Научная статья на тему 'Психологические противоречия в художественном творчестве Пабло Пикассо'

Психологические противоречия в художественном творчестве Пабло Пикассо Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
143
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественное творчество / Пабло Пикассо / психологические противоречия / импрессионизм / кубизм / художественные образы / artistic creativity / Pablo Picasso / psychological contradictions / impressionism / cubism / artistic images

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ван Цишэнь

Статья посвящена проблеме психологических противоречий в художественном творчестве Пабло Пикассо. Показана психологическая сложность и противоречивость художественного творчества Пабло Пикассо. Произведения художника вобрали в себя многообразие художественных жанров неоклассицизма, фовизма, кубизма, черты сюрреализма и символизма. Психологические противоречия внутренней жизни художника отражены в разнообразных художественных образах, которые отличаются на разных этапах жизненного пути. Проведен анализ автопортретов художника и женских образов как демонстрация психологических противоречий его внутренней жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological contradictions in artistic creativity Pablo Picasso

The article is devoted to the problem of psychological contradictions in the artistic work of Pablo Picasso. The psychological complexity and inconsistency of the artistic creativity of Pablo Picasso is shown. The artist’s works have absorbed a variety of artistic genres of neoclassicism, fauvism, cubism, surrealism and symbolism. The psychological contradictions of the artist’s inner life are reflected in a variety of artistic images that differ at different stages of his life. The analysis of the artist’s self-portraits and female images is carried out as a demonstration of the psychological contradictions of his inner life.

Текст научной работы на тему «Психологические противоречия в художественном творчестве Пабло Пикассо»

Ван Цишэнь

Магистр,

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Психологические противоречия в художественном творчестве Пабло Пикассо

Проблематика психологических аспектов художественного творчества остается актуальной проблемой психологии искусства. Психологические аспекты восприятия произведений художественного творчества многослойны, поскольку в одном произведении искусства может быть сконцентрировано множество идей, явлений, событий окружающего мира, которые зачастую обладают неоднозначной психологической трактовкой и противоречиями. Поэтому психологическая сложность и противоречивость произведений искусства связаны с наличием данных качеств в художественных произведениях великих художников прошлого и современности.

Научного анализа заслуживают психологические противоречия в художественном творчестве испанского художника Пабло Пикассо, произведения которого вобрали в себя целую гамму различных художественных жанров - неоклассицизма, фовизма, кубизма, черты сюрреализма и символизма. Творчество П. Пикассо связано с эпохой модернизма, основным направлением в западноевропейской культуре ХХ века, признаками которого является разрыв с предшествующей художественной традицией, склонность к схематической форме, непрерывность обновления художественных форм [2]. Психологические противоречия и внутренние конфликты гениальной личности П. Пикассо нашли свое воплощение в многослойности и противоречивости его художественного языка.

Психологические аспекты динамики внутренней жизни художника можно проследить в образах его художественных произведений на разных этапах жизненного пути. В начале творческого пути психологические противоречия П. Пикассо воплощены в художественных образах, выполненных в стиле импрессионизма - «нищие, странствующие актеры, завсегдатаи кабачков, изображенные с преувеличенно изломанными острыми контурами и удлиненными пропорциями, истощенными

лицами и костлявыми руками, печальными, невидящими глазами» [4], демонстрирующие социальные противоречия той эпохи.

Мировоззренческий кризис той эпохи привел к тому, что образ мира в сознании людей стал распадаться на части, что было отражено в кубизме, ставшем художественным феноменом, отразившим кризис нового мировоззрения. Кубизм отражает «ломку некогда устойчивого мировоззрения человечества; с другой стороны, выказывает его стремление к универсальным основам, первоформам, которые должны даровать по крайней мере иллюзию стабильности» [1, с. 35]. Психологические противоречия, внутренние конфликты бессознательных и сознательных устремлений П. Пикассо нашли свое отражение в автопортретах художника. Уже первые автопортреты художника с конца XIX начала XX века демонстрируют сложность и многоплановость его личности. Первые автопортреты художника отличаются более высокой реалистичностью по сравнению с последующими образами. Графический автопортрет (1990) показывает «девятнадцатилетнего юношу с тонкими, аристократичными чертами лица и огромными глазами, всматривающегося куда-то в непостижимую зрителю глубину...молодой мастер требовательно всматривается в глубины своего внутреннего мира, будто готовый встретиться лицом к лицу со всеми его нелицеприятными сторонам» [1, с. 36]. Другой автопортрет «Я, Пикассо» (1901) отличают яркие национальные испанские черты, что демонстрирует процессы национальной идентификации и поиск собственной персоны.

Трагизм жизненных событий художника, связанный с потерей близкого друга К. Касагемаса, был воплощен в художественных произведениях так называемого меланхоличного «голубого периода», когда художественные образы были выполнены в сине-зеленой гамме - «Любительницы абсента» (1901), «Жизнь» (1903), «Старик нищий с мальчиком» (1903). Ощущение одиночества безысходности, потери и разочарований, которые переживал автор, отражены в этих художественных произведениях, демонстрирующих внутреннее смятение автора [4]. Таким же меланхолическим духом проникнут и автопортрет данного периода жизни автора, на котором изображен «бледный молодой человек, по горло закутанный в синий плащ, с болезненными грустными глазами» [1, с. 36].

Иной психологизм художника нашел свое отражение на другом жизненном этапе, так называемом «розовом периоде» творчества художника, который был связан с переживаем любви к новой музе В. Ба-

то-Лавуар (1904-1906). Безысходность и трагизм сменились радостной палитрой художественных образов этого периода. В этот же период у художника возник интерес к африканским маскам, отражающий как процесс поиска собственной персоны, так и направленность к архети-пическим образам и магическому сознанию. В этот период появился «Автопортрет с палитрой» (1906), на котором собственное лицо художника изображено как застывшая маска. П. Пикассо воспринимал маску как протест против мира, как психологическую защиту от угрожающего мира, указывая на то, что «я тоже против всего. Я тоже считаю, что всё вокруг неизвестно, что всё вокруг - враг!» [3, с. 177]. Дальнейшая динамика внутренних противоречий художника демонстрируют его встречу с архетипом тени, несущей угрозу стабильности личности. Уже в автопортрете 1907 года в образе П. Пикассо проявлен страх, который «в поздний период его творчества вырастет до ужасающего безумия, что особенно видно на автопортретах 1972 года» [1, с. 36-37].

Психологические противоречия П. Пикассо нашли свое отражение в женских образах, воплощенных в его художественных произведениях. Рассматривая женские образы художника как проекцию его «аниме», то есть с позиции юнгианской психологии женской бессознательной части личности, следует отметить их противоречивость и неоднозначность. Если женский образ в «Портрете Ольги в кресле» (1917) выполнен в традициях неоклассицизма, проникнут печалью и углубленностью, то более поздние портреты другой спутницы Марии-Терезы Уолтер «Девушка перед зеркалом» (1932) выполнены в сюрреалистическом стиле и проникнуты неприкрытой чувственностью. Наиболее неприглядные качества «анимы» личности художника отражены в портретах возлюбленной Доры Маар, образ которой предстаёт «в искажённых пропорциях, неестественно выпученными глазами, в нескольких ракурсах сразу. Она похожа не столько на целостный образ, сколько на несовместимые куски мозаики из глаз, ртов и рук из разных наборов» [1, с. 38].

Некоторые художественные произведения автора - «Минотавр» (1933), «Минотавр и мертвая лошадь» (1953), «Король Минотавров» (1958) и другие, демонстрируют процессы идентификации с образом Минотавра, что характерно для этапов зрелого и позднего творчества. Минотавр отражает целостность личности, интеграцию инстинктивного и рационального начал в человеческой психике [1]. Образ Минотавра демонстрирует разрешение внутренних психологических проти-

воречий художника и достижение личностной целостности.

Таким образом, психологические противоречия в художественном творчестве Пабло Пикассо на разных этапах его творческого пути воплощены в образах его художественных произведений, демонстрирующих трагизм и драматизм его внутренней жизни к достижению целостности.

Список литературы:

1. Бойко О.А. Символы индивидуации в искусстве XX в. на примере творчества П. Пикассо // Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2017. № 26. С. 33-42.

2. Рид Г. Краткая история современной живописи. - Москва: Искусство-XXI век, 2006. 320 с.

3. Стайн М. Трансформация: проявление самости. - М.: Когито-Центр, 2007. 224 с.

4. Творчество П. Пикассо: проблема эволюции художественного языка // Искусствоед.ру - сетевой ресурс об искусстве и культуре: [сайт]. 2020. // URL: https://iskusstvoed.ru/2020/10/31/tvorchestvo-p-pikasso-problema-jevoljucii-hudozhestvennogo-jazyka

Bibliography

1. Boyko O.A. Symbols of individuation in the art of the XX century on the example of P. Picasso's creativity // Bulletin of Tomsk State University of Cultural Studies and Art History. 2017. № 26. P. 33-42.

2. Reed G. A Brief history of modern painting. - Moscow: Art-XXI century, 2006. 320 p.

3. Stein M. Transformation: manifestation of the self. - M.: Kogito-Center, 2007. 224 p.

4. P. Picasso's creativity: the problem of the evolution of artistic language. // Art-eater. <url> - online resource about art and culture: [website]. 2020. // URL: https://iskusstvoed.ru/2020/10/31/tvorchestvo-p-pikasso-problema-jevoljucii-hudozhestvennogo-jazyka

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.