Научная статья на тему 'Психологические составляющие взаимодействия с несовершеннолетним при допросе'

Психологические составляющие взаимодействия с несовершеннолетним при допросе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1144
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ДОПРОС / ПРАВОМЕРНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СТАДИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васкэ Е. В.

Рассматриваются вопросы осуществления системно-структурированного процесса психологического взаимодействия следователя с несовершеннолетним при допросе. Раскрыты уровни психологического взаимодействия (процессуальный, ролевой, субъект-субъектный). Показана целесообразность осуществления взаимодействия при допросе несовершеннолетнего по двум стадиям (оценки индивидуальности и учета индивидуальности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васкэ Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL COMPONENTS OF INTERACTION WITH A MINOR DURING INTERROGATION

The article examines the implementation of a systematically structured process of psychological interaction between an investigator and a minor during interrogation. The levels of psychological interaction (procedural, role, subject-to-subject) are identified. We show the expediency of interaction during the interrogation of a minor at two stages (assessing the minor's individuality and taking into account the individual's features).

Текст научной работы на тему «Психологические составляющие взаимодействия с несовершеннолетним при допросе»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (2), с. 43-46

43

УДК 343.95

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПРИ ДОПРОСЕ

© 2014 г. Е.В. Васкэ

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]

Поступила в редакцию 2.10.2014

Рассматриваются вопросы осуществления системно-структурированного процесса психологического взаимодействия следователя с несовершеннолетним при допросе. Раскрыты уровни психологического взаимодействия (процессуальный, ролевой, субъект-субъектный). Показана целесообразность осуществления взаимодействия при допросе несовершеннолетнего по двум стадиям (оценки индивидуальности и учета индивидуальности).

Ключевые слова: несовершеннолетний, допрос, правомерное психологические воздействие, уровни взаимодействия, стадии взаимодействия, индивидуальность.

Допрос как способ собирания, проверки, оценки и использования доказательств является наиболее сложным следственным действием, имеющим приоритетное значение. Допрос как любой процесс межличностного взаимодействия неповторим, его течение обусловлено рядом внешних и внутренних факторов, вследствие чего юрист должен реализовывать весь свой творческий потенциал для достижения поставленной профессионально важной цели. При подготовке к допросу следователю необходимо исходить из осознания того, что личность каждого допрашиваемого, независимо от возраста, пола, уровня интеллектуального и личностного развития, является, своего рода, уникальной.

Несовершеннолетние - особые субъекты правовых отношений, в связи с чем проведение допросов несовершеннолетних традиционно сопряжено с различного рода трудностями как процессуального, так и психологического порядка. В связи с этим и односторонние действия следователя, направленные на соблюдение лишь процессуальной стороны допроса без учета индивидуальных характеристик личности подростка, могут способствовать легкому возникновению у него протестных реакций и негативно окрашенных эмоциональных переживаний, создавая существенные или непреодолимые коммуникативные препятствия в получении полных и правдивых показаний при допросе.

Поскольку достижение профессионально важных целей допроса сопряжено с определенными трудностями, связанными, с одной стороны, с возрастными особенностями подростков

как участников коммуникативного процесса, а с другой - с их процессуальным положением как особых субъектов правовых отношений, профессиональное общение юриста с несовершеннолетними приобретает характер ролевого. В этом случае юрист как участник коммуникации выступает носителем специфической социальной роли и, выполняя заданные функции, лишается спонтанности своего поведения, обусловленного, в том числе, и его личностными особенностями.

При этом нельзя забывать и о том, что допрос как отдельное следственное действие пронизывают процессуальные нормы на всем его протяжении, наделяя юриста функцией управления общением и исключая партнерские отношения следователя с несовершеннолетним. Вместе с тем, являясь сложным коммуникативным процессом, допрос предполагает установление двусторонних связей между его участниками как субъектами общения, определяющихся решением поставленной задачи в условиях совместной деятельности.

Как показывает практика внедрения методики психологического взаимодействия следователя с несовершеннолетним при допросе в практику расследования преступлений, совершенных несовершеннолетним и в отношении несовершеннолетних [1], достижение профессионально важных целей допроса несовершеннолетних субъектов уголовного процесса будет оптимальным в ходе осуществления психологического взаимодействия следователя с несовершеннолетним допрашиваемым в форме процессуально организованного, системно-структу-

44

Е.В. Васкэ

рированного по трем уровням и методически оснащенного юридико-психологическим инструментарием (тактика допроса, стратегии правомерного психологического воздействия, техники убеждающего воздействия) коммуникативного процесса. При этом функциональные уровни находятся в непрерывной и динамичной взаимосвязи: процессуальный задает рамки взаимодействия, внутри которых разворачиваются ролевой и субъект-субъектный.

Процессуальный уровень выполняет функцию законодательной регламентации данного следственного действия, осуществляемую через тактику допроса при строгом соблюдении процессуальных процедур его проведения (ст. 48, п. 2 ч. 1 ст. 51, 187, 189-191, 425, 426 УПК РФ). Выбор юристом тактики проведения данного следственного действия обусловлен предметом, целями и задачами допроса; процессуальным положением несовершеннолетнего; его индивидуальными характеристиками; избранной позицией самого допрашиваемого и других обязательных (возможных) участников допроса; наличием и качеством информационной и доказательной базы, имеющейся в распоряжении следователя.

Психологическое взаимодействие с несовершеннолетним на ролевом уровне обеспечивается принятием юристом определенной ролевой позиции при антиципации тенденции к изменению когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента допрашиваемого. Поскольку ролевой уровень взаимодействия выполняет функцию синхронизации, регуляция действий юриста осуществляется через стратегии правомерного психологического воздействия (дистантную, отражения, опережения, подстройки), направленные на формирование у несовершеннолетнего установки содействия следствию. Правильно избранная стратегия психологического воздействия способствует укреплению взаимосвязи с подростком - установлению с ним функциональных отношений в искусственно созданных условиях (ситуации допроса) [2, с. 258-259].

Поскольку нормативная позиция юриста изначально наделяет его функцией управления общением, взаимодействие с несовершеннолетним как особым субъектом уголовного процесса априори исключает установление партнерских отношений, в том числе и в бесконфликтной ситуации допроса. В то же время грамотно организованное воздействие ролевой позиции юриста способствует достижению аттракции как формирования межличностных отношений с преобладанием эмоционально-оценочного

компонента, позволяя свести до минимума когнитивные и эмоциональные препятствия в ходе взаимодействия с несовершеннолетним. В этой связи признание несовершеннолетним авторитета юриста как личности, а не только его власти как законодательно закрепленных полномочий, обуславливает значимость ролевого уровня психологического взаимодействия. При этом внутренняя и внешняя позиции юриста при реализации стратегии психологического воздействия могут не совпадать, поэтому ее выбор обусловлен индивидуальностью несовершеннолетнего и особенностями конкретной ситуации допроса, связанной с избранной им позицией .

Субъект-субъектный уровень отражает психологические закономерности осуществления коммуникативного процесса, определяющиеся синтезом информационно-коммуникативной, регуляционно-коммуникативной и аффективно-коммуникативной функциями общения, выражающимися в формировании передачи-приема информации, способствующими осуществлению эффективного процесса убеждения несовершеннолетнего допрашиваемого. Прямой или опосредованный процесс убеждения осуществляется через оказание регуляционных воздействий на все составляющие деятельности несовершеннолетнего при использовании техник убеждающего воздействия, формирующих развитие у него определенных эмоциональных состояний, способствующих изменению (укреплению) поведенческого реагирования подростка в части содействия следствию [3] .

Поскольку действующий Закон не устанавливает стадии процессуального общения (ст. 189 УПК РФ), полагаем, что четкое дробление процедуры допроса на этапы его проведения именно с несовершеннолетними субъектами уголовного процесса не всегда оправдывает себя. Так, фиксация результатов допроса лишь на заключительном этапе его проведения может повлечь за собой подмену высказываний несовершеннолетнего, а следовательно, нарушить требования ч. 2 ст. 190 УПК РФ. Высказывания несовершеннолетних (в особенности, малолетних потерпевших) в ходе допроса может отличать отрывочность или расплывчатость, они могут даваться не всегда в плане поставленных вопросов и с использованием сленговых выражений, которые юрист не всегда способен удержать в памяти до заключительного этапа -фиксации показаний. В этой связи, очевидно, что дословная, без искажений фиксация высказываний несовершеннолетнего в протоколе допроса необходима и с точки зрения дальнейшей

Психологические составляющие взаимодействия с несовершеннолетним при допросе

45

интерпретации показаний допрашиваемого су-дебно-следственными органами. Таким образом, фиксировать характерные обороты речи и наиболее информационно значимые высказывания несовершеннолетнего следователю необходимо по ходу всего допроса, а не только на его заключительном этапе.

Участие в допросе несовершеннолетнего защитника и (или) его законного представителя в определенных случаях может существенно осложнить процесс взаимодействия следователя с подростком. Так, поведение недобросовестного защитника (законного представителя), направленное на противодействие следствию в части установления истины по уголовному делу, может выражаться в вербальной и невербальной подсказке ответов несовершеннолетнему, требовании немедленных консультаций с подзащитным, постановке ему провокационных вопросов, попытках дезорганизовать деятельность следователя некорректными репликами в адрес допрашиваемого. В таких случаях отвод вопросов, несущих в себе внушающее воздействие на психику несовершеннолетнего и пресечение дезорганизующих коммуникативный процесс действий защитника, в соответствии с ч. 2 ст. 53 УПК РФ требует обязательной их фиксации в протоколе допроса также непосредственно после предъявления.

Поскольку процесс взаимодействия с несовершеннолетним начинается с периода первоначальных коммуникаций, нередко выражающихся и в нежелании подростка вступать в продуктивный контакт, полагаем, что этапы свободного рассказа, постановки вопросов, устранения противоречий и т.д. могут неоднократно чередоваться, сменяя друг друга, в зависимости от особенностей конкретной ситуации, связанной с индивидуальными характеристиками допрашиваемого и избранной им позицией на допросе. В связи с тем, что к периоду проведения первого допроса несовершеннолетнего его индивидуальность окончательно не определена следователем, психологическое взаимодействие с подростком целесообразно осуществлять последовательно на двух стадиях.

Задачами стадии оценки индивидуальности являются: 1) определение индивидуальности несовершеннолетнего с установлением психологической мотивации его поведения в юридически значимых ситуациях; 2) прогнозирование

осуществления процесса убеждения, исходя из оценки индивидуальности несовершеннолетнего, избранной им позиции и поведения других участников данного следственного действия; 3) установление психологического контакта с несовершеннолетним допрашиваемым.

Поскольку установление психологического контакта не тождественно получению правдивых показаний, стадия учета индивидуальности следует после умышленного слома юристом ситуации «здесь и теперь», независимо от ее результативности, посредством осуществления перерыва в допросе. Основной задачей данной стадии является осуществление действенного процесса убеждения, направленного на получение полных и правдивых показаний от несовершеннолетнего через формирование у него установки содействия следствию. Промежуточные задачи обусловлены процессуальным положением несовершеннолетнего, а их реализация зависит от индивидуальности подростка и конкретной ситуации допроса.

Примечание

1. В этой связи, ситуации допроса мы подразделяем на: 1) бесконфликтные, когда несовершеннолетний не противодействует следствию и дает правдивые показания; 2) конфликтные с жестким противодействием, когда несовершеннолетний отказывается от дачи показаний, либо дает ложные сведения, открыто демонстрируя уверенность в своей полной или относительной безнаказанности; 3) конфликтные со скрытым противодействием, когда несовершеннолетний дает ложные сведения, активно пытаясь манипулировать юристом.

Список литературы

1. Васкэ Е.В. Методика психологического взаимодействия следователя с несовершеннолетним при допросе: Практическое пособие. Н. Новгород: СУ СК РФ по Нижегородской области, 2013. С. 82.

2. Васкэ Е.В. Стратегии психологического воздействия в ходе проведения допроса: теоретический и прикладной аспекты // Приволжский научный журнал. 2010. № 1 (13). С. 256-263.

3. Васкэ Е.В. Методологические основы психологии взаимодействия работников следственных органов с несовершеннолетними допрашиваемыми // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. www.psyedu.ru/files/articles

46

E.B. BacKB

PSYCHOLOGICAL COMPONENTS OF INTERACTION WITH A MINOR DURING INTERROGATION

E. V. Vaske

The article examines the implementation of a systematically structured process of psychological interaction between an investigator and a minor during interrogation. The levels of psychological interaction (procedural, role, subject-to-subject) are identified. We show the expediency of interaction during the interrogation of a minor at two stages (assessing the minor's individuality and taking into account the individual's features).

Keywords: minor, interrogation, lawful psychological influence, levels of interaction, stages of interaction, individuality.

References

1. Vaskje E.V. Metodika psihologicheskogo vzai-modejstvija sledovatelja s nesovershennolet-nim pri doprose: Prakticheskoe posobie. N. Novgorod: SU SK RF po Nizhegorodskoj oblasti, 2013. S. 82.

2. Vaskje E.V. Strategii psihologicheskogo vozdejstvija v hode provedenija doprosa: teoreti-

cheskij i prikladnoj aspekty // Privolzhskij nauch-nyj zhurnal. 2010. № 1 (13). S. 256-263.

3. Vaskje E.V. Metodologicheskie osnovy psihologii vzaimodejstvija rabotnikov sled-stvennyh organov s nesovershennoletnimi do-prashivaemymi // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2012. № 2. www.psyedu.ru/files/ articles

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.