Научная статья на тему 'Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях цифровизации'

Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / профессиональная транспектива / профессионально-образовательное пространство / цифровизация / professional identity / professional trospective / vocational and educational space / digitalisation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Екатерина Владимировна

В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения студентов вуза в контексте цифровизации профессионально-образовательного пространства. Анализируются специфика и проблемные моменты в построении профессиональной транспективы будущих педагогов. Намечены пути развития профессиологической компетентности, позволяющей студентам выстраивать траекторию профессионального развития в условиях динамично развивающейся цифровой экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Support of Professional Self-Determination of Students Under the constructions of Digitalization

The article deals with the problem of professional selfdetermination of University students in the context of digitalization of professional and educational space. Analyzes the specificity and the problematic aspects in building a professional transfective future teachers. The ways of development of professional competence, allowing students to build a trajectory of professional development in a dynamic digital economy.

Текст научной работы на тему «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях цифровизации»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях цифровизации*

ЛЕБЕДЕВА

Екатерина Владимировна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития института психолого-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

Аннотация

В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения студентов вуза в контексте цифровизации профессионально-образовательного пространства. Анализируются специфика и проблемные моменты в построении профессиональной транспективы будущих педагогов. Намечены пути развития профессиологи-ческой компетентности, позволяющей студентам выстраивать траекторию профессионального развития в условиях динамично развивающейся цифровой экономики

Ключевые слова:

профессиональное самоопределение, профессиональная транспектива, профессионально-образовательное пространство, цифровизация

□01 10.24411/2307-4264-2019-10208

Происходящие в настоящее время изменения в области интеграции коммуникационных и информационно-компьютерных технологий повлекли за собой трансформацию отношений в различных отраслях экономики. Активное внедрение цифровых технологий в производство и сферу услуг нашло отражение в содержании образовательных стандартов, а также в структуре требований, предъявляемых рынком труда к компетенциям будущего специалиста. Рефлексия этих требований, в свою очередь, породила ряд проблем, связанных с построением индивидуальной профессионально-образовательной траектории в условиях нарастающей неопределенности.

В ряде работ отечественных авторов приводится достаточно полный анализ преимуществ и минусов перехода к цифровой экономике [2; 7; 8]. Повышение производительности труда и сопутствующее этому процессу высвобождение времени, автоматизация и универсализация трудовых функций и, как следствие, частичная девальвация качественной специфики профессий, распространение дистанционного обучения и виртуальной занятости, — вот далеко не полный перечень факторов, приводящих к необходимости реинжиниринга системы организационного управления и формирования компетенций на этапе получения профессиональной подготовки.

Рассматривая процессы, происходящие в трудовой сфере, авторы делают акцент на двух срезах:

- изменении формальных аспектов регулирования трудовых отношений, связанном с появлением новых, электронных, форм документооборота и хранения данных;

- изменении самого содержания труда и характера трудовой деятельности, распространении нестандартных форм и гибких режимов занятости [3].

Среди основных требований цифровой экономики к современному обществу и профессиональным качествам будущего выпускника можно назвать междисциплинарность, готовность к непрерывному развитию и самообразованию, проектной и командной работе, формированию универсальных компетенций в сфере информационно-коммуникационных технологий.

*Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18—013—01119а «Субъективный образ профессионального будущего на этапе профессиональной подготовки».

Лебедева Е. В. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях цифровизации // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 2. — С. 49-54.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Необходимость интенсивного освоения цифровых технологий в полной мере ощутила сфера о бразования, являющаяся интегратором и транслятором социокультурного опыта. Ориентация образования на мобильность, открытость, непрерывность, индивидуализацию процесса обучения сопряжена с необходимостью развития материально-технической базы образовательных организаций, изменением системы оценки качества, развитием электронных платформ и профессиональных баз данных, непрерывным мониторингом запросов работодателей. Попытки перевода традиционных форм обучения в онлайн-формат периодически встречают противодействие со стороны представителей педагогического сообщества, реагирующего на необоснованный отказ от использования традиционных методов преподавания, перекосы в соотношении сетевого ресурса и «живых» лекций, предоставляемых образовательной организацией [7]. Вместе с тем, как отмечают Н. О. Бесшапошников, А. Г. Леонов, А. А. Прилипко [1], цифровизация образования не сводится к механическому использованию информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности преподавания. В трансформацию образовательного процесса включается изменение подходов к оценке труда педагогов, механизмов финансового управления, принципов организации научно-исследовательской, учебной, методической и других видов деятельности, модели компетенций и образовательных программ. Не вызывает сомнения, что частные конфликтные моменты выявляют более глубокие противоречия, назревшие в воспитательном и ценностном компонентах современного образования.

Сложность и многофакторность профессионально-образовательного пространства усугубляют неустойчивость самоопределения в конфликтующих реальностях современного общества [4]. Нормативный кризис, переживаемый студентами на стадии профессионального обучения и подготовки, осложняется невозможностью однозначно предугадать развитие мира профессий и рынка труда, что находит свое выражение в стратегиях и тактике построения индивидуальной временной и профессиональной транспективы (профессионально-жизненной траектории) и характеристиках профессиональной идентичности.

Целью данной статьи является выявление особенностей профессионального самоопределения бакалавров профессионального обучения, а также определение направлений психологического сопровождения процесса ревизии и коррекции профессионального выбора в условиях перехода к цифровой экономике.

Теоретико-методологической базой проведенного исследования стал предложенный С. Л. Рубинштейном и раскрытый в трудах К. А. Абуль-хановой-Славской динамический принцип изучения личности посредством анализа внешних и внутренних условий ее развития, интегрированных в понятии «жизненный путь»; концепция профессионального самоопределения А. А. Климова [6]; периодизация профессионального развития Э. Ф. Зеера, а также теоретические подходы к изучению профессиональной идентичности (Дж. Марсиа, Л. Б. Шнейдер, А. А. Озерина) [9].

Ведущие методы исследования: теоретико-методологический анализ проблемы исследования на основе изучения и логического обобщения

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

научной литературы, эмпирические методы (наблюдение, беседа, психодиагностические методики), метод математического анализа с последующей интерпретацией полученных данных.

В рамках данного исследования профессиональное самоопределение понимается как поиск и выбор сферы приложения возможностей личности, имеющий своим результатом относительно конкретизированный, положительно эмоционально окрашенный и реалистичный план по достижению профессионально значимых целей. Базисом для построения профессиональных планов и создаваемой на их основе профессиональной транспективы служит профессиональная идентичность как динамичная психосоциальная структура, состоящая из когнитивного, эмоционального и мотивационно-ценностного компонентов, содержание которых претерпевает изменения в процессе профессионального развития личности.

Для исследования особенностей профессионального самоопределения применялись следующие методики: «Опросник профессиональной идентичности» А. А. Озериной, модифицированный опросник построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) Н. С. Пряжни-кова. С целью изучения особенностей построения профессиональной транспективы в ходе практических и семинарских занятий осуществлялось прогнозирование профессионального будущего в формате создаваемых в мини-группах проектов «Пространство моего профессионального развития», предполагающих графическую визуализацию студентами своих транспектив с последующим обсуждением.

В эмпирическом исследовании приняли участие 98 студентов 2-го курса Российского государственного профессионально-педагогического университета в возрасте от 18 до 22 лет, обучающихся по направлению «Профессиональное обучение» (по отраслям) с профилизацией в области сервиса и иностранных языков.

В ходе исследования было выдвинуто предположение, что в структуре профессиональной идентичности бакалавров наименее сформированными окажутся компоненты, связанные с построением учебно-профессиональных планов и активностью профессиональной позиции, а также что между этими компонентами существует значимая взаимосвязь.

Процентное соотношение статусов профессиональной идентичности в обеих группах свидетельствует о том, что более трети студентов (36%) демонстрируют диффузный статус идентичности, характеризующийся низкой степенью зрелости и сформированности ее компонентов. У 15% обучающихся наблюдается предрешенный (заимствованный) статус, свидетельствующий об известной степени несамостоятельности профессионального выбора. 22% студентов характеризуются открытым кризисом идентичности, и лишь у 27% выявлен достигнутый статус идентичности, отражающий высокую степень обоснованности профессионального выбора, осведомленность о мире профессий и позитивное отношение к выбранному направлению и профилю обучения.

Анализ структуры профессиональной идентичности позволил выявить слабую степень сформированности учебно-профессиональных планов (Хср = 2,3) и пассивность профессиональной позиции (Хср = 1,4). Также обращает на себя внимание относительно низкий показатель

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

адекватности профессиональной самооценки (Хср = 2,6), отражающий несформированность внутренних критериев самооценки, слабость позитивной мотивации (Хср = 2,4), а также амбивалентное отношение к будущей профессии (Хср = 2,5).

Полученные результаты согласуются с показателями по методике ЛПП. Средний суммарный балл, характеризующий степень проработанности и обоснованности профессиональных планов, составил 51,4 ± 2,1. Значительная часть респондентов испытали затруднения при ответе на вопрос, предполагающий конкретизацию профессиональной перспективы («Назовите 5-7 шагов на пути к вашей профессиональной цели-мечте»).

В результате проведенного корреляционного анализа с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена были обнаружены следующие значимые взаимосвязи между определенностью учебно-профессиональных планов и активностью профессиональной позиции (г = 0,402; р < 0,01), автономностью профессиональной позиции (г = 0,399; p < 0,01) и суммарным показателем ЛПП (г = 0,272; p < 0,05).

Результаты групповой работы по проектированию профессиональных траекторий позволили выявить проблемные аспекты профессионального самоопределения обучающихся. Подавляющее большинство респондентов (более 70%) указывают на сложность прогнозирования жизненного пути и профессиональной карьеры в современных условиях. Среди факторов, затрудняющих построение профессиональных планов, были названы следующие: низкая престижность профессии, экономическая нестабильность, незнание регионального рынка труда, завышенные требования потенциальных работодателей, высокая конкуренция в сфере оказания услуг, частые обновления нормативной и технологической базы.

Визуализация профессиональной транспективы с использованием биографических техник отражает осознание обучающимися поливариантности построения образовательной и карьерной траектории. О наличии дихотомии в самом содержании профессионально-педагогической подготовки свидетельствуют «точки бифуркации», отмечаемые респондентами в своей профессиональной транспективе: «если не удастся состояться в специальности, уйду в педагогику». Подавляющее большинство респондентов (около 70%) рассматривают педагогическую деятельность как «запасной» или «резервный» вариант в случае неудачи по основному направлению, связанному с профилизацией обучения. Более 40% опрошенных не исключают для себя радикальной смены специальности посредством обучения в магистратуре или прохождения дистанционных курсов профессиональной переподготовки.

Отражение вызовов цифровой экономики прослеживается в выделении респондентами «параллельных» путей самореализации в блого-сфере, сетевых сообществах, социальных сетях. Около 25% опрошенных рассматривают такого рода деятельность как профессиональную и отдают предпочтение гибким формам занятости (фриланс, самозанятость, виртуальное предпринимательство). Вместе с тем опрос показывает, что зачастую респонденты не осознают рисков и сложностей организации и ведения собственного бизнеса и выбирают виртуальную самозанятость как атрибут комфортного жизненного стиля.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Анализ полученных результатов в контексте выводов, сделанных отечественными авторами, позволяет сформулировать некоторые направления психолого-педагогического сопровождения процесса самоопределения обучающихся в условиях современной цифровой реальности.

Новые требования к квалификации современного специалиста актуализируют необходимость развития у выпускника вуза таких качеств, как инновационность, мобильность, толерантность к неопределенности, гибкость, ответственность, конструктивность, активность профессиональной и жизненной позиции. В свою очередь, активность обнаруживает тесную взаимосвязь со способностью к прогнозированию и целеполаганию в контексте динамично обновляющейся профессионально-образовательной среды.

Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют широкие возможности для развития профессиологической компетентности, позволяющей выстраивать траекторию профессионального развития и саморазвития с учетом запросов рынка труда. Среди основных направлений психолого-педагогического сопровождения можно выделить следующие:

- формирование внутривузовской информационной системы, содержащей банк данных спроса и предложения, аналитику центров занятости, ссылки на цифровые образовательные ресурсы, системы компьютерного тестирования и профессиональной психодиагностики;

- создание новых и использование существующих открытых курсов, размещенных на электронных порталах для онлайн-обучения, интеграция электронных ресурсов в учебные планы и содержание рабочих программ дисциплин;

- регулярное проведение мероприятий (круглых столов, форсайт-сессий), посвященных прогнозированию перспективных профессий будущего и уточнению ключевых компетенций, необходимых молодым специалистам [5];

- разработка интегрированных в образовательный процесс майноров и элективов, направленных на формирование метапредметных компетенций как основы транспрофессионализма будущего выпускника. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить актуализации знаний и ключевых навыков в сфере новых цифровых технологий (digital skills), экономических и правовых основ организации профессиональной деятельности с учетом распространения нестандартных форм трудовой занятости.

Отдельного внимания заслуживает сквозное сопровождение профессионального маршрута будущего специалиста. Уже в рамках преподаваемой на первом курсе дисциплины «Введение в профессиональную деятельность» целесообразно предусмотреть тематический блок, посвященный обзору актуальных трендов развития профессионального образования и рынка труда, функционированию виртуальных профессиональных сообществ. Содержание дисциплин психолого-педагогического модуля на втором и третьем курсах должно отвечать потребности обучающегося в систематизации знаний о мире профессий и возможных стратегиях и тактиках проектирования будущего (технологиях самофу-турирования себя в профессию), овладении технологиями саморегуля-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ции и карьерного самоменеджмента. В последний год обучения, предполагающий практическое и комплексное ознакомление с различными аспектами профессиональной деятельности, возможна конкретизация профессионального «я-образа» и «цели-мечты» через овладение навыками профессиональной и виртуальной самопрезентации, уточнение и частичная корректировка профессиональной траектории на основе анализа магистерских программ и ресурсов образовательных платформ.

Итак, можно заключить, что распространение цифровых технологий и социальных сетей запустило процесс трансформации идентичности будущего профессионала. Приоритетной задачей современного образования должно стать создание обогащенной информационной среды для развития у обучающегося способности самостоятельно выстраивать свою профессионально-образовательную траекторию, грамотно используя возможности и инструменты цифровой реальности.

Литература

1. Бесшапошников Н. О., Леонов А. Г., Прилипко А. А. Цифровизация образования — новые возможности управления образовательными треками // Вестник кибернетики. — № 2 (30). — 2018. — С. 154-160.

2. Василенко Н. В., Кудрявцева К. В. Становление экономики нового типа: взаимобусловленность ее цифровизации и сервизации / Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы — СПб: Изд-во Политехнического ун-та, 2017. — С. 67-91.

3. Денискина А. И. Цифровизация как источник новых форм профессиональной активности // Весщ БДПУ Серыя 2. Псторыя. Фшасо-фiя. Палггалопя. Сацыялопя. Эканомжа. Культуралопя. — № 1 (99). — 2019. — С. 56-64.

4. Зеер Э. Ф., Кормильцева М. В. Профессиональное самоопределение студентов в условиях социально обусловленных конфликтующих реальностей // Образование и наука. — № 10 (99). — 2012. — С. 79-87.

5. Кафидулина Н. Н. Цифровизация как тенденция в российском образовании / Сфера знаний: вопросы продуктивного взаимодействия наук в XXI веке. — Казань: ООО «СитИвент», 2018. — С. 109-111.

6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.

7. Литвак Н. В. Новая реформа отечественного высшего образования: «цифровизация» и профессура // Наука. Культура. Общество. — № 2-3. — 2018. — С. 156-163.

8. Лукин В. В., Дикарев В. А. Профориентация и цифровизация — звенья одной проблемы // Вестник университета (государственный университет управления). — № 8. — 2018. — С. 135-138.

9. Озерина А. А. Исследование содержания профессиональной идентичности студентов бакалавриата // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — № 1 (65). — 2012. — С. 115-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.