Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИХОДСКОГО СЕМЕЙНОГО СВЯЩЕННИКА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИХОДСКОГО СЕМЕЙНОГО СВЯЩЕННИКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
93
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
телесные / душевные и духовные болезни / психологическое здоровье / приходской священнослужитель / профессиональная деятельность / синдром выгорания / конструктивные и деструктивные подходы к решению проблем / злоупотребление алкоголем / объедение / агрессия в семье / разгрузка / отдых / смена деятельности

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голубинский Александр Иерей

Статья посвящена психологическому анализу профессиональной деятельности приходского священнослужителя. У священника есть специфическая деятельность, которая присуща только его служению, но также есть моменты, похожие на деятельность других профессий. Рассмотрены основные напряженные для психологического здоровья моменты деятельности священника, описаны деструктивные способы разрешения профессиональных проблем, а также возможные конструктивные варианты сохранения ментального и телесного здоровья священника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИХОДСКОГО СЕМЕЙНОГО СВЯЩЕННИКА»

УДК 27-4+159.913+613.86

Иерей Александр Голубинский (Москва)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИХОДСКОГО СЕМЕЙНОГО СВЯЩЕННИКА

Аннотация: Статья посвящена психологическому анализу профессиональной деятельности приходского священнослужителя. У священника есть специфическая деятельность, которая присуща только его служению, но также есть моменты, похожие на деятельность других профессий. Рассмотрены основные напряженные для психологического здоровья моменты деятельности священника, описаны деструктивные способы разрешения профессиональных проблем, а также возможные конструктивные варианты сохранения ментального и телесного здоровья священника.

Ключевые слова: телесные, душевные и духовные болезни, психологическое здоровье, приходской священнослужитель, профессиональная деятельность, синдром выгорания, конструктивные и деструктивные подходы к решению проблем, злоупотребление алкоголем, объедение, агрессия в семье, разгрузка, отдых, смена деятельности.

Психологический анализ профессиональной деятельности имеет определенный интерес у ученых, как двадцатого, так и двадцать первого века. Изучение психологических особенностей той или иной профессии может помочь в грамотной организации деятельности. В православном богословии есть антропологическое учение ап. Павла о человеке плотском, душевном и духовном (Гумилевский. 1913). Видя эту троичность, можно с большой уверенностью говорить о том, что есть те-

лесные болезни, есть душевные болезни, а есть духовные болезни. Если зачастую большинство врачей лечат непосредственно телесные болезни и опосредованно — душевные; психологи, психотерапевты и психиатры лечат непосредственно психические болезни и опосредствованно — духовные, то священнослужители лечат непосредственно духовные болезни и опосредованно — душевные, психологические.

Можно говорить о телесных, душевных и духовных болезнях и у священнослужителей. Профессиональные телесные болезни священнослужителя: это — варикоз, проблемы с желудочно-кишечным трактом и другие. Богословие же может изучать духовные болезни священнослужителя. Например, проблему отсутствия живой веры и молитвы у служителя Церкви. Психологии можно и нужно предоставить возможность изучить психологические болезни личности священнослужителя.

Предметом исследования в этой статье будет служить психологическое здоровье приходского семейного священнослужителя.

В качестве объекта выступает сам приходской семейный священнослужитель.

Целью исследования является изучение с психологической стороны профессиональной деятельности приходского семейного священника.

Актуальность данной темы исходит из того, что в настоящее время очень мало уделяется внимания психологическому разбору деятельности священника. Это влечет за собой такие негативные последствия, как профессиональное выгорание, расстройство гармоничных отношений в семье, расстройство здоровья тела и другие. Если священнослужитель эмоционально выгорел, то он не может в полном объеме реа-лизовывать свою деятельность. Из-за проблем по роду своей деятельности, накапливается ряд психологических проблем, неправильное решение которых может повлечь за собой дисбаланс в семейных отношениях как по отношению к жене, так и по отношению к детям и другим родственникам. Вследствие чего человек, у которого в семье дисгармония, не компетентен

помогать другому построить грамотные гармоничные семейные отношения.

Проблема не изученности психологического состояния священников в России стоит остро. Институт духовенства имеет огромный пласт психологических проблем, которые в немалом количестве случаев разрешаются в деструктивной направленности. Стоит отметить, что священник зачастую исполняет роль житейского психолога. А психолог лечит приходящего прежде всего своей психикой, делится частичкой своего здоровья. Поэтому и пастырь призван иметь здоровую психику, чтобы на своем уровне помогать людям. В этом и заключается актуальность. В том, чтобы детально изучив имеющуюся проблему, уберечь от негативного влияния как психику священнослужителей, так и тех, с кем они имеют общение по роду своей деятельности.

Сразу отметим, что мы преднамеренно будем стараться насколько это возможно не касаться в данной работе теологических вопросов, но, разбирая религиозный компонент, выполнить это представляется невозможным, тем не менее, акцент будет сделан на психологический анализ изучаемого вопроса.

Что касается особенностей деятельности священника, то здесь стоит отметить следующее: деятельность пастыря является многосторонней. Она включает в себя моменты труда различных специальностей, таких как психолог, учитель, руководитель, частично бизнесмен, дизайнер, частично актер, ландшафтный дизайнер, строитель и другие. Специфическими религиозными обязанностями священника являются общественная молитва Богу во время богослужения, проповедь Евангелия и духовное окормление паствы. Специфической деятельностью священника является предстояние его пред Богом, общение с Ним от лица людей. Не он, а люди, вся община, молится Богу. Голосом совместной молитвы является священник.

Как в любой деятельности есть те или иные профессиональные трудности. Поэтому стоит осветить некоторые моменты деятельности священника, напряженные для его психологического здоровья.

В первую очередь, как духовная, так и психологическая проблема может возникнуть тогда, когда слова человека не соответствуют его желаниям. Например, человек говорит «верую», а при этом не верит; если человек говорит «Господу помолимся», а при этом не молится. Такое состояние раздваивает его и как следствие пагубно влияет на психологическое состояние. Во время богослужения от священнослужителя необходима включенность в происходящее вокруг него действие. Если священник будет не включен в происходящее, то он психологически будет раздваиваться, разрываться. Эта та профессия, которая требует осмысленного служения и горения сердца.

Безусловно, деятельность священника связана с научением людей духовно-нравственному мировоззрению, основанному в первую очередь на Евангелии, на всех книгах Священного Писания, на творениях Отцов Церкви. Помимо духовно-нравственного компонента, священник призван рассказать о вероучении, в контексте догматического богословия, а также библейскую историю. Но зачастую люди, зная духовно-нравственный ориентир и принимая его, могут поступать не по нему. Вопреки своей совести. То есть здесь священника может ждать разочарование. Священник учит, но изменения в людях может не происходить. И здесь надо всегда помнить, что каждый человек — свободная личность. Момент учительства несомненно присутствует в деятельности священника. И те причины, от которых происходит синдром выгорания у учителей, также могут влиять на ментальное здоровье священника.

Деятельность священника относится к разряду коммуникативных профессий. Священнослужитель имеет свободное общение со всеми приходящими к нему. Также более близкое общение происходит в кругу приходской семьи. Есть исповедь, а есть беседа. Во время исповеди приходящие люди открывают свои грехи, то есть, самые деструктивные и нравственно негативные поступки, что конечно, так или иначе, ложится грузом на психику священника. Так же есть просто беседа со священником, которая в ряде случаев может быть

похожа на прием у психолога. То есть те причины, от которых происходит синдром выгорания у психологов и учителей, также могут влиять на ментальное здоровье священника.

Четвертой немаловажной особенностью деятельности священника является ответственность, которую он берет на себя по разным направлениям. Частично священник может чувствовать ответственность за судьбу каждого прихожанина, который ему исповедуется и спрашивает совета. Дело в том, что есть прихожане, которые в важные судьбоносные моменты жизни хотят получить совет, который будет решающим в их жизни. Соответственно, с одной стороны, посоветоваться с опытным человеком это хорошо, но с другой стороны, может получаться эффект перекладывания ответственности за свою жизнь на другого человека, в данном случае на священника. Как бы то ни было, священник в определенной степени несет ответственность за духовное и психологическое здоровье прихожан. То есть те причины, от которых происходит синдром выгорания у психологов, также могут влиять на ментальное здоровье священника.

Несомненно, стоит особо отметить особенности деятельности настоятеля. Продолжая ранее изложенную мысль об ответственности за жизненный выбор человека, в деятельности настоятеля добавляется целый ряд вопросов, которые необходимо курировать. У настоятеля помимо той специфической для священника религиозной деятельности, появляется род занятий, связанный с функционирование храма. Конечно это в первую очередь организация богослужения. Найти сотрудников и организовать их труд. А также на нем лежит ответственность за всю жизнедеятельность прихода. Например, организовать пение на клиросе, назначить сотрудника в церковную лавку, пригласить людей помогать в алтарь, попросить людей провести уборку в храме, организовать деятельность воскресной школы, обеспечить безопасность для прихожан и охрану храмового комплекса и т. д. То есть те причины, от которых происходит синдром выгорания у руководителей, директоров, также могут влиять на ментальное здоровье священника.

Стоит отметить, что часто психологические проблемы вплоть до выгорания возникают в тех областях деятельности священнослужителя, в которых он изначала по своему образованию не компетентен. Например, в области строительства. Ведь часто настоятелем необходимо строить новый храм или производить работы по его реставрации, а также поддерживать в должном состоянии все храмовые постройки. Конечно, это накладывает тот или иной груз на психологическое здоровье священника, если неправильно эту деятельность осмыслять. То есть те причины, от которых происходит синдром выгорания у строителей и прорабов, также могут влиять на ментальное здоровье священника.

Последний в данной статье напряженный момент для психологического здоровья священника следующий. В один момент священник может начать себя ощущать как некий обслуживающий персонал в религиозной сфере жизни общества. Данное ощущение кардинально не соответствует тому возвышенному идеалу, о котором он слышал в духовном учебном заведении. Возникает дисгармония, проблема соотношения ожидаемого с реальным. Дело в том, что капиталистическое общество накладывает свой отпечаток на все сферы жизни, так и религиозная сфера не остается без его влияния. Люди привыкли покупать и продавать. Так и те, кто приходят в храм, имеют эту установку в своем мышлении. Прихожане призваны финансово поддерживать храм и священнослужителя, но зачастую все сводится с возвышенных идеалов пожертвования до торговых отношений. Священник может чувствовать себя обслуживающим персоналом или человеком, заведующим бизнесом. То есть те причины, от которых происходит синдром выгорания у обслуживающего персонала, малых предпринимателей и бизнесменов, также могут влиять на ментальное здоровье священника.

Это малый обзор некоторых моментов деятельности священника, напряженных для его психологического здоровья.

После того как были освещены основные напряженные для психологического здоровья моменты деятельности священника, перейдем к рассмотрению и описанию их конструктивного и деструктивного решения.

Начнем с психологических болезней, с деструктивного разрешения напряженных для психики моментов деятельности священника. Это злоупотребление алкоголем. Человек начинает запивать свой стресс, заливать его спиртными напитками. К душевной, психологической нагрузке присоединяется нагрузка на тело. К психологической болезни присоединяются болезни тела. К душевной боли присоединяется телесная.

Помимо злоупотребления алкоголем распространенным деструктивным разрешением проблем является злоупотребление пищей. Объедение — второй бич духовенства. Заесть свои проблемы едой — распространенная психологическая проблема духовенства.

Агрессия в семье. Каковы ее причины? Это не специфическое для священников деструктивное разрешение своих проблем на работе. Повсеместно люди после работы могут срываться на своих родных и близких. Из-за неумения правильно психологически переносить и разрешать проблемы на работе, из-за неумения психологически грамотно общаться с близкими людьми могут возникать огромные проблемы в эмоциональном балансе семейных отношений.

Обозначив напряженные для психики моменты деятельности священника, описав деструктивное разрешение проблем на работе, опишем возможные варианты конструктивного разрешения таких ситуаций и действия по их недопущению.

Во-первых, это грамотная эмоциональная разгрузка и отдых. Следует менять род деятельности. В древнем религиозном тексте, важнейшем для всех людей, признающих значимость Библии, есть такая заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8-11). То есть этот текст делает акцент как на труде, так и на отдыхе человека.

Человеку надо уметь отдыхать правильно. Есть активный и пассивный отдых. И один, и второй полезен и необходим священнику. Пассивный отдых — это одиночество, сосредоточенность. Например, во время рыбалки или чтения в уединенном месте книг, прогулки в безлюдном месте (парке) и т. д. То есть все то, что минимизирует общение с людьми и даже в кругу семьи. Активный отдых не менее необходим священнику как способ отвлечься, переключиться с сугубо священнический проблем на другой вид деятельности. Например, это могут быть физические тренировки, такие как бокс, ИСБ, H.E.M.A.,

о о о о и

рукопашный армейский бой, бальные танцы с супругой и другие активные групповые занятия. Можно проводить свой досуг в бассейне, что плодотворно влияет как на психологическое состояние, так и на телесное здоровье человека. Просмотр фильмов в семейном кругу, массаж, баня с друзьями тоже имеют место быть в досуге священника. Можно увлечься физическим трудом, но который будет расцениваться как хобби.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. У священника есть специфическая деятельность, которая присуща только его служению, но также есть моменты, похожие на деятельность других профессий. Рассмотрев и описав основные напряженные для психологического здоровья моменты деятельности священника, коснувшись деструктивного разрешения профессиональных проблем, мы описали возможные конструктивные варианты сохранения ментального и телесного здоровья священника.

Литература

Гумилевский Илия, свящ. Учение святого апостола Павла о душевном и духовном человеке. — Сергиев Посад: Тип. И. И. Иванова, 1913. — 209 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.