Научная статья на тему 'Уровень профессионального стресса сотрудников епархии РПЦ'

Уровень профессионального стресса сотрудников епархии РПЦ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
152
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИХОД / ПРАВОСЛАВИЕ / ЦЕРКОВЬ / ПРАВОСЛАВНЫЙ ПСИХОЛОГ / ПСИХОТЕРАПИЯ / СТРЕСС / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Григорьев Михаил Михайлович

Психолог для священника в их совместной работе может стать помощником батюшке, по аналогии совместной работы врача (священнослужитель) и фельдшера (психолог). Православные психологи сотрудничают с духовно-просветительскими центрами и воскресными школами, с социальными работниками, активно работают в плане формирования приходской общины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровень профессионального стресса сотрудников епархии РПЦ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА СОТРУДНИКОВ ЕПАРХИИ РПЦ Григорьев М.М.

Григорьев Михаил Михайлович - магистрант, кафедра психологии, Амурский государственный университет, г. Благовещенск

Аннотация: психолог для священника в их совместной работе может стать помощником батюшке, по аналогии совместной работы врача (священнослужитель) и фельдшера (психолог). Православные психологи сотрудничают с духовно-просветительскими центрами и воскресными школами, с социальными работниками, активно работают в плане формирования приходской общины.

Ключевые слова: приход, православие, церковь, православный психолог, психотерапия, стресс, эмоциональное выгорание, социальное отчуждение.

Вопрос о необходимости и обоснованности существования православного направления в психологии и психотерапии своими корнями уходит в потребность религиозного человека в получении такой медико-социальной и психологической помощи, которая не вредила бы его духовному развитию. Эта проблема характерна не только лишь для православия или христианства в целом, но и для других религий. Таким образом, в более общей постановке этот вопрос сводится к проблеме получения психологической помощи, согласующейся с системой морально-этических и духовных ценностей человека, в частности, христианина. Действительно, какая польза, с точки зрения человека православного, может быть в попытке приобретения телесного или психического здоровья в ущерб духовному? Современная психология и психотерапия предоставляют широкий спектр методов и приемов психологического воздействия. Но может ли верующий человек, без вреда для себя, воспользоваться услугами психотерапевтов, практикующих в любом из этих направлений? С другой стороны, может ли каждый человек объективно и правильно оценить соответствие предлагаемых ему методов воздействия основам его религии? В настоящее время этот вопрос решается с учетом мнения духовника или приходского священника. Однако такое положение вещей предполагает глубокое понимание священником всех тонкостей предлагаемых психологических методов и основательных познаний в психологии, что далеко не всегда возможно. В связи с этим, возникает необходимость в сотрудничестве священника со специалистом, которому он может доверять. Необходимым условием доверия является общность религиозных убеждений. Православный психолог - это специалист, к которому священник при необходимости может направить человека, нуждающегося в психологической помощи, будучи уверенным в том, что это не повредит его духовному чаду. Основной задачей православного психолога является оказание психологической помощи с верой в Господа, глубоким осознанием его всемогущества и 4 безмерной любви к каждому человеку, как образу и подобию Божиему, а также с использованием методов, не противоречащих основам и духу христианской веры. Сила совместной работы пастырей и практических психологов состоит во взаимообмене практическими знаниями и навыками, уважении ценностей и опыта друг друга, умении и желании учиться друг у друга. Специфика работы психолога в приходе заключается в том, что контингент людей, обращающихся за помощью, и спектр предъявляемых проблем весьма разнороден. Так, на прием могут прийти и молодая мать с ребенком, пережившая развод, страдающая тревожным расстройством; и пожилая семейная пара с запросом по поводу ипохондрических опасений и страха смерти одного из супругов;

и человек с тяжелой депрессией эндогенного характера. Следующим клиентом может оказаться подросток с суицидальными мыслями или импульсивный ребенок. Поэтому психологу необходимо владеть навыками индивидуального, семейного консультирования, навыками работы с детьми и подростками. Необходимы знания основ психиатрии. Приходится использовать приемы сказкотерапии и метафоры, рисуночные и игровые техники, приемы экзистенциальной, когнитивной и поведенческой психотерапии, знакомить людей с методами саморегуляции [1, 30].

Большую пользу при работе в приходе может принести групповая работа, особенно актуальная в подростковой среде. Возможно, подобная эклектика не способствует глубокой специализации психолога, однако она стимулирует творческий потенциал и способность к импровизации. Следует обратить внимание, что в отличие от общепринятых этических норм взаимоотношений с коллегами, на этом этапе приходится решать вопрос, связанный с сохранением конфиденциальности содержания психологических встреч и таинства исповеди. Эта проблема, в частности, решалась за счет того, что психолог, предполагая беседу со священником, предварительно спрашивала разрешения у клиента передать ту или иную информацию батюшке. Мы использовали в наших беседах ту информацию, которую человек пожелал сообщить нам обоим [2, 43].

Психолог для священника в их совместной работе может стать помощником батюшке, по аналогии совместной работы врача (священнослужитель) и фельдшера (психолог). Православные психологи сотрудничают с духовно-просветительскими центрами и воскресными школами, с социальными работниками, активно работают в плане формирования приходской общины. В работе с молодежью приходской психолог может проводить профориентационную работу. Однако основной функцией психолога на приходе видится консультирование прихожан. Опытные священники отмечают, что зачастую прихожане обращаются к ним не с духовными, а с душевными, психологическими проблемами: сложности в супружеских отношениях, проблемы воспитания детей, психологические травмы, связанные с потерей близких, потерей смысла жизни и тому подобными проблемами. Данные проблемы традиционны для психологического консультирования. Необходимо подчеркнуть, несмотря на то, что методы светской психологии вполне применимы в работе православных психологов, тем не менее, существуют определенные различия и своя специфика в работе православных психологов [3, 256].

Чаще всего прихожане обращаются к психологу с проблемами взаимоотношений с детьми, подростковыми проблемами, проблемами адаптации детей в учебных учреждениях. Одним из основных направлений в работе детского психолога на приходе является коррекционная работа: индивидуальная и групповая. Православные психологи в своей работе используют методы арт-терапии, сказкотерапии, кукольной терапии. С целью определения уровня выгорания сотрудников Благовещенской Епархии, мной был использован тест на эмоциональное, профессиональное выгорание методики К. Маслач по измерению «выгорания». Выборку составили 15 сотрудников.

№ п/п Результат %

1 ЭИ=низ. СО=низ. ЗЛД=сред. ЭИ=5,5 С0=0 ЗЛД=67,7

2 ЭИ=низ. СО=низ. ЗЛД=сред. ЭИ=11,1 СО=5 ЗЛД=68,8

3 ЭИ=низ. СО=низ. ЗЛД=сред. ЭИ=20,5 СО=2 ЗЛД=70,9

4 ЭИ=низ.. СО=низ. ЗЛД=сред. ЭИ=12,8 СО=8 ЗЛД=67,3

5 ЭИ=низ. СО=низ. ЗЛД=сред. ЭИ=8,3 СО=9 ЗЛД=72,1

6 ЭИ=низ. СО=низ. ЗЛД=сред. ЭИ=7,9 С0=10 ЗЛД=73,8

7 ЭИ=низ. СО=низ. ЗЛД=сред. ЭИ=14,3 СО=4 ЗЛД=69,6

8 ЭИ=низ. СО=низ. ЗЛД=сред. ЭИ=16,5 СО=1 ЗЛД=75,5

9 ЭИ=низ. СО=низ. ЗЛД=сред. ЭИ=19,7 СО=6 ЗЛД=79,0

10 ЭИ=низ. СО=низ. ЗЛД=сред. ЭИ=21,1 СО=9 ЗЛД=74,4

11 ЭИ=низ. СО=низ. ЗЛД=сред. ЭИ=24,3 СО=4 ЗЛД=66,8

12 ЭИ=низ. СО=низ. ЗЛД=выс. ЭИ=27,8 СО=9 ЗЛД=83,2

13 ЭИ=низ. СО=низ. ЗЛД=сред. ЭИ=28,4 СО=12 ЗЛД=68,4

14 ЭИ=низ. СО=низ. ЗЛД=выс. ЭИ=25,2 СО=2 ЗЛД=82,3

15 ЭИ=низ. СО=низ. ЗЛД=выс. ЭИ=27,1 СО=4 ЗЛД=80,6

После проведенного теста были получены следующие результаты: Эмоциональное истощение (ЭИ), балл для низкого уровня истощения - 60%. Социальное отчуждение (СО), балл для низкого уровня отчуждения - 30%. Занижение личных достижений (ЗЛД), низкий уровень занижения личных достижений - 0-65%, средний уровень - 66-79%, высокий уровень - 80-100%.

Все опрашиваемые показали низкий уровень эмоционального истощения, также все опрашиваемые показали низкий уровень социального отчуждения.

Что касается уровня занижения личных достижений, высокий уровень был выявлен у 3 опрашиваемых, у всех остальных выявлен средний уровень.

Исследование показало, что среди сотрудников епархии наблюдается низкий уровень эмоционального выгорания, а высокий уровень занижения личных достижений, скорее всего, связан с особенностями организационной культуры [4, с. 128].

Список литературы

1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика, 2012.

2. Авдеев Д.А. Беседы с православным психиатром, 2014.

3. Мелехов Д.Е. В кн. Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни, 2013.

4. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Наука о душе, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.