С.Г. ЕЛИЗАРОВ (Курск)
психологические условия формирования мотивАЦионно-ЦЕнноСтной включенности учебной группы в развивающие социальные среды
Дан анализ психологических условий формирования социально-психологического свойства малых групп - мотивационноценностной включенности малой группы в систему групп (социальную систему) типа «развивающая социальная среда» на основании ее изучения в учебных группах старшеклассников. Дается рабочее определение мотивационноценностной включенности группы, а также выделяются основные особенности социальной системы данного типа.
Ключевые слова: психологические условия, мотивационно-ценностная включенность группы, развивающая социальная среда.
исследование различных аспектов включения субъекта в социальную среду в зарубежной и отечественной психологии имеет уже значительную традицию, в то время как изучение группового субъекта, включенного в социальную среду, актуальность которого также отмечается в психологической литературе [1; 2; 5], привлекает внимание ученых значительно меньше. определенным вкладом в разработку данной проблемы может стать проведенное нами исследование, в котором был установлен ряд психологических условий формирования мотивационно-ценностной включенности учебной группы в систему групп (социальную систему) [3; 4; 6] типа «развивающая социальная среда».
Мотивационно-ценностную включенность учебной группы в развивающую социальную среду мы рассматриваем как динамическое социально-психологическое свойство малой группы, направленное на оптимизацию взаимодействия с данной средой [3; 4]. особенностью развивающих
социальных сред является содержание образовательного процесса, построенное на социально-психологических принципах, что создает отличие от иных сред (например, обычной общеобразовательной школы). важнейшими характеристиками таких сред являются более высокие по содержанию и интенсивности показатели совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенная атмосфера сотрудничества и созидания, специально спроектированные условия совместной деятельности, стимулирующие внутригрупповые и межгрупповые механизмы социализации личности. роль психологов и педагогов в такой социальной среде заключается в основном в том, чтобы задать единые «правила игры». обучающий эффект обеспечивается прежде всего за счет социальной активности самих обучающихся [3; 7].
в качестве исследовательской базы выступили экспериментальные площадки лаборатории социальной психологии курского госуниверситета: Школа молодежных лидеров курской области «комсорг», объединенный молодежный центр курской области «Монолит», Международный студенческий центр «Славянское содружество». Для всех этих центров характерно то, что в основе их жизнедеятельности лежат принципы развивающей социальной среды, а ведущим направлением их работы является социальное обучение [7] старшеклассников и студентов, осуществляемое преимущественно в формате летних учебных сборов.
в процессе исследования установлены следующие психологические условия формирования мотивационно-ценностной включенности учебной группы.
1. Организация взаимодействия группы с развивающей социальной средой, которая информирует о своих ценностях и создает ситуации для их переживания и осмысления. Данное психологическое условие связано с существующими в развивающих социальных средах отличиями в общей организации их жизнедеятельности, в характере структуры ценностей и уровне их значимости.
© Елизаров С.Г., 2009
Став элементом такой социальной среды, учебная группа непрерывно находится в создаваемых этой средой ситуациях, в процессе которых происходит ее информирование о существующей системе ценностей, сопровождаемое их переживанием и осмыслением. Данный процесс происходит посредством получения учебной группой «сигналов» от социальной среды об особенностях ее системы ценностей. Такая информация поступает в учебную группу двумя путями - непосредственно и опосредованно. Развивающая социальная среда непосредственно доводит до групп, являющихся ее элементами, те законы, обычаи и традиции, которые существуют в данной системе групп (социальной среде) и ценны в ней. они лежат в основе ее жизнедеятельности (в том числе и в основе отношений групп с самой развивающей социальной средой). как правило, это происходит в форме особых КТД (коллективных творческих дел), в ходе которых собираются все учебные группы, а также педагогический коллектив, психологическая служба, административный и вспомогательный персонал и т.д., являющиеся элементами данной среды. В процессе таких КТД (обычно в творческой форме) учебные группы не только ставятся в ситуацию пассивных потребителей важной для социальной среды информации, но и имеют возможность ее осмысления и переживания в ходе диалога с другими групповыми субъектами социальной среды, включая педагогический коллектив и психологическую службу. кроме того, возможность переживания и осмысления новой системы ценностей актуализируется и педагогом, непосредственно руководящим данной учебной группой. как правило, это происходит на «вечерних огоньках» в процессе коллективного обсуждения различных аспектов жизни группы, через призму которых пропускаются те ценности, которые являются основополагающими в данной развивающей социальной среде.
развивающая социальная среда опосредованно информирует учебные группы о законах, обычаях и традициях, которые ценны в ней и которые лежат в основе всей ее жизнедеятельности. Это происходит в процессе взаимодействия со средой (участие во всевозможных КТД, творческих, спортивных состязаниях, самообслуживающей и трудовой деятельности и т.д.). При этом
группа постоянно получает информацию в разных формах о приемлемости либо неприемлемости для социальной среды тех или иных способов взаимодействия и взаимоотношений учебных групп с ней и между собой. Информацию такого рода учебные группы получают через разработанную систему поощрений-наказаний, которая, давая информацию об адекватных способах взаимоотношений с развивающей социальной средой, способствует построению образа «идеальной группы», определенного стандарта, который бы соответствовал ценностям, нормам и законам, принятым в данной социальной среде, и способствовал успешному взаимодействию с ней. Очевидно, что вся эта информация будет преломляться в группе, а необходимым опосредующим фактором будет выступать форма (тип) ее мотивационно-ценностной включенности в социальную среду или ее изменение [3], определяя приемлемость, игнорирование или отвержение группой системы ценностей, характерных для социальной среды.
2. Стимулирование активности группы через организацию в процессе ее взаимодействия с социальной средой ситуации выбора, способствующего познанию группой себя и возможностей коррекции своего поведения. Рассматриваемое психологическое условие обеспечивает для группы возможности выбора соответствующей стратегии своего поведения на основе групповых правил. В данном процессе для учебной группы открывается возможность осуществления выбора, от итогов которого будет зависеть как направленность взаимодействия группы с социальной средой (позитивная, отстраненная или негативная), так и способ такого взаимодействия.
Данное условие позволяет актуализировать процесс познания группой себя и своих возможностей в новой (иногда незнакомой) ситуации жизнедеятельности. Процесс самопознания осуществляется на основе коллективных творческих дел. В результате у группы формируется та или иная форма (тип) мотивационно-ценностной включенности, являющейся основой в выборе стратегии взаимодействия с социальной средой. На уровне участия группы в коллективных творческих делах это может выражаться, например, в успешности коллективного творческого дела; в эффективном участии; номинальном («отстранен-
ном», «для галочки») участии; полном отказе от участия.
3. Формирование у групп в развивающей социальной среде способов социального подкрепления представлений о собственной ценности. Данное условие формирования форм (типов) мотивационно-ценностной включенности учебной группы базируется на создании развивающей социальной средой ситуаций успеха для нее. В развивающих социальных средах одним из важнейших принципов является перманентное создание таких условий деятельности и взаимодействия с ней, в которых бы группа ощущала свою значимость, ценность среди других групп и в социальной среде в целом.
Формирование развивающей социальной средой у групп способов социального подкрепления представлений о собственной ценности осуществляется посредством включения в их жизнедеятельность ряда способов и приемов: фестивальный принцип проведения большинства КТД, широкая кооперация учебных групп при подготовке и проведении каждого из них, проведение особых «традиционных» КТД, предполагающих непосредственное взаимодействие всех учебных групп с социальной средой, элементами которой они являются.
Кроме того, в данных социальных средах существует целый ряд особых «ритуалов», также направленных на формирование у групп способов социального подкрепления представлений о собственной ценности. К ним относятся, например, такие ритуалы, как ежедневное «вечернее благодарение» каждой группы со стороны самой социальной среды в лице органов ее самоуправления за успешное выполнение тех или иных заданий учебной группой. Большой популярностью в данных социальных средах пользуются и совместные «вечерние огоньки», на которые одна из учебных групп может пригласить группу (или группы) партнера. Получить такое приглашение считается большой честью, и группы гордятся этим, равно, как и приглашением участвовать в совместной подготовке КТД. Также значительной популярностью пользуется и традиция дарения «подарков» группами и группам. Подарки обычно представляют собой специально подготовленный к определенному событию номер художественной самодеятельности, рису-
нок, поделку и т.д. Подарки дарятся как отдельным группам (элементам развивающей социальной среды), так и ей самой - в связи, например, с юбилеем, открытием (закрытием) летних учебных сборов и т.д.
4. Овладение группой психологической информацией для формирования себя как группы. Данное условие реализуется посредством включения учебных групп в процесс получения ими доступной психологической информации о группе и индивидах, ее составляющих, что достигается за счет работы психологических служб в рассматриваемых нами развивающих социальных средах с конкретной учебной группой.
Психологические службы, помимо традиционных направлений работы, реализуют также функцию мониторинга и рецензирования методического обеспечения деятельности социальных сред такого типа, а в отдельные периоды - функцию их организатора и руководителя [8]. Кроме того, по инициативе служб создана особая система получения группами разнообразных знаний умений и навыков, в том числе и по проблемам педагогики и психологии для последующего их применения в тех образовательных социальных средах (например, школах), которые делегировали свои учебные группы (или отдельных учащихся) на летние учебные сборы, проводимые в социальных средах рассматриваемого нами типа. Практическая реализация полученных таким образом знаний, умений и навыков получила название «программа последействия» и стала неотъемлемой частью общего процесса жизнедеятельности развивающих социальных сред. «Программа последействия», кроме того, включает в себя и периодические сборы учебных групп, организуемые развивающими социальными средами в течение учебного года.
Таким образом, установленные нами психологические условия формирования мотивационно-ценностной включенности малых учебных групп школьников и студентов в развивающую социальную среду могут способствовать посредством преобразования форм (типов) мотивационноценностной включенности групп достижению оптимального взаимодействия.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.: Наука, 1994. С. 228 - 229.
2. Брушлинский А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский // Психол. журн. 2003. Т. 24. № 2. С. 32 - 35.
3. Елизаров С.Г. Мотивационно-ценностная включенность учебных групп в социальные системы типа «развивающая социальная среда»: дифференциация форм и факторы формирования / С.Г. Елизаров // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества 18 - 21 сент. 2007 г., Ростов-на-Дону. Ростов н/Д., 2007. Т. I. С. 339 - 340.
4. Елизаров С.Г. Мотивационно-ценностная включенность учебных групп в условиях разных типов социальных систем / С.Г. Елизаров // Вестн. ун-та (Гос. ун-т управления). Сер.: Социология и управление персоналом. 2008. № 1 (39). С. 49 - 52.
5. Платонов К.К. О процессе самоукрепле-ния коллектива / К.К. Платонов // Коллектив и личность / под ред. С.В. Шороховой. М.: Наука, 1975. С. 87 - 93.
6. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений групп в социальной системе: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05 / И.Р. Сушков. М., 2002. 268 с.
7. Чернышев А.С. Психологическая школа молодежных лидеров / А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев, Ю.Л. Лобков [и др.]. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005.
8. Чернышев А.С. Социально-психологи-
ческие условия оптимизации включения личности и группы в учебный процесс (на примере изучения психологии) / А.С. Чернышев, С.Г. Елизаров // Психолог в современном обществе: от образования к профессиональ-
ной деятельности: кол. монография / под ред. К.М. Гайдар. Воронеж, 2007. С. 173 - 180.
Psychological conditions of formation the value-motivated incorporation of the educational group in developing social environment
The psychological conditions’ analysis of formation is given, described the formation of socio psychological characteristics of small groups - value-motivated incorporation of a small group into the system of groups (social system) the kind of “developing social environment” based on it’s studying in educational groups of senior pupils. The working definition of the group value-motivated incorporation is given, and also, the fundamental social system peculiarities are underlined.
Key words: psychological conditions, group value-motivated incorporation, developing social environment.
т.л. корженевич
(астрахань)
изучение и формирование профессиональной компетентности будущего педагога-дефектолога
Рассматривается понятие «компетентность педагога-дефектолога во взаимодействии с ребенком с отклонениями в развитии», представлена структура данной компетентности. Приводятся эмпирические данные, доказывающие необходимость организации работы со студентами в указанном направлении.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентность педагога-дефектолога во взаимодействии с ребенком с отклонениями в развитии, метод проектов.
Современные требования к выпускнику вуза как компетентному, конкурентоспособному на рынке труда специалисту выявили противоречие между необходимостью перехода на компетентностно-ориентированное обучение и недостаточной разработанностью его теоретических основ. Обозначенное противоречие обусловило актуальность проведения на базе Астраханского государственного университета исследования процесса формирования компетентности во взаимодействии с ребенком с отклонениями в развитии у будущего педагога-дефектолога как основного компонента профессиональной компетентности специалиста данного профиля.
В качестве профессиональной компетентности с позиции процесса профессиональной подготовки специалиста мы рассматриваем свойство человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности и способности на его основе к продуктивной профессиональной деятельности. Поскольку профессиональная компетентность содержит различные взаимосвязанные компоненты, каждый из которых может быть представлен конкретным (частным) видом компетентности, отражающим специфику профессиональной деятельности, возникает необходимость в выделении компонентов, составляющих профессиональную компетентность педагога-дефектолога, на фор-
© Корженевич Т.Л., 2009