Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
154
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Турапова Л.

В статье рассматриваются психологические защиты и их влияние на учебную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PROTECTION AND THEIR INFLUENCE ON LEARNING ACTIVITIES

The article examines psychological defenses and their impact on educational activities.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

УДК 1

Турапова Л.

магистрант ТГПУ им. Низами (г. Ташкент, Узбекистан)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация: в статье рассматриваются психологические защиты и их влияние на учебную деятельность.

Ключевые слова: психологическая защита, обучение, образование.

По указу Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» проведенные за годы независимости широкомасштабные реформы для развития системы образования и воспитания физически здоровой, духовно и интеллектуально развитой, самостоятельно мыслящей, преданной Родине молодежи с твердыми жизненными взглядами, повышение ее социальной активности в процессе углубления демократических реформ и развития гражданского общества.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в младшем школьном возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности -учебная деятельность. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. С физиологической точки зрения - это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы.

Теоретико-методологической основой исследования являются научные труды российских и зарубежных авторов, рассматривающих проблемы развития личности (К.А. Абульханова-Славская, B.C. Агапов, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.И. Крупнов, Л.Ф. Обухова, A.M. Прихожан, А.Фрейд, Э. Эриксон и др.), исследования общепсихологического (А. Бандура, В.В. Давыдов, A.B. Запорожец, Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, A.B. Петровский, A.A. Реан, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Элысонин и др.), концепция Р. Лазаруса, рассматривающего копинг-стратегии в качестве средства адаптации; концепция защитных механизмов детей И. М. Никольской и Р. М. Грановской.

Согласно суждению Э.Л. Дружининой, младший школьный возраст начинается в 7 лет. В этом возрасте ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. Именно, данной периодизации мы придерживаемся в рамках нашего исследования. На этапе поступления в школу (7 лет) ребенок переживает кризис семи лет. А это значит, социальная ситуация развития меняется.

Младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием психических функций ребенка. Этот возрастной период занимает особое место в психологии, потому что обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития личности. В это время психическое развитие ребенка осуществляется в процессе учебной деятельности. Учебная деятельность побуждается различными мотивами: у ребёнка наблюдается познавательная активность, появляется стремление к саморазвитию.

Как известно, наиболее ответственным этапом детства - это младший школьный возраст. Данный период определяет большой потенциал возможностей функционального и разностороннего развития ребенка. Главная особенность младшего школьного возраста - изменение социальной ситуации развития ребенка. Ребенок становится субъектом социума и у него появляются

общественные обязанности, в результате выполнения которых он получает оценку.

Успешность в учебной деятельности является одной из важных составляющих гармоничного развития личности в младшем школьном возрасте. В исследовании Е.А. Шепелевой показано, что учебная успеваемость положительно связана с использованием учащимися стратегий активного преодоления трудностей в обучении. При этом бездействие и переключение на другую деятельность, наоборот, оказывают негативное влияние на успехи в учебе.

В младшем школьном возрасте в учебной деятельности к числу ситуаций, вызывающих у детей эмоциональные проблемы, могут относиться: трудности освоения учебного материала, страх ошибиться, страх показать свое незнание перед другими и т.д. Во всех этих ситуациях у ребенка включаются механизмы психологической защиты.

Психологическая защита - это обходной путь, чтобы скрыть или ослабить тревогу, снять эмоциональное напряжение, уменьшить психологический дискомфорт. Эта защита возникает автоматически при восприятии опасности.

Проблема психологической защиты впервые была поставлена в психоанализе (З. Фрейд, А. Фрейд) и нашла свое отражение в разных психологических концепциях. В психологии, несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам эмоционального развития и защитных проявлений личности, данные вопросы изучены недостаточно, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, на что неоднократно указывали отечественные психологи (А.Г. Асмолов, Ф.В. Бассин, Б.В. Зейгарник, А.В. Петровский, др.).

В противном случае у ребенка формируются чувства одиночества и отчуждения, которые становятся источником тревоги и причиной проявления тех или иных психологических проблем.

В случае повторения подобных ситуаций в межличностных отношениях младшего школьника складывается устойчивая система защитного поведения,

которая оказывает влияние на дальнейшее формирование личности. Именно в этом возрасте, по мнению исследователей, определяются базовые защитные стратегии поведения, и возникает объективная необходимость в изучении средств психологической защиты и факторов, влияющих на их становление .

К основным защитным реакциям детей младшего школьного возраста, как отмечает Р.В. Куприянов, относят следующие:

1) Отказ - является самой ранней формой детей младшего школьного возраста.

2) Также к защитным реакциям детей младшего школьного возраста можно отнести пассивный протест. Такой протест характеризуется отдалением, изоляцией и отрицанием.

3) Оппозиция. Дaннaя защитнaя реaкция oтличaется oт других реaкций ребенка тем, что он активно прoтестует прoтив слoживщейся ситуaции и требований взрослых, при этом от взрослых снижается внимание. Если трактовать оппозиция, поведенческую реакцию активного протеста как элемент более общей защитной стратегии конфронтации, то можно выделить и ее основные подсознательные грани: проекцию и замещение.

4) Имитация - незрелая форма идентификации. Для дошкольников и младших школьников характерно или глобальное принятие кого-либо (положительная имитация), или его глобальное отрицание (отрицательная имитация). В качестве модели ребенок выбирает того, кто, как ему кажется, больше преуспел в удовлетворении своих потребностей, чем он.

5) Компенсация - это реакция, с помощью которой ребенок стремится объяснить себе и восполнить слабость и неудачливость в одной области успехами в другой. В дальнейшем это типично для рационализации.

6) Эмансипация - борьба детей за самоутверждение, самостоятельность, свободу и даже за имущественные права . Такие реакции, прежде всего, проявляются на поведенческом уровне.

Мы предлагаем конструктивные стратегии, которые смогут решить проблемную ситуацию путем действий, направленных на ее изменение :

Признание — распознавание и принятие тех элементов нашего жизненного опыта, которые окрашивают поведение.

Вознаграждение — умение распознать и оценить те сферы разума, которые отличаются ясностью и силой.

Противопоставление — нахождение способов активно воспрепятствовать старому дистрессу, когда он проявляется, за счет противостояния установкам, направляющим поведение. Тогда «Я должен(а)» превращается в «Я предпочитаю».

Самообладание — активное и уверенное отношение к жизни как к эффективному предприятию, а не как к неизбежному испытанию.

Регрессия — готовность с доверием отнестись к тому, что воспроизведение детского дистресса может способствовать реорганизации наших приспособительных стратегий.

Ассертивность — умение увериться, не впадая в дистресс, что мы обладаем определенными неотъемлемыми правами и вольны исполнять свои обязательства, не позволяя другим нас эксплуатировать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Мирзиёев Шавкат Миромонович. Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя. Доклад на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2016 году и важнейшем приоритетным направлениям экономической программы на 2017 год. / Ш.М. Мирзиёев. - Ташкент: Узбекистон, 2017. - 104 с. Дружинин. В. Н. Психология семьи /В.Н. Дружинин. Екатеринбург, 2009.

Косырев В.Н. Индивидуальный подход и воспитание в коллективе // Народное образование. 1984. № 2. С. 49-51.

Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 1988. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Дифференциально-регуляторные основы надежности действий // Акмеология. Научно-практический журнал. - 2012. - №2 4 (44). -

Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Психологический журнал. М., 2000. № 1. С. 28-36. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. М., Шепелева Е.А. Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников: автореф. дис. канд. психол. наук / Моск. гос. ун-т. М., 2008. 24 с. Lopez D. F., Little Т. D. Children's action-control beliefs and emotional regulation in the social domain //Developmental Psychology. 1996. Vol. 32. P. 299-312.

Turapova L.

Master's student of TSPU named after Nizami (Tashkent, Uzbekistan)

PSYCHOLOGICAL PROTECTION AND THEIR INFLUENCE ON LEARNING ACTIVITIES

Abstract: the article examines psychological defenses and their impact on educational activities.

Keywords: psychological protection, training, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.