Ениколопов С.Н.
Кандидат психологических наук, руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН, доцент кафедры нейро- и патопсихологии
факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, заведующий кафедрой криминальной психологии факультета юридической психологии
МГППУ Москва, Россия
Психологические проблемы агрессивного поведения детей
Я занимаюсь более взрослыми детьми, чем дошкольники, то есть подростки и молодежь. Но некоторые проблемы, с которыми мы сталкиваемся как в клинике, так и в тюрьме, заставляют обратить внимание на развитие детей, в том числе в дошкольном возрасте.
Современное состояние не только нашего общества, но и всего европейского и американского ареала заключается в том, что удлиняется молодость, образование становится все длиннее и длиннее (если человек не пропускает ни одной ступеньки образования, то клинический психолог в Соединенных Штатах Америки выходит на рынок труда в 28 лет, а психиатр в 30 лет).
Ускоренная профессионализация детей, начиная с детского сада, приводит к удивительной вещи. Мы сталкиваемся с инфантилизацией старших молодых возрастов, то есть подростков и молодых людей. Одна из причин инфантилизации естественно лежит в том, что они не проигрывают всего того, что нужно в детстве для процесса адекватной социализации, в эмоциональном и прочих отношениях. В связи с этим многим взрослым часто недоступно понимание эмоции другого человека, сопереживание этим эмоциям. Это одна из серьезных проблем.
Вторая проблема тоже из взрослого: когда мы анализируем проблему воспитания трудных детей и подростков и социальные отклонения, агрессия, о которой я буду говорить, выходит на одно из первых мест. У нас в стране параллельно нарастают две тенденции, с одной стороны, увеличивается насильственная преступность подростков, с другой стороны, они все чаще становятся жертвами насилия. С детьми это происходит очень часто: детей от 0 до 4, ставших жертвами насилия, вдвое больше, чем детей от 5 до 14 лет. Отношение к детям становится все более и более холодным. Время от времени мы сталкиваемся с вопиющими фактами, когда маленького ребенка убивают просто для того, чтобы он не мешал комфортно существовать. Это действительно проблема, две составные части которой взаимосвязаны. Мы не
должны сейчас заниматься только предотвращением агрессии, а про жертв думать потом. Одно уменьшает другое.
Агрессия - это целенаправленное деструктивное поведение, которое приносит физический ущерб людям или вызывает у них психологический дискомфорт. Агрессивные действия выступают в следующих основных формах:
- в качестве достижения какой-либо значимой цели;
- способ психологической разрядки;
- замещение блокированной потребности при переключении деятельности;
- некая цель, удовлетворяющая потребности в самореализации и самоутверждения.
В последнем случае агрессия непосредственно связана с «Я-концепцией» личности, является лучшей формой ее защиты. Много клинических факторов, показывающих, что агрессивность в качестве раздражительности резко растет на инициальных фазах заболевания.
Прежде всего, вклад в развитие агрессии у детей вносят взрослые.
Я не сторонник приписывать маленьким детям (до 5-6 лет) термин агрессия. Некоторые мои немецкие коллеги называют это прото-агрессией потому, что мы часто путаем активность ребенка с агрессией. Я настаиваю: важно обращать внимание на определение. Агрессия должна быть мотивирована, а случайные деструктивные действия должны вычленяться. Пока у ребенка нет сформированных причинно-следственных связей, когда он не добивается поставленных целей, а просто наказывает табуретку за то, что она его ударила, это некая прото-агрессивность, которая в процессе его развития либо закрепляется как агрессия, либо перестает быть таковой и он прекрасно понимает в каких ситуациях, что может делать. Поэтому до настоящего развития мотивационной сферы, во всяком случае, до того, как ребенок может устанавливать причинно-следственные связи, все-таки лучше не стигматизировать это поведение потому, что то, что названо, начинает существовать своей жизнью, и более того, оно становится предельно реальным, если мы об этом начинаем тревожиться.
Родители и значимые взрослые (воспитатели детских садов) влияют на развитие агрессивного поведения. Ребенок входит в агрессивное поведение, в первую очередь, научением. Мы всегда, рассуждая о причинах агрессивного поведения, акцентируем большое внимание на неудачах ребенка. На самом деле, наибольший вклад в развитие агрессивности вносит так называемое викарное обучение наблюдением. Ребенок не будет засовывать два пальца в розетку, если увидит, что произошло с другим, после того, как он их туда засунул. Соответственно, со всем остальным то же самое. Мы наблюдаем за поведением других и воспринимаем это поведение как адекватное или неадекватное, мы просто обучаемся этому поведению. Иногда это очень смешно, когда ребенок сворачивает бумажку и изображает курящего взрослого, но в обучении агрессивному поведению - это уже не смешно.
Важна роль родителей, и нужно понимать, что ребенок оценивает не только поведение родителей как двух взрослых, и видит их ругань между собой, но и все, что связано с их собственным поведением. Родители, очень часто считают: «я его пальцем не трогал, мы его не ругаем», но они ругаются между собой. Такое разведение контрпродуктивно потому, что все формы родительского поведения являются обучающим элементом.
Здесь действительно возникает одна серьезная проблема, которая очень сильно дискутируется среди исследователей агрессии, она связана с наказанием ребенка. С одной стороны, агрессия возникает из-за не подкрепления определенных форм поведения ребенка, с другой стороны, это обучение. Не случайно модны сейчас «були» - маленькие школьные хулиганы. Они очень интересны тем, что являются отлично социализированными, и большая часть учителей считает их замечательными. Норвежские и шведские исследования показали, что это дети, которых очень жестко и жестоко наказывали дома. Они выучили одно правило: «При взрослых надо вести себя хорошо, а в той зоне, где взрослые не могут контролировать поведение, там ты становишься в роли взрослого и мордуешь всех слабых».
Следующий фактор, действующий на развитие агрессивного поведения у детей - это телевидение и кино. Оттуда ребенок напрямую получает образцы агрессивного поведения. Серьезной проблемой является также воспитание враждебной или агрессивной атрибуции ситуации. Идет тревожный фильм, он создает ощущение того, что любая ситуация неопределенности, кончится для человека плохо, поэтому лучше уничтожить врага на опережение. Много исследований, показывающих, что дети дошкольного и младшего школьного возраста имеющие эту атрибуцию враждебности, входя в помещение, видят в нем больше угрожающих стимулов, чем нормальный ребенок. Между тем, помещение, как правило, нейтрально, например, классная комната.
Кроме того, формируются страхи, а агрессия лучший способ побороть страхи, потому что уничтожается источник страха. У маленьких детей страх и агрессия не так сильно расходятся. Так, у животных шипы, когти, клыки и т.д. могут интерпретироваться как страхи или как агрессия. Если хотите преодолеть агрессивность маленького ребенка, преодолевайте его страхи и тревоги. Эффекта будет намного больше, чем давать ему по рукам, когда он бьет куклу или что-нибудь подобное. Если у детей страх и агрессия слиты, то у взрослых тревоги и страхи опредмечиваются во внешнем мире, люди начинают бояться всего вокруг.
Когда я говорю о родительских ценностях и понятиях, я имею ввиду не только то, что касается воспитания. Все значимые для родителей явления транслируются на детей. Отношение родителей к событиям и реалиям внешней жизни воспринимается ребенком. Я сторонник проведения рубрикации передач по телевидению образом. Но есть передачи, которые ни в какую рубрику не попадают. Новостные передачи взрослые, безусловно, смотрят, ребенок через отношение родителей к тому, что передают,
приобретает определенную систему ценностей. К сожалению, наши телеканалы почти все новости начинают со взрывов и убийств. Отсюда мы имеем такой мощный канал негативной социализации.
На первом этапе, в раннем детстве, мы не очень хорошо дифференцируем агрессию и активность. Здесь скрыта опасность подавить активность ребенка, борясь с его будущей агрессивностью. В данном случае очень важно разрабатывать адекватные программы по преодолению агрессивности. Важнее всего программы, направленные на развитие самооценки, эмоциональной регуляции и коммуникации. Мы наблюдаем, что многие взрослые и высокоагрессивные подростки не умеют коммуницировать, адекватно воспринимать смыслы сказанного. То есть людям говорят одно, а они считывают совершенно другое. Эксперименты с такими взрослыми показывают, что коммуникативные функции у них сильно нарушены, особенно угадывание и понимание.
Мальчики и девочки с возрастом сильно различаются в проявлениях агрессивности. Мы считаем, что коррекцию нужно делать, когда они станут постарше и осознают свою полоролевую идентичность. Но уже на уровне первого года есть различия в поведении мальчиков и девочек, по ним можно провести дифференциацию будущих агрессивных действий. В программах воспитания детей это нужно учитывать.
Хочу подчеркнуть, что я не сторонник раздельного обучения. Оно в будущем приводит к огромному количеству проблем. Люди должны уметь общаться в том мире, в котором они будут жить и дальше, не нужно создавать искусственные условия. Но в программах нужно закладывать различия между мальчиками и девочки в восприятии ситуаций, вызывающих агрессию.
К сожалению, сейчас мы отмечаем дефицит исследований детско-подростковой агрессии. Есть небольшое количество работ, но они спорадические. В ряде случаев исследования неудовлетворительны с точки зрения методологии, потому что примешивается роль наблюдателя. Качественные исследования по данной тематике необходимы, поскольку условия нашей жизни меняются, на арену выходят высокоагрессивные девочки, групповые изнасилования, организованные девочками. Традиционная культура ориентирована на контроль над агрессией мальчиков, разработаны правила, например, лежачего не бить, драка до первой крови, правда, они тоже часто нарушаются, но это дворовые правила для мальчиков. Выясняется, что для девочек культура не придумала и не предусмотрела правил, а они выходят на арену как полноправные участники процесса. Поэтому разнять девичью драку сложно. Мне пришлось два раза в этом участвовать. Мальчиков я легко разнимал, но со студентками философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова мне это было не просто.