Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ РАЗНОГО УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ РАЗНОГО УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / COPING BEHAVIOR / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ / ТРЕНИНГ / TRAINING / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. / CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL PROGRAMS / PERFORMANCE / coping behavior / personal and professional development / technology / correctional and developmental programs / training / performance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митина Лариса Максимовна, Щелина Светлана Олеговна

В статье представлено исследование, направленное на разработку, интеграцию в учебныйпроцесс вуза и проверку эффективности комплекса коррекционно-развивающих программ с целью развития адекватных стратегий совладающего поведения студентов и повышения уровня ихличностно-профессионального развития (интегральных личностных характеристик). Внедрениеи реализация специальных коррекционно-развивающих программ, основанных на технологиипрофессионального развития и конструктивного изменения поведения субъектов образования,являются основным организационно-психологическим условием преодоления неадекватныхстратегий совладания и повышения уровня личностно-профессионального развития студентов.Проведенная развивающая работа подтвердила свою эффективность по данным количественногои качественного анализов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Митина Лариса Максимовна, Щелина Светлана Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS OF DIFFERENT LEVEL OF EDUCATION

The article presents a study aimed at the development, integration into the educational process ofthe university and checking the effectiveness of the complex of correctional and developmental programsin order to develop adequate strategies of coping behavior of students and improve their personal andprofessional development (integral personal characteristics). The introduction and implementation ofspecial correctional and developmental programs based on the technology of professional developmentand constructive changes in the behavior of subjects of education are the main organizational andpsychological condition for overcoming inadequate coping strategies and increasing the level of personaland professional development of students. The carried out developing work confirmed the efficiencyaccording to quantitative and qualitative analyses.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ РАЗНОГО УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

РАЗНОГО УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ

Л.М. МИТИНА1*, С.О. ЩЕЛИНА2

1 ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва;

2 Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Арзамас

В статье представлено исследование, направленное на разработку, интеграцию в учебный процесс вуза и проверку эффективности комплекса коррекционно-развивающих программ с целью развития адекватных стратегий совладающего поведения студентов и повышения уровня их личностно-профессионального развития (интегральных личностных характеристик). Внедрение и реализация специальных коррекционно-развивающих программ, основанных на технологии профессионального развития и конструктивного изменения поведения субъектов образования, являются основным организационно-психологическим условием преодоления неадекватных стратегий совладания и повышения уровня личностно-профессионального развития студентов. Проведенная развивающая работа подтвердила свою эффективность по данным количественного и качественного анализов.

Ключевые слова: совладающее поведение, личностно-профессиональное развитие, технология, коррекционно-развивающие программы, тренинг, эффективность деятельности.

Введение

В последнее десятилетие меняются формы освоения профессии психолога, расширяются возможности получения профессионального образования. Психологические факультеты появляются в классических университетах, педагогических и других институтах, высших образовательных учреждениях разных форм собственности (как государственных, так и негосударственных и частных); открываются курсы и программы профессиональной переподготовки, обучение по которым проходят, как правило, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, а нередко и случайные люди.

© Митина Л.М., Щелина С.О., 2019

* Для корреспонденции:

Митина Лариса Максимовна

главный научный сотрудник Психологического института РАО E-mail: mitinalm@mail.ru

Закономерно возрос интерес к проблемам профессиональной подготовки и развития личности будущего психолога [2, 6, 9, 12], а также жизненных и профессиональных стратегий, в которых представлена феноменология конкурентоспособности, успеха, самоутверждения, самосохранения и др., описаны их различные, иногда прямо противоположные характеристики [1, 3, 7, 8, 10, 11]. Вне поля исследовательского внимания остается психологическое содержание стратегий совладающего поведения и их связей с личностно-профессиональным развитием будущего психолога.

По результатам проведенного нами экспериментального исследования [5] были сделаны основные выводы:

- Психологическим фактором, способствующим личностно-профессиональному развитию студентов бакалавриата и специ-алитета, являются адекватные стратегии совладающего поведения.

- Существуют различия между студентами-бакалаврами и студентами-специа-

листами по уровню личностно-професси-онального развития и особенностями со-владающего поведения.

- Имеется необходимость разработки и интеграции в учебный процесс вуза психологических коррекционно-развивающих программ для студентов бакалавриата и студентов специалитета, направленных на развитие адекватных стратегий совла-дания с целью повышения уровня их лич-ностно-профессионального развития.

Методика

Экспериментальное исследование проводилось с целью разработки, проведения и оценки эффективности комплекса программ, направленных на развитие адекватных стратегий совладающего поведения студентов и повышение уровня лич-ностно-профессионального развития (интегральных личностных характеристик). В основу комплекса программ положена технология конструктивного изменения поведения субъекта [4, 14], включающая в себя четыре стадии изменения поведения: подготовку, осознание, переоценку, действие; процессы изменения поведения: мотивационные - I стадия, когнитивные -II стадия, аффективные - III стадия, поведенческие - IV стадия; а также комплекс методов воздействия (традиционные и активные)».

В программе участвовали 32 студента-психолога выпускных курсов (16 - бакалавриат и 16 - специалитет) и 32 студента-психолога выпускных курсов (контрольная группа) Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Программа состояла из 20 встреч-занятий по 1,5 часа. В начале и в конце эксперимента была проведена диагностика совладающего поведения и личностно-профессионального развития студентов. Также студенты в течение 20 недель выполняли методику «Отчет о наиболее значимом событии за неделю».

В исследовании использовалась специально разработанная методическая про-

грамма, включающая в себя следующие методики: опросник совладания со стрессом (СОРЕ) К. Карвера, М. Шейера и Дж. Вей-нтрауба в адаптации Е.И. Рассказовой, Т.О. Гордеевой и Е.Н. Осина, опросник проак-тивного совладающего поведения в адаптации Старченковой Е.С., САТ Э. Шострома в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз, методика «Отчет о наиболее значимом событии за неделю» [4], статистические методы обработки материалов экспериментального исследования.

Результаты и обсуждение

На стадии подготовки со студентами были применены различные кооперативные методы обучения, такие как обучение в командах достижений, Jigsaw (работа в группах с экспертами), а также ролевые игры, где студенты смогли побольше узнать о совладающем поведении, как оно влияет на психическое и физическое здоровье человека, какие есть плюсы и минусы того или иного способа совладания со стрессом, как совладающее поведение влияет на профессиональную деятельность, а также то, какие способы совладающего поведения наиболее эффективны в профессии психолога. Большую часть упражнений студенты выполняли в группах по 4-5 человек, разыгрывая и анализируя ситуации, заданные экспериментатором и придуманные совместно, которые могут произойти в профессиональной деятельности психолога. По итогам занятий проводились индивидуальные и групповые консультации, выдавались рекомендации, ставящие основной акцент на необходимости постоянного профессионального развития и саморазвития, важности конструктивного самоизменения.

На стадии осознания был проведен цикл занятий «Психологическое проектирование в решении профессиональных задач», целью которого было создание условий для развития адекватных копинг-стра-тегий студентов-психологов посредством

погружения в профессиональную деятельность. Достижению поставленной цели способствовали: актуализация и расширение представлений о способах решения психологических задач; актуализация имеющегося и освоение конструктивного опыта решения профессиональных психологических задач; развитие рефлексии как средства коррекции профессионального сознания и как следствие - стратегий со-владающего поведения.

Проведение занятий включало в себя шесть этапов. На первом этапе создавались условия для обучения студентов игре. С этой целью им сначала демонстрировались разные ситуации и их просили высказаться, были ли эти ситуации игровыми или нет. К концу данного этапа студенты совместно с экспериментатором выводили критерии игры и обучались их использованию.

На втором этапе экспериментатор предлагал студентам разные проблемные ситуации, которые они вначале проигрывали, а затем должны были разрешить. Выход из ситуации обсуждался вначале коллективно, а затем разными командами, на которые экспериментатор подразделял студентов.

На третьем этапе проводилась аналогичная работа, только перед ее началом экспериментатор напоминал студентам теории известных авторов, касающиеся развития поведения (психических функций, взаимоотношений и т.д.). Таким образом, теперь после проигрывания студенты должны были найти выход из проблемы с помощью имеющихся у них знаний по психологии. У специалистов этот этап занимал 4 занятия, тогда как у бакалавров 5 занятий.

На четвертом этапе разные команды студентов придумывали проблемные ситуации, которые должны были проиграть студенты другой команды. Те же проигрывали ситуацию и осуществляли рефлексию, а авторы ситуаций должны были угадать, с какой позиции они осуществляли рефлексию.

На пятом этапе студенты, получив проблемную ситуацию или от экспериментатора, или от другой команды студентов, должны были сначала ее проанализировать с личностной позиции, а затем с профессиональной позиции.

На последнем шестом этапе студенты разыгрывали сценки или сказки, а экспериментатор, включаясь в игру, ставил им проблемы, которые они должны были в игре разрешить. При этом мы ориентировались на двусубъектность игры, в которой субъект одновременно находится и внутри, и во вне ее.

Такое построение курса «Психологическое проектирование в решении профессиональных задач» позволяет целенаправленно развивать профессиональное самосознание, а также показывает, что при правильном применении психологических знаний и профессиональной рефлексии можно успешно решать профессиональные задачи, а значит, убедиться, что при наличии необходимых знаний и способов преодоления профессионального стресса можно улучшить свои навыки будущего специалиста и тем самым улучшить свои стратегии совладания в стрессовых, проблемных ситуациях.

На стадиях переоценки и действия со студентами проводился психологический тренинг с элементами деловой игры «Развитие совладающего поведения будущего психолога». Целью тренинга является осознание студентами-психологами разных уровней образования важности совла-дающего поведения в профессии психолога и его последствий при неадекватном/адекватном способе совладающего поведения.

Программа тренинга состояла из трех взаимосвязанных блоков, каждый из которых включал в себя разнообразные упражнения с использованием деловых и имитационных игр.

Первый блок направлен на ознакомление участников с проблематикой тренинга, сплочение участников тренинга вокруг целей и задач по овладению адекватными

стратегиями совладающего поведения и применению их в жизни. Данный блок содержит упражнения на расширение представлений о стрессе и собственном совла-дании, рефлексию собственных мыслей, переживаний, поведения, самопознание и самовосприятие.

Второй блок ориентирован на осознание и переоценку студентами-психологами неадекватных стратегий совладающего поведения для решения профессиональных задач, стоящих перед психологом. На данном этапе происходит переоценка собственных стереотипов в работе психолога и в решении им трудных профессиональных задач. Основное внимание уделялось развитию рефлексии и коммуникативных умений.

Третий блок посвящен осознанию студентами своих ресурсов совладающего поведения и необходимости расширения репертуара стратегий совладающего поведения в процессе вступления в будущую профессию. Данный блок включает в себя задания, где студенты-психологи работали над сведением к минимуму неадекватных стратегий совладающего поведения, активно апробировали новые способы совлада-ющего поведения в профессиональной деятельности.

По окончании программы была проведена повторная диагностика стратегий совладания и уровней личностно-профес-сионального развития студентов.

По итогам повторной диагностики обнаружено, что комплекс психологических коррекционно-развивающих программ имеет существенный эффект, как для студентов-специалистов, так и для студентов-бакалавров. Во-первых, у большинства студентов наблюдается рост адекватных стратегий совладания, что благоприятно влияет на их развитие зрелого и адекватного поведения в стрессовых ситуациях, а также поможет им в дальнейшей взрослой жизни за пределами университета. Во-вторых, наблюдается рост стратегий совлада-ния, которые можно назвать «волевыми»

- подавление эмоций, сохранение самообладания, проблемный анализ, принятие, сдерживание, подавление конкурирующей деятельности, планирование - что является важным при любой работе, в особенности с людьми, когда приходится держать себя в руках и не срываться. В-третьих, наблюдается к тому же снижение стратегий совладания, направленных на активное выражение эмоций: эмоциональная разрядка, оптимизм, концентрация на эмоциях и их активное выражение, что также благоприятно сказывается на общей и непосредственно будущей профессиональной адаптации студентов. В-четвертых, наблюдается рост копинг-стратегий, направленных на сотрудничество с социумом: сотрудничество, обращение, поиск социальной поддержки инструментального типа, о чем может говорить особенность нашего эксперимента, а также то, что, помимо развития адаптивных копинг-стратегий, у студентов развивается и навык коммуникации, о чем говорит и их активное групповое обсуждение случаев в группе и экспериментатором. В-пятых, наблюдается рост превентивного совладающего поведения в сравнении с проактивным, что говорит о том, что после эксперимента студенты теперь склонны больше просчитывать свои шаги и пути решения, а не сразу переходить к активным действиям, что тоже является косвенной характеристикой волевого поведения.

Для оценки статистической значимости был использован многофакторный дисперсионный анализ. При оценке показателей методик, направленных на изучение стратегий совладающего поведения, он показал статистически достоверные различия до и после проведения экспериментальной программы у студентов бакалавриата и студентов специалитета (при уровне значимости p<0,01), что позволяет говорить о том, что повышение уровня профессионального самосознания ведет к улучшению показателей стратегий совла-дающего поведения. Также результатом данного этапа становится осознание сту-

дентами необходимости развития адекватного совладающего поведения для того, чтобы в будущем стать успешным специалистом.

Что касается психологических особенностей студентов специалитета и бакалавриата, то получены следующие основные результаты:

1. У студентов-бакалавров значительно увеличилось количество используемых адекватных стратегий совладающего поведения, в частности: Б8: Юмор (Т=0,001 при р=0,05), Б13: Принятие (Т=0,005 при р=0,05).

У студентов-специалистов также произошел рост адекватных стратегий со-владающего поведения: Б1: Позитивное переформулирование и личностный рост (Т=0,002 при р=0,05), Б8: Юмор (Т=0,000 при р=0,05), Б13: Принятие (Т=0,001 при р=0,05), Б15: Планирование (Т=0,001 при р=0,05).

2. Снизилось количество используемых неадекватных стратегий совладающе-го поведения. У бакавриата: Б2: Мысленный уход от проблемы (Т=0,003 при р=0,05), Б3: Концентрация на эмоциях и их активное выражение (Т=0,001 при р=0,05), Б9: Поведенческий уход от проблемы (Т=0,003 при р=0,05), Б11: Использование эмоциональной социальной поддержки (Т=0,005 при р=0,05).

У специалитета: Б2: Мысленный уход от проблемы (Т=0,002 при р=0,05), Б3: Концентрация на эмоциях и их активное выражение (Т=0,003 при р=0,05), Б6: Отрицание (Т=0,008 при р=0,05), Б7: Обращение к религии (Т=0,001 при р=0,05), Б9: Поведенческий уход от проблемы (Т=0,008 при р=0,05), Б12: Использование «успокоительных» (Т=0,003 при р=0,05).

3. У студентов-бакалавров повысились такие показатели стратегий проак-тивного совладающего поведения, как стратегическое планирование (Т=0,003 при р=0,05), поиск инструментальной поддержки (Т=0,001 при р=0,05), превентивное преодоление (Т=0,004 при р=0,05),

а также снижение показателя поиска эмоциональной поддержки как менее адекватного ресурсного совладающего поведения (Т=0,003 при р=0,05).

У студентов-специалистов также изменились показатели проактивного со-владающего поведения - повышение показателей стратегического планирования (Т=0,001 при р=0,005), поиска инструментальной поддержки (Т=0,003 при р=0,005), превентивного преодоления (Т=0,008 при р=0,05), проактивного преодоления (Т=0,005 при р=0,05), рефлективного преодоления (Т=0,003 при р=0,05), а также произошло снижение показателя поиска эмоциональной поддержки как менее адекватного ресурсного совладающего поведения (Т=0,002 при р=0,05).

4. Произошли изменения в уровне личностно-профессионального развития студентов. Среди студентов-специалистов группа 1 (профессиональное развитие) увеличилась с 25% (4 человека) до 43,75% (7 человек), группа 2 (адаптивное функционирование, показатели смешанные) уменьшилась с 68,75% (11 человек) до 50% (8 человек), группа 3 (адаптивное функционирование, все показатели низкие) уменьшилась с 18,75% (3 человека) до 6,25% (1 человек).

У студентов-бакалавров группа 1 (профессиональное развитие) увеличилась с 12,5% (2 человека) до 37,5% (6 человек), группа 2 (адаптивное функционирование, показатели смешанные) по количественному показателю осталась неизменной -56,25% (9 человек), группа 3 (адаптивное функционирование, все показатели низкие) с 31,25% (5 человек) снизилась до 6,25% (1 человек). Такие результаты получились благодаря росту личностно-профессионально-го развития студентов: из группы 3 часть студентов перешла в группу 2, а из группы 2 часть студентов - в группу 1.

Также в дополнение к основной программе студенты обеих групп выполняли методику «Отчет о наиболее значимом событии за неделю». Методику студенты

выполняли каждое занятие, то есть еженедельно.

После первого среза (первые 3 недели) были получены следующие результаты:

1. Основными сферами, в которых происходили значимые события: у бакалавров - выход на учебу после каникул (25%), предстоящие государственный экзамен и диплом (18,75%), работа (12,5%), предстоящая практика (12,5%), личная жизнь (25%), предыдущие каникулы (6,25%); у специалистов - сфера учебы и ее разные аспекты (56,25%), работа (25%), личная жизнь (12,5%), прошедшие каникулы (6,25%). Как мы можем наблюдать, у данной группы студентов событий, связанных с учебой, также было больше, чем во всех остальных сферах.

2. Мысли и чувства бакалавров преимущественно имели тревожную окраску, так как студенты начали переживать по поводу учебы, работы и неопределенного будущего. У студентов-специалистов картина была сходная, но в них определялась большая уверенность, поскольку они уже начинали планировать пути решения проблем, с которыми они сталкивались во время событий.

3. Заключения, к которым пришли студенты-бакалавры, были связаны с тем, что по отношению к негативным событиям (не получилось сделать что-либо за каникулы, не удалось «пробиться» к научному руководителю, не так ответил начальнику и др.) некоторые студенты готовы выработать план действий по разрешению проблем; другие же решили, что надо это дело отложить на более позднее время. Что касается позитивных событий любой сферы (личной, учебы и др.), то выводы сводились к одному - это надо повторить. Заключения, к которым пришли студенты-специалисты, были связаны с тем, что нужно поднапрячься в последние полгода, а потом как следует отдохнуть и заняться тем, чем хочется и строить планы на будущее.

4. В целом, у студентов-бакалавров позитивных и негативных событий было

примерно равное количество (75% позитивных и 62,5% негативных событий). У студентов-специалистов позитивных и негативных событий у специалистов было также примерно одинаково (87,5% позитивных и 81,25% негативных событий).

Следующий значимый срез (4-6 недель) показал, что студенты, как специалисты, так и бакалавры, показали некоторые изменения:

1. Увеличилось количество событий, связанных с работой у обеих групп (на 12,5% у бакалавров и на 6,25% у специалистов). Это связано преимущественно с поиском мест будущей работы.

2. Негативных мыслей и чувств относительно событий, происходящих со студентами баклавривата и специалитета, стало меньше - исчезла досада в связи с тем, что что-то не удается, гнев по отношению к другим участникам событий, однако тревога по отношению к событиям, связанным с учебой, никуда не исчезла, а у студентов-специалистов даже немного увеличилась. В большей степени это связано с написанием выпускных квалификационных работ, с которыми у студентов возникают трудности.

3. В заключениях, к которым приходят студенты бакалавриата и специалитета, становится больше положительных выводов из событий, происходящих с ними, к примеру: «Я поняла, как следует поступить в следующий раз», «Не надо отчаиваться, в следующий раз все получится», «Я полезный, ура!» и др. Причем, у бакалавров, по сравнению и со специалистами, и с их предыдущими результатами, положительно окрашенных выводов больше.

4. Позитивных событий стало несколько больше, чем негативных у бакалавров - 81,25% позитивных и 50% негативных, у специалистов же просто снизилось количество негативных событий 81,25% ^ 62,5% .

Завершающий значимый срез (7-9 недель) также показал изменения, произошедшие со студентами бакалавриата и специалитета:

1. Появилось новая сфера событий -подготовка к Последнему звонку, которая заняла мысли многих студентов (31,25% у специалистов и 37,5% у бакалавров); так же, как и в предыдущих срезах, значимыми остаются сферы учебы (по 50% у тех и других) и работы (31,25% у специалистов и 37,5% у бакалавров). Помимо этого, некоторые студенты уже планируют отдых после государственной аттестации, и некоторые важные события у них связаны именно с этим (18,75% у бакалавров и 25% у специалистов). Также хочется отметить, что к концу проведения методики студенты, как бакалавриата, так и специалитета стали отмечать сразу несколько значимых событий (в среднем по 2 в неделю).

2. Позитивно окрашенных мыслей и чувств становится больше: появляется радость от того, что скоро финал и учеба наконец-то завершится; также радость, что кто-то получит красный диплом, хотя этого не ожидал, уверенность в себе как в будущем профессионале благодаря проводимым с ними занятиям, но небольшая тревога перед ГОСом и защитой ВКР.

3. В заключениях студенты все больше приходят к более позитивным выводам, не боятся в будущем строить планы по преодолению трудностей, учатся радоваться тому, что есть и др. К тому же в пункте, «кто повлиял на ход данного события», студенты стали писать благодарности тем людям, кто повлиял на это событие, например: «Спасибо моему куратору С.О., что я принял решение идти в магистратуру», «Мама. Спасибо ей за поддержку, она лучшая в мире!» и др.

4. Позитивных событий стало больше, чем негативных, и у тех, и у других студентов: 43,57% негативных и 93,75% у бакалавров, 50% негативных и 93,75% у специалистов.

Таким образом, студенты-психологи обоих уровней образования стали более опытными в описании и анализе событий за неделю: подробно расписывают значимые события, детальнее описывают мысли

и чувства во время и после событий, находят больше положительных моментов и событий в своей жизни.

По итогу проведения формирующей части исследования можно сделать вывод, что студенты-психологи разных уровней образования при помощи тренинга с элементами деловой игры смогли хорошо погрузиться в воссоздаваемую профессиональную среду, узнать, какие способы совладающего поведения они используют, насколько они эффективны в профессиональной деятельности, научиться анализировать свое поведение, а также адекватным ситуации способам совладающего поведения, и, в итоге, развить интегральные личностные характеристики: направленность (на клиента и на себя), гибкость (эмоциональную, интеллектуальную и поведенческую), компетентность и профессиональное самосознание.

Заключение

После прохождения комплекса программ, направленных на актуализацию ресурсов адекватного совладающего поведения студентов-психологов разных уровней обучения, были отмечены заметные результаты, выразившиеся в снижении процентного показателя неадекватных стратегий, ростом адекватных стратегий совладающего поведения, ростом уровня личностно-профессионального развития и ориентации на будущее, что свидетельствует об эффективности развивающей программы и технологии в целом.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.

2. Дьяченко Е.А. Творческое мышление в структуре профессиональной подготовки студентов бакалавриата по направлению «психология»: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. - Санкт-Петербург, 2010. - 22 с.

3. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования: Пособие для со-

циальных работников службы занятости и менеджеров по работе с персоналом. -М.; Воронеж: Моск. психол.-социал. ин-т; МОДЕК, 2003.

4. Митина Л.М. Психологу об учителе. Лич-ностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развива-ющие программы. - М., 2010. - 385 с.

5. Митина Л.М., Щелина С.О. Совладающее поведение как фактор личностно-профес-сионального развития студентов-психологов разных уровней обучения // Теоретическая и экспериментальная психология.

- 2019. - Т. 12. - № 3. - С. 46-53.

6. Назаров О.В. Творчество как акмеологиче-ская составляющая личностно-професси-онального развития психологов силовых структур: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2010. - 26 с.

7. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). - М.: Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002.

8. Романов В.Л. Карьера и карьерная стратегия: теоретико-концептуальные основы // Служебная карьера / Под общ. ред. Е.В. Охотского. - М.: Экономика, 1998. - С. 1549.

9. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко.

- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 474 с.

10. Солнышкина Н.Г. Профессиональные стратегии личности. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006.

11. Сыманюк Э.Э. Стратегии профессионального самосохранения личности // Мир психологии . - 2005. - № 1. - С. 156-162.

12. Тертычная В.В. Актуализация интеллектуально-личностных характеристик студентов-психологов как субъектов саморазвития в процессе вузовской подготовки: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2012. - 24 с.

13. Щелина С.О. Деловая игра как способ развития адекватных стратегий совладающего поведения психологов в контексте системного личностно-развивающего подхода /

Взаимодействие на преподавателя и студента в условията на университетското образование: теории, технологии, управление. Сборник с научни доклади. - Изд-во «ЕКС-ПРЕС», 2019. - С. 570-575.

14. Mitina L.M. Improvement of Psycho-Pedagogical Training of University Students in the Transition to a Postindustrial Society / Contemporary University Education. - Print: «EX-PRESS» Ltd, Gabrovo, 2016. - P. 13-19.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Abul'khanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. Moscow: Mysl', 1991 (in Russian).

2. D'yachenko YeA. Tvorcheskoye myshleniye v strukture professional'noy podgotovki stu-dentov bakalavriata po napravleniyu «psik-hologiya»: avtoref dis ... kand psikhol nauk. Sankt-Peterburg, 2010: 22 (in Russian).

3. Ismagilova FS. Osnovy professional'nogo konsul'tirovaniya: Posobiye dlya sotsial'nykh rabotnikov sluzhby zanyatosti i menedzherov po rabote s personalom. Moscow; Voronezh: Mosk psikhol-sotsial in-t; MODEK, 2003.

4. Mitina LM. Psikhologu ob uchitele. Lichnost-no-professional'noye razvitiye uchitelya: psik-hologicheskoye soderzhaniye, diagnostika, tekhnologiya, korrektsionno-razvivayushchiye programmy. Moscow, 2010: 385 (in Russian).

5. Mitina LM, Shchelina SO. Sovladayushch-eye povedeniye kak faktor lichnostno-profes-sional'nogo razvitiya studentov-psikhologov raznykh urovney obucheniya. Teoreticheska-ya i eksperimental'naya psikhologiya 2019; 12(3):46-53 (in Russian).

6. Nazarov OV. Tvorchestvo kak akmeologich-eskaya sostavlyayushchaya lichnostno-pro-fessional'nogo razvitiya psikhologov silovykh struktur: avtoref dis ... kand psikhol nauk. Moscow, 2010: 26 (in Russian).

7. Reznik YuM, Smirnov YeA. Zhiznennyye strategii lichnosti (opyt kompleksnogo analiza). Moscow: Institut cheloveka RAN, Nezavisimyy institut grazhdanskogo obshchestva, 2002.

8. Romanov VL. Kar'yera i kar'yernaya strate-giya: teoretiko-kontseptual'nyye osnovy. Slu-zhebnaya kar'yera. Pod obshch red YeV Ok-hotskogo. Moscow: Ekonomika, 1998: 15-49 (in Russian).

9. Sovladayushcheye povedeniye: Sovremennoye sostoyaniye i perspektivy. Pod red AL Zhu-

ravleva, TL Kryukovoy, YeA Sergiyenko. Moscow: Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2008: 474 (in Russian).

10. Solnyshkina NG. Professional'nyye strategii lichnosti. Moscow: Informatsionno-vnedrenches-kiy tsentr «Marketing», 2006 (in Russian).

11. Symanyuk EE Strategii professional'nogo sa-mosokhraneniya lichnosti. Mir psikhologii 2005; 1:156-162 (in Russian).

12. Tertychnaya VV. Aktualizatsiya intellektu-al'no-lichnostnykh kharakteristik studentov-psik-hologov kak sub'yektov samorazvitiya v protsesse vuzovskoy podgotovki: avtoref dis ... kand psikhol nauk. Kazan', 2012: 24 (in Russian).

13. Shchelina SO. Delovaya igra kak sposob razvi-tiya adekvatnykh strategiy sovladayushchego povedeniya psikhologov v kontekste sistem-nogo lichnostno-razvivayushchego podkhoda. Vzaimodeystviye na prepodavatelya i studenta v usloviyata na universitetskoto obrazovani-ye: teorii, tekhnologii, upravleniye. Sbornik s nauchni dokladi. Izd-vo «YEKS-PRES», 2019: 570-575 (in Russian).

14. Mitina LM. Improvement of Psycho-Pedagogical Training of University Students in the Transition to a Postindustrial Society. Contemporary University Education. Print: «EXPRESS» Ltd, Gabrovo, 2016: 13-19.

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS OF DIFFERENT LEVEL OF EDUCATION

L.M. MITINA1, S.O. SHCHELINA2

1 Psychological Institute of RAE, Moscow;

2 Arzamas branch of N.I. Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Arzamas

The article presents a study aimed at the development, integration into the educational process of the university and checking the effectiveness of the complex of correctional and developmental programs in order to develop adequate strategies of coping behavior of students and improve their personal and professional development (integral personal characteristics). The introduction and implementation of special correctional and developmental programs based on the technology of professional development and constructive changes in the behavior of subjects of education are the main organizational and psychological condition for overcoming inadequate coping strategies and increasing the level of personal and professional development of students. The carried out developing work confirmed the efficiency according to quantitative and qualitative analyses.

Keywords: coping behavior, personal and professional development, technology, correctional and developmental programs, training, performance.

Address:

Mitina L. M.

Chief researcher of the Psychological Institute of RAE

E-mail: mitinalm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.