Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕРСОНАЛА С РАЗЛИЧАЮЩЕЙСЯ ТИПОЛОГИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В ФРУСТРАЦИОННЫХ СИТУАЦИЯХ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕРСОНАЛА С РАЗЛИЧАЮЩЕЙСЯ ТИПОЛОГИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В ФРУСТРАЦИОННЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
196
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТИТЮД / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ / ФРУСТРАЦИЯ / ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ ТЕСТ ФРУСТРАЦИЙ / ОЦЕНКА ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ / ОТБОР ПЕРСОНАЛА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Носс Игорь Николаевич, Кабанова Татьяна Николаевна

Целью статьи является психологический анализ сотрудников, состоящих на службе в правоохранительных органах, с различающейся типологией поведения в ситуациях фрустрации. В исследовании приняли участие 584 сотрудника мужского и женского пола, состоящих на службе в правоохранительных органах. Выборка была разделена на группы по типу реакции: в группу типа «А» вошли 101 человек с полным совпадением поведения по типу и направлению реакции с аналитическими действиями; в группу типа«Б» - 173 человека с несовпадением анализа ситуации и совершением действий; у 310 испытуемых наблюдались смешанные реакции на ситуацию фрустрации. Смешанные реакции были разделены на тип «В», в котором проективное действие совпадало с представлением о нем по направлению фрустрационной реакции (E; I; M), и тип «Г», где совпадение поведенческой реакции и аттитюда происходило в рамках анализа типа реакции фрустрации (O-D; E-D; N-P). Методический комплекс включал в себя: модифицированный тест С. Розенцвейга - формализованный тест фрустраций (ФТФ), тест оценки речемыслительных функций CFIT Р. Кетелла, матрицы Дж. К. Равена; ТПА-САД, MMPI, тест цветового выбора М. Люшера, анкету о социально-демографических признаках, в том числе о семейном положении и трудовом стаже. При изучении реакций сотрудников в ситуациях фрустрации с помощью формализованного теста фрустраций выявлено, что отнесение испытуемого к типу реакции «А» позволяет говорить о его способности адекватно анализировать ситуацию фрустрации и предпринимать шаги по ее разрешению. У испытуемых, отнесенных к типу реакции «Б», наблюдается рассогласованность реальных действий по разрешению фрустрационной ситуации и ее логическому осмыслению. Было выявлено, что разделение на данные категории прежде всего связано с личностными особенностями и предиспозицией испытуемых, которые во многом демонстрируют направление и тип реакции только в определенных ситуациях фрустрации. Таким образом, при помощи формализованной методики анализа проблемных (фрустрационных) ситуаций осуществлено разделение сотрудников в соответствии с восприятием и оценкой жизненных обстоятельств и действий в них. Выделенные группы различаются согласованностью анализа и последующим поведением в проблемной ситуации. Эти группы отличаются и по эффективности профессиональной деятельности, что дает возможностьиспользовать указанную технологию для оценки, отбора и сопровождения профессионализации сотрудников.The purpose of the article is a psychological analysis of employees serving in law enforcement agencies with a different typology of behavior in situations of frustration. 584 male and female law enforcement officers participated in the study. The sample was divided into groups according to the type of reaction: type “A” group included 101 people with a complete coincidence of behavior by type and direction of reaction with analytical actions; type “B” group - 173 people with a discrepancy between the analysis of the situation and the performance of actions; 310 subjects had mixed reactions to the situation of frustration. Mixed reactions were divided into type “B”, in which the projective action coincided with the idea of it in the direction of the frustration reaction (E; I; M), and type “G”, where the coincidence of the behavioral reaction and attitude occurred within the framework of the analysis of the type of frustration reaction (O-D; E-D; N-P). The methodological complex included: The modified S. Rosenzweig test is a formalized test of frustration (FTF), CFIT Culture Fair Intelligence Test by R. Cattell, J. K. Raven matrices; TPA-SAD, MMPI, M. Lusher Color Choice test, questionnaire on socio-demographic characteristics, including marital status, and work experience. When studying the reactions of employees in situations of frustration with the help of a formalized test of frustration (FTF), it was revealed that the assignment of the subject to the type of reaction “A” allows us to talk about his ability to adequately analyze the situation of frustration and take steps to resolve it in accordance with the results of this analysis. Among the subjects classified as reaction type “B”, there is a mismatch of real actions to resolve the frustrating situation and its logical understanding. It was revealed that the division into these categories is primarily related to the personal characteristics and predisposition of the subjects, which largely determine the direction and type of reaction only in certain situations of frustration. Thus, with the help of a formalized methodology for analyzing problematic (frustrating) situations, the separation of employees was carried out in accordance with the perception and assessment of life circumstances and actions in them. The selected groups differ in the consistency of analysis and subsequent behavior in a problem situation. These groups also differ in the effectiveness of professional activity, which makes it possible to use this technology for evaluating, selecting and supporting the professionalization of employees.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Носс Игорь Николаевич, Кабанова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕРСОНАЛА С РАЗЛИЧАЮЩЕЙСЯ ТИПОЛОГИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В ФРУСТРАЦИОННЫХ СИТУАЦИЯХ»

УДК 159.9:34.08

DOI 10.33463/2072-8336.2022.1(58).036-045

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕРСОНАЛА

С РАЗЛИЧАЮЩЕЙСЯ ТИПОЛОГИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В ФРУСТРАЦИОННЫХ СИТУАЦИЯХ

И. Н. Носс, Т. Н. Кабанова

Для цитирования

Носс, И. Н. Психологический анализ персонала с различающейся типологией поведения в фрустрационных ситуациях / И. Н. Носс, Т. Н. Кабанова // Прикладная юридическая психология. - 2022. - № 1 (58). - С. 36-45. - 001 : 10.33463/2072-8336.2022.1(58).036-045.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. Целью статьи является психологический анализ сотрудников, состоящих на службе в правоохранительных органах, с различающейся типологией поведения в ситуациях фрустрации.

В исследовании приняли участие 584 сотрудника мужского и женского пола, состоящих на службе в правоохранительных органах. Выборка была разделена на группы по типу реакции: в группу типа «А» вошли 101 человек с полным совпадением поведения по типу и направлению реакции с аналитическими действиями; в группу типа «Б» - 173 человека с несовпадением анализа ситуации и совершением действий; у 310 испытуемых наблюдались смешанные реакции на ситуацию фрустрации. Смешанные реакции были

© Носс И. Н., Кабанова Т. Н., 2022

разделены на тип «В», в котором проективное действие совпадало с представлением о нем по направлению фру-страционной реакции (Е; I; М), и тип «Г», где совпадение поведенческой реакции и аттитюда происходило в рамках анализа типа реакции фрустрации (O-D;

Методический комплекс включал в себя: модифицированный тест С. Ро-зенцвейга - формализованный тест фрустраций (ФТФ), тест оценки рече-мыслительных функций CFIT Р. Кетел-ла, матрицы Дж. К. Равена; ТПА-САД, ММР1, тест цветового выбора М. Лю-шера, анкету о социально-демографических признаках, в том числе о семейном положении и трудовом стаже.

При изучении реакций сотрудников в ситуациях фрустрации с помощью формализованного теста фрустраций выявлено, что отнесение испытуемого к

типу реакции «А» позволяет говорить о его способности адекватно анализировать ситуацию фрустрации и предпринимать шаги по ее разрешению. У испытуемых, отнесенных к типу реакции «Б», наблюдается рассогласованность реальных действий по разрешению фрустрационной ситуации и ее логическому осмыслению. Было выявлено, что разделение на данные категории прежде всего связано с личностными особенностями и предиспозицией испытуемых, которые во многом демонстрируют направление и тип реакции только в определенных ситуациях фрустрации.

Таким образом, при помощи формализованной методики анализа проблемных (фрустрационных) ситуаций осуществлено разделение сотрудников в соответствии с восприятием и оценкой жизненных обстоятельств и действий в них. Выделенные группы различаются согласованностью анализа и последующим поведением в проблемной ситуации. Эти группы отличаются и по эффективности профессиональной деятельности, что дает возможность использовать указанную технологию для оценки, отбора и сопровождения профессионализации сотрудников.

Ключевые слова: аттитюд, психологическая установка, типы поведения, фрустрация, формализованный тест фрустраций, оценка проблемной ситуации, отбор персонала.

Введение

В психологии в первой половине ХХ века большую популярность получил так называемый парадокс Ла-пьера LaPieгe), суть которого состоит в несоответствии социальных представлений реальному поведению человека [8]. Описаний и объясне-

ний этого феномена, а также уточнения его проявлений довольно много. М. Рокич высказывал предположение о том, что у субъекта присутствуют, по крайней мере, два отношения к реальности (аттитюд,установка) и в определенной ситуации активизируется только один, который направлен либо на объект, либо на ситуацию [9]. Д. Кац и Э. Стотленд объясняли феномен через структуру аттитюдов [7], и в зависимости от ситуации на передний план, изменяя поведение, выходит эмоциональный или когнитивный компонент.

В объяснениях И. Айзена и М. Фиш-байна прослеживается более сложная связь аттитюдов с поведением, «точечное совпадение» их элементов [6]. Они сопоставили поведение и аттитюд по четырем критериям: действию, цели, контексту и времени, которые показали, что аттитюды направляют поведение в случаях, когда они специфичны для данного рода поступков и действий. По их мнению, поведение контролируется волей (личностью), поэтому прогноз поступков зависит: а) от их социального контекста (нормативных представлений); б) конкретного типа активности; в)индивидуальных особенностей субъекта.

С социальным контекстом поведения индивида сопоставляется личностный контекст, который отражен в теории установки. Важно разделять понятия «психологическая установка» («set») [5] и «социальная установка» («attitude») [10]. Если под социальной установкой понимается определенная диспозиция индивида, определяющая тенденции его мыслей, чувств и возможных действий с учетом социального опыта, то психологическая

установка есть готовность субъекта к целенаправленному поведению.

Психологическая установка как готовность к действию, поступку включает в себя образ деятельности, предполагающий ее результат-цель, ситуацию и условия, план деятельности, который предусматривает постановку задач, их коррекцию и контроль реализации [2]. Внутренняя предиспозиция (аттитюд) имеет приоритетное влияние на деятельность и поведение людей, то есть связь их безусловная и реальная. Некоторые авторы, сторонники когнитивного подхода, отмечают рассогласование представлений и реальных действий некоторых типов индивидов, хотя закономерно проявляется «стремление человека к внутренней согласованности, к разрешению возникших внутренних противоречий из-за несогласованности аттитюдов и когниций» [1].

В рамках генетического подхода можно найти материалы, в которых указано, что формирование преди-спозиций, аттитюдов косвенно обусловлено генетическими особенностями, проявляющимися в различиях темперамента, ментальных способностях и т. д. Такие «врожденные» представления являются гораздо более прочными по отношению к социально «приобретенным» [1].

Таким образом, в психологических исследованиях представлены факты, показывающие наличие двух паттернов поведения субъекта: а) личностного, индивидуального; б) социально приобретенного в виде отношения к объекту, предиспозиции,установки, или аттитюда.

Эти паттерны могут находиться в согласии или в конфронтации. Влияя друг на друга, они отражают особые

типы их носителей - типы личности, которые предполагают совпадение установки и поведения или оппозицию одного плана другому [3, 4].

Задачей нашего исследования являлось экспериментальное рассмотрение психологических особенностей этих типов личности на примере ситуативно-поведенческой активности испытуемых в нестандартных, проблемных, «барьерных» условиях.

Материалы и методы исследования

Психологические условия затруднения были выстроены в рамках модифицированного теста С. Розенцвейга-формализованного теста фрустраций (ФТФ) [9]. Первый субтест (ФТФ-1) давал возможность испытуемым виртуально реагировать на фрустрацион-ную ситуацию (совершать поступок). Второй субтест (ФТФ-2) представлял собой логическую схему личност-но-социального анализа этих же ситуаций. По критерию согласованности «реально-виртуального» поведения в процессе выполнения теста и социальных представлений о стимульном объекте испытуемые были поделены на четыре когорты. Первая - группа «А» отражала согласованность действий и социальных представлений, вторая - группа «Б» - их разногласие, третья - группа «смешанные реакции» была разделена еще на две категории поведения: группа «В», в которой проективное действие совпадало с представлением о нем по направлению фрустрационной реакции (Е, I, М), и группа «Г», где совпадение поведенческой реакции и аттитюда происходило в рамках анализа типа реакции фрустрации (0^, Е^, ^Р).

В исследовании приняли участие 584 сотрудника мужского и женского

пола, состоящих на службе в правоохранительных органах. Из них у 101 человека полностью совпало поведение по типу и направлению реакции с аналитическими действиями (тип «А»); у 173 человек такого совпадения не наблюдалось, то есть они совершали один поступок, а анализировали ситуацию по-другому (личностный тип «Б»); у 310 испытуемых четкого совпадения (несовпадения) не было выявлено (смешанные реакции на ситуацию фрустрации). Смешанные реакции были разделены на тип «В», в котором виртуальное действие совпадало с представлением о нем по направлению фрустрационной реакции (Е, I, М), и тип «Г», где совпадение поведенческой реакции и аттитюда происходило в рамках анализа типа реакции фрустрации (0-0, Е-й, Ы-Р).

При помощи ^критерия Стьюдента между соответствующими показателями шкал в условиях сопоставления первого и второго субтестов было выделено 274 испытуемых с четко выраженными реакциями субтестов ФТФ. Статистические различия средних значений по шкалам (Е, Е, е, I', I, \, М', М, т) показывали то, что субтесты измеряли разные психические явления. Тест ФТФ-1 фиксировал проявление вербальных действий в ситуациях, а ФТФ-2 -их логико-социальный анализ (табл. 1).

Для сопоставления групповых данных и анализа психологических различий использовались тест оценки рече-мыслительных функций CFIT Р. Кетелла;

матрицы Дж. К. Равена; тест ТПА-САД (И. Н. Носс, 2009); модификация теста ММР1 (Л. Н. Собчик, 2003); тест цветового выбора М. Люшера, а также информация о социально-демографических признаках, включающих в себя семейное положение и трудовой стаж.

Описание результатов

Сравнение средних значений по 10 шкалам ФТФ, в том числе шкалы социальной адаптации (GCR) испытуемых, отнесенных к типам «А» и «Б», выявило между ними статистически значимые различия = 3,23, р < 0,025), что согласуется с концепцией Л. С. Выготского о роли динамических характеристик формирования диады «спонтанных» (житейских) и «научных» (социокультурных) понятий в рамках социальной адаптации субъекта. В таблице 2 показано распределение ответов испытуемых, отнесенных к группам «А» и «Б», по шкалам теста ФТФ.

В подтверждение данных И. Ай-зенка и М. Фишбайна [6] были обнаружены индивидуальные различия испытуемых из групп «А» и «Б» только по их действиям в определенных ситуациях фрустрации. Сводные данные по девяти типам ситуационных реакций (шкалам теста) представлены в таблицах 3 и 4.

Анализ психологическиххаракте-ристик представителей группы «А», которые отличаются согласованностью анализа ситуации с последующими действиями, и группы «Б», у которых выявлено расхождение между

Таблица 1

Показатели (шкалы) Е I М 0-0 Е-й Ы-Р GCR

Тест ФТФ-1 / ФТФ-2 0,05 0,003 0,01 0,004 0,0001 0,0005 0,01

Показатели статистической значимости различий между средними значениями направлений и типов реагирования по ФТФ

Таблица 3

Сводная таблица демографических данных и значимости различий ответов испытуемых групп «А» и «Б» (р < 0,05)

Таблица 2

Распределение реакций испытуемых по ФТФ («А» - виртуальное действие в фрустрационной ситуации, «Б» - аттитюд: анализ ситуации)

E-D NР X

А Б А Б А Б А Б

Е Е = 18 4 Е; Е = 6 3 е=8 47 32 54

I !' = 12 7 1; 1 = 4 6 i = 19 53 35 66

М М = 40 23 М = 9 9 т = 25 21 74 53

2 70 34 13 18 52 121

Показатели Общий трудовой стаж (лет) Доля мужчин , % Доля холостяков, % Доля акцентуантов, % 1Ю (стандартный балл) RAV -1 (сырой балл) RAV-сум (сырой балл) 3-11=10 ТПА-САД-1 ТПА-САД-сум

Е' А 6,1 6 105,6

Б 12,3 75 99,3

Е А 100 33

Б 67 75

Е А 25 13

Б 36 21

А 25 17

Б 43 14

I А 6,8 100 75 0

Б 17,3 67 50 33

I А 21 17,7

Б 13 20,8

М' А 7,6

Б 9,8

М А 44 78 22

Б 100 22 0

м А 20 4,7 6,0 9,3

Б 14 6,9 13,6 17,0

поступками и их личностно-социаль-ными оценками проблемных ситуаций, проводилось по экстрапунитив-ному (Е', Е, е), интрапунитивному (I', I, П и импунитивному (М', М, т) направлениям реакций испытуемых.

Экстрапунитивное направление (на других людей, кто-то другой фрустрирует):

«Е'» - внимание сосредоточено на препятствии, отказ от разрешения проблемы: представители группы «А»,

Таблица 4

Сводные данные по показателям методик ММР1 и ТЦВ

и л те и_ П Е Ч О ^ П -П * -М СС -П < -П S 3 < -М 1 ^ ос X * ст о X т Т т

а со а к о П 0. 0_ 0. 0. оЕ 0. 0. 0. оЕ 0. со е ^ т ^ Т кт -а □0 Т Ш Т

Е' А 56,2 58,4 52,4 52,0 59,1 48,7 52,4 55,1 48,2 -0,4

Б 69,5 46,5 61,3 65,5 67,3 68,3 66,0 69,0 61,3 0,8

е А 68,4 66,6

Б 63,3 53,5

I' А 55,5 53,2 55,7 50,2 31,3

Б 62,4 58,7 49,6 46,6 18,3

I А 46,0 55,3 52,8

Б 59,6 63,7 66,0

i А 47,5 60,8 55,1 57,7 61,7 62,0

Б 51,7 54,4 59,2 52,9 53,9 57,9

М' А 54,7 50,3

Б 49,9 53,7

М А 51,8 57,9 61,1 56,6 56,6

Б 45,9 51,2 53,4 48,7 49,9

в отличие от группы «Б», проявившие межгрупповые различия в рамках реакции типа «Е'», имеют меньший трудовой стаж - шесть лет. В группе «А» 6 % испытуемых имеют акцентуированные личностные черты, влияющие на эффективность их профессиональной деятельности, в группе «Б» испытуемых с акцентуированными личностными чертами значительно больше, что составляет 75 %. При этом представители группы «Б» отличаются большей продолжительностью службы - 12 лет. Уровень развития интеллектуальных способностей значительно выше в группе «А» (105,6 Ю-баллов), чем средний уровень группы «Б» (99,3 Ю-баллов).

Характерологические различия представителей группы «А» и груп-

пы «Б» показывают, что первые отличаются нормативным профилем по всем шкалам ММР1 при доминировании показателей парасимпатического вегетативного тонуса (по ТЦВ), что предполагает мобилизацию человека за счет внутренней потенции. У группы «Б» наоборот преобладает симпатическая реакция, то есть требуется внешняя стимуляция для преодоления внутренних тормозных психофизиологических механизмов. Представители группы «Б» проявляют в поведении признаки оригинальности, эмоциональной холодности, замкнутости, параноидных, депрессивных тенденций на фоне импульсивности и личностной тревожности (рис. 1);

«Е» - активность направлена на защиту собственной личности, враж-

Рис. 1. Соотношение показателей ММР1 испытуемых из групп «А» и «Б» при реакции «Е'»

дебность, порицание, саркастические выпады против кого-либо: представители групп «А» и «Б», проявившие межгрупповые различия в рамках реакции типа «Е», не различаются статистически значимо ни по одному психологическому признаку, однако следует отметить, что группа «А» на 100 % состоит из испытуемых мужского пола, треть из которых не состоят в браке. Группа «Б» была неоднородной по половому признаку, в ней 75 % испытуемых не состоящих в браке;

«е» - активность направлена на поиск конкретного выхода из затруднительной ситуации, требование, ожидание от кого-либо разрешения фру-стрирующей ситуации: по реакции «е» группы «А» и «Б» различаются по многим показателям в том числе по числу лиц с акцентированными чертами характера, которых в группе «Б» 21 %, а в группе «А» - 13 %. Представители группы «А» отличаются выраженными оптимизмом, коммуникабельностью, высокой общительностью и активностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интрапунитивное направление (на себя, я сам - причина проблемы):

«/'» - внимание сосредоточено на препятствии, фрустрирующая ситуа-

ция интерпретируется как своего рода благо, объяснение своего затруднения беспокойством из-за вовлечения других в ситуацию: представители группы «Б» отличаются проявлением защитной реакции от вторжения в их собственные проблемы и мягкостью в отношениях, чувствительностью, ранимостью, сентиментальностью и утонченностью вкуса. Представителям группы «А» присущи педантичность, повышенная тревожность, склонность к самоанализу;

«/» - активность направлена на защиту собственной личности, принятие на себя вины за случившееся: испытуемые группы «Б» отличаются по стажу службы, который в 2,5 раза превышает стаж представителей группы «А». При этом показатели личностных профилей группы «А» находятся в нормативных рамках. Следует отметить, что 33 % испытуемых группы «Б» имеют акцентуированные личностные черты шизоидной и параноидной психопатии, влияющие на эффективность их профессиональной деятельности;

«i» - поиск конкретного выхода из затруднительной ситуации, субъект берется сам решить фрустрирую-щую проблему: представители группы «А» склонны драматизировать сло-

жившиеся обстоятельства, преувеличивать дефекты своего состояния и характера, обладают повышенной тревожностью, чертами оригинальности и оптимизмом. У представителей группы «Б», по данным теста Ра-вена, выявляются высокие показатели речемыслительных способностей. Представители этой группы активно препятствуют вторжению в свое личное пространство, склонны к сокрытию истинных намерений (рис. 2).

Импунитивное направление (на обстоятельства или условия, которые детерминируют проблемную ситуацию):

«М'» - внимание сосредоточено на препятствии, минусы фрустрирую-щей ситуации не замечаются, вплоть до полного отрицания их существования: представители группы «А» характеризуются повышенной демонстра-

тивностью поведения, высокой коммуникабельностью на фоне снижения склонности к самоанализу. Представители группы «Б», напротив, проявляют склонность к аналитическим действиям, комбинаторному мышлению, индивидуализму и пониженной общительности.

«М» - активность направлена на защиту собственной личности, ответственность за кого-либо сведена до минимума, ситуация рассматривается как неизбежная: испытуемые группы «А» отличаются своим составом -это в основном испытуемые женского пола, не состоящие в браке или брак которых был расторгнут. Отмечается повышенная вероятность акцентуированных черт и выраженный маскулинный тип поведения. В этой группе также отмечаются черты депрессии, ипохондрии, эмоциональной холод-

Рис. 2. Соотношение показателей ММР1 испытуемых из групп «А» и «Б» при реакции <о»

Рис. 3. Соотношение показателей ММР1 представителей из групп «А» и «Б» при реакции «М»

ности и оригинальности замкнуто-педантичной личности (рис. 3);

«т» - активность направлена на поиск выхода из затруднительной ситуации, выражается надежда, что время, естественный ход событий разрешат проблему: у групп «А» и «В» наблюдаются отличия в интеллектуальной сфере. Представители группы «Б» демонстрируют приоритетность в логике и комбинаторном мышлении.

Анализ данных по «смешанным реакциям» группы «В», в которой виртуальное действие совпадало с представлением о нем по направлению фрустрационной реакции (Е, I, М), и группы «Г», где совпадение поведенческой реакции и аттитюда происходило по типу реакции фрустрации (0^,

Е^, ^Р), в сопоставлении с внешним критерием (результативностью профессиональной деятельности, измеренной по 100-балльной шкале) позволил выявить значимые связи показателя внешнего критерия эффективности и показателей теста ФТФ (табл. 5).

В результате изучения соотношений показателей успешности профессиональной деятельности испытуемых по группам «А», «Б», «В» и «Г» выявлены статистически значимые различия (р < 0,05) между группой «А» и «Б», между группой «Г» и показателями успешности деятельности представителей всех других групп (табл. 6).

Заключение

Полученные данные указывают на то, что отнесение испытуемого к

Таблица 5

Показатели статистической связи успешности профессиональной деятельности испытуемых со шкалами ФТФ

ФТФ-1Е ФТФ-11 ФТФ-1М ФТФ-100 ФТФ-1Е0 ФТФ-1ЫР ФТФ-1GCR

Гр. «А»

Гр. «Б» -0,24 0,21

Гр. «В»

Гр. «Г» 0,23 0,22 -0,24

ФТФ-2Е ФТФ-21 ФТФ-2М ФТФ-200 ФТФ-2Е0 ФТФ-2ЫР ФТФ-2GCR

Гр. «А» -0,25

Гр. «Б»

Гр. «В» 0,2

Гр. «Г» 0,43 -0,4

Таблица 6

Показатели статистической значимости связи успешности профессиональной деятельности испытуемых по Ё-критерию Стъюдента (т-тест) с показателями ФТФ по группам «А», «Б», «В» и «Г»

Группа «А» Мх = 41,53 Группа «Б» Мх = 50,16 Группа «В» Мх = 47,55 Группа «Г» Мх = 53,94 Показатель успешности деятельности

- 0,04 - 0,002 Группа «А» // Мх = 41,53

0,04 - - 0,03 Группа «Б» // Мх = 50,16

- - - 0,05 Группа «В» // Мх = 47,55

0,002 0,03 0,05 - Группа «Г» // Мх = 53,94

типу «А» позволяет сделать вывод о его способности адекватно анализировать ситуацию фрустрации и предпринимать шаги по ее разрешению. У испытуемых, отнесенных к типу «Б», наблюдается рассогласованность реальных действий по разрешению фрустрационной ситуации и ее логического осмысления. Разделение на группы связано прежде всего с личностными особенностями и преди-спозицией сотрудников, которые во многом определяют направление и тип реакции только в ситуациях фрустрации.

В результате исследования выявлено, что диагностика фрустрацион-ных типов поведения на предмет согласованности и рассогласованности действий с их анализом в ситуации фрустрации может достоверно оцениваться при помощи формализованного теста фрустраций (ФТФ). Дальнейшие исследования могут быть направлены: а) на выявление професси-ологических возможностей данного психологического инструмента в интересах совершенствования современных персонал-технологий; б) изучение индивидуально-типологических особенностей испытуемых и их влияния на формы восприятия, оценки и действий людей в фрустрационных ситуациях; в) развитие концептуальной основы типологии персонала, связанной с разрешением проблемных ситуаций в рамках поиска эффективной стратегии развития личности и профессионализации работников.

Библиографический список

1. Белинская Е. П., Тихомандриц-кая О. А. Социальная психология лич-

ности : учеб. пособие. М. : Аспект Пресс, 2001. 301 с.

2. Миллер Д., Галантер К. При-брам К. Планы и структура поведения. М. : Прогресс, 1965. 238 с.

3. Носс И. Н., Игнаткин В. Н. Формализованный тест фрустраций С. Розен-цвейга в профессиональном отборе кадров // Физиология человека. 1997. Т. 23. № 2. С. 150-153.

4. Носс И. Н., Кабанова Т. Н. Адаптация формализованного теста рисуночных фрустраций в процессе лич-ностно-профессиональной диагностики сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2019. № 3. С. 81-90.

5. Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб. : Питер, 2001. 416 с.

6. Хьюстон М., Штребе В., Стефен-сон Дж. Перспективы социальной психологии ; пер. с англ. М. : ЭКСМО, 2001. 688 с.

7. Katz D. A preliminary statement to a theory of attitude structure and change. / Ed. S. Koch, Psychology: A study of a science (Vol. 3, pp. 423-475) / D. Katz, E. Stotland. New York : McGraw Hill, 1950.

8. Lee Raymond M. Com-mentary: LaPiere and methodological opportunism // International journal of epidemiology. 2010. Vol. 39. № 1. P. 16-17.

9. Rokeach M. Belief, attitudes, and values: A theory of organization and change. San Francisco : Jossey-Bass, Inc. 1968.

10. Thomas W., Znaniecki F. The Polish peasant in Europe and America. Methodological Note. Boston, 1918-1920. Vol. 1. Primary-Group Organization. P. 1-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.