Научная статья на тему 'Психологические проблемы трудоустройства выпускников вуза'

Психологические проблемы трудоустройства выпускников вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1036
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущин Г. К., Лапшина И. М.

Gushchin G.K., Lapshina I.М. psychological problems of job placement of university graduates. The article gives ground to the necessity of psychological support of university graduates as the most important means of adaptation to the competitive conditions of market. There has been determined interconnection of the market of educational services and labour market. Focus is laid upon the complex nature of psychological support on the basis of which practical recommendations are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гущин Г. К., Лапшина И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические проблемы трудоустройства выпускников вуза»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА

Г.К. Гущин, И.М. Лапшина

Gushchin G.K., Lapshina I.М. Psychological Problems of Job Placement of University Graduates. The article gives ground to the necessity of psychological support of university graduates as the most important means of adaptation to the competitive conditions of market. There has been determined interconnection of the market of educational services and labour market. Focus is laid upon the complex nature of psychological support on the basis of which practical recommendations are given.

Важнейшей задачей на современном этапе развития общества и рыночных взаимоотношений является эффективное использование потенциала, знаний и навыков молодых специалистов, окончивших вузы. В постиндустриальном обществе у человека появляются потребности в повышении своего образования, т.к. инвестиции в человеческий капитал обеспечивают более высокие доходы и, соответственно, более высокий уровень жизни.

Сегодня рыночные реформы нередко противоречиво влияют на систему профессионального образования. Ориентация высшей школы на текущую потребность современного деформированного российского рынка труда с сильным перекосом в сторону торгово-посреднических, банковско-финансовых, сервисных видов деятельности искажает реальную потребность экономики в объемах и структуре профессионального образования. При этом стремление большинства вузов страны адаптироваться к рыночным условиям сопровождается расширением подготовки за счет новых «модных» специальностей, что зачастую не согласуется с потребностями рынка труда.

Вместе с тем, политика в области занятости специалистов должна быть интегрирована в национальную и региональную экономическую систему. Цель политики занятости должна заключаться в том, чтобы в максимальной степени содействовать реализации права граждан на труд и переход к максимально результативной трудовой занятости. Важное значение при этом имеют прямые горизонтальные связи высшей школы и производства, которые применимы, прежде всего, в отношении традиционных специальностей [2].

Рынок труда предъявляет сейчас высокие требования к профессиональному и про-

изводственному опыту соискателей вакансий. Фактически после отмены государственной системы распределения выпускников высших учебных заведений произошла децентрализация ответственности со стороны государства и возложение этой ответственности на плечи вуза и самого выпускника. Принудительное трудоустройство советского образца имело как плюсы (гарантированное трудоустройство после окончания вуза), так и минусы (определенная несвобода в этом вопросе негативно отражалась на общей активности трудоспособного населения). Формирование рынка труда кардинально изменило ситуацию: работодатели получили свободу в решении кадровых вопросов, молодые специалисты вынуждены самостоятельно трудоустраиваться в условиях конкуренции. Поэтому возникает необходимость содействия трудоустройству и психологической адаптации выпускников к рыночным условиям.

Молодые специалисты - это основной «продукт», поставляемый высшими профессиональными образовательными учреждениями на рынок труда. Для них должны быть созданы условия, при которых выпускники могли бы наиболее эффективно применять свои знания. На планирование карьеры молодых людей некоторое влияние оказывает имущественное и социальное положение родителей, но многое зависит от собственных усилий: отношения к учебе, целеустремленности, позиции и активности на рынке труда, что в немалой степени определяет возможность трудоустройства по специальности [1].

Возможности трудоустройства представителей различных демографических групп неодинаковы. В наиболее сложном положении оказывается молодежь от 15 до 24 лет, впервые выходящая на рынок труда. На долю этой возрастной категории в составе трудоспособного населения приходится 20%;

в том числе занятого - 12%, а среди безработных - 27 % [3].

Например, согласно сведениям, предоставляемым Управлением занятости населения по Тамбовской области, был проведен анализ состава безработных выпускников Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (очного отделения) за период с 2004 по 2006 гг., где динамика выпускников, зарегистрированных в службах занятости, выглядит следующим образом:

в 2004 г. состояло на учете - 145 чел. (выпуск - 1160 ч.) - 12,5%;

в 2005 г. - 145 чел. (выпуск 1404 чел) -10,3%;

в 2006 г. - 92 чел. (выпуск 1760 чел.) -5,2%.

Хотя совершенно четко прослеживается тенденция снижения напряжения на рынке труда молодых специалистов, нельзя давать оценку трудоустройства выпускников, оперируя лишь количественными показателями безработицы. Очень важно: во-первых, выявить причины безработицы среди молодых специалистов (причину постановки на учет, длительность безработицы, причины увольнения с прежнего места работы, и т.д.), во-вторых, сделать оценку качественного состава выпускников, состоящих в службе занятости, в-третьих, учитывать психологическое состояние выпускника, впервые ищущего работу. Так как переполненные знаниями, энергией и исполненные амбициями молодые специалисты, получив от работодателей пару раз отказ, впадают в панику. Несколько растерянные, они приходят в службу занятости вставать на учет, пополняя ряды безработных.

Человек испытывает разочарование, неверие в собственные силы, что порой приводит к возникновению стрессовых ситуаций, личностных проблем и расстройств. Эмоциональные переживания и невозможность реализовать свой потенциал у одних в экстремальных условиях вызывают немотивированную агрессивность, у других полную апатию [3].

Таким образом, можно выделить три блока проблем психологического характера, связанных с трудоустройством выпускников.

Во-первых, молодой специалист не может найти работу и трудоустроиться сразу

после окончания вуза. С одной стороны, это объясняется тем, что студенты не полностью информированы о ситуации на рынке труда. Спрос и предложение на рынке труда имеют разную направленность, их несоответствие чаще всего проявляется в качественном несовпадении рабочих мест, которые предлагают предприятия, и профессиональной подготовке работников. С другой, имеют место причины психологического характера, такие, как нарушения формирования личности, психологическая травматизация, нарушения в системе притязаний, ценностей и потребностей и, как следствие, дезадаптация человека, которая и является причиной того, что молодой человек не может правильно сориентироваться в данной ситуации.

Во-вторых, неадекватная самооценка личности. Многие исследования показывают, что у человека, имеющего проблемы с трудоустройством, нередки случаи, когда возникают такие серьезные отклонения, как болезненная конфликтность, немотивированная мнительность и обидчивость, гиперпогруженность в собственные переживания. Им не хватает чувства самоуважения, чувства личного достоинства и собственной значимости, т.е. вырабатывается комплекс неполноценности.

В-третьих, высокая мотивация студентов к материальным благам, завышенные зарплатные ожидания и низкий стимул к накоплению любого трудового опыта (а не только по специальности) и стажа работы. Анкетирование, проведенное среди выпускников вуза, которое включало следующие вопросы: «Минимальный уровень заработной платы», «Возможность поиска работы по специальности», «Опыт работы» и др., показало, что у многих молодых специалистов завышены зарплатные ожидания. Если в среднем заработная плата по Тамбовской области в 2007 г. составляет 8-9 тыс. рублей [4], то зарплатные ожидания - около 40%, опрошенных выпускников составил 15-20 тыс. рублей, причем не учитывая тот факт, что у многих из них нет должного опыта работы, 30% выпускников определили свои ожидания в 8-10 тыс. рублей. В действительности, на что они могут рассчитывать как молодые специалисты без опыта работы - это 4-5 тыс. рублей. Здесь мы сталкиваемся с завышенными требова-

ниями выпускников, плохо владеющими информацией в сфере рынка труда.

Комплексное решение данных проблем возможно в случае возникновения посредников между представителями студенчества и работодателя в виде организованных вузовских центров содействия трудоустройству, которые позволят в первую очередь осуществлять психологическую помощь и не только выпускникам, но и студентам, начиная с первого курса. В первую очередь - это профконсультурование, цель которого состоит в психологической диагностике склонностей и способностей студента. Большинство подростков и многие взрослые не в состоянии самостоятельно и адекватно выбрать профессию. Свободное, сознательное и самостоятельное решение возможно принять лишь на основе знаний всей ситуации выбора и умения ею управлять. Следующий шаг -это проведение семинаров, круглых столов для получения информации об основных психологических проблемах, волнующих соискателей и информировании их о ситуации на рынке труда. На старших курсах - это

семинары-тренинги по технологии трудоустройства, дающие возможность подготовиться к активному поиску работы после окончания вуза, получить навыки эффективного общения, рассмотрение индивидуальных способов установления и поддержания контакта в различных ситуациях взаимодействия и ведения беседы, выявление недостатков и стереотипов общения и т.д.

1. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии. СПб.: Питер, 2001.

2. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и последипломном образовании. М.: Интерпракс, 1995.

3. Роль и место центров содействия занятости и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования в Федеральной системе занятости: материалы школы-семинара. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. С. 61.

4. Тамбовская область в цифрах, 2006 г.: Краткий статистический сборник. Тамбов: Тамбовский областной комитет госстатистики, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.