Научная статья на тему 'Психологические технологии по урегулированию эмоционального состояния студентов'

Психологические технологии по урегулированию эмоционального состояния студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
299
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / EMOTIONAL TENSENESS / САМОПОЗНАНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / SELF-AWARENESS / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY FORMATION / УЧЕБА В ВУЗЕ / ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА / STRESS OVERCOMING TECHNIQUES / ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СЕССИЯ / SELF-CONSCIENCE / UNIVERSITY STUDIES / EXAMINATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаджиева Айна Ширзад Кызы

В статье рассматриваются вопросы урегулирования эмоционального состояния студентов при помощи особых психологических технологий. Было определено, что процесс формирования личности в вузе связан с физическим и психолого-нравственным становлением специалиста. Неглубокий уровень самопознания, неразвитое самосознание способствуют возрастанию эмоциональной напряженности, особенно в период экзаменационной сессии. Для формирования профессиональных навыков и знаний у будущих специалистов требуется необходимая психолого-педагогическая помощь. Имеет значение работа педагогического коллектива вуза, учебно-материальная база и традиции вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TECHNOLOGIES FOR THE EMOTIONAL STATE STUDENTS

The article reviews the issues of regulation of the emotional well-being of students with the use of specific psychological techniques. It was defined that the process of personality forming in the course of university years is tied to the physical, psychological and spiritual development of the specialist. The superficial level of self-awareness and uncultivated self-conscience contribute to the increase in emotional tenseness, especially during the exams. It is necessary to provide access to psychological and pedagogical assistance to enhance the formation of professional skills and capabilities. University’s personnel, educational background and traditions of the university are very important.

Текст научной работы на тему «Психологические технологии по урегулированию эмоционального состояния студентов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ

©2015

А.Ш. Гаджиева, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии

Сумгаитский государственный университет, Сумгаит (Азербайджан)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы урегулирования эмоционального состояния студентов при помощи особых психологических технологий. Было определено, что процесс формирования личности в вузе связан с физическим и психолого-нравственным становлением специалиста. Неглубокий уровень самопознания, неразвитое самосознание способствуют возрастанию эмоциональной напряженности, особенно в период экзаменационной сессии. Для формирования профессиональных навыков и знаний у будущих специалистов требуется необходимая психолого-педагогическая помощь. Имеет значение работа педагогического коллектива вуза, учебно-материальная база и традиции вуза.

Ключевые слова. Эмоциональная напряженность, самопознание, самосознание, формирование личности, учеба в вузе, технологии преодоления стресса, экзаменационная сессия.

Актуальность проблемы. В основе новых подходов к совершенствованию высшего образования лежит идея личностно-ориентированного обучения; одним из составных элементов данного процесса является создание возможностей для раскрытия потенциальных возможностей позитивной «Я-концепции» каждого студента. Практика осуществления обучения в высшей школе показывает, что в курсах, связанных с психолого-педагогическим циклом, этому вопросу уделяется недостаточное внимание, требованиям, выдвигаемых обществом в отношении уровня подготовки специалистов, противостоят противоречия, возникающие между позитивным самовосприятием, эмоциональной стабильностью, личностным созреванием, уровнем развития самосознания. Указанные противоречия можно преодолеть на основе новых психологических подходов через поиск необходимых педагогических технологий. Основой для выбора темы исследования стала как раз потребность в преодолении данных противоречий.

В современный период, когда на первый план выдвигается человеческий фактор, также необходимой является задача по воспитанию молодого поколения, более конкретно - общественно активной личности, объединяющей в себе духовное богатство и нравственную чистоту, физическое совершенство. И потому, прежде всего, необходимо изучить процесс формирования личности, факторы, влияющие на этот процесс.

Степень изученности проблемы. Исследование вопросов, связанных с эмоциями, имеют многоплановый характер. В частности, большое внимание уделяется сущности эмоций, причинам их формирования, особенностям проявления, воздействию их на психику, и т.д. Особенно следует отметить вклад В.Вундта, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, К.Изарда, А.Н.Леонтьева, В.К.Вилюнаса, Р.Рейковского, У.Кеннона, П.К.Анохина, И.П.Павлова и других исследователей, рассматривавших природу эмоций, условия их формирования и становления, физиологические и нейропсихологические механизмы развития (Выготский Л.С. (1986), Изард К.Э. (2008), и т.д.).

Как следует из научной литературы, личностно-профессиональное развитие рассматривалось в ряде психологических научных направлений. В частности, Л.М.Веккер исследовал интеллектуальные особенности студентов; среди отечественных психологов важные профессиональные качества студентов, обучающихся на различных специальностях, творческие особенности личности, эмоциональные проявления, связанные с возрастными особенностями, изучали А.С.Байрамов, М.А.Гамзаев, А.А.Кадыров, С.М.Меджидова, И.Г.Алиев и др. (Алиев Б., Алиева К., Джаббаров Р. (2011), Гамзаев М.А. (2003), Меджидова С.М. (2008) и т.д.

Имеются также многочисленные исследования эмоциональных и коммуникативных качеств студентов вузов, которые принадлежат В.И.Додонову, И.А.Зимней, В.Кеннону, Е.М.Конозу, Л.Е.Лилиенталю, А.З.Минахмедовой, Н.И.Наенко, О.В.Овчинникову и др.

(Психология эмоций (2000), Зимняя И. А. (2003) и т.д.

Цель и методика исследования. Нами, с учетом актуальности проблемы, были рассмотрены возможности урегулирования проблемы эмоциональных расстройств у студенческой молодежи, носящих временный характер и связанных с родом их деятельности. Эмоциональные расстройства могут проявиться в любом возрасте, причем носят индивидуальный характер. Молодость как возрастной период, имеет свои особенности социализации. Студенческий возраст с точки зрения развития социогенного потенциала является сенситивным периодом. В 17-21 год молодой человек вступает в свой молодежный возраст, этот период считается вторым этапом развития личности. Студент, как молодой человек, при решении ряда вопросов, связанных с интеграцией его в общество, переносит ряд эмоциональных состояний (таких, как волнение, стресс, фрустрация и т.д.). характерными переживаниями для данного периода являются ответственность перед родными и близкими, сомнения в удовлетворении потребности в достижении успеха, страх перед трудностями студенческой жизни, ошибки, совершаемые в вузе, при учебе, неудачи, с которыми он время от времени сталкивается и т.д. Все это требует терпения и последовательного преодоления неудач.

Основная часть. Данные, полученные при исследовании уровня развития потенциала личности студента, дали возможность выявить неглубокий уровень самопознания, неразвитое самосознание. Преобладающая часть студентов не обладают позитивным отношением к себе, достаточной верой в себя, что мешает формированию позитивной «Я-концепции». В таком случае на изменение содержания представлений о себе у студента оказывают влияние особенности развития, возрастные особенности молодежи. Для выявления степени наличия эмоциональных состояний, которые могут оказать влияние на личность студента, мы применили некоторые тесты на основе определенных методик и наблюдения за деятельностью студентов.

Экспериментальное исследование было построено следующим образом: во время подготовки к очередной экзаменационной сессии было изучено эмоциональное состояние студентов, затем в период сдачи экзаменов была проведена повторная диагностика.

Таблица 1 - Итоги тестового анализа «Ситуативные и личностные шкалы тревожности» Б.Спилбергера

Ситуативг ая тревожность Личностная тревожность

курс низкая средняя высокая низкая средняя высокая

1,117 33 45 39 21 38 58

человек

II. 107 27 51 29 23 35 49

человек

III, 96 45 29 22 27 44 25

человек

IV. 66 19 30 17 15 37 14

человек

всего 124 155 107 86 154 146

Как видно из таблицы, у студентов первого и второго курсов наблюдаются высокий уровень личностной тревожности, а студентам третьих и четвертых курсов

присущ среднии уровень личностнои тревожности. Ситуативная или же рекреативная тревожность (хотя и не очень высокая), была выявлена у студентов второго курса.

Во время наблюдения над этими студентами были анализированы субъективные эмоции (напряженность, беспокоиство, озабоченность и нервозность). Все это, выступая, как эмоциональная реакция на стресс, может быть различным по временнои интенсивности и динамичности. Затем были использованы возможности методики Дж.Тейлора для измерения уровня тревожности в период сессии и после экзаменов.

Таблица 2 - Показатели уровня тревожности студентов по методике Дж.Теилора

Уровни тревожности

Курс, тенденцией ср^щшй (с тенденцией Высокий

1(117) 12 16 22 36 31

П{101) 12 13 24 25 27

III (96) 8 11 19 32 26

IV (66) 8 12 27 19

итого: 380 32 48 77 120 103

В период Уровень тревожности студентов

(с тенденцией к QSSSSIÄ (с тенденцией к

I До экзамена 12 (10%) 16 (13.6%) 22 (18.8%) 36(30,7%) 31 (26.5%')

На экзамене 6 (5,1%) 5 (4,2%) 29 (25 %) 42 (36 %) 35 (30%)

II До экзамена 12 (11,8%) 13(12,8%) 24 (23,7%) 25 (24.7%) 27 (26.7%')

На экзамене 7 (6,9%) 4 (3,9%) 23 (22,7%) 33 (32,6%) 34 (33,6%]

III До экзамена. 8 (8.33%) 11 (11,4%) 19 (19,7%) 32(33,3%) 26(27.1%)

На экзамене 6 (6,25%) 10 (10,4%) 25 (26,0%) 28(29,1%) 27 (28,2%]

IV До экзамена 8 (12.1%) 12 (18.8%) 27 (40.9%) 19 (28.7%')

На экзамене 13 (19,6%) 30 (45,4%) 23 (34,8%]

всего До экзамена 32 (8,4%) 48 (12,6%) 77 (20,2%) 120 (31,5%) 103 (27.1%)

На экзамене 19 (5%) 19 (5%) 90£23,6%) 133 (35%) 119 (31.3%)

итоге повышение в период экзаменов эмоционального напряжения оказывает непосредственное влияние на их мотивацию, деятельность, общение, поведение, затрудняя процесс нормального развития личности.

Следующии этап исследования был связан с измерением уровня личностной фрустрации по методике экспресс-диагностики В.В.Бойко. Были получены следующие результаты.

Таблица 4 - Диагностика уровня личностной фрустрации

Курс, человек Уровень ."шчноетной фрустрации

1-117 высокий средний низкий

45.2% 24,7% 29,9%

II - 101 28.7% 37.6% 33.6%

III - 96 45.8% 22.9 31.2%

IV - 66 18.1% 27.2% 54.5%

всего: 380 138 107 135

На всех курсах наблюдается преимущественное развитие высокого уровня тревожности (120 человек). Высокий уровень тревожности - у студентов первого курса. На втором месте находятся студенты третьего курса (32 человека). Вызывают тревогу показатели очень высокого уровня тревожности (см. таблицу). Всего студентов с высоким и очень высоким уровнем тревожности насчитывается 223 человека. Тех же, у кого уровень тревожности низкий и средний - 157 человек.

При сравнении уровня тревожности по обоим методикам получен, можно сказать, почти один и тот же результат: у большинства студентов уровень тревожности достаточно тревожный. Затем нами был определен уровень тревожности студентов во время экзаменов.

Таблица 3 - Показатели уровня тревожности студентов до экзамена и во время экзамена по методике Дж. Тейлора

По таблице можно судить об уровне тревожности студентов как во время экзамена, так и после его. Однако можно проследить, что во время экзаменов уровень тревожности несколько повысился. Это, естественно, связано с ходом подготовки к экзамену и всеми тревогами, которыми живут студенты в этот период.

40

35

Рисунок 1. Корреляция показателей тревожности студентов до экзамена и после экзамена по методике измерения уровня тревожности Дж.Тейлора

На рисунке 1, где изображена схема корреляции, отчетливо видно, что в экзаменационный период у студентов возрос уровень тревожности. В целом же как до экзаменов, так и в период экзаменационной сессии у студентов отмечен высокий уровень активности. В

На I курсе достаточно высокий уровень тревожности - 55 человек (45,2%), на II курсе - 38 человек (37,6%), на III курсе - также высокий уровень фрустрации, а на IV курсе наблюдается тенденция к понижению - 36 человек (54,5%).

В таблице 4 также ясно просматривается тенденция к повышению уровня фрустрации. На втором уровне наблюдаются более низкие показатели. Средний показатель характерен для третьего уровня.

Эти итоги еще раз свидетельствуют о том, что на формирование личности оказывает основательное влияние психоэмоциональное состояние, в том числе и тормозящее. Эти итоги показали результаты, которые охватывают более широкий ареал среды личности, однако они не являются целью исследования, поэтому мы остановимся лишь на диагностированных их видах. Предполагаемое исследование преследовало цель выявить влияние на личность студента эмоциональных состояний и предотвратить их негативные последствия.

Как видно, психоэмоциональное состояние студентов различается как по курсам, так и по личностным показателям и ситуации. Такое положение оказывает влияние на коллективную адаптацию, успехи в обучении. В результате в формировании личности начинают участвовать также и негативные последствия. Это одновременно может проявить себя в их будущей профессиональной деятельности. Именно поэтому мы считаем, что указанная проблема должна четко решаться в вузах.

Проведенная работа позволила нам выяснить психологические условия урегулирования психоэмоционального состояния студентов, обосновать это с теоретической точки зрения и подготовить модель для работы со студентами.

Одним из основных выводов является то, что основной причиной формирования у студентов психоэмоциональных состояний является неуверенность в себе, страх и чувство неполноценности. Если прибавить сюда неблагоприятные педагогические ситуации в учебной среде, негативное влияние социальных сетей, то эмоциональная напряженность станет еще выше.

Нами была запланирована коррекционная работа со студентами. Поскольку она была связана непосредственно с профессиональным образованием, в методику коррекционной программы была введена также и задача по развитию профессиональных качеств и навыков. Работа с моделью, которая будет применена, будет проходить в нескольких направлениях.

Программа урегулирования была реализована в течение года. Для проверки того, насколько упал уровень тревожности у студентов, а также насколько поднялся их уровень самооценки, мы одновременно проводили ретестирование, т.е. повторную диагностику на основе уже апробированных методик.

После выполнения коррекционной программы в развитии «Я» произошли значимые изменения. Это подтверждается анализом данных содержания характеров,

науки

а также ориентациями личностного развития студентов.

Таблица 5 - Итоги исследования самоотношения студентов по методике исследования С.Р. Пантелеева (МИС)

до коррекции после коррекции

Низкие Средние Высокие Низкие Среда Высокие

1. замкнутость 17 31 12 И 32 17

2. самоуверенность 15 34 11 9 32 19

3. саморуководство 23 21 16 13 22 25

4. отраженное самоотношение 34 16 10 22 21 17

5. самоценность 29 19 12 20 16 24

б. самопрннягне 23 23 14 14 16 20

7. самопривязанность 18 24 18 12 22 26

8. внутренняя конфликтность 34 20 6 40 17 3

9. самообвинение 21 20 19 15 35 10

итого 214 208 118 156 213 161

Итоги исследования представлены в следующей таблице:

Как видно из таблицы 5, явно просматриваются различия в данных до коррекционной работы и после нее. Если до коррекционной работы у 60 студентов по девяти шкалам нижний предел значений составлял 214 значений, то после нее их число уменьшилось до 156 значений (разница в 58 значений). И, наоборот, наиболее высокие показатели поднялись еще выше, с отметки в 118 до 161. Эту разницу можно проследить по таблице 2.

Второй пункт исследования дал возможность получить итоги уменьшения уровня тревожности. До экзамена и во время экзамена была проведена коррекционная работа по урегулированию уровня тревожности студентов. После этого полученные данные были анализированы при помощи методики Дж.Тейлора.

Рис. 2. Показатели уровня тревожности после кор-рекционной работа, до экзамена и после экзамена

Из представленного графика видно, что уровень тревожности упал. Если в начале исследования нижний уровень тревожности проявлялся у студентов в виде показателя 8,4%, то к концу его нижний порог тревожности был 27,8%, а близкий к нему - 34,7%, что вместе составляет 62,5%.

Произошли изменения в значении высокого уровня тревожности: высокий уровень составил 31,5%, а близкий к нему - 27,1% (вместе 58%), соответственно значение упало почти на 15 %.

В ходе коррекционной программы мы ставили перед собой задачу уменьшения также уровня агрессии у студентов. В ходе исследования была прослежена интересная закономерность: снятие эмоциональной напряженности способствовало ослаблению агрессивного поведения. Все это было выявлено на основе собеседования со студентами, наблюдения за ними. Вместе с тем мы все-таки по апробированной методике повторно диагностировали студентов с целью проверки.

Выводы и предложения. Если на первом этапе исследования, во время диагностики, итоги составили 52,4%, то после коррекционной работы повторное тестирование показало, что этот показатель упал до 27,3%. Вместе с тем в контрольных группах данный показатель оставался прежним. На рисунке 3 это представлено со всей очевидностью. Таким образом, если в начале исследования уровень фрустрации у каждого из опрошенных был достаточно высоким, то к завершению коррекционной работы наблюдается уменьшение в показателях данного состояния.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 3. Уровень тревожности до коррекции и после

Из исследования стало ясно, что характерная особенность студенческого возраста - деятельность по удовлетворению потребности в достижении успеха. Если в учебной деятельности студентов не будут достигнуты желаемые результаты, то эта деятельность переносится в другие сферы. Они начинают искать другие способы успешного самовыражения и самоутверждения. В противном случае они замыкаются в себе.

В студенческие годы развитие идет как в физическом, так и нравственно-психологическом плане. У студентов формируются знания и развиваются навыки в профессиональной сфере. Самым важным для них в этой сфере является потребность в том, чтобы они были услышаны, их воспринимали, учитывали их мнение, могли учитывать те эмоциональные трудности, с которыми они могут столкнуться. Самым главным для студента является чувствовать свою значимость, общаться с людьми, и в этих отношениях получить необходимый шанс для определения своего места в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. - 318с.

2. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: 1978. -272 с.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2003. - 384с.

4. Изард К.Э. Психология эмоций. М.: Питер, 2008. - 460 с.

5. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. - 343с.

6. Психология эмоций. Под ред. Вилюнаса В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. М.: МГУ, 2000. - 288 с.

7. Алиев Б., Алиева К., Джаббаров Р. Педагогическая психология. Баку: Тахсил, 2011. - 256 с. (на азербайджанском языке)

8. Гамзаев М.А. Основы возрастной и педагогической психологии. Учебное пособие. Баку: Адильоглу, 2003. - 528 с. (на азербайджанском языке)

9. Меджидова С.М. Уличные дети: социологический и психологический портрет. Баку: Психологический центр оперативного исследования. 2003. - 154 с.

PSYCHOLOGICAL TECHNOLOGIES FOR THE EMOTIONAL

STATE STUDENTS

© 2015

A.Sh. Hajiyeva, Senior Lecturer Department of Pedagogy and Psychology

Sumgait State University, Sumgait (Azerbaijan)

Abstract. The article reviews the issues of regulation of the emotional well-being of students with the use of specific psychological techniques. It was defined that the process of personality forming in the course of university years is tied to the physical, psychological and spiritual development of the specialist. The superficial level of self-awareness and uncultivated self-conscience contribute to the increase in emotional tenseness, especially during the exams. It is necessary to provide access to psychological and pedagogical assistance to enhance the formation of professional skills and capabilities. University's personnel, educational background and traditions of the university are very important.

Keywords: emotional tenseness, self-awareness, self-conscience, personality formation, university studies, stress overcoming techniques, examinations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.