтинговой школы отличается от традиционного стереотипа отсутствием эмоциональной составляющей, низкой значимостью дружеских связей, а отсутствующий «двор» заменяют активные развлечения, к которым они относят аквапарк, зоопарк, скалодром. По-видимому, с точки зрения этих родителей, в детстве младших подростков уже не должно быть места удовольствиям, не приносящим видимых развивающих результатов. Однако родители девятиклассников рейтинговых школ солидарны с родителями их сверстников из массовых школ в том, что игра - это удовольствие, эмоциональная и физическая разрядка, отдых, общение с друзьями. Интересно, что данная группа респондентов значительно чаще указывает на настольные и ролевые игры как вид досуга, мало популярный в массовой школе. Это дает основания

предполагать формирование иного круга интересов у их детей по сравнению со старшеклассниками массовой школы.

Данные о содержании, структуре и динамике социального представления «учеба», полученные от родителей будущих первоклассников, пятиклассников и выпускников девятых классов массовой (таблица 4) и рейтинговой (таблица 4-а) школы, представлены ниже.

Таблица 4 - Структура и содержание социального представления «учеба» у родителей учащихся массовой школы / Table 4 - The structure and content of " study " social representation in parents of mass school

Частота встречаемости ассоциации / Association frequency Средний ранг ассоциации / Middle rank of association

1,7-2,9 3-4,5

высокая / high I 1 класс/grade: интерес/interest, труд/work, самодисциплина/self-discipline, знания/knowledge, конкретные предметы/specific subjects 5 класс/ grade: учебный процесс/educational process, знания/knowledge,, интерес/interest, трудности/difficulties, друзья/friends, школа/school 9 класс/grade: школа/school, интерес/interest, труд/work,, напряжение/tension,, друзья/friends, ответственность/responsibility III 1 класс/grade: учитель/teacher, школа/school, уроки/lessons, друзья/friends, школьные атрибуты/school attributes 5 класс/ grade: школьные атрибуты/school attributes, книги/books 9 класс/grade общественная жизнь/ social life, оценки/marks, контрольные/tests, экзамены/exams

низкая / low II 1 класс/grade: ответственность /responsibility, развитие/development, учебники/textbooks, познание мира/knowledge of the world 5 класс/grade: ответственность/ responsibility, учитель/ teacher 9 класс/grade: успехи/success, знания/ knowledge IV 1 класс/grade: оценки/marks, фундамент будущего/the foundation of the future, отдых/rest, успех/ success, негативные переживания/ negative experiences 5 класс/grade: фундамент будущего/ foundation of the future, самодисциплина/self-distipline, негативные переживания/negative experiences, развитие/development 9 класс/grade: учителя/teachers, уроки/lessons, занятия/classes, школьные атрибуты/school attributes

Родители массовой школы придерживаются традиционного отношения к учебе как важной, интересной, сложной, ответственной деятельности, неотделимой от школы как социального института. Связанные с учебой в школе эмоциональные переживания, как позитивные, так и негативные, имеют для родителей первоклассников и пятиклассников второстепенное значение. Для этой части родителей рассматриваемое социальное

представление пока лишено временной перспективы: понимание учебы как фундамента будущего по-прежнему находится на периферии родительского сознания, сама же учеба воспринимается как часть сегодняшней, а не будущей жизни ребенка. У родителей девятиклассников учеба начинает ассоциироваться с экзаменами, контрольными работами, оценками, напряжением, успехом, что обусловлено ситуацией самоопределения, связанной с окончанием основной школы и необходимостью выбора пути продолжения образования.

Еще одним показателем зависимости родительских ассоциаций от возрастных потребностей ребенка является позиция в структуре социального представления такого компонента учебы, как «атрибуты школьной жизни». К нему мы относили все ассоциации, связанные с внешним видом учителя, традиционным оборудованием класса и школы, письменными принадлежностями ученика. Эта сторона учебной деятельности, очень важная для маленьких школьников, не умеющих отделять смысл учения от его внешних атрибутов, теряет свою значимость по мере вхождения ребенка в учебную деятельность. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что и у родителей «школьные атрибуты» по мере взросления детей перемещаются от ядра к периферической зоне социального представления об учебе.

Таблица 4-а - Структура и содержание социального представления «учеба» у родителей учащихся рейтинговой школы / Table 4-а - The structure and content of " study " social representation in parents of rating school

Частота встречаемости ассоциации / Association frequency Средний ранг ассоциации / Middle rank of association

1,7-2,9 3-4,5

высокая / high I 1 класс/grade: интерес/interest, знания/ knowledge, друзья/ friends 5 класс/grade: фундамент будущего/ foundation of the future, знания/ knowledge 9 класс/grade: знания/knowledge, школа/school, будущее/future III 1 класс/grade: нагрузка/load, школьные атрибуты/ school attributes 5 класс/grade: школьные атрибуты/ school attributes, усталость/fatigue, необходимость/ need 9 класс/grade: школьные атрибуты/ school attributes, преодоление/ overcoming, отметки/ marks

низкая / low II 1класс/grade: университет/ university, необходимость/ need 5 класс/grade: школа/school, интересно/ interesting, друзья/friends 9 класс/grade: высокие достижения/ high achievements, интересно/ interesting, учитель/teacher IV 1 класс/grade: школа/school, учитель/teacher, вся жизнь/ whole life 5 класс/grade: учитель/teacher 9 класс/grade: ответственность/ responsibility

Как ни удивительно, социальное представление родителей рейтинговых школ об учебе оказалось весьма бедным на ассоциации. Вместе с тем оно имеет выраженную временную направленность, рассматривается как фундамент будущего, который закладывается в школе и основан на качественном образовании и большом собственном

труде. Смысловым центром этого представления на протяжении 1-9 классов являются знания, получение которых сопряжено с высокой нагрузкой, усталостью и преодолением (зоны I и III). Интерес к учебе, который также входил в ядерную часть у родителей первоклассников, оказался важен лишь для небольшого числа родителей пятиклассников и девятиклассников (зона II).

Неожиданной для данной группы респондентов оказалась структурная позиция таких важнейших составляющих учебы, как «школа» и «учитель»: для большинства родителей они находятся на периферии социального представления. Однако по мере взросления детей растет значимость школы, и у родителей девятиклассников она уже входит в ядерную часть социального представления об учебе. При этом фигура учителя оказалась наименее значимым структурным элементом, что можно рассматривать как проявление доминирующего интереса родителей именно к статусу школы, сам рейтинг которой позволяет надеяться на гарантированно высокий уровень образования.

Примечательно также, что и «школьные атрибуты», актуальные в массовой школе только для родителей первоклассников, часто упоминаются родителями рейтинговых школ во всех возрастных группах, что можно расценить как стремление уйти от ответа на вопрос, связанный с аффективными переживаниями. В целом создается впечатление, что для родителей учащихся рейтинговой школы сама тема учебы является слишком значимой и эмоционально насыщенной, что и приводит к скудости ассоциативного ряда и вытеснению фигуры учителя на периферию социального представления. Каким же видят наши респонденты современного педагога?

В таблицах 5 и 5-а приведены данные о содержании, структуре и динамике социального представления «педагог», полученные от родителей будущих первоклассников, пятиклассников и выпускников девятых классов массовой и рейтинговой школы соответственно.

Таблица 5 - Структура и содержание социального представления «педагог» у родителей учащихся массовой школы / Table 5 - The structure and content of " teacher " social representation in parents of mass school

Частота встречаемости ассоциации / Association frequency Средний ранг ассоциации / Middle rank of association

1,7-2,9 3-4,5

высокая / high I 1 класс/ grade: наставник/ mentor, авторитет/authority, знания/knowledge, профессионализм/professionalism, требовательность/ exactingness 5 класс/grade: уважение/ respect,, наставник/mentor, учебный процесс/educational process, профессионализм/professionalism, строгость/ rigor, терпение/ patience 9 класс/grade: авторитет/ authority, профессионализм/professionalism, требовательность/ exactingness III 1 класс/grade: терпение/patience, помощник/assistant, доброта/kindness, учебный процесс/educational process, справедливость/ justice 5 класс/grade: знания/knowledge, внешние атрибуты/external attributes, школа/ school 9 класс/grade: предметы/subjects, знания/knowledge, справедливость/ justice, опыт/ experience

низкая / low II IV

1 класс/grade: друг/friend, 1 класс/grade: внешние атрибуты/ external

мудрость/wisdom, внимание/attention, attributes, пример/example, любовь к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доверие/ trust детям/love for children, школа/ school,

5 класс/grade: доброта/Zkindness ум интерес/ interest

mind 5 класс/grade: авторитет/authority,

9 класс/grade: школа/school, доброта/ негативные переживания/negative feelings,

kindness справедливость/justice,, любовь к детям/

love for children

9 класс/grade: индивидуальный

подход/individual approach, учебный

процесс/ the educational process

Реконструкция социального представления родителей учащихся массовой школы о педагоге показывает, что он, с их точки зрения, должен быть авторитетным, знающим и требовательным профессионалом, желательно терпеливым, добрым, справедливым, внимательным и мудрым. По мере взросления детей снижается значимость его эмоциональной связи с детьми: дружелюбие и доверие исчезли из ассоциативного ряда респондентов, а доброту как профессионально ценное качество педагога отмечает незначительное число родителей. Для родителей девятиклассников существенным, наряду со знаниями, становится профессиональный опыт педагога, а такой стереотипный, но редко упоминаемый атрибут учительской профессии, как любовь к детям, окончательно исчезает из ассоциативного ряда, уступая место мечтам об индивидуальном подходе.

Таблица 5-а - Структура и содержание социального представления «педагог» у родителей учащихся рейтинговой школы / Table 5-а - The structure and content of " teacher " social representation in parents of rating school

Частота встречаемости ассоциации / Association frequency Средний ранг ассоциации / Middle rank of association

1,7-2,9 3-4,5

высокая / high I 1 класс/ grade: строгость/ severity, помощь/help, авторитет/authority, терпение/ patience, такт/ tact 5 класс /grade: авторитет/ authority 9 класс /grade: доброжелательность/ benevolence, учитель/ teacher III 1 класс/grade: знания/knowledge, профессионализм/ professionalism 5класс/grade: профессионализм/professionalism, образование/education, призвание/vocation 9 класс/ grade: авторитет/ authority, равнодушие/indifference, опыт/ experience

низкая / low II 1 класс/grade: доброта/kindness, друг /friend, мудрость/ wisdom 5 класс/grade: конкретные предметы/specific subjects, авторитет/authority, университет/ IV 1 класс/ grade: справедливость/ justice, индивидуальность/individuality 5 класс/ grade: ----- 9 класс/ grade: поддержка/ support

university

9 класс/ grade: профессионализм/ professionalism, знания/ knowledge, требовательность/exactingness, внешние атрибуты/external attributes

Для родителей, выбравших для своих детей школу с высокими образовательными стандартами, наиболее ценными качествами педагога также являются авторитет, строгость, терпение и готовность оказать ребенку необходимую помощь. Высокий уровень знаний, профессионализм, доброта, мудрость и дружелюбие имеют для них существенное значение, однако не первоочередное. Родители девятиклассников рейтинговой школы так же, как и родители массовой школы, начинают ценить профессиональный опыт педагога не меньше, чем даваемые им знания.

Эмоциональная связь педагога с детьми имеет крайне малое значение для этих респондентов: лишь некоторые родители первоклассников указывают на важность таких качеств как доброта, мудрость, дружелюбие, а любовь к детям как атрибут педагогического призвания, вообще отсутствует среди ассоциаций родителей рейтинговых школ.

По-видимому, сегодня можно говорить об ослаблении традиционных ожиданий родителей маленьких школьников, что учитель станет им «второй мамой»: любящей, доброй, заботливой, снисходительной к детским проступкам. Независимо от выбора школы современные родители видят в учителе, прежде всего, профессионала, владеющего необходимыми знаниями и методами обучения детей. Наибольшую ценность для них представляют те черты педагога, которые связаны с его умением учить, требовать и помогать в освоении нового. Хорошо, если педагог добр, внимателен и терпелив, но гораздо важнее, чтобы он хорошо учил, умел объяснить материал, уверенно вел учеников по дороге знаний. Такое отношение к педагогу как к функции свидетельствует о девальвации в современном обществе содержания профессии педагога, утрате гуманитарного смысла его профессиональной деятельности и сведения ее лишь к трансляции знаний.

В заключение проанализируем социальные представления родителей массовой (таблица 6) и рейтинговой (таблица 6-а) школ об одноклассниках.

Таблица 6 - Структура и содержание социального представления «одноклассники» у родителей учащихся массовой школы / Table 6 - The structure and content of " classmates " social representation in parents of mass school

Частота встречаемости ассоциации / Association frequency Средний ранг ассоциации / Middle rank of association

1,7-2,9 3 - 4,5

высокая / high I 1 класс/ grade: друзья/friends, общение/communication, школа/ school, веселье /fun 5 класс/ grade: друзья/friends, компания/company, конфликты/ conflicts, помощь /help, игра/ game 9 класс/ grade: друзья/friends, III 1 класс/ grade: отзывчивость/ responsiveness, помощь/help, общий досуг/ joint leisure, учеба/ study 5 класс/grade: общение /communication 9 класс/ grade: общение/ communication, общий досуг/ joint leisure, интересы/ interests

коллектив/team, все разные/all are different, взаимопомощь/mutual assistance, школа/ school

низкая / low II 1класс/grade: коллектив 5 класс/ grade: игры 9 класс/ grade: ------ IV 1 класс/ grade: праздники, общие интересы, первая любовь, соперничество, экскурсии, на всю жизнь 5 класс /grade: школа, непослушание, общие интересы, общие праздники 9 класс/ grade: веселье, розыгрыши, вечеринки, дискотеки, поездки, прогулки, выпускной, общие воспоминания

Образ одноклассников, типичный для данной выборки респондентов, отражает традиционный стереотип «дружного класса», включающий в себя общение со школьными друзьями, веселые забавы, взаимопомощь членов классного коллектива. В нем, за исключением первого класса, практически отсутствует «учебная» составляющая, зато наблюдается очевидная возрастная динамика межличностных отношений. Если для родителей первоклассников взаимодействие с соучениками сводится к дружбе, общению и помощи, то родители пятиклассников указывают на такие характерные для младших подростков формы взаимодействия, как конфликты, компании и игры. Родители же старшеклассников видят в одноклассниках своих детей не просто друзей, но партнеров по досуговым увлечениям, общим интересам.

Таблица 6-а - Структура и содержание социального представления «одноклассники» у родителей учащихся рейтинговой школы / Table 6-а - The structure and content of " classmates " social representation in parents of rating school_

Частота встречаемости ассоциации / Association frequency Средний ранг ассоциации / Middle rank of association

1,7-2,9 3-4,5

высокая / high I 1 класс/ grade: друзья/friends, все разные/ all are different, учеба /study 5 класс/grade: друзья/ friends 9 класс/ grade: друзья/friends, просто люди /just people, веселье /fun III 1 класс/ grade: поддержка/support,, помощь/help, праздники/holidays, соперничество/ rivalry 5 класс/ grade: совместные дела/ joint work, замечательные дети/ wonderful children, соперники/ rivals 9 класс/ grade: взаимопомощь/mutual assistance, общение/ communication, общие интересы/ common interests

низкая / low II 1 класс/grade: совместный досуг/ joint leisure 5 класс/grade: общение/ communication, школа/ school 9 класс/ grade: прогулки/walks, соперничество /rivalry IV 1 класс/ grade: школа/ school, веселье/ fun 5 класс/ grade: память/ memory 9 класс/ grade: ссоры/ quarreling

Несмотря на то, что для данной выборки респондентов ядро социального представления «одноклассники» составляет дружба, тем не менее равновысокие позиции в его структуре занимают не только взаимопомощь, поддержка и совместный досуг, но и соперничество. Отметим, что у родителей массовой школы «соперничество» оказалось лишь в IV, периферической части представления об одноклассниках, тогда как для родителей рейтинговой школы оно находится в близких к ядру зонах потенциальных изменений (II и III). Такое представление об одноклассниках отвечает приоритетам современного образования, связанным с воспитанием конкурентоспособной личности, которая сможет успешно адаптироваться на рынке труда. Способности конкурировать, соперничать, бороться и побеждать становятся социально ценными качествами личности современного человека, задающими вектор воспитательных и образовательных усилий родителей и определяющими их отношение к успехам и достижениям детей [2]. Устойчивость такого отношения к одноклассникам ребенка, обнаружившаяся у родителей, выбравших для своего ребенка рейтинговую школу, может быть результатом слияния двух тенденций: собственного родительского восприятия мира как конкурентного и реального соперничества учащихся рейтинговых школ, участвующих во всех значимых олимпиадах и конкурсах.

Обсуждение и заключения

Проведенное исследование позволили нам составить описательные модели психологического образа детства, складывающиеся у родителей, чьи дети обучаются в так называемых «массовых» и «рейтинговых» школах.

Родители первоклассников массовой школы опираются на традиционный стереотип так называемого «счастливого детства», заполненного подвижными веселыми играми, прогулками, общением с другими детьми, весельем и радостью наивного познания мира. Фундаментом счастливого детства является материнская любовь и забота, при этом состав семьи и ее основные социальные функции имеют второстепенное значение. Такие важные факторы и институты социализации, как воспитание, обучение, культурное и познавательное развитие, детский сад, школа, не являются незыблемыми элементами детства, их содержание и значение в детской жизни может меняться в зависимости от конкретных обстоятельств и семейных приоритетов. Тем не менее для этих родителей учеба - это интересная, сложная и ответственная деятельность, существенная часть сегодняшней жизни ребенка, неотделимая от школы как социального института. Первый учитель ребенка вовсе не должен стать ему «второй мамой», от него ждут профессиональных знаний и требовательности, в первую очередь, и терпения, доброты, справедливости, мудрости, во вторую. Любовь к детям рассматривается скорее как стереотипный атрибут социальной роли учителя, нежели профессионально-ценное качество. Ожидается, что одноклассники будут составлять основной круг общения ребенка, станут товарищами не только по учебе, но и по играм, прогулкам, праздникам. Такой традиционный стереотип «дружного класса» свидетельствует об отсутствии явных стратификационых установок у родителей, выбравших для своих детей массовую школу.

Представление о детстве родителей будущих пятиклассников массовой школы сохраняет традиционные черты стереотипа «счастливого детства», однако в нем появляются новые элементы, связанные с особенностями возрастного развития детей. Подросшие дети принимают участие в семейном досуге, получают определенную свободу, которую символизирует категория «двор» как место личных социальных контактов, и требуют

пристального контроля со стороны семьи и школы. Веселые забавы и подвижные игры по-прежнему актуальны, но более полезными для детского развития представляются компьютерные игры. Учеба в школе традиционно считается важной, интересной, сложной, ответственной деятельностью, но имеющей пока очень слабую временную перспективу. Профессионализм учителя ценится выше его эмоциональной связи с детьми: он не только не становится ребенку «второй мамой», его даже не рассматривают в качестве друга, которому можно доверить свои проблемы. Зато одноклассники воспринимаются более «дружелюбно», чем прежде: это уже не столько соученики, сколько социальные партнеры по играм, общению, межличностному взаимодействию.

Родители девятиклассников массовой школы уже не считают получение образования задачей детского периода жизни, поэтому школьные заботы, равно как и контролирующие функции, перестают восприниматься ими как зона семейной ответственности, зато школа возвращается в ядерную часть социального представления об учебе. Делегирование школе ответственности за результаты учебной работы обусловлено трудной и напряженной ситуацией первого профессионального самоопределения подростка, неуверенностью родителей в том, что они способны сами справиться с этой проблемой. Больше всего родители ценят знания и профессиональный опыт педагога, желательным становится индивидуальный подход к учащимся, который вполне способен заменить не имеющую отношения к профессионализму «любовь к детям». Игры взрослеющих детей - это только досуг, отдых и удовольствие, не связанные с развитием и обучением. Большинство предпочитает спортивные и компьютерные игры, а ролевые и настольные - удел немногих. В одноклассниках своих детей родители видят не просто друзей, но партнеров по досуговым увлечениям, общим интересам.

В целом образ детства, которым руководствуются родители, выбирающие обучение в массовой школе, основан на стереотипах и культурных традициях нашего общества, трансформируется вслед за развитием возрастных потребностей детей и практически не содержит собственных целевых установок родителей.

Реконструкция образа детства, на который опираются родители первоклассников рейтинговой школы, показала, что определенная стереотипность представлений этих родителей о «счастливом детстве» как времени веселых подвижных игр и прогулок не препятствует включению в них некоторых элементов взрослости, таких как труд, книги и даже будущее. Общество сверстников, детский сад, школа менее важны для хорошего детства, чем любовь, защита и поддержка семьи. Указывая не на отдельных членов семьи, а на семью в целом как на важнейшее условие психологического благополучия ребенка, родители демонстрируют свое отношение к ребенку именно как к семейной ценности. Развитию и воспитанию ребенка уделяется специальное внимание, взрослые играют с ним в логические и настольные игры, роль компьютерных игр весьма незначительна. Школьное обучение рассматривается только как ступень в общем образовании ребенка, условие для так называемого «хорошего старта». От учителя ждут добротных знаний и высокого профессионализма, требовательности и строгости, его личностные качества не столь существенны. Отношение к одноклассникам амбивалентное, они воспринимаются не только как друзья, но и как соперники, что типично для школ с высокими требованиями к учебным достижениям. Такая готовность к соперничеству отражает целевые установки родителей первоклассников на социализацию детей в конкурентной среде.

Для родителей будущих пятиклассников рейтинговой школы детская беззаботность и непосредственная радость бытия уступают место заботе о будущем, в подготовке к которому

главную роль играют семья и школа. Детство рассматривается как время возможностей, при этом оно не лишено существенных атрибутов младшего подросткового возраста - «друзей» и «двора» как сферы личных социальных контактов. Родительская любовь, поддержка и забота о воспитании ребенка по-прежнему актуальны, однако семейное образование утрачивает свою ценность, приоритет отдается школьному обучению. Игра отходит на второй план, поскольку ее развивающий потенциал также уступает полноценному школьному образованию, и ее все чаще заменяют такие активные развлечения как аквапарк, зоопарк, скалодром, хотя и компьютерные игры составляют важную часть жизни младших подростков. Учеба рассматривается родителями как фундамент будущего, который закладывается в школе и основан на эффективном обучении и большом собственном труде. От учителя по-прежнему ждут высокого профессионализма, соответствующего заявленному школой уровню образования, а его личностные качества имеют второстепенное значение. Сам выбор школы с высоким рейтинговым показателем расценивается как гарантия получения ребенком качественного образования.

Родители девятиклассников рейтинговой школы, как и родители их сверстников в массовой школе, уже не воспринимают школу как часть детства, представление о котором возвращается к традиционному эмоционально теплому образу «времени счастья и веселья». Несмотря на то, что качественное образование, безусловно, относится к ценностным приоритетам этой группы родителей, они, как и родители младших подростков, не считают его семейной прерогативой и ответственностью. Однако задача самоопределения и выбора дальнейшего образовательного маршрута повысила для них значимость школы, находившейся прежде на периферии социального представления об учебе: теперь она переместилась в его центральную, ядерную часть. При этом отношение к учителю осталось на прежнем функциональном уровне: ценятся его профессионализм, опыт, требовательность, авторитет. Эмоциональная связь с педагогом значения не имеет, а любовь к детям как атрибут педагогического призвания, вообще отсутствует среди родительских ассоциаций. Сама же учеба по-прежнему прочно ассоциируется со знаниями, освоение которых сопряжено с высокой нагрузкой, усталостью и преодолением. Игра для родителей девятиклассников рейтинговых школ уже не несет никакой образовательной нагрузки, это удовольствие, эмоциональная и физическая разрядка, отдых, общение с друзьями. Их дети предпочитают настольные и ролевые игры, не слишком популярные в массовой школе, что косвенно свидетельствует о формировании собственного средового круга интересов, несколько отличного от интересов старшеклассников массовой школы. Отношение к одноклассникам по-прежнему не только дружественное, но и конкурентное, что можно интерпретировать как влияние содержания образовательной среды ребенка на его социальное и личностное развитие. Многолетнее участие этих детей в олимпиадах разного уровня, победы или поражения в которых существенно влияют на статус ученика в школьном рейтинге, создает ситуацию хронического соперничества, провоцирует проявление у него негативных чувств, направленных не только на одноклассников, но и на самого себя.

Полученные материалы свидетельствуют о том, что для родителей, выбирающих школу с высоким уровнем требований к качеству образовательной среды, традиционные ценности и нормы детства имеют меньшее значение. Содержание и структура образа детства, которым они руководствуются, опосредованы не только социальными стереотипами и возрастными потребностями детей, но и четко выраженной установкой на подготовку ребенка к будущей жизни в мире жесткой конкуренции. Вместе с тем скудость

ассоциативного ряда к понятиям, непосредственно связанным с учебной деятельностью, дает основание предположить аффективное отношение родителей к значимой для них стороне жизни ребенка.

Подводя итог анализу представленных материалов, отметим следующее.

Проводившееся в течение трех лет изучение психологического образа детства у родителей, выбирающих для своих детей разные образовательные траектории, показало, что метод прототипического анализа обладает высокой чувствительностью к тонким различиям в структуре социальных представлений респондентов, живущих в одной культурной среде, но имеющих разные ценностные ориентиры и целевые установки.

В частности, установлено, что сложившийся у родителей психологический образ детства является устойчивым в той его части, которая опирается на стереотипы и культурные традиции общества, а также на их собственный жизненный опыт. Более подвижная, изменчивая, часть образа детства отражает те изменения родительских представлений, которые связаны с возрастными потребностями детей и целевыми установками самих родителей. Об этом свидетельствует содержание полученных ассоциаций к понятиям, входящим в смысловое поле проблемы детства, их частота и ранговая позиция в структуре каждого понятия.

Сравнительный анализ структуры и содержания социальных представлений родителей учащихся массовой и рейтинговой школ о понятиях, образующих смысловое поле изучаемой проблемы, позволил выделить основные закономерности формирования и динамики психологического образа детства у взрослых людей, создать описательные модели психологического образа детства, которыми они руководствуются при выборе образовательной среды для своих детей. Подтвердилась гипотеза о том, что родители учащихся из школ, отличающихся по уровню сложности реализуемых в них образовательных программ, имеют разные представление о ценностях и задачах детского периода жизни ребенка.

Образ детства, которым руководствуются родители, выбирающие для своих детей обычную общеобразовательную школу рядом с домом, оказывается более традиционным, в значительной степени опирающимся на социальные стереотипы детства, существующие в культуре нашего общества и собственный жизненный опыт. Этот образ несколько аморфен, в нем есть место для разных вариантов проживания детства, есть пространство для маневра в случае изменения обстоятельств жизни или семейных приоритетов.

Образ детства, на который опираются родители, стремящиеся отдать ребенка в школу с высокими образовательными стандартами, оказывается более четким, направленным на достижение ребенком высоких результатов в развитии и образовании. Можно сказать, что с точки зрения этих родителей детство должно быть исключительно «питательным» и полезным: интенсивное развитие и качественное образование дадут ребенку хороший старт, помогут выстоять в острой конкурентной борьбе за жизненный успех. Однако такие целевые установки нередко сопряжены с аффективными переживаниями относительно успешности ребенка, провоцируют проявление родительского перфекционизма и создают угрозу его психологическому благополучию [2].

Список использованных источников

1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности // Современная психология. Состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 88-103.

2. Андреева А.Д. Родительский перфекционизм как мотивационная основа воспитания и образования детей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т.8, №1. С. 40-48.

3. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.

4. Андреева Г.М. Социальное познание и социальные проблемы // Национальный психологический журнал. 2013. №1(9). С. 39-49.

5. Берулава Г.А. Образ мира как мифологический символ: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. 45 с.

6. Бовина И.Б. Стратегии исследования социальных представлений // Социологический журнал. 2011. №3. С. 5-23.

7. Брушлинский А.В. Социальная психология в России и теория Сержа Московичи // Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1998. С. 5-21.

8. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 400 с.

9. Емельянова Т. П. Социальные представления - инструменты анализа социальных явлений в переходном обществе // Константа в неопределенном и меняющемся мире. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2010. С. 217-228.

10. Леонтьев А.Н. Образ мира // Мир психологии. 2003. №4. С. 11-18.

11. Минигалиева М. Социальные представления: структуры и характеристики. LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 257 с.

12. Московичи C. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 15, №1. С .3-18.

13. Abric J-C. A Structural Approach to Social Representations // Representations of the Social: Bridging Theoretical Traditions / Eds. by K.Deaux, G. Philogène. Oxford: Blackwell Publishers, 2001. Рp. 42-47.

14. Doise W., Spini D., Clemence A. Human rights studied as social representations in a cross-national context // European journal of social psychology. 1999. Vol. 29, no. 1. Pp. 1-29.

15. Foster J. Unification and differentiation: a study of the social representations of mental illness // Papers on Social Representations. 2001. Vol. 10. Pp. 3.1-3.18.

16. The Cambridge Handbook of Social Representations / G. Sammut, E. Andreouli, G. Gaskell, J.Valsiner. Cambridge University Press, 2015. 498 p.

17. Vergès P. L'Evocation de l'argent: une méthode pour la définition du noyau central d'une représentation // Bulletin de psychologie. 1992. Tome XLV, no. 405. Pp. 203-209.

References

1. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Social thinking of personality. Sovremennaya psihologiya. Sostoyanie i perspektivy issledovanij. CHast' 3. Social'nye predstavleniya i myshlenie lichnosti. Moscow, Institut psihologii RAN Publ., 2002. Pp. 88-103. (In Russ.)

2. Andreeva A.D. Parental perfectionism as a motivational basis for the upbringing and education of children. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psihologiya, 2015, vol. 8, no. 1, pp. 40-48. (In Russ.)

3. Andreeva G. M. Psychology of social cognition. Moscow, Aspekt Press Publ., 2000. 288 p. (In Russ.)

4. Andreeva G.M. Social cognition and social problems. Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal, 2013, no. 1(9), pp. 39-49. (In Russ.)

5. Berulava G.A. The image of the world as a mythological symbol: a textbook. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 2001. 45 p. (In Russ.)

6. Bovina I.B. Strategies for the study of social representations. Sociologicheskij zhurnal, 2011, no. 3, pp. 5-23. (In Russ.)

7. Brushlinskij A.V. Social psychology in Russia and the theory of Serge Moscovici. Moskovichi S. Vek tolp. Istoricheskij traktatpopsihologii mass. Moscow, 1998. Pp. 5-21. (In Russ.)

8. Emel'yanova T.P. The construction of social representations in the context of the transformation of Russian society. Moscow, Institut psihologii RAN Publ., 2006. 400 p. (In Russ.)

9. Emel'yanova T.P. Social representations - tools for the analysis of social phenomena in a transitional society. Konstanta v neopredelennom i menyayushchemsya mire. Moscow,: MGU im. M. V. Lomonosova Publ., 2010. Pp. 217-228. (In Russ.)

10. Leont'ev A.N. The image of the world. Mir psihologii, 2003, no. 4, pp. 11-18. (In Russ.)

11. Minigalieva M. Social representations: structures and characteristics. LAP Lambert Academic Publishing, 2012.257 p. (In Russ.)

12. Moskovichi C. Social representations: a historical view. Psihologicheskij zhurnal, 1995, vol. 15, no. 1, pp. 3-18. (In Russ.)

13. Abric J-C. A Structural Approach to Social Representations. Deaux K., Philogène G. (eds) Representations of the Social: Bridging Theoretical Traditions. Oxford: Blackwell Publishers, 2001. Pp. 42-47.

14. Doise W., Spini D., Clemence A. Human rights studied as social representations in a cross-national context. European journal of social psychology, 1999, vol. 29, no. 1, pp. 1-29.

15. Foster J. Unification and differentiation: a study of the social representations of mental illness. Papers on Social Representations, 2001, vol. 10, pp. 3.1-3.18.

16. The Cambridge Handbook of Social Representations. G. Sammut, E. Andreouli, G. Gaskell, J.Valsiner. Cambridge University Press, 2015. 498 p.

17. Vergès P. L'Evocation de l'argent: une méthode pour la définition du noyau central d'une representation. Bulletin de psychologie, 1992, vol. XLV, no. 405, pp. 203-209.

© Андреева А.Д., 2019

Информация об авторах Андреева Алла Дамировна - кандидат психологических наук, заведующий лабораторией научных основ детской практической психологии ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Российская Федерация, ORCID: 0000-0002-1253-8903, е-mail: alladamirovna@yandex.ru

Information about the authors Andreeva Alla Damirovna - PhD in Psychology, Head of the Laboratory of the Scientific Foundations of Applied Child Psychology at FGBNU "Psychological Institute of Russian Academy of Education", Moscow, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-1253-8903, е-mail: alladamirovna@yandex.ru Поступила в редакцию: 10.09.2019 Принята к публикации: 12.11.2019 Опубликована: 18.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.