Научная статья на тему 'Психологические проблемы неполных семей'

Психологические проблемы неполных семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3614
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НАУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / РАЗВОД / FAMILY / SOCIALISATION / EXHORTATION / A SOCIAL ROLE / DIVORCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макадей Л. И.

Представлены результаты исследования роли семьи как одного из важнейших факторов социализации ребенка; обоснована роль отца и матери в воспитании детей; описаны психологические реакции детей на развод родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological problems of incomplete families

In article the author has presented results of research of a role of a family as one of the major factors of socialisation of the child, has proved a role of the father and mother in education of children, has described psychological reactions of children to divorce of parents.

Текст научной работы на тему «Психологические проблемы неполных семей»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ....................................................И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

ЛИ МАКАДЕЙ,

кандидат психологических наук, доцент Ставропольского государственного университета

makadej@yandex.ru

Аннотация. Представлены результаты исследования роли семьи как одного из важнейших факторов социализации ребенка; обоснована роль отца и матери в воспитании детей; описаны психологические реакции детей на развод родителей.

Ключевые слова: семья, социализация, научение, социальная роль, развод.

PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF INCOMPLETE FAMILIES

L.I. MAKADEJ,

the candidate of psychological sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university

The summary. In article the author has presented results of research of a role of a family as one of the major factors of socialisation of the child, has proved a role of the father and mother in education of children, has described psychological reactions of children to divorce of parents.

Key words: a family, socialisation, exhortation, a social role, divorce.

Семья — важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного периода времени семья выступает для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь ребенка включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.

Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса научения, так и по механизму социального научения. При этом процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта происходит в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой, — социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством особенного механизма социального научения, который называется викарным научением. Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других. Нарушение структуры семьи в результате развода приводит к выпадению важного звена в этом механизме социального научения.

Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие

«врастания» человека в общество себе подобных. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Воспитание в неполной семье может приводить к нарушениям усвоения социальных ролей и в дальнейшем обусловливать трудности в межличностном общении.

В социализации детей в разведенных семьях особую значимость приобретают такие проблемы, как возможная эмоциональная нестабильность семьи; отклонение семьи от нормальной семейной модели, принятой в обществе; отсутствие отца как образца идентификации, как важного источника получения ребенком опыта оберегающего взаимодействия с детьми. В современном обществе ролью отца в воспитании ребенка часто пренебрегают. Влияние семьи, как правило, рассматривается как влияние матери. При разводе суд почти в ста процентах случаев оставляет ребенка матери, практически независимо от того, какие условия предлагают ребенку мать и отец. Наконец, после развода, если мать не хочет, чтобы ребенок продолжал общаться с отцом, ей (на практике) почти всегда удается воспрепятствовать их встречам. По данным опроса минского социолога профессора Н.Юркевича, только 10% разведенных отцов принимают активное участие в воспитании ребенка, а отношения между родителями остаются доброжелательными; 30% отцов поддерживают с ребенком контакт, но отношения с матерью достаточно натянуты, что затрудняет воспитание; 60% вовсе не видятся со своими детьми — только платят алименты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ^^ -

(если не стремятся избежать даже такого минимального участия в их судьбе) [2].

В то же время многочисленные исследования убедительно показали, что отсутствие отца сопряжено с рядом отрицательных последствий для ребенка; дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний; у них, особенно у мальчиков, выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы; мальчики в неполных семьях чаще с трудом общаются со сверстниками; отсутствие мужчины в доме отрицательно сказывается и на успеваемости, и на самоуважении детей — опять же особенно мальчиков — они хуже усваивают мужские роли и соответствующий стиль поведения, а потому часто преувеличивают, гипертрофируют «маскулинность» своего поведения (грубость, драчливость и т.п.). Принято считать, что отцовское влияние сильнее всего в подростковом возрасте. Психологические исследования показывают: чем меньше ребенок в момент потери отца, тем серьезнее и глубже последствия такой потери. Для подростка уход отца — большая психологическая драма, но он все же может восполнить дефицит мужского начала общением с родственниками или, что всего важнее, со сверстниками. Маленький ребенок (это касается и мальчиков, и девочек) хотя и не осознает еще своей потери, но и не может ее восполнить. Даже для младенческого возраста отец и мать, по-видимому, не вполне взаимозаменяемы. Психолог М. Лэм систематически наблюдал, как родители контактируют с 7—13 месячными младенцами. Мать большей частью берет ребенка на руки, ухаживая за ним, стараясь успокоить, ограничить активность. Отец же берет ребенка специально для игры, для того, чтобы поддержать активность ребенка. И в старшем возрасте отцы больше поощряют самостоятельность, исследовательскую деятельность ребенка, помогают овладеть умениями, навыками. На фоне стабильно высокого числа разводов перевес роли матери в воспитании ребенка и изучение негативных последствий такого влияния приобретает огромное значение. По мнению американского психолога П. Ларссон, ситуация жесткого авторитарного доминирования властной жены и матери чрезвычайно специфична для современной России (в связи с ее особыми историческими условиями) и редко встречается в других культурах [1].

Распад семьи воздействует на детей многими способами. Во время и после развода отношения детей с обоими родителями изменяются. Дети могут стать непослушными и несговорчивыми, а в подростковом возрасте они могут эмоционально отстраниться от семьи. Им часто приходится выслушивать взаимные обвинения родителей. Дети могут оказаться в центре битвы за то, с кем они должны остаться после развода, и каждый из родителей старается привлечь ребенка на свою сторону. Порой родители соревнуются за любовь детей и стараются подкупить их подарками

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

или позволяют делать то, чего не разрешает противоположная сторона.

Реакция детей на развод родителей зависит от многих факторов, но возможно, наиболее важными являются следующие три:

# враждебность, которой сопровождается развод. При высоком уровне враждебности и озлобленности, предшествующей разводу и проявляющейся после него, детям труднее приспособиться к создавшейся ситуации. Конфликт между родителями выступает основной причиной снижения у детей чувства собственного благополучия. Когда родители ссорятся, у детей развиваются страхи и раздражительность; особенно уязвимыми они становятся тогда, когда их принуждают принять ту или иную сторону. Затяжные судебные баталии (например, за родительские права) или скандалы при дележе имущества, при решении вопросов о режиме свиданий уходящего из семьи родителя с ребенком и о материальной поддержке еще более осложняют ситуацию как для родителей, так и для детей;

# количество и значительность перемен в образе жизни ребенка. Если ребенок продолжает жить в том же доме, посещать ту же школу, и вокруг него остаются те же друзья, к которым он привык, то последствия развода переживаются им легче. И наоборот, если повседневная жизнь ребенка претерпевает большие изменения, — когда ему приходится жить то в одном доме, то в другом, расставаться со старыми друзьями, переходить в новую школу, — его уверенность в себе и ощущение порядка в жизни теряют прежнюю устойчивость. Чем большим изменениям подвергается жизнь ребенка, особенно сразу после развода, тем труднее ему приспособиться к новой ситуации;

# характер отношений родителей с детьми. Уверенность в постоянстве отношений с любящими родителями и эмоциональная поддержка от кого-либо из родителей, а лучше от обоих, помогают ребенку быстрее преодолеть неблагоприятные психологические последствия их развода. В действительности, непрерывающееся взаимодействие родителей с детьми более важно, чем сам факт присутствия дома одного или обоих родителей.

Таким образом, развод родителей — психотравми-рующая ситуация для ребенка. Во многом от того, как будут вести себя оба родителя после распада семьи, зависит личностное развитие ребенка в дальнейшем.

Литература

1. Кочубей Б. Зачем в семье мужчина? // Знание — сила. 1990. № 8. С. 34—40.

2. Образование родителей и школа. / Под ред. Л.Г. Пе-тряевской. М., 1999. С. 51—52.

3. Фигдор Г. Дети разведенных родителей. М., 1995. С. 234—237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.