Научная статья на тему 'ЧАСТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ КАК ОСНОВА ПУБЛИЧНЫХ МУЗЕЕВ ПИКАССО: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА И ПРЕЗЕНТАЦИИ, ИНТЕНЦИИ И РЕАЛЬНОСТЬ'

ЧАСТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ КАК ОСНОВА ПУБЛИЧНЫХ МУЗЕЕВ ПИКАССО: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА И ПРЕЗЕНТАЦИИ, ИНТЕНЦИИ И РЕАЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
81
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕИ ПИКАССО В БАРСЕЛОНЕ / МАЛАГЕ / ПАРИЖЕ / БУАЖЕЛУ / ЛЮЦЕРНЕ / БУИТРАГО-ДЕЛЬ-ЛОСОЙЯ / САБАРТЕС / БЕРНАР ПИКАССО / АРИАС / ЗИГФРИД И АНЖЕЛА РОЗЕНГАРДЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Геташвили Нина Викторовна

В статье анализируется история создания некоторых публичных музеев Пикассо, возникших на основе частных собраний. Рассматриваются личностные мотивы и социальные условия, сопутствующие замыслам и реализации проектов. Анналы Музея Пикассо в Барселоне включают не только дары - результаты долгой дружбы Пикассо и Жауме Сабартеса, передавшего муниципалитету Барселоны личную коллекцию работ художника, - но и драматический контекст, связанный с его гражданским статусом персоны non grata на родине и с латентным противостоянием каталонцев центральной власти. Кроме того, на примере музеев Пикассо актуализируется проблема адаптации произведений модернизма, «инсталлированных» в исторические здания. Организаторы некоторых перечисленных в статье музеев сталкивались с необходимостью реконструкции, в процессе которой надлежало, с одной стороны, сохранить памятник архитектуры, с другой - учесть осуществление музейных функций. Создание Национального музея Пикассо в Париже, двух музеев художника в Малаге сопровождалось необходимостью урегулирования налогового законодательства. Имение Буажелу, ныне в собственности внука художника и его супруги, Бернара и Амины Пикассо, представляет пример частного владения, открытого общественности. Небольшой музей в Буитраго-дель-Лосойя, созданный на основе собрания бывшего парикмахера художника Еухенио Ариаса, и солидный Музей Пикассо в Люцерне, основанный благодаря Фонду «Розенгардов», популярность которого позволила городу укрепить свой туристический и культурный статус, как и другие музейные институции, связанные с именем самого значимого художника ХХ века, подтверждают неизбывный интерес к его творчеству уже наших современников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIVATE COLLECTIONS AS THE CORE OF PICASSO ART MUSEUMS: THE PROBLEM OF SELECTION AND EXPOSITION, INTENTIONS AND REALITY

The article reviews the history of several Picasso public museums, which have been based around private art collections. It examines the personal motivations and social conditions that accompanied the conception and realization of the projects. The records of Museu Picasso in Barcelona contain evidence highlighting Picasso’s lasting close friendship with Jaume Sabartés, who donated his private collection to the museum. These documents reveal the dramatic context surrounding Picasso’s citizenship, his persona non grata status, as well as the latent Catalan opposition to state authority. In addition, the article utilizes the case of Picasso museums to highlight and discuss a series of problematic issues related to adapting the modernist artworks, which have been installed within historic buildings and cultural heritage sites. All the museums mentioned in the article were faced with the necessity of renovation, which called for preserving the architectural heritage, while also taking into account the implementation of museum functions. The establishment of Picasso museums in Paris and Malaga has led to reviews and adjustments in the local tax legislation. Château de Boisgeloup, which used to belong to Picasso, is currently owned by Bernard and Amina Picasso, the artist’s grandson and his wife. It is an example of cultural heritage registered as private property and still being open to the public. The small museum in Buitrago del Lozoya based on the private collection of Eugenio Arias, who used to be Picasso’s hairdresser, significant Picasso Museum in Lucerne, which has been formed in collaboration with the Rosengart Foundation, with its exceptional popularity among the visitors that was a crucial factor in attaining the high tourist and cultural status for the city, as well as other institutions connected to one of the key artist of the 20th century, confirm the undiminished contemporary interest in his work.

Текст научной работы на тему «ЧАСТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ КАК ОСНОВА ПУБЛИЧНЫХ МУЗЕЕВ ПИКАССО: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА И ПРЕЗЕНТАЦИИ, ИНТЕНЦИИ И РЕАЛЬНОСТЬ»

Художественная культура № 2 2021

Изобразительное искусство

УДК 7.75 ББК 79.1, 85.103

DOI: 10.51678/2226-0072-2021-2-88-103

Геташвили Нина Викторовна

Кандидат искусствоведения, профессор, декан факультета искусствоведения, заведующая кафедрой всеобщей истории искусства, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова; почетный член РАХ, заслуженный работник высшей школы РФ ORCID Ю: 0003-0113-3203 ninagallery@yandex.ru

Ключевые слова: Музеи Пикассо в Барселоне, Малаге, Париже, Буажелу, Люцерне, Буитраго-дель-Лосойя, Сабартес, Бернар Пикассо, Ариас, Зигфрид и Анжела Розенгарды.

Геташвили Нина Викторовна

Частные коллекции как основа публичных музеев Пикассо: проблема выбора и презентации, интенции и реальность

В статье анализируется история создания некоторых публичных музеев Пикассо, возникших на основе частных собраний. Рассматриваются личностные мотивы и социальные условия, сопутствующие замыслам и реализации проектов. Анналы Музея Пикассо в Барселоне включают не только дары — результаты долгой дружбы Пикассо и Жауме Сабартеса, передавшего муниципалитету Барселоны личную коллекцию работ художника, — но и драматический контекст, связанный с его гражданским статусом персоны non grata на родине и с латентным противостоянием каталонцев центральной власти. Кроме того, на примере музеев Пикассо актуализируется проблема адаптации произведений модернизма, «инсталлированных» в исторические здания.

Getashvili Nina V.

PhD in Art History, Professor, Dean of the Art History Faculty Head of the General History of Arts Department, Ilya Glazunov Russian Academy of Painting, Sculpture and Architecture; Honorary Member of the Russian Academy of Arts, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation ORCID ID: 0003-0113-3203 ninagallery@yandex.ru

Keywords: Picasso Museums in Barcelona, Malaga, Château de Boisgeloup, Lucerne, Buitrago del Lozoya, Sabartés, Bernard Picasso, Arias, Siegfried and Angela Rosengart.

Getashvili Nina V.

Private Collections as the Core of Picasso Art Museums: The Problem of Selection and Exposition, Intentions and Reality

The article reviews the history of several Picasso public museums, which have been based around private art collections. It examines the personal motivations and social conditions that accompanied the conception and realization of the projects. The records of Museu Picasso in Barcelona contain evidence highlighting Picasso's lasting close friendship with Jaume Sabartés, who donated his private collection to the museum. These documents reveal the dramatic context surrounding Picasso's citizenship, his persona non grata status, as well as the latent Catalan opposition to state authority. In addition, the article utilizes the case of Picasso museums to highlight and discuss a series of problematic issues related to adapting the modernist artworks, which have been installed within historic buildings and cultural heritage sites.

Статья написана на основе доклада, прочитанного на международной научной конференции «Из истории собирательства: меценаты, коллекционеры, основатели музеев» в РАХ (2021).

Многим известны факты: Пикассо — самый знаменитый художник ХХ века, по сути, олицетворение художественного новаторства радикального прошлого столетия; самый плодотворный мастер, самый экспонируемый и пока еще самый дорогой художник по ежегодным рейтингам аукционных продаж и т. д. В мире около семидесяти солидных коллекций его произведений, государственных и частных. Некоторые из последних — публичные. Есть и те, которые обладают музейным статусом.

Большинство из существующих сегодня музеев Пикассо рождалось на основе частных коллекций. Примеры, приведенные ниже, позволяют уяснить механизм создания таковых, понять личностные мотивы и социальные условия, сопутствующие этим процессам.

Первым стал, на сегодняшний день крупнейший, Музей Пикассо в Барселоне (El Museu Picasso de Barcelona), основу фондов которого заложил Жауме Сабартес(1), передавший городу свою личную коллекцию. Представляется важным, что даритель — многолетний сотрудник, секретарь художника, — был каталонцем, патриотом родного края. Да и Пикассо всегда испытывал чувство благодарности к Барселоне, городу, где прошла его творческая юность, куда к семье и друзьям он возвращался из Парижа, до той поры, пока власть в Испании не перешла к франкистам. После поражения республиканцев, в правительстве которых он занимал пост директора музея Прадо, граница Испании была для него закрыта. Художник до конца своей жизни был верен демократической идее и находился в оппозиции к политическому режиму, царившему на его родине.

Тем парадоксальней представляется прецедент создания в Барселоне музея при жизни художника (!) в пору правления героя его графической серии-памфлета «Мечты и ложь генерала Франко».

Можно с уверенностью предположить, что особую роль сыграло латентное, но настойчивое стремление каталонцев утвердить имя

(1) Жауме Франсиско Обач Мария Ороми Сабартес и Гуаль (Jaime (Haime, Jaume) Francisco

Obach Maria Oromi Sabartes i Gual, 1BB1-196B). Отметим, что Сабартес был кузеном Жоана Миро.

Частные коллекции как основа публичных музеев Пикассо: проблема выбора и презентации, интенции и реальность

мастера, своим существованием воплотившего протест против, мягко говоря, нелюбимого ими режима «кастильцев». Режима, жестоко подавлявшего любые попытки проявления каталонской самостоятельности. Таким образом, создание в столице Каталонии музея Пикассо превращалось в политический акт. Но именно поэтому долгое время музей именовался «Собрание Сабартеса».

Однако существовало и обстоятельство, которое обсуждалось публично. Речь идет о необходимости сохранения разрушающегося старинного квартала, связанного с «местами Пикассо» и с уходящей в века историей города, района Рибера (el barri de la Ribera).

Дружба Сабартеса с Пикассо зародилась в Барселоне в 1899 году®. Обоим было по 18 лет. В этом же году Пикассо напишет первый живописный портрет молодого поэта. Их будет с десяток на протяжении жизни, в том числе и тот «Портрет поэта Хайме Сабартеса», раннего голубого периода, созданный в 1901 году в Париже, который сегодня находится в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина. На эскизе афиши артистической и литературной таверны-кабаре «Четыре кота» («Els Quatre Gats»)(3), сделанном Пикассо в 1902 году (второй вариант), среди персонажей легко различим и портрет друга. Так что, действительно, Сабартес был прямым свидетелем творческой юности гения и участником общих художественных затей.

Долгое время (1904-1935), с небольшими перерывами, Сабартес пребывал за пределами Европы (Гватемала, Уругвай, Нью-Йорк) и вернулся сюда навсегда, приняв предложение Пикассо стать его личным секретарем (secretari particular), позицию которого он занимал до самой своей кончины в 1968 году. «Доверенным лицом и официальным хранителем легенды» назвал его Н. Мейлер [3, с. 47].

(2) Знакомство состоялось в мастерской близкого родственника Жауме скульптора Жо-зепа Кардоны Итурро, который делил ее с Пикассо. Сабартес вспоминал: «Это был мой первый визит в его студию на Эскудудиттер Бланк. Был полдень. Меня ослепило то, что я увидел на листах бумаги и в альбомах для набросков. Пикассо... своим настойчивым взглядом усиливал мое смущение. Когда я встал перед ним, чтобы попрощаться, я готов был поклониться ему, потрясенный мощью, которая исходила от его существа, и удивительным могуществом волшебника, так щедро раздающего свои дары» [3, с. 18].

(3) Именно здесь в 1900 году состоялась первая персональная выставка 18-летнего П. Ру-иса Пикассо.

Сабартес был, если можно так сказать, гуманитарием широкого профиля — поэтом, писателем, публицистом, художником, скульпто-ром(4). А значит, понимающим и сочувствующим собеседником и товарищем. И хотя вряд ли все годы совместного сотрудничества можно назвать идиллическими(5), несомненной и неоценимой заслугой Са-бартеса являлась не только его ежедневная помощь в ведении деловой документации, учет и составление первых каталогов произведений, авторство документальных записей бесед с Пикассо, фиксация событий жизни друга, создание книг («Пикассо и его произведения», 1935; «Пикассо. Портреты и воспоминания», 1946, на французском — 1953; «Иконографические документы», 1954), но и передача принадлежащих ему 600 работ Пикассо(6) в городской совет Барселоны (разумеется, с согласия и, возможно, по инициативе самого мастера).

В год 50-летия музея, в 2013-м, была организована выставка документальных свидетельств его происхождении. Вспоминаются приезды Пикассо в Каталонию до эмиграции, его дары городу (живописный «Арлекин» 1917 года после персональной здесь выставки 1919-го Художественному музею Барселоны, офорт «Минотаврома-хия» Музею современного искусства в 1935-м), две персональные выставки 1912 года и 1936-го. Столица Каталонии гордится, что девять лет, проведенные здесь малагасийцем, были временем его творческого становления и первого взлета, а добрые отношения с кругом барселонских интеллектуалов сохранялись десятилетиями. К слову, в постоянной экспозиции демонстрируются портретные изображения многих из них работы Пикассо (М. Палларес, Ж. Видаль Вентоса, братья Фернандес де Сото, С. Юниер-Видаль М. Хуге, К. Касаджемас и др.).

В 1955 году после посещения в Барселоне масштабной совместной выставки произведений художников, творчески связанных с Катало-

(4) Скульптуре Сабартес учился с 1901 года в той же барселонской школе искусств и ремесел Лотжа, учебу в которой Пикассо оставил раньше.

(5) Ф. Жило передает реплику Пикассо по поводу ворчания Сабартеса: «Какое чудо непонятливости... В жизни ты бросаешь мяч. Надеешься, что он ударит о стену, отскочит, и ты сможешь бросить его снова. И думаешь, что этой стеной будут друзья. Так вот, они почти никогда не представляют собой стены. Они напоминают собой старые, развешенные для просушки простыни, и мяч, ударяясь о них, падает. Почти никогда не отскакивает». [2, с. 35].

(6) Пикассо регулярно дарил Сабартесу копии своих гравюр. Более того, продолжал с посвятительными Сабартесу надписями дарить их своему музею.

Частные коллекции как основа публичных музеев Пикассо: проблема выбора и презентации, интенции и реальность

нией (Пикассо, Угу, Торрес-Гарсия, Гаргальо), в рамках III Биеннале испано-американского искусства Сабартес пригласил к своему другу во Францию группу его почитателей, упрочив старые и установив новые связи.

Особую роль в организации музея членов семей галеристов Гаспар (йаБраг) и издателя Гили (Gili)^ все же следует выделить. Персональная выставка 1960 года в галерее Гаспаров снискала феноменальный успех у барселонцев, что глубоко взволновало автора произведений.

За короткое время Пикассо принял заочное участие в благотворительных аукционах, выставках, создал эскизы к граффити на фасадном фризе здания Коллегии архитектуры Каталонии. Когда утвердилась идея Музея Пикассо, муниципалитет предложил несколько вариантов его размещения, и в 1960 году Сабартес избрал дворец Беренгер д'Агилар(8) на улице Каррер-де-Монкада, дом 15, здание которого требовало дорогостоящей реставрации(9). После ее осуществления^01 9 марта 1963 года музей (без афиширования центральным властям!) открылся(11). Лишь в 2005 году он приобрел статус общенациональной институции.

С самого же начала фонды новой музейно-выставочной организации «Собрание Сабартеса» (Colección Sabartés)(12) расширялись за счет поступлений из Национального музея Каталонии, от частных лиц, в том числе и Сальвадора Дали. В дальнейшем коллекция регулярно пополнялась, и сегодня в ее составе более 3500 произведений живописи, графики, скульптуры, тысячи единиц документальных

(7) Речь идет о галеристах Жоане и Микеле Гаспар и их женах Эльвире Варрерас и Эне Альба.

(8) Здание, основу которого составляет постройка XIII века, было выкуплено городом в 1953 году.

(9) Решение муниципалитета 27 июня 1960 года. Договор дарения коллекции городу подписан 25 апреля 1962 года.

(10) История реконструкции полна авантюрных перипетий, связанных с уже упомянутыми обстоятельствами франкистского режима, перерасходом муниципальных средств в связи с обнаружением исторических фрагментов (фресок, архитектурных деталей), требовавших особо тщательной реставрации, и т. д. Однако усилия мэра Жозепа Марии де Персиолеса, юриста Раймона Ногера, искусствоведа и художественного критика, директора Музея искусств Барселоны Жоана Айно де Ласарте и других энтузиастов увенчались успехом.

(11) Первым директором стал Жоан Айно де Ласарте.

(12) Сабартес скончался 13 февраля 1968 года в Париже. После его кончины Пикассо продолжал отправлять в Барселону оттиски своей графики с надписью «Для Сабартеса».

листов. И очень значимую часть музейных фондов составляют ранние работы мастера не только из собрания Сабартеса, но и те, которые сам Пикассо передал (через посредников) после кончины своей сестры Лолы(13), проживавшей в Барселоне.

Первоначальная планировка экспозиции, размещения произведений в интерьере, осуществлялась под тщательным контролем самого Пикассо, который, не имея возможности приехать в Барселону, сделал деревянный макет здания, ставший для него инструментом визуализации выставочного пространства. Торжественное открытие обновленной коллекции после перепланировки соседнего дворца барона Кастельет (Palau del Baró de Castellet, также XIII века, реконструированного в XVIII веке), в котором разместили переданную в музей семейную коллекцию ранних работ, было запланировано на 18 декабря 1970 года. Однако накануне «инаугурации» художник, узнав о новом витке политических репрессий в Испании, потребовал отозвать приглашения у почетных гостей, занимавших государственные должности.

Пикассо так и не увидел свой музей, который до сих пор ежегодно привлекает сотни тысяч посетителей. Сегодня он значится по адресу Кайе Монткада, 15-23, так как, кроме перечисленных выше, ему принадлежат соседние здания: Дворец Мека (XIV-XVII века), дом Маури (Casa Mauri, XVIII век; с 1999 года — часть Музея Пикассо), дворец Финестрес. Научно-исследовательский центр музея разместился в современном, специально для этого выстроенном здании. В 2018 году Музей Пикассо в Барселоне провел большую выставку, посвященную дружбе его создателя с художником: «700 писем Пикассо и Сабартеса: история дружбы, юмора и секса» [8].

В связи с Музеем Пикассо в Барселоне рождается вопрос музео-логического толка: насколько совместимо модернистское искусство с исторической средой? По сути, музей «Коллекция Сабартеса» встал в ряд уже известных, хотя и редких прецедентов^4*. И в который раз

(13) Документ о передаче работ, хранившихся в семейном доме и отобранных по фотографиям, сделанным племянником П. Пикассо Хавьером Вилато Руисом, подписан 23 февраля 1970 года в Мужене («в память о моем незабываемом друге Жауме Сабарте-се»).

(14) Одним из таких примеров назовем Музей Пикассо в замке Гримальди. А далее — и другие, вплоть до замка Вовенарг, на сезанновской территории которого находится могила художника.

Частные коллекции как основа публичных музеев Пикассо: проблема выбора и презентации, интенции и реальность

подтвердил, что результаты художественных поисков авангардистов вполне «держат» старые стены.

Сам Пикассо как-то высказался в беседе с Гертрудой Стайн, что предпочитает жить в старом доме. Таким образом, выбор барселонцев соответствовал и его пристрастиям.

Столь же яркий в этом ряду пример — второй по значимости Национальный музей Пикассо, парижский Musée national Picasso, расположившийся в районе Маре III округа в особняке Сале (Hôtel Salé)(15). Построенный в середине XVII века, особняк оказался в 1962 году в муниципальной собственности. После смерти художника и передачи его наследниками государству солидной части огромного наследства, включавшего произведения живописи, графики, скульптуры, керамики, коллажей, ассамбляжей, работы других мастеров из собрания самого художника(16), в счет налогов(17), было решено не предоставлять коллекцию и архив в Центр Помпиду, как предполагалось, а разместить в особняке Сале новый музей Пикассо.

Проблема была все та же — в его реконструкции, в процессе которой надлежало, с одной стороны, сохранить памятник архитектуры, с другой — учесть осуществление музейных функций (экспозиция, депозитарий, научная часть, библиотека и фототека и т. д.)(18). Открытый для посещения в 1985 году, музей чуть позже увеличил свои площади за счет реконструкции, предусмотревшей верхний свет стеклянной крыши, конюшен, которые стали экспозицией скульптур (всего в наследии их оказалось 158). Тем не менее общая площадь музея составляет 2000 кв. м, что подразумевает гораздо меньше, чем желаемый миллион посетителей в год и исключение из списка обязательных парижских туров у операторов^9*.

(15) Здание было возведено архитектором Жаном Булье в 1656-1659 годах для Пьера Обера де Фонтеней.

(16) Речь идет о работах Дерена, Сезанна, Миро, Матисса, Брака, Руссо, а кроме того — образцах африканского искусства.

(17) 20% от общей суммы составляли более полутора миллиардов франков.

(18) Интерьеры особняка отделывались под руководством архитектора Ролана Симоне. Детали (скамьи, люстры, столы, стулья) делались по эскизам Диего Джакометти (50 предметов).

(19) Первый этаж отведен постоянной, второй — временным экспозициям, третий — библиотеке. Презентация постоянной экспозиции подчинена хронологическому принципу. Первым директором стал известный искусствовед Лоран ле Бон (в дальнейшем возглавивший Центр Помпиду). Сегодня в Музее более 200 000 единиц хранения.

Проблема выбора для донаторов(20) разрешилась участием юристов, экспертов, государственных чиновников (всего около полсотни, включая президента Франции В. Жискар-д'Эстена). Следует учесть, что усилиями Андре Мальро, почитателя и друга художника, а в то время министра культуры в правительстве Ш. де Голля, в 1968 году было произведено изменение в законодательстве страны, регламентирующее возможность оплачивать налоги произведениями искусства, а не только в обязательном до этого денежном варианте, что разрешило коллизию с налогами и для наследников Пикассо. Кроме того, позже музей получил и часть наследства последней супруги мастера Жаклин Пикассо по ее завещанию. Речь идет не только о произведениях искусства, поступивших в 1990-м, но и о личном архиве мастера (с 1992 года).

Так как большую часть коллекции музея сегодня составляют работы, находившиеся в собственности художника до конца его жизни, можно составить представление о его личных предпочтениях.

В собраниях потомков Пикассо и по сей день остается очень много его произведений. Благодаря такому богатейшему наследию появилась возможность создать два музея в Малаге, в 2002 году — Музей-квартиру в Ла-Корунье, галисийском городе, в котором семья Хосе Руиса провела пять лет (с 1891 года).

В организации всех этих музеев со всей очевидностью, в разных аспектах (семейных, исторических, политических, законодательных, финансовых) проявились жгучие проблемы взаимоотношения частных владельцев коллекций с государством в процессе «музеефикации».

Отрицательный пример противодействия со стороны владельцев культурной инициативе государственных мужей демонстрируют действия падчерицы Пабло Пикассо, дочери Жаклин, Катрин Ютен-Бле, владелицы сегодня самой крупной доли его наследия, находящейся в частных руках. Из-за несогласия после предварительной договоренности об аренде части произведений, находящихся в собственности Ютен-Бле, для предполагаемого музея Пикассо в Экс-ан-Провансе(21)

(20) После юридических тяжб между Жаклин Пикассо и Франсуазой Жило, отстаивавшей право на часть наследства за своими детьми Клодом и Паломой.

(21) Напомню, что Пикассо, в соответствии с его волей, похоронен на территории замка Вовенанг у подножия горы Сен-Виктуар.

Частные коллекции как основа публичных музеев Пикассо: проблема выбора и презентации, интенции и реальность

Илл. 1. Буажелу. Фрагмент экспозиции 2012 года в бывшем ателье П. Пикассо. На переднем плане композиция Сая Твомбли «Без названия», 1987. Окрашенная бронза. 121,5 х 36 х 56 см. Коллекция Голдбергов, Швейцария. Фото Ребекки Фануэле(22)

предоставить работы сроком до 15 лет, .возможность открыть еще один музей не осуществилась. Отцы города сочли нецелесообразным вкладывать солидные суммы в реконструкцию выделенной для его учреждения старинной монастырской постройки без определенных перспектив.

Между тем еще один публичный музей, относительно недавний по сравнению с существующими, открылся в Буажелу (нормандский департамент Эр), в имении, которое Пикассо приобрел в 1930 году для своей супруги [10, с. 35] и которым сегодня владеет Бернар Ру-ис-Пикассо. Внук Пикассо возглавляет совместно с супругой Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA)(23). Именно он вместе с матерью, Кристиной Пикассо(24), стал одним из

(22) Un soir a Boisgeloup, l'atelier de Pablo Picasso. Fundatión Almine y Bernard Ruiz-Picasso Para el Arte, 2013. P. 86-87.

(23) Fundación Almine y Bernard Ruiz-Picasso para el Arte, Madrid.

(24) Кристина Поплен — супруга Поля (Пауло) Пикассо, сына Пабло Пикассо от О. Хохловой.

основателей Дома-музея Пикассо'25' и Музея Пикассо во дворце Бу-энависта(26), открытого в 2003 году на родине художника в Малаге(27). Инициатива была горячо поддержана Региональным правительством Андалузии, которое было заинтересовано представить Малагу в ряду ведущих художественных столиц мира [9, с. 18].

«Замок», как его называют местные жители, в Буажелу был частично возведен в XVII столетии и завершен в XVIII. Биограф художника описывает: «Серое каменное здание замка с его выдержанными в хороших пропорциях шиферной крышей и окнами дополнительно выигрывало благодаря буйно растущим прямо за ними большим деревьям. Длинный ряд конюшен, которые, пересекая внутренний двор, смотрели прямо на главное здание, обеспечивал более чем достаточно места для мастерских и студий любого характера. Сюда привезли и установили пресс и прочее гравировальное оборудование Луи Форта, а более просторные из каретных сараев были преобразованы в ателье скульптора, поскольку приобретение этого обширного имения удачно совпало по времени с новым стремлением Пикассо делать большие скульптуры, для которых не хватало места в его парижской квартире» [8, с. 416].

Друг и помощник Пикассо скульптор Гонсалес вспоминал слова художника, сказанные в это время: «Опять я кажусь себе таким же счастливым, каким был в 1908 году» [4, с. 417]. Найдя для себя идеальное место для работы в тот период, новый владелец вовсе не был озабочен отсутствием комфортных условий (например, отопления), искренне считая, что «комфортное тепло усыпляет» [10, с. 13]. Здесь рождались не только скульптурные серии, но и графическая «Минотавромахия» (1935). После расставания супругов в 1936 году, Буажелу остался в собственности Ольги, а «Пикассо остался с разбитым сердцем», как пишет об этом исследователь его творчества Джон Ричардсон [10, с. 28]. Школьные классы, а затем пребывание здесь нацистов во время Второй мировой войны привели имение в беспорядок.

(25) Museo Casa Natal.

(26) Museo Picasso Málaga (Palacio de Buenavista).

(27) Помимо работ Пикассо в музеях содержатся произведения других художников, фото-и документальные архивы.

Частные коллекции как основа публичных музеев Пикассо: проблема выбора и презентации, интенции и реальность

Илл. 2.

Фрагмент интерьера экспозиции «Пабло Пикассо. Новая коллекция 2017-2020» (галерея 6).

Музей Пикассо Малага (MPM)

(28)

В 1955 году после смерти матери, О. Хохловой, его унаследовал Поль Пикассо, живший здесь до 1975-го. Скульптурное ателье служило владельцу гаражом, местом для спортивного инвентаря, мотоциклов. Бернар, сын Поля, и его супруга поставили себе целью отреставрировать имение, вернув ему былую славу. Что и было осуществлено. 20 октября 2012 года в бывшей мастерской и в окружающем ее пространстве открылась совместная экспозиция скульптурных работ Франца Веста, Дэвида Смита и Сая Твомбли, в образах которых устроители увидели пластическую связь с произведением Пикассо «Голова

(28) Воспроизведение из каталога: Pablo Picasso. New collection of the Museo Picasso Malaga. 2017-2020. Madrid: Brizzolis, 2017

в каске», созданным здесь в 1933 году. По сути, Бернар Пикассо этой выставкой проиллюстрировал свою мысль, которую высказал в одном из московских интервью: «Сегодня мы наблюдаем трансформацию самого метода создания произведения искусства, трансформацию того, как художники взаимодействуют друг с другом, как черпают вдохновение друг в друге» [8]. Устраивая временные выставки, Бернар и Армина Руис-Пикассо открывают свое частное владение для посетителей.

Пожалуй, самым необычным по происхождению стал музей Пикассо в Буитраго-дель-Лосойя (Buitrago del Lozoya), городке неподалеку (78 км) от Мадрида. Если о сохранности оставленных ей в наследство работ отчима, сделавших ее мультимиллионером, К. Ютен-Бле не заботится, то бывший парикмахер художника Еухе-нио Ариас Эрранц, с 1948 по 1973 год регулярно получавший от него дары, бережно хранил их и инициировал создание музея у себя на родине. Ариас познакомился с художником в Валлорисе в пору своего изгнанничества'29' из Испании. Ариас был образован, декламировал Пикассо испанские стихи. Более того, часто именно по рекомендации своего парикмахера художник принимал незнакомых людей (в том числе соотечественников), а самого Ариаса ввел в свой ближний круг. Друзья играли в карты, посещали корриду в Арле, Ниме, Валлорисе, вспоминали Испанию. Список даров (всего более семидесяти) включает керамику, рисунки, литографии, гуашь и плакаты. В 1982 году Ариас подарил свое собрание городу, через три года в здании мэрии городка открылся Музей Пикассо. В экспозиции демонстрируется и деревянный ящик с парикмахерскими инструментами, стенки которого украшены сценами корриды, выжженными Пикассо, образец пирографии — единственный в его обширном творчестве и не единственный подарок, сделанный специально для друга. Частое присутствие мотивов корриды в произведениях из собрания Ариа-са — свидетельство общей страсти друзей. Равно как и политические плакаты. В 2003 году режиссер Хосе Мария Фрагуас снял 30-минутный

В годы Гражданской войны Ариас сражался с франкистами на стороне республиканцев. Во время оккупации Франции, будучи коммунистом, был в подполье, в рядах партизан — маки.

Частные коллекции как основа публичных музеев Пикассо: проблема выбора и презентации, интенции и реальность

документальный фильм об Ариасе «Пикассо: мой друг в изгнании» (Picasso: mi amigo en el exilio).

В отличие от Ариаса, близость художника с которым определялась его личными качествами и землячеством, швейцарский галерист, дилер, коллекционер Зигфрид Розенгад (1894-1985) приобретал работы испанского мастера и лишь некоторые принимал в дар. За много лет тесных отношений, перешедших в дружбу (знакомство состоялось еще в 1914 году), собрание не раз пополнялось. Несмотря на то что в нем содержатся работы П. Клее (125 композиций), П. Сезанна, А. Матисса, М. Шагала, М. Утрилло, К. Моне, Ж. Сёра (всего более 300 произведений), экспозиция, разместившаяся в здании Швейцарского национального банка в Люцерне, называется «Музей Пикассо». 180 работ художника составляют неизменно привлекающую

(30) https://elverticecorunes.com/2016/05/13/una-manana-en-buitrago-del-lozoya/ (дата обращения: 09.03.2021).

к себе часть собрания. Публичным музей сделался после того, как в 1992 году дочь З. Розенгарда Анжела (ее портреты Пикассо создал еще в 1950-х), которая с ранней молодости разделяла страсть отца к коллекционированию, учредила Фонд Розенгардов и передала собрание городу, став директором музея.

Розенгарды владели, кроме произведений искусства, фотоколлекцией, включившей две сотни уникальных семейных фотографий Пикассо, сделанные американцем Дэвидом Дугласом Дунканом. Для ее презентации посетителям музею потребовались дополнительные площади, а потому, пробив стену внутри банковского здания, устроители получили возможность в новых залах демонстрировать не только фотографии, но и рисунки Пикассо, в том числе те, которые он рисовал для своих детей, Клода и Паломы. Популярность Музея Пикассо в Люцерне позволила городу укрепить свой туристический и культурный статус.

Таким образом, неубывающие потоки посетителей, их неизбывный интерес к творчеству Пикассо в который раз подтверждают значение искусства мастера уже для современности. При рассмотрении истории создания его музеев обнаруживаются профессиональные культурологические аспекты, связанные с социальными и экономическими, о которых речь шла выше. Среди них выделим присутствие работ «современного автора», модерниста и революционера в искусстве, в пространствах исторических зданий, подтверждающих мысль, что такие экспозиции лучше всего создают мосты, связывающие времена'31'.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(31) Полемика по поводу репрезентации новейшего искусства в музее отражает в полной мере противоречие интенций и стремлений современного искусства, его теоретиков и кураторов, заключающееся в том, что, отказывая музеефикации в правомочности, отрицая адекватность и актуальность музейных презентаций, современные творцы и кураторы в массе своей однозначно желают для своих произведений быть в музеях.

Частные коллекции как основа публичных музеев Пикассо: проблема выбора и презентации, интенции и реальность

Список литературы:

1 ВаллантенА. Пабло Пикассо. Ростов-на-Дону: Феникс, 199B. 445 с.

2 ЛейкК., Жило Ф. Mоя жизнь с Пикассо. M.: ОЛMA-Пресс, 2001. 34B с.

3 Мейлер Н. Пикассо. Портрет художника в юности. M.: Эксмо, 2002. 399 с.

4 Пенроуз Р. Пикассо. Жизнь и творчество. Mинск: Попурри, 2005. B96 с.

5 Пикассо & Хохлова: [Каталог выставки]. M.: ШИИ, 201B. 160 с.

6 РымарьА. Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти» // The Art Newspaper Russia. 15 января 1919 года. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/6506/7 (дата обращения 1702.2021).

7 Jaume Sabartés . Museu Picasso. The Website of Barcelona City URL: http://www.bcn.cat/ museupicasso/en/picasso/sabartes.html (дата обращения 15.01.2021).

8 Las 700 Cartas de Picasso y Sabartés: una Historia de Amistad, Humor y Sexo. URL: https://www. elconfidencial.com/cultura/201B-11-24/picasso-sabartes-cartas-amistad_166531B/ (дата обращения 15.01.2021).

9 Pablo Picasso. New Collection of the Museo Picasso Malaga. 2017-2020. Madrid: Brizzolis, 2017 46B p.

10 Un Soir a Boiseloup, l'Atelier de Pablo Picasso. Malaga: Fundación Almine y Bernard Ruiz-Picasso Para el Arte, 2013. 12B p.

References:

1 Vallanten A. Pablo Picasso. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1998. 445 p. (In Russ.)

2 Lejk K., ZHilo F. Moya zhizn's Pikasso [My Life with Picasso]. Moscow, OLMA-Press Publ., 2001. 348 p. (In Russ.)

3 Mejler N. Pikasso. Portrethudozhnika v yunosti [Picasso. Portrait of the Artist in His Youth]. Moscow, Eksmo Publ., 2002. 399 p. (In Russ.)

4 Penrouz R. Pikasso. ZHizn'i tvorchestvo [Picasso. Life and Work]. Minsk, Popurri Publ., 2005. 896 p. (In Russ.)

5 Picasso & Khokhlova. Exhibition Catalog. Moscow, GMII Publ., 2018. 160 p. (In Russ.)

6 Rymar' A. Bernar Ruis-Pikasso: "Dlya menya vliyanie deda — eto udar na krayu propasti" [Bernard Ruiz-Picasso: "For me, the Influence of My Grandfather is a Blow on the Edge of the Abyss"]. The Art Newspaper Russia. 15 January, 1919. Available at: http://www.theartnewspaper.ru/posts/650677 (accessed 1702.2021).

7 Jaume Sabartés . Museu Picasso. The Website of Barcelona City. Available at: http://www.bcn.cat/ museupicasso/en/picasso/sabartes.html (accessed 15.01.2021).

8 Las 700 Cartas de Picasso y Sabartés: una Historia de Amistad, Humor y Sexo. Available at: https:// www.elconfidencial.com/cultura/2018-11-24/picasso-sabartes-cartas-amistad_1665318/ (accessed 15.01.2021).

9 Pablo Picasso. New Collection of the Museo Picasso Malaga. 2017-2020. Madrid, Brizzolis, 2017. 468 p.

10 Un Soir a Boiseloup, l'Atelier de Pablo Picasso. Malaga, Fundación Almine y Bernard Ruiz-Picasso Para el Arte, 2013. 128 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.