Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 102-108. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 11. P. 102-108.
Научная статья
УДК 159.99-057.875
https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.15
Психологические техники организации пространственной среды рабочего места студента Юлия Геннадьевна Панюкова1,2
1 Психологический институт Российской академиии образования, Москва, Россия,[email protected], https://orcid.org/0000-0003-1840-4559 2Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия
Аннотация. В статье представлены результаты исследования взаимодействия субъекта и пространственной среды его повседневной жизни. Обоснована целесообразность обращения к обыденным приемам самопомощи как к психологическому средству регуляции взаимодействия субъекта и пространственной среды повседневной жизни. Выделены теоретические подходы к объяснению психологического содержания данного явления. Проведено эмпирическое исследование обыденных техник самопомощи, связанных с оперированием студентами пространственными отношениями. Среди них были выделены: структурирование и упорядочивание пространственно-предметной среды; смена места, передвижение в пространственной среде и «смотрение» в окно. Определено, что для «включения» в работу для студентов значимы техники, связанные со структурированием и упорядочиванием пространственно-предметной среды; для релаксации - техники, связанные с передвижением в пространственной среде, и «смотрение» в окно. С помощью методики незавершенных предложений выделены единицы смысла, квалифицирующие особенности обыденных техник самопомощи, которые используют студенты.
Ключевые слова: психологические техники, пространственная среда, рабочее место студента, обыденные техники самопомощи, структурирование пространственной среды, перемещение в пространственной среде, «смотрение» в окно, ресурсный потенциал пространственной среды, стрессогенный потенциал пространственной среды
Для цитирования: Панюкова Ю.Г. Психологические техники организации пространственной среды рабочего места студента // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 102-108. https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.15.
Original article
Psychological techniques of organizing the spatial environment of the student's workplace
Yulia G. Panyukova12
''Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1840-4559 2Russian State Agrarian University - Timiryazev Moscow Agricultural Academy, Moscow, Russia
Abstract. The article presents the results of the study of interaction of the subject and spatial environment of his daily life. The expediency of turning to everyday self-help techniques as a psychological means of regulating the interaction of the subject and the spatial environment of everyday life is substantiated. Theoretical approaches to explanation of psychological content of this phenomenon are highlighted. An empirical study of everyday self-help techniques related to the operation of spatial relationships by students has been conducted. Among them were highlighted the following: structuring and ordering of spatial-subject environment; changing places, moving in the spatial environment and "looking" out the window. It is determined that for "inclusion" in the work for students, techniques related to structuring and ordering the spatial-subject environment are important; for relaxation, techniques related to movement in the spatial environment and "looking" out the window are important. Using the method of incomplete sentences, units of meaning are identified that qualify the features of everyday self-help techniques that students use.
Keywords: psychological techniques, spatial environment, students workplace, ordinary self-help techniques, structuring of spatial environment, movement in space, looking out the window, resources potential of spatial environment, stress potential of spatial environment
For citation: Panyukova, Yu.G. (2021) Psychological techniques of organizing the spatial environment of the student's workplace. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (11), 102-108. Available from: doi: 10.24158/spp.2021.11.15 (In Russian).
© Панюкова Ю.Г., 2021
Идея о психологическом анализе пространственных аспектов повседневной среды человека имеет разные теоретико-методологические варианты академической интерпретации. Для современной психологии актуальна проблематика «контекста», который операционализируется исследователями как сложный феномен, имеющий структурно-уровневую организацию и требующий концептуализации и определения базовых единиц его описания. Так, Н.В. Гришина выделяет ситуационный, жизненный и бытийный контексты как отражающие «вариативность возможных форм взаимодействия человека с окружающим миром» (Гришина, 2018: 10).
Необходимо уточнить, что в отечественной психологии достаточно давно оформилось направление исследований, объектом которого стали различные аспекты взаимодействия человека и среды, в том числе и пространственной среды повседневности (Ковалев, 1993; Панов, 2013; Нартова-Бочавер, 2014). В рамках этого исследовательского фокуса предприняты попытки обоснования различных феноменов, определяющих специфику взаимодействия в системе «человек - среда»: «социоэкологическая система» (Г.А. Ковалев); «тип субъект-средовых взаимодействий» (В.И. Панов); «дружественность» среды (С.К. Нартова-Бочавер) и др. Крайне эври-стичным представляется положение о возможности взаимодействия субъекта с жизненной средой, которая может являться как источником стресса, так и ресурсом преодоления эмоционально-психологического напряжения (Нартова-Бочавер, 2019).
Помимо определения базовых единиц анализа, используемых для объяснения различных аспектов субъект-средовых взаимодействий, исследовательский интерес обращается и к разным условиям, которыми форматируется это взаимодействие: жилой, городской среде, пространству профессиональной деятельности, рекреационному ландшафту и др. Пространственная организация образовательной среды активно изучается как фактор, влияющий на субъективное благополучие обучающихся. Актуальность анализа воздействия пространственно-предметной среды на общее и академическое психологическое благополучие обучающихся не подлежит сомнению и аргументирована как отечественными (Исаева, Борисова, 2013; Иванова и др., 2017), так и зарубежными эмпирическими исследованиями (School Spaces for Student Wellbeing and Learning..., 2019).
Традиционно в психологии труда, в эргономике, в организационной психологии уделялось значительное внимание операционализации конструкта «рабочее место» с учетом выделения различных его аспектов: физических, социальных, психологических и др., взаимосвязанных с выполнением профессиональной деятельности субъектом (Кротенко, 2019).
Вариантом эмпирической экспликации взаимодействия субъекта и пространственно-предметной среды рабочего места являются практики обыденных (рутинных) техник самопомощи в офисе (Павлова, Нартова-Бочавер, 2020), где пространственно-предметная среда, с учетом осознанного обращения субъекта к ее ресурсам, вполне может рассматриваться как психологически потенциальная. Предметом анализа нашего исследования стал психологический потенциал пространственно-предметной среды рабочего места студента. Мы предприняли попытку выявить и систематизировать обыденные техники самопомощи, которые используют студенты в учебной деятельности с целью эмпирической валидизации содержания психологического потенциала пространственно-предметной среды своего рабочего места.
В качестве общей гипотезы было сформулировано предположение о том, что особенности взаимодействия субъекта и пространственно-предметной среды рабочего места могут быть репрезентированы в вербальных единицах, позволяющих определить ее стрессогеннный либо ресурсный потенциал для индивида.
В качестве частной гипотезы выступило предположение о том, что среди обыденных техник самопомощи в процессе интеллектуальной деятельности самостоятельное место занимают те, которые связаны с взаимодействием субъекта с пространственно-предметной средой рабочего места, причем для включения в работу (мобилизации), отдыха (релаксации) и необходимости сосредоточиться на работе (концентрация) им используются разные техники самопомощи.
Всего в исследовании приняли участие 69 респондентов - студентов и аспирантов Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А. Тимирязева в возрасте от 18 до 25 лет.
Респондентам была предложена методика «Незаконченные предложения», где были обозначены обыденные техники самопомощи, которые применяют студенты в учебной деятельности. Идея использовать их в качестве методического инструмента возникла после знакомства с исследованием М.В. Павловой и С.К. Нартовой-Бочавер, в котором авторы на примере организации пространства архитектурной мастерской выделили несколько групп рутинных техник самопомощи сотрудников, в частности: техники мобилизации, техники релаксации и др. (Павлова, Нартова-Бочавер, 2020). Опираясь на полученные учеными данные и ставя перед собой цель уточнения вариативности «пространственно»-ориентированных техник, используемых студен-
тами, мы разработали авторский вариант методики незавершенных предложений. Были подготовлены начальные части сложных фраз, продолжение которых респондентами до приобретения ими вида завершенного высказывания позволяло зафиксировать интересующие нас психологические техники, характерные для участников исследования и практикуемые ими в повседневной жизни. Полученные единицы анализа представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Единицы анализа, связанные с рутинными/обыденными техниками самопомощи на рабочем месте_
№ Показатель Единицы анализа
1 2 3
1. Перед тем, как начать работу, я... (техники «включения» в работу) Изучаю источники, собираю информацию, перекусить; составлю план; выделю «опорные точки»; сначала долгое время ничего не делаю, но потом резко начинаю; должна собраться с мыслями; подключу к ноутбуку телефон, заварю чая; наливаю себе литр чая (минимум), ищу сериалы или найду подходящую музыку (привычка работать с «белым шумом»); уберу все лишнее со стола и вокруг, положу на него только то, что мне понадобится; приберусь на столе, потому что после предыдущего рабочего процесса стол остался захламленным; сажусь за стол и мысленно рисую план предстоящей работы; наведу порядок дома, запасусь едой; сначала сделаю все домашние дела, чтобы они меня не нервировали; сделаю все «мелочные дела», подготавливаю рабочее место; включу музыку; сяду за компьютер, возьму лист для заметок; проверю, есть ли интернет; выпью горячего кофе с молоком, возможно, даже с вкусным пончиком; уберу ненужные вещи, сделаю себе подпорку из подушки, подключу ноут к зарядке; покушаю; смотрю в окно; поставлю телефон на режим «без звука»; поставлю чайник и сделаю бутерброд; обязательно свежий воздух; включу на фон фильм или музыку
2. Некоторое время я сосредоточенно работаю, но чувствую, что устал. У меня есть 5 минут, чтобы отдохнуть. Я. (техники релаксации) Зайду в стриминговую платформу, посмотрю стримы; опускаю глаза в телефон; схожу помою посуду, отвлекусь на детей; ложусь, закрываю глаза, стараюсь ни о чем не думать; слушаю музыку; встану пройдусь, посмотрю в окно, что-то перекушу, загляну в соцсети, чтобы быстро разгрузить мозг; выйду на кухню, выпью стакан сока и съем батончик, тем временем проветрю комнату; что-нибудь читаю или смотрю; встану, пройдусь по комнате, выпью чай; ем, пью, поливаю растения; встану, чтобы пройтись и «утрясти мысли»; попью чай, почитаю новости и быстро отвечу на сообщения; заварю чай или какао, отвечу на сообщения, посмотрю новостную ленту; отвлекусь на прослушивание или просмотр того, что у меня включено в качестве фона; выйду подышать свежим воздухом; сделаю зарядку, поиграю с котами; выйду на улицу, или поиграю в игру на телефоне, или покачаю пресс; включу видео, чтобы отвлечься или посижу с закрытыми глазами; сделаю какое-нибудь физическое упражнение; сделаю чашку чая; иду умываться, выхожу на свежий воздух, звоню родителям, пью воду; выйду выкурить сигарету; выпью чай и сделаю гимнастику для глаз; отстраняюсь от работы, выпиваю чашку кофе, собираюсь с мыслями; пью чай, хожу по дому, иногда убираюсь (все, что угодно, лишь бы не учиться); ем и смотрю видео на youtube, попью воды, похожу по комнате; полистаю соцсети; пойду попью чай, после оценю уже проделанный объем работы; выпью чашку чая; пройдусь по квартире или съем что-нибудь небольшое; разомнусь; попью чай зеленый с медом, параллельно зайду в инстаграмм или прочту сообщение подруги и отвечу на него; слушаю музыку; выпью чай с шоколадкой; немного уберу свое рабочее пространство; я похожу по комнате, встряхнусь, выйду подышать; попью чай, полистаю ленту новостей или посмотрю в окно; лягу, расслаблюсь, чтобы освободиться от мыслей; лягу на диван и закрою глаза, глотну воды, подумаю о чем-то приятном; посмотрю короткометражное видео; расслаблюсь с помощью горячего напитка; посмотрю видео; буду гнать прочь мысль об отдыхе и продолжать работать; ложусь на кровать, зарываю глаза, слушаю музыку в наушниках; надену «воротник Шонца» и расслаблюсь; напишу любимой девушке; умоюсь, налью чай и возьму с собой к рабочему месту; сплю; проверю почту, полистаю ленту в Инстагамме; посмотрю в окно, потянусь, разомну глаза; схожу на кухню, съем конфетку или чай попью; использую игрушку антистресс, не очень интересные приложения на телефоне; наливаю чай и листаю соцсеть; смотрю видео в интернете, читаю что-то для меня интересное; встану со стула, похожу немного, буду смотреть в окно, поделаю гимнастические упражнения; пойду курить, посмотрю Тик-ток; похожу по квартире, проветрю помещение, проверю соцсети; возьму телефон или перекушу; схожу на перекур; посижу в телефоне; выпью чая; почитаю новости, сделаю разминку; не прерываюсь, доделываю работу; продолжу работать, пока не закончу; зайду в соцсеть; переключу внимание на смартфон, полистаю ленту новостей, пообщаюсь с знакомыми; выпью чай с чем-то сладким; перекушу чем-то сладким; выхожу на балкон, стою в прострации 2-3 минуты, дышу свежим воздухом; поиграю в игры или посмотрю мемы; отвлекусь на что-то другое, но это будет точно не телефон; проверю соцсеть и могу немного размяться и поесть; посмотрю в окно, ложусь на кровать, даю глазам отдохнуть
Продолжение таблицы 1
1 2 3
3. Нужно снова возвращаться к работе. Чтобы мобилизоваться и «поймать мысль», я... (техники, связанные с мобилизацией и «возвращением к работе») Просмотрю быстро то, что наработал; перечитываю ранее написанное; просто начинаю работать; концентрируюсь или ем что-нибудь сладкое; долго хожу по комнате туда-сюда; напоминаю себе, зачем я это делал; просто начинаю работу; просмотрю краткий план доклада и определю, что уже сделано; некоторое время буду смотреть на проделанную работу; пью чай, изучаю написанный материал, гуглю; сижу и думаю; просто сажусь за свое рабочее место и откладываю телефон; напоминаю себе о скором сроке работы и пытаюсь ввести себя в предстрессовое состояние; выпью еще немного кофе; говорю себе мысленно: «ну что, продолжим»; думаю о результате; делаю зарядку; ищу вдохновение в интернете, смотрю мемы; включаю тихую и спокойную музыку; перехожу в другую комнату, выхожу из соцсети; даю волю мыслям, пока не поймаю нужную; делаю 2-3 щелчка пальцами, чтобы вернуться в рабочий ритм; глотну чая и схожу за котом; ем, включаю яркий свет и вчитываюсь в текст
4. Все-таки процесс подготовки к занятиям требует определенной организации пространства. Хорошо, что у меня есть. («ресурсный» потенциал пространственно-предметной среды рабочего места) Второй монитор у ПК и две крысы, елозящие в клетках. Без них не думается; свободное помещение; возможность просто сесть; руки; компьютер; планер, куда я записываю все свои дела, любовь и способность поддерживать порядок в пространстве, свеча и ароматизатор, погружающие в нужную атмосферу; место, где можно уединенно работать; удобный стул, кресло, ноутбук, светильник, необходимая литература; стол и ноутбук, компьютер с доступом в интернет; рабочий стол, на котором все, что нужно для работы, лежит так, как мне нравится; компьютер с собой; свободное место на столе; свет, стенка, на которую я могу прикрепить нужный материал, свежий воздух, чай-кофе; место, где меня никто не потревожит; ноутбук, чай-кофе, виски, музыка; хорошее освещение, игрушка-антистресс; навык работать в любых условиях; большой рабочий стол; чай и порядок; кофемашина; привычка содержать рабочий стол в чистоте без лишнего; удобный диван и мягкая подушка; место для каждой вещи; мое личное пространство; часы в телефоне, которые способны координировать мою работу; качественное интернет-соединение, компьютер с хорошим процессором и тишина вокруг; моя комната и мой стол; отдельная комната и рабочее место, где меня не беспокоят; своя комната и не жить в общежитии; кружка с чаем и теплое одеяло, чтобы не мерзли ноги; музыка, удобное место, подушечка, ноутбук и быстрый интернет, вкусности для перекуса, теплые и мягкие вещи; мой любимый чай и настольная лампа; стол с едой, удобное кресло, теплый пол
5. И уж точно совсем некомфортно заниматься, если твое рабочее место. («стрессогенные» факторы пространственной среды рабочего места) Завалено мусором, беспорядок; кем-то или чем-то занято, выглядит неуютно; кто-то приходит и висит над душой; грязное, страшное, занято кем-то, шумное, заставленное; рядом с окном, на котором висит кормушка, к которой периодически прилетают синицы, на которых очень хочется отвлечься; в пыли, хламе и не проветрено, а также нет хорошего освещения; доставляет дискомфорт и эстетическую неприязнь; отсутствует вообще; не организовано; занято предметами, которые не относятся к работе; чем-то заставлено; в шумном общежитии; не организовано и тебя постоянно отвлекают; захламлено и доступно для других; разделяет с тобой другой человек; когда у меня на столе беспорядок; когда постоянно приходят сообщения на телефон; не предусматривает кофейник со вкусным кофе; находится в слишком расслабляющей обстановке; устроено некомфортно, не так, как хочешь, слишком пустое, в проходной комнате или в предбаннике; если что-то мешает движению рук, если есть какие-то посторонние звуки, если что-то вокруг устойчиво отвлекает внимание; нет быстрого доступа в интернет; если кто-то дома, мне легче работать, если никто не мешает даже присутствием; завалено грязной посудой, книгами и тем, что мне не нужно для работы; недостаточно просторное; не отгорожено от остального пространства, является заодно и обеденным столом
Все единицы анализа, которые были зафиксированы по методике незавершенных предложений, были разделены на группы по обозначаемым ими обыденным техникам: для «включения» в работу, релаксации, возвращения к работе после перерыва, а также характеризующие стрес-согенный и ресурсный потенциал пространственно-предметной среды рабочего места студента. В выделении этих техник мы опирались на положения исследования М.В. Павловой и С.К. Нар-товой-Бочавер, в котором рассматривались техники «восстановления ресурсов (перезагрузки)» и техники «ловли мыслей (мобилизации, поиска вдохновения)» (Павлова, Нартова-Бочавер, 2020). Для нас также представляла интерес ресурсность пространственной среды рабочего места для студента, в связи с чем мы сформулировали отдельное незавершенное предложение-стимул, призванное выявить особенности организации пространственной среды, значимые для студентов. Стрессогенный потенциал пространственной среды рабочего места анализировался с помощью выявления тех аспектов организации рабочего места, которые негативно оценивались респондентами или рассматривались как нежелательные.
Изучение техник, которые используют студенты для «включения» в работу, позволило нам установить, что оперирование пространственной средой, реализуемое в виде необходимости «навести порядок», «структурировать все», «разобрать все, что осталось от предыдущей работы», по отношению как к рабочему месту, так и ко квартире в целом, является довольно распространенной практикой, используемой студентами в качестве непроизвольной и осознанной техники самопомощи. Среди всех выделенных единиц анализа на нее указывают 18,6 %. Остальные практики, к которым обращаются студенты для «включения» в работу, условно можно разделить на две группы: использование в качестве мобилизующего инструмента видео- и аудиоконтента (просмотр фильмов, слушание музыки, которая достаточно часто рассматривается как фоновое сопровождение выполнения различных заданий) и общение в соцсетях. Отдельно следует сказать о «гастрономическом» сопровождении деятельности (чай, кофе, напитки, еда, «вкусняшки» и др.).
Что касается техник «релаксации», то характер и содержание полученных от респондентов единиц анализа свидетельствуют о приоритетности в этом отношении для студентов некоей двигательной активности, то есть превалируют техники, связанные со сменой местоположения индивида в пространстве, его передвижением по комнате/квартире: «пройдусь по квартире», «выйду на балкон», «посмотрю в окно». На втором месте по значимости и уровню восстановительного воздействия для студентов - техники, связанные с общением в социальных сетях, прослушиванием музыки, просмотром различного видеоконтента (мемы, короткометражные фильмы). Необходимость смены «фокуса взгляда» на выполняемое задание, а также значимость «смотрения» в окно фиксируются как ключевые для организации пространственной среды рабочего места студента особенности. Полученные данные солидарны с выводами многочисленных исследований, в которых также была отмечена важность «вида из окна» и возможности передвигаться в помещении как факторов, влияющих на психологическое благополучие субъекта (Esch et al., 2019; Hoendervanger et al., 2019)
Для повторного «включения в работу» и «ловли мысли» респонденты практически не используют техники, связанные с оперированием пространственно-предметной средой, встречаются лишь единичные случаи фиксации респондентами необходимости двигательной активности: «хожу по комнате туда-сюда», «перехожу в другую комнату». Чаще всего с целью «поймать мысль» респонденты используют техники, направленные на оперирование содержанием анализируемой темы, актуализацию выполненного: «смотрю то, что сделал раньше», «мысленно возвращаюсь к уже написанному» и др.
Таким образом, среди различных обыденных техник, ориентированных на оперирование пространственными отношениями, были выделены: структурирование и упорядочивание пространственно-предметной среды; смена места нахождения, передвижение и «смотрение» в окно. Нами было обнаружено, что для «включения» в работу в большей степени значимы те из них, которые позволяют студенту подготовить рабочее место «под себя», изменить пространственно-предметную среду так, чтобы она своей структурой и организованностью способствовала и упорядоченности мыслей, а значит, и повышению эффективности работы. Техники, состоящие в передвижении субъекта в пространстве и «смотрении» в окно, выступают преимущественными способами релаксации для участников исследования.
Что касается «ресурсных» возможностей организации пространственно-предметной среды рабочего места, то здесь значимы распространенные в ответах респондентов конструкты типа «место, где я могу все сделать, как удобно мне» и «где никто меня не потревожит». Если обращаться к феноменологии экопсихологии, то речь идет о «персонализации среды» и о «контроле» субъекта над средой.
В качестве стрессогенных факторов, делающих работу дискомфортной, респонденты чаще всего называют следующие: «отсутствие своего рабочего места», «если кто-то дома, и его присутствие мешает».
Среди вербальных единиц, полученных от респондентов в виде ответов на стимульные незаконченные предложения и фиксирующих специфику обыденных для студентов техник самопомощи, связанных с оперированием пространственными отношениями в организации рабочего места, были обнаружены те, которые свидетельствуют о наличии в пространственной среде ресурсного и стрессогенного потенциала. Так, к проявлениям ее ресурсности мы отнесли возможность индивида структурировать рабочее пространство по своему усмотрению, подготовить его, как «самому удобно», а также наличие условий, позволяющих студенту регламентировать присутствие других людей в локусе своего рабочего места. Что касается стрессогенного потенциала, то помимо «беспорядка», «захламленности» и «эстетической» непривлекательности значимыми для респондентов ожидаемо оказались такие факторы, как отсутствие возможности организовать среду «для себя» и регламентировать социальные контакты в этой среде. Что касается обыденных техник самопомощи, ориентированных на оперирование респондентами пространственными
отношениями, то как для «включения» в работу, так и для «релаксации» значимыми для студентов являются действия, связанные со структурированием пространственно-предметной окружающей среды, возможностью перемещения, а также такая техника, как «смотрение» в окно.
Результаты проведенного пилотного исследования, а именно данные качественного анализа смысловых единиц, предложенных респондентами, могут быть полезны для организаторов пространственно-предметной среды кампусов высших учебных заведений. Кроме того, они могут представлять интерес и для самих студентов с точки зрения возможности их использования для развития «средовой компетентности» индивидов, связанной с актуализацией психологического потенциала пространственно-предметной среды рабочего места студента с целью оптимизации его субъективного благополучия.
В качестве перспективных направлений исследования феномена обыденных техник самопомощи в повседневной образовательной среде можно обозначить поиск и апробацию различных методических инструментов для получения валидной информации, а также обращение к индивидуально-психологическим коррелятам расположенности субъекта к использованию техник.
Список источников:
Гришина Н.В. Проблема концептуализации контекста в современной психологии // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 10-20. https://doi.org/10.17759/sps.2018090302
Иванова Е.В., Виноградова И.А., Никитаева М.В. Исследование инвариантов восприятия университетской среды участниками образовательного процесса. М., 2017. 112 с.
Исаева Н.В., Борисова Л.В. Сравнительный анализ национальных политик по развитию кампусов исследовательских университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 6 (88). С. 74-87.
Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 13-23.
Кротенко Т.Н. Соотношение понятий «профессия», «специальность», «рабочее место» с позиций профориентологии и эргономики // Эргодизайн. 2019. № 4 (6). С. 162-172. https://doi.org/10.30987/2619-1512-2019-2019-4-162-172
Нартова-Бочавер С.К. Алгоритм изучения и оценки жизненной среды человека // Гуманитарные и естественнонаучные факторы экологических проблем и устойчивого развития. М., 2014. С. 10-11.
Нартова-Бочавер С.К. Жизненная среда как источник стресса и ресурс его преодоления: возвращаясь к психологии повседневности // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 5. С. 15-26. https://doi.org/10.31857/S020595920006072-5
Павлова М.В., Нартова-Бочавер С.К. Рутинные (обыденные) техники самопомощи в офисе: на примере мастерской архитекторов // Организационная психология. 2020. Т. 10, № 3. С. 164-184.
Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 13-27.
Esch van E., Minjock R., Colarelly S., Hirsch S. Office Window Views: View Features Trump Nature in a Predicting Employee Well-Being // Journal of Environmental Psychology. 2019. Vol. 64. Р. 56-64. https://doi.org/10.1016/jJenvp.2019.05.006
Hoendervanger J.G., Yperen N.W.V., Mobach M.P., Albers C.J. Perceived Fit in Activity-Based Work Environments and Its Impact on Satisfaction and Performance // Journal of Environmental Psychology. 2019. Vol. 65. Р. 101339. https://doi.org/10.1016/jjenvp.2019.101339
School Spaces for Student Wellbeing and Learning: Insights from Research and Practice / ed. J. Franz, H. Hughes, J. Willis. Singapore, 2019. 287 p. https://doi.org/10.1007/978-981-13-6092-3
References:
Esch, van E., Minjock, R., Colarelly, S. & Hirsch, S. (2019) Office Window Views: View Features Trump Nature in a Predicting Employee Well-Being. Journal of Environmental Psychology. 64, 56-64. Available from: https://doi.org/10.1016/jjenvp.2019.05.006.
Franz, J., Hughes, H. & Willis, J. (eds) (2019) School Spaces for Student Well-being and Learning: Insights from Research and Practice. Singapore. 287 p. Available from: https://doi.org/10.1007/978-981-13-6092-3.
Grishina, N. V. (2018) The Problem of Conceptualization of Context in Modern Psychology. Sotsial'naya psikhologiya i ob-shchestvo. 9 (3), 10-20. Available from: https://doi.org/10.17759/sps.2018090302 (in Russian).
Hoendervanger, J. G., Yperen, N. W. V., Mobach, M. P. & Albers, C. J. (2019) Perceived Fit in Activity-Based Work Environment and Its Impact on Satisfaction and Performance. Journal of Environmental Psychology. 65, 101339. Available from: https://doi.org/10.1016/jjenvp.2019.101339.
Isaeva, N. V. & Borisova, L. V. (2013) Comparative Analysis of National Policies of Developing Research Universities' Campuses. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. (6 (88)), 74-87 (in Russian).
Ivanova, E. V., Vinogradova, I. A. & Nikitaeva, M. V. (2017) Issledovanie invariantov vospriyatiya universitetskoisredy uchast-nikami obrazovatel'nogo protsessa [Research of Invariants of Perception of University Environment by Participants of Educational Process]. Moscow. 112 p. (in Russian).
Kovalev, G. A. (1993) Psikhicheskoe razvitie rebenka i zhiznennaya sreda [Child's Mental Development and Living Environment]. Voprosy psikhologii. (1), 13-23 (in Russian).
Krotenko, T. N. (2019) The Ratio of the Concepts of Profession, Specialty, Workplace from the Standpoint of Vocational Guidance and Ergonomics. Ergodizain. (4 (6)), 162-172. Available from: https://doi.org/10.30987/2619-1512-2019-2019-4-162-172 (in Russian).
Nartova-Bochaver, S. K. (2014) Algoritm izucheniya i otsenki zhiznennoi sredy cheloveka [Algorithm of Studying and Evaluating the Human Living Environment]. In: Gumanitarnye i estestvennonauchnye faktory ekologicheskikh problem i ustoichivogo razvitiya. Moscow, рр. 10-11 (in Russian).
Nartova-Bochaver, S. K. (2019) Human Environments as a Source of Stress and a Resource to Overcome It: Returning to the Psychology of Everyday Life. Psikhologicheskiizhurnal. 40 (5), 15-26. Available from: https://doi.org/10.31857/S020595920006072-5 (in Russian).
Panov, V. I. (2013) Ekopsikhologicheskie vzaimodeistviya: vidy i tipologiya [Ecopsychological Interactions: Types and Typology]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo. (3), 13-27 (in Russian).
Pavlova M. V. & Nartova-Bochaver, S. K. (2020) Routine Self-help Behaviors of Employees (in Case of Architects' Workshop). Organizatsionnaya psikhologiya. 10 (3), 164-184
Информация об авторе Ю.Г. Панюкова - ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академиии образования, профессор кафедры педагогики и психологии Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=187096.
Information about the author Yu.G. Panyukova - Leading Researcher оf Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Russian State Agrarian University - the Timiryazev Moscow Agricultural Academy, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=187096.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 05.11.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 23.11.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 25.11.2021.