Научная статья на тему 'Психологический анализ становления идентичности у подростков'

Психологический анализ становления идентичности у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1080
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гордеева О. А.

В статье проанализированы и описаны основные подходы к изуче­нию развития самосознания и идентичности детей подросткового возраста, сделан анализ объективных факторов развития идентично­сти подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологический анализ становления идентичности у подростков»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ © Гордеева О.А.*

Московский педагогический государственный университет, г. Москва

В статье проанализированы и описаны основные подходы к изучению развития самосознания и идентичности детей подросткового возраста, сделан анализ объективных факторов развития идентичности подростков.

Именно подростковый возраст значим для психологического анализа идентичности, т.к. этот период человеческой жизни отличается высокой интенсивностью процессов социализации и индивидуализации. По мере взросления подросток интенсивно ищет свое место в мире, в обществе, самоопределяется в системе социальных ролей, а также у него расширяется осознание своих особенностей, способностей исходя из требований социума [4].

В работах отечественных исследователей, которые занимались изучением тождественного идентичности понятия самосознания Л.И. Божович, Л. С. Выготского, И. С. Кона, А.Н. Леонтьева и ряда других авторов раскрываются различные стороны становления и развития самосознания в онтогенезе. Из наименее изученных вопросов можно выделить - механизмы и условия становления самосознания в переходные периоды онтогенеза, а именно, в начале переходного возраста, когда осуществляются качественные трансформации самосознания, обуславливающие дальнейшее развитие социальной и интеллектуальной активности. Было определено, что решающее значение при формировании личности и ее самосознания имеют социальные, психические и физиологические условия и факторы [2].

Подростковый возраст, несомненно, представляет собой особый этап становления личности ребенка. Именно в подростковом возрасте на основе качественного преобразования всей психической жизни ребенка ломаются и преобразуются все прежние отношения подростка к миру и, прежде всего, самому себе. В основе развивающегося сознательного поведения в этом возрасте лежит качественно новая структура и состав деятельности ребенка, который делает решающий шаг из детства к новому этапу психологического и социального развития.

Значительное количество отечественных и зарубежных авторов выделяют подростковый возраст как наиболее важный для развития самосознания, которое Л. С. Выготский считал основным новообразованием этого возрастного периода. Появление сознательного «Я», возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственные самооценки, интими-зация внутренней жизни - вот некоторые феноменальные проявления само-

* Ассистент кафедры Возрастной психологии, аспирант.

сознания в этом возрасте (по И.С. Кону). В подростковом возрасте возникает логическое мышление, которое Л.С. Выготский понимает как «понятие в действии», он подчеркивает: «Мышление ребенка - это рассудочное мышление. Мышление подростка - разумное мышление» [2, с. 212].

Подростковый период считается критическим или даже периодом непосредственно возникновения самосознания во всей его целостности. По мнению С.Л. Рубинштейна, процесс становления самосознания произтекает из «наивного неведения в отношении самого себя ко все более глубокому самопознанию, соединяющемуся со все более определенной, а иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития центр тяжести для подростков все более переносится к ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом» [5]. Известно, что до подросткового возраста становление самосознания происходит неосознанно, как бы невольно, практически без участия субъекта в его формировании. Наравне с сохранением стихийности развития самосознания в подростковом возрасте, появляется потребность в активности самого субъекта в этом процессе. У подростков возникает желание обернуться на самого себя, познать себя как личность, осознать отличия от других людей, что, в свою очередь провоцирует у него стремление к самоутверждению и самореализации. Так, Л.И. Божович писала про подростковый возраст: «в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счете к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь» [1].

Важной составляющей самосознания подростка является образ его физического «Я» - представление о своем теле. В данном возрасте вследствие бурного роста и перестройки организма, у ребенка подросткового возраста резко возрастает интерес к своей внешности, начинает формироваться новый образ физического «Я». Осознание образа своей внешности не спроста занимает важное место в самосознании подростка. При само-описании, подросток гораздо чаще, чем младшие дети или взрослые люди, использует описание своей внешности. Это объясняется тем, что черты взросления ярче всего проявляются у подростка в изменении его телесного облика. Процесс развития приводит детей подросткового возраста к сосредоточению на физических сторонах своего Я. Подростки начинают неадекватно относится к понятию нормы в отношении роста тела, его размера, пропорций, веса, прически, черт лица и прочего. Гипертрофирование важности внешности, болезненное переживание кажущихся «недостатков» внешности, приводят к значительному снижению самооценки и чувства собственной значимости. Это особенно существенно из-за того, что в период физических изменений на самооценку подростка оказывает сильное влияет отклик окружающих, особенно реакция и отношение представителей противоположного пола.

Достаточно непростая ситуация складывается, когда девочки уже начинают взрослеть, а мальчики еще нет. Из-за этого в классе возникают конфликтные ситуации потому как девочкам становится просто неинтересно общаться со своими одноклассниками и они начинают их игнорировать. Пристальное наблюдение за физическими перестройками, происходящими в период полового созревания, стимулируется общими изменениями тела, и становятся источником беспокойства для многих подростков. Также важно отметить, что сексуальное развитие в этот период неразрывно связано с формированием собственной значимости и личностной идентичностью.

Актуальным становится сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности». Неспроста, среди подростковых хобби спорт и «телесные» увлечения занимают одно из центральных мест. Основную притягательность этих занятий составляет возможность развития своей физической силы, приближение к «мужественному» облику. Аналогично девочки увлекаются гимнастикой, танцами, что также позволяет им приблизиться к эталону привлекательной молодой женщины, которая обладает такими качествами как стройность, спортивность, раскованность. Таким образом, физические изменения играют большую роль в становлении самосознания подростков. От самооценки физических изменений сейчас будут в дальнейшем зависеть многие аспекты самосознания.

Немаловажный аспект становления самосознания - чувство взрослости, т.е. отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Это чувство выражается в желании, чтобы окружающие - и взрослые, и сверстники - относились к подростку не как к маленькому, а как к взрослому. В этот период появляется потребность быть самостоятельным, значимым во взрослом мире, потребность осознать себя как личность, найти и осознать отличия от окружающих. Отсюда происходит устремление к самоутверждению, самореализации, самоопределению. Подросток начинает претендовать на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, даже учебы, когда подросток отвергает не только контроль за успеваемостью, но и помощь. Кроме того, именно сейчас особо значимо появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Эльконин Д.Б. подчеркивал важность участия взрослого в становлении личности подростка в данный период и формирования взрослости: «Формирование взрослости возможно только через отношение старших к подросткам как уже в какой-то степени взрослым, а не маленьким» [3, с. 274].

Для подростков более важно детское сообщества нежели взрослое, ведь здесь формируется новая социальная ситуация развития: подросток - ровесник. Идеальная форма, т.е. то, что подросток усваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, - это область моральных норм, на основе

которых строятся социальные взаимоотношения в детском сообществе. Эльконин Д.Б. выделил и описал так называемый морально-этический кодекс, характерный для этого возраста: уважение к личности, равенство в отношениях, помощь во всем, верность в дружбе. Все эти нормы соответствуют чувству взрослости, возникающему у подростков [3].

Ведущим типом деятельности в этом возрасте становиться общение со своими сверстниками. Именно в этом общении усваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь зарождаются отношения равенства и уважения друг к другу.

Итак, можно выделить основные факторы, определяющие самосознание подростка:

- интеллектуальная зрелость, в которую включается и нравственное мировоззрение;

- понимание своего индивидуального единства и отличия от других;

- формирование нравственного самосознания;

- самоопределение в будущем, выбор профессии;

- становление ценностных ориентаций;

- формирование дружеских отношений, появление интимно-личностного общения.

Список литературы:

1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 2-3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983.

3. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1996.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ «СПОРТСМЕН - ТРЕНЕР» КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ © Каськова Д.С.*

Курский государственный медицинский университет, г. Курск

Одной из ведущих тенденций, характеризующих развитие современного спорта, является процесс все возрастающего влияния психологи-

* Кафедра Психологии. Научный руководитель: Т.Д. Василенко, заведующий кафедрой Психологии и педагогики, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.