УДК 159.9.07 © Федотов И.А., Рудакова Д.А.,2016
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ И КОПИНГ У ЛЮДЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ПРИВЯЗАННОСТИ
Аннотация. В статье приводятся результаты эмпирического исследования связи различных типов привязанности с психологическими защитами и копинг-механизмами. Выявлено, что связанная с типом привязанности специфичность совладания со стрессом больше проявляет себя в механизмах психологических защит, чем в копинг-механизмах. Причем напряженность психологических защит выше при ненадежных типах привязанности. Люди, обладающие привязанностью автономного типа (А), имеют наиболее благоприятные характеристики для налаживания межличностных отношений, для них более характерно использование реактивного образования. Люди, обладающие привязанностью сверхзависимого типа (В), часто используют механизмы психологических защит,
© Fedotov I.A., Rudakova D.A.,2016
PSYCHOLOGICAL DEFENSES AND COPINGS FOR PEOPLE WITH DIFFERENT TYPES OF ATTACHMENT
Abstract. The article presents the results of empirical research of connection between different types of attachment and the psychological defenses and coping mechanisms. Identified that is associated with a type of attachment the specificity of stressmodulation is more manifested in the mechanisms of psychological defenses than coping mechanisms. Moreover, the tension of psychological defenses above with insecure types of attachment. People with Autonomous type (A), have the most favourable characteristics for establishing interpersonal relationships. They are characterized by the use of more reactive education. People with preoccupied type of attachment (B), often use mechanisms of psychological protection associated with interpersonal relationships: regression, compensation, projec-
связанные с межличностным взаимодействием: регрессию, компенсацию, проекцию и замещение. У людей, обладающих привязанностью псевдоавтономного типа (С), наблюдается отрицательная корреляция с компенсацией, что можно трактовать как отсутствие у них потребности соответствовать ожиданиям других людей. Люди, обладающие дезориентированным типом привязанности имеют положительную корреляцию с проекцией и отрицательную с интеллектуализацией среди механизмов психологических защит, а также положительную с бегством и отрицательную с положительной переоценкой среди копинг-механизмов.
Ключевые слова: привязанность, копинг поведение, механизмы психологической защиты
tion and displacement. People with Pseudoautonomous type (C), there is a negative correlation with compensation, which can be interpreted as a lack of need to conform to the expectations of others. People with Disorientated type of attachment (D), are positively correlated with projection and intellectualization negative with among the mechanisms of psychological protection, as well as the positive flight negative and positive reappraisal among coping mechanisms.
Key words: attachment, coping behavior, psychological defense mechanisms.
Впервые термин привязанность был введён английским психиатром Джоном Боулбии изначально определялся как «.. .эмоциональная связь, которая объединяет человека с одним или несколькими людьми во времени и пространстве» [1].Его подход объединил в себе существующие взгляды психоанализа, бихевиоризма, когнитивной и эволюционной психологии и опирался на этоло-гический метод исследования. Впоследствии его идеи развивали другие учёные, выходя за рамки детско-родительских отношений и перенося привязанность в поле всех межличностных отношений на протяжении всей жизни. М.
Эйнсворт и ее коллегами были описаны три основных вида привязанности у детей: надежно-привязанные дети (securely-attachedinfants), тревожно-избегающие дети (insecure-avoidantinfants) и тревожно-амбивалентные дети ^шесиге-атЬ^а1епйп£аПз) [2]. В 1990-х годах теория М. Эйнсворт была расширена, включив понятие привязанности у взрослых [3]. К. Бартоломью и соавт. (1991) выделили четыре типа привязанности во взрослом возрасте: надёжно-привязанные дети вырастают взрослыми имеющими автономный тип привязанности, тревожно-амбивалентный тип у детей соответствует дезориентированному типу взрослых, а тревожно-избегающий - подразделяется на два «взрослых» типа: сверхзависимый и псевдоавтономный.
Начиная с раннего детства, привязанность является необходимым компонентом любых межличностных взаимоотношений. Она исходит из потребности в психологической безопасности, устанавливается в результате длительного взаимодействия и отличается избирательностью, эмоциональностью и относительной устойчивостью [4]. Дж. Боулби полагал, что главная функция привязанности - это совладание со стрессом и восстановление чувства безопасности [1]. В тоже время конкретными стратегиями совладания со стрессом являются копинг-механизмы и механизмы психологических защит, но работ о взаимосвязи вида привязанности и данных стратегий явно недостаточно. Описание данных взаимоотношений позволило бы расширить репертуар характеристик привязанности у взрослых людей.
Цель работы состоит в изучении механизмов копинг-поведения и психологической защиты у людей с различными типами привязанности.
Объектом исследования являются здоровые добровольцы.
Предметом исследования выступают копинг-механизмы, механизмы психологической защиты, типы привязанности.
Гипотеза: Для каждого типа привязанности существует типичный набор наиболее часто используемых видов психологических защит и копингов.
Материалы и методы
Было обследовано 63 здоровых добровольца (12 мужчин и 51 женщина), отобранных рандомизированно. Их средний возраст составит 24,3 (SD=4,1) лет. Критериями невключения стали: наличие клинически манифестных психических расстройств, аддикций или инвалидизирующих соматических заболеваний; возраст менее 18 и более 50 лет; отказ от участия в исследовании.
В исследовании использовалось 3 методики:
1.Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса
[5]использовался с целью определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Он состоял из 50 утверждений, группируемых в 8 шкал:
1) Конфронтация: предполагает попытки разрешения проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий, направленных либо на изменение ситуации, либо на от-реагирование негативных эмоций в связи с возникшими трудностями.
2) Дистанцирование: предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее.
3) Самоконтроль: предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на оценку ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию.
4) Поиск социальной поддержки: предполагает попытки разрешения проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки.
5) Принятие ответственности: предполагает признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения.
6) Бегство-избегание: предполагает попытки преодоления личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п.
7) Планирование решения проблемы: предполагает попытки преодоления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.
8) Положительная переоценка: предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста.
2.Методика «Индекс жизненного стиля»(LSI) Плутчика-Келлермана
предназначалась для диагностики механизмов психологической защиты «Я»:
1) Отрицание - недостаточное осознание определенных событий, переживаний и ощущений, которые причинили бы человеку боль при их признании;
2) Компенсация - интенсивные попытки исправить или как-то восполнить собственную реальную или воображаемую физическую, или психическую неполноценность;
3) Регрессия - возвращение в условиях стресса к онтогенетически более ранним или менее зримым типом поведения;
4) Проекция - неосознаваемое отвержение собственных эмоционально неприемлемых мыслей, установок или желаний и приписывание их другим людям;
5) Реактивное образование- предотвращение проявления неприемлемых желаний, особенно сексуальных и агрессивных, благодаря развитию противоположных этим желаниям установок и форм поведения;
6) Интеллектуализация - неосознаваемый контроль над эмоциями и импульсами за счет выраженной зависимости их от рациональной интерпретации ситуации;
7) Вытеснение - исключение из сознания какой-либо идеи или личного опыта и связанных с ними эмоции;
8) Смещение - разрядка эмоции (обычно эмоции гнева) на объекты, животных или людей, воспринимаемых индивидом как менее опасные, чем те, которые действительно вызывают гнев. [2]
3. Методика «Самооценка генерализованного типа привязанности»
позволила определить один из четырех основных типов привязанности. В своем исследовании мы использовали классификацию K. Bartholomew, L. M. Horowitz (1991), которая представлена в таблице 1.Стоит заметить, что согласно теории привязанности, типы привязанности относительно стабильны во времени [1].
Типы привязанности
Таблица 1
Валентность Репрезентативная модель «Я» (зависимость, тревога)
Позитивная Негативная
Репрезентативная модель Другого (избегание) позитивная Автономный тип (А) Сверхзависимый тип (В)
негативная Псевдоатономный тип (С) Дезориентированный тип (D)
Автономия (тип А) — тип привязанности, складывающийся у людей, принимающих взаимозависимость и осознающих при этом свою самодостаточность. Это добровольная форма зависимости человека, реализующего потребности как в аффилиации, так и в индивидуации.
Сверхзависимость (тип В) - тип привязанности, при котором личность признает факт зависимости в близких отношениях, однако отрицает независимость, как свою, так и партнера. Это тревожно-манипулятивная, принуждающая форма отношений, при которой подчиненное положение является следствием ограничения собственной свободы, а не следствием зависимости.
Псевдоавтономия (тип С) - тип привязанности, при котором личность не приемлет никакой формы зависимости и преувеличивает значение независимости; характеризуется дистанцированием и демонстративной самодостаточностью.
Дезориентированность (тип D) - тип привязанности, формирующийся у личности с негативной установкой как на взаимозависимость, так и на самодостаточность. Для них характерен пассивно-беспомощный тип отношений, в которых ни сам индивид, ни его партнеры не способны повлиять на реализацию его потребностей в аффилиации и в индивидуации.
Математический анализ:
Для обработки результатов исследования использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных STATISTICA 6.0, а также программа MS Excel 2003, проверка нормальности распределения проводилась по критерию Колмогорова- Смирнова, корреляционный анализ с использованием r-коэффициента Пирсона. Статистическая значимость устанавливалась при p<0,05.
Результаты и обсуждения
Было обнаружено, что 41% испытуемых (26 человек) причислили себя к автономному типу привязанности (А), 24 % (15 человек) - к дезориентированному (В), 11% (7 человек) - к сверхзависимому (С), 24% (15 человек) - псевдоавтономному (D).3to соотношение соответствует распределению типов привязанности в здоровой популяции[6].
Результаты корреляционного анализа связи между копинг-поведением и типами привязанности приведены в таблице 2.
Таблица 2
Корреляции между типом привязанности и копинг-поведением
Привязанность Копинг ^Ч A Автономия B Сверхзависимость C Псевдо-автономия D Дезориен-ти- рованность
Конфронтация 0,016 0,091 -0,015 0,024
Дистанцирование 0,085 -0,070 -0,012 -0,142
Самоконтроль 0,142 0,037 0,121 -0,031
Поиск социаль- 0,003 0,037 0,018 -0,022
ной поддержки
Принятие решения -0,066 0,228 -0,128 0,022
Бегство-избегание -0,171 0,218 -0,001 0,344*
Планирование решения пробле- 0,207 0,122 0,156 -0,235
мы
Положительная переоценка 0,153 -0,137 0,130 -0,488*
* - Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
У трёх типов привязанности статистически значимых корреляций обнаружено не было, однако было выявлено, что паттерн дезориентированного типа привязанности на статистически значимом уровне положительно коррелирует с таким механизмом копинг-поведения как бегство-избегание и отрицательно - с положительной переоценкой.
Данные результаты могут свидетельствовать, что тип привязанности не специфичен на этапе копинг-поведения при совладании со стрессом и данные типологические свойства более связаны с другими личностными характеристиками.
Результаты корреляционного анализа связи между механизмами психологической защиты и типами привязанности приведены в таблице 3.
Таблица 3
Корреляции между механизмами психологической защиты и типами привязанности
^^Привязанность Копинг A Автономия B Сверхзависимость C Псевдоавтономия D Дезориенти-рованность
Отрицание 0,238 -0,181 0,097 -0,400**
Вытеснение -0,226 -0,023 0,183 0,112
Регрессия -0,109 0,323** -0,172 0,121
Компенсация -0,123 0,292* -0,254* -0,157
Проекция -0,174 0,317* 0,017 0,346**
Замещение -0,222 0,279* 0,037 0,175
Интеллектуализация 0,204 -0,091 0,084 -0,274*
Реактивные образования -0,307* -0,014 -0,243 0,116
** - Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
* - Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
В целом, выявлено большее количество значимых корреляций. Это может говорить о том, что на этапе, когда для совладания со стрессом включаются механизмы психологических защит, искажающие восприятие реальности, специфичность типа привязанности играет большую роль.
Паттерн автономного типа привязанности отрицательно коррелирует с показателями психологической защиты по типу реактивного образования. Показатели сверхзависимого паттерна привязанности положительно коррелирует с четырьмя показателями механизмов психологической защиты: регрессией, компенсацией, проекцией, замещением. Показатели псевдоавтономного типа привязанности отрицательно коррелирует с показателями психологической за-
щиты по типу компенсация, ау дезориентированного - отрицательно коррелирует с отрицанием и интеллектуализацией и положительно с проекцией.
Таким образом, можно дать следующую характеристику типов привязанности в терминах копинг-поведения и механизмов психологических защит:
Люди, обладающие привязанностью автономного типа (Л), предотвращают проявления неприемлемых желаний (например, агрессивных), благодаря развитию противоположных этим желаниям установок и форм поведения. Неприемлемая часть при этом перестаёт осознаваться, а приемлемая — гипертрофируется. Зачастую бывает, что агрессия преобразуется в излишне активную заботу и любовь.
Для людей со сверхзависимым типом (В) характерно использование психологических защит, акцентированных на межличностных интеракциях, в которые они постоянно излишне вовлечены.
Люди, обладающие привязанностью псевдоавтономного типа (С) не склонны исправлять или как-то восполнять собственную реальную или воображаемую физическую, или психическую неполноценность.
Люди с дезориентированным типом ф) привязанности склонны приписывать собственные неприемлемые чувства, желания, мотивы окружающим их людям, и как следствие, не чувствовать за них ответственность, из-за чего зачастую стремятся удалить человека, на которого спроецировано что-то негативное, из окружения, чтобы так избавиться от «вызванных им» чувств.
Также мы можем видеть по результатам, приведённым в двух таблицах, что общая напряжённость защит и копингов выше у ненадёжных типов привязанности: B, C и D, в особенности у дезориентированного типа ф), который обладает негативной установкой не только на самодостаточность, но и на взаимозависимость.
Выводы
1) Связанная с типом привязанности специфичность совладания со стрессом больше проявляет себя в механизмах психологических защит, чем в ко-пинг-механизмах. Причем напряженность психологических защит выше при ненадежных типах привязанности.
2)Люди, обладающие привязанностью автономного типа (А), имеют наиболее благоприятные характеристики для налаживания межличностных отношений, для них более характерно использование реактивного образования.
3)Люди, обладающие привязанностью сверхзависимого типа (В), часто используют механизмы психологических защит, связанные с межличностным взаимодействием: регрессию, компенсацию, проекцию и замещение.
4)У людей, обладающих привязанностью псевдоавтономного типа (С), наблюдается отрицательная корреляция с компенсацией, что можно трактовать как отсутствие у них потребности соответствовать ожиданиям других людей.
5)Люди, обладающие дезориентированным типом привязанности ^),имеют положительную корреляцию с проекцией и отрицательную с интеллектуализацией среди механизмов психологических защит, а также положительную с бегством и отрицательную с положительной переоценкой среди ко-пинг-механизмов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Боулби Дж. Привязанность [Текст] / Дж. Боулби. - Москва: Гардарики, 2003. - 477C.
2. Ainsworth М. Object relations, dependency and attachment: a theoretical review of the infant-mother relationships / М. Ainsworth// Child Development - 1969. - Vol. 40. - P. 969-1025.
3. Bartholomew K. Attachment styles among young adults: A test of a four-category model / K. Bartholomew, L. M. Horowitz // Journal of Personality and Social Psychology. - 1991. - Vol. 61. - P. 226-244.
4. Казанцева Т. В. Социально-психологические детерминанты межличностной привязанности: дис. ... кандидата псих. наук / Казанцева Татьяна Валерьевна; Санкт-Петербургский государственный университет. - СПб.- 2011. - 205 C.
5. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. - Москва: 2007.- № 3. - С. 93-112.
6. Weiss, R. S. The attachment bond in childhood and adulthood / Ed. by С. M. Parkes, J. Stevenson-Hinde // Attachment Across the Life Cycle. - London: Rout-ledge. - 1991. - P. 171-184.
7. Шустов Д.И., Федотов И.А., Новиков С.А. Жизненный сценарий в свете теории функциональных систем П.К. Анохина (в поиске точек соприкосновения психологии, психиатрии и психофизиологии) / Российский медико-биологический вестник им. акад. И.П. Павлова. 2013 - № 3, стр. 172-176