Научная статья на тему 'Психологические предпосылки исследования проблемы дифференциации в системе социально-экологического образования студентов'

Психологические предпосылки исследования проблемы дифференциации в системе социально-экологического образования студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / SOCIAL-ECOLOGICAL FORMATION STUDENT / PSYCHOLOGICAL BASIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова В. С.

Целью настоящей работы является установление основ исследования проблемы дифференциации в системе социально-экологического образования студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PRECONDITIONS RESEARCH PROBLEMS DIFFERENTIATION IN THE SYSTEM OF SOCIAL-ECOLOGICAL EDUCATION OF STUDENTS

The Purpose a determination of the psychological conditions of the study differential in system social-ecological formation student.

Текст научной работы на тему «Психологические предпосылки исследования проблемы дифференциации в системе социально-экологического образования студентов»

бегущего самостоятельно по маршруту. Здесь спортсмен будет уверен в своих силах и станет бежать в удобном ему ритме, совершенно не напрягаясь. Изменим условия, добавив спортсмену партнера, имеющего достаточные, но менее успешные по сравнению с ним результаты по скорости. Первый участник приложит некоторые усилия, чтобы обогнать своего соперника в начале, и уменьшит их после занятия лидирующей позиции. Рассмотрим противоположную ситуацию, вместо отстающего партнера представим противника с превосходящими результатами. Тогда нашему спортсмену придётся приложить большие усилия, чтобы хотя бы держаться с противником на равных. Поэтому спортсмен в дальнейшем выйдет на новый уровень спортивных достижений. Проецируя вышесказанное на учебный процесс, был сделан вывод о том, что студента полезно погружать в условия повышенной конкуренции для определения его предполагаемых возможностей и способностей и для их правильного развития и использования.

Учитывая ситуацию на современном рынке труда, предлагается в качестве вида мотивации обязательное обеспечение рабочим местом на достойном и особо значимом в своей области предприятии для тех студентов, которые имеют самые высокие показатели в учебной деятельности. При наличии условий обеспеченности рабочим местом в будущем, студенты будут выкладываться на учебе, чтобы доказать работодателю свою значимость.

Особенным видом является материальная мотивация. Поощрения должны оказываться не всему студенчеству в общем, а именно тем его представителям, которые показывают и доказывают свои достойные знания и стремления. Должен оказываться индивидуальный подход к назначению стипендии отлично учащимся студентам, применение каких-либо льгот или санкций за превосходные показатели, снижение стоимости обучения для студентов, обучающихся на платной основе.

В целях морального стимулирования студентов и демонстрации особого значения успехов и достижений отлично обучающихся студентов предлагается внести некоторые изменения в уже существующую систему социальной мотивации.

Помимо доски почета факультетов и ВУЗа соответственно необходимо создать «доску почета - онлайн». Предполагается, что она будет обновляться не раз в год, а по результатам семестра или, возможно, модульного контроля. Эта же доска будет размещена непосредственно на сайте университета, что будет более весомым стимулом для студентов, так как фотографии отличников будут наблюдать не только в стенах ВУЗа, но и на официальном сайте, а это обеспечит более широкую аудиторию наблюдателей.

Как альтернатива «доски почета» допускается так называемая «доска не почёта». Это пример ранее описанной отрицательной мотивации, или упрощенный метод «кнута и пряника». Необходимо установить точную планку для определения допустимого минимального результата. Определяются две группы учащихся: «худший среди лучших» и «худший среди худших». Границы допускаемых значений определяются преподавателем, исходя из особенностей дисциплин и показателей обучающихся.

Если продолжить тему с поощрениями типа «автомата» на экзамене, то предлагается ввести некоторые уступки для тех, кто показал отличные результаты и хочет продолжить профессиональное обучение в дальнейшем. Такого рода поощрения могут выражаться в виде снижения стоимости обучения или упрощенное поступление при выборе обучения на магистратуре, или обеспечение дополнительных обучающих курсов по специальности.

Литература

1. Васильева Е.Г., Методика и техника конкретного социологического исследования: Учебно-методическое пособие/ Е.Г. Васильева. - Волгоград: Издательство Волг ГУ, 2000. - 64 с.

2. Ярулина Л.Р., Развитие учебной мотивации студентов/ Л.Р. Ярулина // Социс. - 2007. - №4. - с. 30-32.

3. Ушамирская Г.Ф., Интернационализация социальных ролей учащейся и студенческой молодежи/ Г.Ф. Ушамирская. -Волгоград: Издательство Волг ГУ, 2002. - 170 с.

4. Статья «Образование - технологии - безопасность» [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.atomic-energy.ru/articles/2008/06/28/1926

5. Мартынова Т.Н., Особенности системы ценностных ориентаций студентов с различной мотивацией выбора исследования/ Т.Н. Мартынова // Социс. - 2004. - №3. - с. 27-31.

6. Андреева Ю.В. Педагогическая поддержка мотивации студентов на профессиональное саморазвитие //Образование и саморазвитие. - 2008. - № 4. - С.10-11.

7. Воробьёв, А. Л., Феськова А. А. К вопросу о повышении мотивации студентов к обучению / А. Л. Воробьёв, А. А. Феськова // Материалы Международной научно - технической конференции - ISBN 978-5903513-96-3.-Брянск: НДМ, 2014. - с. 416-421.

Шилова В.С.

Доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕ, Национальный исследовательский университет, «Белгородский

государственный университет»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация

Целью настоящей работы является установление основ исследования проблемы дифференциации в системе социальноэкологического образования студентов.

Ключевые слова. Социально-экологическое образование студентов, дифференциация, психологические основания.

Shilova V.S.

The doctor of pedagogical sciences, professor, Natural research university “BELGU”

PSYCHOLOGICAL PRECONDITIONS RESEARCH PROBLEMS DIFFERENTIATION IN THE SYSTEM OF SOCIAL-

ECOLOGICAL EDUCATION OF STUDENTS

Abstract

The Purpose - a determination of the psychological conditions of the study differential in system social-ecological formation student.

Keywords. Social-ecological formation student, дифференциация, psychological basis.

Сложное содержание социально-экологического образования, особенности его процесса требуют и особых условий его реализации. Одним из таких условий и путей, на наш взгляд, выступает дифференцированный подход. Напомним, что в Словаре иностранных слов дифференциация (лат.- differentia) рассматривается как разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени. В Русском толковом словаре «дифференцировать» означает расчленять, различать разнородные факты, явления при рассмотрении или изучении чего-либо. Словарь синонимов русского языка отождествляет дифференциацию с разграничением, размежеванием, разделением [11; 9; 12].

Явление дифференциации изучается не только на общетеоретическом, но и на конкретно-научном уровне. В контексте настоящего исследования определенный интерес представляют достижения ученых-психологов в этом вопросе. Раскроем устоявшиеся позиции в психологической науке.

Дифференциация, прежде всего, связывается с изучением психологических различий не только между индивидами, но и между группами людей, причины и последствия этих различий. Сформировалась и особая область научного психологического знания - дифференциальная психология, начало которой было положено в начале ХХ века в работах В. Штерна, Ф. Гальтона, А.

113

Бине, А.Ф. Лазурского и других исследователей. При этом основным методом диагностики в дифференциальной психологии стало тестирование, хотя на основной вопрос о причине различий оно ответа не давало. В настоящее время, помимо тестирования, используются новые подходы и методы, причем, как экспериментальные, так и математические, использующие новые информационные технологии [4].

Из современных отечественных психологов внимание этой проблеме уделяет Шевандрин Н.И., справедливо отмечая, что при формировании группы учащихся наблюдается два фундаментальных процесса: дифференциация и интеграция. Дифференциация проявляется в возникновении различий между детьми по индивидуальным качествам, престижу, статусу в группе [16]. Феномен дифференциации исследуется и в психофизиологии; связывается с таким явлением в психологии как порог различения -дифференциальный порог, включается в диагностическую методику (дифференциально-диагностическая методика), предложенную

О. Вейнингером в 1986 году; требует разработки и учета психолого-педагогических основ в процессе выбора профиля обучения [1;

8].

Обязательным является рассмотрение проблемы дифференциации в педагогической психологии, которая психологическую сущность индивидуального и дифференцированного подходов видит в умении учителя учитывать индивидуальные психологические особенности детей и дифференцированно к ним подходить. Применяя какую-либо форму работы, подчеркивают ученые, необходимо учитывать ряд психологических факторов: темперамент, успеваемость, сильные и слабые стороны учебной деятельности, уровень развития ученика, характер мышления, интересы, отношение к предмету, кругозор, межличностные отношения в классе [2; 5].

Зарубежные авторы (А. Ребер и др.) оперируют такими понятиями, как: дифференциальная валидность, диагностика, психология, реакция, фертильность, обусловливание, подкрепление, торможение, угасание, подсчет, предел, рост, стимул и др. [8]. Определенный интерес представляет явление дифференциации в контексте исследования проблемы интегральной психологии, рассматриваемой К. Уилбером на основе анализа досовременных, современных и постсовременных источников [14]. Исторические аспекты психологии, представления о человеке, различия между людьми, начиная с эпохи Просвещения и до конца XX века, исследуются известным британским ученым Р. Смитом. Особое место автор отводит вопросам зарождения представлений об индивидуальных различиях людей, проблеме личности в теории и практике, связи индивидуального и социального [13]. Дифференцированный подход рассматривается и применяется в исследовании различных проблем личности (Хьелл Л., Зиглер Д.), вопросов интуиции и ее значения в жизни человека (Майерс Д.), теории дифференциальных эмоций (Кэррол Э. Изард) [15; 6; 3].

Таким образом, уже предварительный психологический анализ состояния проблемы дифференциации позволяет выделить ее основные факторы, линии изучения и в системе социально-экологического образования учащейся молодежи. Главный фактор -индивидуальные различия обучающихся, проявляющихся в разных аспектах, в частности, анатомо-физиологических, личностных, социально-экономических, педагогических. В связи с этим эффективность социально-экологической подготовки студентов и направления ее изучения во многом определяются именно выделенным фактором и его составляющими. Более глубокие выводы -предмет дальнейшего исследования.

Подытоживая отметим, что феномен дифференциации продолжает интересовать ученых, позволяя решать конкретные задачи, прогнозировать состояние различных изучаемых систем. Достижения психологической науки в решении проблемы дифференциации в свою очередь будут способствовать исследованию проблемы индивидуализации в процессе социальноэкологического образования учащейся молодежи [17].

Литература

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.- СПб., 2000.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Р-н-Д., 1997;

3. Изард К.Э. Психология эмоций.- СПб., 2000.

4. Краткий психологический словарь,- М., 1985.

5. Мананникова Е.Н. Педагогическая психология.- М., 2007.

6. Майерс Д. Интуиция.- Спб., 2009.

7. Психолого-педагогический словарь. /Под ред. П.И.Пидкасистого.- М., 1998.

8. Ребер А.. Большой толковый психологический словарь. - М., 2000.

9. Русский толковый словарь. - М., 1998.

10. Современный словарь по психологии.- М., 2000;

11. Словарь иностранных слов.- М., 1982.

12. Словарь синонимов русского языка. - М., 1999.

13. Смит Роджер. История психологии. /Пер. с англ. - М., 2008.

14. Уилбер К. Интегральная психология.- М., 2004.

15. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб., 2009.

16. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.- М., 1995.

17. Шилова В.С. Социально-экологическое образование студентов. Монография.- Белгород, 2006.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / ARTS

Сошников В.Д.1, Шадхан И.А.2

'Заведующий кафедрой режиссуры мультимедиа, профессор, Заслуженный работник культуры РФ; 2 профессор кафедры режиссуры мультимедиа, Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат государственной премии СССР, Санкт-Петербургский

гуманитарный университет Профсоюзов,

ИСКУССТВО МУЛЬТИМЕДИА В ДИАЛОГЕ КЛАССИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ РЕЖИССУРЫ И СОВРЕМЕННОЙ

ТВОРЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация

В статье рассматриваются образовательные аспекты режиссерской деятельности в различных сферах современной творческой практики и выявляются общие принципы теории режиссуры и их специфика применительно к конкретным ее направлениям.

Ключевые слова: режиссура, мультимедиа, образование, творчество.

Soshnikov V.D. \ Shadkhan LA.2

'Head of the Department of multimedia art, Professor, Honored Worker of Culture of the Russian Federation; Professor of the Department of multimedia art, Honored Worker of Arts of the Russian Federation, winner of the state award USSR, Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences MULTIMEDIA ART IN DIALOGUE OF CLASSICAL TRADITIONS AND CONTEMPORARY ART - PRACTICE

Abstract

The article discusses the educational aspects of the director's work in various areas of modern art- practice and formulates general principles and theory of directing in relation to specific areas.

Keywords: direction, multimedia, education, creativity.

114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.