Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ УТРАТЫ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ УТРАТЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синдром утраты / приемы совладающего поведения / критерии успешного совладания / саморегуляция / копинг / loss syndrome / coping behavior techniques / criteria for successful coping / self-regulation / coping

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Талалай Алексндр Анатольевич

Статья посвящена изучению приемов успешного совладания в ситуации утраты на основе мониторинга личностных и семейных ресурсов. Выделены основные задачи совладающего поведения и дается анализ прогнозируемых вариантов развития стрессовой ситуации с установкой на успешное преодоление кризиса. На основе принципиально значимой возможности обучения преодолению дистресса предлагается к рассмотрению методологически обоснованный и апробированный пример из семейного репертуара продуктивных приемов совладания с итоговым алгоритмом успешного копинга. Акцентируется внимание на том факте, что подобная жизненная ситуация предполагает, прежде всего, работу с эмоционально-чувственной сферой личности. Конструктивная Я-концепция человека совладающего, опирающаяся на позитивный образ будущего и новые смысложизненные ориентации, ориентирована на прирост личностных смыслов бытия. Автор полагает, что разработанная модель проактивного совладания может стать основой для создания здоровьесберегающих программ нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TECHNIQUES OF COPING BEHAVIOR IN A SITUATION OF LOSS

The article is devoted to the study of techniques for successful coping in a situation of loss based on monitoring personal and family resources. The main tasks of coping behavior are highlighted and an analysis of the predicted options for the development of a stressful situation with a focus on successfully overcoming the crisis is given. Based on the fundamentally significant possibility of learning to overcome distress, a methodologically sound and proven example from the family repertoire of productive coping techniques with the final algorithm of successful coping is proposed for consideration. Attention is focused on the fact that such a life situation, first of all, involves working with the emotional and sensual sphere of personality. The constructive Self-concept of a coping person, based on a positive image of the future and new life orientations, is focused on the growth of personal meanings of being. The author believes that the developed model of proactive coping can become the basis for creating a new generation of health-saving programs.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ УТРАТЫ»

Научная статья УДК159.94

АЛЕКСАНДРАНАТОЛЬЕВИЧ ТАЛАЛАЙ

Старший преподаватель кафедры физического воспитания, ЧОУВО «Таганрогский институтупраеления и экономики», г. Таганрог e-mail: a.talalai@tmei.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ УТРАТЫ

Аннотация. Статья посвящена изучению приемов успешного совладания в ситуации утраты на основе мониторинга личностных и семейных ресурсов. Выделены основные задачи совладающего поведения и дается анализ прогнозируемых вариантов развития стрессовой ситуации с установкой на успешное преодоление кризиса. На основе принципиально значимой возможности обучения преодолению дистресса предлагается к рассмотрению методологически обоснованный и апробированный пример из семейного репертуара продуктивных приемов совладания с итоговым алгоритмом успешного копинга. Акцентируется внимание на том факте, что подобная жизненная ситуация предполагает, прежде всего, работу с эмоционально-чувственной сферой личности. Конструктивная Я-концепция человека совладающего, опирающаяся на позитивный образ будущего и новые смысложизненные ориентации, ориентирована на прирост личностных смыслов бытия. Автор полагает, что разработанная модель проактивного совладания может стать основой для создания здоровьесберегающих программ нового поколения.

Ключевые слова: синдром утраты, приемы совладающего поведения, критерии успешного совладания, саморегуляция, копинг

Тематический рубрикатор e-Librari: 15.21.00

ALEXANDERAN. TALALAI

Senior Lecturer at the Department of Physical Education Taganrog Institute ofManagement andEconomics, Taganrog

PSYCHOLOGICAL TECHNIQUES OF COPING BEHAVIOR IN A SITUATION OF LOSS

Abstract. The article is devoted to the study of techniques for successful coping in a situation of loss based on monitoring personal and family resources. The main tasks of coping behavior are highlighted and an analysis of the predicted optionsfor the development of a stressful situation with afocus on successfully overcoming the crisis is given. Based on the fundamentally significant possibility of learning to overcome distress, a methodologically sound and proven examplefrom thefamily repertoire ofproductive coping techniques with thefinal algorithm of successful coping is proposed for consideration. Attention is focused on the fact that such a life situation, first of all, involves working with the emotional and sensual sphere of personality. The constructive Self-concept of a coping person, based on a positive image of the future and new life orientations, is focused on the growth of personal meanings of being. The author believes that the developed model of proactive coping can become the basis for creating a new generation of health-saving programs.

Keywords: loss syndrome, coping behavior techniques, criteriafor successful coping, self-regulation, coping

Согласно определению ВОЗ, здоровье является логическую, социальную и духовную [2, с. 72].

состоянием полного физического, душевного Акцентируем внимание на актуальных составляю-

и социального благополучия, а не только щих здоровья, которые, прежде всего, становятся

отсутствием болезней и физических дефектов. Стрес- мишенями дистресса, т.е. обусловлены психологи-

совые ситуации могут угрожать здоровью и рассмат- ческими и социальными внешними факторами, риваются по объективной шкале - от ежедневных Психологическая составляющая укрепляется

жизненных трудностей (микрострессоров) до доста- функционированием механизмов саморегуляции и

точно травматичных. В последнем случае в психоло- совладания на фоне адекватного выражения чувств и

гии употребляется термин дистресс [1]. В зависимое- эмоций и проявляется в гармоничности развития

ти от модальности внешних факторов мишенями личности, принятии самого себя, своего «Я», ориен-

дистресса могут становиться различные составляю- тации на саморазвитие, интеграции психических

щие здоровья человека. В соответствии с современ- функций сцелью обеспечения творческогороста[3]. ными научными представлениями о структуре здо- Духовная составляющая как часть самосознания

ровья человека оно имеет пять неразрывно связанных личности подкрепляется наличием смысла жизни,

составляющих: биологическую, психическую, психо- опорой в жизнедеятельности на критерии добра,

© А.А. Талалай, 2024

осознанием причинно-следственной связи происходящих событий. Реализуется она в гармоничных отношениях с миром и ориентации на духовный рост и самосовершенствование. Искажения на уровне любой из этих составляющих может привести к болезням тела, души, духа [4,с. 151].

Вслед за Г. Селье всё научное психологическое сообщество согласно с тем, что самым опасным для психического и физического здоровья человека является продолжительный, хронический стресс (дистресс), когда все системы организма вынуждены работать с перегрузкой. Это грозит возможным появлением симптомов психологического истощения: потерей контроля над собой, низкой самооценкой, снижением интереса к работе и другим ежедневным делам. У человека появляются безразличие, равнодушие, которые сопровождаются усталостью и упадком сил. Такого вида стрессом безусловно является переживание горя в ситуации утраты близкого человека.

Ситуации утраты, являясь наиболее психотравматичными, достаточно основательно проработаны и описаны в результате психологических исследований. На основе их анализа наиболее важными представляются три фактора, влияющие на субъективную тяжесть переживания горя:

- объективно тяжелый случай утраты (смерть родителей или близких друзей) [5];

- отсутствие опыта переживания стрессовых ситуаций (до этого человек не сталкивался в своей жизни с особыми трудностями) [6];

- отсутствие/наличие навыков преодолевающего поведения; например, в работе A.A. Ковалевской отмечается, что в ситуации утраты «студенты психологических специальностей стараются применять методы преодоления горя, которые будут направлены на выражение эмоций и чувств, на их исследование и проживание (например, приемы арт-терапии, ведение дневников самонаблюдения, целенаправленные беседы и консультации о своем состоянии)» [7, с.134].

В целом, несмотря на большое количество публикаций по теме переживания горя и совладания с ним, можно указать на недостаточное количество работ, показывающих личный конструктивный опыт реализации совладающего поведения в ситуации утраты. Поэтому исследования по данной теме представляются весьма актуальными.

Цель работы заключается в разработке конструктивной модели проактивного копинга на основе применения психологических приемов совладающего поведения в ситуации утраты на основе рефлексии и критического осмысления ситуации личной утраты.

Методы исследования: анализ научной литературы по вопросам психологии стресса, утраты, совладающего поведения (в том числе, в ситуации утраты) и психологических механизмов адаптации к стрессу; рефлексия и критическое осмысление ситуации личной утраты; систематизация и классификация приемов и методов саморегуляции.

Процессы преодоления стрессовой ситуации получили название «копинг» (англ. to соре - справляться, преодолевать). Под копингом понимается

психологическое преодоление стресса, или совладаю-щее поведение личности [4]. Е.В. Битюцкая считает, что успешность копинга определяется как эффективное достижение трудной жизненной цели и рассматривается в контекстах эффективности, гибкости, ресурсов личности, культурных особенностей. В своем исследовании она приходит к выводу, что «успешный копинг соответствует трудным жизненным задачам, а его функциями являются приближение к цели через планомерные усилия и резистентность к собственному избеганию, а также к внешним помехам» [6, с. 383].

Совладающее поведение определяется Т.Л. Крюковой как позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или с трудной жизненной ситуацией. Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие с ситуацией - изменение ситуации (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю). Если субъект не владеет этим видом поведения, возможны неблагоприятные последствия для его продуктивности, здоровья и благополучия [8, с. 149]. Совладающее поведение является «зеркалом субъектной активности личности». Совладание задается человеком как субъектом своего поведения (по К.А. Абульхановой, личность имеет «жизненную способность удерживать себя в качестве субъекта своей жизни»), в противном случае человек превращается в пассивное существо, «плывущее по течению» [9, с. 17-18].

К критериям совладания большинство авторов относят:

- осознанность выбора человеком способа действий в ситуации стресса (в отличие от реактивного и защитного поведения);

- целенаправленность и контролируемость действий, способствующие устранению, преобразованию или приспособлению к трудной ситуации;

- адекватность действий моменту времени с целью регуляции уровня стресса: прогноз последствий выбора данной стратегии поведения для психологического благополучия субъекта/коллективного субъекта (семьи).

С точки зрения создателя теории стресса и копинга Р. Лазаруса, стресс и совладание являются двумя сторонами «одной медали». Эти взаимозависимые переменные либо способствуют гомеостазу, либо угрожают развитием дисфункциональных расстройств.

Р. Лазарус считал психологическую защиту пассивным копинг-поведением. Психологические защиты - это избегание, подавление, отрицание - искажение реальной ситуации. Копинговое поведение отличается от защитного поведения тем, что оно является гибким, целенаправленным, ориентированным на реальность и дифференцированным, тогда как защитное поведение - ригидным, вынужденным, искажающим реальность и недифференцированным [4, с. 58].

Психологические защиты и копинг-стратегии образуют единый взаимодополняющий механизм, который направлен на адаптацию в ситуации психологического напряжения. По мнению С. Альдвин, гомеостатическое совладание приводит к возвраще-

нию к основной линии функционирования, эволюционное отрицательное совладание приводит к более низкому уровню функционирования, а эволюционное положительное совладание приводит к более высокому уровню функционирования (росту) [10].

Выделяют пять основных задач совладающего поведения:

1) минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможности восстановления активности, деятельности;

2) терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций;

3) поддержание позитивного, положительного «образа Я», уверенности в своих силах;

4) поддержание эмоционального равновесия;

5) поддержание, сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми [11, с. 149]. Основываясь на авторитетном мнении профессора

М.А. Холодной о том, что «совладающее поведение -это репертуар (набор) копинг-стратегий, которые человек сознательно и гибко использует в целях поддержания необходимого для него качества жизни» [4, с. 75], далее обоснуем алгоритм применения психологических приемов совладающего поведения в ситуации утраты на основе рефлексии и критического осмысления личной жизненной ситуации: смерть супруги от онкологического заболевания.

На основе данного жизненного обстоятельства возникла остро осознаваемая потребность проанализировать личный и семейный арсенал адаптационных ресурсов (копинг-ресурсов), чтобы преодолеть кризис без соматических и личностных потерь, то есть достичь целей успешного совладания. Поэтому был разработан и апробирован семейный репертуар приемов совладания с кризисной ситуацией с тематическими блоками и возможным их наполнением. Данный ситуативный анализ приемов совладающего поведения основывается на рефлексии проделанного пути совладания на этапе стадии «реорганизации» горя или утраты [7, с. 134]. Систематизация тематических блоков и приемов совладания соотносится с классификацией «компонентов успешного копинга», предложенной Е.В. Битюцкой [6, с. 394-396].

Блок 1. «Системообразующим компонентом успешного копинга является цель - цель достижения (желаемого)» по Е.В. Битюцкой.

Совладание с утратой на начальном отрезке этого процесса является первоочередной задачей адаптации в ситуации потери, а процесс, ориентированный на восстановление, включает совладание со вторичными стрессорами, являющимися следствием перенесенной тяжелой утраты. Е.В. Битюцкая обосновывает центральную роль цели для актуализации успешного копинга [6, с. 383]. Осознанная актуальная задача совладания - сохранить здоровье, целостность личности, социальное и семейное благополучие. Задача перспективная предполагает возможность дальнейшего индивидуального развития, то есть индуцированного стрессом посттравматического роста.

Блок 2. Понимание ситуации как знание способов и средств достижения цели и прогноз развития ситуации по Е.В. Битюцкой.

Говоря об актуальности статьи, необходимо подчеркнуть принципиальную возможность обучения совладанию, то есть применению осознанных приемов совладания за счет овладения определенной последовательностью действий. Как считает A.A. Ковалевская, такое переживание включает в себя физические и психологические симптомы, а для преодоления синдрома утраты «оказываются полезны даже минимальные теоретические знания по вопросу психологических особенностей» этого процесса [7, с. 130]. В этой связи представляет интерес анализ приемов поведения человека совладающего в контексте стрессовой ситуации, стратегий и ресурсов совладания, личностно-средового взаимодействия, то есть это анализ совладающего поведения в режиме реального времени проживания утраты.

Блок 3. Жизнь продолжается (работа с эмоционально-чувственной сферой личности превалирует в ситуации утраты - эмоциональный фактор по Е.В. Битюцкой).

Проблемно-ориентированное совладание является наиболее адаптивным в ситуациях, поддающихся контролю личности. Однако в ситуации утраты более эффективными могут оказаться способы совладания, ориентированные на эмоции. В качестве психологических приёмов были использованы следующие:

- создайте позитивное настроение в начале нового дня. Например, прослушайте песню в исполнении Л. Мондрус «Проснись и пой». Глядя в зеркало, начните день с улыбки самому себе («Я привык улыбаться людям...»), а также не забывайте о позитивном влиянии на самооценку ухоженного внешнего вида;

- установка на любовь. Это отношение с любовью ко всему окружающему, как в стихах Р. Рождественского: «Всё начинается с любви: и озаренье, и работа, глаза цветов, глаза ребенка - все начинается с любви».

Любовь к своей семье. Любовь к жизни. Любовь к людям. Любовь к своей работе. Любовь к прекрасному (природа, искусство во всех видах...) - с лейтмотивом «Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!..»;

- социальная поддержка. Общение, взаимопонимание и поддержка семьи, верных друзей рождает чувство благодарности, помогает не замкнуться в себе. Совет старшего друга-наставника (в моем случае - коллега, первый учитель, классный руководитель) - это ценная личностно значимая рекомендация. Дружеское общение в кругу коллег и близких тебе людей. Участие в корпоративных мероприятиях вуза, в традиционном вечере встреч выпускников школы и тому подобное (эмоционально-ориентированный стиль совладания способствует временному отвлечению от проблемы);

- «отзеркаливание» жизненного позитива. Например, восприятие и отражение радостной суматохи жизни, рекреационные занятия двигательной активностью в коллективе стимулируют активность моторных и эмоциональных зеркальных нейронов мозга. В 1992 году профессор Д. Ризо-латти обнаружил «зеркальные нейроны» - уникальные клетки мозга, которые активизируются,

когда мы следим за действиями других людей. Эти клетки, словно зеркало, автоматически «отражают» чужое поведение у нас в голове и позволяют прочувствовать происходящее так, как если бы мы совершали действия сами. Яркий поэтический пример социального совладания: «Мне к людям хочется, в толпу, в их утреннее оживленье...» (Б.Л. Пастернак). Как следствие - улучшение настроения. Это типичный нейроэффект;

- помощь другим людям. Развитие навыков эмпа-тии делает человека сильнее духовно, придает уверенности, позитивно влияет на самооценку, позволяя взглянуть на свои жизненные обстоятельства по-новому;

- настрой на позитивный фокус восприятия жизни. Юмор и самоирония как средство объективации восприятия ситуации - взгляд со стороны: чтение классических юмористических произведений, а также просмотр юмористических телешоу и т.п.;

- красота лечит: оздоравливающие силы природы. Любование красотой природы, рыбалка, туристические походы, оздоравливающие термальные источники, рафтинг, поездка в горы как источник гормонов счастья и радости;

- арт-терапия. Посещение театра и кино; экскурсия в музей, в картинную галерею, посещение выставки, концерта, занятий танцами, слушание любимой классической музыки, творчество, хобби и т.д.;

- любовь к животным (аниматерапия). Например, в нашей семье позитивное влияние оказало успешное выхаживание дочерью выброшенного котенка, который внес игривое оживление в семейный быт; прогулки в режиме дня с любимым питомцем, часовая прогулка верхом на лошади в экстрим-парке «Мишоко» в Адыгее и т.п.;

- активное эмоциональное отвлечение. Авто- и мотопутешествия в новые места - поездка с близкими (в моем случае с дочерью) на побережье моря, в горы - на мой взгляд, временно необходима и обязательна смена локаций отдыха, что создает позитивную эмоциональную доминанту. Эти и другие приемы снятия психоэмоционального напряжения, психоэмоциональной разрядки позволяют стабилизировать эмоциональный баланс и вернуть человеку способность рационально мыслить и действовать.

Блок 4. Семейный копинг (семья - моя крепость). Семейное совладание рассматривается как прием создания необходимых условий для успешного проживания утраты и заключается в искреннем регулярном проговаривании актуального самочувствия и текущих проблем каждого члена семьи. Семья выступает в качестве коллективного субъекта общей охранительной активности, так как в ситуации потери близких именно переживание чувств и их эмоциональное словесное выражение позволяет не только сохранить психофизическое здоровье человека, но также «оторвать» человека от эмоциональной фиксации на прошлом, создав условия для жизни в настоящем и будущем. Это общение на новом уровне взаимопонимания и взаимоподдержки, необходимый рост духовного значения семейных праздников, тра-

диций, ежедневный семейный ритуал объятий - это выработка гормона окситоцина - гормона доверия и привязанности, который снижает тревожность, страх, вызывает чувство спокойствия и удовлетворения. Его выработка стимулируется прикосновениями других приятных людей.

Еще одним приемом совладающего поведения в этом блоке является «Ежедневник семейных успехов» как в письменном варианте для себя, так и в режиме доверительного общения с членами семьи. Это рефлексия эффективности контроля над ситуацией, взаимопомощь с целью поддержания позитивной самооценки, прогнозирование и работа над созданием ситуации семейного успеха. Кроме того, можно и нужно в такой ситуации опереться на жизненный опыт значимых взрослых, помня, что старшее поколение семьи поддерживает духовно и делится богатым, порой тяжелым жизненным опытом -безусловно, межпоколенная связь усиливает саноген-ный эффект семьи.

Блок 5. Психофизиологическая саморегуляция и телесно направленное совладание - контроль над ситуацией по Е.В. Битюцкой.

В этом блоке предлагаются следующие психологические приемы:

- мониторинг и активное пополнение личностных ресурсов здоровья;

- применение практик саморегуляции: мышечная релаксация, аутотренинг, йога, изометрические упражнения, визуализация, медитация, глубокое дыхание;

- массаж и самомассаж, спа-процедуры в термальном комплексе, успокаивающие ванны, любимые фрукты в рационе, горький шоколад (какао активизирует выработку серотонина, дофамина и триптофана - веществ, которые отвечают за душевный и эмоциональный подъем, противостоят стрессу), а также занятия в своё удовольствие любимым видом физической активности, снимающим эмоциональное напряжение, физиологические зажимы, но не перегружающим ослабленный организм;

- любимые рекреационные виды физической культуры: утренняя гигиеническая гимнастика, йога, пилатес, скандинавская ходьба, посещение бассейна, а также физическая активность в режиме дня. Рекомендуется любая аэробная физическая нагрузка (легкая пробежка, скандинавская ходьба, плавание, велосипедная прогулка, аэробика и т.д.), которая дает положительный физиологический результат, усиливает чувство уверенности в себе и снижает стресс. Упражнения должны быть достаточно интенсивными, но с соблюдением индивидуальной зоны безопасного пульса. Психологическая напряженность в жизни предполагает необходимость отсутствия таковой на тренировках, следовательно, идеальным вариантом является рекреационная деятельность с элементами игровой или спортивно-игровой деятельности, потому что «любая игра во все времена ... способна целиком захватить играющего» [12, с. 18]. Вы почувствуете оздоравливающий эффект психологического переключения. Цель подобных

упражнений - положительное изменение гормонального фона организма, находящегося в стрессе, потому что во время и после аэробных тренировок и напряженной физической активности выделяется гормон радости - эндорфин. Необходимым условием позитивного эффекта подобной физической активности является опора на сознательное выполнение достаточного по нагрузке комплекса упражнений, дающего в результате субъективное ощущение мышечной радости и удовольствия. Известно, что эндорфины обладают обезболивающим действием в экстремальной ситуации и способны компенсировать последствия выброса адреналина во время стресса и восстановить нормальную работу кардиореспиратор-ной системы и других внутренних органов. В личной программе были апробированы практические занятия физической культурой со студентами в роли преподавателя, ежедневные прогулки с дочерью в течение 45 мин, так как наукой доказано, что физическая нагрузка эффективно нейтрализует избыток выделившихся во время стресса гормонов (адреналина и норадреналина). В ежедневной практике хорошо помогают легко осваиваемые упражнения на глубокое дыхание и изометрические упражнения на мышечную релаксацию. Универсальной активностью при стрессе являются танцы.

Блок 6. Жить нужно непременно интересно -работа над позитивным образом будущего по Е.В. Битюцкой.

Открытость новому опыту: желание учиться - это желание жить интересно. Новые социальные роли: единственный родитель дочери - выпускницы школы, заинтересованное освоение новой роли дедушки; новая работа с новыми, интересными задачами, что предполагает развитие профессиональных способностей, а «развитие способностей, - по мнению Т.Н. Балиной, - взаимосвязано с гармонизацией психического здоровья и является взаимно поддерживающим процессом» [13, с. 76]; новые локации семейных путешествий, перестановка мебели в квартире, обновление интерьера, новые вещи в гардеробе (шопинг-терапия), новый опыт в хозяйственно-бытовой сфере жизнедеятельности семьи.

Блок 7. Обращение к профессионалам - контроль над ситуацией по Е.В. Битюцкой.

Беседы с психологом, а также обращение к психотерапевту в случае осознанной необходимости, потому что особенно вредны подавленные негативные чувства. В данном случае велика опасность психосоматического поражения здоровья.

Блок 8 (результирующий). Проблемно-ориентированный стиль совладания - установление контроля над ситуацией и работа над позитивным образом будущего по Е.В. Битюцкой.

Трудная жизненная ситуация - это всегда вызов индивидуальным психическим ресурсам. Центральное место в системе индивидуальных психических ресурсов занимает интеллектуальный контроль [4, с. 72-73]. Поиск средств преодоления кризиса за счет повышения собственной эффективности является гарантом успешности деятельности и уровня адаптиро-ванности человека: работа над позитивным пере-

осмыслением ситуации, преодоление эмоциональной фиксации - чтение психологической литературы по теме прорабатывания душевного кризиса (осознание и эмоциональный отрыв от «тела боли»; «тело боли -это болезненная привязанность к состоянию несчастья» - Э. Толле); просмотр мотивирующих фильмов о воле к жизни, основанных на реальных историях; рефлексия, нацеленная на самоодобрение в течение каждого дня; увеличение масштабирования в оценке ситуации (анализ и сравнение): взгляд с высоты, надситуативный, философский (например, чтение сочинений философов-стоиков (М. Аврелий «Наедине с собой» и др.) - это духовная работа над антикризисными смысложизненными ориентациями. Т.Н. Балина пишет, что «смысловая сфера придает, с одной стороны, определенную устойчивость поведению личности, а с другой - позволяет гибко адаптироваться к изменениям условий жизни и деятельности», следовательно, смысложизненные ориентации ведут через жизненные сложности и дают ощущение направления и цели [14, с. 62]. Опираясь на работы В. Франкла, следует подчеркнуть роль экзистенциального подхода к проблемам жизни: проблема - это не угроза, а вызов с его свободой, открывающимися возможностями и персональной ответственностью за выбор; возможно включение религиозного измерения с целью положительной переоценки ситуации: вера в Божий промысел, в бессмертие души с соблюдением религиозных обрядов поминовения усопшего.

Пример продуцирования новых нравственных максим (внутренний локус контроля)'. «Прекрасное есть жизнь (Н.Г. Чернышевский) «здесь-и-сейчас», следовательно, ежедневно необходимо видеть красоту в обыденности - это мишень восприятия, личностного преломления картины мира. Ситуативно необходимо осознание того факта, что «нужно... жить и исполнять свои обязанности» (А. Фадеев), а в к/ф «Планета Ка-Пэкс» герой Прот советовал: «Оставаться здесь и быть готовым ко всему» - вот в моем понимании задача-минимум. Работа с духовными центрами личностной силы жизни - индивидуальные смыслообразующие ценности движения вперед, заданные главной целью в долгосрочной перспективе, то есть позитивным образом будущего.

Когнитивная психогигиена. Этот приём совла-дающего поведения предполагает отбор контента: рекомендуется классическая юмористическая литература, вдумчивое чтение мудрых изречений народов мира (Те^гат-канал «Счастливый Мир» и т.п.); просмотр позитивных кинофильмов, юмористических телешоу и ограничение восприятия новостных ресурсов; приветствуется создание позитивного музыкального плейлиста - все это для того, чтобы минимизировать выработку гормона стресса корти-зола, который нарушает нам сон, память, работу щитовидной железы. Если даже и ретроградная рефлексия, то с чувством благодарности:

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.

В.А. Жуковский

Подводя итоги, можно сформулировать авторский

вариант алгоритма успешного совладания:

- ОПОРА на знания о себе и способы совладания (аудит наличных копинг-ресурсов: В.А. Бодров выделяет личностные, психологические, профессиональные, социальные, физические и материальные ресурсы [3]);

- ОЦЕНКА (реалистичная) новой жизненной и семейной реальности, ведущая к продуцированию новых смыслов и целей жизни (доминирование когнитивной оценки с прицелом на ведущую цель жизни на данном этапе с непременной верой в возможность её реализации, а также работа над позитивным образом будущего);

- АНАЛИЗ целей и намерений совладания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ВЫБОР приемов совладания на кратко- и долгосрочную перспективы;

- КОНТРОЛЬ успешности совладания на основе достижения заданной цели;

- КОРРЕКЦИЯ дорожной карты движения к новой профессиональной, личной и семейной гармонии. По мнению Е.В. Битюцкой, успешность копинга

может быть рассмотрена в следующих контекстах:

1) эффективности; 2) гибкости; 3) ресурсов личности;

4) культурных особенностей; 5) достижения цели.

Однако имеет значение при оценке успешности и

эффективности совладания не только достижение

цели, но и то, «какой ценой это осуществилось» [6, с. 384-385]. Следовательно, конструктивная Я-кон-цепция человека совладающего ориентирована на прирост личностных смыслов бытия: осознание ценности собственной жизни, следование новым жизненным приоритетам, переоценка роли межличностных отношений, позитивные изменения в сфере духовности, наконец, ощущение успешного совладания усиливают жизнестойкость и открывают новые возможности.

Существует обобщенный алгоритм обучения человека навыкам копинга, однако совладающее поведение по определению индивидуально, по свойствам мобильно и вариативно, а знаниевый компонент подобного стиля поведения имеет определяющее значение для выбора эффективных стратегий из потенциального репертуара. По мнению философа М. Хайдеггера, именно кризисные жизненные ситуации могут стать средством прорыва человека от повседневности и рутинности существования к его аутентичности и подлинности. В заключение необходимо подчеркнуть, что модель проактивного совладания является перспективной теоретической задачей для проведения исследований в области профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Именно такая модель может стать основой для создания здоровьесберегающих программ нового поколения.

СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ

1. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье; пер. с англ.; общ. ред. Е.М. Крепса. - Москва : Прогресс, 1979. -124 е.- Текст: непосредственный.

2. Хисариева H.A. Подходы к исследованию понятия психического здоровья / H.A. Хисариева. - Текст: непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. - 2021,-№2-3 (14-15). - С.72-80.

3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - Москва : ПЕР СЭ, 2006. -528 с. - Текст: непосредственный.

4. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. - Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 474 с. - Текст: непосредственный.

5. Бурина Е.А. Основные подходы к изучению утраты / Е.А. Бурина. - Текст: непосредственный // Интерактивная наука. -2016. - №6. - С. 54-56.

6. Битюцкая Е.В. Успешность копинга / Е.В. Битюцкая. - Текст: непосредственный // Психология. Журнал ВШЭ. - 2022. - №2. - С. 383-404.

7. Ковалевская A.A. Психологические особенности переживания горя и утраты / A.A. Ковалевская. - Текст: непосредственный // Гуманитарные науки. - 2020. - №1 (49). - С. 130-135.

8. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние, проблемы и перспективы / Т.Л. Крюкова. - Текст: непосредственный // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2008. -№4. - С. 147-153.

9. Абульханова К.А. Рубинштейновская категория субъекта и её различные методологические значения // Проблема субъекта в психологической науке ; отв. ред. A.B. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. - Москва : Академический проект, 2000. - С. 13-26. - Текст: непосредственный.

10. Aldwin С. Stress, coping and development: An integrative perspective. New York: Guilford Press, 1994. — 331 p. — Текст: непосредственный.

11. Сергиенко Е.А. Контроль поведения как основа саморегуляции / Е.А. Сергиенко. - Текст: непосредственный // Южно-российский журнал социальных наук. - 2018. - №4. - С. 130-146.

12.Хёйзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / И. Хёйзинга ; пер. с нидерл. / общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. - Москва: Издательская группа «Прогресс»; «Прогресс-Академия», 1991. - 464 с. - Текст: непосредственный.

13.Балина Т.Н. Роль способностей в поддержании психического здоровья / Т.Н. Балина. - Текст: непосредственный // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2022. - № 2(36). - С. 7377. -EDN AOQWWE.

14.Балина Т.Н. Факторы формирования смысложизненных ориентации / Т.Н. Балина, А.Н. Пудов. - Текст: непосредственный // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2023. - № 3(39). - С. 6064. - EDN KGVYHO.

REFERENCES

1. Sel'e G. Stress bez distressa [Stress without distress], Moscow, 1979, 124 p. (In Russ.)

2. Xisarieva N. A. Podxody' k issledovaniyu ponyatiya psixicheskogo zdorov ya [Approaches to the study of the concept of mental health], Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie i zdravooxranenie = Bulletin of ChelyabinskState University. Education and healthcare, 2021, no. 2-3 (14-15), pp.72-80. (In Russ.)

3. Bodrov V. A. Psixologicheskij stress: razvitie i preodolenie [Psychological stress: development and overcoming], Moscow, 2006, 528 p. (In Russ.)

4. Sovladayushheepovedenie: Sovremennoe sostoyanie iperspektivy* [Coping behavior: Current status and prospects], Moscow, 2008, 474 p. (In Russ.)

5. Burina E. A. Osnovny'e podxody' k izucheniyu utraty' [Basic approaches to the study of losst], Interaktivnaya nauka = Interactive science, 2016, no. 6, pp. 54-56. (In Russ.)

6. Bityuczkaya E. V. Uspeshnosf kopinga [Coping success], Psixologiya. Zhurnal VShE = Psychology. HSE Journal, 2022, no. 2, pp. 383-404. (In Russ.)

7. Kovalevskaya A. A. Psixologicheskie osobennosti perezhivaniya gorya i utraty' [Psychological features of the experience of grief and loss], Gumanitarny'e nauki =Humanities, 2020, no. 1 (49), pp. 130-135. (In Russ.)

8. Kryukova T.L. Psixologiya sovladayushhego povedeniya: sovremennoe sostoyanie, problemy' i perspektivy'fPsychology of coping behavior: current state, problems and prospects], Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psixologiya. Sociokinetika = Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2008, no. 4, pp. 147-153. (In Russ.)

9. AbuFxanova K.A. Rubinshtejnovskaya kategoriya sub'ekta i eyo razlichny'e metodologicheskie znacheniya / Problema sub'ekta v psixologicheskoj nauke [Rubinstein's category of the subject and its various methodological meanings / The problem of the subject in psychological science], Moscow, 2000, pp. 13-26. (In Russ.)

10. Aldwin S. Stress, coping and development: An integrative perspective. New York: Guilford Press, 1994, 331 p.

11. Sergienko E.A. KontroF povedeniya kak osnova samoregulyacii [Behavior control as the basis of self-regulation], Yuzhno-rossijskij zhurnal sociafny'x nauk = South Russian Journal of Social Sciences, 2018, no. 4, pp. 130-146. (In Russ.)

12. Xyojzinga J. Homo ludens. V teni zavtrashnego dnya [Homo ludens. In the Shadow of Tomorrow], Moscow, 1991, 464 p.

13. Balina T.N. Rof sposobnostej v podderzhanii psixicheskogo zdorov'ya [The role of abilities in maintaining mental health], Vestnik Taganrogskogo instituta upravleniya i e'konomiki = Bulletin of the Taganrog Institute of Management and Economics, 2022, no. 2(36), pp. 73-77. EDN AOQWWE. (In Russ.)

14. Balina T.N., Pudov A.N. Faktory' formirovaniya smy'slozhiznenny'x orientacij [Factors in the formation of life-meaning orientations], Vestnik Taganrogskogo instituta upravleniya i e'konomiki = Bulletin of the Taganrog Institute ofManagement and Economics, 2023, no. 3(39), pp. 60-64. - EDN KGVYHO. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 22.02.2024; одобрена после рецензирования 05.03.2024; принята к публикации 20.03.2024. The

article was submitted 22.02.2024; approved after reviewing 05.03.2024; accepted for publication 20.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.