УДК 1
Турапова Л.
магистрант ТГПУ им. Низами (г. Ташкент, Узбекистан)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Аннотация: в статье рассматриваются психологические защиты и их влияние на учебную деятельность.
Ключевые слова: психологическая защита, обучение, образование.
По указу Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» проведенные за годы независимости широкомасштабные реформы для развития системы образования и воспитания физически здоровой, духовно и интеллектуально развитой, самостоятельно мыслящей, преданной Родине молодежи с твердыми жизненными взглядами, повышение ее социальной активности в процессе углубления демократических реформ и развития гражданского общества.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в младшем школьном возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности -учебная деятельность. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. С физиологической точки зрения - это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы.
Теоретико-методологической основой исследования являются научные труды российских и зарубежных авторов, рассматривающих проблемы развития личности (К.А. Абульханова-Славская, B.C. Агапов, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.И. Крупнов, Л.Ф. Обухова, A.M. Прихожан, А.Фрейд, Э. Эриксон и др.), исследования общепсихологического (А. Бандура, В.В. Давыдов, A.B. Запорожец, Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, A.B. Петровский, A.A. Реан, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Элысонин и др.), концепция Р. Лазаруса, рассматривающего копинг-стратегии в качестве средства адаптации; концепция защитных механизмов детей И. М. Никольской и Р. М. Грановской.
Согласно суждению Э.Л. Дружининой, младший школьный возраст начинается в 7 лет. В этом возрасте ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. Именно, данной периодизации мы придерживаемся в рамках нашего исследования. На этапе поступления в школу (7 лет) ребенок переживает кризис семи лет. А это значит, социальная ситуация развития меняется.
Младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием психических функций ребенка. Этот возрастной период занимает особое место в психологии, потому что обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития личности. В это время психическое развитие ребенка осуществляется в процессе учебной деятельности. Учебная деятельность побуждается различными мотивами: у ребёнка наблюдается познавательная активность, появляется стремление к саморазвитию.
Как известно, наиболее ответственным этапом детства - это младший школьный возраст. Данный период определяет большой потенциал возможностей функционального и разностороннего развития ребенка. Главная особенность младшего школьного возраста - изменение социальной ситуации развития ребенка. Ребенок становится субъектом социума и у него появляются
общественные обязанности, в результате выполнения которых он получает оценку.
Успешность в учебной деятельности является одной из важных составляющих гармоничного развития личности в младшем школьном возрасте. В исследовании Е.А. Шепелевой показано, что учебная успеваемость положительно связана с использованием учащимися стратегий активного преодоления трудностей в обучении. При этом бездействие и переключение на другую деятельность, наоборот, оказывают негативное влияние на успехи в учебе.
В младшем школьном возрасте в учебной деятельности к числу ситуаций, вызывающих у детей эмоциональные проблемы, могут относиться: трудности освоения учебного материала, страх ошибиться, страх показать свое незнание перед другими и т.д. Во всех этих ситуациях у ребенка включаются механизмы психологической защиты.
Психологическая защита - это обходной путь, чтобы скрыть или ослабить тревогу, снять эмоциональное напряжение, уменьшить психологический дискомфорт. Эта защита возникает автоматически при восприятии опасности.
Проблема психологической защиты впервые была поставлена в психоанализе (З. Фрейд, А. Фрейд) и нашла свое отражение в разных психологических концепциях. В психологии, несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам эмоционального развития и защитных проявлений личности, данные вопросы изучены недостаточно, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, на что неоднократно указывали отечественные психологи (А.Г. Асмолов, Ф.В. Бассин, Б.В. Зейгарник, А.В. Петровский, др.).
В противном случае у ребенка формируются чувства одиночества и отчуждения, которые становятся источником тревоги и причиной проявления тех или иных психологических проблем.
В случае повторения подобных ситуаций в межличностных отношениях младшего школьника складывается устойчивая система защитного поведения,
которая оказывает влияние на дальнейшее формирование личности. Именно в этом возрасте, по мнению исследователей, определяются базовые защитные стратегии поведения, и возникает объективная необходимость в изучении средств психологической защиты и факторов, влияющих на их становление .
К основным защитным реакциям детей младшего школьного возраста, как отмечает Р.В. Куприянов, относят следующие:
1) Отказ - является самой ранней формой детей младшего школьного возраста.
2) Также к защитным реакциям детей младшего школьного возраста можно отнести пассивный протест. Такой протест характеризуется отдалением, изоляцией и отрицанием.
3) Оппозиция. Дaннaя защитнaя реaкция oтличaется oт других реaкций ребенка тем, что он активно прoтестует прoтив слoживщейся ситуaции и требований взрослых, при этом от взрослых снижается внимание. Если трактовать оппозиция, поведенческую реакцию активного протеста как элемент более общей защитной стратегии конфронтации, то можно выделить и ее основные подсознательные грани: проекцию и замещение.
4) Имитация - незрелая форма идентификации. Для дошкольников и младших школьников характерно или глобальное принятие кого-либо (положительная имитация), или его глобальное отрицание (отрицательная имитация). В качестве модели ребенок выбирает того, кто, как ему кажется, больше преуспел в удовлетворении своих потребностей, чем он.
5) Компенсация - это реакция, с помощью которой ребенок стремится объяснить себе и восполнить слабость и неудачливость в одной области успехами в другой. В дальнейшем это типично для рационализации.
6) Эмансипация - борьба детей за самоутверждение, самостоятельность, свободу и даже за имущественные права . Такие реакции, прежде всего, проявляются на поведенческом уровне.
Мы предлагаем конструктивные стратегии, которые смогут решить проблемную ситуацию путем действий, направленных на ее изменение :
Признание — распознавание и принятие тех элементов нашего жизненного опыта, которые окрашивают поведение.
Вознаграждение — умение распознать и оценить те сферы разума, которые отличаются ясностью и силой.
Противопоставление — нахождение способов активно воспрепятствовать старому дистрессу, когда он проявляется, за счет противостояния установкам, направляющим поведение. Тогда «Я должен(а)» превращается в «Я предпочитаю».
Самообладание — активное и уверенное отношение к жизни как к эффективному предприятию, а не как к неизбежному испытанию.
Регрессия — готовность с доверием отнестись к тому, что воспроизведение детского дистресса может способствовать реорганизации наших приспособительных стратегий.
Ассертивность — умение увериться, не впадая в дистресс, что мы обладаем определенными неотъемлемыми правами и вольны исполнять свои обязательства, не позволяя другим нас эксплуатировать.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Мирзиёев Шавкат Миромонович. Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя. Доклад на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2016 году и важнейшем приоритетным направлениям экономической программы на 2017 год. / Ш.М. Мирзиёев. - Ташкент: Узбекистон, 2017. - 104 с. Дружинин. В. Н. Психология семьи /В.Н. Дружинин. Екатеринбург, 2009.
Косырев В.Н. Индивидуальный подход и воспитание в коллективе // Народное образование. 1984. № 2. С. 49-51.
Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 1988. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Дифференциально-регуляторные основы надежности действий // Акмеология. Научно-практический журнал. - 2012. - №2 4 (44). -
Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Психологический журнал. М., 2000. № 1. С. 28-36. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. М., Шепелева Е.А. Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников: автореф. дис. канд. психол. наук / Моск. гос. ун-т. М., 2008. 24 с. Lopez D. F., Little Т. D. Children's action-control beliefs and emotional regulation in the social domain //Developmental Psychology. 1996. Vol. 32. P. 299-312.
Turapova L.
Master's student of TSPU named after Nizami (Tashkent, Uzbekistan)
PSYCHOLOGICAL PROTECTION AND THEIR INFLUENCE ON LEARNING ACTIVITIES
Abstract: the article examines psychological defenses and their impact on educational activities.
Keywords: psychological protection, training, education.