Научная статья на тему 'Психологическое пространство личности в контексте проживания в среде общежития'

Психологическое пространство личности в контексте проживания в среде общежития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
689
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое пространство личности / жилое пространство / жилая студенческая среда / psychological space of personality / living space / inhabit student's environment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — С Ю. Жданова, В С. Краева

Статья посвящена проблеме взаимодействия личности и среды на примере психологического пространства личности студентов, проживающих в общежитии. В результате эмпирического исследования выделены основные характеристики жилой среды, значимые для лиц студенческого возраста. Выявлены общие и специфические представления студентов о среде общежития, родительского дома и собственного жилья. Обозначены особенности психологического пространства личности студентов, проживающих в общежитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SPACE OF PERSONALITY IN THE CONTEXT OF RESIDENCE IN THE STUDENT DORMITORY

The article is devoted to the problem of interaction between personality and environment. The psychological space of personality of students living in the student residence is considered. As a result of empirical research, the main characteristics of description of living place are identified. General and specific features of students’ representations are revealed for such living places as student residence, parents’ home and own housing. The features of psychological space of personality of persons living in a student residence are designated.

Текст научной работы на тему «Психологическое пространство личности в контексте проживания в среде общежития»

УДК 159.922.265

С.Ю. Жданова, В.С. Краева

Пермский государственный национальный

исследовательский университет, Пермь

психологическое пространство личности в контексте проживания в среде общежития

Аннотация. Статья посвящена проблеме взаимодействия личности и среды на примере психологического пространства личности студентов, проживающих в общежитии. В результате эмпирического исследования выделены основные характеристики жилой среды, значимые для лиц студенческого возраста. Выявлены общие и специфические представления студентов о среде общежития, родительского дома и собственного жилья. Обозначены особенности психологического пространства личности студентов, проживающих в общежитии.

Ключевые слова: психологическое пространство личности, жилое пространство, жилая студенческая среда.

S.Y. Zhdanova, V.S. Kraeva

Perm state national research University, Perm

psychological space of personality in the context of residence in the student dormitory

Abstract. The article is devoted to the problem of interaction between personality and environment. The psychological space of personality of students living in the student residence is considered. As a result of empirical research, the main characteristics of description of living place are identified. General and specific features of students' representations are revealed for such living places as student residence, parents' home and own housing. The features of psychological space of personality of persons living in a student residence are designated.

Key words: psychological space of personality, living space, inhabit student's environment.

В контексте проблем психологии личности особый интерес представляет изучение опыта взаимодействия человека с пространственной средой. Данная проблематика затрагивает вопросы проявления личностных особенностей в той или иной ситуационно-обусловленной среде, значение среды в функционировании личности, а также влияние факторов внешнего окружения на благополучие молодежи [8; 9].

Современные исследователи изучают среду проживания как важную детерминанту психологического благополучия и успешной образовательной деятельности [4]. Данная проблема имеет осо-

бую значимость для лиц студенческого возраста, проживающих в общежитии [5].

Общежитие представляет собой специфическую среду существования. Погружение личности в жилую среду общежития связывается с рядом трудностей. Студент переживает смену привычных условий проживания и социального окружения. Он отдален от семьи, вынужден адаптироваться, проявлять навыки пространственной и коммуникативной ориентации, преодолевать конфликтные ситуации [1, с. 6].

В то же время, общежитие является наиболее распространенным способом проживания в период студенчества и является важным этапом в жизни большинства представителей российской молодежи.

Таким образом, современная действительность ставит перед исследователями важную задачу изучения личности в ситуации приспособления к жилой общественной среде и существования в ней. Предметом нашего исследования является психологическое пространство личности студентов, проживающих в общежитии.

С целью изучения психологического пространства личности нами было проведено эмпирическое исследование. Оно проходило на выборке студентов Пермского государственного национального исследовательского университета (средний возраст респондентов - 20,8 лет). В исследовании приняли участие 25 мужчин и 53 женщины, общее количество обследованных - 78 человек. Выборку составили три группы респондентов: лица, проживающие в общежитии (30 человек), лица, проживающие в родительском доме (27 человек), а также лица, проживающие в собственной квартире или комнате отдельно от родителей (21 человек).

Методологическим основанием исследования послужил субъектно-средовой подход к изучению пространства личности С.К. Нартовой-Бочавер (2008), согласно которому личностные проявления рассматриваются во взаимосвязи человека со средой, в контексте вопросов психологического пространства личности.

В ходе исследования были использованы следующие методы и методики. Для изучения представлений о жилой пространственной среде был использован метод свободного описания, авторская методика изучения пространственной среды. Методика была сконструирована на основе подхода С.К. Нартовой-Бочавер (2016), она позволяет получить сведения о представлении пространства среды проживания: общежития, родительского дома и собственного жилья. Также в ходе исследования использовалась авторская анкета для регистрации общих сведений о респонденте и изучении способа проживания. Исследование проводилось в сети Интернет.

Для обработки данных был использован метод качественно-количественного контент-анализа. Были использованы методы математической

статистики, в частности метод Углового преобразования Фишера.

В ходе исследования были получены следующие результаты. На основании текстов респондентов были выявлены общие представления респондентов о жилой пространственной среде вне зависимости от места проживания. Данные представлены в таблице 1.

Как видно из таблицы 1, к наиболее значимой характеристике пространственной среды, имеющей высокий процент встречаемости, относится категория «Интерьер». В большей степени студентами в рамках этой категории описываются предметы мебели, а также цветовое решение интерьера, в меньшей степени - декоративные украшения, бытовая и цифровая электротехника. К числу менее значимых характеристик пространственной среды относятся: функциональная обеспеченность пространства жилой среды, определяющая эргономические параметры и субъективное ощущение комфорта; активная деятельность в пространстве жилья и эмоциональное отношении к среде. Наименее значимой характеристикой жилой среды в представлениях студентов выступает пространственное обозначение элементов дома, к которым относятся такие смысловые категории как «комната», «стена», «угол», «потолок».

В ходе исследования были выявлены значимые различия в использовании характеристик пространственной среды в зависимости от места проживания. Данные представлены в таблице 2.

В описаниях комнаты общежития чаще встречаются смысловые единицы подкатегории «уход, ремонт, обеспечение помещений», в сравнении с описаниями собственного жилья (ф=2,08, р<0,05) и родительского дома (ф=1,61, р=0,05, в тенденции). Возможно предположение, что содержание и полнота данной характеристики обусловлены актуальными для жителей общежития трудностями: дискомфортные условия проживания, ограниченность в средствах поддержания, совершенствова-

ние жилой среды. На это указывают специфичные смысловые единицы - «нет воды», «плохой ремонт», а также пожелания студентов, касающиеся модернизации и изменения пространства («постелить линолеум», «покрасить»).

В описании родного и собственного жилья проявляются иные оттенки и значения ухода за жильем. Если в описании родительского дома упор делается на участие членов семьи в благоустройстве помещений («белили», «клеили»), то в описании собственного жилья важен личный вклад («собственноручно», «перекрасила») и личный уровень компетентности в вопросе эстетического совершенствования жилья («экстерьер», «кирпичная кладка», «дизайн»).

В сравнении с описанием родного дома, в описаниях комнаты общежития чаще встречаются смысловые единицы, относимые к подкатегории «техника» (ф=2,01, р<0,05). Полученный результат мы также связываем с трудностями проживания в общежитии, поскольку он демонстрирует значимость электротехники для студентов. Встречаются смысловые единицы «холодильник», «микровол-новка», отсутствующие в описаниях родительского и собственного жилья. Для проживающих в общежитии этот параметр является недостающим или ограниченным ресурсом.

Подкатегория «деятельность» имеет более значимую выраженность в текстах, представляющих собой репрезентацию среды собственного жилья (ф=4,01, р<0,00) и среды родительского дома (ф=2,18, р<0,05), в отличие от описаний общежития.

Деятельность студентов в пространстве общежитий ограничивается мерами регламента и заведенным распорядком заведения. В большей степени подкатегория «деятельность» выражена в описаниях собственного дома, нежели в описаниях других видов жилья, и связывается с трудовой активностью («рабочая», «работа», «работаю»), физической активностью («для дви-

Таблица 1 - Общие представления студентов о жилой пространственной среде

Категория Подкатегория

Название Процент встречаемости в описаниях жилья Название Процент встречаемости в описаниях жилья

Интерьер 44,1 Мебель 19,3

Цвет 13,2

Декор 8,3

Техника 3,4

Функциональная обеспеченность 23,9 Уход, ремонт и обеспечение помещений 4,9

Функциональные характеристики 19,0

Активность 21,1 Эмоциональное отношение 11,7

Проживающие 4,2

Деятельность 5,1

Пространственные элементы дома 10,8 Элементы пространства 10,8

жения», «тренировка», спорт») и релаксацией («отдых»). В описаниях родительского дома присутствуют смысловые единицы, указывающие на творческую активность («рисование», «стихи», «чтение», «книги»).

В текстах, представляющих собой репрезентацию среды родительского дома, преобладают смысловые единицы подкатегорий «элементы пространства» (ф=1,86, р<0,05). Выявлены качественные особенности в описании пространственных элементов жилья. Смысловые единицы данной категории представлены в текстах о родительском доме в качестве параметров жилья (например: «комната», «гостиная», «в длину», «в ширину», «окно», «угол»). В описаниях общежития подкатегория используется для представления функциональных зон: «кухня», «душевая», «прачечная».

В сравнении с описанием собственного жилья, в описаниях комнаты общежития чаще встречаются смысловые единицы, относимые к подкатегории «функциональные характеристики» (ф=2,18, р<0,05). Как показывают результаты исследования, для проживающих в общежитии оказался значимым ряд параметров жилья: размер, безопасность, температура, шум, освещённость. Для обладателей собственной квартиры в центре внимания предстают лишь размер, просторность и освещенность.

В описаниях общежитий, по сравнению с опи-

саниями собственного жилья, чаще используется подкатегория «Мебель» (ф=1,68, р<0,05), так как позволяет формально описать интерьер жилой среды: «стол», «шкаф», «кровать», «стул» и т. д. Описания собственного жилья с помощью категории мебели не так многочисленны, но включают в себя персонифицированные предметы, т. е. имеющие особую личную значимость и служащие определенным интересам: «турник», «тренажер», «игрушка», «дамский уголок». На это также указывает использование подкатегории «декор» студентами, проживающими в собственной квартире (ф=2,63, р<0,01), в отличие от студентов общежития. Среди описаний собственного жилья выделяются смысловые единицы: «цветы», «картины», «плотные шторы», «ручки под бронзу», «с позолотой», «сувениры», «свечи», «дуб», «цветочный орнамент».

В описаниях среды собственного жилья в значительной степени представлен эмоциональный компонент (ф=2,58, р<0,01), нежели в описаниях общежитий. У проживающих в общежитии присутствующая эмоциональность носит в основном негативный характер, в то время как у проживающих в собственной квартире преобладает позитивное эмоциональное отношение к описываемой среде. Так в текстах, презентующих собственную квартиру, проявляются: самодостаточность, удовольствие от независимости и пребывания в данной среде, ощущение собственности. Студенты,

Таблица 2 - Различия в частоте встречаемости подкатегорий в описаниях жилой среды

Характеристики жилой пространственной среды Процент встречаемости смысловых единиц в подкатегории относительно среды проживания (%) Различия между группами (ф)

Родительский дом Категория Общежитие Родительский дом Собственное жилье Проживающие в общежитии и проживающие с родителями Проживающие в общежитии и проживающие в собственном жилье

Интерьер Мебель 32,9 45,7 21,4 1,68*

Цвет 34,7 42,4 22,9

Декор 20,3 40,5 39,2 -2,63**

Техника 46,7 26,7 26,7 2,02*

Функциональная обеспеченность Уход, ремонт и обеспечение помещений 45,5 36,4 18,2 1,61* 2,08*

Функциональные характеристики 36,5 41,8 21,8 2,18*

Активность Эмоциональное отношение 25,7 33,3 41,0 -2,18* -2,58**

Проживающие 31,6 47,4 21,1

Деятельность 10,9 39,1 50,0 -4 01***

Простанствен-ные элементы дома Элементы пространства 23,7 49,5 26,8 -1,87*

Примечания: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,00.

проживающие в собственной квартире, пишут: «чувствую себя хозяйкой», «привольно», «лучшее место», «защищенный», «на своем месте», «заглядывает солнце», «пение птиц». В текстах об общежитии встречаются негативные высказывания: «ужасные», «грязные», «отвратительные», «угнетает», однако присутствуют и позитивные высказывания: «комфортно», «уютно».

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1 Общие особенности в представлении жилой пространственной среды у студентов характеризуются предпочтением характеристик интерьера. Перечисление мебели предстает как наиболее стандартный и формальный способ презентации среды.

2 Психологическое пространство личности по-разному проявляется у студентов в зависимости от места проживания. Существуют специфические особенности в представлении разных видов жилых пространственных сред. Личность студента, проживающего в общежитии, ориентирована на удовлетворение базовых потребностей в безопасности, комфорте, доступности средств поддержания жизнедеятельности. Проживание в общежитии представляет собой нахождение в среде, ограниченной в удовлетворении жизненных потребностей и доступности некоторых ресурсов. Среда общежития ограничивает ощущение свободы и подавляет деятельность студентов. Территория проживания в общежитии менее персонифицирована, сложнее происходит процесс идентификации с зоной проживания и предметами пользования. Для студентов, проживающих в общежитии, наиболее значимым предстает вопрос обслуживания жилого пространства и ремонта помещений, а также проблема ограниченности хозяйственного оснащения жилых зон.

3 Пространственная среда собственного и родительского дома обеспечивает удовлетворение базовых потребностей, способствует саморазвитию, самореализации личности, активизирует разные виды активности. В пространстве собственного жилья реализуется трудовая и рабочая активность, в пространстве родительского дома -творческая. Возможность включения в процесс ухода и ремонта среды проживания, реализация творческой активности и привнесение себя в территориальное пространство жилья являют собой особую ценность, важную для личности студента. Для студентов, проживающих с родителями или на собственной территории, тема ухода за жильем и обеспечением важна, но связывается с совместной деятельностью членов семьи или самореализацией. Среда собственного и родительского дома воспринимается студентами как ресурсная, связывается с проявлением положительных эмоций.

Список литературы

1 Баева И. А. Психологическая безопасность студен-

тов, проживающих в общежитии: проблемы и ресурсы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2015. - № 174. - С. 36-44.

2 Васина Е. А. Ценностные ориентации как фактор коммуникативного благополучия студенческой молодежи // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2014. - № 4. - С. 66-77.

3 Дом как жизненная среда человека: психологическое исследование / отв. ред. С. К. Нартова-Бочавер. - Москва : Памятники исторической мысли. - 2016. - 220 с.

4 Корюкина И. П., Кулеш Т. А., Зуева Т. В., Арбузова Т. П. Гигиеническая оценка условий проживания иностранных студентов в общежитии Пермского государственного медицинского университета //Пермский медицинский журнал. -2018. - № 2. - С. 68-74.

5 Любин А. В. Воспитательная работа в студенческом общежитии // История и педагогика естествознания. -2017. - № 1. - С. 44-46.

6 Мягченко Г. Ю. Феномен культуры повседневности студенческого общежития : автореф. дис.... канд. филос. наук. - Тамбов, 2006. - C. 11-13.

7 Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 400 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

8 Baumert A, Schmitt M., Perugini M., Johnson W, Blum G., Borkenau P., Costantini G, Denissen J.J.A., Fleeson W, Grafton B, Jayawickreme E, Kurzius E, Macleod C, MillerL.C., Read S.J., Roberts B., Robinson M.D., Wood D, Wrzus C. Integrating Personality Structure, Personality Process, and Personality Development // European Journal of Personality, Eur. J. Pers. 31. -2017. - P. 503-528.

9 Rauthmann J.F., Gallardo-Pujol D., Guillaume E.M., Todd E., Sherman R.A., Ziegler M., Jones A.B., FunderD.C. The Situational Eight DIAMONDS: A Taxonomy of Major Dimensions of Situation Characteristics // Journal of Personality and Social Psychology. -- 2014, Vol. 107, No.4. - P. 677-718.

References

1 Baeva I. Psychological safety of students living in the hostel: problems and resources //proceedings of the Russian state pedagogical University. A. I. Herzen. - 2015, № 174. -P. 36-44.

2 Vasina E. A. Valuable orientations as the factor of communicative well-being of the student youth // Vestnik of Leningrad state University them. Of A. S. Pushkin. - 2014, №4. -Pp. 66-77.

3 The house as a life environment of man: psychological research /Ed. ed. S. K. Nartova-Bochaver. M.: Monuments of historical thought. - 2016. - 220 C.

4 Koryukina I. P., kolesh T. A., Zueva T. V., Arbuzova T. P. 1) Hygienic assessment of living conditions of foreign students in the dormitory of Perm state medical University //Perm medical journal. - 2018, №2. - P.68-74.

5 Lubin A.V. Educational work in the student hostel / / History and pedagogy of natural Sciences. 2017. No. 1. - P. 44-46.

6 Phenomenon of culture of everyday life of the student hostel: autoref. dis. ... kand. philos. sciences'. - Tambov, 2006. - 11-13.

7 Nartova-Bochaver S. K. man sovereign: psychological study of the subject in his being. - SPb.: Peter, 2008. - 400 e.: Il. -(Series "tutorial").

8 Baumert A, Schmitt M., Perugini M., Johnson W., Blum G., Borkenau P., Costantini G., Denissen J.J.A., Fleeson W., Grafton B., Jayawickreme E., Kurzius E., Macleod C., Miller L.C., Read

S.J., Roberts B., Robinson M.D., Wood D., Wrzus C. Integrating Personality Structure, Personality Process, and Personality Development // European Journal of Personality, Eur. J. Pers. 31. -2017. - P. 503-528.

9 Rauthmann J.F., Gallardo-Pujol D., Guillaume E.M., Todd E., Sherman R.A., Ziegler M., Jones A.B., Funder D.C. The Situational Eight DIAMONDS: A Taxonomy of Major Dimensions of Situation Characteristics // Journal of Personality and Social Psychology. - 2014, Vol. 107, No.4. - P. 677-718.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.