Ван Цишэнь
Магистр,
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Психологические противоречия в художественном творчестве Пабло Пикассо
Проблематика психологических аспектов художественного творчества остается актуальной проблемой психологии искусства. Психологические аспекты восприятия произведений художественного творчества многослойны, поскольку в одном произведении искусства может быть сконцентрировано множество идей, явлений, событий окружающего мира, которые зачастую обладают неоднозначной психологической трактовкой и противоречиями. Поэтому психологическая сложность и противоречивость произведений искусства связаны с наличием данных качеств в художественных произведениях великих художников прошлого и современности.
Научного анализа заслуживают психологические противоречия в художественном творчестве испанского художника Пабло Пикассо, произведения которого вобрали в себя целую гамму различных художественных жанров - неоклассицизма, фовизма, кубизма, черты сюрреализма и символизма. Творчество П. Пикассо связано с эпохой модернизма, основным направлением в западноевропейской культуре ХХ века, признаками которого является разрыв с предшествующей художественной традицией, склонность к схематической форме, непрерывность обновления художественных форм [2]. Психологические противоречия и внутренние конфликты гениальной личности П. Пикассо нашли свое воплощение в многослойности и противоречивости его художественного языка.
Психологические аспекты динамики внутренней жизни художника можно проследить в образах его художественных произведений на разных этапах жизненного пути. В начале творческого пути психологические противоречия П. Пикассо воплощены в художественных образах, выполненных в стиле импрессионизма - «нищие, странствующие актеры, завсегдатаи кабачков, изображенные с преувеличенно изломанными острыми контурами и удлиненными пропорциями, истощенными
лицами и костлявыми руками, печальными, невидящими глазами» [4], демонстрирующие социальные противоречия той эпохи.
Мировоззренческий кризис той эпохи привел к тому, что образ мира в сознании людей стал распадаться на части, что было отражено в кубизме, ставшем художественным феноменом, отразившим кризис нового мировоззрения. Кубизм отражает «ломку некогда устойчивого мировоззрения человечества; с другой стороны, выказывает его стремление к универсальным основам, первоформам, которые должны даровать по крайней мере иллюзию стабильности» [1, с. 35]. Психологические противоречия, внутренние конфликты бессознательных и сознательных устремлений П. Пикассо нашли свое отражение в автопортретах художника. Уже первые автопортреты художника с конца XIX начала XX века демонстрируют сложность и многоплановость его личности. Первые автопортреты художника отличаются более высокой реалистичностью по сравнению с последующими образами. Графический автопортрет (1990) показывает «девятнадцатилетнего юношу с тонкими, аристократичными чертами лица и огромными глазами, всматривающегося куда-то в непостижимую зрителю глубину...молодой мастер требовательно всматривается в глубины своего внутреннего мира, будто готовый встретиться лицом к лицу со всеми его нелицеприятными сторонам» [1, с. 36]. Другой автопортрет «Я, Пикассо» (1901) отличают яркие национальные испанские черты, что демонстрирует процессы национальной идентификации и поиск собственной персоны.
Трагизм жизненных событий художника, связанный с потерей близкого друга К. Касагемаса, был воплощен в художественных произведениях так называемого меланхоличного «голубого периода», когда художественные образы были выполнены в сине-зеленой гамме - «Любительницы абсента» (1901), «Жизнь» (1903), «Старик нищий с мальчиком» (1903). Ощущение одиночества безысходности, потери и разочарований, которые переживал автор, отражены в этих художественных произведениях, демонстрирующих внутреннее смятение автора [4]. Таким же меланхолическим духом проникнут и автопортрет данного периода жизни автора, на котором изображен «бледный молодой человек, по горло закутанный в синий плащ, с болезненными грустными глазами» [1, с. 36].
Иной психологизм художника нашел свое отражение на другом жизненном этапе, так называемом «розовом периоде» творчества художника, который был связан с переживаем любви к новой музе В. Ба-
то-Лавуар (1904-1906). Безысходность и трагизм сменились радостной палитрой художественных образов этого периода. В этот же период у художника возник интерес к африканским маскам, отражающий как процесс поиска собственной персоны, так и направленность к архети-пическим образам и магическому сознанию. В этот период появился «Автопортрет с палитрой» (1906), на котором собственное лицо художника изображено как застывшая маска. П. Пикассо воспринимал маску как протест против мира, как психологическую защиту от угрожающего мира, указывая на то, что «я тоже против всего. Я тоже считаю, что всё вокруг неизвестно, что всё вокруг - враг!» [3, с. 177]. Дальнейшая динамика внутренних противоречий художника демонстрируют его встречу с архетипом тени, несущей угрозу стабильности личности. Уже в автопортрете 1907 года в образе П. Пикассо проявлен страх, который «в поздний период его творчества вырастет до ужасающего безумия, что особенно видно на автопортретах 1972 года» [1, с. 36-37].
Психологические противоречия П. Пикассо нашли свое отражение в женских образах, воплощенных в его художественных произведениях. Рассматривая женские образы художника как проекцию его «аниме», то есть с позиции юнгианской психологии женской бессознательной части личности, следует отметить их противоречивость и неоднозначность. Если женский образ в «Портрете Ольги в кресле» (1917) выполнен в традициях неоклассицизма, проникнут печалью и углубленностью, то более поздние портреты другой спутницы Марии-Терезы Уолтер «Девушка перед зеркалом» (1932) выполнены в сюрреалистическом стиле и проникнуты неприкрытой чувственностью. Наиболее неприглядные качества «анимы» личности художника отражены в портретах возлюбленной Доры Маар, образ которой предстаёт «в искажённых пропорциях, неестественно выпученными глазами, в нескольких ракурсах сразу. Она похожа не столько на целостный образ, сколько на несовместимые куски мозаики из глаз, ртов и рук из разных наборов» [1, с. 38].
Некоторые художественные произведения автора - «Минотавр» (1933), «Минотавр и мертвая лошадь» (1953), «Король Минотавров» (1958) и другие, демонстрируют процессы идентификации с образом Минотавра, что характерно для этапов зрелого и позднего творчества. Минотавр отражает целостность личности, интеграцию инстинктивного и рационального начал в человеческой психике [1]. Образ Минотавра демонстрирует разрешение внутренних психологических проти-
воречий художника и достижение личностной целостности.
Таким образом, психологические противоречия в художественном творчестве Пабло Пикассо на разных этапах его творческого пути воплощены в образах его художественных произведений, демонстрирующих трагизм и драматизм его внутренней жизни к достижению целостности.
Список литературы:
1. Бойко О.А. Символы индивидуации в искусстве XX в. на примере творчества П. Пикассо // Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2017. № 26. С. 33-42.
2. Рид Г. Краткая история современной живописи. - Москва: Искусство-XXI век, 2006. 320 с.
3. Стайн М. Трансформация: проявление самости. - М.: Когито-Центр, 2007. 224 с.
4. Творчество П. Пикассо: проблема эволюции художественного языка // Искусствоед.ру - сетевой ресурс об искусстве и культуре: [сайт]. 2020. // URL: https://iskusstvoed.ru/2020/10/31/tvorchestvo-p-pikasso-problema-jevoljucii-hudozhestvennogo-jazyka
Bibliography
1. Boyko O.A. Symbols of individuation in the art of the XX century on the example of P. Picasso's creativity // Bulletin of Tomsk State University of Cultural Studies and Art History. 2017. № 26. P. 33-42.
2. Reed G. A Brief history of modern painting. - Moscow: Art-XXI century, 2006. 320 p.
3. Stein M. Transformation: manifestation of the self. - M.: Kogito-Center, 2007. 224 p.
4. P. Picasso's creativity: the problem of the evolution of artistic language. // Art-eater. <url> - online resource about art and culture: [website]. 2020. // URL: https://iskusstvoed.ru/2020/10/31/tvorchestvo-p-pikasso-problema-jevoljucii-hudozhestvennogo-jazyka