Научная статья на тему 'Психологические угрозы профессиональному будущему субъекта профессиональной деятельности'

Психологические угрозы профессиональному будущему субъекта профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
309
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессия / технологический уклад / цифровизация / социально-профессиональная среда / профессиональная идентичность / профессиональное будущее / субъект / profession / technological structure / digitalization / socio-professional environment / professional identity / professional future / subject

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Заводчиков Дмитрий Павлович

В статье на основе анализа изменений квалификационных требований, развивающихся технологий и тенденций развития производительных сил, транслируемых профессиональными, научными и образовательными сообществами, формулируется перечень возможных психологических угроз профессиональному будущему субъекта трудовой активности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Threats to the Professional Future of the Subject of Professional Activity

The article on the basis of the analysis of changes in qualification requirements, developing technologies and trends in the development of productive forces, broadcast by professional, scientific and educational communities, formulates a list of possible psychological threats to the professional future of the subject of labor activity.

Текст научной работы на тему «Психологические угрозы профессиональному будущему субъекта профессиональной деятельности»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Психологические угрозы профессиональному будущему субъекта профессиональной деятельности*

О

-»НС*

*

ЗАВОДЧИКОВ Дмитрий Павлович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

Аннотация

В статье на основе анализа изменений квалификационных требований, развивающихся технологий и тенденций развития производительных сил, транслируемых профессиональными, научными и образовательными сообществами, формулируется перечень возможных психологических угроз профессиональному будущему субъекта трудовой активности

Ключевые слова:

профессия, технологический уклад, цифровизация, социально-профессиональная среда, профессиональная идентичность, профессиональное будущее, субъект

□01 10.24411/2307-4264-2019-10203

Сегодня общепризнанным является суждение о том, что система профессионального образования не готова к воспроизводству профессиональных кадров для новых социально-экономических и технологических условий. В ситуации неопределенности, динамичности социально-профессиональной среды утрачивается целевой вектор развития для системы профессиональной подготовки. Возникают сложности в определении задач и критериев успешности их решения, прогнозирование результатов в долгосрочной перспективе становится туманным, а изменение нормативных требований опирается во многом на конвенциональные положения и невнятные условия их соблюдения. В итоге все сводится к поиску стратегических ориентиров научно-технологического развития, системы профессионального образования и их экономической поддержки.

Отметим, что в гуманитарном аспекте проблема намного шире, чем определение подходов и измерение эффективности воспроизводства квалифицированных кадров в масштабах государственных систем. Ожидаемое качественное преобразование всех сфер жизни под влиянием технологий нового уклада ставит под угрозу сложившиеся экономические, профессиональные и социальные структуры, связанные с производством как материальных, так и нематериальных ценностей, а соответственно и место профессиональной деятельности в жизни человека. Традиционные для психологии концепции субъекта таких масштабов изменений не предусматривали [1], хотя методологическое осмысление категории «субъект» предполагает все поле жизни человека или все формы его самоосуществления [4], в том числе профессионально-образовательное.

Прежде чем обозначить данные угрозы, коротко охарактеризуем текущую ситуацию в технологическом и социальном аспектах с концептуальных позиций.

*Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-013-01119а «Субъективный образ профессионального будущего на этапе профессиональной подготовки».

Заводчиков Д. П. Психологические угрозы профессиональному будущему субъекта профессиональной деятельности // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 2. — С. 18-26.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Наиболее устоявшейся, подтвержденной экономически и соотносимой с историческим опытом является концепция технологического уклада [10; 13]. Согласно ей сегодня осуществляется переход от пятого уклада к шестому, в котором ключевыми технологиями являются нано-, био-, информационные и когнитивные, а в прогнозе их конвергенция, которая приведет к качественному и количественному изменению производимых общественных благ. Отметим, что сами технологии уже существуют, но их прогнозируемое развитие не совпадает с ожидаемым. Например, генная модификация однозначно является частью биотехнологий, однако блага, получаемые на основе развития данной технологии, пока ограничены, применяются в основном в сельском хозяйстве и медицине, где их использование вызывает общественное опасение и ставит сложные этические вопросы.

Согласно этой концепции, принимая во внимание исторические факты, у общества в целом и отдельных государств есть опыт качественного преобразования производственной сферы, социально-экономического и политического строя в рамках смены технологических укладов (переход от ремесленного производства к мануфактурному, индустриализация), сопровождавшийся социальными напряжениями и потрясениями (бунт, революция, гражданская война и т. п.). Однако следует принять во внимание, что это были развернутые в историческом времени события и процессы. Прогнозируемые же изменения, связанные с шестым технологическим укладом, а тем более с прогнозируемым седьмым, оказываются быстрыми в историческом времени, нелокальными, мировыми по масштабам и практически непредсказуемыми по экологическим, социальным и технологическим последствиям.

Второй концепцией, описывающей будущее, связанное с качественным преобразованием жизни общества на основе определенной суммы технологий, является идея четвертой промышленной революции, озвученная на 16-м Международном экономическом конгрессе в Давосе в 2016 году [19]. Согласно ей ключевым изменением вследствие развития существующих технологий (промышленной робототехники, автоматизации, интеллектуальных систем, транспорта и логистических схем) станет киберфизический способ производства, т. е. полностью автоматизированные настраиваемые системы производства материальных благ. Акцент в данной концепции делается на качественных благоприятных изменениях в жизни общества вследствие внедрения и развития новых технологий. Однако вытеснение субъекта из процесса производства как материального, так и нематериального продукта создает угрозу преобразования общественных отношений вплоть до коллапса существующей социально-экономической системы.

Третья концепция — цифровизации [16; 18] — скорее выступает как констатация достижений пятого технологического уклада в области развития систем связи, сбора, хранения, автоматической обработки и использования информации, а также применения этих систем в разных аспектах общественной жизни. Шестой технологический уклад как взаимное усиление когнитивных и информационных технологий в эту концепцию вписывается в виде создания и функционирования интеллек-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

туальных систем, для разработки и обслуживания которых требуются подготовленные специалисты. Цифровизация и ее стратегические решения носят скорее экономический, прикладной характер, в котором члену общества, субъекту, соответствует его цифровая часть. Здесь возникают угрозы и проблемы цифрового характера: сохранение приватности, авторские права, кража цифровой личности и т. п.

Обобщая производственные, экономические и социально-психологические проблемы с позиций всех трех подходов, обозначим сначала то, что можно назвать фоном, общими проблемами для любых сообществ или даже человечества в целом. Их можно определить как закономерности и следствия развития технологий в условиях глобализации.

Во-первых, с развитием новых технологий и производств возникают проблемы и угрозы глобального масштаба (экологические, экономические, психологические и др.), решение которых отсутствует в историческом опыте или требует интеграции научных подходов и определенного отношения. В основе угроз такого рода лежит уязвимость сложных технологий и их продукта (технологические катастрофы), хотя с позиций классической психологии труда слабым звеном СЧМ (систем „человек — машина") выступает именно человек. Кроме того, упрощение в работах со сложными продуктами за счет информационных технологий создает угрозы их нерационального, а то и злонамеренного использования (например, генетическая модификация вируса). Все это обостряет проблемы обеспечения разного рода безопасности в масштабах организаций, отраслей, страны, мира.

Во-вторых, развитие транспортной и информационной инфраструктуры на основе взаимодействия и конкуренции национальных экономик формирует новое качество мировой экономической системы — ее нелокальность, которую хорошо иллюстрируют мировые экономические кризисы. Цифровизация экономической сферы, создание цифровых инфраструктур разных сторон жизни, помимо удобства и скорости общественных процессов, вносят вклад в непредсказуемость и нестабильность экономики, когда ее виртуальная часть не обеспечена материальными продуктами или процессами, может подвергаться инфляции, манипуляции или прямой фальсификации. Экономическая и общественно-политическая неустойчивость возникает в информационном обществе и как следствие того, что малые группы или даже отдельные люди становятся способными оказывать существенное воздействие на общественное сознание и процессы — как позитивное (лидеры общественного мнения, визионеры будущего), так и негативное (радикальные группировки, хакеры и т. п.).

В-третьих, преимущества для общественных систем, в частности государств, предоставляемые уровнем технического развития, в течение XX века обострили конкуренцию в области инновационного производства и управления, технологий и производственных процессов — с одной стороны. С другой стороны, научная и практическая деятельность, направленная на достижения, требует координации, взаимодействия, способности находить пользу и компромисс в отношениях при реализации сложных, наукоемких, трудоемких для общества задач (например,

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

освоение ближнего космоса, экологический мониторинг в планетарных масштабах или создание и работа Большого адронного коллайдера).

Еще одним фактором, зачастую недооцениваемым, является общественное сознание как отношение социальных общностей и групп, общества в целом к техническому прогрессу, новым технологиям и их возможностям. Здесь можно отметить, что вера в научно-технический прогресс, озвучиваемая в начале XX века, конечно, поддерживается за счет его достижений, но постепенно обрастает негативным содержанием (оружие массового поражения, нарушение экологии и т. п.). Усложнение самих технологий приводит к их непониманию и отторжению. На фоне динамичных и стрессогенных социальных условий жизнедеятельности в конечном итоге формируется крен в сторону иррационализации общественного сознания, а новейшие технологии «демонизируются», как, например, ГМО или нанотехнологии («серая слизь»).

Эти положения можно назвать основными исходными данными для определения ключевых трендов развития производительных сил в целом и субъекта труда в частности. В качестве основных можно выделить следующие.

1. В течение XX века произошло существенное расслоение производительных сил по профессионально-квалификационному признаку на основании сложности профессиональной деятельности, времени ее освоения и требуемой квалификации. Например, в английском языке для обозначения занятости используются как минимум три термина, характеризующих не только контекст употребления, но и определенные квалификационные требования к субъекту: job, occupation и profession. Кроме того, в аспекте социально-экономического регулирования постоянно возникает проблема адекватного квалификационного и экономического представления множества профессий. Это расслоение обуславливает также разделение по уровням и способам профессиональной подготовки, очень незначительная часть профессий в целом вписана в системы профессионального образования, так называемые учебные профессии.

2. В течение XX века происходит устаревание квалификационной основы производительных сил. Несмотря на усилия в области модернизации, мониторинга, стратегического планирования и рыночной регуляции, воспроизводятся кадры для устаревших профессий, медленно обновляется технологическая основа обучения, небыстро институционализируются новые профессии и т. п. В основе такого положения дел не только общественные, экономические и внутриполитические отношения, но и инертность воспроизводства субъекта деятельности в динамичной социально-профессиональной среде. Высокая квалификация является продуктом длительной профессионализации и осуществляется не только на этапе профессиональной подготовки, но и на этапе включения в профессиональную среду, выполнения профессионального труда, профессионального становления и развития субъектности в профессиональной деятельности. Неопределенность и динамичность среды в таких сложных процессах накладывает в основном негативный отпечаток в виде неустойчивых ценностей и смыслов, несформированности операциональной стороны деятельности, частую смену вектора профессионального развития.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

3. Со становлением информационного общества, телекоммуникационных технологий и современной информационной среды воспроизводство не только высококвалифицированных кадров, но и всех остальных осуществляется в условиях, которые можно обозначить как «информационная инфляция», т. е. обесценивание знания несмотря на его рост, в первую очередь количественный. К информационной инфляции можно отнести непосредственно сверхбыстрое обновление профессионального знания, которое утрачивает значение и ценность, возможность свободно и практически в неограниченных объемах использовать его не осмысливая (копипаст), накопление и постоянное потребление «мусорного знания» и т. п.

4. Становление индустриального производства, индивидуализация продукта промышленного производства, развитие сельского хозяйства и производства продуктов потребления, повышение качества жизни в развитых странах приводят к характеристике распределения общественных благ, еще в начале XX века обозначенной как общество потребления [5]. Совместно со становлением информационного общества это приводит к перераспределению рынка рабочей силы и соответственно воспроизводства производительных сил. В секторе производства материальных благ остается все меньше занятых, субъект постепенно вытесняется технологией и автоматизированными системами. Значительная часть рабочей силы становится востребованной в сфере услуг, индустрии развлечений, работе с информацией, управлении социальными отношениями и процессами. Следует признать, что в массе это менее квалифицированные и менее затратные в плане приобретения квалификации рабочие места с постоянной доступностью и востребованностью.

5. В связи с дифференциацией социально-профессиональной среды, квалификационных требований и уровней подготовки, формированием множества альтернатив в выборе образа жизни и возможности профессионального и образовательного выбора нарастает потребность в самообразовании и профессиональном самоопределении, которое затрудняется отсутствием или слабой представленностью их психологически обоснованных моделей и соответствующих им институционализированных общественных практик. Эта потребность начала осознаваться в 70-х годах XX века с возникновением консультационных бюро по выбору профессии за рубежом, а в нашей стране — с исследованием процессов профессионального самоопределения. Несмотря на исследования, практики психологического содействия профессиональному самоопределению и профессиональному становлению как системы и эффективного социального института пока не существует [3; 17].

Представленный фон и тенденции развития производительных сил с учетом прогнозов достижений новых технологий создают, помимо политических, экономических, научных и иных проблем, еще и психологические угрозы, которые ощущаются, но не всегда осознаются субъектом, социальными группами, общественными и государственными институтами в прогнозе и перспективе.

Исходным положением здесь выступает угроза реального исключения человека как субъекта профессиональной деятельности из множества

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

производственных и обслуживающих видов деятельности. В целом для материального производства это естественный процесс автоматизации операций, процессов и решения производственных задач, однако ки-берфизические системы не просто меняют роль и место человека в производственном процессе, но и угрожают оставить ему только функции управления в целом и целеполагания. Сфера оказания услуг уже во многом автоматизирована и/или цифровизирована. Мало того, интеллектуальные системы на основе самообучающихся нейронных сетей активно развиваются и в потенциале претендуют на решение сложных профессиональных задач в интеллектуальной (например, постановка медицинского диагноза) и творческой деятельности (написание публицистического или даже художественного текста). Следует отметить, что по историческим меркам это хотя и быстрый, но не мгновенный процесс. Под новые технологии требуется материальная база, отличная от предшествующей, новая инфраструктура, кроме того, присутствует как лоббирование, так и сопротивление профессиональных и иных сообществ, и т. д. Так что в целом есть временные возможности для осмысления, анализа, рефлексии и прогноза профессий и навыков будущего [2; 3; 14].

Если мы рассматриваем профессиональное будущее субъекта как формируемое актуальными и прогнозируемыми трудовыми и производственными отношениями, транслируемыми обществом, обладающим характеристикой неопределенности, с одной стороны, а с другой — предвосхищаемое, прогнозируемое и осуществляемое как личный профессиональный план субъекта [6; 7; 9; 12], то подобное положение дел выглядит как целый ряд психологических угроз.

1. Угроза благосостоянию субъекта, приобретаемому в ходе реализации трудовых и профессиональных отношений, вследствие его исключения киберфизической или интеллектуальной системой, т. е. постоянная угроза потери работы.

2. Непредсказуемость и неопределенность профессионального будущего, устойчивый образ которого невозможно создать в условиях неопределенности социально-профессиональной среды.

3. Утрата смыслов и целей трудовой и профессиональной деятельности в существующей системе трудовых и профессиональных отношений, которые невозможно сформировать или сохранить в условиях неопределенности.

4. Утрата или невозможность сформировать профессиональную идентичность вследствие размывания области профессиональной деятельности: постоянное обновление технологий, интенсификация труда, изменение профессиональных задач и функций, отсутствие устойчивых образцов успешности профессиональной деятельности и личности профессионала.

5. Быстрое, если не мгновенное, обесценивание приобретенного профессионального знания и квалификации, сопровождаемое ощущением потери времени и усилий, потраченных на их освоение.

6. Нарастание напряжения в области этики и эстетики отношений и коммуникации в трудовой и профессиональной деятельности, связанной со взаимодействием интеллектуальных систем и человека.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

7. На ранних ступенях развития профессиональной субъектности возможно развитие комплекса неполноценности, связанного с масштабами и скоростью решения экспертных задач интеллектуальными системами.

Скорее всего, это неполный перечень психологических угроз для субъекта профессиональной деятельности. Можно предположить, что будут изменяться сложившиеся механизмы становления личности и субъект-ности, в которых освоение деятельности, ее результативность и успешность вносят существенный, если не ключевой вклад в формирование самооценки, самоотношения и самопрезентации взрослого человека. Иными словами, исключение человека из трудовой деятельности в таких масштабах инициирует проблемы идентичности [8] и карьеры как жизненной задачи личности в современном обществе [21].

Если попытаться в самых общих чертах прогнозировать, каким именно образом человеку как субъекту удастся сохранить себя в сфере профессионального труда, то это возможно только на основе универсальности человеческой психики, ее самоорганизации, интеграции процессов мышления и воображения в теоретической и прикладной деятельности, способности к многозадачности, параллельному развитию способностей, свойств и качеств в разных видах активности [9]. Иными словами, только за счет уникальности субъективного жизненного и профессионального опыта.

В свете угроз можно рассматривать стихийно или сознательно формирующиеся направления в общественных практиках, направленные на их элиминацию, профилактику или снижение негативных последствий.

1. На разных уровнях осуществляется активное научное, общественное, нормативное осмысление самих технологий, их возможностей, анализ результатов их применения и последствий внедрения (в том числе прогнозирование, предвосхищение изменения мира профессий и места человека в трудовой деятельности [2; 13; 14; 19; 20]).

2. В области образования формируются новые идеи, формы и механизмы реализации подготовки высококвалифицированных кадров, ориентированные на гибкость и становление субъектности в профессиональном поле. В частности, в области идей можно выделить концепцию непрерывного образования или образования через всю жизнь, индивидуальных образовательных траекторий и т. п. На уровне форм подготовки высококвалифицированных специалистов можно выделить идею сетевой организации процесса профессионального образования как интеграции социальных институтов науки, образования и производства, общества вообще [15]. Особую форму, предполагающую доступность успешных мировых практик профессиональной подготовки на основе информационных технологий и систем коммуникации, составляют научные и образовательные ивенты (события) разной масштабности, массовые открытые онлайн-курсы [11], коворкинги и т. п. На уровне механизмов формируется уклон образовательных программ в сторону направленности и способностей личности (профилизация по разным основаниям), ориентация на проектные формы, более соответствующие компетенциям как результату профессиональной подготовки, и т. д.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

3. На уровне госрегулирования разрабатывается или совершенствуется нормативная база взаимодействия науки, образования и бизнеса, внедряются практико-ориентированные модели управления системой науки и образования в проектной форме на основе бизнес-моделей с определением лидеров, руководителей, ответственных исполнителей, выделением ключевых показателей эффективности (KPI), процессами внедрения инноваций и т. п.

Несмотря на это, проблема управления человеческим ресурсом в масштабах страны слабо представлена именно в гуманитарном измерении. На сегодняшний день формы психологической и психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения и становления существуют как отдельные практики, но не как система, которая должна вносить синергетический эффект в экономические и политические аспекты подготовки высококвалифицированных кадров для инновационной экономики и рабочей силы, поддерживающей актуальные сферы воспроизводства материальных и нематериальных благ и существующие в обществе инфраструктуры [4; 6; 24].

Литература

1. Анцыферова Л. И. Психологическое содержание феномена «субъект» и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин. — М.: Академический проект, 2000 — 320 с.

2. Атлас новых профессий 2.0. [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/reports/34983/ (дата обращения — 07.05.2019).

3. Вандакурова Е. В. Управление профессиональным самоопределением студентов // Профессиональное образование и рынок труда. —

2014. — № 8. — С. 36-37.

4. Деркач А. А., Сайко Э. В. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления // Мир психологии. — 2008. — № 3. — С. 205-219.

5. Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. — 2000.- № 4. — С. 63-77.

6. Заводчиков Д. П. Теоретико-методологические предпосылки категории профессионального будущего как ресурса профессионального становления // Современная высшая школа: инновационный аспект. —

2015. — № 3. — С. 17-24.

7. Зарубин П. В., Сырцова А. Временная перспектива и экономическая нестабильность: сравнительное исследование 2007 и 2013 гг. // Психологические исследования. — 2013. — № 32. — Т. 6. [Электронный ресурс] // URL: http://psystudy.ru. (дата обращения — 07.05.2019).

8. Иванова Н. Л., Конева Е. В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности: монография. — Ярославль: ЯГУ им. П. Г. Демидова, 2003. — 132 с.

9. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

в транспективный анализ). — Томск: Томский государственный университет, 2005. — 174 с.

10. Ковальчук М. В. Конвергенция наук и технологий — прорыв в будущее // Российские нанотехнологии. — 2011. — № 1-2. [Электронный ресурс] // URL: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=38178 (дата обращения — 07.05.2019).

11. Конанчук Д. С. EdTech: новая технологическая платформа в образовании // Университетское образование: практика и анализ. — 2013. — № 5 (87). — С. 65-73.

12. Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. — 2001. — № 1. — С. 57-65.

13. Малинецкий Г. Доклад о перспективах РФ [Электронный ресурс] // Nano News Net. URL: http://www.nanonewsnet.ru/articles/2009/georgii-malinetskii-doklad-o-perspektivakh-rf (дата обращения — 07.05.2019).

14. Навыки будущего [Электронный ресурс] // Global Education Futures. URL: http://futuref.org/futureskills_ru (дата обращения — 07.05.2019).

15. Назарчук А. В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. — 2008. — № 7. — С. 61-75.

16. Отчет BCG «Россия-онлайн: четыре приоритета для прорыва в цифровой экономике» [Электронный ресурс] // The Boston Consulting Group. URL: http://image-src.bcg.com/Images/Russia-0nline_tcm27-178074. pdf (дата обращения — 07.05.2019).

17. Пахомова Е. А. Система государственно-общественного управления профессиональным самоопределением обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом — 2016. — № 3(23). — С. 9-15.

18. Распоряжение Правительства РФ № 1632-р от 28.07.2017 «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http:// government.ru/docs/28653/ (дата обращения — 07.05.2019).

19. Шваб К. Четвертая промышленная революция. — М.: Эксмо, 2016 — 138 с.

20. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность: монография. — Казань: Центр инновационных технологий, 2013. — 180 с.

21. Lent R. W., Brown S. D. Social cognitive model of career self-management: Toward a unifying view of adaptive career behavior across the life span // Journal of counseling psychology. — 2013. — № 4(60). — Рр. 557-568. Available from: http://dx.doi.org/10.1037/a0033446.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.