Сведения об авторах: Крушная Наталья Анатольевна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной педагогики
и психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: krushnaya@yandex.ru
Теске Галина Павловна,
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Челябинский филиал Института экономики УрО РАН, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: arena-galina@mail.ru
Information about the authors: Krushnaya Natalia Anatolyevna,
Candidate of Sciences (Psychology) Associate Professor, Department of Special Education and Psychology and Subject Methodologies, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: krushnaya@yandex.ru
Teske Galina Pavlovna,
Candidate of Sciences (Education),
Senior Researcher,
Institute of Economics
of UB RAS, Chelyabinsk branch,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: arena-galina@mail.ru
ro m
о ç
о
О
О <
УДК 151.8 ББК 88.3
Э.А. Соколова
психологические проблемы В исследованиях АЛьФРЕДА АДЛЕРА
Цель исследования - установление понимания А. Адлером психологических проблем и систематизация его взглядов на них. А. Адлер употребляет термин «жизненные проблемы» и сравнивает особенности личности невротика и здорового человека, имеющего жизненные проблемы. Среди проблем он выделяет личностные проблемы, проблемы обучения, проблемы взаимоотношений.
Ключевые слова: проблемы, невроз, жизненная цель, комплекс неполноценности, комплекс превосходства, жизненный стиль, личность, воспоминания, идеал.
E.A. Sokolova
PSYCHOLOGICAL PROBLEMS IN THE RESEARCH
OF ALFRED ADLER
The purpose of the research is to establish an understanding of psychological problems by A. Adler and systematize his views on them. A. Adler uses the term "problems in life", and compares the characteristics of the individual neurotic and healthy person having problems in life. Among the problems he identifies personal problems, learning problems, relationship problems.
Key words: Problems, neurosis, life purpose, a complex of inferiority, superiority complex, lifestyle, personality, memories, ideal.
В продолжение всего жизненного его страдать, мешает его адаптации и раз-пути людей сопровождают проблемы. витию, вследствие чего становится пси-Проблема влияет на человека, заставляя хологической. Из нерешенных психоло-
гических проблем больших и значимых социальных групп вырастают локальные войны и массовая миграция. Возможно, своевременным решением психологических проблем все это можно было бы предотвратить.
О роли психологических проблем пишет К.А. Абульханова: «...разрешение проблем, преодоление трудностей и противоречий жизни ведет к развитию личности, часто более значительному, чем ее развитие в деятельности, укрепляя ее цельность, вырабатывая упорство, мужество, чувство оптимизма и осознания себя субъектом» [1, с. 10].
Значимость психологических проблем и значимость их решения привели к тому, что отдельные виды психологических проблем широко представлены в научных исследованиях. Несмотря на это, отсутствуеттеоретико-методологическое обоснование психологической проблемы в качестве научной категории. Возможно, этому мешает недооценка их роли в жизни человека. Возможно, многочисленность проблем, относящихся к различным наукам - техническим, медицинским, социальным и т.д., а также многочисленность бытовых проблем, которые часто имеют психологическую составляющую, мешают увидеть и выделить психологическую категорию - «психологическая проблема».
В трудах классиков преимущественно медицинского подхода в психологии, в частности в трудах З. Фрейда, К.Г. Юнга, К. Хорни, психологическая проблема не является объектом направленности и практически не упоминается (З. Фрейд, 1991, 2001; К.Г. Юнг, 1997, 2000, 2003, 2004; К. Хорни, 2000, 2001, 2008). Основоположник индивидуальной психологии А. Адлер пишет про «жизненные проблемы» [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8], однако анализ и систематизация его взглядов на «жизненные проблемы» до настоящего времени не проведены. Учитывая значимость трудов А. Адлера по индивидуальной психологии, можем предположить, что понимание его взглядов на «жизненные проблемы» человека и социальной группы поможет в обосновании научной категории «психологическая проблема».
Цель исследования - установление понимания А. Адлером психологических проблем и систематизация его взглядов на них. Метод исследования - теоретический анализ литературы с использованием интерпретаций. Метод интерпретации не является новым, он широко применялся для анализа библейских текстов, в научной психологии он использовался сторонниками теории объектных отношений М. Кляйн [11]. Несмотря на ряд критических отзывов относительно использования метода интерпретации в теории объектных отношений [11], ряд положений, установленных с помощью этого метода, получили мировое признание, как получил и признание сам метод интерпретации [11].
Как пишут Н.Д. Голев и А.В. Сергеев, опираясь на идею П. Рикёра, истина существует «лишь в совокупности интерпретаций» [9, с. 126]. В.В. Знаков, показывая три традиции психологических исследований, обосновывает среди них герменевтическую традицию, в рамках которой понимание рассматривается как интерпретация [10]. Со ссылкой на других авторов, В.В. Знаков отмечает, что при интерпретации происходит продуцирование новых знаний [10]. Н.Д. Го-лев и А.В. Сергеев указывают на роль интерпретатора текста [9]. Они пишут, что сутью фактора интерпретатора «являются некие фоновые знания и определенная интерпретационная стратегия» [9, с. 129]. С другой стороны, сам «текст как бы навязывает определенное направление интерпретации» [9, с. 129]. Таким образом, «углубление, расширение, полнота интерпретации достигаются за счет объединения содержания текста с личностным знанием понимающего субъекта» [10, с. 20].
Обосновывая и развивая индивидуальную психологию, А. Адлер указывал на существование «жизненных проблем», однако целью его исследований являлась сама личность, главным образом - личность человека, страдающего неврозом [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]. Раскрывая понимание А. Адлером психологических проблем, мы интерпретируем высказывания А. Адлера не в русле его замысла, а
го ^
ф
с; £
го ч ф
-о
X к
X
го ш о
ч ф
с;
о о
ф
£
о ^
с
^
о ф
т ^
о с; о
X ^
о С
го ш
о ^
о ¡£ о
О <
О
в русле цели нашего исследования. Такой вид интерпретации В.В. Знаков называл «порождением читательского смысла» [10, с. 21]. Как пишет В.В. Знаков, содержание может быть рассмотрено «с разных точек зрения» [10, с. 21]. Используя метод интерпретации, мы опирались на высказывания самого А. Адлера, которые приведены в исследовании.
А. Адлер использует термин «жизненные проблемы» [7, с. 64] и дает свое обоснование их происхождению и происхождению неврозов. Он пишет, что «любое отклонение от нормы может быть объяснено либо наличием грандиозных амбиций, либо чрезмерной предусмотрительностью» [7, с. 83].
Из этого можно сделать вывод, что, по мнению А. Адлера, в основе отклонений от нормы лежат личностные особенности.
А. Адлер указывает, что «стремление к личной власти всегда основывается на каких-то ошибках в раннем детстве, когда ребенок еще недостаточно созрел для того, чтобы принимать правильные решения» [4, с. 174].
Однако, если в семье вырастает лидер, стремящийся к личной власти, но способный организовать других людей, направить их на реализацию общей цели и взять на себя ответственность за принятые решения, можно ли считать воспитание такого лидера ошибкой? Скорее, у А. Адлера речь идет о другом - развитии у ребенка перфекционизма, формировании у него одновершинной мотивации, состоящей только из стремления к личной власти. В таком понимании можно согласиться, что речь идет о неправильном воспитании. С позиции А. Адлера, семейная проблема - неправильное воспитание - является условием возникновения определенной направленности -стремление к личной власти. Направленность - одна из составляющих личности (К.К. Платонов, 1971). Стремление к личной власти - та основа, на которой при неправильном воспитании формируются «грандиозные амбиции», то есть предпосылка возникновения отклонений от нормы. Но это означает, что сами «грандиозные амбиции» [7, с. 83], а также «чрезмерная предусмотрительность»
[7, с. 83] не являются отклонением от нормы. При этом они могут создавать проблемы для человека, то есть являться предпосылками не только отклонений от нормы, но и проблем.
Указывая на роль личности ребенка в его собственном развитии, А. Адлер пишет: «...развитие ребенка определяется его личностной индивидуальной трактовкой вещей; как важно сознавать, что ребенок часто находится в плену собственных ошибок, когда сталкивается с новой и сложной ситуацией» [2, с. 34].
То есть индивидуальная трактовка может быть ошибочной, у ребенка могут сформироваться ошибочные установки относительно некоторых вещей. Это может создавать проблемы, в основе которых лежат ошибочные установки. Ошибочные установки - это когнитивная составляющая психологической проблемы [12]. Они - эти установки - влияют на поведение.
А. Адлер подтверждает это следующим высказыванием: «.только наши взгляды влияют на избираемые нами направления, а не сами факты как таковые» [2, с. 34].
Проблемы создает также «чрезмерный защитный коэффициент по отношению к реальным возможностям, а также тенденцию к исключению любых ситуаций, в которых власть представляется негарантированной» [6, с. 48].
Личностные особенности, в частности, негативные когнитивные установки («защитный коэффициент» [6, с. 48]) и особенности поведения («тенденция к исключению любых ситуаций...» [6, с. 48]), влияют на возникновение психологических проблем.
А. Адлер выделяет и «подсознательные посылки» [7, с. 84] в обществе, способствующие неврозу:
• первая - «человеческие отношения при любых обстоятельствах представляют собой борьбу» [7, с. 84]. В его высказывании проявляется глобализация невозможности сотрудничества и содружества как негативная когнитивная установка общества. А. Адлер убежден, что во взаимоотношениях всегда будет недоверие и будут возникать проблемы. Среди проблем социальных взаимоотношений он выделяет «проблему знакомства, дружбы
и общения с другими людьми» [2, с. 26]. Необходимо отметить, что такие взгляды А. Адлера не являются общепринятыми и противоречат, в частности, славянской культуре, в которой упор делается на взаимопомощь, бескорыстие, сотрудничество, уважение другого. На это указывает тысячелетнее сосуществование разных наций в составе Российского государства, а также содержание народных сказок и преданий, в которых взаимопомощь, бескорыстие и сотрудничество рассматриваются как одни из высших ценностей. С другой стороны, люди, которые взаимоотношения с окружающими рассматривают как борьбу, создают для себя проблемы одиночества, недоверия к окружающим, постоянного контроля своего поведения, то есть именно у этой группы людей наиболее вероятны психологические проблемы и неврозы;
• вторая - объясняя происхождение межнациональной и межгрупповой ненависти и розни, как величайших врагов человечества, А. Адлер пишет о желании «различных сообществ избавиться от своего подавленного чувства неполноценности или компенсировать его» [8, с. 162]. А. Адлер указывает на деструктивное воздействие личностной проблемы, в частности комплекса неполноценности, на значительные по численности группы населения, если эта проблема захватывает «различные сообщества», то есть является психологической проблемой ряда социальных групп. Таким образом, А. Адлер поднимает вопрос об общечеловеческой значимости психологических проблем социальных групп. Такое высказывание А. Адлера указывает на целый ряд психологических проблем, которые пока недостаточно исследованы;
• третья - то, что, по его мнению, «женский пол неполноценен и служит в качестве противовеса при измерении мужской силы» [7, с. 84]. Противопоставление мужского и женского пола, унижение женщины и возвышение мужчины, которое он отмечает в современном ему мире, указывает на невозможность сотрудничества между людьми противоположного пола, из чего вытекает, что во взаимоотношениях между полами всегда будут проблемы. Так как речь идет о
психологических проблемах, то можно утверждать, что именно у этой группы людей, рассматривающих женский пол в качестве неполноценного, создаются предпосылки для возникновения семейных проблем, а также других проблем взаимоотношений между полами. Необходимо указать, что далеко не все в современном мире придерживаются взглядов на женщину как на существо неполноценное по сравнению с мужчиной.
А. Адлер выделяет проблемы взаимоотношений, в том числе проблемы взаимоотношений в семье. Предпосылками этих проблем также являются негативные когнитивные установки, господствующие в обществе.
А. Адлер выделяет предпосылки невроза или психологической проблемы: со стороны личности - личностные особенности, и со стороны общества - соревновательный характер социальных взаимоотношений и неравноправность полов, то есть негативные когнитивные установки, создающие проблемы как для отдельных личностей, так и социальных групп. Условием их формирования являются неправильные методы воспитания.
А. Адлер отмечает как условия, так и предпосылки со стороны общества и личности, способствующие возникновению психологических проблем.
Указывая на чувство неполноценности, А. Адлер пишет: «.чувство неполноценности есть у каждого человека» [5, с. 308].
А. Адлер глобализует чувство неполноценности, не выделяя из него неполноценность своих действий, хотя речь в его высказываниях, скорее всего, идет именно об этой составляющей чувства неполноценности. Он пишет: «.оно не является психическим расстройством, но, напротив, стимулирует нормальные стремления и здоровое развитие» [5, с. 308].
Чувство неполноценности, имеющееся у каждого человека, с одной стороны, вызывает переживания, с другой - оказывает на человека позитивное активирующее влияние. Так как оно вызывает переживания (что выявляется в самом его названии), но «не является психическим расстройством» [5, с. 308], значит,
го ^
ф
с; £
го ч ф
-О
X к
X
го ш о
ч ф
с;
о о
ф
£
о ^
с
^
о ф
т ^
о с; о
X ^
о С
го ш
о ^
о ¡£ о
О <
О
оно относится к какой-то другой категории, нежели психическое заболевание или психическое расстройство, в нашем понимании, является психологической проблемой [12].
А. Адлер объясняет происхождение чувства неполноценности сочетанием следующих явлений: с одной стороны, «мы можем рассматривать общество как фактор, компенсирующий слабость индивидуума» [4, с. 174], с другой стороны -при неправильном воспитании чувство общности не формируется [4, с. 166]. Ощущение собственной слабости, которое могло бы быть компенсировано чувством общности, лежит в основе комплекса неполноценности. У ребенка, который воспитывается в семье, использующей неправильные методы воспитания, чувство общности не формируется, но формируется чувство неполноценности. Чувство неполноценности может сохраняться и во взрослом возрасте, то есть являться проблемой и прошлого и настоящего.
Он подчеркивает, что негативные социальные факторы «усиливают чувство неполноценности, формируют повышенную чувствительность и пришпоривают человека в его поисках «решений» [8, с. 159].
Роль социума двояка, негативные социальные факторы усиливают комплекс неполноценности, другие социальные факторы это чувство ослабляют.
Если психологическая проблема «стимулирует нормальные стремления и здоровое развитие» [5, с. 308], то она может оказывать не только негативное, но и позитивное влияние на человека.
А. Адлер показывает, как психологическая проблема, невроз или заболевание проявляются в поведении человека. Он пишет: «.человек с комплексом неполноценности притворяется лучшим, чем он есть на самом деле, и этот фальшивый успех компенсирует чувство неполноценности, ставшее для него невыносимым» [5, с. 308]. В высказывании А. Адлера относительно депрессивных и больных людей раскрывается возможность отсутствия чувства общности больного человека с близкими ему людьми [5]. А. Адлер
пишет, что они «всегда являются центром внимания в семье» [5, с. 307] и при этом «подавляют здоровых людей - факт, который не должен нас удивлять, так как в нашей культуре болезнь может давать определенную силу и власть» [5, с. 307].
Можно предполагать, что управление другими в семье посредством собственной слабости, а также попытка казаться лучше - это механизмы адаптации к жизни с комплексом неполноценности или заболеванием - не попытка решить проблему, а попытка сосуществовать с ней.
А. Адлер описывает способы сосуществования с психологической проблемой, то есть поведенческую составляющую психологической проблемы.
Указывая на роль личностного опыта для дальнейшего развития, А. Адлер пишет: «.все средства и приспособления, среди которых следует упомянуть невротический характер, черты и симптомы, разработаны на основе предыдущих попыток, предыдущего опыта, а также механизмов идентификации и подражания, которые использует и нормальный человек» [7, с. 83].
Можно выделить ряд аспектов этого высказывания А. Адлера, имеющих отношение к теме нашего исследования:
• использование прошлого опыта и механизмов психологической защиты в одних случаях является неудачным и приводит к возникновению невротического характера и невротических черт, а в других случаях - не приводит, то есть невроз - это неудачная попытка адаптации;
• использование прошлого опыта и механизмов психологической защиты является средством и приспособлением, то есть здоровому человеку в определенной ситуации необходимо искать средства и приспособления - ситуации возникшей психологической проблемы;
• нормальный человек должен использовать механизмы идентификации или подражания, чтобы его поведение соответствовало идеальному образу поведения, принятому в социуме, иначе у него могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях.
Подтверждает это мнение описываемый А. Адлером случай из практики ра-
боты с клиентом - мальчиком [2, с. 36]. А. Адлер указывает, что «конфликт должен был развиться между его личной моделью жизни и нормой поведения, требуемой школой» [2, с. 36].
В обществе сложился какой-то образец поведения, с позиции которого рассматривается поведение его членов. Если школьник не использует механизмы «идентификации и подражания, которые использует и нормальный человек» [7, с. 83], чтобы его поведение соответствовало моделям поведения в обществе, то у него создаются проблемы во взаимоотношениях с социумом.
Социальные проблемы могут быть следствием проблем личностных.
Сравнивая невротика и нормального человека, А. Адлер пишет: «невротик в гораздо большей степени, чем нормальный человек, устремляет свою душевную жизнь на достижение власти над ближними» [3, с. 150]. Цель невротика - «идеал превосходства» [3, с. 152]. Для невротика эта цель, «значительно превышающая всякую человеческую меру» [6, с. 46]. В сравнении с этим, у нормального человека «нет ни тени комплекса превосходства» [5, с. 308]. Он отмечает, что «мы столь же часто сталкиваемся с таким переключением на идеал и в жизни здорового человека и любого народа» [3, с. 151].
Наличие чувства неполноценности, наличие идеала превосходства и стремления к нему существуют и у здорового человека. У невротика имеется свой идеал превосходства, однако цель его достижения превышает «всякую человеческую меру» [6, с. 46].
А. Адлер приводит различия невротика и здорового человека. Он отмечает, что чувство неполноценности становится патологическим, «когда в человеке побеждает чувство неадекватности, и это тормозит его полезную активность, делает его депрессивным и неспособным к развитию» [5, с. 308]. А. Адлер это объясняет следующим образом: у здорового человека «амбиции и желание добиться успеха ..., пока это стремление выражается в работе, оно не ведет к ложным оценкам, лежащим в основе душевных расстройств» [5, с. 308]. Невроз вызван
попыткой человека каким-то образом избежать решения реальных проблем в своей жизни [5, с. 308].
«Ложные оценки» и «попытки избежать решения реальных проблем» - это неудачная адаптация к психологической проблеме, раз она закончилась неврозом и не привела к решению проблемы.
Рассматривая психологические проблемы детей, А. Адлер приходит к выводу, что неудачи в школе указывают на «неудачи психологические», «ребенок начал терять веру в себя» [2, с. 23].
А. Адлер выделяет проблемы школьной неуспеваемости и показывает, что в основе этих проблем могут лежать личностные проблемы, то есть проблемы школьной неуспеваемости могут быть вторичными.
В понимании А. Адлера, возможна обусловленность психологических проблем неврозом клиента, то есть возникновение на фоне невроза вторичных психологических проблем.
В своих исследованиях А. Адлер выделяет фактор времени:
• проблемы настоящего А. Адлер связывает с защитой «чувства личности и вместе с тем той жизненной линии, с которой он сросся» [6, с. 45]. То есть личность должна защищаться от окружающего мира и защищать свою жизненную линию, с которой, скорее всего, окружающие не согласны. Человек с неврозом или психологической проблемой одинок в мире и противопоставлен другим;
• проблемы прошлого - проблемы, связанные с комплексом неполноценности, который сформировался в детстве [4, с. 166]. Эта проблема, закладываясь в прошлом, может существовать и в настоящем;
• проблемы будущего связаны с трудностями достижения поставленной цели.
Кроме возможностей сосуществования с проблемой или неврозом А. Адлер показывает и возможности их решения. А. Адлер отмечает роль сновидений, грез и воспоминаний в попытках человека с неврозом или психологической проблемой решить ее. По его мнению, грезы, сновидения, детские воспоминания подсознательно подводят человека к пониманию путей решения проблемы [6, с. 47; 4,
го ^
ф
с; £
го ч ф
-О
ф
£
о ^
с
го ш
о ^
о ¡£ о
О <
О
с. 176; 7, с. 94]. А. Адлер отмечает предварительные попытки невротика решить стоящие перед ним проблемы, которые проявляются в грезах. Как пишет А. Адлер, основная функция грез - «отвечающие невротическому жизненному плану предварительные опробывания, предостережения и поощрения при решении стоящей перед невротиком проблемы» [6, с. 47].
У невротика имеются проблемы, и он пытается их решить, опробывая способы решения в грезах.
А. Адлер подчеркивает, что «сновидец устремлен вперед и направлен на решение какой-то задачи» [4, с. 176].
Сновидения, как и грезы, направлены в будущее. Человек направлен на решение проблем в будущем.
Он задает вопрос, почему сновидец не понимает свое сновидение, и приходит к выводу, что он не хочет его понимать [4, с. 176]. Он продолжает: «по-видимому, это должно соответствовать некоторому желанию, ибо индивидуум не верит, что способен решить какую-то свою проблему сообразно требованиям здравого смысла и в соответствии со своим жизненным планом» [4, с. 176].
У человека имеется проблема, которую он пытается решить, но подсознательно не верит, что в состоянии ее решить, поэтому не хочет понимать подсказки решения проблемы, которые приходят ему из подсознательного - во сне или в грезах.
«Сновидение представляет собой мост от некоторой насущной проблемы к индивидуальности человека» [4, с. 177].
А. Адлер увязывает психологические проблемы и возможности их решения с индивидуальными особенностями человека.
А. Адлер рассматривает символы сновидений и приходит к выводу, что «цель всех символов - наполнить человека настроением, благодаря которому он сумеет сделать то, к чему его обязывает собственная индивидуальность» [4, с. 177].
Сновидения, в понимании А. Адлера, играют роль позитивного фактора, помогая человеку в решении проблем.
А. Адлер пишет, что «среди всех психических проявлений воспоминания че-
ловека могут оказаться чуть ли не самыми информативными» [7, с. 93]. Он продолжает: «.не бывает "случайных воспоминаний": из бесчисленного множества впечатлений, получаемых человеком постоянно, он выбирает и запоминает только те, которые, как он хоть и смутно ощущает, имеют отношение к интересующей его ситуации» [7, с. 93].
В том числе, это может быть и ситуация с психологической проблемой, решение которой для человека пока непонятно, но он ищет это решение.
В понимании А. Адлера, психологическая проблема включает негативные когнитивные установки, переживается (чувство неполноценности), и переживание может осознаваться. Таким образом, она может рассматриваться как психический феномен - феномен сознания [12]. Как указывает А. Адлер, «каждый психический феномен <...> может быть понят и опознан только в том случае, если он будет рассматриваться в качестве средства для достижения определенной цели» [7, с. 74]. Целью формирования психологической проблемы является понимание трудностей на пути к достижению поставленной цели и поиск возможностей их преодоления. Достижение поставленной цели в дальнейшем может реализоваться посредством поведения.
Если рассматривать невроз как разновидность психологической проблемы, то целью его формирования является объяснение человеком для самого себя, почему эта цель недостижима и почему он не предпринимает попыток к ее реализации.
А. Адлер указывает на возможности диагностики невроза и психологических проблем. Он пишет, что «личность раскрывается в действии» [2, с. 26]. Суть личности «обнажается не в том, что индивид говорит или думает о себе, а в контексте его действий и поступков» [2, с. 26].
Возможно расхождение словесного и поведенческого планов, но более информативным для понимания личности является поведенческий план.
Выводы:
1. Негативный взгляд на мир и изолированность являются личностной про-
блемой невротика и способствует появлению вторичных проблем.
2. А. Адлер выделяет личностные проблемы, проблемы обучения, проблемы взаимоотношений и указывает, что социальные проблемы и невроз могут являться вторичными психологическими проблемами на фоне первичных - личностных проблем, и наоборот, личностные проблемы могут явиться следствием проблем социальных.
3. В индивидуальной психологии отмечается, что психологические проблемы могут быть первичными, а могут быть обусловленными неврозом клиента, то есть возникают на фоне невроза и являются вторичными.
4. А. Адлером выделяются проблемы разных временных промежутков - прошлого, настоящего и будущего. Проблемы прошлого обусловлены комплексом неполноценности, настоящего - одиночеством и негативным взглядом на мир, будущего - трудностями достижения поставленной цели.
5. В грезах, снах и всплывающих детских воспоминаниях человек не всегда улавливает подсказку решения собственных проблем.
6. Поведение в условиях существова-
ния психологической проблемы обусловлено пониманием клиентом собственной проблемы и более характеризует человека, чем его высказывания.
7. Психологическая проблема имеет когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие.
Проведенное исследование позволило установить и систематизировать взгляды основателя индивидуальной психологии А. Адлера на психологическую проблему. А. Адлер показывает предпосылки и условия ее возникновения, взаимосвязанные особенности личности человека с психологической проблемой, виды проблем, роль снов, грез и ранних детских воспоминаний в попытках личности самостоятельно справиться с проблемой. Проблема, в понимании А. Адлера, играет не только негативную роль, обусловливающую переживания, но и позитивную роль в качестве фактора активации человека для ее решения. Полученные результаты вносят свой вклад не только в исследование психологических проблем, но и в исследования творчества А. Адлера, и могут быть использованы практическим психологом при оказании помощи клиенту с неврозом или психологической проблемой.
Библиографический список
£
1. Абульханова, К.А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности [Текст] / К.А. Абульханова // Психологический журнал. - 2014. - № 2. - Т. 35. - С. 5-18.
2. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов [Текст] / А. Адлер; пер. с англ. А.А. Валее-ва и Р.А. Валеевой. - Ростов н /Д: Феникс, 1998. - 448 с.
3. Адлер, А. Дальнейшие тезисы к практике индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер // Зарубежный психоанализ: сост. и общая редакция В.М. Лейбина. - СПб.: Питер, 2001. - С. 148-157.
4. Адлер, А. Индивидуальная психология и психоанализ [Текст] / А. Адлер // Зарубежный психоанализ: сост. и общая редакция В.М. Лейбина. - СПб.: Питер, 2001. - С. 163-180.
5. Адлер, А. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства [Текст] / А. Адлер; пер. с англ. Е.О. Любченко // Психология мотивации и эмоций; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фа-ликман. - М.: ЧеРо, 2002. - С. 306-308.
6. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст]: лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей / А. Адлер. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 214 с.
7. Адлер, А. Психотерапия в рамках индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер // Техники консультирования и психотерапии / ред. и сост. У.С. Сахакиан; пер. с англ. М. Будыниной [и др.]; науч. ред. Н. Бурыгина, Р. Римская. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО Пресс, 2000. - С. 56-104.
8. Адлер, А. Спасение человечества с помощью психологии [Текст] / А. Адлер // Зарубежный психоанализ / сост. и общая редакция В.М. Лейбина. - СПб.: Питер, 2001. - С. 157-163.
ф
£
о ^
с
9. Голев, Н.Д. Вариативность реализации интерпретационного потенциала текста: экспериментальное исследование [Текст] / Н.Д. Голев, А.В. Сергеев // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2008. - № 4. - С. 126-130.
10. Знаков, В.В. Три традиции психологических исследований - три типа понимания [Текст] /
B.В. Знаков // Вопросы психологии. - 2009. - № 4. - С. 14-23.
11. Романов, И.Ю. Мелани Кляйн в истории психоанализа [Текст] / И.Ю. Романов, С.Г. Дурас // Развитие в психоанализе; сост. и научн. ред. И.Ю. Романов. - М.: Академический проект, 2001. -
C. 5-27.
12. Соколова, Э.А. Психологические проблемы человека и социальной группы [Текст] / Э.А. Соколова. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2012. - 232 с.
References
1. Abulkhanova K.A. The methodological principle of the subject: the study of the life path of the individual. Psychologicheskii zhurnal, 2014. № 2. V. 35. P. 5-18. [in Russian].
2. Adler A. The Education of Children. Gateway Editions.. Rostov-on-Don: Feniks, 1998. P. 448. [in Rus-
3. Adler A. Further theses to the practice of individual psychology. Foreign psychoanalysis. SPb.: Peter, 2001. P. 148-157. [in Russian].
4. Adler A. Individual psychology and psychoanalysis. Foreign psychoanalysis. SPb.: Peter, 2001. P. 163180. [in Russian].
5. Adler A. The inferiority complex and superiority complex. Psychology of motivation and emotions. М.: ^eRo 2002. P. 306-308. [in Russian].
6. Adler A. Practice and Theory of Individual Psychology: Lectures on introduction to psychotherapy for physicians, psychologists and teachers. - М.: Izd-vo Instituta psikhoterapii, 2002. P. 214. [in Russian].
7. Adler A. Psychotherapy in the framework of individual psychology. Counseling and psychotherapy techniques. М.: EKSMO Press, 2000. P. 56-104. [in Russian].
8. Adler A. The salvation of humanity by means of psychology. Foreign psychoanalysis. SPb.: Peter, 2001. P. 157-163. [in Russian].
9. Golev N.D., Sergeev A.V. Variability of implementation of interpretive potential of the text: an experimental study. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2008. № 4. P. 126-130. [in Russian].
10. Znakov V.V. Three traditions of psychological research - three types of understanding. Voprosy psyk-hologii, 2009. № 4. P. 14-23. [in Russian].
11. Romanov I.Y., Duras S.G. Melanie Klein in the history of psychoanalysis. The development in psychoanalysis. M.: Academicheskii Proect, 2001. P. 5-27. [in Russian].
12. Sokolova E.A. Psychological problems of human and social group. Gomel: F. Skorini State University, 2011. 260 p. [in Russian].
Сведения об авторе:
Соколова эмилия Александровна,
кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры психологии, факультет психологии и педагогики, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь. Ктай: emiliasokolova@yandex.ru
Information about the author: Sokolova Emilia Alexandrovna,
Candidate of Sciences (Medicine), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Psychology, Faculty of Psychology and Pedagogy, Gomel State University of Fr. Scorina, Gomel, Belarus.
E-mail: emiliasokolova@yandex.ru
ro ca
о ç
о
О
О <
о