Научная статья на тему 'ФРАНСИСКО ДЕ ГОЙЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ТВОРЧЕСТВО ПАБЛО ПИКАССО'

ФРАНСИСКО ДЕ ГОЙЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ТВОРЧЕСТВО ПАБЛО ПИКАССО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
301
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ИСКУССТВО / МИРОВОЕ ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА / ФРАНСИСКО ГОЙ / ПАБЛО ПИКАССО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Антрушина Ксения Тимофеевна

В статье проводиться анализ творчества Франсиско Гойи и его отражение в работах Пабло Пикассо, через травматически пережитый опыт и личное переживание событий истории, разрешение мировосприятия и центрирование метафизических категорий. Оба этих художника считались признанными мастерами той эпохи и оба они превзошли всех своих современников в изображении вещей такими как они есть на самом деле. Автор пришел к выводу о том, что творчество Франсиско Гойи и Пабло Пикассо определило не только все испанское искусство на двести лет, но и неизгладимый след в истории всего мирового искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCISCO DE GOYA AND HIS INFLUENCE ON THE WORK OF PABLO PICASSO

The article analyzes the work of Francisco Goya and its reflection in the works of Pablo Picasso, through traumatic experience and personal experience of the events of history, the resolution of the worldview and the centering of metaphysical categories. Both of these artists were considered recognized masters of that era, and both of them surpassed all their contemporaries in depicting things as they really are. The author came to the conclusion that the work of Francisco Goya and Pablo Picasso determined not only all Spanish art for two hundred years, but also an indelible mark on the history of all world art.

Текст научной работы на тему «ФРАНСИСКО ДЕ ГОЙЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ТВОРЧЕСТВО ПАБЛО ПИКАССО»

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Франсиско де Гойя и его влияние на творчество Пабло Пикассо

<п

I_

CJ

см см

Антрушина Ксения Тимофеевна,

магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

E-mail: antrushina777@mail.ru

В статье проводиться анализ творчества Франсиско Гойи и его отражение в работах Пабло Пикассо, через травматически пережитый опыт и личное переживание событий истории, разрешение мировосприятия и центрирование метафизических категорий. Оба этих художника считались признанными мастерами той эпохи и оба они превзошли всех своих современников в изображении вещей такими как они есть на самом деле. Автор пришел к выводу о том, что творчество Франсиско Гойи и Пабло Пикассо определило не только все испанское искусство на двести лет, но и неизгладимый след в истории всего мирового искусства.

Ключевые слова: творчество, искусство, мировое искусство, культура, Франсиско Гой, Пабло Пикассо.

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес занимает уникальное место в истории западного искусства, и его часто называют как старым мастером, так и первым по-настоящему современным художником. Его искусство оказало колоссальное воздействие на испанскую художественную культуру XIX-XX вв., не только на живопись и графику, но также и литературу, драматургию, театр, кино.

Искусство Гойи варьируется от барокко до романтического движения, а акцент ставится на субъективности, воображении и эмоциях. В то же время Ф. Гойя был проницательным наблюдателем окружающего мира, и несомненно в его работах находили отклик бурные события современности, от освобождений Просвещения до репрессий инквизиции и ужасов войны, последовавших за Наполеоновским вторжением в Испанию.

Благодаря новому взгляду и видению искусства, так и положению в обществе творчество Гойи оказало огромное влияние на более поздних художников. Его неустрашимые сцены из серии работ, посвященных войне предвосхитили работы Пабло Пикассо в 20-х г. прошлого столетия, и в то же время причудливые, смешные и временами сказочные рисунки «Капричос» заложило основу для таких сюрреалистов, как Сальвадор Дали.

Франсиско де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 г. в небольшой деревне Фуэндетодос, недалеко от Сарагосы, Испания, и стал самым известным художником своего поколения. О молодости Ф. Гойи известно очень мало. Его отец был художником и позолотчиком, а мать происходила из зажиточной семьи фермеров. В возрасте тринадцати лет он начал изучать рисунок в Академии в Сарагосе под руководством малоизвестного местного художника - Хосе Лусана, с которым он проучился четыре года.

В 1763 г. Франсиско Гойя отправился в Мадрид с намерением выиграть грант в Академии Сан-Фернандо. Но потерпел неудачу, однако, там он познакомился с другим художником - Франсиско Байеу, который оказал большое влияние на ранние работы Ф. Гойи. В 1771 г. Ф. Гойя уезжает на год в Рим, где знакомится с новейшими международными течениями в живописи. В 1773 г. он возвращается в Испанию и женится на сестре Ф. Байеу - Хосефе Байеу. А в 1775 г. в Мадриде начинает рисовать серию из 60 рисунков для Королевской фабрики гобеленов.

Ф. Гойя был назначен почетным членом Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде в 1780 г., и спустя 5 лет был заместителем директора Академии живописи, а в 1786 г. стал придворным живописцем Карла III [5].

Несмотря на своп высокий социальный статус, Ф. Гойя все-таки оставался человеком из народа, и он знал, чем живет испанский народ. Для него, человека, который во многом разделял философию французских просветителей, было тяжело видеть, что простые люди в его стране мыслями находятся едва ли не в средне-

вековье. Как и просветители той эпохи, Ф. Гойя верил в силу разума способного рассеять мрак заблуждений и привести к переустройству жизни на более осмысленный лад, он стремился изменить существующий порядок вещей.

В 1799 г. он выставляет на продажу серию из 84 гравюр под названием «Los Caprichos», в данных работах отразились многолетние наблюдения за испанской действительностью. Ф. Гойя беспощадно, с горькой иронией вскрывает людские грехи и пороки своего времени, высмеивает суеверия, показывает, как предрассудки отравляют жизнь людей, как отвратительные демоны уничтожают все чистое и прекрасное, как люди становятся жертвами собственной глупости. В своих объявлениях о продаже работ он отмечал, что в этих работах он не имеет в виду никого конкретного, а это будто общий диагноз, поставленный всему обществу. Данное высказывание, буквально описывает цель, к которой он стремится в живописи: «Живопись, как и поэзия, выбирает во Вселенной то, что она считает наиболее подходящим для своих целей. Она собирает в одном фантастическом персонаже обстоятельства и черты, которые природа распределяет между многими индивидуумами. Из этой искусно составленной комбинации получается то счастливое подражание, благодаря которому художник получает титул изобретателя, а не раболепного переписчика» [4, р. 203-204].

Одна из самых знаменитых картин серии «Капри-чос» - «Сон разума рождает чудовищ», Ф. Гойя сопровождает подписью: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творении» [3].

На данное высказывание можно посмотреть с двух сторон: с одной стороны, Ф. Гойя прославляет силу разума, поддерживает философию просвещения, но с другой стороны художник указывает на «темную сторону» воображения, которое завладевает человеком, если разум спит.

Когда человек засыпает и его разум отключается на арену выходит то, чему известный австрийский психолог - З. Фрейд позже даст имя «бессознательного» - это некое «оно» тайно живущие в человеке которое побуждает мотивы к действию или бездействию, тайные желания и фантазии, которые противоречат общественной морали и общепринятым нормам поведения и Ф. Гойя исследует «его».

Впрочем, «Капричос» исследует ... не только социальные явления, не только видимое, но и говоря словами уже другого психоаналитика - К.Г. Юнга, Ф. Гойя исследует в своих работах и «коллективное бессознательное» - психологический багаж всего человечества. И вот это прорыв искусства в совершенно новую область.

Ф. Гойя, своими работами, показывает нам то, о чем обычно зрители его времени не размышляли, он говорит нам о том, что скрыто глубоко внутри человеческой души, неосязаемое и трудно уловимое.

В своей серии офортов «Капричос», Ф. Гойя создал обобщенный философский образ действительности, не используя аллегорию и «эзопов язык».

Известный историк искусства и художественный критик А. Бенуа писал: «Гойя не имеет ни предшественников, ни настоящих последователей; он стоит совершенно обособленно, выражая свою причастность к культуре своего времени только тем, что и он декадент до мозга костей, до самых глубин души. Не знаешь, чего больше в его творении: ужаса или смеха, и, во всяком случае, в нем почти не найти проблесков божественного начала радости» [1, с. 110-111].

Его самые мрачные работы написаны после наполеоновского вторжения в Испанию. В 1808 г. Наполеон вынудил Карла IV отречься от престола, и Ф. Гойя зафиксировал события войны в офортах «Бедствия войны», которые были опубликованы только 1863 г., спустя 35 лет после смерти художника. После изгнания французской армии из Испании, Ф. Гойя написал одну из самых известных картин: «Третье мая 1808 года». На ней изображена казнь группы испанских повстанцев, готовящихся принять смерть от французских солдат. В центре этой картины - человек с поднятыми вверх руками в позе Христа, освещенный желтым светом. Поза и подобранная цветовая гамма этого человека будто еще сильнее подчеркивает статус невинных жертв и готовности идти «до конца». Вокруг него столпилась группа перепуганных испанцев, у ног которых, в луже крови лежат трупы. Две стороны картины, испанские повстанцы слева и французские войска справа, изображены как противостоящие друг другу. Однако стоит отметить, что жертвы изображены как будто выше своих палачей, хотя центральный персонаж - мадридский мужик в белой рубахе стоит на коленях, тем самым Ф. Гойя как бы говорит нам, что жизнь выше смерти.

Французы все одинаково одеты и одного телосложения, под ноги поставили желтый фонарь, чтобы в сумрачный час разглядеть своих жертв, а винтовки придвинули прямо к лицу. Ф. Гойя пишет их нечетко, как некую единую серую массу. У них нет лиц, есть лишь стволы оружия, направленные на напуганных людей. Они будто не похожи на людей, в них нет индивидуальности и отличительных черт друг от друга. Отказывая им в четкости изображения, Ф. Гойя будто подчеркивает их беспощадность, отсутствие гуманности и сострадания. Автору важно обратить наше внимание и заострить конфликт, показать трагическую судьбу народа, его смерть и одновременно непобедимость. Перед Ф. Гойя стоит задача, которую он исполняет очень новаторскими способами, превратить событие современности в героическое историческое событие. У него символ рождается из реальности и сиюминутности, ему важно запечатлеть момент, остановить момент перед смертью. Свет фонаря, изображенный на картине, интервал между жертвами и убийцами - метафора застывшего мгновения, мгновения на грани жизни и смерти.

Для него война - это насилие и уничтожение вражеской армией мирных жителей. Его работа являет собой манифест ненависти насилия. Таково отношение человека начала XIX в. к войне, выраженное с предельной ясностью и точностью. Однако, несмотря на весь ужас происходящего, мироздание все еще целостно. Люди ведут себя страшно, а земля и мир, хоть и погрузились в сумерки, все-таки сохраняют свою цельность. Эта картина ярко изображает жестокость войны и конец идеализма Эпохи Разума и Просвещения, и несомненно, одна из вершин исторической живописи.

Другим испанским художником был Пабло Руис-и-Пикассо. Пабло Руис-и-Пикассо, вероятно, самый важный художник 20-го века. Он родился 25 октября 1881 г. в Малаге, Испания, и умер во Франции в апреле 1973 г. Сегодня его работы можно увидеть в музеях по всему миру [6].

Несмотря на то, что оба испанских художника жили в разные периоды времени, их творчество очень взаимосвязано. П. Пикассо сильно чувствовал наследие Ф. Гойи как звезды испанского искусства, и стремился занять это место. Так, например, пестрый арлекин, проницательный слуга в итальянской комедии «Дель Арте», который появляется в «Бродячих игроках» Ф. Гойи, часто повторяется в различных позах и декорациях в работах

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

<п

I_

и

см см

П. Пикассо. Как и Ф. Гойя, П. Пикассо изображает быков, забодавших лошадь и умирающих после того, как меч пронзил их сердце. Изображение Ф. Гойей корриды было явно связано с тем, что Ш. Бодлер назвал звериными лицами, дьявольскими гримасами и гротескными искажениями реальности в его сатирах и чудовищах, которые охотились как на спящих, так и на бодрствующих красавицах. П. Пикассо также написал много картин минотавров - полубыков, полулюдей - похищающих и насилующих молодых женщин.

В самой узнаваемой работе Пикассо - «Герника» 1937 г., написанной для испанского павильона на Всемирной выставке 1937 г. в Париже, заложена совершенно другая философия войны, в отличие от Ф. Гойи, но несомненно вдохновленная его идеями, формулой механического расстрела, несправедливой казни людей и истребления жизни. На этом полотне размером 4 на 8 метров П. Пикассо выражает свое возмущение налету на г. Герника.

Ночью 26 апреля 1937 г. немецкие самолеты легиона «Кондор» совершили первый акт воздушного террора в истории человечества - подвергли бомбардировке баскский г. Гернику. Шеститысячный город за три часа был практически стерт с лица земли, более двух тысяч жителей оказались под завалами, были уничтожены архивы и памятники истории города. После налета город горел еще трое суток. П. Пикассо готовит полотно за полтора месяца, работая по 12-14 часов в день [7].

Картина пронизана насилием, она источает боль и ужас. П. Пикассо пишет холст в черно-белой гамме, вероятно для того, чтобы напоминать газетную картинку и передать ощущение лишения солнечного цвета, безжизненности. Вся картина раздроблена. В мозаике фрагментов выделяются фигуры бегущей женщины с ребенком на руках, погибшего воина со сломанным мечом в руках, раненой лошади, быка, человека, застрявшего в горящем здании. Все эмоции и чувства накалены до предела. В картине неспроста появляются - бык и лошадь, это сквозные персонажи, которые проходят через все творчество П. Пикассо. Они являются образами смерти. Смысл, который выстраивала цивилизация будто исчез.

Если в философии Ф. Гойи, мы отслеживаем его отвращение к войне, призыву отказаться от насилия, то в «Гернике» П. Пикассо утверждает, что война в XX в. - это не гуманизм, это не жертвы войны, не рассуждения о справедливых и несправедливых войнах, это уничтожении материи как таковой. Для него война - это уход разума и света. Он выбирает тот язык, который ему необходим, чтобы показать, что война - это распад материи и возвращение нашего мира к хаосу. Художник буквально швыряет в лицо зрителю художественные образы, наиболее отчетливо выражающие идею распада. На наших глазах разрушается основа мироздания - пространство, мы становимся свидетелями остановившегося времени и уничтоженной телесности, того, что конституирует человека, является основой его уникальности [2].

«Гернику» не показывали в Испании до смерти генерала Ф. Франко. Сегодня работа выставлена в Центре искусств королевы Софии, национальном музее современного искусства Испании.

Ф. Гойя и П. Пикассо - испанцы, которые хорошо разбираются в мире корриды. Их работы, выполненные в разных техниках, изображающие масштабный национальный праздник, подобны настоящей ценности, отдают дань одному из вечных символов Испании (культурному коду).

Ф. Гойя обращается к типично испанской теме боя быков после войны за независимость Испании в 1807-

1814 гг. До 1814 г., за два года до публикации сюиты «Тавромахия», Испания боролась за свою жизнь, культуру и наследие под французской оккупацией. Депрессия испанского национального духа после многих лет иностранной оккупации вторгшимися французами во время войны на полуострове, кажется, глубоко мотивировала Ф. Гойя, вдохновляя его на сюиту «Тавромахия», возродить важнейший элемент коллективной испанской идентичности. После многих лет политических и социальных потрясений он ищет в наборе «Тавромахия» основные элементы того, что делает Испанию «Испанией» и что делает испанцев «испанцами». Ф. Гойя исследует испанскую корриду от ее самых ранних истоков в древние иберийские времена до спортивной арены.

Для Ф. Гойи важны историзм и правдивость с практически фотографическим воспроизведением событий. Он разрабатывает свои композиции, чтобы подчеркнуть основные детали арены, часто умело используя негативное пространство и тщательное сочетание света и тени, чтобы охарактеризовать движение и театральность боя. Располагая зрителя с высокой точки обзора над сценой или на арене рядом с матадорами, художник не приукрашивает корриду, а переносит зрителя непосредственно в гущу событий, заставляя стать свидетелем триумфа победы и величия поражения. Как и в жизни, здесь есть победы и есть трагедии, как будто говорит Ф. Гойя. Как и во всех своих символически романтических работах он всегда старается донести до зрителя более правдивую реальность.

Как и Ф. Гойя, П. Пикассо, обращается к теме корриды на протяжении всего своего творческого пути, и в изображениях уходить от реалистичного описания в сторону - символики происходящего на арене, тем самым отображая сверхъестественную связь ключевых объектов. В работах П. Пикассо, тема борьбы человека и животных со временем обретает вид драматургии, а обряд игр вместе с быком приобретает явное философско-психологический значение традиций Испании. Своими произведениями искусства Ф. Гойя и П. Пикассо пытались повлиять на социальные изменения на своей Родине. Кроме того, влияние творчества Ф. Гойи прослеживается еще в одном произведении П. Пикассо. Поздний «Автопортрет» Франсиско 1815 г., написанный больным художником, послужил образцом для автопортрета П. Пикассо в старости.

Лысеющий и с широким лбом, Ф. Гойя, вопреки моде того времени, изображен в белой рубашке с открытым воротом, у него смиренное выражение лица, и наклон затуманенного правого уха будто в сторону звука, которого он не слышит. Смелый «Автопортрет перед смертью» 1972 г. П. Пикассо, представляет собой крупный план его обезьяноподобного лица. У него огромные вытаращенные широко расставленные глаза, толстый нос с широкими ноздрями, мрачная щель рта, морщинистое щетинистое лицо, лысая голова, свисающие рыжие волосы и волосатые поднятые плечи. Как и Ф. Гойя, он смотрит прямо на смерть, стоически и сурово, но не боясь.

Проведенное исследование еще раз доказало, что искусство Ф. Гойи оказывало сильное влияние на творчество П. Пикассо на протяжении всей его жизни. Оба художника прожили очень долгую жизнь - 82 и 91 год соответственно - что позволило им увидеть, как миры трансформируются вокруг них во время быстро меняющихся эпох в Европе, пропитанных инновациями, конфликтами и культурным разнообразием.

Они считались мастерами своего времени. Ф. Гойя был самым известным испанским художником XVIII-XIX вв., а Пикассо - XX в. П. Пикассо и Ф. Гойя определяли испанское искусство почти двести лет, бок о бок

и в важном визуальном диалоге друг с другом. Оба продвинулись дальше своих современников от изображения вещей такими, какими они кажутся, пытаясь изобразить их такими, какие они есть на самом деле, пытаясь передать сущность предмета, тем самым играя с определениями реальности, отображая стадии разрушения гармоничного мировосприятия, визуализируя материальные и физические разрушения. Оба этих художника оказали неизгладимое влияние на историю искусства, распространив испанскую культуру по всему миру.

Литература

1. Бенуа А. История живописи всех времен и народов. Том 4. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. -424 с.

2. Гиниятова Е.В., Ройз Е.Е. К вопросу о визуализации травматичного и деструктивного опыта в европейском искусстве // Известия ТПУ. 2013. № 6. 194 с. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/k-voprosu-o-vizualizatsii-travmatichnogo-i-destruktivnogo-opyta-v-evropeyskom-iskusstve (дата обращения: 22.01.2023).

3. Сон разума рождает чудовищ [Электронный ресурс] // URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwi-ki/172925 (дата обращения: 23.01.2023).

4. Goldwater R. and Treves M. Artists on Art. - New York:

FRANCISCO DE GOYA AND HIS INFLUENCE ON THE WORK OF PABLO PICASSO

Antrushina K.T.

Social Sciences of the RANEPA

The article analyzes the work of Francisco Goya and its reflection in the works of Pablo Picasso, through traumatic experience and personal experience of the events of history, the resolution of the world-view and the centering of metaphysical categories. Both of these artists were considered recognized masters of that era, and both of them surpassed all their contemporaries in depicting things as they really are. The author came to the conclusion that the work of Francisco Goya and Pablo Picasso determined not only all Spanish art for two hundred years, but also an indelible mark on the history of all world art.

Keywords: creativity, art, world art, culture, Francisco Goy, Pablo Picasso.

References

1. Benois A. History of painting of all times and peoples. Volume 4 - St. Petersburg: Neva Publishing House, 2004. - 424 p.

2. Giniyatova E.V., Roiz E.E. On the issue of visualization of traumatic and destructive experience in European art // Izvestiya TPU. 2013. № 6. - 194 p.

3. The sleep of reason gives birth to monsters [Electronic resource] // URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/172925 (accessed: 23.01.2023).

4. Goldwater R. and Treves M. Artists on Art. - New York: Pantheon Books, 1947. - 305 p.

5. Goya y Lucientes, Francisco de [Electronic resource] // URL: https://www.museodelprado.es/en/the-collection/art-ist/goya-y-lucientes-francisco-de/39568a17-81b5-4d6f-84fa-12db60780812 (accessed: 01.23.2023).

6. Museu Picasso de Barcelona [Electronic resource] // URL: http://www.bcn.cat/museupicasso/en/picasso/crono-flash.html (accessed: 24.01.2023).

7. Rethinking Guernica [Electronic resource] // URL: https:// guernica. museoreinasofia.es/en#introduccion (accessed: 24.01.2023).

Pantheon Books, 1947. - 305 p.

5. Goya y Lucientes, Francisco de [Электронный ресурс] // URL: https://www.museodelprado.es/en/the-col-lection/artist/goya-y-lucientes-francisco-de/39568a17-81b5-4d6f-84fa-12db60780812 (дата обращения: 23.01.2023).

6. Museu Picasso de Barcelona [Электронный ресурс] // URL: http://www.bcn.cat/museupicasso/en/picasso/ crono-flash.html (дата обращения: 24.01.2023).

7. Rethinking Guernica [Электронный ресурс] // URL: https://guernica. museoreinasofia.es/en#introduccion (дата обращения: 24.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.