Научная статья на тему 'Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга'

Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6766
885
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРБУЛЛИНГ / ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОГО КИБЕРБУЛЛИНГА / УСЛОВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КИБЕРБУЛЛИНГА / CYBERBULLYING / REASONS OF TEENAGE CYBERBULLYING / PROPAGATION OF CYBERBULLYING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баранов Александр Аркадьевич, Рожина Светлана Валерьевна

Кибербуллинг рассматривается как психологическое явление. Приводятся данные о распространенности данного феномена среди подростков. Обобщаются материалы различных зарубежных исследований, описывающих причины кибербуллинга и предлагается их систематизация. В качестве основных причин выделяются: стремление к превосходству, субъективное чувство неполноценности, зависть, месть, развлечение, конформизм, проблемы в семейных взаимоотношениях, низкий уровень развития эмпатии, отсутствие умения разрешать конфликты и индивидуально-личностные характеристики человека. Авторами описаны также психологические механизмы генерации кибер-атак подростков в интернет-среде. Отмечается наличие особых социально-информационных условий, способствующих распространению кибербуллинга, таких как стремительный рост информационных технологий, доступность информации во всех ее проявлениях, латентность кибербуллинга для взрослых, иллюзия анонимности, опубличивание личной информации подростками в социальных сетях: личные фото, адрес, телефон и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cyberbullying is regarded as a psychological phenomenon. The data on the propagation of this phenomenon among adolescents is given. Researches of various foreign analysts concerning the reasons of cyberbullying are summarized; the way of their systematization is proposed. The main reasons are: striving for superiority, subjective inferiority feeling, jealousy, revenge, entertainment, conformism, problems in family relationships, low level of empathy, lack of ability to resolve conflicts and individual personal characteristics. The authors also describe the psychological mechanisms of generation of cyber-attacks on adolescents in the Internet. The presence of specific social and informational conditions that facilitate cyberbullying spreading is pointed out. Among them are: rapid growth of information technology, availability of information in all its manifestations, latency of cyberbullying for adults, illusion of anonymity, publishing of personal information by teenagers in social networks (personal photos, address, phone number, etc.).

Текст научной работы на тему «Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

37

2015. Т. 25, вып. 1

Психология. Социальная психология

УДК 159.923 ББК 88.37

А.А. Баранов, С.В. Рожина

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН ПОДРОСТКОВОГО КИБЕРБУЛЛИНГА

Кибербуллинг рассматривается как психологическое явление. Приводятся данные о распространенности данного феномена среди подростков. Обобщаются материалы различных зарубежных исследований, описывающих причины кибербуллинга и предлагается их систематизация. В качестве основных причин выделяются: стремление к превосходству, субъективное чувство неполноценности, зависть, месть, развлечение, конформизм, проблемы в семейных взаимоотношениях, низкий уровень развития эмпатии, отсутствие умения разрешать конфликты и индивидуально-личностные характеристики человека. Авторами описаны также психологические механизмы генерации кибер-атак подростков в интернет-среде. Отмечается наличие особых социально-информационных условий, способствующих распространению кибербуллинга, таких как стремительный рост информационных технологий, доступность информации во всех ее проявлениях, латентность кибербуллинга для взрослых, иллюзия анонимности, опубличивание личной информации подростками в социальных сетях: личные фото, адрес, телефон и др.

Ключевые слова: кибербуллинг, причины подросткового кибербуллинга, условия распространения кибербуллинга.

Компания McAfee, входящая в состав Intel Security, представила данные своего исследования «Подростки за компьютером-2014: вопросы защиты личной информации, общения в социальных сетях и кибербуллинга». В ежегодном исследовании изучаются поведение в виртуальном пространстве и особенности сетевого общения детей подросткового возраста. Консалтинговая фирма The Futures Company со 2 по 14 апреля 2014 г. провела устный опрос среди 1 502 молодых людей и девушек - американцев в возрасте от 10 до 18 лет, в равной мере охватывющий все возрастные категории обоих полов.

В 2014 г. выявлен резкий скачок по одному из показателей: 87 % подростков стали свидетелями кибербуллинга (запугивания и травли в сети), в 2013 г. - только 27 %.Среди тех, кто признался в том, что сам стал объектом виртуальной травли, 72 % в качестве причины назвали свою внешность, 26 % -национальность или вероисповедание и 12 % заявили, что решающим фактором послужила половая сфера [1].

Но это, естественно, не причины кибербуллинга, а то, посредством чего подростки пытаются оскорбить друг друга, или то, на что они в первую очередь обращают внимание.

По мнению ряда авторов (Г.Е. Ураева, О.Н. Боголюбова, Н.А. Селиверстова, Питер Мак-Ларен), причины подобного поведения, лежат намного глубже. Выявление этих причин откроет психологам возможность предотвратить кибербуллинг.

На основании анализа большого числа литературных источников мы выделили следующие причины кибербуллинга:

1. Стремление к превосходству как достижение наибольшего из возможного, по А. Адлеру, является фундаментальным законом человеческой жизни. Чувство это врожденное: мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь. Процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель как фокус нашего стремления. Со временем она становится источником мотивации, силой, организующей нашу жизнь и придающей ей смысл.

Превосходство как цель может принимать и негативное (деструктивное), и позитивное (конструктивное) направление. Позитивное учитывает благополучие и других людей (развитый социальный интерес). Суть концепции социального интереса состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Выражение «социальный интерес» происходит от немецкого неологизма Gemeinschaftsgefühl - термина, значение которого невозможно полностью передать на другом языке одним словом и даже фразой. Оно означает что-то вроде «социального чувства», «чувства общности» или «чувства солидарности». Предпосылки социального интереса врожденные, но они требуют осознанного развития в социальном окружении (прежде всего, в семье). Негативное направление обнаруживается у людей со слабой способностью к адаптации, у тех, кто борется за пре-

2015. Т. 25, вып. 1

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

восходство эгоистичным поведением. Примером стремления к превосходству среди подростков может быть, например, борьба за социальный статус в группе сверстников.

2. Субъективное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности - совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи и т. п.

Первым, кто исследовал и описал комплекс неполноценности, был венский психоаналитик Альфред Адлер. По его мнению, испытывая чувство неполноценности, человек активизирует свою деятельность: он стремится компенсировать имеющиеся у него от рождения недостатки или дефекты; пытается преодолеть свою неполноценность, самоутвердиться в жизни; он делает всё для того, чтобы стать более совершенным. Кибербуллинг содержит все необходимые условия для компенсанции собственной неполноценности - от создания виртуального (субъективно идеального) образа Я до самоутверждения через принижение другого. Кроме того, таким детям обычно свойственна низкая самооценка.

3. Зависть. Зависть - то же соперничество, только скрытое: человек стремиться победить, но соперничает как бы внутри себя, ведя счет уже тогда, когда воображаемый соперник об этом и не подозревает [2].

Зависть для личности одновременно и мотивация, и ограничение. С одной стороны, человек, завидуя, стремится к тому же, что имеет другой человек, или к превосходству над ним. Если бы не было зависти, люди не стремились бы к превосходству и не совершали открытий. Фраза или мысль о том, что нужно сделать что-нибудь так хорошо, «чтобы все обзавидовались», хоть и выглядит порой нелепо, но часто приносит неплохие результаты.

С другой же стороны, зависть ограничивает мотивацию достижением именно той цели, которой кто-то другой уже достиг, вследствие чего внимание рассеивается и ситуация искажается. Ограничение мотивации сужает мышление до потребности чужого успеха, что может грозить потерей идентификации и стремлением к чужим целям, а значит, настоящей личностной деструкцией. Двигатель зависти - идея конкуренции, на которой базируется идеология ряда современных стран. Причин для зависти среди подростков может быть множество, начиная с внешнего вида и заканчивая любыми успехами в жизни.

4. Месть. Месть - действия, произведенные из побуждения адекватно ответить на реальную или мнимую несправедливость, причиненную ранее; в одних культурах месть считается нормой и благородным делом (кровная месть, вендетта); в других, в том числе в христианстве, месть порицается. Часто выделяют женскую месть; принцип мести входит в политическую практику государств мира (например, месть террористам), причем даже тех, которые официально придерживаются христианства. Месть начинается с приступа возмущения, подоного внутреннему взрыву, который вызван неожиданными и несправедливыми событиями. Желание отомстить сопровождается приливом сил и энергии, в душе человека зажигается огонь, так как задета его гордость. В этом случае, обиженные, занимающиеся кибер-буллингом, чувствуют, что они исправляют сложившуюся ситуацию или защищают себя и других людей. Как правило, эти люди не воспринимают себя как хулиганов. Месть, как правило, овладевают теми, кто уже однажды подвергся кибербуллингу, и пострадавший считает, что его обидчик это заслужил. При этом возникает чувство облегчения и оправдания за то, что они пережили.

5. Развлечение. Кибербуллинг может начаться и с обычной шутки (Л.А. Найденова, И.С. Осипов, П.Ю. Еремеев). Но шутки бывают разными: одни шутят безобидно, поднимая всем настроение, так сказать, без жертв. Другие иронично подтрунивают над окружающими, всерьез никого не обижая, хотя неприятный осадочек может и остаться. А третьи шутят крайне язвительно, и объекту подобного юмора точно не до смеха. Многие люди, став мишенью для насмешек, становятся подавленными, не могут нормально работать, чувствуют себя неполноценными. Из-за постоянного страха быть осмеянным такой человек старается стушеваться, меньше бывать на людях... Зигмунд Фрейд, глубоко изучавший человеческие бессознательные мотивации, расценивал юмор как символическое уничтожение врага. Вообще, уничтожение - это цель неприкрытой яростной агрессии. Юмор - это ещё и способ возвышения себя. Ведь это он смешной, а я - не смешной, я остроумный. То есть, как и во всех других случаях конфликтогенного поведения, внутренние мотивы направления юмора на партнера — это самовозвышение за счет унижения другого.

Психологический анализ подросткового кибербуллинга 39

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2015. Т. 25, вып. 1

К сожалению, многие подростки считают, что опубличивание нелепых фотографий или личной информации - это интересно, развлекательно. Но в дальнейшем шутка может получить свое развитие в интернете и уже не поддается контролю [3].

6. Конформизм. Конформизм - это «изменение поведения или убеждения... в результате реального или воображаемого давления группы» (Kiesler & Kiesler, 1969, p. 2) Конформизм может иметь и отрицательное, и некоторое положительное значение, например, при сохранении традиций коллектива, налаживании взаимодействия. Подчинение групповым нормам может быть явным или завуалированным. Конформизм проявляется в склонности избегать самостоятельных решений, в пассивной, приспособленческой ориентации на восприятие готовых решений, стандартов поведения, оценок.

Есть несколько разновидностей конформизма (Nail et al., 2000). Рассмотрим две из них - уступчивость и одобрение. Иногда мы проявляем конформность, не веря по-настоящему в то, что делаем. Мы повязываем галстук или надеваем платье, хотя не любим ни того ни другого. Подобный внешний конформизм называется уступчивостью. Мы уступаем требованиям окружающих, чтобы заслужить поощрение или избежать наказания. Если наша уступчивость представляет собой ответ на недвусмысленный приказ, то ее можно назвать подчинением. Именно так можно описать и поведение подростков, которые в кибербуллинге присоединяются к группе сверстников-обидчиков, чтобы быть принятым группой и заслужить ее уважение. Иногда подростки сами начинают искренне верить в то, что их «вынуждает» делать группа. Они оправдывают собственные действия, считая, что оскорбляемый ими человек этого действительно заслуживает. Такой внутренний, искренний конформизм называется одобрением. Нередко одобрение возникает после уступки. Кроме того, у таких подростков возникает иллюзия социальной защиты, которая приводит к эмоциональному благополучию.

7. Проблемы в семейных взаимоотношениях:

- нехватка внимания со стороны родителей; в результате кибербуллинг становится для подростка единственным способом для привлечения внимания к своей личности;

- чрезмерно попустительский стиль семейного воспитания, отсутствие лимитов на поведение ребенка, рамок дозволенного, то есть общий недостаток надзора; S. Low (Low S., Espelage D., 2012) исследовал, как раса, пол и семейное окружение повлияли на возникновение кибербуллинга в группе подростков в количестве 1023 человека. Результаты показали, что наиболее часто прибегают к кибер-буллингу подростки с наименьшим родительским надзором. Семейные конфликты также увеличивают вероятность кибербуллинга среди подростков [4];

- жесткая дисциплина может вызвать агрессивность ребенка, а также существование одного или более видов насилия в семье. Чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх. Особенно опасно, если в качестве наказания практикуется моральная изоляция, лишение ребенка родительской любви. Результатом такого воспитания станет направленное на окружающих (детей и взрослых), агрессивное поведение «угнетаемого» ребенка. В данном случае кибербуллинг выступает как завуалированный протест против существующего положения вещей, неприятие ребенком ситуации подчинения, выражение несогласия с запретами. Ребенок пытается защитить себя, отстоять свое «Я», и формой защиты он выбирает нападение.

Всё это приводит к тому, что подросток ищет какой-то путь решения своих проблем: к примеру, выплеснуть накопившийся аффект в киберпространство.

8. Низкий уровень развития эмпатии. Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Термин «эмпатия» введен Э. Титченером. В разное время к вопросу об особенностях эмпатии в онтогенезе обращались такие ученые, как М. Хоффман, Т.П. Гаврилова, И.М. Юсупов, Ф.Е. Василюк, М.В. Осорина и др. По мнению многих авторов, эмпатия - личностное свойство, которое имеет социальную природу и, как любое социально обусловленное свойство, поддается целенаправленному формированию. Подростковый возраст характеризуется И.М. Юсуповым как период маргинальной социализации. Подросток находится как бы в промежуточном, пограничном положении между различными социальными и возрастными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику и может выражаться в повышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности, эгоцентричности, а также проявляться в реакциях эмансипации, компенсации, группирования со сверстниками и т. д. В подростковом возрасте особенно велика и потребность в дружеских отношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя ин-

2015. Т. 25, вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

тимно-личностный характер общения со сверстниками. Но намного проще установить хорошие взаимоотношения со сверстниками другими путями. Большинство подростков, которые занимаются ки-бербуллингом, считают, что в этом нет ничего плохого. Некоторые исследования показали, что 40 % студентов не сочувствуют своим жертвам в Интернете и их не мучает совесть. Вместо этого, многие подростки сообщили, что занятия кибербуллингом помогали им чувствовать себя веселыми, ощущать свою популярность и силу [5].

9. Отсутствие умения разрешать конфликты. Конфликты, возникающие на данном этапе развития личности, - неотъемлемая часть, атрибут их взросления и эмоционального развития. Многие привыкли понимать конфликт как нечто негативное, но в конфликтах можно найти и положительные компоненты: ребенок учится решать проблемы и находить общий язык со сверстниками, осознавать и принимать точку зрения другого человека, а также отстаивать свою с помощью общественно приемлемых форм, что, несомненно, способствует развитию личности. В межличностных отношениях конфликт могут вызвать и такие, казалось бы, простые вещи, как манера одеваться или говорить, как способ приема пищи или курения - всё то, что относится к области вкусов, моды и другим подобным мотивам. Только конструктивный диалог поможет принять наиболее правильное решение при выходе из конфликтной ситуации, выявить скрытые проблемы и наладить нормальные доверительные взаимоотношения. Но, учитывая особенности развития личности в пубертатный период, мы понимаем, что подросток еще не способен прибегнуть к конструктивному диалогу с оппонентом, даже многим взрослым это дается весьма трудно.

Не зная, как найти наиболее удачный способ разрешения конфликта, или считая свою позицию наиболее значимой, всячески не принимая мнение оппонента, подросток может перенести этот конфликт в киберпространство. Там в его распоряжении - огромная аудитория слушателей, с помощью которой он ощущает себя более сильным и переходит на новый, более продвинутый, уровень отстаивания своих интересов. В кибербуллинге наблюдается перевес сил на стороне одного из участников конфликта, кроме того другой участник даже не догадывается, кто его оппонент. Неравновесность сил приводит к тому, что обижаемый не может в полной мере постоять за себя, неспособен к сопротивлению, полностью беззащитен.

10. Индивидуально-личностные характеристики индивида (Акцентуации характера, проблемы в эмоционально-волевой сфере и др.) Рассмотрим некоторые из них.

Акцентуация характера - это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий, при хорошей устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии. Но при определенной явной акцентуации подросток может быть наиболее склонен к кибербуллингу. Например, истероидный или демонстративный тип, его основные особенности - эгоцентризм, крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания, потребность в почитании, в одобрении и признании действий и личных способностей. Многие из этих потребностей подросток может удовлетворить в полной мере при кибербуллинге: собственная личность не задевается, большое количество внимания, поддержка огромной аудитории, возвышение себя за счет принижения другого. Или, например, эпилептоидный тип, которому присущи склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность. Кибербуллинг - один из способов выплеснуть агрессию в онлайн-пространство, при этом заняв доминирующую позицию в конфликте.

Все вышеперечисленные причины взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловлены. Так, например, испытывая чувство собственной неполноценности, подросток испытывает зависть к более развитым и успешным сверстникам, вследствие чего у него возникает стремление к превосходству над окружающими людьми. Кроме того, проблемы в семейном воспитании обуславливают возникновение нарушений в личностной сфере подростка и могут усугублять протекание подросткового возрастного кризиса. А часть причин как раз являются возрастными особенностями личности подростка: конформизм, инфантилизм, стремление быть принятым сверстниками, иметь среди них высокий социальный статус и др.

Но, помимо причин кибербуллинга, существуют так называемые благоприятные условия, позволяющие обидчику осуществить задуманное. К ним относятся:

Психологический анализ подросткового кибербуллинга 41

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2015. Т. 25, вып. 1

- стремительный рост информационных технологий;

- доступность информации во всех ее проявлениях;

- латентность кибербуллинга для взрослых;

- иллюзия анонимности;

- опубличивание подростками в социальных сетях своей личной информации (на страницах социальных сетей: личные фото, адрес, телефон и др.);

- провокационные действия самих жертв, вызывающие у сверстников недоумение;

- безнаказанность со стороны администрации сайтов и закона;

- отсутствие компьютерной компетентности у подростков из-за того, что взрослые (учителя, родители) недостаточно внимания уделяют информированию детей о безопасности при пользовании компьютером, а также не следят за активностью ребенка в Интернете.

Подытожим: появление такого феномена, как кибербуллинг, обусловлено не только рядом возрастных причин, но и наличием особых социально-информационных условий, способствующих его распространению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. McAfee: исследование «Подростки за компьютером-2014: вопросы защиты личной информации, общения в социальных сетях и кибербуллинга // Технологии в образовании: новости и события URL: http://education-events.ru/2014/06/19/mcafee-research-about-internet-safety-for-teens/

2. Карепова Э.В. Феномен зависти: палач и жертва в одном чувстве // ПСИ-ФАКТОР. URL: http://psyfactor.org/ lib/envy.htm

3. National Crime Prevention Council «Teens and Cyberbullying»// EXECUTIVE SUMMARY OF A REPORT ON RESEARCH / Released February 28, 2007.

4. What Causes Teens to Become Cyber Bullies? // GoodTherapy.Org. URL: http://www.goodtherapy.org/blog/teens-cyber-bullying-risk-factors-1025123 (дата обращения: 25.10.2012).

5. Gordon S. 8 Reasons Why Kids Cyberbully Others // About Health URL: http://bullying.about.com/od/Cyberbullying/ a/8-Reasons-Why-Kids-Cyberbully-Others.htm

Поступила в редакцию 02.02.15

A.A. Baranov, S. V. Rozhina

PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE REASONS OF TEENAGE CYBERBULLYING

Cyberbullying is regarded as a psychological phenomenon. The data on the propagation of this phenomenon among adolescents is given. Researches of various foreign analysts concerning the reasons of cyberbullying are summarized; the way of their systematization is proposed. The main reasons are: striving for superiority, subjective inferiority feeling, jealousy, revenge, entertainment, conformism, problems in family relationships, low level of empathy, lack of ability to resolve conflicts and individual personal characteristics. The authors also describe the psychological mechanisms of generation of cyber-attacks on adolescents in the Internet. The presence of specific social and informational conditions that facilitate cyberbullying spreading is pointed out. Among them are: rapid growth of information technology, availability of information in all its manifestations, latency of cyberbullying for adults, illusion of anonymity, publishing of personal information by teenagers in social networks (personal photos, address, phone number, etc.).

Keywords: cyberbullying, reasons of teenage cyberbullying, propagation of cyberbullying.

Баранов Александр Аркадьевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии E-mail: aabaranov@mail.ru

Рожина Светлана Валерьевна, аспирант кафедры психологии развития и дифференциальной психологии E-mail: kaf-psyhology-razvitia232@mail.ru

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

Baranov A.A.,

Doctor of Psyhology, Professor,

Head of Department of developmental psychology

and differential psychology

E-mail: aabaranov@mail.ru

Rozhina S.V., postgraduate student at Department of developmental psychology and differential psychology E-mail: kaf-psyhology-razvitia232@mail.ru

Udmurt State University

426034, Izhevsk, Russia, Universitetskaya st., 1/6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.