Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ '

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
313
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение школьников / онлайн обучение / психологические трудности школьников / копинг-стратегии / совладающее поведение школьников / ситуации совладания школьников с проблемами / вызванными дистанционным онлайн обучением / distance learning at school / online learning / psychological difficulties of students / coping strategies / coping behavior of students / coping situations of students with problems caused by distance learning

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Удачина П.Ю.

Данное исследование посвящено изучению психологических трудностей учащихся средней и старшей школы при дистанционном онлайн обучении и способов совладания с ними. Нами была разработана опросная процедура, при помощи которой были выявлены и описаны специфика психологических трудностей, возникающих при дистанционном обучении; частота возникновения психологических трудностей и степень их сложности для школьников; готовность школьников справляться с ними; особенности эмоциональных реакций школьников на каждый вид трудностей, с которыми приходилось столкнуться. При помощи опросника «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса были определены наиболее выраженные стратегии совладающего поведения школьников в ситуации совладания с проблемами, вызванными дистанционным обучением. В исследовании выявлены и описаны связи между возрастом и психологическими трудностями школьников, а также способами совладания с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Удачина П.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSIKHOLOGICAL DIFFICULTIES OF SCHOOLCHILDREN IN DISTANCE LEARNING

This study is intended to study the psychological difficulties of middle and high school students in distance learning and the ways of coping with them. We developed a questionnaire to identify and describe the peculiarities of psychological difficulties students face in distance learning; the frequency of psychological difficulties and the degree of their complexity for students; the readiness of students to cope with each type of such difficulties; peculiarities of students' emotional reactions to each type of difficulties they had to face. With the use of the R. Lazarus's ‘Methods of coping behavior’ questionnaire, the most common coping strategies in the situation of dealing with distance learning difficulties were identified. The current study identifies and describes the connection between the age and psychological difficulties of students as well as the ways of coping with them.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ »

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Удачина П.Ю. (Краснодар, КубГУ) udachina777@mail.ru

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению психологических трудностей учащихся средней и старшей школы при дистанционном онлайн обучении и способов совладания с ними. Нами была разработана опросная процедура, при помощи которой были выявлены и описаны специфика психологических трудностей, возникающих при дистанционном обучении; частота возникновения психологических трудностей и степень их сложности для школьников; готовность школьников справляться с ними; особенности эмоциональных реакций школьников на каждый вид трудностей, с которыми приходилось столкнуться. При помощи опросника «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса были определены наиболее выраженные стратегии совладающего поведения школьников в ситуации совладания с проблемами, вызванными дистанционным обучением. В исследовании выявлены и описаны связи между возрастом и психологическими трудностями школьников, а также способами совладания с ними.

Ключевые слова: дистанционное обучение школьников, онлайн обучение, психологические трудности школьников, копинг-стратегии, совладающее поведение школьников, ситуации совладания школьников с проблемами, вызванными дистанционным онлайн обучением.

PSIKHOLOGICAL DIFFICULTIES OF SCHOOLCHILDREN

IN DISTANCE LEARNING Udachina P.U. (Krasnodar, KubSU) udachina777@mail.ru

Abstract: This study is intended to study the psychological difficulties of middle and high school students in distance learning and the ways of coping with them. We developed a questionnaire to identify and describe the peculiarities of psychological difficulties students face in distance learning; the frequency of psychological difficulties and the degree of their complexity for students; the readiness of students to cope with each type of such difficulties; peculiarities of students' emotional reactions to each type of difficulties they had to face. With the use of the R. Lazarus's 'Methods of coping behavior' questionnaire, the most common coping strategies in the situation of dealing with distance learning difficulties were identified. The current study identifies and describes the connection between the age and psychological difficulties of students as well as the ways of coping with them.

Keywords: distance learning at school, online learning, psychological difficulties of students, coping strategies, coping behavior of students, coping situations of students with problems caused by distance learning.

Обучение в школе для многих школьников связано с целым рядом трудностей, от успешности преодоления которых зависит их успеваемость, субъективное благополучие и другие важные стороны жизни. Существующие у школьников проблемы на сегодняшний день усугубляются изменениями в системе образования, связанными со стремительным включением в образовательный процесс онлайн технологий и переходом многих форм учебной деятельности в формат онлайн или их совмещением с учебой в привычных условиях.

Проведенный анализ научной психологической литературы по теме исследования показал, что наиболее изучены психолого-педагогические проблемы создания и применения компьютерных обучающих программ (Биккулова, 2009; Кашлев, 2005 и др.); органи-

зация учебной деятельности школьников при осуществлении дистанционного обучения (Андреев, 1999$ Полат,1999; Сластенин, 1997 и др.); особенности использования дистанционного обучения на различных возрастных этапах (Бондарева, 2010; Господарик, 2000 и др.); проблемы взаимодействие учителя и ученика (Белкова, 2011; Рак, 2011 и др.); проблемы совладающего поведения школьников (Журавлев, 2008; Крюкова, 2004 и др). Анализ литературы показал, что психологические трудности школьника, возникающие при дистанционном обучении, и способы их преодоления мало затронуты исследователями психологами.

Все вышеперечисленное определяет потребность научного осмысления психологических трудностей школьника при онлайн обучении.

Цель: исследовать психологические трудности школьника при дистанционном обучении и применяемые способы совладания с ними.

Объект исследования: школьник в ситуации дистанционного онлайн обучения.

Предмет исследования: психологические трудности школьника, возникающие при дистанционном онлайн обучении и способы совладания с ними.

Гипотезы исследования: 1)психологические трудности школьника, возникающие при дистанционном онлайн обучении (специфика психологических трудностей, оценка их психологической сложности, эмоциональное отношение к ним и оценка готовности к их преодолению) различаются в зависимости от возраста (в средней школе и у старшеклассников);

2)возраст школьника связан с выбором копинг-стратегий, реализуемых для совла-дания с возникающими при дистанционном онлайн обучении трудностями.

Методики исследования: авторская анкета «психологические трудности школьника при дистанционном онлайн обучении», созданная для изучения психологических трудностей школьников при дистанционном онлайн обучении; опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, для определения наиболее выраженных стратегий совладаю-щего поведения школьника.

Выборка исследования: 60 школьников (30 учащихся средней и 30 старшеклассников), из них 30 девочек и 30 мальчиков 13-17 лет. Все дети живут в г. Краснодаре и учатся в лицее, снабженном необходимым оборудованием для проведения онлайн занятий.

Результаты исследования. Проведенное исследование позволило установить специфику психологических трудностей школьников, возникающих при дистанционном онлайн обучении в средней и старшей школе. Так, учащиеся средних классов чаще жалуются на трудности с обработкой больших объемов информации, освоением новых технологий и нового программного обеспечения и т.д.; организацией рабочего времени и отдыха (учебный процесс выходит за рамки обычного графика занятий и может растянуться на весь день, возникает ощущение, что обучение занимает все время); трудности установления контакта и получения обратной связи от учителей (используются разные интернет-платформы: WhatsApp, Zoom и т.д., возникает ощущение, что переписка и пересылка выполненных заданий длится непрерывно); необходимо работать с неиспользованным прежде программным обеспечением и т.д.; школьникам не хватает эмоциональной поддержки и заинтересованности, которые есть при живом контакте с учителем; сложно концентрироваться на онлайн-уроке и усваивать материал, который дается в сокращенной форме из-за сокращения времени уроков, долгого подключения к уроку из-за количества учеников в классе и медленной скорости интернета; возникает чувство конкуренции в из-за технического оборудования (телефон, планшет, ноутбук, компьютер) и чувство неполноценности у тех, у кого они недостаточно современны; многие школьники испытывают стеснение из-за видеозаписи урока, присутствия родственников на уроках (не у всех есть возможность уединиться во время урока из-за жилищных условий).

Старшеклассники чаще жалуются на проблемы со здоровьем, связанные с долгим пребыванием за компьютером (головные боли, боли в спине, ухудшение зрения, кровотечение из носа и т.д.); трудности с оформлением домашних заданий в электронной форме;

проблемы с обработкой больших объемов информации для выполнения домашних заданий; увеличение времени на подготовку материала к уроку; увеличение времени на переписку с учителями и отправление выполненных заданий по электронной почте, в чаты и т. д.; ученикам старших классов не хватает контакта с учителем, чтобы уточнить что-то для себя, попросить и взять дополнительные задания и др.; раздражают и мешают учиться проблемы со связью, шумы дома и с улицы, плохой звук, разрывы соединения, и др. факторы; ввиду низкой скорости интернета многие испытывали дискомфорт из-за замедленной передачи изображения и звука: они чувствовали себя глупо, им не нравились свой голос, жесты и т.д., они смущались, видя себя на экране или понимая, что занятие записывается; появлялось чувство тревоги, раздражение и другие отрицательные эмоции, связанные с дистанционным обучением и др.

Все вышеперечисленные проблемы несут для учащихся разную психологическую нагрузку и субъективно оцениваются в зависимости от того, насколько сложным, с психологической точки зрения, кажется школьнику решение этих проблем.

Возраст школьников, имеет прямые корреляции с копинг-стратегиями планомерное разрешение проблем (0,49; р<0,05); принятие ответственности (0,73; р<0,01); самоконтроль (0,57; р<0,05). Таким образом, возраст школьников, опосредует выбор более конструктивных стратегий: старшеклассники прибегают конструктивным способам совлада-ния, они стремятся планомерно подойти к решению возникающих проблем - в средней школе планирование дня и учебной недели, организацию подготовки к учебе, распределение времени обучения, определение времени дополнительных занятий и контроль за выполнением домашнего задания во многом осуществляется при активной помощи родителей; старшеклассники берут ответственность за возникновение актуальных трудностей при онлайн-обучении на себя, лучше управляя своими эмоциями, стремятся снизить их влияние на оценку ситуации и выбор стратегии поведения - в средней школе ответственность за организацию онлайн-учебы ребенка, в основном берут на себя родители.

Полученные результаты подтверждают гипотезы исследования и позволяют говорить о выполнении цели работы.

Результаты эмпирического исследования могут быть полезными школьным психологам и педагогам, их можно использовать для совершенствования организации образовательного процесса, улучшения качества контакта учителя с учениками при дистанционном обучении, а также для оказания психологической помощи школьникам, испытывающим трудности при дистанционном обучении.

Литература

1. Андреев А. А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. М.: Владос, 1999. 227 с.

2. Белкова Е. А. Коммуникативные проблемные ситуации как основа актуализации социально-психологического содержания системы менеджмента качества: автореф. дис. ... канд. психол.наук. Ярославль, 2011. 27 с.

3. Биккулова Г. Р. Методические основы использования электронныхучебных пособий в образовании // Инновации в образовании. 2009. № 7. С. 87-98.

4. Бондарева О. В. Лингвометодические основы дистанционного обучения РКИ на начальном этапе: фонетический аспект: дис. ... канд. пед.наук. М., 2010. 170 с.

5. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. 263 с.

6. Господарик Ю. П. Дистанционное обучение истории и средняя школа // Дистанционное образование. 2000. №5. С.10-17.

7. Кашлев С. С. Технология интерактивного обучения. Минск: Белорусский верасень, 2005. 176 с.

8. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Авантитул, 2004. 304 с.

9. Рак Е. А. Особенности социального взаимодействия преподавателя и обучаемого в процессе дистанционного обучения: дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2011. 228 с.

10. Сластёнин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / Л.С. Подымова, В. А. Сластенин. М.: Магистр, 1997. 308 с.

11. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. Журавлев А. Л., Крюкова Т. Л., Сергиенко Е. А. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2008. 480 с.

12. Удачина П.Ю. Разработка опросной процедуры «Психологические особенности проблемных ситуаций педагогов, возникающих при дистанционном обучении» / П.Ю. Удачина, Д.В. Цветков // Наука XXI века: проблемы, перспективы и актуальные вопросы развития общества:сб. науч. трудов по матер.Междунар.межвуз. весенней науч.-практ.конф. / сост. С.А. Куштанок, Ф.Р. Хагур. 2018. С. 124-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.